Научная статья на тему 'Разработка оптимальной стратегии инвестирования пенсионных накоплений для России'

Разработка оптимальной стратегии инвестирования пенсионных накоплений для России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ПРИНЦИП "РАЗУМНОГО ИНВЕСТОРА" / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ПОРТФЕЛЬ ПЕНСИОННЫХ РЕЗЕРВОВ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Е.А., Антаненкова И.С.

В статье представлено исследование нового подхода в инвестиционной политике пенсионных фондов, основанного на принципе «разумного инвестора». Этот подход позволяет построить инвестиционную политику пенсионного фонда в зависимости от возраста вкладчиков, чтобы оптимизировать инвестиционную политику в кризисный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федорова Е.А., Антаненкова И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка оптимальной стратегии инвестирования пенсионных накоплений для России»

УДК 336.76

РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ

ДЛЯ РОССИИ

Е. А. ФЕДОРОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового и инвестиционного менеджмента

E-mail: ecolena@mail. ru Заочный финансово-экономический институт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

И. С. АНТАНЕНКОВА,

ассистент кафедры теоретических основ теплотехники E-mail: AntanenkovaLS@mail. ru Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»

В статье представлено исследование нового подхода в инвестиционной политике пенсионных фондов, основанного на принципе «разумного инвестора». Этот подход позволяет построить инвестиционную политику пенсионного фонда в зависимости от возраста вкладчиков, чтобы оптимизировать инвестиционную политику в кризисный период.

Ключевые слова: инвестиции, пенсионный фонд, принцип «разумного инвестора», финансовый кризис, портфель пенсионных резервов, инвестиционный портфель.

В последнее десятилетие помимо законодательно установленных социальных отчислений в Пенсионный фонд РФ активно развивается негосударственное пенсионное обеспечение. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются институциональными инвесторами, которые аккумулируют значительные ресурсы предприятий и частных лиц и размещают их на финансовых рынках.

Актуальность выбора темы исследования определяется значением инвестиционной политики

в деятельности НПФ. Управление пенсионными активами является сложным видом деятельности, который включает стратегическое размещение портфеля, инвестиционные решения, отслеживание соблюдения регулятивных правил, административную деятельность и т. д. Обеспеченное будущее гражданина зависит в том числе и от того, насколько успешна инвестиционная политика пенсионного фонда, используемые подходы и финансовые инструменты при ее реализации. Для оценки этой способности применяется анализ подходов инвестиционной политики пенсионных фондов, позволяющий определить, как их использование влияет на сохранность и доходность пенсионных резервов, какова эффективность использования определенных финансовых инструментов, насколько эффективны регулятивные принципы размещения пенсионных резервов в целом.

В РФ официально сформулированными целями инвестиционных регулятивных правил размещения средств пенсионных резервов являются обеспечение диверсификации, минимизация агентских, системных, и особенно портфельных, рисков.

Размещение пенсионных резервов, сформированных НПФ, осуществляется на основании Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее -Федеральный закон о НПФ) и в соответствии с Правилами размещения средств пенсионных резервов [4, 5]. Основными задачами инвестирования средств пенсионных резервов НПФ являются их сохранение и преумножение в интересах участников на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации.

Мерой успеха инвестиционной стратегии любого пенсионного фонда и управления его инвестиционным портфелем считается обеспечение выполнения обязательств перед вкладчиками и участниками, а также достижение среднегодовой доходности от инвестирования пенсионных средств, превышающей темпы инфляции.

Однако имеющийся инвестиционный потенциал фондов используется неэффективно. В результате непродуманной политики регулирования инвестиционной деятельностью НПФ сосредоточенные в них долгосрочные инвестиционные ресурсы направляются в первую очередь на приобретение краткосрочных спекулятивных финансовых инструментов, о чем наглядно свидетельствует структура портфеля пенсионных резервов фондов по срокам вложения.

По данным ФСФР России, структура портфеля пенсионных резервов по срокам вложения следующая:

- менее 3 мес. - 10,76 %;

- от 3 до 6 мес. - 58,52 %;

- свыше 12 мес. - 30,72 % [7].

Существующая недостаточно оперативная

система контроля за инвестициями и отсутствие своевременной реакции со стороны ФСФР России на происходившие в 2008 г. события на финансовых рынках не позволили НПФ и их управляющим компаниям адекватно отреагировать на современные вызовы и вовремя перевести активы из спекулятивных финансовых инструментов в депозиты надежных государственных банков с целью их сохранения и преумножения.

Негосударственные пенсионные фонды в целом имеют консервативную стратегию управления активами, т. е. достаточно безопасную, заключающуюся в использовании в основном менее рисковых инструментов в портфеле. Структура и состав инвестиционных портфелей пенсионных фондов формируются таким образом, чтобы при прогно-

зируемых параметрах риска и доходности, а также с учетом ограничений по размещению обеспечить возвратность средств и приемлемый уровень целевой доходности. Основная идея состоит в формировании широко диверсифицированного портфеля и получении дохода не только по инструментам с фиксированной доходностью, но и за счет роста фондового рынка в целом. Ребалансировка портфеля производится крайне редко - в случаях, связанных с негативными корпоративными новостями либо изменением рыночной конъюнктуры [1].

В целом такая стратегия показывает неплохие результаты в течение цикла роста фондового рынка, однако в периоды кризиса выявляются ее недостатки: нет защиты прибыли и ограничения максимальных потерь, поэтому стоимость портфеля растет и падает вместе с рынком; ежегодная переоценка активов сокращает инвестиционный горизонт до 1 года, что периодически приводит к отрицательным результатам инвестирования. Это обстоятельство связано с несовершенством действующего законодательства, зависимостью результатов инвестирования от конъюнктуры фондового рынка, поскольку значительную часть полученных доходов (убытка) составляют доходы (убыток) от переоценки активов.

В соответствии с действующим законодательством доходами от размещения пенсионных резервов являются дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по размещению пенсионных резервов, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости пенсионных резервов за счет переоценки на отчетную дату [4]. Установленный законодательством механизм инвестирования как в условиях падения показателей фондового рынка, так и в условиях финансового кризиса не позволяет большинству пенсионных фондов зафиксировать доходы, обеспечивающие сохранность пенсионных средств.

Негосударственные пенсионные фонды являются институциональными инвесторами. В соответствии с Федеральным законом о НПФ фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющую компанию (управляющие компании) фонда на основании договора доверительного управления пенсионными резервами. Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги РФ, бан-

ковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством РФ.

Размещение средств пенсионных резервов, сформированных в соответствии с пенсионными правилами фонда, производится исключительно в целях сохранения и прироста средств пенсионных резервов в интересах участников.

Федеральным законом о НПФ в качестве гарантий исполнения обязательств предусмотрены следующие механизмы: совокупный вклад учредителей, страховой резерв, аудит и актуарное оценивание, а также гарантийные фонды и общества взаимного страхования. К последним тенденциям относится законодательное увеличение минимального размера совокупного вклада учредителей. Это увеличивает входной порог в пенсионный бизнес, однако с предпринимательской точки зрения вложения в некоммерческую организацию - не самая эффективная инвестиция для учредителей.

Концепция регулирования страхового резерва также не является бесспорной: очевидно, что инвестиционные риски страхового резерва не покрывают, а актуарные риски, связанные с ошибками при расчете пенсий, демографическими и иными предположениями, должны формироваться по другим принципам. Не получил практической реализации механизм гарантийных фондов и добровольного участия пенсионных фондов в обществах взаимного страхования. Результаты аудита и актуарного оценивания, несмотря на внутреннюю эффективность, как правило, недоступны вкладчикам, участникам и независимым аналитикам [3].

В этой связи для НПФ наиболее остро встает вопрос поиска новых подходов к инвестиционной политике, обеспечивающих более эффективные механизмы размещения и сохранности средств пенсионных резервов.

Принцип «разумного инвестора». Важным направлением дальнейшего совершенствования инвестирования пенсионных резервов является переход от количественных методов регулирования состава и структуры инвестиционного портфеля НПФ к регулированию по принципу «разумного инвестора», который позволяет институциональным инвесторам более адекватно реагировать на рыночные вызовы, сохраняя при этом прозрачность и надежность инвестиций.

Одним из ключевых различий между управлением с применением количественных ограничений и управлением согласно правилу «разумного

инвестора» является уровень принятия решения о распределении по классам активов. Это особенно важно с учетом того, что именно этим уровнем определяются 90 % инвестиционных результатов, что подтверждено множеством исследований. В этом смысле правило «разумного инвестора» является гораздо более предпочтительным, так как при его использовании решение о распределении активов принимается фондом в зависимости от его инвестиционных целей и ограничений, а только затем прописывается в инвестиционной декларации.

Безусловно, при наличии существенных количественных ограничений решение о распределении по классам активов определяется в большей степени регулятором и в меньшей степени фондом самостоятельно, поэтому в таких условиях у пенсионных фондов несколько меньше шансов создать инвестиционный портфель, действительно оптимальный для целей фонда по доходности при прогнозируемых параметрах риска.

Регулирование по принципу «разумного инвестора» признает необходимость не только соответствия активов обязательствам и использования дери-вативов для целей хеджирования при управлении пенсионными деньгами, но и решения ключевых вопросов распределения по классам активов на уровне фонда исходя из его обязательств.

Инвестиционная декларация, являющаяся обязательным элементом при управлении пенсионными деньгами, должна отражать инвестиционные цели и инвестиционные ограничения портфеля. Инвестиционные цели указываются как в отношении доходности, так и в отношении риска портфеля. Инвестиционные цели по доходности могут быть разными для портфелей, соответствующих группам работающих и вышедших на пенсию участников. Они могут быть более агрессивны при более молодом возрасте участников и менее агрессивны для части портфеля, предназначенной для текущих выплат пенсионерам.

Такой подход с позиции правила «разумного инвестора» позволяет перейти от ограничения направлений и объемов инвестирования средств пенсионных резервов к ограничению уровня риска инвестиционного портфеля в зависимости от возраста участника пенсионного плана.

Возраст участника является основным фактором при определении инвестиционных ограничений портфеля, накладываемых временным горизонтом. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: открыт ли план для новых участников;

каково количество работающих участников относительно количества получающих пенсионные выплаты и каков средний возраст участников плана.

В любом случае инвестиционный горизонт для пенсионного плана считается долгосрочным, но, если план открыт для новых участников, он более долгосрочный и многоступенчатый в отличие от закрытого для новых участников плана.

В открытых для новых участников планах инвестиционный горизонт, как правило, разный для частей портфеля, предназначенных для выплат текущим и будущим пенсионерам.

Временной горизонт для части портфеля, предназначенной для выплаты пенсий работающим участникам пенсионного плана, определяется средним временем до выхода на пенсию. Временной горизонт для части портфеля, предназначенной для текущих выплат пенсий пенсионерам, определяется их средней ожидаемой продолжительностью жизни.

Таким образом, правило «разумного инвестора» -это подход к инвестированию, при котором на руководство пенсионного фонда и управляющих активами накладывается фидуциарная ответственность, в рамках которой необходимо обеспечить диверсификацию инвестиционного портфеля. Кроме того, руководство стремится получить максимальный уровень доходности при приемлемом уровне риска. В реализации этих целей ключевую роль играют продуманная инвестиционная стратегия и правильно организованный инвестиционный процесс.

Ограничение уровня риска инвестиционного портфеля в зависимости от возраста участника пенсионного плана приводит к множественности портфелей пенсионного фонда. Вопрос о едином портфеле в сравнении с множественными портфелями в области регулирования инвестиций пенсионных фондов является дискуссионным.

Портфели пенсионных фондов в большинстве стран уже достаточно диверсифицированы, и степень диверсификации увеличивалась по мере ослабления инвестиционных ограничений во многих странах и увеличения доли акций и иностранных активов. Однако существует мнение, что всеобщий уровень диверсификации все еще недостаточен, поскольку состав портфеля различных пенсионных фондов незначительно различается из-за сильного «эффекта стадности» [2].

Таким образом, работающие участники пенсионного плана молодого и предпенсионного возраста, а также пенсионеры вынуждены владеть

одинаковыми портфелями, что не оптимально и для тех, и для других, поскольку молодые работники предпочли бы портфели, использующие премии за риск и ликвидность (т. е. с более значительной долей акций), а работникам старшего возраста необходимы портфели с меньшим риском и большей ликвидностью (с более значительной долей краткосрочных активов с фиксированным доходом).

Результаты и оценка использования подхода. В рамках Федерального закона о НПФ пенсионный фонд может реализовать несколько инвестиционных стратегий размещения пенсионных резервов и, следовательно, соответствующих им портфелей с ограниченным уровнем риска в зависимости от возраста участника. Указанные портфели пенсионных резервов можно создать, используя для градации уровня допустимого риска данные половозрастной структуры участников условного НПФ, представленные в табл. 1.

Примем шаг градации допустимого риска в 20 лет (три уровня риска). Получим три портфеля, которые условно могут включать следующие активы, предусмотренные Правилами размещения средств пенсионных резервов:

- портфель А - безрисковый портфель, включающий государственные ценные бумаги, облигации эмитентов и депозиты банков, имеющих рейтинги инвестиционной категории не ниже АА - для участников мужского пола в возрасте старше 60 лет и женского пола в возрасте старше 55 лет (331 участник);

- портфель В - умеренно рисковый портфель, включающий ценные бумаги, предусмотренные портфелем А, а также ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги инвестиционной категории не ниже ВВВ - для участников мужского

Таблица 1

Половозрастная структура участников

условного НПФ

Возраст участников, лет Количество участников

Мужчины

Моложе 30 309

30-40 470

40-50 230

50-60 617

Старше 60 19

Женщины

Моложе 30 755

30-40 749

40-50 702

50-55 1 066

Старше 55 312

пола в возрасте от 40 до 60 лет и женского пола в возрасте от 40 до 55 лет (2 615 участников); - портфель С - среднерисковый портфель, включающий ценные бумаги, предусмотренные портфелем В, а также ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги инвестиционной категории не ниже ВВ, и производные ценные бумаги -для участников мужского и женского полов в возрасте до 40 лет (2 283 участника). Оценим, как изменится доходность инвестирования пенсионных резервов в случае формирования описанных выше портфелей. При решении поставленной задачи и оценке полученных результатов будем считать, что пенсионные обязательства фонда перед всеми участниками сформированы в одинаковом размере, исходя из общей суммы пенсионных резервов условного НПФ в размере 14 610 460 руб. (средняя сумма пенсионных обязательств по всем НФП за период 2008-2011 гг. [6]), и изменений в половозрастной структуре участников фонда не происходит.

При формировании портфелей и для сопоставимости полученных результатов будем использовать ту часть активов, которая входит в реальный портфель фонда, при условии наличия у эмитентов ценных бумаг рейтингов инвестиционной категории. Также в целях соблюдения требований состава и структуры пенсионных резервов, предусмотренных Правилами размещения пенсионных резервов, включим в портфели корпоративные облигации других эмитентов, имеющих рейтинги инвестиционной категории, и государственные ценные бумаги субъектов РФ -облигации Калужской области (выпуск 34 004); государственные ценные бумаги РФ - облигации федерального займа с амортизацией долга (выпуск 46 002). Информация о кредитных рейтингах эмитентов корпоративных облигаций, входящих в формируемые портфели, представлена в табл. 2 [8].

Помимо указанных в табл. 2 корпоративных облигаций, в состав портфелей будут входить следующие ценные бумаги из состава инвестиционного портфеля условного НПФ: обыкновенные акции - ОАО «Газпром», ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сбербанк РФ», ОАО «Татнефть»; государственные ценные бумаги РФ - облигации федерального займа с амортизацией долга, выпуск 46 020.

Формирование портфелей из выбранных ценных бумаг основывалось на наиболее простых вариантах, при этом ставилась цель проверить работу этой методики. Портфели формируем равнодолевые внутри

Таблица 2 Кредитные рейтинги эмитентов

Эмитент Рейтинговое агентство Кредитный рейтинг эмитента по национальной шкале

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Fitch АА

ОАО АКБ «Ак Барс» Fitch АА-

ЗАО «Райффайзенбанк» Standard & Poor's ААА

ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» Fitch ВВ-

ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» Fitch ВВ

одного вида активов, входящих в каждый портфель, таким образом, чтобы общий инвестиционный портфель пенсионных резервов фонда соответствовал ограничениям по составу и структуре, предусмотренным Правилами размещения пенсионных резервов. Структура портфелей по видам входящих в них активов представлена в табл. 3.

Примем следующие ограничения при формировании портфелей и оценке полученных результатов:

- вводов и выводов активов и денежных средств не производится;

- операций с активами, входящими в портфели, не производится;

Таблица 3

Структура портфелей по видам активов

Формируемый портфель Вид финансового актива Доля актива в портфеле, %

Портфель А Корпоративные облигации 35

Государственные ценные бумаги субъектов РФ 15

Государственные ценные бумаги РФ 50

Портфель В Обыкновенные акции 10

Корпоративные облигации 45

Государственные ценные бумаги субъектов РФ 15

Государственные ценные бумаги РФ 30

Портфель С Обыкновенные акции 35

Корпоративные облигации 55

Государственные ценные бумаги субъектов РФ 10

- цена финансовых инструментов рассчитывается: для акций - исходя из цены закрытия, для облигаций - исходя из средневзвешенной цены и накопленного купонного дохода;

- издержки, связанные с инвестиционной деятельностью (ведение счетов, налоги и т. д.), не учитываются.

Оценку полученных результатов проведем, анализируя годовую доходность сформированных портфелей, исходя из двух последовательных вариантов возможного развития конъюнктуры фондового рынка и общей экономической ситуации. Вариант I - оптимистичный сценарий, вариант II - пессимистичный сценарий. Наиболее полно для оценки выбранных вариантов представлены уровни цен финансовых активов, сложившиеся на 31.12.2011 для пессимистичного сценария и на 31.12.2010 для оптимистичного сценария. Базовым уровнем цен финансовых активов, которые входят в состав инвестиционных портфелей, примем уровень цен, сложившийся на 31.12.2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проследим изменение стоимости полученных портфелей и проведем оценку использования предложенного подхода к инвестированию средств пенсионных резервов, мерой которого выступает доходность по каждому из сформированных портфелей пенсионных резервов.

Стоимость портфеля А, сформированная с учетом базовой стоимости активов, а также стоимость портфеля, полученная при расчете оптимистичного и пессимистичного вариантов, представлены в табл. 4.

Доходность портфеля А в соответствии с вариантом I составила 6,69 %, в соответствии с вариантом II - 2,60 %. Суммарная стоимость портфеля по

варианту II незначительно превышает показатель базового варианта.

Формирование безрискового портфеля А для половозрастных групп пенсионного возраста выглядит предпочтительнее в сравнении с инвестированием пенсионных резервов в составе одного портфеля, поскольку вопрос сохранности пенсионных средств для этой группы является даже при незначительной, но предсказуемой доходности, например на уровне инфляции, более актуальным, чем возможность получения более высокого дохода, связанного с повышенным риском.

Аналогичный расчет полученного портфеля В приведен в табл. 5.

Результаты по доходности портфеля В для варианта I лучше, чем результаты портфеля A, ввиду того, что в составе портфеля В присутствуют более рисковые инструменты по сравнению с портфелем А. Портфель В показал доходность в соответствии с вариантом I - 10,38 %, в соответствии с вариантом II - 6,32 %.

Сформированный умеренно рисковый портфель для половозрастных групп среднего возраста ограничивает потенциальные убытки при размещении средств пенсионных резервов и в то же время позволяет получить незначительную премию за риск.

Результаты расчета сформированного портфеля С приведены в табл. 6.

Сформированный среднерисковый портфель C в соответствии с вариантом I и вариантом II показал следующие результаты по доходности инвестирования средств пенсионных резервов: вариант I -12,73 % и вариант II - 7,47 %.

Таблица 4

Предлагаемые варианты для портфеля А, тыс. руб.

Финансовые инвестиции (номер государственной регистрации, эмитент) Базовый вариант Вариант I Вариант II

Корпоративные облигации

- 4-02-04715А; ОАО «Мобильные ТелеСистемы» 101 429,00 100 627,00 98 919,00

- 40402590В; ОАО АКБ «Ак Барс» 103 652,00 103 440,00 102 848,00

- 40403292В; ЗАО «Райффайзенбанк» 118 590,30 125 643,25 117 960,10

Итого... 323 671,30 329 710,25 319 727,10

Государственные ценные бумаги RU34004KLG0; правительства Калужской области; 138 346,38 171 872,28 158 270,76

Государственные ценные бумаги РФ

- 46002RMFS; Минфин России от имени Правительства РФ 265 622,50 272 162,50 264 380,00

- 46020RMFS; Минфин России от имени Правительства РФ 197 056,86 212 951,18 206 327,81

Итого... 462 679,36 485113,68 470 707,81

Денежные средства 157,09 157,09 157,09

Всего... 924 854,13 986 696,21 948 862,76

Доходность, % годовых - 6,69 2,60

Таблица 6

Предлагаемые варианты для портфеля С на 2009-2011 гг., тыс. руб.

Таблица 5

Предлагаемые варианты для портфеля В, тыс. руб.

Финансовые инвестиции (номер государственной регистрации, эмитент) 2009 2010 2011

Обыкновенные акции

- 1-01-00077-А; ОАО «ЛУКОЙЛ» - 10301481В; ОАО «Сбербанк России» 677 600,00 53 034,10 696 800,00 66 050,12 680 400,00 50 339,60

Итого... 730 634,10 762 850,12 730 739,60

Корпоративные облигации

- 4-02-04715А; ОАО «Мобильные ТелеСистемы» 811 432,00 805 016,00 791 352,00

- 4-11-00739-А; ОАО «Агенство по ипотечному жилищному кредитованию» 721 800,00 1 041 300,00 1 036 010,00

- 40402590В; ОАО АКБ «Ак Барс» 725 200,00 724 080,00 719 936,00

- 40403292В; ЗАО «Райффайзенбанк» 1 031 220,00 1 092 550,00 1 025 740,00

Итого... 3 289 652,00 3 662 946,00 3 573 038,00

Государственные ценные бумаги RU34004KLG0 правительства Калужской области 1 094 815,18 1 360 125,08 1 252 488,36

Государственные ценные бумаги РФ

- 46002RMFS; Министерство финансов РФ от имени Правительства РФ 1 593 735,00 1 632 975,00 1 586 280,00

- 46020RMFS; Министерство финансов РФ от имени Правительства РФ 597 412,20 645 598,60 625 518,70

Итого... 2 191147,20 2 278 573,60 2 211 798,70

Денежные средства 378,58 378,58 378,58

Всего... 7 306 627,06 8 064 873,38 7 768 443,24

Доходность, % годовых - 10,38 6,32

Финансовые инвестиции (номер государственной регистрации, эмитент) 2009 2010 2011

Обыкновенные акции

- 1-02-00028-А; ОАО «Газпром» 446 739,6 472 140,00 418 118,40

- 1-01-40155^; ОАО «ГМК Норильский никель» 445 725,00 752 325,00 517 545,00

- 1-01-00077-А4; ОАО «ЛУКОЙЛ» 448 910,00 461 630,00 450 765,00

- 10301481В; ОАО «Сбербанк России» 445 018,00 554 237,60 554 237,60

- 1-03-00161-А; ОАО «Татнефть» 446 400,00 475 840,00 506 880,00

Итого... 2 232 792,60 2 716172,60 2 315 716,40

Корпоративные облигации

- 4-01-21927-Н; ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» 874 899,00 869 314,80 823 977,00

- 4-11-00739-А; ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» 876 987,00 1 014 325,83 1 258 752,15

- 4-02-04715А; ОАО «Мобильные ТелеСистемы» 877 360,85 870 423,55 855 649,35

- 40403292В; ЗАО «Райффайзенбанк» 876 537,00 928 650,50 871 879,00

Итого... 3 508 438,35 3 682 714,68 3 810 257,50

Государственные ценные бумаги RU34004KLG0; правительства Калужской области 637 076,54 791 461,24 728 827,08

Денежные средства 671,32 671,32 671,32

Всего... 6 378 978,81 7 191 019,84 6 855 472,3

Доходность, %% годовых - 12,73 7,47

Сформированный портфель С для участников первой половозрастной группы фонда является более рисковым по сравнению с портфелями А и В, но агрессивные инвестиционные цели по доходности среднерискового портфеля оправданы ввиду значительности временного горизонта. Факт, что пенсионные деньги этой группы участников наиболее «длинные», помогает сглаживать цикличные колебания финансовых рынков.

Используемая при формировании портфелей А и В государственная ценная бумага ОФЗ-46020-АД имеет дату погашения 06.02.2036. Учитывая, что для участников пенсионного возраста необходим портфель с большей ликвидностью, портфель А должен содержать в своем составе государственные ценные бумаги РФ с дюрацией до двух лет. В этом случае результат по доходности для варианта II портфеля А будет иной - стоимость портфеля может возрасти.

Сравнение изменения доходностей портфелей пенсионных резервов для разных половозрастных групп, сформированных по уровням риска, показывает, что доходности выше у портфелей, сформированных для более молодых участников, поскольку такой портфель имеет большую премию за риск и ликвидность. По мере роста возраста участников плана формируемые для них портфели имеют в своем составе больше консервативных активов, что является оптимальным с точки зрения уровня риска такого портфеля и, следовательно, сохранности пенсионных средств.

Теоретические достоинства множественных портфелей в случае инвестирования пенсионных резервов по уровням риска в зависимости от возраста участников являются очевидными, но встает вопрос о том, в какой степени выгоды пенсионного обеспечения будут компенсировать затраты. В целом признано, что множественные портфели будут увеличивать издержки администрирования и контроля за соблюдением Правил размещения пенсионных резервов. Разделение пенсионных взносов между разными портфелями и перевод инвестиций между ними также значительно увеличивают административную нагрузку. Несмотря на то, что эти издержки будут уменьшаться по мере развития электронных технологий, они все же могут оказаться значительным грузом для пенсионных фондов и других субъектов правоотношений в рамках негосударственного пенсионного обеспечения.

Выгоды пенсионного обеспечения зависят также от того, насколько много участников пенсионного плана фактически сдерживается единым портфелем. Лица с высокими доходами, очевидно, не сдерживаются, поскольку они имеют значительные суммы личных сбережений и могут создавать свои собственные добровольные портфели активов так, чтобы компенсировать все ограничения, накладываемые единым обязательным портфелем. Лица с низкими доходами не имеют личных сбережений для компенсирования таких ограничений, но пенсионный доход работников с низкими доходами в большинстве стран поступает в первую очередь за счет государственных выплат. Выгоды социального обеспечения от множественных портфелей будут относительно умеренными в таких случаях.

Следовательно, выгоды негосударственного пенсионного обеспечения будут сконцентрированы на лицах со средними доходами и могут быть значительными или нет в зависимости от относительного размера сформированных портфелей пенсионных

резервов в общем объеме пенсионных ресурсов (расходы на инфраструктуру), степени, в которой данные лица уже компенсируют эти ограничения за счет личных сбережений, распределения доходов и по возрасту.

В целом же, несмотря на отмеченные тонкости, применение принципа «разумного инвестора» для регулирования инвестиционной деятельности в РФ является вполне реальным. Его использование наиболее полно отвечает стратегическим целям как НПФ, так и пенсионной системы РФ в целом.

Полученные результаты реализации нескольких инвестиционных портфелей при размещении пенсионных резервов наиболее полно отвечают целям участников пенсионного плана по сохранности и доходности пенсионных средств. Эта методика учитывает интересы различных возрастных групп, обеспечивая необходимый уровень доходности с ограниченным уровнем риска даже в кризисных ситуациях, что является особенно важным для граждан пенсионного и предпенсионного возраста. Кроме того, предлагаемый подход к составлению инвестиционного портфеля достаточно демократичен в политике формирования внутри одного вида активов, а следовательно, в условиях изменяющегося рынка будет способствовать обеспечению сохранности и доходности вкладываемых средств.

Список литературы

1. Бончик В. Обеспечение финансовой устойчивости НПФ // Пенсионные фонды и инвестиции. 2006. № 3 (27).

2. Дэвис И. П. Правила разумного человека или количественные ограничения? Регулирование портфелей долгосрочных институциональных инвесторов // Журнал пенсионной экономики и финансов. 2002 - http://www. geocities. сот.

3. Мудраков В. И. Трудности роста системы негосударственного пенсионного обеспечения // Пенсия. 2006. № 5.

4. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ.

5. Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением: постановление Правительства РФ от 01.02.2007 № 63.

6. Пенсионный фонд Российской Федерации -http://www. р£г£ ги.

7. ФСФР России - http://www. й^т. ги.

8. RUSBONDS - http://www. гusbonds. ги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.