Научная статья на тему 'Исследование возможностей повышения эффективности обновления аэронавигационных данных системы управления полетом самолета Airbus а320'

Исследование возможностей повышения эффективности обновления аэронавигационных данных системы управления полетом самолета Airbus а320 Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
50
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВИГАЦИЯ / AIRBUS А320 / NAVIGATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Коршуненко М.В., Баринов А.С., Перевертов В.Ю.

Рассматриваются возможности повышения эффективности обновления аэронавигационных данных системы управления полетом самолета Airbus А320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLORING THE POSSIBILITIES OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF UPDATING THE AERONAUTICAL DATA OF THE AIRBUS А320 FLIGHT CONTROL SYSTEM

In this paper, the possibility of increasing the efficiency of updating the aeronautical data of the flight control system of the Airbus А320 aircraft is considered.

Текст научной работы на тему «Исследование возможностей повышения эффективности обновления аэронавигационных данных системы управления полетом самолета Airbus а320»

Решетневскуе чтения. 2018

УДК 629.7.063.6

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБНОВЛЕНИЯ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ ДАННЫХ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ САМОЛЕТА

AIRBUS А320

М. В. Коршуненко, А. С. Баринов, В. Ю. Перевертов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Рассматриваются возможности повышения эффективности обновления аэронавигационных данных системы управления полетом самолета Airbus А320.

Ключевые слова: навигация, Airbus А320.

EXPLORING THE POSSIBILITIES OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF UPDATING THE AERONAUTICAL DATA OF THE AIRBUS А320 FLIGHT CONTROL SYSTEM

M. B. Korshunenko, A. S. Barinov, V. Yu. Perevertov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

In this paper, the possibility of increasing the efficiency of updating the aeronautical data of the flight control system of the Airbus А320 aircraft is considered.

Keywords: navigation, Airbus А320.

Разработанная система обновления базы данных системы FMC Airbus А320 представляет собой локальную беспроводную сеть, состоящую из сервера и подключенных к нему бортовых компьютеров и расположенную непосредственно на территории аэродрома/аэропорта (рис. 1) [1].

Спутник

юОт 1

Хранилище Данных Компьютер

1Модем

Передающая антенна .

I

Рис. 1. Структура сервера

При подключении борта ВС в локальную сеть обмена данных аэропорта/аэродрома, компьютер запрашивает информацию у борта ВС о состоянии и актуальности баз данных устройств. При получении информации с борта о неактуальных или поврежденных БД запрашивает и передает на борт из наземного хранилища на борт необходимые БД [2].

Для эффективной работы данной системы предполагается ввести три типа обновлений баз данных: периодическое, предполетное и оперативное.

Периодическое обновление бортовых БД представляет собой периодическое обновление БД, перио-

дичность которых устанавливается Международной Организацией Гражданской авиации (ICAO). Например, обновление базы данных рельефа производится не реже чем раз в 6 месяцев, а обновление аэронавигационной информации раз в 28 дней. При данном обновлении устаревшие базы данных заменяются полностью на новые [3].

Предполетное обновление включает в себя обновление непосредственно перед полетом, запрашивается полетная информация в текущей местности.

Оперативное обновление производится в любой момент времени по запросу.

В отличие от первого типа обновления, который предусматривает полную замену БД в соответствии с требованиями ICAO строго в определенный срок, последние два типа обновления предназначены для оперативной загрузки информации актуальной на конкретный момент времени. Что позволяет обновить только необходимую часть БД [4].

Система обновления БД подразумевает два режима работы.

Первый режим работы заключается в передаче БД на борт ВС Airbus А320 по инициативе наземной службы при получении обновленных данных (рис. 2).

На наземном компьютере в автоматическом режиме производится скачивание информации из Internet либо через спутниковую связь. Затем устанавливается связь с бортовым компьютером, который выдает информацию о сроке истечения актуальности БД, при определении неактуальных баз либо их повреждении

Эксплуатация и надежность авиационной техники

производится их полная перезапись на актуальные и целые.

Второй режим работы заключается в передачи базы данных на борт ВС по запросу непосредственно с борта ВС Airbus А320 экипажем или автоматической системы в бортовом компьютере.

Принимающая антенна

Модем

Рис. 2. Структура подключенного к сети ВС Airbus А320

Процесс передачи данных схож с предыдущим, главное отличие в том, что производится перезапись не всей БД, а той части, об обновлении которой был запрос на наземный компьютер.

Разработанная система представляет собой локальную беспроводную сеть, состоящую из сервера и подключенных к нему бортовых компьютеров и расположенную непосредственно на территории аэродрома, аэропорта или ВПП на определенном расстоянии и защищенном протоколами безопасности сети. Сети, образованной клиентами (воздушными судами, аэродромной техники и др.) и сервером RADIUS [5].

Библиографические ссылки

1. Габейдулин Р. Х., Горячев Д. И., Зубкова И. Ф. Алгоритмическое и программное обеспечение автоматизированной системы планирования использования воздушного пространства в ГЦ ЕС ОрВД // Научный Вестник МГТУ ГА. 2010. № 159.

2. Гоголь В. А. Основы системы спутниковой навигации : учеб. пособие. Красноярск, 2001.

3. Постановление об утверждении федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)» от 1 сентября 2008 г. № 652. Москва, 2008.

4. Казаков В. А., Применение линий передачи данных для ОВД в системах С№/АТМ : учеб. пособие. Ульяновск : УВАУ ГА, 2004. 13 с.

5. Казаков В. А., Системы CNS/АТМ. 2-е изд., пе-рераб. и доп. Ульяновск : УВАУ ГА, 2008. 103 с.

References

1. Gabeydulin R. H., Goryachev D. I., Zubkova I. F. [Algorithmic and software support of the automated system for planning airspace use in the EC of the ATM EC]

Algoritmicheskoe i programmnoe obespechenie avtoma-tizirovannoy sistemy planirovaniya ispol'zovaniya voz-dushnogo prostranstva v GTs ES OrVD. Nauchnyy vestnikMGTUGA. 2010. No. 159.

2. Gogol' V. A. Osnovy sistemy sputnikovoy navigat-sii: Uchebnoe posobie [Basics of the satellite navigation system : Textbook]. Krasnoyarsk, 2001.

3. Resolution on the approval of the federal target program "Modernization of the Unified Air Traffic Management System of the Russian Federation (2009-2020)" dated September 1, 2008. N 652. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102124154 &rdk=&backlink= 1 (accessed 30.08.2017). (In Russ.)

4. Kazakov V. A. Primenenie liniy peredachi dannykh dlya OVD v sistemakh SNS/ATM: ucheb. posobie [Application of data transmission lines for ATS in CNS]. Ul'yanovsk: UVAUGA publ, 2004. 13 p.

5. Kazakov V. A., Sistemy CNS/ATM: ucheb. posobie [CNS / ATM systems: training. allowance] . Ul'yanovsk: UVAU GA publ, 2008. 103 p.

© Коршуненко М. В., Баринов А. С., Перевертов В. Ю., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.