Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

915
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / INTERNATIONAL EXPERIENCE / ORGANIZING PSYCHOLOGICAL AID AND SUPPORT / STATE REGULATION / PSYCHOLOGICAL PROTECTION OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Елена Николаевна

Представлен обзор международного опыта организации оказания психологической помощи и мероприятий по психологической защите населения. Примеры организации психологической помощи и поддержки в США, Франции, Латвии, Казахстане, России, Беларуси и Украине дают возможность для анализа и сравнения регулирующих воздействий государства на обеспечение оказания психологической помощи населению в сложных условиях чрезвычайных ситуаций. Установлено, что определяющими факторами упорядочивающего воздействия государства являются концептуальные основы построения и функционирования государственных организационно-управленческих систем гражданской защиты, а также уровень культурно-психологического развития общества страны. Анализ преимуществ, внедрённых нормативных, организационных и административных решений даёт возможность в последующем адаптировать к собственным условиям наиболее интересные и полезные примеры регулирующего воздействия. Сделан вывод о возможностях совершенствования аналогичной деятельность своей страны заимствуя положительный опыт других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International experience in organizing psychological aid to victims of emergencies

The overview of international experience in organizing psychological aid and protection of the population has been provides. Examples of organization psychosocial care and support in the United States, France, Latvia, Kazakhstan, Russia, Belarus and Ukraine give opportunity for analysis and comparison of regulatory impacts state regulation on the provision of psychosocial assistance in emergency. Found that the determining factors of State influence are the conceptual foundations of the construction and functioning of public organizational and managerial systems of civil protection, and the level of cultural and psychological development of the country’s society. Analysis of the advantages, issues normative, institutional and administrative decisions gives the opportunity in later to adapt the most interesting and useful examples of regulatory impact. Borrowing positive experience of different countries can be quickly and cost-effectively improve similar activities for own country and to predict trends in the subsequent development of this directions.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

УДК 354.1

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Смирнова Е.Н.

Представлен обзор международного опыта организации оказания психологической помощи и мероприятий по психологической защите населения. Примеры организации психологической помощи и поддержки в США, Франции, Латвии, Казахстане, России, Беларуси и Украине дают возможность для анализа и сравнения регулирующих воздействий государства на обеспечение оказания психологической помощи населению в сложных условиях чрезвычайных ситуаций. Установлено, что определяющими факторами упорядочивающего воздействия государства являются концептуальные основы построения и функционирования государственных организационно-управленческих систем гражданской защиты, а также уровень культурно-психологического развития общества страны. Анализ преимуществ, внедренных нормативных, организационных и административных решений дает возможность в последующем адаптировать к собственным условиям наиболее интересные и полезные примеры регулирующего воздействия. Сделан вывод о возможностях совершенствования аналогичной деятельность своей страны заимствуя положительный опыт других стран.

Ключевые слова: международный опыт; организация оказания психологической помощи; государственное регулирование; психологическая защита населения.

(Поступила в редакцию 6 июля 2015 г.)

Введение. Обзор международного опыта организации оказания психологической помощи и мероприятий по психологической защите населения раскрывает примеры реализации организационных решений в аналогичных сферах деятельности некоторых стран. Изучение особенностей организации психологической деятельности дает возможность для анализа и сравнения регулирующих воздействий государства на обеспечение оказания психологической помощи населению в сложных условиях чрезвычайных ситуаций (далее -ЧС). В статье представлен обзор вариантов организации оказания психологической помощи и поддержки в США, Франции, Латвии, Казахстане, России, Беларуси и Украине. Поиск, определение и понимание, а в последующем и внедрение примеров эффективной организации и функционирования исследуемого направления открывают возможности для стратегического развития и улучшения собственной деятельности по регулированию вопросов психологической помощи и защиты населения. Изучение международного опыта государственного регулирования вопросов организации оказания психологической помощи населению в условиях ЧС имеет очевидную актуальность, однако пока не нашло должного отображения в научной литературе.

Результаты. Организация психологической помощи населению в условиях ЧС во многих странах является одним из обязательных направлений гражданской защиты. Особенности организации оказания психологической помощи и защиты населения в условиях ЧС предопределены концептуальными основами построения и функционирования государственных организационно-управленческих систем гражданской защиты, а также уровнем психологической культуры общества. Выделяют два специфических вида построения государственных организационно-управленческих систем гражданской защиты. Первый характеризуется наличием специально созданной организационно-функциональной системы, предназначенной для выполнения задач гражданской защиты или обороны. Для оказания экстренной психологической помощи населению пострадавшему от негативных последствий ЧС, в составе такой системы могут быть созданы специальные подразделения психологического профиля. Второй вид имеет межотраслевой (межведомственный) подход, для которого характерно отсутствие специально созданной управленческой системы гражданской защиты с собственной организационной структурой [1], а реализация задач обеспечивается благодаря координации привлекаемых служб. Залогом успешного функционирования обоих видов государственных организационно-управленческих систем гражданской защиты является качественное законодательство. Однако, в вопросах оказания психологической помощи немаловажную роль играет психологическая грамотность и психологическая компетентность населения, в комплексе влияющие на уровень психологической куль-

туры общества. Психологическая грамотность проявляется в осведомленности населения в вопросах психологии отношений, процессах познания, общения и самоорганизации, а психологическая компетентность предусматривает умение эффективно использовать психологические знания и, при необходимости, обращаться к профессиональным психологам.

Одним из наиболее ярких примеров специально созданной государственной организационно-функциональной системы, предназначенной для выполнения задач гражданской защиты, является Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях Соединенных Штатов Америки (Federal Emergency Management Agency - FEMA). Это подразделение Министерства внутренней безопасности США, которое занимается координацией действий по ликвидации последствий катастроф, с которыми не способны справиться местные власти. Федеральное агентство по управлению в ЧС признано одной из лучших организационных систем противодействия ЧС техногенного, природного, социально-политического и военного характера в мире. Однако, в ее составе служб психологической помощи населению нет, считается, что первая психологическая помощь не является терапией, поэтому оказываемая психологическая поддержка пострадавшим в ЧС имеет скорее гуманитарный или социальный характер. В ЧС с большим количеством пострадавших для оказания гуманитарной и социально-психологической помощи совместно с Федеральным агентством по управлению в ЧС функционируют такие организации как: Американский красный крест (American Red Cross - ARC); Управление по охране здоровья и оказанию услуг населению (Department of Health and Human Services - DHHS); Национальный совет по безопасности на транспорте (National Transportation Safety Board - NTSB) и другие. По необходимости создаются подразделения помощи семьям пострадавших, которые могут оказывать услуги по координации деятельности и предоставлению информации о ЧС; организации временного жилья и доставке продуктов питания; обеспечению удовлетворения духовных и эмоциональных потребностей; организации транспортировки к местам проведения особенных мероприятий (пресс-конференций, поминальных служб на месте инцидента); другие помогающие действия [3]. Для получения последующей профессиональной психологической помощи или преодоления посттравматических расстройств и стрессов пострадавшие могут обратиться в государственные или частные учреждения психологической и психиатрической помощи. Стоит отметить, что часть расходов (от 50 до 80 %) по предоставлению услуг психолога покрывает страховка. Те, у кого нет медицинской страховки, могут получить психологическую помощь в местной (районной, муниципальной и т. д.) социальной службе [2]. Работа психолога в Америке является лицензионным видом деятельности и, имея специфические особенности в некоторых штатах, в целом, четко регламентирована государством.

Во Франции, построение государственной организационно-функциональной системы гражданской защиты имеет межотраслевой (межведомственный) подход. Вопросами планирования мероприятий гражданской защиты, межведомственной и межрегиональной координацией работ по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий, разработкой и реализацией государственных целевых программ гражданской защиты занимаются специальные профильные подразделения гражданской защиты Министерства внутренних дел Франции. Для оказания первой психологической помощи пострадавшим, родственникам и близким погибших, свидетелям и другим участникам ЧС привлекаются волонтеры из команд спасателей, которые прошли обязательную психологическую подготовку к действиям в условиях ЧС [4]. Оказание квалифицированной психологической помощи, направленной на преодоление негативных последствий ЧС интегрировано в деятельность гражданских учреждений психологической и психиатрической помощи. Так, в соответствии с генеральным планом действий в ЧС, люди, требующие профессиональной психологической помощи, могут получить ее в установленных государственных, муниципальных и частных учреждениях. В городах, население которых превышает 20 тысяч человек, на постоянной основе действуют медико-психологические центры (Centres Médico-Psychologiques). Чаще всего, в них предоставляют бесплатные консультации всем желающим - по направлению врача, либо по собственному желанию. Медико-психологические центры во взаимодействии с представителями психиатрических учреждений, психологами и социальными работниками обеспечивают постгоспитальную терапию и социальную интеграцию лиц, обратившихся за помощью. Психолог во Франции, помимо узкоспециализированных требований, должен иметь университетский диплом не ниже магистра психологии. В целом, межотраслевой (межведомственный) подход к организации оказания психологической помощи

пострадавшим эффективен, однако основывается он, в первую очередь, на высоком культурно-психологическом уровне развития общества Франции.

Для реализации государственной политики в сфере пожарной безопасности, пожаротушения и гражданской обороны, а также проведения спасательных работ в Латвии создано учреждение государственного управления под надзором Министерства внутренних дел Латвийской Республики - Государственная пожарно-спасательная служба. Психологическая составляющая функционирования этой службы направлена на психологическое обеспечение деятельности личного состава, а организация оказания психологической помощи населению в условиях ЧС находится на стадии развития. Во время реагирования на ЧС работа психолога ограничивается психологической помощью детям [5]. Закон, регулирующий деятельность психологов Латвии, пока находится на стадии проекта и активно обсуждается психологическим сообществом [6]. Для работы с лицами, требующими психологической помощи и поддержки, круглосуточно работает телефон доверия («Кризисный телефон» - круглосуточная психологическая помощь в кризисных ситуациях) [7] и ряд других круглосуточных телефонов кризисных центров. Для оказания психологической помощи в ЧС с масштабными последствиями бесплатную помощь предлагают психологи частных кризисных и консультационных центров (Skalbes, Магеа gatve, Maras сеШхБ, MIlgravis), психотерапевты и врачи Психосоматической клиники им. П. Страдыня, психологи Латвийской ассоциации профессиональных психологов и волонтерские службы психологической помощи.

В Казахстане государственная система гражданской защиты является совокупностью органов управления, сил и средств гражданской защиты, предназначенных для реализации общегосударственного комплекса мероприятий по защите населения, объектов и территорий Республики Казахстан от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах или вследствие таких конфликтов. Для выполнения функций в сфере гражданской защиты, в части предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, оказания экстренной медицинской и психологической помощи населению, обеспечения пожарной безопасности и организации гражданской обороны действует ведомственный Комитет по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан. В составе этого Комитета для оказания медицинской и психологической помощи населению, находящемуся в зоне ЧС, создана профессиональная медицинская аварийно-спасательная служба, которая является службой экстренной медицинской и психологической помощи. Важным, с точки зрения определения правовых и организационных основ деятельности психологов, является Положение про статус и полномочия психологов Министерства чрезвычайных ситуаций (далее - МСЧ) Республики Казахстан (невзирая на то, что МЧС Республики Казахстан реорганизовали в Комитет по ЧС Министерства внутренних дел Республики Казахстан, документ силу не утратил). Указанное Положение регламентирует статус, полномочия психологов, содержание и организацию научно-методического, материально-технического обеспечения профессиональной деятельности психологов и подготовку кадров [8]. В документе определено, что психологическая деятельность является системой сил и средств МЧС Республики Казахстан, организующих и осуществляющих комплекс мероприятий по психологическому сопровождению деятельности сотрудников системы МЧС Республики Казахстан, в том числе принимающих участие в ликвидации ЧС, а также мероприятия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим при ЧС природного и техногенного характера. Интересным является тот факт, что статус и полномочия психологов вне сферы гражданской защиты в Казахстане пока не определены, вопрос принятия соответствующего нормативного документа остается спорным и приводит к многочисленным дискуссиям [9].

Продолжая обзор международного опыта организации психологической деятельности в сфере гражданской защиты, особое внимание следует обратить на пример функционирования специально созданной организационно-функциональной системы, предназначенной для выполнения задач обеспечения гражданской защиты Российской Федерации. Для выполнения функций по разработке и реализации государственной политики, нормативно-правового регулирования, а также надзора и контроля в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах был создан федеральный орган исполнительной власти - Министерство Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС

России). С целью организации и осуществления комплекса действий по психологическому сопровождению деятельности профессиональных контингентов МЧС России, которые принимают участие в ликвидации ЧС, в том числе в подразделениях и учреждениях Государственной противопожарной службы МЧС России, а также мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим от катастроф и бедствий создана психологическая служба МЧС России.

Психологическая служба МЧС России объединяет сотрудников Центра экстренной психологической помощи и его филиалов, специалистов-психологов и структурные подразделения в территориальных органах МЧС России, военных частях, спасательных отрядах, учебных заведениях, организациях и научно-исследовательских учреждениях МЧС России, а также специалистов пожарных частей и отрядов Федеральной противопожарной службы. Исходя из целей создания, перед психологической службой МЧС России поставлены две основные задачи: психологическое сопровождение деятельности личного состава МЧС России: спасателей, пожарных, врачей, летчиков и других категорий; оказание первой психологической помощи в ЧС. Нормативно закреплено, что оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему в ЧС, является одной из функций МЧС России [10]. Важным статусным моментом является тот факт, что Центр экстренной психологической помощи имеет статус аттестованного аварийно-спасательного формирования в системе МЧС России, его основная деятельность проводится на основании приказов, распоряжений и заданий МЧС России. В приоритетном порядке обеспечивается выполнение мер по предотвращению и ликвидации неблагоприятных социально-психологических последствий ЧС и планирование мероприятий по их уменьшению [11].

Ряд принципиальных положений, определяющих функционирование психологической службы МЧС России в условиях ЧС, содержит Порядок оказания экстренной психологической помощи населению, пострадавшему в зонах ЧС и при пожарах [12]. Этот документ устанавливает правила организации и проведения мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи населению силами специалистов МЧС России, а также специалистов организаций, которые входят в структуру единой государственной системы предотвращения и ликвидации ЧС. Порядок определяет, что ответственность за организацию и проведение мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи возложена на психологическую службу МЧС России, которая все виды экстренной психологической помощи предоставляет бесплатно. Важно, что в указанном документе четко определены термины, использующиеся при выполнении психологической деятельности в условиях ЧС, что позволяет минимизировать недоразумения и неопределенности в правовом поле и оптимально организовывать процессы взаимодействия и сотрудничества привлекаемых служб.

Для упорядочивания системы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций, входящих в структуру единой государственной системы предотвращения и ликвидации ЧС при организации и реализации мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим в зонах ЧС, разработана Межведомственная инструкция «О порядке оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах ЧС и при пожарах».

Интересным, с точки зрения новизны и актуальности, является создание Межрегиональной общественной организации «Ассоциация психологов силовых структур». Целью создания этой общественной организации является содействие развитию науки, практики и образования в сфере психологии и военной психологии, создание и реализация условий эффективного психологического обеспечения деятельности различных специалистов по укреплению безопасности и обороноспособности России, оказание помощи в организации и проведении мероприятий психологического обеспечения силовых структур на территории России [13].

Государственное регулирование психологической деятельности на федеральном уровне пока имеет форму законодательных инициатив. Проекты Федеральных законов «Про психологическую помощь населению Российской Федерации» и «Про защиту психологического здоровья граждан в Российской Федерации» активно обсуждаются общественностью [14] и вызывают множество споров. При этом, еще с 2009 года действует Закон Московской городской Думы «О психологической помощи населению в городе Москве», который регулирует отношения в сфере оказания психологической помощи населению и

обеспечение доступности и качества психологической помощи населению в городе Москве [15]. Аналогичные законы в других городах Российской Федерации находятся на стадии проектов [16].

В Республике Беларусь правовые и организационные основы оказания психологической помощи закреплены Законом Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» [17]. Этот закон регламентирует обеспечение прав и законных интересов граждан при получении психологической помощи. Государственное регулирование в сфере оказания психологической помощи осуществляет Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь и другие государственные органы, в том числе местные исполнительные и распорядительные органы в рамках их полномочий. Для обеспечения координации деятельности государственных органов в сфере оказания психологической помощи Советом Министров Республики Беларусь создан Межведомственный координационный совет по оказанию психологической помощи, который является консультативным органом. Осуществление частной деятельности по предоставлению психологической помощи в Беларуси требует соответствующего специального разрешения (лицензии), выдает которую Министерство здравоохранения Республики Беларусь. Лицензирование деятельности психологов государственных учреждений не проводится.

Законом Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» установлен порядок оказания психологической помощи, в соответствии с которым бесплатное оказание психологической помощи обязуются обеспечивать определенные государственные учреждения. Так, гражданам, попавшим в ЧС природного и техногенного характера, бесплатную психологическую помощь должны обеспечить государственные организации, занимающиеся предотвращением и ликвидацией ЧС природного и техногенного характера. Для осуществления регулирования и управления в сфере предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и гражданской обороны, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, создания и обеспечения сохранения государственного и мобилизационного материальных резервов функционирует республиканский орган государственного управления - Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - МЧС Беларуси). С целью организации психологической работы в органах и подразделениях МЧС Беларуси, оказания психологической помощи на безвозмездной основе гражданам, оказавшимся в ЧС природного и техногенного характера; организации и осуществления мероприятий по оказанию кризисной психологической помощи пострадавшим в результате ЧС, персоналу, работающему в условиях ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также работникам системы МЧС, психологического сопровождения деятельности работников МЧС Беларуси [18] создана Психологическая служба МЧС Беларуси. Эта служба включает: центр кризисной психологической помощи государственного учреждения «Командно-инженерный институт» МЧС Беларуси; секторы психологического обеспечения областных, Минского городского управления МЧС Беларуси; специалиста-психолога государственного пожарного аварийно-спасательного учреждения «Республиканский отряд специального назначения» МЧС Беларуси; специалистов-психологов пожарных аварийно-спасательных отрядов; специалистов-психологов учреждений образования МЧС Беларуси [19]. Представитель МЧС Беларуси, а именно - заместитель Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, входит в состав Межведомственного координационного совета по оказанию психологической помощи [20]. Пример организации оказания психологической помощи населению в Республике Беларусь демонстрирует высокое качество и последовательность законодательства.

В Украине для обеспечения государственной политики в сфере гражданской защиты, защиты населения и территорий от ЧС и предупреждения их возникновения, ликвидации ЧС, спасательного дела, тушения пожаров, пожарной и техногенной безопасности, деятельности аварийно-спасательных служб, профилактики травматизма непроизводственного характера, а также гидрометеорологической деятельности создан специальный орган исполнительной власти - Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям (далее - ГСЧС Украины). ГСЧС Украины является единственным органом исполнительной власти Украины, которому делегированы полномочия по организации и реализации мероприятий по психологической защите населения. В Кодексе гражданской защиты Украины

определено, что мероприятия по психологической защите населения направлены на уменьшение и нейтрализацию негативных психических состояний и реакций среди населения в случае угрозы и возникновения ЧС [21]. Исходя из изложенной формулировки, можно сделать вывод о том, что понятие «психологическая защита населения» объединяет не только оказание психологической помощи пострадавшим, но и целый ряд мероприятий по предотвращению негативных психических реакций населения. Таким образом, речь идет о реализации стратегии предупреждения и недопущения возникновения ЧС. Для выполнения поставленных задач в подразделениях ГСЧС Украины работают специалисты-психологи, деятельность которых направлена на организацию и проведение работ по психологическому обеспечению деятельности личного состава органов и подразделений гражданской защиты Украины, а также психологической защите населения в случае угрозы и возникновения ЧС [22]. Подразделения ГСЧС Украины, деятельность которых имеет психологическую направленность (Центр психологического обеспечения подразделений оперативно-спасательной службы гражданской защиты; Научно-исследовательская лаборатория экстремальной и кризисной психологии; психологические отделы и секторы территориальных органов и учреждений образования ГСЧС Украины и другие) пока, к сожалению, юридически не объединены в Психологическую службу ГСЧС Украины, несмотря на встречающиеся ссылки [23]. На государственном уровне психологическая деятельность не регламентирована, и закона «О психологической помощи» в Украине на сегодняшний день нет.

Обсуждение. Представленный обзор примеров государственного регулирования вопросов психологической помощи населению в условиях ЧС свидетельствует о существовании полезного и рационального опыта организации этой деятельности. Американский опыт интересен в части гуманитарной и социальной помощи населению, где опека и помощь приобретает более долгосрочную перспективу, а основы профессиональной психологической деятельности упорядочены. Опыт Франции раскрывает потенциал привлечения волонтеров и преимущества межведомственной координации; требования к практикующим психологам высоки, но их возможности рационально используются государством. В Латвии организация оказания профессиональной психологической помощи пострадавшим от ЧС находится на этапе становления и развития, но есть возможность получения психологической помощи в телефонном режиме. Изучая опыт Казахстана, необходимо отметить, что однозначно важным, с точки зрения организационно-правовых отношений, является документ, определяющий правовой статус психологов государственного уполномоченного органа по вопросам гражданской защиты. Несмотря на то, что оказание психологической помощи объединено с оказанием медицинской помощи и в совокупности функционирует в системе медицины катастроф, статусные и организационные аспекты работы психологов имеют четкое определение и регламентацию. Анализ российского опыта организации мероприятий психологической помощи населению демонстрирует, что функции по обеспечению и оказанию экстренной психологической помощи населению в условиях ЧС успешно выполняются подразделениями психологической службы МЧС России; система взаимодействия органов исполнительной власти упорядочена, а актуальность государственного регулирования психологической деятельности возрастает. Наиболее рациональным и последовательным можно считать опыт государственного регулирования в области обеспечения психологической безопасности в Беларуси. Правовое определение и регламентация этой деятельности закреплены на законодательном уровне, частная психологическая практика требует специального разрешающего документа - лицензии. Полномочия в сфере оказания психологической помощи распределены между государственными органами, деятельность которых скоординирована. Обеспечение психологической помощи в условиях ЧС возложено на психологическую службу МЧС Беларуси, которая имеет свой статус, структуру и полномочия. Опыт Украины указывает на то, что психологическая помощь в условиях ЧС вполне оправдано может рассматриваться как одна из функций государства, трансформируясь в психологическую защиту населения и приобретая профилактический характер.

Большинство стран отделяют оказание психологической помощи в условиях ЧС от других видов психологической помощи. В зависимости от вида государственной организационно-управленческой системы по обеспечению гражданской защиты и уровня культурно-психологического развития общества можно выделить два основных подхода к оказанию психологической помощи в условиях ЧС. Первый объединяет элементы социально-психологической и гуманитарной поддержки и помощи в экстренный период, а в последу-

ющем по желанию или по медицинскому направлению-обращение к государственным либо частным специалистам-психологам. Такой подход оправдан доверием к психологам и высокой культурой обращения за помощью к специалистам в повседневной жизни. Вполне логично предполагать, что для преодоления посттравматических расстройств и стрессов, вызванных негативным воздействием факторов ЧС человек, нуждающийся в психологической помощи обратится к опытному специалисту соответствующего профиля. Фактически вся известная мировая практика оказания психологической помощи пострадавшим в ЧС начинается уже после выхода человека из зоны ЧС, в спокойных и предназначенных для этого условиях.

Другим подходом к оказанию психологической помощи пострадавшему в ЧС населению является экстренная психологическая помощь в зоне ЧС, которая предоставляется по возможности незамедлительно еще во время ликвидации ЧС и ее последствий, в процессе проведения аварийно-спасательных работ. Такие действия оправданы острой необходимостью создания условий безопасности и психологической поддержки, от которых зависит стойкость человека к травматическому воздействию. Для некоторых стран постсоветского пространства, учитывая опыт стигматизации психологической помощи, отсутствие возможности и опыта обращения к специалистам-психологам в повседневной жизни [24], данный подход является единственным доступным способом получения профессиональной психологической помощи.

Заключение. Информация о международном опыте государственного регулирования вопросов психологической помощи населению в условиях ЧС и анализ преимуществ, внедренных нормативных, организационных и административных решений дает возможность в последующем адаптировать к собственным условиям наиболее интересные и полезные примеры регулирующего воздействия. Заимствуя положительный опыт различных стран можно быстро и с меньшими затратами усовершенствовать интересующую деятельность или процесс. Сравнение организации оказания психологической помощи позволяет изучить лучшие примеры некоторых стран, адаптировать и использовать полезные наработки в аналогичной деятельности, а также прогнозировать тенденции последующего развития всего направления. Не существует такой организации специфичной деятельности, которая стала бы эталоном регулирования, процесс освоения международного опыта необходим, в первую очередь, для разработки собственных подходов к государственному регулированию психологической деятельности с учетом исторических особенностей, менталитета, уровня культуры общества и экономических возможностей каждой конкретной страны. Для Украины, учитывая общую историю, похожие ментальные модели и культурно-психологическое развитие общества, наиболее полезным и перспективным можно считать опыт Республики Беларусь.

В дальнейшем планируется продолжить исследование вопросов государственного регулирования психологической составляющей гражданской защиты Украины, в частности, возможности его административных инструментов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федулов Г. Роль государства в обеспечении защиты населения от чрезвычайных ситуаций / Г. Федулов // Право и политика. - 2001. - № 1. - С. 50-60.

2. Психологическая служба в США [Электронный ресурс] // Газета «Зеркало недели. Украина». -Режим доступа: http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/psihologicheskaya_sluzhba_v_ssha.html. - Дата доступа: 12.06.2015.

3. Система управлшня надзвичайною ситуащею (ICS): керiвництво з управлшня надзвичайними ситуащями. - Вашингтон: Берегова охорона США, 2001. - 93 с.

4. Оргашзащя екстрено! медично! допомоги постраждалим за умов надзвичайно! ситуацп у Францп: навчальний пошбник. - Ки!в: Украшський науково-практичний центр екстрено! медично! допомоги та медицини катастроф, 1999. - 76 с.

5. Иностранцев шокирует работа украинских психологов. [Электронный ресурс] // Газета «Вечерний Харьков». - Режим доступа: http://vecherniy.kharkov.ua/news/46301/. - Дата доступа: 12.06.2015.

6. Деятельность психологов возьмут под государственный контроль. [Электронный ресурс] // Latvijas Sabiedriskie mediji. - Режим доступа: http://www.lsm.lv/ru/statja/obschestvo/novosti/ dejatelnost-psihologov-vozmut-pod-gosudarstvenniy-kontrol.a127355/. - Дата доступа: 12.06.2015.

7. Рига сегодня / Экстренные ситуации / Телефоны помощи. [Электронный ресурс] // Портал Рижского самоуправления. - Режим доступа: https://www.riga.lv/RU/Channels/Riga_today/Arkartas_ gadijumi/default.htm. - Дата доступа: 12.06.2015.

8. Об утверждении Положения о статусе и полномочиях психологов Мин-ва по чрезвычайным ситуациям Респ. Казахстан [Электронный ресурс] : приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Респ. Казахстан, 13 окт. 2010 г., №351 // Комитет по чрезвычайным ситуациям Мин-ва внутренних дел Респ. Казахстан. - Режим доступа: http://www.emer.gov.kz/npa/prmin/ doc/p351.pdf. - Дата доступа: 12.06.2015.

9. Создать Министерство психологии и закон «О развивающей психотерапии для психически здоровых людей». [Электронный ресурс] // Общественные петиции. - Режим доступа: https://secure.avaaz.org/ru/petition/Sozdat_Ministerstvo_psihologii_i_zakon_O_razvivayushchey_psih oterapii_dlya_psihicheski_zdorovyh_lyudey/?pv=19. - Дата доступа: 15.06.2015.

10. Психологическая служба МЧС России. [Электронный ресурс] // Интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС России. - Режим доступа: http://psi.mchs.gov.rU/p/about. - Дата доступа: 15.06.2015.

11. Об утверждении Устава Государственного учреждения «Центр экстренной психологической помощи Мин-ва Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [Электронный ресурс] : приказ Мин-ва Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 31 дек. 2009 г., № 763 // Мин-во Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. - Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/document/375671/?print=1. - Дата доступа: 15.06.2015.

12. Об утверждении Порядка оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах [Электронный ресурс] : приказ Мин-ва Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 20 сен. 2011 г., № 525 // Мин-во Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. - Режим доступа: http://www.google.com.ua/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source= web&cd=2&ved=0CCMQFjAB&url=http%3A%2F%2F17.mchs.gov.ru%2Fupload%2Fsite64%2Ffile s%2F26e09e843757953211bc310575bd9184.rtf&ei=g-4LVdnSEdbYaoaFgOAE&usg=AFQjCNG guy7DIA7j3-stVGefIX8q-hkEdQ. - Дата доступа: 15.06.2015.

13. Ассоциация психологов силовых структур. [Электронный ресурс] // Сайт общества психологов силовых структур. - Режим доступа: http://psysil.ru/. - Дата доступа: 15.06.2015.

14. «Закон о наказании населения психологической помощью». [Электронный ресурс] // Альянс помогающих практик. - Режим доступа: http://appme.ru/text/445/. - Дата доступа: 16.06.2015.

15. О психологической помощи населению в городе Москве [Электронный ресурс] : закон Московской городской Думы, 07 окт. 2009 г., № 43 // Официальный сайт Московской городской Думы. -Режим доступа: http://duma.mos.ru/ru/592/adopted_documents/5549/passport. - Дата доступа: 16.06.2015.

16. Проект закона «О психологической помощи населению в городе Санкт-Петербурге» [Электронный ресурс] // Альянс помогающих практик. - Режим доступа: http://appme.ru/text/ psylexspb. - Дата доступа: 16.06.2015.

17. Об оказании психологической помощи [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 01 июля 2010 г., № 153-З // Законодательство Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://kodeksy-by.com/zakon_rb_ob_okazanii_psihologicheskoj_pomowi.htm. - Дата доступа: 16.06.2015.

18. Психологическая служба [Электронный ресурс] // Сайт Мин-ва по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://mchs.gov.by/rus/main/ministry/psyholog/. - Дата доступа: 17.06.2015.

19. Об утверждении Положения о психологической службе Мин-ва по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь [Электронный ресурс] : приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь, 10 фев. 2012 г., № 35 // Мин-во по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://kii.gov.by/all/structure/centr-krizisnoj-psixologicheskoj-pomoshhi. - Дата доступа: 17.06.2015.

20. Положение о Межведомственном координационном совете по оказанию психологической помощи [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 янв. 2011 г., № 45 // Законодательство Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://pravo.newsby.org/belarus/ postanovsm2/sovm574.htm. - Дата доступа: 17.06.2015.

21. Кодекс гражданской защиты Украины [Электронный ресурс] : 02 окт. 2012 г., № 5403-VI : подписан Президентом Украины 02 окт.2012 г. // Законодательство Украины. - Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/5403-17/page. - Дата доступа: 17.06.2015.

22. Положение о Государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям [Электронный ресурс] : указ Президента Украины, 16 янв.2013 г., № 20/2013 // Законодательство Украины. -Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/20/2013. - Дата доступа: 18.06.2015.

23. Психологическая служба ГСЧС Украины [Электронный ресурс] / Сайт ГСЧС Украины. - Режим доступа: http://psy.mns.gov.ua/content/pologenya.html. - Дата доступа: 18.06.2015.

24. Смирнова Е.Н. Актуальные вопросы психологической защиты населения (результаты социологического исследования) / Е.Н. Смирнова // Международный научно-аналитический журнал «Государственное управление и государственная служба». - 2015. - № 1 - С. 131-138. ISSN 1994-2370. - Режим доступа: http://library.iducz.mns.gov.ua/weblib/books/Smyrnova%20 O_M_/topical%20Issues.PDF. - Дата доступа: 18.06.2015.

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN ORGANIZING PSYCHOLOGICAL AID TO

VICTIMS OF EMERGENCIES

Olena Smirnova

Institute of the State Administration in Sphere of Civil Protection, Kiev, Ukraine

Summary. The overview of international experience in organizing psychological aid and protection of the population has been provides. Examples of organization psychosocial care and support in the United States, France, Latvia, Kazakhstan, Russia, Belarus and Ukraine give opportunity for analysis and comparison of regulatory impacts state regulation on the provision of psychosocial assistance in emergency. Found that the determining factors of State influence are the conceptual foundations of the construction and functioning of public organizational and managerial systems of civil protection, and the level of cultural and psychological development of the country's society. Analysis of the advantages, issues normative, institutional and administrative decisions gives the opportunity in later to adapt the most interesting and useful examples of regulatory impact. Borrowing positive experience of different countries can be quickly and cost-effectively improve similar activities for own country and to predict trends in the subsequent development of this directions.

Keywords: international experience; organizing psychological aid and support; state regulation; psychological protection of the population

(The date of submitting: July 6, 2015) REFERENCES

1. Fedulov G. Rol' gosudarstva v obespechenii zashchity naseleniya ot chrezvychaynykh situatsiy. Pravo i politika. 2001. No. 1. Pp. 50-60. (rus)

2. Psikhologicheskaya sluzhba v SShA [Psychological service in the USA]. The newspaper «Zerkalo nedeli. Ukraina», available at http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/psihologicheskaya_sluzhba_v_ssha.html (accessed : June 12, 2015). (rus)

3. Systema upravlinnja nadzvychajnoju sytuacijeju (ICS): kerivnyctvo z upravlinnja nadzvychajnymy sy-tuacijamy. Vashyngton : Beregova ohorona SShA, 2001. 93 p. (ukr)

4. Organizacija ekstrenoi' medychnoi' dopomogy postrazhdalym za umov nadzvychajnoi' sytuacii' u Francii': navchal'nyj posibnyk. Kiev : Ukrai'ns'kyj naukovo-praktychnyj centr ekstrenoi' medychnoi' dopomogy ta medycyny katastrof. 1999. 76 p. (ukr)

5. Inostrantsev shokiruet rabota ukrainskikh psikhologov. The newspaper «Vecherniy Kharkov», available at http://vecherniy.kharkov.ua/news/46301/ (accessed : June 12, 2015). (rus)

6. Deyatel'nost' psikhologov voz'mut pod gosudarstvennyy kontrol'. Latvijas Sabiedriskie mediji, available at http://www.lsm.lv/ru/statja/obschestvo/novosti/dejatelnost-psihologov-vozmut-pod-gosudarstvenniy-kontrol.a127355/ (accessed : June 12, 2015). (rus)

7. Riga segodnya. Ekstrennye situatsii. Telefony pomoshchi. Portal Rizhskogo samoupravleniya, available at https://www.riga.lv/RU/Channels/Riga_today/Arkartas_gadijumi/default.htm (accessed : June 12, 2015). (rus)

8. Ob utverzhdenii Polozheniya o statuse i polnomochiyakh psikhologov Ministestva po chrez-vychaynym situatsiyam Respubliki Kazakhstan : prikaz Ministra po chrezvychaynym situatsiyam Respubliki Kazakhstan, October 13, 2010, No 351. Komitetpo chrezvychajnym situacijam Ministerstva vnutrennih del Respubliki Kazahstan, available at http://www.emer.gov.kz/npa/prmin/ doc/p351.pdf (accessed : June 12, 2015). (rus)

9. Sozdat' Ministerstvo psikhologii i zakon «O razvivayushchey psikhoterapii dlya psikhicheski zdo-rovykh lyudey». Obshchestvennye petitsii, available at https://secure.avaaz.org/ru/ petition/Sozdat_Ministerstvo_psihologii_i_zakon_O_razvivayushchey_psihoterapii_dlya_psihicheski_ zdorovyh_lyudey/?pv=19 (accessed : June 15, 2015). (rus)

10. Psikhologicheskaya sluzhba MChS Rossii. Internet-sluzhba ekstrennoy psikhologicheskoy pomoshchi MChSRossii, available at http://psi.mchs.gov.ru/pZabout (accessed : June 15, 2015). (rus)

11. Ob utverzhdenii Ustava Gosudarstvennogo uchrezhdeniya «Tsentr ekstrennoy psikhologicheskoy pomoshchi Ministestva Rossiyskoy Federatsii po delam grazhdanskoy oborony, chrezvychaynym situa-tsiyam i likvidatsii posledstviy stikhiynykh bedstviy» : prikaz Ministestva Ros-siyskoy Federatsii po delam grazhdanskoy oborony, chrezvychaynym situatsiyam i likvidatsii posledstviy stikhiynykh bedstviy, December 31, 2009, No. 763. Ministestvo Rossiyskoy Federatsii po delam grazhdanskoy oborony, chrezvychaynym situatsiyam i likvidatsii posledstviy stikhiynykh bedstviy, available at http://www.mchs.gov.ru/ document/375671/?print=1 (accessed : June 15, 2015). (rus)

12. Ob utverzhdenii Poryadka okazaniya ekstrennoy psikhologicheskoy pomoshchi postradavshemu nase-leniyu v zonakh chrezvychaynykh situatsiy i pri pozharakh : prikaz Ministestva Rossiyskoy Federatsii po delam grazhdanskoy oborony, chrezvychaynym situatsiyam i likvidatsii posledstviy stikhiynykh bedstviy, September 20, 2011, No. 525. Ministestvo Rossiyskoy Federatsii po delam grazhdanskoy oborony, chrezvychaynym situatsiyam i likvidatsii posledstviy stikhiynykh bedstviy, available at http://www.google.com.ua/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCMQFjAB&url= http%3A%2F%2F17.mchs.gov.ru%2Fupload%2Fsite64%2Ffiles%2F26e09e843757953211bc310575b d9184.rtf&ei=g-4LVdnSEdbYaoaFgOAE&usg=AFQj CNG guy7DIA7j 3 -stVGefIX8q-hkEdQ (accessed : June 15, 2015). (rus)

13. Assotsiatsiya psikhologov silovykh struktur. Sayt obshchestva psikhologov silovykh struktur, available at http://psysil.ru/ (accessed : June 15, 2015). (rus)

14. «Zakon o nakazanii naseleniya psikhologicheskoy pomoshch'yu». Al'yans pomogayushchikh praktik, available at http://appme.ru/text/445/ (accessed : June 16, 2015). (rus)

15. O psikhologicheskoy pomoshchi naseleniyu v gorode Moskve : zakon Moskovskoy gorodskoy Dumy, October 07, 2009, No. 43. Ofitsial'nyy sayt Moskovskoy gorodskoy Dumy, available at http://duma.mos.ru/ru/592/adopted_documents/5549/passport (accessed : June 16, 2015). (rus)

16. Proekt zakona «O psikhologicheskoy pomoshchi naseleniyu v gorode Sankt-Peterburge». Al'yans pomogayushchikh praktik, available at http://appme.ru/text/ psylexspb (accessed : June 16, 2015). (rus)

17. Ob okazanii psikhologicheskoy pomoshchi : zakon Respubliki Belarus', July 01, 2010, No. 153-Z. Za-konodatel'stvo Respubliki Belarus', available at http://kodeksy-by.com/zakon_rb_ob_okazanii_ psihologicheskoj_pomowi.htm (accessed : June 16, 2015). (rus)

18. Psikhologicheskaya sluzhba. Sayt Ministerstva po chrezvychaynym situatsiyam Respubliki Belarus', available at http://mchs.gov.by/rus/main/ministry/psyholog/ (accessed : June 17, 2015). (rus)

19. Ob utverzhdenii Polozheniya o psikhologicheskoy sluzhbe Ministerstva po chrezvychaynym situatsiyam Respubliki Belarus' : prikaz Ministra po chrezvychaynym situatsiyam Respubliki Belarus', February 10, 2012, № 35.Ministerstvopo chrezvychaynym situatsiyam Respubliki Belarus', available at http://kii.gov.by/all/structure/centr-krizisnoj-psixologicheskoj-pomoshhi (accessed : June 17, 2015). (rus)

20. Polozhenie o Mezhvedomstvennom koordinatsionnom sovete po okazaniyu psikhologicheskoy po-moshchi : postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus', January 14, 2011, No. 45. Za-konodatel'stvo Respubliki Belarus', available at http://pravo.newsby.org/belarus/postanovsm2/ sovm574.htm (accessed : June 17, 2015). (rus)

21. Kodeks grazhdanskoy zashchity Ukrainy, October 02, 2012, No. 5403-VI : podpisan Prezidentom Ukrainy October 02, 2012. Zakonodatel'stvo Ukrainy, available at http://zakon2.rada.gov.ua/laws/ show/5403-17/page (accessed : June 17, 2015). (rus)

22. Polozhenie o Gosudarstvennoy sluzhbe Ukrainy po chrezvychaynym situatsiyam : ukaz Prezidenta Ukrainy, January 16, 2013, No. 20/2013. Zakonodatel'stvo Ukrainy, available at http://zakon2.rada. gov.ua/laws/show/20/2013 (accessed : June 18, 2015). (rus)

23. Psikhologicheskaya sluzhba GSChS Ukrainy. Sayt GSChS Ukrainy, available at http://psy.mns. gov.ua/content/pologenya.html (accessed : June 18, 2015). (rus)

24. Smirnova E.N. Aktual'nye voprosy psikhologicheskoy zashchity naseleniya (rezul'taty sotsiolo-gicheskogo issledovaniya). Mezhdunarodnyy nauchno-analiticheskiy zhurnal «Gosudarstvennoe up-ravlenie i gosudarstvennaya sluzhba». 2015. No. 1. Pp. 131-138. ISSN 1994-2370, available at http://library.iducz.mns.gov.ua/weblib/books/Smyrnova%20O_M_/topical%20Issues.PDF (accessed : June 18, 2015). (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.