УДК 614.251.2: 615.12: 351.84 Н2
ПЕРСОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНАЯ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА ПОКУПАТЕЛЯ (ПАЦИЕНТА) КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Ирина Анатольевна Кирщина1, Анна Владимировна Солонинина1*,
Анастасия Давидовна Каткова1, Михаил Львович Спиридонов2
‘Пермская государственная фармацевтическая академия,
2Пермская региональная общественная организация «Диабет»
Реферат
Цель. Создание единого информационного пространства для участников системы здравоохранения и оптимизация фармацевтического и медицинского обслуживания путём совершенствования применения цифровых технологий.
Методы. Теоретико-эмпирическое моделирование.
Результаты. Предложен проект «Персональная мобильная медико-фармацевтическая электронная карта пациента», позволяющий объединить в единый информационный массив все аспекты фармацевтической истории пациента и некоторую медицинскую информацию с целью рациональной организации персонифицированного выбора лекарственных средств для конкретного больного на любом этапе его обращения за фармацевтической и/или медицинской помощью. На примере больных сахарным диабетом, особо нуждающихся в постоянном медицинском и фармацевтическом наблюдении, показано, что предлагаемый проект — важная составляющая оптимизации фармацевтической деятельности, позволяющая повысить качество, скорость и эффективность медицинской и/или фармацевтической помощи.
Вывод. Практическое применение предложенного проекта позволит унифицировать систему фармацевтического обслуживания, обеспечить доступность информации о пациенте, а также улучшить качество отдельных услуг системы здравоохранения людям, страдающим социально значимыми заболеваниями.
Ключевые слова: фармацевтическое обслуживание, электронная карта пациента, информационная система, сахарный диабет.
PERSONAL MOBILE MEDICAL PHARMACEUTICAL ELECTRONIC CARD OF A CUSTOMER (PATIENT) AS A TOOL FOR OPTIMIZING MEDICAL AND PHARMACEUTICAL SERVICE FOR THE POPULATION I.A. Kirschina1, A.V. Soloninina1, A.D. Katkova1, M.L. Spiridonov2. ‘Perm State Pharmaceutical Academy, Perm, Russia, 2Perm regional public organization «Diabetes», Perm, Russia. Aim. To create a united informational space for members of the health care system and to optimize the pharmaceutical and medical services by improving the use of digital technologies. Methods. Theoretical and empirical modelling. Results. Proposed was the project entitled «Personal mobile medical and pharmaceutical electronic patient card» that makes it possible to combine all the aspects of pharmaceutical patient’s history and some medical information into a united informational database with the aim of rational organization of the personalized choice of drugs for each individual patients at any stage of delivering medical or pharmaceutical care. On the example of patients with diabetes, especially those in need of constant medical and pharmaceutical supervision, it was shown that the proposed project is an important component of optimizing the pharmaceutical activity, which makes it possible to enhance the quality, speed and efficiency of medical and/or pharmaceutical care. Conclusion. Practical application of the proposed project will make it possible to unify the system of delivering pharmaceutical care, provide access to patient information, and improve the quality of individual health care services for people affected by socially significant diseases. Keywords: pharmaceutical service, electronic patient card, informational system, diabetes mellitus.
Модернизация и внедрение информационных технологий — приоритетные направления развития современного здравоохранения. В этой связи по поручению президента Российской Федерации Министерством здравоохранения и социального развития разработана концепция создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 г. Основная цель создания этой системы — обеспечение эффективной информационной поддержки всех участников системы здравоохранения в процессе управления и оказания медицинской помощи. В настоящее время успешно реализуется проект «К врачу», налажена целая система интернет-коммуникаций с медицинскими организациями, благодаря чему у пациента появился современный, эффективный
Адрес для переписки: [email protected] 322
и удобный механизм записи к лечащему врачу.
В Пермской государственной фармацевтической академии уже на протяжении нескольких лет планомерно проводятся системные исследования по оптимизации фармацевтического обслуживания населения с использованием информационных технологий [2]. Для регистрации информации нами разработана индивидуальная фармацевтическая карта покупателя, информацию в которой мы предлагаем делить на два раздела: постоянные и переменные (текущие) сведения о покупателе. В разделе с постоянной информацией целесообразно отражать социально-демографические сведения (пол, возраст, дата рождения, образование, адрес, контактный телефон), сведения об индивидуальных особенностях организма (дефицит или избыток массы тела, беременность, склонность к аллергическим реакциям, курение
и др.), заболевания пациента. В разделе с переменной (текущей) информацией при каждом обращении покупателя в аптеку фиксируются дата и цель посещения аптеки, принимаемые в настоящее время лекарственные средства (ЛС), назначенные врачом или выбранные самостоятельно ЛС, приобретённые ЛС, примечание (обнаруженные несоответствия). Кроме того, нами разработана электронная версия индивидуальной карты покупателя, заполнение которой осуществляется с использованием специального компьютерного продукта (компьютерная программа «Личная аптека»), позволяющего оперативно и качественно фиксировать и своевременно использовать необходимую информацию о покупателе. Среди возможностей программы можно выделить регистрацию заболеваний клиента и индивидуальных особенностей его организма, выявление и предупреждение нежелательных взаимодействий ЛС, предупреждение возможности продажи противопоказанных данному пациенту препаратов или приёма одного и того же ЛС под разными торговыми наименованиями и др. Родительская форма программы предусматривает получение необходимой справочной информации, вывод отчётов, систематизирующих данные о клиенте, а также содержит подменю «Клиенты», выбрав которое, можно попасть в список имеющихся клиентов, посмотреть полную информацию о покупателе, а также добавить нового клиента.
Распоряжением Правительства №1706-р от 11 декабря 2006 г. определён перечень социально значимых заболеваний, который сформирован на основе анализа структуры заболеваемости и причин смертности населения Российской Федерации, а Постановлением Правительства №280 от 10.05.2007 определена федеральная целевая программа предупреждения и борьбы с социально значимыми заболеваниями в разрезе конкретных нозологий. В соответствии с вышеупомянутыми документами, одно из приоритетных направлений современного здравоохранения — снижение заболеваемости сахарным диабетом, совершенствование мер профилактики его осложнений, а также увеличение средней продолжительности жизни больных сахарным диабетом. По оценкам экспертов Всемирной Организации Здравоохранения, количество больных сахарным диабетом на нашей планете на 2010 г. составляло более 284,6 млн человек (6% населения в возрасте от 20 до 79 лет), к 2030 г. общее количество больных достигнет 438,4 млн, это заболевание станет седьмой причиной смерти во всём мире, при этом каждые 10 с в мире умирает один больной сахарным диабетом (ежегодно более 3,5 млн), что превышает показатели смертности от синдрома приобретённого иммунодефицита и гепатита [1].
Один из ключевых элементов нашего совместного проекта — разработка персональной мобильной медико-фармацевтической электронной карты больного сахарным диабетом, объединяющей в единый информационный массив все аспекты фармацевтической истории пациента и
некоторую медицинскую информацию, что позволит осуществлять рациональный персонифицированный выбор ЛС для конкретного больного на любом этапе обращения за фармацевтической и/или медицинской помощью. Персональная мобильная медико-фармацевтическая электронная карта в цифровом формате — важный проект для оптимизации фармацевтической деятельности, позволяющий реализовать один из основных принципов создания информационной системы в здравоохранении: «....однократный ввод и многократное использование первичной информации...». Внедрение персональной мобильной медико-фармацевтической электронной карты даст возможность унифицировать всю систему фармацевтического обслуживания покупателя (пациента): электронное оформление рецепта при полной идентификации врача и пациента и автоматическое подтверждение наличия данного ЛС в аптечной организации, обслуживающей пациента; приём и оформление заказа в аптеке с последующим отпуском ЛС, а в перспективе, при наличии электронной подписи врача, заверившего правомерность и необходимость назначения ЛС данному пациенту, и оформление рецепта непосредственно в аптеке (как в рамках государственных гарантий, так и за счёт средств пациента). Ещё один важный аспект, на который следует обратить внимание, — возможность транспортировки данного информационного продукта на переносных носителях (например, флеш-карте), которая позволяет использовать её при каждом обращении пациента за фармацевтической помощью, независимо от расположения аптечной организации.
По нашему мнению, внедрение предлагаемого инструмента в практику фармацевтического обслуживания позволит создать единую систему «Пациент-врач-аптека», что избавит врача от рутинной работы по выписке рецептов (в тех случаях, когда пациент приходит на приём лишь для получения очередного льготного рецепта), обеспечит специалиста аптеки исчерпывающей информацией о пациенте для рационального подбора ЛС, а пациенты получат доступную, оперативную и качественную фармацевтическую услугу. В дальнейшем эту технологию можно адаптировать для других социально значимых заболеваний, для общей медицинской и фармацевтической практики, с позиций потребностей больного в разрезе конкретной нозологии и с учётом других специфических аспектов конкретного пациента, влияющих на течение болезни и действие ЛС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Всемирная Организация Здравоохранения: программа ВОЗ по диабету // Электронный ресурс. Электронные текстовые данные. — http://www.who.int/ru/.
2. Кирщина И.А., Солонинина А.В, Шумиловских Е.В. Оптимизация обслуживания населения при отпуске лекарственных средств // Новая аптека. — 2010. — №10. — С. 22-28.