Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ УЧЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО В ЕВРОСОЮЗЕ МЕХАНИЗМА ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ УЧЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО В ЕВРОСОЮЗЕ МЕХАНИЗМА ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ УЧЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / КООРДИНАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЙ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / СОСТАВ УЧАСТНИКОВ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / БЕЗОПАСНОСТЬ / CIVIL PROTECTION / EMERGENCY / INTERNATIONAL EXERCISES / INTERNATIONAL EXPERIENCE / COORDINATION / INTERACTION / ORGANIZATION OF EXERCISES / METHODOLOGICAL APPROACHES / PARTICIPANTS / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Павловский Александр Алексеевич, Пастухов Университет Гражданской Защиты Мчс Беларуси, Тихонов Университет Гражданской Защиты Мчс Беларуси, Ясинский Университет Гражданской Защиты Мчс Беларуси

Представлены результаты изучения международного опыта в рамках межгосударственного сотрудничества проведения и организации учений по реагированию на чрезвычайные ситуации на основе действующего в Европейском Союзе Механизма гражданской защиты. Приведен анализ эффективности системы защиты от ЧС. Проанализированы результаты международных учений с участием работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Предложена система подготовки и организации международных учений, наиболее подходящая к условиям Беларуси. Предложены новые методические подходы к организации учений в Беларуси и их организационная структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Павловский Александр Алексеевич, Пастухов Университет Гражданской Защиты Мчс Беларуси, Тихонов Университет Гражданской Защиты Мчс Беларуси, Ясинский Университет Гражданской Защиты Мчс Беларуси

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF INTERNATIONAL EXERCISES IN THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE FRAMEWORK OF THE EU CIVIL PROTECTION MECHANISM

Purpose. This article is devoted to methodical approaches to the organization and conduct of international exercises in the Republic of Belarus in the frame-work of the EU Civil Protection Mechanism. Methods. The methods of analysis and planning have been used in the research. Findings. The article proposes new methodological approaches to the organization of exercises in Belarus and their organizational structure. Application field of research. The obtained data can be used in the field of conduct and organization of emergency response exercises. Conclusions. The article presents the results of the study of international experience in the framework of inter-state cooperation in the conduct and organization of emergency response exercises based on the current in the European Union Civil Protection Mechanism. The analysis of the effectiveness of the system of protection against emergencies. The results of international exercises with the participation of MES of the Republic of Belarus are analyzed. The article proposes new methodological approaches to the organization of exercises in Belarus and their organizational structure.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ УЧЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО В ЕВРОСОЮЗЕ МЕХАНИЗМА ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ»

Б01: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2019.3-3.314 УДК 351.861

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ УЧЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО В ЕВРОСОЮЗЕ МЕХАНИЗМА ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Павловский А.А., Пастухов С.М., Тихонов М.М., Ясинский С.В.

Представлены результаты изучения международного опыта в рамках межгосударственного сотрудничества проведения и организации учений по реагированию на чрезвычайные ситуации на основе действующего в Европейском Союзе Механизма гражданской защиты. Приведен анализ эффективности системы защиты от ЧС. Проанализированы результаты международных учений с участием работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Предложена система подготовки и организации международных учений, наиболее подходящая к условиям Беларуси. Предложены новые методические подходы к организации учений в Беларуси и их организационная структура.

Ключевые слова: гражданская защита, международные учения, международный опыт, координация, взаимодействие, организация учений, методические подходы, состав участников, организационная структура, безопасность.

(Поступила в редакцию 18 июля 2019 г.)

Введение. Основным условием устойчивого развития общества является безопасность человека и окружающей среды, их защищенность от воздействия опасных техногенных и природных факторов1, 2. Такие сферы деятельности, как защита населения и территорий от ЧС, предупреждение и ликвидация их последствий, обеспечение пожарной, промышленной и радиационной безопасности, являются составной частью национальной безопасности и непосредственно влияют на устойчивое развитие и международный престиж страны.

По данным Организации Объединенных Наций большинство природных и техногенных катастроф в настоящее время принимает такие масштабы, что ликвидация их последствий вызывает серьезные проблемы даже для высокоразвитых стран.

Возникающие проблемы диктуют необходимость объединения усилий различных стран для проведения спасательных работ или оказания гуманитарной помощи, обмена передовыми технологиями, что в значительной мере способствует сокращению человеческих и экономических потерь государства при возникновении аварий или катастроф. С учетом этого организация и развитие широкомасштабного международного сотрудничества в области предупреждения, смягчения и ликвидации последствий ЧС определяется в мировой практике как одно из основных направлений деятельности. Одним из приоритетных направлений деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь является оказание международной гуманитарной помощи иностранным государствам. Порядок оказания международной гуманитарной помощи Республикой Беларусь определен Указом Президента Республики Беларусь от 27 июня 2011 г. № 269 «Об утверждении Положения о порядке оказания Республикой Беларусь международной гуманитарной помощи». При этом международной гуманитарной помощью являются безвозмездно передаваемые Республикой Беларусь государству, пострадавшему вследствие чрезвычайных ситуаций, денежные средства, продовольствие,

1 Национальная стратегия по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь на 2019-2030 годы.

2 Глобальный аналитический доклад о мерах по уменьшению опасности бедствий 2015. Обеспечение устойчивости развития: будущее управление рисками бедствий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ttps://www.unccleam.org/sites/default/files/inventory/gar15_pocket_ru.pdf. - Дата доступа: 03.06.2019.

лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинская техника, товары народного потребления первой необходимости для обеспечения жизнедеятельности населения, пострадавшего вследствие чрезвычайной ситуации, а также проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, оказание медицинской и психологической помощи лицам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации на территории иностранного государства.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, участниками которого являются все члены Содружества Независимых Государств, для эффективной реализации его положений Решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года был создан Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера и утверждено Положение о нем. 9 декабря 1994 года создан Корпус сил Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, составленный из национальных подразделений государств-участников СНГ.

Странами - участницами Организации Договора о коллективной безопасности в 2007 году сформирован Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств -членов ОДКБ, который является постоянно действующим рабочим органом Организации. В целях выполнения мероприятий, предусмотренных решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 19 декабря 2012 года «Об Основных направлениях развития системы коллективного реагирования государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности на чрезвычайные ситуации», разработано Положение о порядке реагирования государств - членов ОДКБ на чрезвычайные ситуации.

В целях совершенствования профессионализма и отработки навыков подразделения, входящие в состав Корпуса сил СНГ и сил государств - членов ОДКБ, принимают участие в командно-штабных учениях и тренировках, методическая база подготовки и проведения которых определена и апробирована на многих учениях и не вызывает вопросов.

Что касается зарубежного опыта широкомасштабного международного сотрудничества в области предупреждения, смягчения и ликвидации последствий ЧС, большой интерес представляет опыт Европейского союза [1]. В ЕС в условиях возрастающего количества техногенных и природных ЧС, трансграничности характера угроз и ограниченности ресурсов отдельных стран функционирует особая система -Механизм гражданской защиты (МГЗЕС). Система координирует использование ресурсов для защиты гражданского населения и оказания непосредственной помощи странам, в которых произошли природные или техногенные катастрофы [2].

В рамках международного проектного сотрудничества между Республикой Беларусь и Европейским союзом и в целях повышения боеготовности к реагированию на чрезвычайные ситуации существует необходимость подготовки, организации и проведения международных спасательных учений на территории Республики Беларусь по стандартам, существующим в международной практике.

Результаты. В Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь функционирует система организации и проведения учений, однако нормативно-правовые акты в этой области не затрагивают процесс организации и проведения учений в рамках функционирования, действующего в МГЗЕС3, 4. Эта система защиты от ЧС в настоящее время считается наиболее прогрессивной в мире. С момента своего создания МГЗЕС обеспечил мониторинг более 300 стихийных бедствий и получил свыше 200 запросов на

3 European civil protection and humanitarian aid operations [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// ec.europa.eu/echo/what/civil-protection/mechanism_en/. - Дата доступа: 21.02.2019.

4 Prevention, Preparedness and Response to Natural and Man-made Disasters in the Eastern Partnership Countries [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pprdeast2.eu/. - Дата доступа: 05.03.2019.

оказание помощи. Так, в 2015 году МГЗЕС был задействован при возникновении 26 чрезвычайных ситуаций, включая землетрясение в Непале, лесные пожары в Греции и Европейский миграционный кризис5.

МГЗЕС призван координировать использование ресурсов для защиты гражданского населения и оказания помощи странам, в которых произошли природные или техногенные катастрофы. Составной частью МГЗЕС является международная консультативная группа ООН по вопросам поиска и спасения (INSARAG)6, 7, предназначенная для решения задач в области реагирования на чрезвычайные ситуации, организации беспрепятственного взаимодействия и координации международных спасательных отрядов, установления единых стандартов по проведению спасательных работ. Группа осуществляет теоретическую, методическую и практическую подготовку членов, входящих в состав международных спасательных отрядов, проводит их аттестацию на соответствие стандартам и ведет реестр международных спасательных отрядов в мировом сообществе.

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь ведет активное взаимодействие с МГЗЕС по вопросам международной технической помощи. В частности Республиканский отряд специального назначения (РОСН) входит в реестр международных спасательных отрядов как отряд тяжелого класса, аттестованный по стандартам INSARAG. За последние 10 лет РОСН принимал участие в таких международных учениях, как «Polex-2013», «Modex-2016», «Moldex-2017», «Bosnia and Herzegovina-2017» и «Srbija-2018», и показал положительные результаты. В процессе учений отрабатывался полный перечень необходимых действий при реагировании на международные ЧС, включая мобилизацию отряда РОСН, движение в пути, прохождение границы, отработку административных процедур по прибытию в страну, терпящую бедствие, и т. д., а также возвращение спасательного отряда к месту постоянной дислокации и восстановление сил и средств до полной готовности к последующему реагированию.

Однако необходимая методическая база для подготовки и проведения международных учений данного типа в рамках функционирования МГЗЕС в системе МЧС Республики Беларусь на сегодняшний день требует совершенствования.

С целью исключения противоречий во взаимодействии международных групп, организаций, поисково-спасательных отрядов/модулей (ПСО/модуль) при проведении совместных международных учений, устранения возможных проблем в понимании структуры и порядка организации и проведения учений, а также приравнивания координационной и организационной структуры к международным стандартам необходимо разработать собственные подходы к организации и проведению учений в рамках функционирования МГЗЕС, использующих базовую структуру стандартов INSARAG и наработанный опыт организации и проведения международных спасательных учений.

Проведенное изучение деятельности МЧС Республики Беларусь в международном сообществе показывает, что Беларусь достаточно глубоко интегрирована в систему международного сотрудничества в области предупреждения катастроф, стихийных бедствий и крупных аварий, а также ликвидации их последствий, что, в свою очередь, дает возможность применять в национальной системе реагирования на ЧС современные техническое оснащение и технологии, имеющиеся на вооружении в этой области у иностранных государств.

В международной практике широко используется подход организации и проведения командно-штабных учений по отработке механизма поддержки принимающей страны

5 См. сн. 4.

6 International search and rescue advisory group (INSARAG) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.insarag.org/. - Дата доступа: 12.01.2019.

7 INSARAG GUIDELINES [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.insarag.org/methodology/ guidelines/. - Дата доступа: 15.01.2019.

(1111С) и полевых учений по отработке механизма реагирования на ЧС. Для организации и проведения учений в рамках МГЗЕС на международной арене за основу принимаются положения методологии INSARAG.

Анализ методологии INSARAG, международных учений «Moldex-2017» и «Bosnia and Herzegovina-2017» показывает, что подходы к проведению этих учений могут быть применимы и на территории Республики Беларусь.

Из опыта организации и проведения международных учений «Bosnia and Herzegovina-2017» практический интерес представляют следующие методы проведения учений:

- отработка в процессе учений отдельных действий по ликвидации последствий ЧС с использованием программных комплексов виртуальной реальности, что позволяет смоделировать любую ЧС (к примеру, опасную при практической отработке) и отработать ее, провести множество попыток для достижения наиболее благоприятных последствий при ликвидации ЧС);

- использование современных технологий в международном реагировании, координационной схеме, применяемой в международных учениях в рамках Программы по предупреждению, готовности и реагированию на природные и техногенные катастрофы в странах «Восточного партнерства» (PPRD East) и Евроатлантическом координационнм центре реагирования на стихийные бедствия и катастрофы (EARDCC), которые наиболее подходят для организации международных учений на территории Республики Беларусь исходя из положений нормативно-правовых актов нашего государства.

Международные учения в рамках МГЗЕС преследуют решение следующих задач:

- проверить и усовершенствовать процедуры, достичь общего понимания сотрудничества в сфере мер помощи в области гражданской защиты, ускорить/улучшить реагирование в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях;

- предоставить возможности обучения всем субъектам, участвующим в осуществлении мер по содействию работе МГЗЕС (включая реализацию Руководящих принципов ЕС, касающихся поддержки принимающей страны);

- активизировать оперативное сотрудничество и координацию между группами реагирования;

- апробировать процедуру оказания и получения помощи в области гражданской защиты через МГЗЕС (включая коммуникацию и координацию с Центром координации чрезвычайного реагирования (ERCC) с соблюдением руководящих принципов и шаблонов по поддержке принимающей страны);

- улучшить оперативную совместимость оборудования, командных и координационных структур, процедур и коммуникационных средств стран-партнеров с возможностями ЕС;

- углубить общее понимание и реализацию основных принципов, изложенных в международных руководящих документах и пособиях, используемых во время чрезвычайных ситуаций и развертывания международных сил.

Основные функции по организации, обеспечению и проведению международных учений берет на себя страна, которая проводит учения.

В состав участников международных учений обычно входят:

- организаторы (руководство) учений;

- группа контроля учений (EXCON) - специально создаваемая для контроля за ходом учений, включающая организаторов учений и международных экспертов в области ликвидации ЧС по различным направлениям. Эта группа разрабатывает сценарий, позволяющий в полной мере оценить готовность участников исходя из требований положений чек-листа, в случае необходимости планирует ухудшение обстановки в зоне ЧС, а также ведет полный контроль за действиями на площадках учений и отвечает за доведение каждого имитационного упражнения до его завершения;

- ролевые игроки - это участники, исполняющие роли тех или иных лиц, с которыми в процессе реагирования на международные чрезвычайные ситуации взаимодействуют прибывающие для оказания помощи поисково-спасательные отряды. В состав игроков входят: работники таможенного и пограничного контроля, представители местных органов управления (LEMA); местное население, пострадавшие, местные средства массовой информации; международные организации, группы, сообщества (группа по оценке последствий стихийных бедствий и координации - UNDAC, группа экспертов Механизма гражданской защиты Евросоюза - EUCPT, международный полевой координационный центр по ликвидации ЧС (международный штаб) - OSOCC); международные системы мониторинга, оповещения и координации действий в ЧС (GDACS, ERCC) и интернет-ресурс для работы при ликвидации ЧС (виртуальный OSOCC -VOSOCC);

- персонал поддержки при проведении учений. К нему относятся ответственные на рабочих участках (исполняют роль местных командиров по рабочим участкам и следят за безопасностью и порядком выполняемых спасательных работ), переводчики (если требуются), местные силы (обеспечение технической водой, эвакуация пострадавших в медицинские учреждения, предоставление инженерной техники);

- ПСО/модули и работники национальных и международных министерств и ведомств, непосредственно принимающих участие в международных учениях в качестве основных участников учений;

- оценщики (международные эксперты в области ликвидации международных чрезвычайных ситуаций).

При разработке сценария учений группой контроля EXCON, как правило, предусматривается:

- описание произошедшей чрезвычайной ситуации и возникших по ее причине последствий;

- описание рабочих участков и порядок выполнения работ на них;

- основные задачи и функции ответственных лиц на рабочих участках в процессе учений;

- указания ролевым игрокам учений;

- вводные и данные по ходу проведения учений.

При этом в сценарии учений рабочие участки распределяются среди участников в зависимости от их возможностей, оснащения оборудованием и техникой. Все действия участников координирутся и создаются максимально приближенные к реальным условиям реагирования на чрезвычайные ситуации.

Участие РОСН в международных учениях «Moldex-2017» показало, что структура их организации является наиболее эффективной и приемлемой для всех участников, организаторов и исполнителей. Приобретеннный РОСН опыт позволяет глубже понять структуру международных учений, порядок их проведения в рамках МГЗЕС и заимствовать большую часть положений и подходов для организации международных учений на территории Республики Беларусь. Подобные учения максимально подходят под местные условия, менталитет, общий язык и структуру министерств и ведомств.

Интересующая нас используемая в международной практике ЕС организационная структура указанных учений представлена на схеме (рис. 1).

EXCON - группа контроля учений

OSOCC - международный полевой координационный центр по ликвидации ЧС

EUCPT - группа экспертов Механизма гражданской защиты Евросоюза

ERCC - центр координации чрезвычайного реагирования

TAST - команда технической поддержки;

LEMA - работники таможенного и пограничного контроля, представители местных органов управления

RDC - центр приема и отправки команд

Рисунок 1. - Организационная структура учений «МоШех-2017»

На основе структуры учений «МоЫех-2017» разработан вариант организационной структуры международных учений на территории Республики Беларусь. Схема этой структуры представлена на рисунке 2.

группа контроля

Участники учений (ролевые игроки, персонал поддержки учений)

VOSOCC

Инструкции, вводные Прямая связь Обратная связь

EXCON учений

OSOCC - международный полевой координационный центр по ликвидации ЧС

VOSOCC - интернет-ресурс для работы при ликвидации ЧС

UCC - координационный центр поисково-спасательных отрядов (ПСО)

ERCC - центр координации чрезвычайного реагирования

LEMA - работники таможенного и пограничного контроля, представители местных органов управления

ППС - поддержка принимающей страны

RDC - центр приема и отправки команд

Рисунок 2. - Организационная структура международных учений на территории Республики Беларусь

Отработка механизма реагирования на чрезвычайные ситуации в рамках международных полевых учений в предлагаемой структуре содержит следующие позиции (рис. 2):

- оповещение экспертных групп UNDAC и EUCPT, правительств стран-участниц о произошедшей в пострадавшей стране чрезвычайной ситуации;

- отработку процесса мобилизации международного ПСО;

- выезд и перемещение ПСО к границе (или аэропорту);

- прохождение ПСО пограничного и таможенного контроля в стране дислоцирования ПСО;

- прохождение ПСО пограничного, таможенного, ветеринарного (по необходимости) контроля в пострадавшей стране;

- развертывание центра приема и отправки команд (RDC);

- встреча с LEMA;

- развертывание OSOCC;

- развертывание базового лагеря;

- проведение разведки на рабочих участках;

- выполнение поисково-спасательных работ на рабочих участках;

- круглосуточное использование участниками учений международных интернет-ресурсов по мониторингу, оповещению и взаимодействию международных ПСО (GDACS, VOSOCC, ERCC);

- передача дел работниками координационного центра ПСО/модулей (UCC), являющегося отделом OSOCC, работникам экспертной группы UNDAC или EUCPT (по необходимости);

- сбор ПСО/модуля, выезд, прохождение таможни и возврат к месту постоянной дислокации.

Заключение. Изучение международного опыта и подходов к организации и проведению учений в рамках функционирования МГЗЕС позволяет установить, что:

- в международной практике организуются и проводятся мероприятия по двум направлениям: командно-штабные по отработке механизма ППС; полевые учения по отработке механизма реагирования на ЧС;

- для организации и проведения учений в рамках МГЗЕС на международной арене за основу принимаются во внимание положения методологии INSARAG;

- для подготовки программы, сценария, рабочих участков, вводных необходимо использовать накопленный международный опыт участия в международных учениях «Modex-2016», «Moldex-2017», «Bosnia and Herzegovina-2017», «Srbija-2018», а также методологию INSARAG;

- наиболее подходящим примером для организации и проведения учений на территории Республики Беларусь в рамках функционирования МГЗЕС являются учения «Moldex-2017».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате проведенного анализа предлагается учесть следующие предложения по совершенствованию методической базы по подготовке и проведению международных учений на территории Республики Беларусь в рамках функционирования МГЗЕС:

- описать процесс и порядок организации и проведения учений в рамках функционирования МГЗЕС;

- указать организационную структуру международных учений;

- уточнить международные подходы к организации и проведению учений в рамках МГЗЕС;

- разработать методические рекомендации по проведению международных учений на территории Республики Беларусь в рамках функционирования МГЗЕС и внести дополнения в существующую Инструкцию по подготовке и проведения учений и тренировок в Республике Беларусь.

Таким образом, предложенные в работе методические подходы в перспективе могут быть использованы при совершенствовании законодательной и методической базы для подготовки и проведения международных учений на территории Республики Беларусь в рамках функционирования МГЗЕС, которые не будут уступать в насыщенности реальности, а в качестве подготовки будут полностью соответствовать современным международным стандартам ЕС к проведению такого рода учений. Это, в свою очередь, позволит провести объективную оценку состояния и готовности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь к выполнению задач в области международного реагирования на ЧС, наладить контакты, увеличить область межгосударственного сотрудничества как в рамках ЕС, так и в системе национальных аварийно-спасательных подразделений государств - участников СНГ и ОДКБ, обменяться опытом, улучшить взаимодействие между ними и тем самым повысить имидж МЧС Беларуси в международном сообществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордак, С.С. Органы управления гражданской обороны района (города): целеполагание, функции и задачи / С.С. Бордак // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Республики Беларусь. - 2018. - Т. 2, № 4. - С. 511-520. Б01: 10.33408/2519-237Х.2019.2-4.511.

2. Букаловский, А. Гражданская защита в ЕС и ее значение для обеспечения безопасности в регионе Балтийского моря / А. Букаловский, Д. Кадуковский // Балтийский регион. - 2013. -№ 3 (17). - С. 38-51. БОТ: 10.5922/2074-9848-2013-3-3.

Методические подходы к организации и проведению международных учений в Республике Беларусь в рамках действующего в Евросоюзе Механизма гражданской защиты

Methodical approaches to the organization and conduct of international exercises in the Republic of Belarus in the framework of the EU Civil Protection Mechanism

Павловский Александр Алексеевич доктор военных наук, академик

ООО ОКБ ТСП, главный консультант

Адрес: 220114, Беларусь, г. Минск,

пр. Независимости, 115 e-mail: tsp@tspbel.com

Пастухов Сергей Михайлович

кандидат технических наук, доцент

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты МЧС Беларуси», первый заместитель начальника университета

Адрес: 220118, Беларусь, г. Минск,

ул. Машиностроителей, 25 e-mail: psm@ucp.by

Тихонов Максим Михайлович

кандидат технических наук, доцент

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты МЧС Беларуси», кафедра гражданской защиты, начальник кафедры

Адрес: 220118, Беларусь, г. Минск,

ул. Машиностроителей, 25 e-mail: timax1978@gmail.com

Ясинский Станислав Вадимович

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты МЧС Беларуси», факультет подготовки руководящих кадров, слушатель

Адрес: 220118, Беларусь, г. Минск,

ул. Машиностроителей, 25 e-mail: ysstus@yandex.ru

Alexander А. Pavlovskiy

Grand PhD in Military Sciences, Academician

LLC OKB TSP, Chief Consultant

Address: 220114, Belarus, Minsk,

pr. Nezavisimosti, 115 e-mail: tsp@tspbel.com

Sergey M. Pastukhov

PhD in Technical Sciences, Associate Professor

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», First Deputy Head of the University

Address: 220118, Belarus, Minsk, ul. Mashinostroiteley, 25 e-mail: psm@ucp.by

Maxim M. Tikhonov

PhD in Technical Sciences, Associate Professor

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Civil Protection, Head of Chair

Address: 220118, Belarus, Minsk, ul. Mashinostroiteley, 25 e-mail: timax1978@gmail.com

Stanislav V. Yasinskiy

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Administration Training Faculty, Master Student

Address: 220118, Belarus, Minsk, ul. Mashinostroiteley, 25 e-mail: ysstus@yandex.ru

DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2019.3-3.314

METHODICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF INTERNATIONAL EXERCISES IN THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE FRAMEWORK OF THE EU CIVIL PROTECTION MECHANISM

Pavlovskiy A.A., Pastukhov S.M., Tikhonov M.M., Yasinskiy S.V.

Purpose. This article is devoted to methodical approaches to the organization and conduct of international exercises in the Republic of Belarus in the frame-work of the EU Civil Protection Mechanism. Methods. The methods of analysis and planning have been used in the research. Findings. The article proposes new methodological approaches to the organization of exercises in Belarus and their organizational structure.

Application field of research. The obtained data can be used in the field of conduct and organization of emergency response exercises.

Conclusions. The article presents the results of the study of international experience in the framework of inter-state cooperation in the conduct and organization of emergency response exercises based on the current in the European Union Civil Protection Mechanism. The analysis of the effectiveness of the system of protection against emergencies. The results of international exercises with the participation of MES of the Republic of Belarus are analyzed. The article proposes new methodological approaches to the organization of exercises in Belarus and their organizational structure.

Keywords: civil protection, emergency, international exercises, international experience, coordination, interaction, organization of exercises, methodological approaches, participants, organizational structure, security.

(The date of submittin July 18, 2019) REFERENCES

1. Bordak S.S. Organy upravlenija grazhdanskoj oborony rajona (goroda): celepolaganie, funkcii i zadachi [Civil defense regional governing bodies: goals, functions and tasks]. Journal of Civil Protection, 2018. Vol. 2. No. 4. Pp. 511-520. (rus) DOI: 10.33408/2519-237X.2019.2-4.511.

2. Bukalovskiy, A. Grazhdanskaya zashchita v ES i ee znachenie dlya obespecheniya bezopasnosti v re-gione Baltiyskogo morya [Civil protection in the EU and its importance for security in the Baltic sea region]. Baltic region, 2013. No. 3 (17). - Pp. 38-51. (rus) DOI: 10.5922/2074-9848-2013-3-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.