Секция ««Техническая эксплуатация электросистем и авионики»
УДК 656.7
РАЗРАБОТКА ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕПЛОВИЗОРА САМОЛЕТА БЕ-200
А. А. Палухин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: pnk-sibsau@mail.ru
Данная статья посвящена разработке обучающей программы для изучения тепловизора самолета БЕ-200
Ключевые слова: тепловая карта рельефа, сканирование, бортовая система наблюдения, тепловизоры, авиационный поиск
DEVELOPMENT OF TRAINING PROGRAM FOR THE STUDY OF THE IMAGER PLANE BE-200
A. A. Palukhin
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochiy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: pnk-sibsau@mail.ru
This article is devoted to development of training program for the study of the imager plane BE-
200
Keywords: a heat map of the terrain, scanning, on-Board system monitoring, imaging, aviation search
Тепловизоры, которые необходимы для получения тепловой карты рельефа и относящиеся к бортовому оборудованию на летательных аппаратах (ЛА), совершают сканирование мгновенного угла зрения только в перпендикулярной плоскости по отношению к направлению полета, выполняя просмотр по строчке. Просмотр по кадру выполняется за счет прямолинейного движения носителя прибора. Часто используются тепловизоры с оптико-механическим сканированием, иногда — системы с электронным сканированием и самосканированием (на базе приборов с зарядовой связью, чувствительных в ИК области спектра).
Бортовая система наблюдения AOS (AirborneObservationSystem) - электронно-оптическая система, работающая в реальном масштабе времени, позволяющая осуществлять мониторинг подстилающей поверхности (земной и водной) в любое время суток и при любых погодных условиях.
Бортовая система наблюдения установлена на 6 самолетах Бе-200ЧС авиации МЧС России.
Бортовая система наблюдения АОS представляет собой комплекс бортового оборудования, обеспечивающий решение самолётом Бе-200ЧС следующих задач авиационного поиска:
1. Поиск наземных и надводных объектов с их обнаружением и распознаванием, определением и регистрацией их координат.
2. Поиск очагов пожаров с их обнаружением, определением и регистрацией их координат.
Система обеспечивает регистрацию видео и служебной информации для послеполетного
анализа.
Система AOS включает три подсистемы:
• Бортовую многофункциональную оптоэлектронную стабилизируемую подвеску
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 2
• Компьютер для выполнения задачи и рабочую станцию наблюдателя
• Навигационный модуль
Недостатки, выявленные в ходе эксплуатации бортовой системы наблюдения AOS:
1. Не в полном объеме обеспечены заявленные производителем технические характеристики
2. Недостаточная надежность элементов системы
3. Отсутствие сервисной базы на территории Российской Федерации
4. Невозможность ремонта и модернизации из-за прекращения производства элементов системы
Предложения по совершенствованию бортовой системы наблюдения AOS - проработать вопрос с ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» о замене бортовой системы наблюдения AOS на современный аналог отечественного производства типа КСО-200.
Библиографические ссылки
1. Драгун В. Л., Тепловизионные системы в исследовании тепловых процессов. - М.: Наука, 1967. 256 с.
2. Криксунов Л.З. Тепловизоры. - Киев.: Техника,1987. 287 с.
3. Пасынков В.В., Чиркин Л.К. Полупроводниковые приборы - М.: Высшая школа,1981.
476 с.
4. Савельев И.В. Курс общей физики. - М.: Астрель,2003. 368 с.
5. Сивухин Д.В. Общий курс физики. - М.: ФИЗМАТ МФТИ, 2002. 782 с.
© Палухин А. А., 2017