Научная статья на тему 'Разработка обновленной Национальной стратегии по снижению риска чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь до 2030 года'

Разработка обновленной Национальной стратегии по снижению риска чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь до 2030 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
риск / чрезвычайная ситуация / опасность военного времени / цели устойчивого развития / Сендайская рамочная программа / тенденция / трансформация управления / risk / emergency / wartime hazard / sustainable development goals / Sendai framework program / trend / transformation of management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саланович Сергей Адамович, Полевода Иван Иванович, Тихонов Максим Михайлович, Олесиюк Николай Михайлович

Цель. Обновление существующей Национальной стратегии по снижению возникновения риска чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь на 2019-2030 годы. Методы. Общенаучные методы исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение. Результаты. Разработана обновленная Национальная стратегия по снижению риска чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь до 2030 года. Область применения исследований. Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности при стратегическом планировании реализации мероприятий по снижению риска чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саланович Сергей Адамович, Полевода Иван Иванович, Тихонов Максим Михайлович, Олесиюк Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of an updated National strategy of reducing the risk of emergencies in the Republic of Belarus until 2030

Purpose. Updating the existing National strategy to reduce the risk of emergency situations occurring in the Republic of Belarus for 2019-2030. Methods. General scientific methods of research: analysis and synthesis, comparison and generalization. Findings. The updated National strategy of reducing the risk of emergencies in the Republic of Belarus until 2030 was developed. Application field of research. The results of the work can be used in practice in strategic planning of realization of measures to reduce the risk of emergencies.

Текст научной работы на тему «Разработка обновленной Национальной стратегии по снижению риска чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь до 2030 года»

ББ№ https://elibrary.ru/UHQWCF Б01: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2024.8-2.199

УДК 351.86:614.8(476)

РАЗРАБОТКА ОБНОВЛЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ДО 2030 ГОДА

Саланович С.А., Полевода И.И., Тихонов М.М., Олесиюк Н.М.

Цель. Обновление существующей Национальной стратегии по снижению возникновения риска чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь на 2019-2030 годы.

Методы. Общенаучные методы исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение.

Результаты. Разработана обновленная Национальная стратегия по снижению риска чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь до 2030 года.

Область применения исследований. Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности при стратегическом планировании реализации мероприятий по снижению риска чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: риск, чрезвычайная ситуация, опасность военного времени, цели устойчивого развития, Сендайская рамочная программа, тенденция, трансформация управления.

(Поступила в редакцию 10 апреля 2024 г.)

Введение

Принятые Республикой Беларусь в 2016 г. обязательства выполнения глобальных целевых задач Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 20152030 гг.1 и в 2017 г. - Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.2, включающей 17 Целей устойчивого развития3, послужили основанием для разработки Национальной стратегии по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь на 2019-2030 годы [1] (далее - Стратегия), утвержденной в ноябре 2018 г. Премьер-министром Республики Беларусь, и территориальных программ по реализации Стратегии с учетом специфики регионов (7 программ) [2-4]. Вместе с тем в реалиях сегодняшнего времени действующая редакция Стратегии не в полной мере адаптирована к новым вызовам и угрозам, с которыми сталкивается Республика Беларусь на современном этапе, зафиксированным в обновленной Концепции национальной безопасности Республики Беларусь4.

Проведена разработка обновленной Национальной стратегии по снижению риска чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь до 2030 года (далее - обновленная Стратегия).

Основные положения

Обновленная Стратегия закрепляет совокупность официальных взглядов на сущность и содержание деятельности Республики Беларусь по снижению риска чрезвычайных ситуаций

1 Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 гг. [Электронный ресурс] // Управление по снижению риска бедствий Организации Объединенных Наций. - Женева, 2015. - 32 с. - Режим доступа: https://www.undrr.org/publication/sendai-framework-disaster-risk-reduction-2015-2030. - Дата доступа: 03.04.2024.

2 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, 25 сент. 2015 г. - Женева, 2015. - 44 с. - Режим доступа: https://sdgs.un.org/2030agenda. - Дата доступа: 03.04.2024.

3 17 Целей в области устойчивого развития [Электронный ресурс] // Департамент по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций. - Женева, 2015. - Режим доступа: https://sdgs.un.org/ru/goals. -Дата доступа: 03.04.2024.

4 Концепция национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]: утв. решением Всебело-русского народного собрания, 25 апр. 2024 г., № 5 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?gшd=3871&p0= P924v0005. - Дата доступа: 02.05.2024.

природного и техногенного характера [2], опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Документ призван обеспечить единство подходов к реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, целепо-лагание и методологическую основу совершенствования актов законодательства, разработки прогнозных и программных документов на среднесрочную и долгосрочную перспективу [1; 2].

Обновленная Стратегия разработана в развитие основополагающих документов стратегического планирования:

Концепции национальной безопасности Республики Беларусь5;

Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 г.6;

Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 гг.7;

Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г.8;

Стратегии «Наука и технологии: 2018-2040»9.

Обновленная Стратегия дополняет положения Концепции национальной безопасности Республики Беларусь и основополагающих нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны10, 11, 12 и реализована как комплекс мероприятий, направленных на обеспечение национальных интересов Республики Беларусь в социальной сфере (безопасности жизнедеятельности населения).

Результаты реализации обновленной Стратегии напрямую способствуют выполнению Республикой Беларусь обязательств по достижению Целей устойчивого развития (далее -ЦУР) и целевых задач Сендайской рамочной программы на 2015-2030 гг.

Обновленная Стратегия определяет порядок реализации предусмотренных Сендай-ской рамочной программой приоритетов в части:

- понимания риска чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), включающего ее анализ, оценку, управление и смягчение последствий;

- совершенствования организационно-правовых рамок управления риском ЧС;

- инвестиций в меры по снижению риска ЧС в целях укрепления потенциала противодействия;

- повышения готовности к ЧС для обеспечения эффективного реагирования и совершенствования деятельности по восстановлению, реабилитации и реконструкции [1; 2].

Реализация обновленной Стратегии осуществляется посредством выполнения мероприятий по снижению риска ЧС (далее - мероприятия), закрепленных в Плане действий по

5 См. сноску 4.

6 Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года [Электронный ресурс] // Протокол заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2020 г. № 3. - Режим доступа: https://minsk.gov.by/ru/freepage/other/prognoznyedokumenty/natsionalnaya_strategiya_rb_do_2035.pdf. -Дата доступа: 03.01.2024.

7 См. сноску 1.

8 См. сноску 2.

9 Стратегия «Наука и технологии: 2018-2040» [Электронный ресурс]: утв. постановлением Президиума Национальной академии наук Беларуси, 26 февр. 2018, № 17. - Режим доступа: https://nasb.gov.by/congress2/ strategy_2018-2040.pdf. - Дата доступа: 03.01.2024.

10 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 5 мая 1998 г. № 141-З // Информационно-аналитическая поддержка бухгалтеров, юристов и руководителей от ilex. - Режим доступа: http://www.ilex.by. - Дата доступа: 03.01.2024.

11 О гражданской обороне [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 27 ноября 2006 г. № 183-3 // Онлайн-сервис готовых правовых решений ilex / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Режим доступа: https://ilex-private.ilex.by. - Дата доступа: 03.01.2024.

12 О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001 г. № 495 // Онлайн-сервис готовых правовых решений ilex / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://ilex-private.ilex.by. - Дата доступа: 03.01.2024.

реализации Национальной стратегии по снижению риска чрезвычайных ситуаций до 2030 года (далее - План действий).

План действий содержит:

- мероприятия по снижению риска ЧС;

- ожидаемые результаты;

- индикаторы достижения результатов;

- перечень исполнителей и соисполнителей по каждому мероприятию [1; 2].

Мероприятия обновленной Стратегии направлены на снижение ущерба экономике от

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и способствуют развитию научно-технического потенциала в области робототехники и беспилотных летательных аппаратов для автоматизации проведения мониторинга ЧС, проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, разработки новых композиционных и «умных» материалов [5]. Выполнение мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством в пределах средств, ежегодно предусматриваемых в республиканском и (или) местных бюджетах на содержание органов государственного управления и организаций, участвующих в реализации Плана действий, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Национальная платформа по снижению риска ЧС

Национальная платформа по снижению риска ЧС (далее - Национальная платформа) -совокупность национальных механизмов координации и стратегического управления в сфере снижения риска ЧС, которые носят многоотраслевой характер и предполагают участие всех заинтересованных сторон. Министерство по чрезвычайным ситуациям (далее - МЧС) является функциональным ядром, обеспечивающим слаженное взаимодействие всех ее участников. Планирование, разработка и реализация мероприятий Национальной платформы возлагаются на Государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -ГСЧС) в мирное время, на гражданскую оборону (далее - ГО) - в военное.

Структуру и состав Национальной платформы формируют государственные органы и организации, на которые в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2017 г. № 181 «О Национальном координаторе по достижению Целей устойчивого развития» возложена ответственность за реализацию ЦУР и функциональные подсистемы которых способны обеспечивать эффективное противостояние риску ЧС, а также иные субъекты, деятельность которых направлена на предупреждение и ликвидацию ЧС.

Национальную платформу формируют 42 участника: республиканские органы государственного управления, НАН Беларуси, иные государственные организации, областные (Минский городской) исполнительные комитеты.

Построение Национальной платформы осуществляется по административно-территориальному и отраслевому принципам и имеет 4 уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый. Координация реализации цели Стратегии осуществляется на республиканском и территориальном уровнях ГСЧС и ГО. Реализация цели Стратегии осуществляется на всех уровнях ГСЧС и ГО.

Территориальные подсистемы Национальной платформы создаются в пределах их территорий, состоят из звеньев (район, город), соответствующих принятому в республике административно-территориальному устройству.

Отраслевые подсистемы Национальной платформы создаются субъектами Национальной платформы, определенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2023 г. № 723 «О республиканской системе резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций», для организации и осуществления работы по защите организаций, входящих в систему соответствующих государственных органов, от ЧС и участия в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Задачи, структура, порядок функционирования территориальных и отраслевых подсистем определяются положениями об отраслевых и территориальных подсистемах ГСЧС [1; 2].

Каждый уровень Национальной платформы имеет координирующие органы (только в мирное время), органы управления, силы и средства, информационно-управляющую систему и резервы материальных ресурсов.

В целях организации устойчивого управления Национальной платформой, ее территориальными и отраслевыми подсистемами и их звеньями органы управления по чрезвычайным ситуациям оснащаются соответствующими средствами связи и оповещения, сбора, обработки и передачи информации, необходимой оргтехникой, поддерживаемыми в состоянии постоянной готовности к использованию [1; 2].

В состав сил и средств Национальной платформы в мирное время входят силы и средства ГСЧС, в военное время - силы и средства ГО.

В мирное время функционирование Национальной платформы осуществляется в трех режимах: повседневном режиме; режиме повышенной готовности; чрезвычайном режиме.

В военное время функционирование Национальной платформы осуществляется в соответствии с установленными в ГО степенями готовности.

Национальная платформа реализует мероприятия по снижению риска ЧС в соответствии со своей структурой: на республиканском уровне - в рамках планов развития на республиканском уровне, на территориальном и местном уровнях - в рамках планов развития на региональном уровне.

Основные угрозы, их источники и тенденции трансформации управления риском ЧС

Основными угрозами ЧС являются: нанесение вреда жизни и здоровью населения, материальный ущерб, химическое заражение, радиоактивное загрязнение, катастрофическое затопление территории, нарушение условий жизнедеятельности населения, нарушение безопасности функционирования критически важных объектов.

Источниками техногенных ЧС являются: пожары (за исключением природных) и взрывы; аварии на радиационных объектах; аварии на химически опасных объектах; аварии на пожаровзрывоопасных объектах; аварии на гидротехнических сооружениях; аварии на транспорте (железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном и метро); внезапное разрушение сооружений; аварии на электроэнергетических сетях, аварии систем и сетей электросвязи; наличие в окружающей среде загрязняющих веществ выше предельно допустимых концентраций [6].

Источниками природных ЧС являются: землетрясения; обвалы; осыпи; просадка (провалы) земной поверхности; карстовые явления; опасные метеорологические явления, включая шквалы и смерчи; высокие уровни воды; низкие уровни воды; ранний ледостав и появление льда на судоходных реках; повышение уровня грунтовых вод; природные пожары; рудничные пожары; инфекционные заболевания, на которые распространяются мероприятия по санитарной охране территории Республики Беларусь; групповые случаи опасных инфекционных заболеваний; отравления людей в результате употребления воды, продуктов питания; отравления людей токсичными и другими веществами; карантинные заразные болезни сельскохозяйственных животных; массовые заболевания сельскохозяйственных животных; отравления сельскохозяйственных животных; массовая гибель диких животных; прогрессирующая эпифитотия; заболевания сельскохозяйственных растений невыявленной этиологии; распространение карантинных растений; очаги вредителей и болезней лесов, требующие мер борьбы [6].

Источниками опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, являются поражающие факторы ядерного, химического, биологического (бактериологического) оружия или обычных средств поражения.

Основными тенденциями трансформации управления риском ЧС на текущем этапе являются:

- переход от борьбы с ЧС к управлению рисками ЧС [1; 2];

- усиление роли внутренних факторов в управлении рисками [1; 2];

- усиление роли экстенсивных территориальных рисков [1; 2];

- усиление роли профильных органов государственного управления [1; 2];

- усиление рисков, связанных с ведением военных действий или вследствие этих действий;

- переход от информации о существующих рисках к знанию о них [1; 2].

Тенденция перехода от борьбы с ЧС к управлению рисками ЧС подразумевает отказ

от перманентного понимания существующей опасности к знанию ее природы с целью эффективного противодействия, уход от концепции «нулевого риска» как невозможности абсолютного исключения опасности с точки зрения экономической и технической эффективности к концепции «допустимого риска», как возможности жизнедеятельности в условиях обоснованного и допустимого воздействия источников ЧС [ 1; 2].

Тенденция усиления роли внутренних факторов в управлении рисками обусловлена необходимостью концентрации усилий по снижению риска ЧС на местном уровне и усилению целевого воздействия на определенные группы населения, с учетом того что совокупность внутренних характерных для данной местности факторов человеческой жизнедеятельности оказывает большее влияние на возникновение и развитие ЧС, нежели внешние источники опасности [ 1; 2].

Тенденция усиления роли экстенсивных территориальных рисков отмечена как основополагающая в Глобальном аналитическом докладе ООН по уменьшению опасности бедствий (GAR 2022) [7]. Реализованные экстенсивные риски являются основной причиной гибели населения, разрушения зданий и сооружений, дорожной сети, местной инфраструктуры. Основная роль в прогнозировании и управлении экстенсивными рисками отводится системе управления, реализованной на объектовом и местном уровнях [ 1; 2].

Профильная координирующая структура в сфере снижения рисков ЧС призвана объединить весь комплекс факторов, влияющих на ЧС (экономические, экологические, социальные и т.д.) и обеспечить выполнение задачи устойчивого развития общества. Под тенденцией усиления роли профильных органов государственного управления понимается создание эффективной системы межотраслевого управления, способной осуществлять стратегическое планирование мероприятий по снижению рисков ЧС с конкретизацией ответственности за непринятие мер по их уменьшению [1; 2].

Тенденция усиления рисков, связанных с ведением военных действий или вследствие этих действий, обусловленных глобальной геополитической напряженностью, подразумевает необходимость актуализации защиты населения и территорий в военное время.

Тенденция перехода от информации о существующих рисках к знанию о них подразумевает разработку и реализацию программ обучения максимально широкого спектра руководителей и специалистов, осуществляющих деятельность по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, населения - вопросам безопасности жизнедеятельности. На основе полученных знаний формируется алгоритм безопасной жизнедеятельности общества, который в процессе своего развития повысит уровень общественной безопасности и позволит вовлечь в указанный процесс незадействованные слои общества [ 1; 2].

Основные угрозы, их источники и тенденции трансформации управления риском ЧС определяют цель, задачи, принципы и основные направления обновленной Стратегии.

Цель, задачи и принципы обновленной Стратегии

Цель и задачи обновленной Стратегии носят комплексный и неделимый характер, являются глобальными по своему характеру, обеспечивают учет национальных интересов

Республики Беларусь и соответствуют государственным программам и приоритетам развития страны.

Цель обновленной Стратегии заключается в создании условий для устойчивого развития государства путем снижения риска ЧС, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и повышения безопасности гражданина, общества и государства.

Задачи обновленной Стратегии:

- осуществить совершенствование механизмов управления и правового обеспечения Национальной платформы по снижению риска ЧС;

- усовершенствовать методологию анализа и управления рисками ЧС;

- создать и внедрить интеллектуальные системы управления и поддержки принятия решений;

- усовершенствовать методики прогнозирования ЧС;

- усовершенствовать технологии реагирования и ликвидации ЧС;

- создать новые образцы техники и оборудования;

- обеспечить готовность профильных служб, руководителей и специалистов республиканских органов государственного управления, органов управления и самоуправления, предприятий, организаций, учреждений и населения к действиям в условиях ЧС.

Принципы реализации обновленной Стратегии имеют преемственность и сохранились в редакции предыдущей версии Стратегии [2].

Основные направления политики по снижению риска ЧС (далее - Направления) определены с учетом тенденций трансформации рисков и принципов реализации обновленной Стратегии, согласуются с приоритетами Сендайской рамочной программы и являются компонентами обновленной Стратегии в Плане действий.

Основные направления политики по снижению риска ЧС:

- совершенствование механизмов управления и правового обеспечения Национальной платформы по снижению риска ЧС;

- анализ и управление рисками ЧС;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие мониторинга, реагирования и поддержки принятия решений при ликвидации ЧС;

- совершенствование технологий ликвидации ЧС, создание новых материалов, образцов техники и оборудования;

- обеспечение готовности профильных служб, руководителей и специалистов республиканских органов государственного управления, органов управления и самоуправления, предприятий, организаций, учреждений и населения к действиям в условиях ЧС.

Эффективность деятельности по Направлениям определяется ее результатами (далее - Результаты). Результат достигается слаженным взаимодействием всех заинтересованных сторон (субъектов Национальной платформы), принимающих в рамках компетенции все необходимые меры для достижения цели в рамках деятельности по снижению рисков ЧС. Определенный в рамках Результата Координатор обеспечивает слаженное взаимодействие всех участников, необходимые для реализации мероприятий планирование и контроль.

Совершенствование механизмов управления и правового обеспечения национальной платформы по снижению риска ЧС. Эффективное управление риском ЧС обеспечивается функциональной, соответствующей уровню угроз, обеспечивающей необходимые защиту населения и развитие экономики, своевременно корректируемой организационно-правовой основой деятельности по снижению риска ЧС на республиканском, территориальном и местном уровнях, включающей: единую нормативную правовую, нормативную техническую, организационную и методологическую базу, планирующие документы, координацию на уровне отдельных субъектов Национальной платформы и между ними, участие соответствующих заинтересованных сторон. Стратегическим приоритетом развития Национальной

платформы с учетом наличия общих черт в структуре и функционировании ГСЧС и ГО является создание единой системы реализации защитных мероприятий в мирное и военное время - государственной системы гражданской защиты.

Анализ и управление рисками ЧС. Эффективное снижение риска ЧС обеспечивается в разрезе постоянного анализа причин возникновения ЧС, своевременной реализации соответствующих мероприятий, направленных на снижение риска (управление риском). Стратегическим приоритетом направления являются усовершенствованные механизмы государственного управления в области снижения риска ЧС.

Развитие мониторинга, реагирования и поддержки принятия решений при ликвидации ЧС. Эффективное управление инфраструктурой населенных пунктов для обеспечения безопасности населения в условиях ЧС, повышение готовности к возникновению ЧС, а также реагирование на возникающие ЧС обеспечиваются внедрением и использованием автоматизированных информационно-управляющих систем, выполняющих расчетные, информационно-справочные функции, функции систем поддержки принятия управленческих решений. Стратегическим приоритетом направления является внедрение автоматизированных систем мониторинга, управления силами и средствами, управления инфраструктурой населенных пунктов для обеспечения безопасности населения в условиях ЧС.

Совершенствование технологий ликвидации ЧС, создание новых материалов, образцов техники и оборудования. Эффективное проведение аварийно-спасательных работ и ликвидация последствий ЧС обеспечиваются путем совершенствования и разработки новых технологий, техники и инструмента, обеспечивающих успешную ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Стратегическим приоритетом направления является разработка новых методов и технологий ликвидации ЧС, материалов, образцов техники и оборудования, внедрение роботизированных систем, совершенствование технологий применения беспилотных летательных комплексов и авиации.

Обеспечение готовности профильных служб, руководителей и специалистов республиканских органов государственного управления, органов управления и самоуправления, предприятий, организаций, учреждений и населения к действиям в условиях ЧС.

Эффективным способом повышения безопасности жизнедеятельности населения является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, риск-ориентированного мировоззрения руководителей и специалистов, реализующих компетенции в сфере предупреждения и ликвидации ЧС. Стратегическим приоритетом направления является признанная за пределами Республики Беларусь система подготовки в области предупреждения и ликвидации ЧС, усовершенствованная система обучения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, сформированная у населения культура безопасности жизнедеятельности.

Заключение

Таким образом, обновленная Стратегия позволит решить проблемные вопросы, которые явились причиной для ее разработки, а реализация запланированных мероприятий позволит:

- снизить риск ЧС природного и техногенного характера, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, минимизировать возможный ущерб;

- создать гибкую и развивающуюся систему по снижению риска ЧС путем постоянного расширения участников данного процесса;

- интегрировать вопросы снижения опасности ЧС в государственный прогноз социально-экономического развития страны;

- повысить взаимодействие и регулирование функций всех участников Национальной платформы;

- систематизировать и обосновать (технико-экономические) процессы предупреждения ЧС и смягчения их последствий, а также предотвратить неэффективное использование ресурсов;

- сформировать и развить интеллектуальное общество, обеспечить переход от информации о существующих угрозах (опасностях) к знанию о них и внедрение культуры безопасности жизнедеятельности во всех слоях общества;

- создать автоматизированные комплексы управления инфраструктурой населенных пунктов для обеспечения безопасности при ЧС и вовлечь в дело предупреждения ЧС всех заинтересованных участников, а также в дальнейшем обеспечить создание гибкой системы противостояния угрозам ЧС с децентрализацией ответственности сторон.

Эффективность реализации обновленной Стратегии определяется оценкой показателей выполнения мероприятий (соответствующих индикаторов) Плана действий по реализации Национальной стратегии по снижению риска чрезвычайных ситуаций до 2030 года с учетом индикативно-критериальных показателей положительной динамики в рамках Директивы Президента Республики Беларусь № 1 [8], территориальных программ по реализации Стратегии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальная стратегия по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь на 2019-2030 годы [Электронный ресурс]: утв. Премьер-министром - начальником гражданской обороны Республики Беларусь, 30 нояб. 2018 г. - Режим доступа: https://ucp.by/ images/file/fpnk/NS1930.pdf. - Дата доступа: 03.04.2024.

2. Ласута, Г.Ф. Разработка Национальной стратегии по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь на 2019-2030 годы / Г.Ф. Ласута [и др.] // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2018. - Т. 2, № 1. - С. 359-366. - DOI: 10.33408/ 2519-237X.2018.2-3.359. - EDN: UXBGSS.

3. Пастухов, С.М. О необходимости разработки национальной стратегии по снижению риска бедствий / С.М. Пастухов, Н.Н. Точеный // Безопасность человека и общества: совершенствование системы реагирования и управления защитой от чрезвычайных ситуаций: сб. материалов I Меж-дунар. науч.- практ. конф., Минск, 16-17 ноября 2017 г. - Минск: УГЗ, 2017. - С. 102-105.

4. Тихонов, М.М. О необходимости разработки национальных стратегий по снижению риска бедствий / М.М. Тихонов, С.М. Пастухов, Н.Н. Точеный // Гражданская защита: сохранение жизни, материальных ценностей и окружающей среды: сб. материалов III Междунар. заочной науч.-практ. конф., Минск, 1 мар. 2018 г. - Минск: УГЗ, 2018. - С. 5-6.

5. Пархомчик, Э.А. Концепция развития государственной системы гражданской защиты в Республике Беларусь / Э.А. Пархомчик, И.К. Мурзич, Н.Е. Бузин // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2020. - Т. 4, № 2. - С. 203-212. - DOI: 10.33408/2519-237X.2020.4-2.203. -EDN: UMRBEL.

6. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс]: постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, 3 авг. 2023 г., № 46 // Онлайн-сервис готовых правовых решений ilex / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://ilex-private.ilex.by. - Дата доступа: 03.01.2024.

7. Глобальный аналитический доклад о мерах по снижению риска бедствий «Наш мир в опасности: трансформация управления ради устойчивого будущего» (GAR2022) [Электронный ресурс]. -Женева: Управление Организации Объединенных Наций по снижению риска бедствий, 2022. -Режим доступа: https://www.undrr.org/gar/gar2022-our-world-risk-gar. - Дата доступа: 03.04.2024.

8. О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины [Электронный ресурс]: Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 // Официальный интернет портал Президента Республики Беларусь. - Режим доступа: https://president.gov.by/ru/documents/ direktiva-1 -ot-11 -marta-2004-g-1397. - Дата доступа: 03.04.2024.

Разработка обновленной Национальной стратегии по снижению риска чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь до 2030 года

Development of an updated National strategy of reducing the risk of emergencies

in the Republic of Belarus until 2030

Саланович Сергей Адамович

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, заместитель Министра

Адрес: ул. Революционная, 5,

220030, Минск, Беларусь Email: mail@mchs.gov.by

Полевода Иван Иванович

кандидат технических наук, доцент

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», начальник университета

Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь Email: ip@ucp.by SPIN-код: 1662-9457

Sergey A. Salanovich

Ministry of Emergency Situations

of the Republic of Belarus, Deputy Minister

Address: Revolyutsionnaya str., 5, 220030, Minsk, Belarus Email: mail@mchs.gov.by

Ivan I. Palevoda

PhD in Technical Sciences, Associate Professor

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Head of University

Address: Mashinostroiteley str., 25,

220118, Minsk, Belarus Email: ip@ucp.by ORCID: 0000-0003-2469-3553

Тихонов Максим Михайлович

кандидат технических наук, доцент

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра гражданской защиты, начальник кафедры

Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь Email: timax1978@gmail.com SPIN-код: 7967-3004

Maksim M. Tikhonov

PhD in Technical Sciences, Associate Professor

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Civil Protection, Head of Chair

Address: Mashinostroiteley str., 25,

220118, Minsk, Belarus Email: timax1978@gmail.com ORCID: 0000-0001-7631-8750

Олесиюк Николай Михайлович

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», сектор международного сотрудничества, начальник сектора

Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь Email: nikolai-96@tut.by

Nikolai M. Olesiyuk

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», International Cooperation Sector, Head of Sector

Address: Mashinostroiteley str., 25,

220118, Minsk, Belarus Email: nikolai-96@tut.by ORCID: 0000-0001-5925-1371

DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2024.8-2.199 EDN: https://elibrary.ru/UHQWCF

DEVELOPMENT OF AN UPDATED NATIONAL STRATEGY OF REDUCING THE RISK OF EMERGENCIES IN THE REPUBLIC OF BELARUS UNTIL 2030

Salanovich S.A., Palevoda I.I., Tikhonov M.M., Olesiyuk N.M.

Purpose. Updating the existing National strategy to reduce the risk of emergency situations occurring in the Republic of Belarus for 2019-2030.

Methods. General scientific methods of research: analysis and synthesis, comparison and generalization.

Findings. The updated National strategy of reducing the risk of emergencies in the Republic of Belarus until 2030 was developed.

Application field of research. The results of the work can be used in practice in strategic planning of realization of measures to reduce the risk of emergencies.

Keywords: risk, emergency, wartime hazard, sustainable development goals, Sendai framework program, trend, transformation of management.

(The date of submitting: April 10, 2024) REFERENCES

1. Lasuta G.F., Pastukhov S.M., Arestovich D.N., Tsygankov E.M. Razrabotka Natsional'noy strategii po snizheniyu riska vozniknoveniya chrezvychaynykh situatsiy v Respublike Belarus' na 2019-2030 gody [Development of the National strategy to reduce the risk of emergency situations in the Republic of Belarus for the period of 2019-2030]. Journal of Civil Protection, 2018. Vol. 2, No. 1. Pp. 359-366. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2018.2-3.359. EDN: UXBGSS.

2. Pastukhov S.M., Tochenyy N.N. O neobkhodimosti razrabotki natsional'noy strategii po snizheniyu riska bedstviy [On the need of development of a national strategy for disaster risk reduction]. Proc. of I Intern. scientific-practical conf. «Bezopasnost' cheloveka i obshchestva: sovershenstvovanie sistemy reagiro-vaniya i upravleniya zashchitoy ot chrezvychaynykh situatsiy», Minsk, November 16-17, 2017. Minsk: University of Civil Protection, 2017. Pp. 102-105. (rus)

3. Tikhonov M.M., Pastukhov S.M., Tochenyy N.N. O neobkhodimosti razrabotki natsional'nykh strategiy po snizheniyu riska bedstviy [On the need of development of national strategies of disaster risk reduction]. Proc. of III Intern. correspondence scientific-practical conf. «Grazhdanskaya zashchita: sokhranenie zhizni, material'nykh tsennostey i okruzhayushchey sredy», Minsk, March 1, 2018. Minsk: University of Civil Protection, 2018. Pp. 5-6. (rus)

4. Parkhomchik E.A., Murzich I.K., Buzin N.E. Kontseptsiya razvitiya gosudarstvennoy sistemy gra-zhdanskoy zashchity v Respublike Belarus' [The concept of development of the state system of civil protection in the Republic of Belarus]. Journal of Civil Protection, 2020. Vol. 4, No. 2. Pp. 203-212. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2020.4-2.203. EDN: UMRBEL.

5. O klassifikatsii chrezvychaynykh situatsiy prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera [On the classification of natural and man-made emergencies]: Resolution of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus, August 3, 2023, No. 46. Online service of ready-made legal solutions ilex. YurSpectr LLC, National Center for Legal Information of Republic of Belarus. Available at: https://ilex-pri-vate.ilex.by (accessed: January 3, 2024). (rus)

6. Global Assessment Report on Disaster Risk Reduction: Our World at Risk: Transforming Governance for a Resilient Future (GAR2022). Geneva: United Nations Office for Disaster Risk Reduction, 2022. Available at: https://www.undrr.org/gar/gar2022-our-world-risk-gar (accessed: April 3, 2024).

7. Natsional'naya strategiya po snizheniyu riska vozniknoveniya chrezvychaynykh situatsiy v Respublike Belarus' na 2019-2030 gody [National strategy to reduce the risk of occurring of emergency situations in the Republic of Belarus for 2019-2030]: approved by the Prime Minister - Head of Civil Defense of the Republic of Belarus, November 30, 2018. Available at: https://nauchforum.ru/studconf/social/ vi/1726 (accessed: April 3, 2024). (rus)

8. O merakh po ukrepleniyu obshchestvennoy bezopasnosti i distsipliny [On measures to strengthen public security and discipline]: Directive of the President of the Republic of Belarus, March 11, 2004 № 1. Official Internet Portal of the President of the Republic of Belarus. Available at: https://president.gov.by/ ru/documents/direktiva-1-ot-11-marta-2004-g-1397 (accessed: April 3, 2024). (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.