Научная статья на тему 'Резервирование элементов как способ повышения надежности системы пожаротушения самолета Ту-204'

Резервирование элементов как способ повышения надежности системы пожаротушения самолета Ту-204 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
319
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / РЕЗЕРВИРОВАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / AVIATION / REDUNDANCY / FLIGHT SAFETY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Герасимова Д.С., Палухин А.А.

Было выполнено исследование надежности сигнализаторов дыма с использованием резервирования их внутреннего канала, для повышения надежности системы пожаротушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENT REDUNDANCY AS THE METHOD OF IMPROVING RELIABILITY OF FIRE-FIGHTING SYSTEM OF TU-204 AIRCRAFT

The authors perform a study of the reliability of smoke detectors using the redundancy of their internal channel. This is to increase the reliability of the fire extinguishing system.

Текст научной работы на тему «Резервирование элементов как способ повышения надежности системы пожаротушения самолета Ту-204»

УДК 351.814.2;656.7.08

РЕЗЕРВИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ САМОЛЕТА ТУ-204

Д. С. Герасимова, А. А. Палухин

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Было выполнено исследование надежности сигнализаторов дыма с использованием резервирования их внутреннего канала, для повышения надежности системы пожаротушения.

Ключевые слова: авиация, резервирование, безопасность полетов.

ELEMENT REDUNDANCY AS THE METHOD OF IMPROVING RELIABILITY OF FIRE-FIGHTING SYSTEM OF TU-204 AIRCRAFT

D. S. Gerasimova, A. A. Palukhin

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

The authors perform a study of the reliability of smoke detectors using the redundancy of their internal channel. This is to increase the reliability of the fire extinguishing system.

Keywords: aviation, redundancy, flight safety.

Для обеспечения безопасности полетов ВС необходимо поддерживать высокую надежность планера, двигателей и функциональных систем. Вследствие чего исследования в направлении повышения надежности, а также минимизации ложных срабатываний датчиков системы пожаротушения, в частности сигнализаторов дыма, становится актуальной задачей в наши дни.

На практике для повышения надежности, в функциональных системах применяют резервирование. Исследование надежности датчика дыма без резервных элементов и с резервированным каналом является целью данной работы [1]. Для ее решения были поставлены следующие задачи:

- расчет надежности для одноканальной системы индикации пожара;

- расчет надежности для двухканальной системы индикации пожара;

- анализ результатов.

В работе использовался датчик дыма ДС-3М2 самолета Ту-204.

Принцип работы детектора задымленности заключается в обнаружении возгораний, сопровождающихся появлением дыма, путем регистрации рассеянного частицами дыма оптического излучения [2]. Однако его внутренние элементы также могут выйти из строя: например, при отказе приемника или при несанкционированном излучении контрольной лампы может наблюдаться ложное срабатывание. Что бы этого избежать были резервированы имеющиеся в канале элементы.

В зависимости от схемы включения резервных агрегатов различают общее и раздельное резервиро-

вание. При общем резервировании функциональная система резервируется полностью. При раздельном -резервируются отдельные агрегаты либо группы агрегатов.

Традиционно моделирование надежности таких систем основывается на использовании теоремы умножения вероятностей. При последовательном соединении агрегатов в расчетной схеме перемножаются вероятности их безотказной работы, при параллельном - вероятности отказов.

Для того чтобы подсчитать вероятность безотказной работы всей системы разобьём ее на подсистемы. Подсистемы на блоки общего и индивидуального резервирования.

Рассмотрим систему сигнализации дыма багажно-грузовых отсеков на самолете Ту-204. На Рис.1 представленный датчик ДС-3М2 является одноканальным. Совершим расчет надежности системы данного датчика [3-5]. Рассмотрим подсистему «А», в нее входят элементы 1, 2 и 3.

Рассчитаем вероятность безотказной работы этой подсистемы:

Ра = р1 • р2 • рз или Ра = е~и.

Рассмотрим подсистему «Б», в ней расположены элементы 4, 5, 6, 7 и 8.

Рассчитаем вероятность безотказной работы подсистемы:

Рб = р4 • р5 • рб • р7 • р8 = е-'.

Рассмотрим систему «В». Она является совокупностью подсистем «А» и «Б», при этом они расположены параллельно относительно друг друга, поэтому для расчетов используем вероятность отказа.

Решетневскуе чтения. 2017

Рассчитаем вероятность отказа системы «В»:

бв = Ча • Чв = (1 - Ра) • (1 - Рб);

Рв = 1 - бв = 1 - ((1 - Ра) • (1 - Рб)). Теперь рассмотрим эту же систему датчиков ДС-3М2 в багажно-грузовых отсеках, но уже в двухка-нальном варианте датчиков, как показано на рис. 2.

Производим расчет надежности аналогично с од-ноканальной системой.

Получаем следующий результат:

бж = Чв • Че = (1 - Рв) • (1 - Ре);

Рж = 1 - бж = 1 - ((1 - Рв) • (1 - Ре)).

Подставив данные, получим: Надежность однока-нального датчика Р = 0,95.

Надежность двухканального датчика Р = 0,9975.

В ходе исследования показателей надежности сигнализаторов дыма ДС-3М2 с одним каналом и с резервированным каналом, было установлено, что последний имеет большую вероятность безотказной работы.

БГ01

[__________________]

Одноканальная система

Рис. 1. Расчетная схема с одноканальными датчиками дыма, разбитая на подсистемы

Рис. 2. Расчетная схема с двухканальными датчиками дыма, разбитая на подсистемы

Библиографические ссылки

1. Бойко О. Г. Надежность систем с индивидуальным резервированием // Наука. Промышленность. Оборона : тр. XII Всерос. науч.-техн. конф. (20-22 апреля 2011, г. Новосибирск). Новосибирск : НГТУ, 2011. С. 78-80.

2. Руководство по технической эксплуатации самолета Ту-204.

3. Воробьев В. Г., Константинов В. Д. Надежность и эффективность авиационного оборудования. М. : Транспорт, 1995. 245 с.

4. Сугак Е. В., Василенко Н. В., Назаров Г. Г. Надежность технических систем. Красноярск : МПГ «Раско», 2001. 608 с.

5. Рябинин И. А. Надежность и безопасность структурно-сложных систем / С.-Петерб. ун-т. СПб., 2007. 276 с.

References

1. Boyko O. G. Nadezhnost' sistem s individual'nym rezervirovaniyem // Nauka. Promyshlennost'. Oborona : trudy XII Vseros. nauch.-tekhn. konf. (20-22 aprelya 2011, g. Novosibirsk). NGTU, 2011. P. 78-80.

2. Manual of technical operation of Tu-204.

3. Vorob'yev V. G., Konstantinov V. D. Nadezhnost' i effektivnost' aviatsionnogo oborudovaniya. M. : Transport, 1995. 245 p.

4. Sugak E. V., Vasilenko N. V., Nazarov G. G. Nadezhnost' tekhnicheskih system [The reliability of technical systems]. Krasnoyarsk : MPG "Rasko", 2001. 608 p.

5. Ryabinin I. A. Nadezhnost' i bezopasnost' struk-turno-slozhnyh system [The reliability and safety of structurally complex systems]. S.-Peterb. un-t. SPb., 2007. 276 p.

© Герасимова Д. С., Палухин А. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.