Научная статья на тему 'Разработка организационных технологий фармацевтической помощи амбулаторным больным (на примере сахарного диабета)'

Разработка организационных технологий фармацевтической помощи амбулаторным больным (на примере сахарного диабета) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
492
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сахарный диабет / фармацевтическая помощь / diabetes mellitus / pharmaceutical care / цукровий діабет / фармацевтична допомога

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семенова А. Д.

С учетом мировых тенденций развития здравоохранения научно обоснованы концептуальная модель оказания фармацевтической помощи амбулаторным больным сахарным диабетом и интегрированная технология управления процессами фармацевтической помощи на основе персонализации фармацевтического обслуживания, специализации аптек, моделирования процедур информационного взаимодействия между медицинскими организациями и аптеками, оптимизации назначения и обеспечения лекарственными препаратами, оказания информационно-консультационных услуг с использованием методов и средств современных информационных технологий, разработки пошаговых руководств по реализации технологий управления, создания системы непрерывного профессионального образования специалистов аптек в области сахарного диабета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семенова А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL TECHNOLOGIES FOR PHARMACEUTICAL CARE TO OUTPATIENTS (ON THE EXAMPLE OF DIABETES MELLITUS)

Taking into account global trends in the development of healthcare, there were scientifically grounded conceptual model of pharmaceutical care to outpatients with diabetes mellitus and the integrated technology of managing processes of pharmaceutical care on the basis of personalization in pharmaceutical care, specialization of pharmacies, modeling procedures of information exchange between medical institutions and pharmacies, optimization of prescription and providing drugs, providing information and consulting services with the use of methods and means of modern information technologies, the development of step-by-step guides for the implementation of control technologies, the creation of a system of continuous professional education of pharmacy specialists in the field of diabetes mellitus.

Текст научной работы на тему «Разработка организационных технологий фармацевтической помощи амбулаторным больным (на примере сахарного диабета)»

УДК615.272.3: 616.379-008.64 СЕМЕНОВА АД

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ АМБУЛАТОРНЫМ БОЛЬНЫМ (НА ПРИМЕРЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА)

Резюме. С учетом мировых тенденций развития здравоохранения научно обоснованы концептуальная модель оказания фармацевтической помощи амбулаторным больным сахарным диабетом и интегрированная технология управления процессами фармацевтической помощи на основе персонализации фармацевтического обслуживания, специализации аптек, моделирования процедур информационного взаимодействия между медицинскими организациями и аптеками, оптимизации назначения и обеспечения лекарственными препаратами, оказания информационно-консультационных услуг с использованием методов и средств современных информационных технологий, разработки пошаговых руководств по реализации технологий управления, создания системы непрерывного профессионального образования специалистов аптек в области сахарного диабета. Ключевые слова: сахарный диабет, фармацевтическая помощь.

International journal of endocrinology

Эндокринологу от других специалистов

/To Endocrinologist from Other Experts/

Забота о здоровье населения является одной из первостепенных задач государства. Особое внимание системы здравоохранения должно быть сфокусировано на предупреждении распространения и снижении человеческих и финансовых потерь при социально значимых заболеваниях, перечень которых формируется на основе структуры заболеваемости и причин смертности.

Ключевые законодательные документы в области здравоохранения закрепляют исключительную роль медицины в достижении поставленных целей, в то время как рациональный подход к решению проблемы социально значимых заболеваний требует привлечения всех ресурсов системы здравоохранения. Одной из ведущих отраслей данной сферы является фармация, значимость которой зачастую не получает должной оценки при разработке систем реализации социальных гарантий граждан.

Одним из социально значимых заболеваний является сахарный диабет (СД), специфика которого заключается в многообразии сопутствующих быстропро-грессирующих осложнений, существенно снижающих качество жизни и трудоспособность пациентов, а также приводящих к инвалидности и преждевременной смерти.

Отдельные аспекты помощи больным СД, в числе которых профилактика среди групп риска, выявление

заболевания, предупреждение развития и/или про-грессирования осложнений, персонифицированное фармацевтическое обслуживание, а также вопросы рационального обеспечения лекарственными препаратами (ЛП) и медицинскими изделиями, предполагают привлечение ресурсов фармацевтической науки и разработки определенных организационных технологий фармацевтической помощи таким больным.

Рядом авторов проводились исследования различных аспектов фармакоэкономики СД, вопросов рационального лекарственного обеспечения больных СД, анализа и прогнозирования потребления ЛП [1, 2]. Однако организационные аспекты оптимизации лекарственного обеспечения, связанные с координацией действий аптечных и медицинских организаций, рассмотрены не были.

Изучение аспектов оказания фармацевтической помощи населению и, в частности, совершенствования фармацевтического обслуживания в аптечных организациях было освещено в отдельных исследованиях [3, 4], однако проблема реализация принципов Надлежащей аптечной практики в части персонифицированного фармацевтического обслуживания больных соци-

© Семенова А.Д., 2014

© «Международный эндокринологический журнал», 2014 © Заславский А.Ю., 2014

ально значимыми заболеваниями, направленного на профилактику развития осложнений и формирование здоровьесберегающего поведения, не была раскрыта.

Цель исследования — методологическое обоснование организационных технологий фармацевтической помощи амбулаторным больным СД. Под организационной технологией фармацевтической помощи мы понимаем упорядоченную совокупность методов и подходов, направленных на совершенствование отдельных аспектов фармацевтической помощи населению.

Методология и методы исследования

Методологическая основа исследования базируется на концепции персонализации услуг в сфере здравоохранения и совершенствовании лекарственного обеспечения населения; основах законодательства об охране здоровья граждан; международных концепциях реализации роли фармацевта в системе здравоохранения; рекомендациях Всемирной организации здравоохранения; основных принципах непрерывного образования и профессионального развития специалистов; нормативных правовых актах в сфере здравоохранения, образования, обращения лекарственных средств.

Объекты исследования: организация лекарственного обеспечения и оказание фармацевтической и медицинской помощи больным СД в России и за рубежом; профессиональные компетенции специалистов фармацевтического профиля; первичная заболеваемость и распространенность СД в России и Пермском крае; использование современных информационных технологий в сфере лекарственного обеспечения населения Пермского края; лекарственный и нелекарственный ассортимент аптечных организаций; потребность больных СД в оптимизации лекарственного обеспечения (727 анкет), в отдельных направлениях фармацевтической помощи (382 анкеты); компетентность специалистов аптечных организаций по вопросам оказания фармацевтической помощи больным СД (162 анкеты); структура и информационное наполнение сайтов в сети Интернет, посвященных СД.

Источниками информации служили: действующие нормативные правовые акты в сфере здравоохранения, образования, обращения лекарственных средств; публикации российских и зарубежных авторов; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «фармация»; сборники статистических материалов и официальные отчеты Министерства здравоохранения и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения о состоянии здоровья населения; информационные системы в сфере здравоохранения Пермского края, анкеты фармацевтических работников (336), анкеты больных СД (1109), сайты в сети Интернет.

В процессе исследования использовались методы функционального и графического моделирования, менеджмент-аудит, ситуационный, статистический, структурно-логический анализ, документального ис-

следования, социологического опроса (анкетирования, интервьюирования); непосредственного наблюдения и др.

Обработка результатов осуществлялась с использованием компьютерной программы Microsoft Office Excel.

Результаты исследования и их обсуждение

Заболевание сахарным диабетом является глобальной медико-социальной проблемой человечества. Согласно международным рекомендациям, ключевыми аспектами предупреждения распространения СД и повышения качества жизни больных данной нозологией являются профилактика СД 2-го типа, раннее выявление и тщательный контроль течения заболевания. Мировой опыт показывает, что привлечение специалистов фармацевтического профиля к решению данных задач является продуктивным и снижает затраты системы здравоохранения. Согласно публикациям зарубежных и российских авторов, основными направлениями оказания фармацевтической помощи больным СД являются: профилактика заболевания; выявление и повышение комплайентности больных СД; взаимодействие с врачом и пациентом; персонификация обслуживания. При этом для обеспечения качества фармацевтического обслуживания больных СД за рубежом разработаны и реализуются программы повышения квалификации для специалистов фармацевтического профиля по вопросам оказания помощи при данной нозологии.

В России СД признан социально значимым заболеванием, в отношении которого на протяжении последних десятилетий проводится активная государственная политика. Однако действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена реализация направлений фармацевтической помощи, признанных эффективными международным сообществом, компетенции специалистов фармацевтического профиля не всегда находят должное применение при организации помощи больным СД.

Для изучения современного состояния и перспектив реализации отдельных направлений оказания фармацевтической помощи нами были выделены следующие векторы исследования: менеджмент-аудит информационного сотрудничества врача и фармацевтического работника при организации лекарственного обеспечения больных СД; ситуационный анализ организации лекарственного обеспечения, оказания фармацевтической помощи и потребности больных СД в отдельных направлениях фармацевтических услуг; оценка компетентности фармацевтических работников.

Анализ действующих нормативных правовых актов, имеющаяся практика назначения и отпуска лекарственных препаратов свидетельствуют о необходимости взаимодействия специалистов аптечных и медицинских организаций.

Целесообразность обмена информацией между данными специалистами по отдельным направлени-

ям подтверждается результатами изучения мнения фармацевтических работников методом случайного выборочного опроса. Так, установлено, что 87,4 % специалистов аптечных организаций хотели бы получать от врача информацию об основном и сопутствующих заболеваниях посетителя, 82,1 % — о назначенных ЛП и продолжительности курса лечения, 44,3 % — о склонности к аллергическим реакциям, 21,9 % — о возрасте посетителя, 91,8 % — о наличии беременности, 94,8 % респондентов считают необходимым информировать врача о несоблюдении больным схемы лечения, 71,9 % — о жалобах посетителя, с которыми он обращается в аптеку, 82,3 % — о приобретении посетителем ЛП в рамках осуществления «ответственного самолечения», 98,3 % — о проявлении побочных действий ЛП.

Между тем результаты менеджмент-аудита показали, что в настоящее время не вполне организовано взаимодействие между специалистами аптек и врачами, в том числе в рамках функционирования информационных систем в сфере здравоохранения. Так, установлено, что в Пермском крае осуществляется информационный обмен между аптечными и медицинскими организациями только в системе государственной социальной помощи, при этом данные в цифровом формате передаются через посредника — региональный аптечный склад, поэтому получаемая врачом информация о наличии ЛП в конкретных аптеках не всегда актуальна и зачастую больным для получения необходимых ЛП приходится посетить несколько аптек.

Анализ нормативных правовых актов показал, что за больными СД законодательно закреплено право на бесплатное получение ЛП, однако по результатам ситуационного анализа организации лекарственного обеспечения методом опроса больных СД установлено, что 25,8 % больных СД 1-го типа и 59,2 % больных СД 2-го типа частично или полностью приобретают ЛП за счет собственных средств, при этом 59,6 % из них одной из причин приобретения препаратов называют сложность процедуры получения ЛП в аптеке: трудность получения всех выписанных ЛП в одной аптечной организации, что определяет необходимость посещения нескольких аптек в поисках ЛП; постановку рецептов на отсроченное обслуживание; неактуальность информации о наличии ЛП в конкретной аптечной организации, получаемой от врача в момент выписывания рецепта.

Изучение потребности больных СД в отдельных направлениях фармацевтических услуг проводилось методом случайного выборочного опроса. Результаты анализа показали, что у больных СД существует потребность в информационно-консультационных услугах по вопросам, входящим в компетенции специалистов фармацевтического профиля: ЛП для лечения СД и его осложнений (87,7 % респондентов); здоро-вьесберегающее поведение при легких расстройствах здоровья на фоне СД (84,6 %); применение товаров нелекарственного ассортимента (91,3 %); информация о заболевании и его осложнениях (98,7 %). Однако для

получения информации по данным вопросам около половины больных (46,3 %) обращаются к средствам массовой информации. Особую значимость как источник информации для респондентов до 60 лет имеет сеть Интернет, однако анализ сайтов, посвященных сахарному диабету, показал, что подавляющее большинство интернет-ресурсов содержат информацию, способную ввести в заблуждение пациента и снизить мотивацию к следованию врачебным назначениям (рекомендации по самолечению СД и его осложнений без обращения к врачу (в том числе в рамках бесед на форумах); рекламный характер представленных материалов; отсутствие ссылок на источник информации, автора, советы больных СД). Перечисленное подтверждает необходимость формирования и предоставления объективной профессиональной фармацевтической информации не только при обращении больного в аптеку, но и в сети Интернет.

Результаты случайного выборочного опроса больных СД также показали, что свыше 80 % из них не-комплайентны, при этом ведущими причинными факторами низкой комплайентности являются сложность соблюдения схемы лечения и недостаточная мотивация к соблюдению назначений врача. Так, затруднения в чередовании нескольких ЛП возникают у 40,6 % респондентов; в соблюдении правил приема ЛП в зависимости от приема пищи — у 30,4 % и кратности приема — у 22,3 %. Только 49,5 % респондентов с низким уровнем комплайентности ответили, что хорошо осведомлены о природе и последствиях СД и его осложнений, и 19,6 % — о действии и пользе назначенных ЛП. Установлено, что коррекция данных факторов может осуществляться в пределах компетенций специалистов фармацевтического профиля.

Одним из определяющих факторов качества оказания фармацевтической помощи является профессиональная квалификация специалистов фармацевтического профиля. Изучение показало достаточно высокий уровень самооценки знаний специалистов аптек в области СД, однако результаты тестирования по темам, сформированным на основании выявленной потребности больных в информации и компетенций специалистов фармацевтического профиля, показали невысокий уровень компетентности по данным вопросам (средний балл составил 2,85 из 25 возможных).

На основе обобщения данных литературы и результатов проведенных исследований нами разработана Концептуальная модель оказания фармацевтической помощи больным СД, отражающая цель, задачи фармацевтической помощи и их направленность на содействие реализации отдельных международных принципов предупреждения распространения СД и повышения качества жизни больных данной нозологией.

Цель фармацевтической помощи больным СД — содействие лечению СД, направленное на улучшение и/или поддержание качества жизни больного, связанного с состоянием здоровья. Согласно концептуальной модели, в рамках содействия профилактике СД 2-го

типа и поддержанию физической активности больных, задачей фармацевтической помощи является проведение просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни, информирование о факторах риска, мерах профилактики СД и его осложнений. Для реализации принципа ранней диагностики заболевания специалисты аптек должны выявлять лиц с факторами риска и симптомами СД и направлять их к врачу. В рамках профилактики развития осложнений заболевания фармацевтические работники должны решать задачи по своевременному обеспечению больных ЛП и товарами нелекарственного ассортимента аптеки (в том числе средствами введения инсулина и самоконтроля); предупреждать и выявлять проблемы, связанные с лекарственной терапией; проводить обучение больных СД по вопросам, входящим в их компетенции, оказывать содействие выявлению и предупреждению осложнений и сопутствующих заболеваний СД.

На основании проведенного исследования и логического анализа возможных путей реализации задач фармацевтической помощи больным СД нами разработана интегрированная технология управления процессами фармацевтической помощи амбулаторным больным (на примере СД), позволяющая систематизировать технологические процедуры оказания фармацевтической помощи больным отдельной нозологией. В основу технологии положены принципы персонали-зации оказания услуг в сфере здравоохранения.

Обобщение данных о существующей организации системы фармацевтической помощи в России позволило сделать вывод, что в настоящее время реализацию интегрированной технологии управления процессами фармацевтической помощи амбулаторным больным целесообразно осуществлять в рамках деятельности специализированных аптек для больных отдельной нозологией.

Первым элементом структурной модели интегрированной технологии управления процессами фармацевтической помощи является логическое моделирование функций аптеки. Нами установлено, что обеспечение населения товарами лекарственного и нелекарственного ассортимента аптеки за счет средств больных, оказание персонализированных информационно-консультационных услуг и проведение просветительской работы является минимальным набором функций, позволяющим интегрировать процессы фармацевтической помощи в рамках оказания помощи больным СД. Однако для специализированных аптек как центров фармацевтической помощи больным отдельным заболеванием необходимым является обеспечение товарами лекарственного и нелекарственного ассортимента аптеки в системе государственной социальной помощи и осуществление информационного взаимодействия с медицинской организацией.

Для обеспечения возможности адекватного осуществления процессов фармацевтической помощи нами предусмотрены дополнительные требования к помещениям и оборудованию специализированной аптеки, не предусмотренные законодательством, но

обусловленные особенностями больных отдельной нозологией и расширенным набором функций аптеки.

На основе методологического обоснования формирования оптимального ассортимента товаров аптеки нами разработаны подходы к формированию ассортимента ЛП, отпускаемых за счет средств больного СД (включающие дифференциацию ЛП по группам, формирование перечня ЛП по международным непатентованным наименованиям, выбор критериев включения торговых наименований ЛП в ассортимент и дополнительные условия для осуществления бесперебойного лекарственного обеспечения больных СД) и логическая модель формирования нелекарственного ассортимента аптеки для больных СД, согласно которой ассортимент товаров должен удовлетворять требованиям, предопределяющим возможность применения товара при СД, а также соответствовать потребительским предпочтениям больных.

В рамках деятельности специализированной аптеки оказание информационно-консультационных услуг должно быть направлено на охрану здоровья больного СД. По нашему мнению, наряду с установленными законодательством видами информационно-консультационных услуг (информационное сопровождение отпуска ЛП, информирование о правилах безопасного и эффективного применения товаров) больным СД должны оказываться информационно-консультационная помощь при жалобах на различные симптомы и недомогания и информирование больных по фармацевтическим вопросам. Модель отражает также предложенные нами подходы к совершенствованию информационно-консультационных услуг и проведению просветительной деятельности: фармацевтические мероприятия по повышению комплайентности больных, рекомендации к оказанию информационно-консультационных услуг при жалобах на различные симптомы и недомогания, организация Фармацевтической школы для больных сахарным диабетом, создание информационного раздела для больных СД на сайте аптеки в сети Интернет и дополнительное обучение специалистов.

С целью повышения грамотности больных СД по вопросам, связанным с применением ЛП и иных товаров аптечного ассортимента, и вовлечения фармацевтических работников в формирование здоровье-сберегающего поведения больных СД мы предлагаем создание Фармацевтической школы для больных СД в рамках деятельности специализированной аптеки. Нами разработано положение о Фармацевтической школе для больных СД, структура которого включает общие положения, цель и задачи, функции школы, материально-техническое оснащение и рекомендуемую тематику занятий. Обучение проводится в форме индивидуального консультирования и групповых занятий по предложенной программе обучения, рассчитанной на 10 одночасовых занятий по 6 тематическим разделам, сформированным на основании выявленной потребности больных СД в отдельных видах информации.

С учетом тенденции информатизации здравоохранения нами разработана технология предоставления информационно-консультационных фармацевтических услуг на основе создания информационного раздела для больных на сайте аптечной сети/аптек в сети Интернет, включающая выбор целевой аудитории на основании логического анализа показателей заболеваемости и смертности населения; постановку целей и задач, формирование структуры и информационного наполнения раздела на основании результатов анализа компетенций специалистов фармацевтического профиля согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «фармация» и изучения потребностей целевой группы в информации по отдельным вопросам; разработку требований к предоставляемой информации.

Для адекватного осуществления расширенного набора функций специализированной аптеки нами установлены требования к минимальному фармацевтическому штату аптеки и компетентности специалистов в области оказания фармацевтической помощи больным СД, для поддержания которой нами разработана система непрерывного профессионально образования специалистов фармацевтического профиля в области СД. Первым этапом системы является подготовка специалистов в области оказания фармацевтической помощи больным СД на этапе получения высшего профессионального образования. Для этой цели нами разработана Рабочая программа дисциплины по выбору «Организация деятельности специализированной аптеки». Вторым этапом является прохождение дополнительной профессиональной подготовки в области СД, для реализации которой нами разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Фармацевтическая помощь больным СД» трудоемкостью 72 часа, включающая два тематических модуля: «Основы лечения и профилактики СД и его осложнений», «Организация фармацевтической помощи больным СД». Обучение складывается из аудиторных занятий, включающих лекционный курс и практические занятия, и самостоятельной работы. В процессе обучения используются активные и интерактивные методы обучения: практические занятия проводятся в виде ролевой игры, конференции. Освоение программы направлено на совершенствование 2 общекультурных и 5 профессиональных компетенций. Так, в результате освоения программы в рамках ПК-44 специалисты аптечных организаций должны знать основные направления информационно-консультационных услуг пациентам с СД; уметь осуществлять информационно-консультативную деятельность при отпуске фармацевтических товаров больным СД и владеть способами определения информационных потребностей больных СД.

Для осуществления третьего этапа нами разработана система внутрикорпоративного обучения специалистов и управления качеством обслуживания больных СД, включающая: проведение внутриаптечных

обучающих мероприятий; осуществление внутреннего мониторинга компетентности специалистов и коллективное/индивидуальное обсуждение результатов, обоснование выбора форм и тем для дальнейшего обучения. Для информационно-методического обеспечения перманентного обучения специалистов аптек нами разработан комплект информационно-методических материалов для специалистов фармацевтического профиля, являющихся также пошаговыми руководствами по реализации интегрированной технологии управления процессами фармацевтической помощи.

По нашему мнению, в рамках консолидации усилий медицинской и фармацевтической науки, а также содействия фармацевтических специалистов персонализированной терапии больных СД необходимой является организация информационного взаимодействия между специалистами аптек и медицинских организаций, которое направлено на решение следующих задач фармацевтической помощи больным СД: обеспечение больных ЛП в системе государственной социальной помощи; предупреждение и выявление проблем, связанных с лекарственной терапией; предупреждение осложнений и сопутствующих заболеваний СД. С целью реализации сотрудничества врача и провизора нами разработана концептуальная модель информационного взаимодействия между аптекой и медицинской организацией.

Модель отражает генеральную цель взаимодействия, виды и цель использования передаваемой информации в медицинской организации и аптеке. Генеральной целью взаимодействия является совершенствование фармацевтического и медицинского обслуживания и оптимизация лекарственного обеспечения больных в системе государственной социальной помощи.

Для решения задач фармацевтической помощи по предупреждению и выявлению проблем, связанных с лекарственной терапией, и предупреждению осложнений и сопутствующих заболеваний СД специалист аптеки должен получать общую медицинскую информацию о больном непосредственно от врача, что является особо актуальным при фармацевтическом обслуживании больных СД, которые, как правило, имеют одно или несколько осложнений и сопутствующих заболеваний. Наличие данной информации в аптеке позволит фармацевтическому работнику предупредить и/или своевременно выявить применение больным противопоказанных ЛП и ЛП в дозировках, не рекомендуемых при СД и отдельных осложнениях. Более того, знание полного диагноза больного СД позволит фармацевтическому работнику правильно интерпретировать жалобы на недомогания, например, в случае проявления симптомов прогрессирова-ния осложнений. С целью реализации данных задач фармацевтической помощи в аптеку также должна передаваться информация о назначенных больному ЛП и регистрироваться информация о ЛП, выбранных больным самостоятельно в рамках самолечения, что позволит специалистам аптеки предупреждать и

выявлять неблагоприятные лекарственные комбинации. В случае проявления побочных эффектов назначенных ЛП вышеуказанная информация позволит фармацевтическому работнику правильно интерпретировать жалобы посетителя.

Результаты исследования свидетельствуют, что свыше половины больных СД при расстройствах здоровья обращаются в аптеку, минуя врача, и, как следствие, принимают не назначенные врачом ЛП. В связи с этим для совершенствования медицинской помощи врачу из аптеки должна передаваться информация о недомоганиях больного, которые он не сообщает на приеме, и применении ЛП, не предусмотренных назначенной схемой лечения.

Нами была изучена возможность реализации данной Концептуальной модели информационного взаимодействия между медицинской организацией и аптекой на примере Пермского края. В настоящее время в Пермском крае активно внедряется проект Электронной медицинской карты (ЭМК) пациента, предназначенной для унификации всей медицин -ской и некоторой фармацевтической информации о пациенте. В связи с этим рационально организовать площадку для информационного взаимодействия врача и специалиста аптеки на основе существующей ЭМК пациента.

Анализ показал, что ЭМК пациента доступна специалистам медицинской организации и органов управления здравоохранением и недоступна специалистам аптеки; фармацевтическая информация в ЭМК пациента представлена ограниченно и недостаточно для реализации Концептуальной модели. В связи с этим в рамках создания единого информационного поля для специалистов медицинской организации и аптеки мы предлагаем дополнить существующую ЭМК пациента фармацевтическим модулем, который будет включать расширенный набор фармацевтической информации о пациенте и будет доступен к просмотру и внесению сведений как специалисту медицинской организации, так и аптеки. Важно отметить, что врач будет иметь доступ ко всей ЭМК пациента, а специалист аптеки — только к фармацевтическому модулю. Нами разработана структура фармацевтического модуля, согласно которой модуль должен включать следующие разделы с социально-демографической информацией о пациенте, медицинской информацией (наличие заболеваний, беременности, гиперчувствительности), фармацевтической информацией.

Информационное взаимодействие специалиста аптеки и врача в рамках предложенной Концептуальной модели полностью ориентировано на удовлетворение потребностей больного и достижение наилучшего результата терапии. По нашему мнению, функционирование данной модели будет способствовать не только достижению целей использования информации, но и формированию команды «врач — пациент — фармацевт», каждый член которой станет осознанным участником процесса индивидуализированной терапии

больного. Стоит отметить, что предложенная Концептуальная модель носит универсальный характер и может быть полностью или частично использована для других социально значимых заболеваний или другой возрастной группы пациентов.

Выводы

1. Результаты изучения данных литературы показали, что в международной практике фармацевтические работники являются активным звеном команды здравоохранения, участвующими в профилактике и контроле СД. Однако в нашей стране реализация направлений фармацевтической помощи, рекомендуемых международным сообществом, не предусмотрена законодательством, и компетенции специалистов фармацевтического профиля не находят должного применения при организации помощи больным СД.

2. Установлено, что больные СД испытывают потребность в оптимизации организационных аспектов получения ЛП в аптечных организациях в системе государственной социальной помощи. Результаты анализа показали, что большинство больных СД некомп-лайентны, при этом некоторые причинные факторы невысокой комплайентности могут быть скорректированы фармацевтическим работником в процессе обслуживания. Установлено, что у больных СД существует потребность в информационно-консультационных услугах по вопросам, входящим в компетенции специалистов фармацевтического профиля.

3. Разработана структурная модель интегрированной технологии управления процессами фармацевтической помощи на основе персонализации фармацевтического обслуживания, специализации аптек, содержащая основные задачи, функции, структурные элементы модели, процедуры информационного обмена с использованием методов и средств информационных технологий, пошаговые руководства по реализации технологий управления, позволяющая скоординировать деятельность всех субъектов оказания фармацевтической помощи больным СД, повысить эффективность проведения процессов лекарственного обеспечения и оказания информационно-консультационных услуг.

4. Результаты менеджмент-аудита сотрудничества врача и фармацевтического работника показали, что в настоящее время данная идея не находит должного отражения в деятельности аптечных организаций, в том числе в рамках функционирования информационных систем в сфере здравоохранения. Однако, по мнению специалистов аптечных организаций, взаимный обмен медицинской и фармацевтической информацией по отдельным направлениям является целесообразным. На основании проведенного анализа разработана Концептуальная модель информационного взаимодействия между аптекой и медицинской организацией в отношении терапии амбулаторных больных СД, отражающая генеральную цель взаимодействия, виды передаваемой информации, цель

использования информации в аптеке и медицинской организации, реализация которой позволит совершенствовать оказание фармацевтической и медицинской помощи и оптимизировать отдельные организационные аспекты лекарственного обеспечения амбулаторных больных.

5. Изучение компетентности фармацевтических работников по вопросам, связанным с СД, показало, что большинство специалистов аптечных организаций не владеют достаточными знаниями в области оказания фармацевтической помощи больным СД, что явилось основанием для разработки системы непрерывного профессионального образования специалистов аптечных организаций в области оказания фармацевтической помощи больным СД, включающей подготовку в области оказания фармацевтической помощи больным СД на этапах получения высшего профессионального образования и повышения квалификации специалистов фармацевтического профиля, а также создание системы внутрикорпоративного обучения и управления качеством фармацевтического обслуживания больных СД в аптечных организациях.

Список литературы

1. Каткова А.Д. Значение фармацевтической помощи в профилактике осложнений социально значимых заболеваний (на примере сахарного диабета) / А.Д. Каткова, И.А. Кир-щина, А.В. Солонинина // Менеджмент качества. — 2011. — № 1(11). — С. 51-54.

2. Каткова А.Д. О применении современных информационных технологий в организации фармацевтической помощи населению/А.Д. Каткова, И.А. Кирщина, А.В. Солонинина// Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. — 2012. — № 4(14). — С. 124-127.

3. Кирщина И.А. Персональная мобильная медико-фармацевтическая электронная карта покупателя (пациента) как инструмент оптимизации медицинского и фармацевтического обслуживания населения/И.А. Кирщина, А.В. Солонинина, А.Д. Каткова, М.Л. Спиридонов // Казанский медицинский журнал. — 2012. — Т. XCIII, № 2. — С. 322-323.

4. Климцева Д.А. Изучение потребительских предпочтений больных сахарным диабетом при выборе косметической продукции / Д.А. Климцева, А.Д. Каткова // Вестник Пермской государственной фармацевтической академии. — 2013. — С. 21-22.

Получено 15.11.14 Ш

Семенова А.Д.

Державна бюджета осв'пня установа вищо1 профеайно! осв'пи «Пермськадержавна фармацевтична академя» Мнстерства охорони здоров'я Росйсько1 ФедерацИ РОЗРОБКА ОРГАШЗАЦМНИХ ТЕХНОЛОПЙ ФАРМАЦЕВТИЧНО1 ДОПОМОГИ АМБУЛАТОРНИМ

ХВОРИМ (НА ПРИКЛАДi ЦУКРОВОГО ДiАБЕТУ) Резюме. З урахуванням свиових тенденцш розвитку охорони здоров'я науково обГрунтоваш концептуальна модель надання фармацевтично! допомоги амбулаторним хворим на цукровий дiабет та штегрована технологы управлшня процесами фарма-цевтично! допомоги на основi персоналiзацii фармацевтично-го обслуговування, спецiалiзацii аптек, моделювання процедур шформацшно! взаемодй мгж медичними оргашзацыми та аптеками, ошжшзацп призначення та забезпечення лжарськими препаратами, надання шформацшно-консультацшних послуг iз використанням метсдав i засобiв сучасних шформацшних технологш, розробки покрокових посбиишь iз реалiзацй тех-нологiй управлiиия, створення системи безперервно! про-фесiйио'i освiти фахшцш аптек в областi цукрового дiабету.

Ключовi слова: цукровий дiабет, фармацевтична допомога.

Semionova A.D.

State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Pharmaceutical Academy» of Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Perm, Russia

DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL TECHNOLOGIES FOR PHARMACEUTICAL CARE TO OUTPATIENTS (ON THE EXAMPLE OF DIABETES MELLITUS)

Summary. Taking into account global trends in the development of healthcare, there were scientifically grounded conceptual model of pharmaceutical care to outpatients with diabetes mellitus and the integrated technology of managing processes of pharmaceutical care on the basis ofpersonalization in pharmaceutical care, specialization of pharmacies, modeling procedures of information exchange between medical institutions and pharmacies, optimization of prescription and providing drugs, providing information and consulting services with the use of methods and means of modern information technologies, the development of step-by-step guides for the implementation of control technologies, the creation of a system of continuous professional education of pharmacy specialists in the field of diabetes mellitus.

Key words: diabetes mellitus, pharmaceutical care.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.