Научная статья на тему 'Методы оценки долговечности воздушных судов гражданской авиации'

Методы оценки долговечности воздушных судов гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРОЗИЯ / CORROSION / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / CIVIL AVIATION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кацура А.В.

Выполнение требований норм летной годности летательного аппарата возможно лишь при наличии соответствующих методов и средств оценок возможных повреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR EVALUATING DURABILITY AT CIVIL AVIATION

Meeting the requirements of airworthiness of the aircraft is possible with the appropriate methods and tools for assessment of possible damage.

Текст научной работы на тему «Методы оценки долговечности воздушных судов гражданской авиации»

Эксплуатация и надежность авиационной техники

УДК 629.7.058.6

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИЕМНИКА ВОЗДУШНОГО ДАВЛЕНИЯ

Д. А. Зайцев, А. А. Палухин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Обледенение приемников полного воздушного давления представляет особую опасность, так как через систему трубок давление передается указателю скорости, который впоследствии обледенения может искажать показания скорости вплоть до 0 км/ч. Поэтому должен быть предусмотрен принудительный обогрев приемников полного воздушного давления.

Ключевые слова: ПВД, обледенение, авиация, обогрев.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE ANTI-ICING SYSTEM OF THE PITOT TUBE

D. A. Zaytsev, A. A. Palukhin

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Icing receivers of full air pressure is especially dangerous, as through the tubes, the pressure is transferred to the speed pointer; the following icing can distort the speed reading of up to 0 km / h. So there should be forced air heating receivers of full pressure.

Keyworlds: pitot, icing, aviation, heating.

Приемник полного давления (ППД) предназначен для восприятия полного давления воздушного потока воздуха, образующегося при движении самолета, и последующей подачи его в системы статического и динамического давления, а также на ряд электрических датчиков систем отображения полётной информации, в автоматику двигателей и целый ряд других систем самолёта (потребителей). Применяется как первичная часть бортовой системы воздушных сигналов (СВС) для вычисления приборной и воздушной скорости, истинной воздушной скорости, вертикальной скорости и барометрической высоты на самолётах, вертолётах и пр.

ПВД оснащаются устройствами электроподогрева, так как это наиболее подходящий способ для предотвращения попадания влаги в СВС и обледенения и закупоривания ППД, с этой же целью во время стоянки самолёта его ПВД закрываются заглушками.

Приемник воздушного давления устанавливается на корпусе или фюзеляже ЛА, имеет цилиндрическую трубку, устанавливаемую на стойке, имеющей искривленные передние и задние кромки, которые сближаются при приближении от основания стойки к трубке. Передняя кромка стойки может быть закруглена. Приемник воздушного давления имеет отверстие в носовой части трубки для восприятия полного давления и отверстие для восприятия статического давления на некотором расстоянии от носка трубки. Приемник имеет нагреватель для предотвращения образования льда [1].

Сужение стойки при виде сбоку при подходе к трубке приводит при сохранении внутренних объемов, необходимых для проводки пневмотрасс и обогревателей, к сильному возрастанию относительной толщины профилей поперечных сечений стойки. Это приводит при больших дозвуковых скоростях (числа Маха М = 0,8-0,9) к более раннему появлению местных скачков уплотнения и сильному возрастанию волнового сопротивления такого приемника воздушного давления.

Основной причиной закупорки входного отверстия приемника ПВД является обледенение носка приемника, которое происходит при отказе электрообогревательного элемента или при его невключении. При обледенении приемника ПВД может произойти закупоривание его входного отверстия, а отверстия для стока влаги остаются открытыми. В этом случае в камере полного давления приемника устанавливается давление, равное атмосферному, и приемник полного давления становится приемником статического давления [2].

При закупорке входного отверстия приемника ПВД показания указателя скорости будут уменьшаться до нуля. Если произошла закупорка входного отверстия и отверстий для стока влаги приемника ПВД, то это обнаруживается по следующим признакам:

- указатель скорости сохраняет установившиеся показания и не реагирует на изменение скорости в горизонтальном полете;

- при наборе высоты показания указателя скорости будут увеличиваться, а при снижении уменьшаться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.