Научная статья на тему 'Современное состояние правового регулирования психологической помощи'

Современное состояние правового регулирования психологической помощи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5095
699
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ПСИХОЛОГ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / PSYCHOLOGICAL COUNSELLING / SOCIAL SERVICES / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SERVICES / PSYCHOLOGIST / EMERGENCY SITUATIONS AND EMERGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голиченков Александр Константинович, Белицкая Анна Викторовна, Барабанщикова Валентина Владимировна, Вайпан Виктор Алексеевич, Давидян Гаяне Михайловна

Актуальность. В настоящее время назрела необходимость принятия специального федерального закона, посвященного оказанию психологической помощи населению. Отсутствие такого нормативного правового акта не позволяет использовать единую терминологию в отношении оказания психологической помощи, затрудняет разграничение государственной и негосударственной форм оказания психологической помощи, а также не отвечает интересам ее потенциальных получателей в силу неопределенности круга субъектов, которые такую помощь могут оказывать. Цель. В статье ставятся задачи: проанализировать современное состояние правового регулирования оказания психологической помощи, выявить пробелы в законодательном регулировании названной сферы и подтвердить вывод о необходимости принятия специального федерального закона об оказании психологической помощи населению. Описание хода исследования. В статье анализируется современное состояние правового регулирования оказания психологической помощи в Российской Федерации и зарубежных странах с использованием метода сравнительно-правового анализа. Результаты исследования. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о необходимости принятия специального федерального закона о психологической помощи населению. Выводы. Специальный федеральный закон о психологической помощи населению необходим для систематизации оказания социальных услуг в данной сфере, для защиты прав и законных интересов получателей психологической помощи, для закрепления требований к лицам, которые могут оказывать психологическую помощь. Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть использованы при подготовке федерального закона о психологической помощи и подзаконных нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Голиченков Александр Константинович, Белицкая Анна Викторовна, Барабанщикова Валентина Владимировна, Вайпан Виктор Алексеевич, Давидян Гаяне Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state of the legal regulation of psychological assistance

Background. Currently there is a need to adopt a special federal law that covers psychological counselling of the population. The lack of such law is preventing use of uniformed terminology across the country and separating governmental and non-governmental psychological counselling rendered. Such gap also does not correspond with the interests of the clients that counselling is focused on since the experts who are allowed to extend those services are undetermined and undefined. Objective. The paper is directed at analyzing the status quo of legal regulation of the psychological counselling, finding gaps in such regulation and proving the need in a special federal law. Research Progress. The paper takes an account of the current state of regulation of psychological counselling in the Russian Federation and foreign countries using the comparative legal analysis approach.The research resulted in a finding that there is the need in a special federal law on psychological counselling. Conclusion. Special federal law on psychological counselling of the population is necessary to elaborate and eventually to implement for uniformity in counselling and in social work services, and also to protect the rights and interests of those who seek councelling, as well as determining the qualifications of those to render such services. Practical Application. The research results can be used while drafting and passing a special federal law on psychological counselling and executive regulatory acts.

Текст научной работы на тему «Современное состояние правового регулирования психологической помощи»

[ Психология и право ] Национальный психологический журнал № 1(29) 2018

National Psychological Journal 2018, 11(1)

http://npsyj.ru

Оригинальная статья / Original Article УДК 364,342.

doi: 10.11621/npj.2018.0113

Современное состояние правового регулирования психологической помощи

А.К. Голиченков, А.В. Белицкая, В.В. Барабанщикова, В.А. Вайпан, Г.М. Давидян, Ю.П. Зинченко, А.Е. Молотников

МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия Л.Н. Тимофеева, Ю.С. Шойгу

Центр экстренной психологической помощи МЧС России, Москва, Россия

Поступила 6 марта 2018/ Принята к публикации: 14 марта 2018

The current state of the legal regulation of psychological assistance

Alexander K. Golichenkov *, Anna V. Belitskaya, Valentina V. Barabanshchikova, Victor A. Vaipan, Gayane M. Davidyan, Yury P. Zinchenko, Alexander E. Molotnikov

Moscow Lomonosov State University Moscow, Russia Lydia N. Timofeeva, Yulia S. Shoigu

Emergency Psychological Aid Center of the Ministry for Emergencies of Russia, Moscow, Russia * Corresponding author E-mail: [email protected]

Received March 6, 2017 / Accepted for publication: March 14, 2018

Актуальность. В настоящее время назрела необходимость принятия специального федерального закона, посвященного оказанию психологической помощи населению. Отсутствие такого нормативного правового акта не позволяет использовать единую терминологию в отношении оказания психологической помощи, затрудняет разграничение государственной и негосударственной форм оказания психологической помощи, а также не отвечает интересам ее потенциальных получателей в силу неопределенности круга субъектов, которые такую помощь могут оказывать.

Цель. В статье ставятся задачи: проанализировать современное состояние правового регулирования оказания психологической помощи, выявить пробелы в законодательном регулировании названной сферы и подтвердить вывод о необходимости принятия специального федерального закона об оказании психологической помощи населению.

Описание хода исследования. В статье анализируется современное состояние правового регулирования оказания психологической помощи в Российской Федерации и зарубежных странах с использованием метода сравнительно-правового анализа.

Результаты исследования. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о необходимости принятия специального федерального закона о психологической помощи населению.

Выводы. Специальный федеральный закон о психологической помощи населению необходим для систематизации оказания социальных услуг в данной сфере, для защиты прав и законных интересов получателей психологической помощи, для закрепления требований к лицам, которые могут оказывать психологическую помощь. Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть использованы при подготовке федерального закона о психологической помощи и подзаконных нормативных правовых актов.

Ключевые слова: психологическая помощь, социальные услуги, социально-психологические услуги, психолог, чрезвычайные ситуации.

Background. Currently there is a need to adopt a special federal law that covers psychological counselling of the population. The lack of such law is preventing use of uniformed terminology across the country and separating governmental and non-governmental psychological counselling rendered. Such gap also does not correspond with the interests of the clients that counselling is focused on since the experts who are allowed to extend those services are undetermined and undefined. Objective. The paper is directed at analyzing the status quo of legal regulation of the psychological counselling, finding gaps in such regulation and proving the need in a special federal law.

Research Progress. The paper takes an account of the current state of regulation of psychological counselling in the Russian Federation and foreign countries using the comparative legal analysis approach.The research resulted in a finding that there is the need in a special federal law on psychological counselling. Conclusion. Special federal law on psychological counselling of the population is necessary to elaborate and eventually to implement for uniformity in counselling and in social work services, and also to protect the rights and interests of those who seek councelling, as well as determining the qualifications of those to render such services. Practical Application. The research results can be used while drafting and passing a special federal law on psychological counselling and executive regulatory acts. Keywords: psychological counselling, social services, social and psychological services, psychologist, emergency situations and emergencies

Для цитирования: Голиченков А.К., Белицкая А.В., Барабанщикова В.В., Вайпан В.А., Давидян Г.М., Зинченко Ю.П., Молотников А.Е., Тимофеева Л.Н., Шойгу Ю.С. Современное состояние правового регулирования психологической помощи // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). - С. 141-150. doi: 10.11621/ npj.2018.0113

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Национальный психологический журнал № 1(29) 2018 [ Психология и право ]

National Psychological Journal 2018, 11(1)

http://npsyj.ru

настоящее время назрела необ-г^ ходимость принятия специально-А^у го федерального закона, посвященного оказанию психологической помощи населению. Отсутствие такого нормативного правового акта не позволяет использовать единую терминологию в отношении оказания психологической помощи, затрудняет разграничение государственной и негосударственной форм оказания психологической помощи, а также не отвечает интересам ее потен-

циальных получателей в силу неопределенности круга субъектов, которые такую помощь могут оказывать. Разработка новой законодательной базы, направленной на регулирование психологической помощи населению, требует выявления и анализа действующих норм в этой сфере.

Необходимость государственного регулирования оказания психологической помощи широко обсуждается международными экспертами (^е1ап, 2009). Еще

Александр Константинович Голиченков -

доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета, заведующий кафедрой экологического и земельного права МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected] http://www.law.msu.ru/node/7851

Анна Викторовна Белицкая -

кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected] http://www.law.msu.ru/node/32043

Валентина Владимировна Барабанщикова -

доктор психологических наук, доцент, зам. декана по учебной работе, зав. лабораторией психологии труда факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected] https://istina.msu.ru/profile/Valentina/

Виктор Алексеевич Вайпан -

кандидат юридических наук, проректор, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected] http://www.law.msu.ru/node/17127

в 1980 г. Jeanne Fischer указывала на необходимость такого регулирования в связи с важностью деятельности психологов для общества и для отдельного его представителя (Fischer, 1980). Правовое регулирование оказания психологической помощи осуществляется либо на уровне всей страны, либо на региональном уровне1 (например, в США, Австралии и Канаде). Такое регулирование иногда осуществляется и на наднациональном уровне (в частности, в Европейском союзе2). В некоторых странах правовое регулирование деятельности психологов отсутствует (Mutual evaluation of regulated ..., URL : file:///C:/Users/scientist. DESKTOP-S64V15U/Downloads/ME_-_ update_-_FINAL_report_psychologists_-_ to_be_published.pdf). Государственное реагирование зачастую затрагивает государственную регистрацию и лицензирование психологов, разграничение профессии психолога и смежных профессий (Bednar, Lanske, Schaffenberger, 2004), требования, предъявляемые к психологам3.

Вместе с тем, в сфере оказания психологической помощи также активно используются инструменты саморегулирования, которые снимают проблему возникновения возможной коллизии между законом и этикой психолога (Knapp, Gottlieb, Berman, Mitchell, 2007), так как разрабатываются самими психологами в рамках саморегулируемых обществ или ассоциаций. Так, американская ассоциация психологов разработала Модельный закон о госу-

1 Review of Psychotherapy Statutory Regulations by Jurisdiction. URL: https://www.oaccpp. ca/assets/PsychotherapyJurisdictional_ Summary.pdf

2 Directive 2005/36/EC of the European Parliament and of the Council of 7 September 2005 on the recognition of professional qualifications, OJ L 255, 30.9.2005, as amended by Directive 2013/55/EU of the European Parliament and of the Council of 20 November 2013 amending Directive 2005/36/ECon the recognition of professional qualifications and Regulation (EU) No 1024/2012 on administrative cooperation through the Internal Market Information System ('the IMI Regulation') OJ L 354, 28.12.2013. URL: http://www.aic.lv/bolona/ Recognition/dir_prof/Directive_2005_36_ EC.pdf

3 Psychologists profession regulation // Alberta Regulation 251/2005. URL: http://www. qp.alberta.ca/documents/regs/2005_251.pdf

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Для цитирования: Голиченков А.К., Белицкая А.В., Барабанщикова В.В., Вайпан В.А., Давидян Г.М., Зинчен-ко Ю.П., Молотников А.Е., Тимофеева Л.Н., Шойгу Ю.С. Современное состояние правового регулирования психологической помощи // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). - С. 141-150. doi: 10.11621/ npj.2018.0113

http://npsyj.ru

Гаяне Михайловна Давидян -

кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected] http://www.law.msu.ru/node/7713

Юрий Петрович Зинченко -

доктор психологических наук, профессор, академик РАО, вице-президент РАО, зав. кафедрой методологии психологии, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]

http://www.psy.msu.ru/people/zinchenko_yp.html

Александр Евгеньевич Молотников -

кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected] http://www.law.msu.ru/node/7781

Лидия Николаевна Тимофеева -

заместитель начальника отдела экстренного реагирования Центра экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий E-mail: [email protected]

https://istina.msu.ru/profile/LidiyaTimofeeva/

Юлия Сергеевна Шойгу -

кандидат психологических наук, директор Центра экстренной психологической помощи министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, зав. кафедрой экстремальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]

https://istina.msu.ru/profile/SHOIGUYULIA/

дарственном лицензировании психологов4. Та же ассоциация приняла Кодекс этических принципов и правил поведения психолога5. Помимо этого Кодекс профессиональной этики и поведения психолога был принят Британским обществом психологов6, Австралийским обществом психологов7, Канадским обществом психологов8. Такой кодекс был разработан также, например, в Новой Зеландии9, Турции10, Малайзии11, Республики Филиппины12 и др. Профессиональные организации психологов зачастую служат для оказания консультационной помощи психологам в отношении юридических вопросов (George, URL: http:// www.factbc.org/wp-content/uploads/ 2014/06/2011UtendaleNov29LegalComme ntary.pdf).

Оказание психологической помощи в Российской Федерации регулируется нормами Конституции Российской Феде-

4 American Psychological Association Model Act for State Licensure of Psychologists Adopted by Council as APA Policy 2/20/2010 URL: https://www. apa. org/about/policy/model-act-2010.pdf

5 Ethical principles of psychologists and code of conduct. URL: https://www.apa.org/ethics/ code/ethics-code-2017.pdf

6 Code of Ethics and Conduct Guidance published by the Ethics Committee of the British Psychological Society. URL: https:// www1. bps. org. uk/system/files/user-files/ D iv ision%2 0 of%2 0Clinical%2 0Psych ology/ public/Code%20of%20Ethics%20and%20 Conduct%20%282009%29.pdf

7 APS Code of Ethics. URL: https://www. psychology. org. au/getmedia/67370669-e701-4b1d-9ef9-c5b8e0011da8/Code-of-Ethics-APS.pdf

8 Canadian Code of Ethics for Psychologists. URL: https://www. cpa. ca/docs/File/Ethics/ CPA_Code_2017_4thEd.pdf

9 Code of Ethics For Psychologists Working in Aotearoa / New Zealand. URL: http:// www.psychologistsboard. org. nz/cms_show_ download.php?id=235

10 Turkish Psychological Association Ethics Code. URL: https://www.psikolog. org. tr/turkey-code-eng.pdf

11 MSCP Ethical Code (2015) Ethical Guidelines for Registered Clinical Psychologists. URL: http://malaysiaclinicalpsychology.com/wp-content/uploads/2015/06/mscp-ethics.pdf

12 Adoption and Promulgation of the Code of Ethics and Professional Standards for Psychology Practitioners in the Philippines. URL: https://www.pap. org.ph/sites/default/ files/upload/resolution11-2017.pdf

Для цитирования: Голиченков А.К., Белицкая А.В., Барабанщикова В.В., Вайпан В.А., Давидян Г.М., Зинченко Ю.П., Молотников А.Е., Тимофеева Л.Н., Шойгу Ю.С. Современное состояние правового регулирования психологической помощи // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). - С. 141-150. doi: 10.11621/ npj.2018.0113

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

143

http://npsyj.ru

рации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»13 (далее - Закон об основах социального обслуживания граждан), Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»14 (далее - Закон о защите прав потребителя) и другими нормативными актами.

Значительную роль в правовом регулировании оказания психологической помощи населению играют ведомственные нормативные акты, в частности, Приказ Минздравсоцразвития РФ № 1086, МЧС РФ № 550, Приказ Минобрнауки РФ № 2415, Приказ Минкомсвязи РФ № 241 от 29 сентября 2011 г. «Об утверждении Концепции создания Интернет-службы психологической помощи населению и комплексного плана мероприятий по ее реализации»15 (далее - Приказ об утверждении Концепции создания Интернет-службы психологической помощи), Приказ МЧС РФ от 20 сентября 2011 г. № 525 «Об утверждении Порядка оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах»16 (далее - Приказ МЧС о порядке оказания экстренной психологической помощи), Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 54 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону»17 и др.

Ряд понятий и требований, предъявляемых при оказании психологической помощи населению, раскрываются в национальных стандартах, например, в ГОСТ Р 52495-2005 «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и опре-деления»18 (далее - Национальный стандарт РФ о социальном обслуживании).

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение, относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В связи с этим, нормы психологической помощи населению содержатся также в региональном законодательстве, например, в Законе г. Москвы от 7 октября 2009 г. № 43 «О психологической помощи населению в городе Москве»19 (далее - Закон г. Москвы о психологической помощи населению в городе Москве).

Кроме того, деятельность психологов регулируется на уровне саморегулируемых организаций, например, принятым съездом Российского общества психологов Этическим кодексом психолога, Универсальной декларацией этических принципов для психологов (Universal Declaration of Ethical Principles for Psychologists). Нельзя не отметить и проект Федерального закона № 553338-6 «О психологической помощи населению в Российской Федерации»20, разработка которого преследовала цели правового обеспечения социальной защищен-

ности и психологического благополучия населения РФ, а также доступа граждан к квалифицированной психологической помощи21. Однако данный закон не был принят.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация признается социальным государством с политикой, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Конституции Российской Федерации закрепляется необходимость охраны здоровья людей, обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб. Российский законодатель относит оказание психологической помощи к предоставлению социальных услуг.

Классификация социальных услуг производится законодателем в зависимости от предметных областей деятельности, в результате чего выделяются, в том числе социально-психологические услуги (Путило, 2017), в рамках которых рассматривает оказание психологической помощи населению Закон об основах социального обслуживания граждан. Эти услуги в Национальном стандарте РФ о социальном обслуживания населения определяются как социальные услуги, направленные на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности (п. 2.2.4). Ст. 20 Закона об основах социального обслуживания граждан предусматривает

13 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 52 (часть I). (30.12). - Ст. 7007.

14 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» //Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3. (15.01). - Ст. 140.

15 Приказ Минкомсвязи РФ № 241 от 29 сентября 2011 г. «Обутверждении Концепции создания Интернет-службы психологической помощи населению и комплексного плана мероприятий по ее реализации. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/4094093/

16 Приказ МЧС РФ от 20 сентября 2011 г. № 525 «Обутверждении Порядка оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах». URL: http://base.garant.ru/55172473/

17 Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 54 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону». URL: http://base.garant.ru/182398/

18 ГОСТР 52495-2005 «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения». - Москва : Стандартинформ, 2006.

19 Закон г. Москвы от 7 октября 2009 г. № 43 «О психологической помощи населению в городе Москве». URL: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/292902/

20 Проект Федерального закона № 553338-6 «О психологической помощи населению в Российской Федерации». URL: http://psypress.ru/articles/26094. shtml

21 Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации». URL: http://www. appme. ru/text/psyhealthlexruzap

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

144

Для цитирования: Голиченков А.К., Белицкая А.В., Барабанщикова В.В., Вайпан В.А., Давидян Г.М., Зинчен-ко Ю.П., Молотников А.Е., Тимофеева Л.Н., Шойгу Ю.С. Современное состояние правового регулирования психологической помощи // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). - С. 141-150. doi: 10.11621/ npj.2018.0113

http://npsyj.ru

оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социально-психологических услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия. Ст. 21 Закона относит содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей к срочным социальным услугам.

Очевидно, что с точки зрения законодателя понятие «психологическая помощь» не тождественно понятию «социально-психологическая услуга», а является его видом. Социально-психологические услуги состоят из, например, психологической профилактики и психологической диагностики, психологической коррекции, а также психологического просвещения (п. 10 Приказа Минобразования РФ № 636), предоставления психологической помощи и под-

держки гражданам, осуществляющим уход на дому за тяжелобольными получателями социальных услуг (Аверьянова, 2017) и другие виды услуг. Интересно отметить, что оказание психологической помощи при этом не рассматривается как вид государственной социальной помощи в рамках Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»22, который предполагает оказание такой помощи в виде предоставления определенным категориям граждан набора социальных услуг, а также помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам.

В научной литературе указывается, что социальные услуги в отечественном

законодательстве не признаются изъятыми или ограниченными в обороте. Участвующая в обороте услуга при этом выступает объектом гражданского права и инструментом рынка, для которого необходимо установить гражданско-правовой режим регулирования, который бы не зависел от факта признания такой услуги платной или бесплатной, оказанной государственной или частной организацией (Сфера услуг: гражданско-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правовое ..., 2011). Договор об оказании психологической помощи рассматривается как договор об оказании услуг, который подпадает под действие ГК РФ, а также Закона о защите прав потребителей. Он определяется как соглашение, в силу которого одна сторона - психолог обязуется оказать другой стороне - клиенту квалифицированную психологическую помощь (Козлова, Филиппова, 2013). С.В. Клименко расксматривает такую услугу как деятельность, осуществляемую

неклиническим психологом, целью которой является удовлетворение клиентской потребности в решении различных психологических проблем, которые, однако, не вызваны психическим заболеванием клиента, а также улучшение качества его жизни с помощью таких инструментов, как психопрофилактика, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование и психотерапия (Клименко, 2007).

Вместе с тем, психологическую помощь как вид социальных услуг необходимо разграничивать с иными социальными услугами. В настоящее время ни в российском законодательстве, ни в доктрине не содержится единого определения понятия «психологическая помощь».

Дефиниция данного термина, которую, однако, нельзя считать универсальной, закреплена в Законе г. Москвы о психологической помощи населению в городе Москве. Там под психологической помощью законодатель понимает профессиональную поддержку и содействие, которые оказываются индивиду, семье или социальной группе в связи с необходимостью решения ими своих психологических проблем, их социальной адаптации, саморазвития и самореализации, а также реабилитации и преодоления сложной психологической ситуации. На федеральном уровне определение данного понятия отсутствует, но встречаются дефиниции частных случаев психологической помощи. Так, в Приказе МЧС о порядке оказания экстренной психологической помощи экстренную психологическую помощь законодатель определяет как целостную систему мероприятий, которые нацелены на оптимизацию актуального психического состояния пострадавших, родственников и близких погибших и пострадавших в условиях чрезвычайных ситуаций, снижение рисков возникновения массовых негативных реакций и профилактику отдаленных негативных психических последствий. Профилактика включает в себя как отдельные специальные методы психологического воздействия, так и организацию особой среды, окружающей пострадавших, родственников и близких погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях в процессе ликвидации их последствий. Отметим, что в научной литературе экстренная психологическая помощь рассматривается в более широком контексте. Она понимается как консультирование по телефону доверия, предоставление психологической помощи в разрешении конфликтов в семейных и иных отношениях, как деятельность, направленная на предотвращение эмоционального и психического кризиса индивидов, в том числе с целью предотвращения самоубийств, оказания психопрофилактической помощи и т.п. (Белянинова и др., 2013).

Наряду с понятием «экстренная психологическая помощь», в Приказе МЧС о порядке оказания экстренной психологической помощи выделяется также по-

Договор об оказании психологической помощи рассматривается как договор об оказании услуг, который подпадает под действие ГК РФ, а также Закона о защите прав потребителей. Он определяется как соглашение, в силу которого одна сторона - психолог обязуется оказать другой стороне - клиенту квалифицированную психологическую помощь

Психологическую помощь как вид социальных услуг необходимо разграничивать с иными социальными услугами. В настоящее время ни в российском законодательстве, ни в доктрине не содержится единого определения понятия «психологическая помощь».

22 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»// Собрание законодательства РФ. (19.07). - Ст. 3699.

1999. - № 29

Для цитирования: Голиченков А.К., Белицкая А.В., Барабанщикова В.В., Вайпан В.А., Давидян Г.М., Зинчен-ко Ю.П., Молотников А.Е., Тимофеева Л.Н., Шойгу Ю.С. Современное состояние правового регулирования психологической помощи // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). - С. 141-150. doi: 10.11621/ npj.2018.0113

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

http://npsyj.ru

нятие «пролонгированная психологическая помощь», которая понимается как комплекс мероприятий по психологической реабилитации пострадавших, родственников и близких погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях, осуществляемых специалистами субъектов Российской Федерации после завершения работ по оказанию экстренной психологической помощи.

В научной литературе высказывается мнение, что понятие «психологическая помощь» охватывает все виды социально-психологических услуг, которые законодатель не выделил в самостоятельные категории в рамках национальных стандартов (Макаров, 2015). В Национальном стандарте РФ о социальном обслуживания населения называются такие услуги, как социально-психологическое консультирование (п. 2.2.4.1), психологическое консультирование (п. 2.2.4.2), психодиагностика и обследование личности (п. 2.2.4.3), психологическая коррекция (п. 2.2.4.4), психопрофилактическая и психологическая работа (п. 2.2.4.6), психологический тренинг (п. 2.2.4.7), социально-психологический патронаж (п. 2.2.4.8).

Понятие «психологическая помощь» необходимо разграничивать с понятием «психиатрическая помощь». В частности, в Законе г. Москвы о психологической помощи населению в городе Москве прямо указывается, что он не распространяется на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам. В соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»23 психиатрическая помощь включает в себя психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование, профилактику и диагностику психических расстройств, лечение и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами (ст. 1 названного Закона).

Разграничение понятий «психологическая помощь» и «психотерапевтическая помощь» не столь однозначно. Так,

в Национальных стандартах психотерапевтическая помощь определяется как социально-психологическая услуга, заключающаяся в психологических воздействиях в системе «психолог - клиент», направленных на решение проблем клиента, которые лежат в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов (п. 2.2.4.5 названных Стандартов). В научной литературе подчеркивается, что, по сравнению с медицинской помощью, помощь психотерапевтическая не подпадает под какие-либо установленные государством стандарты ее правильного осуществления. Каждый пациент, выбирая психолога, тем самым соглашается на использование практикуемых им приемов и способов (Козлова, Филиппова, 2013). Таким образом, понятие «психологическая помощь» и «психотерапевтическая помощь» фактически рассматриваются как синонимичные.

Анализируя современное состояние правового регулирования оказания психологической помощи населению, нельзя не затронуть вопрос субъектного состава оказания такой помощи. Со стороны лица, оказывающего такую помощь, будет выступать психолог. ГОСТ Р 528832007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания24 (п. 5.1) выделяет среди персонала учреждения отдельно психолога, педагога-психолога, а также психотерапевта (последнего он относит к медицинскому персоналу). Отметим, что в научной литературе указывается, что психологом (психотерапевтом) можно признать субъекта, который имеет специальные знания и квалификацию, необходимые для оказания психологической (психотерапевтической) помощи. Причем, предлагается различать медицинскую и иную психотерапевтическую помощь (Козлова, Филиппова, 2013). По определению, предложенному С.В. Клименко, неклинический психолог - это физическое лицо, которое приобрело соответствующий статус и право осуществлять психологи-

ческую деятельность в порядке, предусмотренном законом об основах деятельности неклинического психолога. При этом от названного субъекта требуется соблюдение стандартов, установленных для неклинических психологических услуг, а также правил психологической деятельности и норм профессиональной этики (Клименко, 2007).

Требования к психологу, на котором лежит обязанность оказания психологической помощи, закреплены в ч. 6.7 названных Стандартов. Они включают в себя, во-первых, требование наличия соответствующего образования, знания основ психологии личности, общей, возрастной, социальной психологии, конфликтологии, психотерапии, психопрофилактики, консультативной психологии, профориентационной работы, методов социально-психологического обслуживания населения, основ законодательной и нормативной базы Российской Федерации в области социальной защиты населения. Во-вторых, в обязанности психолога входит обеспечение психологической защищенности клиентов, оказание им социально-психологических услуг в рамках имеющихся у них специализаций, поддержание и укрепление их психического здоровья и психического комфорта, формирование психологической культуры клиентов в сфере межличностного, семейного общения, осуществление их психологического просвещения, оказание им психологической помощи в преодолении конфликтов, в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, в мобилизации творческих, интеллектуальных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния. Кроме того, обязанности психолога состоят в проведении профилактической исследовательской и методической работы в области психологии, использовании в работе научных методов и технологий психологической диагностики, анализа, консультирования и коррекции, соблюдении принципов и норм профессиональной этики, проведе-

23 Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»// Ведомости СНД и ВС РФ. -1992. - № 33 (20.08). - Ст. 1913.

24 ГОСТР 52883-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200061327

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

146

Для цитирования: Голиченков А.К., Белицкая А.В., Барабанщикова В.В., Вайпан В.А., Давидян Г.М., Зинчен-ко Ю.П., МолотниковА.Е., Тимофеева Л.Н., Шойгу Ю.С. Современное состояние правового регулирования психологической помощи // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). - С. 141-150. doi: 10.11621/ npj.2018.0113

http://npsyj.ru

нии психодиагностики разного профиля и назначения психологического консультирования. Психолог также должен принимать участие в проводимой учреждением реабилитационной деятельности, деятельности по психологической реабилитации и супервизорской поддержке работников учреждения. Отметим, что в соответствии с ч. 6.12.4, 6.12.5 Стандартов педагог-психолог также должен принимать меры по оказанию различного вида психологической помощи (психо-коррекционной, реабилитационной и консультативной), а также оказывать помощь обучающимся (воспитанникам), родителям или лицам, их заменяющим, и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

Приведем еще несколько требований к психологам, обозначенных в российском законодательстве. В п. 38 Приказа ГТК РФ от 14 декабря 2000 г. № 1164 «Об утверждении нормативных документов психологической службы таможенных органов Российской Федерации»25 (далее - Приказ ГТК РФ о психологической службе таможенных органов) указывается, что на должности психологов психологической службы таможенных органов Российской Федерации принимаются специалисты с высшим базовым психологическим образованием и специалисты с высшим образованием, прошедшие специальную переподготовку в области психологии на факультетах и курсах переподготовки, подтвержденную документом государственного образца, и имеющие опыт работы. В п. 3.7 Постановления Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 54 «Об утверждении

Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону»26 (далее - Постановление Минтруда РФ о центре экстренной психологической помощи по телефону) устанавливается, что на работу в государственное (муниципальное) учреждение «Центр экстренной психологической помощи по телефону» принимаются специалисты, имеющие высшее образование, специализирующиеся в области практической психологии и психотерапии, прошедшие специальную подготовку в сфере оказания экстренной психологической помощи по телефону. Вместе с тем, нельзя не отметить, что приведенные

в данных нормативных правовых актах требования не являются систематизированными, в законодательстве нет запрета на оказание «непрофессиональных» психологических услуг, что ведет к потенциальной угрозе нанесения вреда психическому здоровью неограниченного круга получателей таких услуг. Как указывается в научной литературе, психологическую помощь оказывают множество различных категорий лжепсихологов-«магов», которые рекламируют свои достижения, таланты, титулы, полученные в различных негосударственных общественных организациях, и интернет-сайты (Дашко и др., 2011).

Вместе с тем, ответственность за организацию и оказание психологической помощи людям, попавшим в чрезвычайную или трудную жизненную ситуацию, берет на себя государство (Мищенко, 2014). В Российской Федерации

существуют специальные ведомственные службы психологической помощи, в частности, в системе здравоохранения, в системе МЧС России, а также в системе образования. Каждое из названных ведомств действует в рамках оказания психологической помощи населению в соответствии со специальными ведомственными актами. Например, Приказом МЧС РФ о порядке оказания экстренной психологической помощи, Приказом Минобразования РФ от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»27, Приказом Минздрава РФ от 24 октября 2002 г. № 325 «О психологической и психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях»28, Постановлением Минтруда РФ о центре экстренной психологической помощи по телефону, Приказом ГТК РФ о психологической службе таможенных органов и др. В таможенных органах психологическая служба занимается двумя видами деятельности, связанными с психологическим обеспечением, во-первых, реализации служебных задач, во-вторых, работы с должностными лицами и работниками таможенных органов, а также кандидатами на службу (Савосина, 2010). Приказ об утверждении Концепции создания Интернет-службы психологической помощи предлагает сделать психологическую помощь более доступной для населения вследствие размещения информации об оказании такой помощи в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте соответствующих ведомств.

Что касается получателя психологической помощи, то в настоящее время законодательство не дает ясного представления о его статусе. В научной литературе отмечается, что при оформлении отношений, возникающих в ходе предоставления психологической помощи,

Приведенные в нормативных правовых актах требования не являются систематизированными, в законодательстве нет запрета на оказание «непрофессиональных» психологических услуг, что ведет к потенциальной угрозе нанесения вреда психическому здоровью неограниченного круга получателей таких услуг

25 Приказ ГТК РФ от 14 декабря 2000 г. № 1164 «Обутверждении нормативных документов психологической службы таможенных органов Российской Федерации». URL: https://www.lawmix.ru/pprf/19863

26 Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 54 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону» // Бюллетень Минтруда РФ. - 2000. - № 8.

27 Приказ Минобразования РФ от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» // Бюллетень Минобразования РФ. - 1999. - № 12.

28 Приказ Минздрава РФ от 24 октября 2002 г. № 325 «О психологической и психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях» // Здравоохранение. - 2003. - № 1. URL: http://base.garant.ru/4178694/

Для цитирования: Голиченков А.К., Белицкая А.В., Барабанщикова В.В., Вайпан В.А., Давидян Г.М., Зинчен-ко Ю.П., Молотников А.Е., Тимофеева Л.Н., Шойгу Ю.С. Современное состояние правового регулирования психологической помощи // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). - С. 141-150. doi: 10.11621/ npj.2018.0113

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

http://npsyj.ru

При оформлении отношений, возникающих в ходе предоставления психологической помощи, следует обосновать, что помощь оказывается лицу, находящемуся в ситуации, объективно нарушающей его жизнедеятельность, и именно в связи с тем, что это лицо не может преодолеть ситуацию, делающую оказание помощи необходимым, самостоятельно

следует обосновать, что помощь оказывается лицу, находящемуся в ситуации, объективно нарушающей его жизнедеятельность, и именно в связи с тем, что это лицо не может преодолеть ситуацию, делающую оказание помощи необходимым, самостоятельно (Макаров, 2015).

В заключение необходимо отметить, что, наряду с государственным регулированием психологической деятельности, необходимо ее саморегулирование, как и в отношении любого вида профессиональной деятельности. Как отмечает Е.П. Губин, саморегулирование выступает способом координации участников профессиональной деятельности между собой государством. Это самостоятельное явление, не сводящееся, с одной стороны, к реализации функций государства, а с другой - исключительно к реализации интересов участников саморегулируемых организаций (Губин, 2015). Саморегулирование не представляет собой продолжение государственного регулирования общественно-экономических отношений, а является самостоятельным явлением (Петров, 2013), что имеет определяющее значение для психологической деятельности. Так, например,

саморегулируемые организации наделены важнейшей в рыночных условиях хозяйствования функцией обеспечения дополнительной имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами» (Саморегулирование предпринимательской ..., 2016, С. 27).

Приведенный анализ современного состояния законодательства об оказании психологической помощи населению доказывает отсутствие необходимых правовых определений в сфере оказания психологической помощи, в том числе и определения самого поня-

тия «психологическая помощь», разграничения данного понятия со смежными понятиями и категориями, указания на круг субъектов, которые могут оказывать и получать психологическую помощь. Приведенные пробелы в законодательстве свидетельствуют о необходимости принятия специального федерального закона о психологической

помощи населению, который бы систематизировал оказание социальных услуг в данной сфере, защитил права и законные интересы получателей психологической помощи в результате четкого закрепления требований к лицам, которые могут такую помощь оказывать.

Пробелы в законодательстве свидетельствуют о необходимости принятия специального федерального закона о психологической помощи населению, который бы систематизировал оказание социальных услуг в данной сфере, защитил права и законные интересы получателей психологической помощи

Литература:

Аверьянова М.И. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2017. - № 6. - С. 35-49.

Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А., Кузнецова О.В., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Э.Р. Курманова. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CMB&n=17866#03418787947904842

Губин Е.П. Государство и бизнес в условиях правовых реформ // Журнал российского права. - 2015. - № 1. - С. 23-30.

Дашко М.Н., Арчибасова Л.А., Зубцова Е.Н., Бережкова Н.Ф. Административно-правовое регулирование оказания психологической помощи гражданам // Административное право и процесс. - 2011. - № 8. - С. 23-26.

Клименко С.В. Договор возмездного оказания неклинических психологических услуг в Российской Федерации : автореферат дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2007.

Козлова Н.В., Филиппова С.Ю. Договор об оказании психологической и психотерапевтической помощи: правовые аспекты // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 1(9). - С. 83-88.

Макаров К.О. Регулирование деятельности в сфере оказания психологической помощи и предоставления психологических услуг в свете разработки проекта Федерального закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации» // Современное право. - 2015. -№ 12. - С. 71-81.

Майсак Н.В. Правовые основы деятельности психолога : учеб. пособие. - Астрахань, 2005. - 119 с.

Мищенко И.Н. Основные направления совершенствования подготовки современного военного психолога // Право в Вооруженных Силах. -

2014. - № 5. - С. 118-120.

Мохов А.А. Правовые режимы осуществления экономической деятельности и саморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 4. - С. 9-14.

Петров Д.А. Институализация саморегулирования: современное состояние и перспективы // Конкурентное право. - 2013. - № 4. - С. 14-17.

Путило Н.В. Публичные услуги: между доктринальным пониманием и практикой нормативного закрепления (10 лет спустя) // Журнал российского права. - 2017. - № 8. - С. 81-92.

Савосина Н.Г. Организационно-правовые основы работы психолога в таможенных органах // Таможенное дело. - 2010. - № 2. - С. 13-16. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация / отв. ред. И.В. Ершова. - Москва,

2015.

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Для цитирования: Голиченков А.К., Белицкая А.В., Барабанщикова В.В., Вайпан В.А., Давидян Г.М., Зинчен-ко Ю.П., Молотников А.Е., Тимофеева Л.Н., Шойгу Ю.С. Современное состояние правового регулирования психологической помощи // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). - С. 141-150. doi: 10.11621/ npj.2018.0113

http://npsyj.ru

Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование : сборник статей / А.В. Асосков, А.В. Барков, А.А. Богер и др.; под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой. - Москва : Инфотропик Медиа, 2011. - 240 с.

Atkinson, J. M. (2006) Private and Public Protection: Civil Mental Health Legislation by Published by Dunedin Academic Press. Journal of Mental Health Law. Edinburgh, 94.

Bednar, W., Lanske, P. & Schaffenberger, E. (2004) Regulation of the Professions of Psychotherapist, Clinical Psychologist, Health Psychologist in the Member States of the EEA and the Swiss Confederation. Vienna, April 2004. Retrieved from: http://www.pce-europe.org/file/Infos/Publ-EEA-Regulations.pdf

Bryce, G.K. (2010) BC Association of Clinical Counsellors Legal Commentary. December 21, 2010. Retrieved from: http://www.factbc.org/wp-content/ uploads/2014/06/2011UtendaleNov29LegalCommentary.pdf

Camara, W. J. Use and Consequences of Assessments in the USA: Professional, Ethical and Legal Issues. European Journal of Psychological Assessment, 13(2), 140-152. Retrieved from: http://people.uncw.edu/leccil/psy526/ethical%20issues%20in%20assessment.pdf

Carson, D. & Bull, R. Handbook of Psychology in Legal Contexts. Second Edition. Retrieved from: http://www.al-edu.com/wp-content/uploads/2014/05/ Handbook-of-Psychology-in-Legal-Contexts-2ed-Wiley-2003.pdf

Cave, S.B. (1995) The enforcers: licensing boards and ethics committees. Paper presented at First International Congress on Licensure, Certification and Credentialling of Psychologists. New Orleans Google Scholar. Retrieved from: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/008124639802800303

Coe, J. Counselling and psychotherapy must be state-regulated. Retrieved from: https://www.theguardian.com/society/joepublic/2009/jul/01/counselling-psychotherapy-state-regulation

Fischer J. (1980) State Regulation of Psychologists. Washington University Law Review. 58(3)A. January 1980. Retrieved from: https://openscholarship. wustl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2426&context=law_lawreview

Helan D. (2009) Mental health law and practice civil and criminal aspects. Thomson Reuters (Professional) Ireland Limited. England. Retrieved from: https://www.ucc.ie/academic/law/irishlaw/book/Mental-Health-Book-2009-Whelan-Darius.pdf).

Justickis, V. & Danisauskas G. Problem of the incompatibility between the law and psychology and the use of psychological knowledge in the law. Retrieved from:https://mruni.pure.elsevier.com/en/publications/problem-of-the-incompatibility-between-the-law-and-psychology-and Knapp, S., Gottlieb, M., Berman, J. & Handelsman, M. M. (2007) When Laws and Ethics Collide: What Should Psychologists Do? Professional Psychology: Research and Practice Copyright 2007 by the American Psychological Association, 38(1), 54-59.

Margolin, G. Ethical and Legal Considerations in Marital and Family Therapy. Retrieved from: https://pdfs.semanticscholar.org/1c70/b4bac5ada9dd1605 2eed4cd1c50536f2c384.pdf

Mutual evaluation of regulated professions Overview of the regulatory framework in the health services sector - psychologists and related professions. Retrieved from: http://slideplayer.com/slide/7629184/

Ragusea, S.A. Is It Ethics or Law? Retrieved from: https://nationalpsychologist.com/2015/05/is-it-ethics-or-law/102875.html

Wassenaar, D.R. (1998) A History of Ethical Codes in South African Psychology: An Insider's View. September 1, 1998. Retrieved from: http://journals. sagepub.com/doi/abs/10.1177/008124639802800303?journalCode=sapc

References:

Atkinson, J. M. (2006) Private and Public Protection: Civil Mental Health Legislation by Published by Dunedin Academic Press. Journal of Mental Health Law. Edinburgh, 94.

Averyanova, M.I. (2017) Legal regulation social services for citizens in the subjects of the Russian Federation. [Administrativnoe i munitsipal'noe pravo], 6, 35-49.

Bednar, W., Lanske, P. & Schaffenberger, E. (2004) Regulation of the Professions of Psychotherapist, Clinical Psychologist, Health Psychologist in the Member States of the EEA and the Swiss Confederation. Vienna, April 2004. Retrieved from: http://www.pce-europe.org/file/Infos/Publ-EEA-Regulations.pdf

Belyaninova, Yu.V., Gurina, O.A., Zakharova, N.A., Kuznetsova, O.V., & Slesarev, S.A. (2014) Commentary to the Federal Law as of December 28, 2013 # 442-FZ «On the Basics of Social Services for Citizens in the Russian Federation» (itemized ). [SPS ConsultantPlus]. Retrieved form: https://www.twirpx. com/file/1675296/

Bryce, G.K. (2010) BC Association of Clinical Counsellors Legal Commentary. December 21, 2010. Retrieved from: http://www.factbc.org/wp-content/ uploads/2014/06/2011UtendaleNov29LegalCommentary.pdf

Camara, W. J. Use and Consequences of Assessments in the USA: Professional, Ethical and Legal Issues. European Journal of Psychological Assessment, 13(2), 140-152. Retrieved from: http://people.uncw.edu/leccil/psy526/ethical%20issues%20in%20assessment.pdf

Carson, D. & Bull, R. Handbook of Psychology in Legal Contexts. Second Edition. Retrieved from: http://www.al-edu.com/wp-content/uploads/2014/05/ Handbook-of-Psychology-in-Legal-Contexts-2ed-Wiley-2003.pdf

Cave, S.B. (1995) The enforcers: licensing boards and ethics committees. Paper presented at First International Congress on Licensure, Certification and Credentialling of Psychologists. New Orleans Google Scholar. Retrieved from: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/008124639802800303 Coe, J. Counselling and psychotherapy must be state-regulated. Retrieved from: https://www.theguardian.com/society/joepublic/2009/jul/01/counselling-psychotherapy-state-regulation

Dashko, M.N., Archibasova, L.A., Zubtsova, E.N., & Berezhkova, N.F. (2011) Administrative and legal regulation of psychological assistance to citizens. [Administrativnoe pravo i process], 8, 23-26.

Ershova, I.V. (Ed.) (2015) Self-regulation of entrepreneurial and professional activities: unity and differentiation / answering. Moscow.

Fischer J. (1980) State Regulation of Psychologists. Washington University Law Review, 58(3)A. January 1980. Retrieved from: https://openscholarship.

wustl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2426&context=law_lawreview

Для цитирования: Голиченков А.К., Белицкая А.В., Барабанщикова В.В., Вайпан В.А., Давидян Г.М., Зинчен-ко Ю.П., Молотников А.Е., Тимофеева Л.Н., Шойгу Ю.С. Современное состояние правового регулирования психологической помощи // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). - С. 141-150. doi: 10.11621/ npj.2018.0113

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

149

http://npsyj.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gubin, E.P. (2015) State and business in conditions of legal reforms. [Zhurnal rossiyskogo prava], 1, 23-30.

Helan D. (2009) Mental health law and practice civil and criminal aspects. Thomson Reuters (Professional) Ireland Limited. England. Retrieved from: https://www.ucc.ie/academic/law/irishlaw/book/Mental-Health-Book-2009-Whelan-Darius.pdf).

Justickis, V. & Danisauskas G. Problem of the incompatibility between the law and psychology and the use of psychological knowledge in the law. Retrieved from:https://mruni.pure.elsevier.com/en/publications/problem-of-the-incompatibility-between-the-law-and-psychology-and

Klimenko, S.V. (2007) The contract for the provision of non-clinical psychological services in the Russian Federation: Ph.D. in Law, thesis. Moscow. Knapp, S., Gottlieb, M., Berman, J. & Handelsman, M. M. (2007) When Laws and Ethics Collide: What Should Psychologists Do? Professional Psychology: Research and Practice Copyright 2007 by the American Psychological Association, 38(1), 54-59.

Kozlova, N.V., & Filippova, S.Yu. (2013) Agreement on the provision of psychological and psychotherapeutic assistance: legal aspects. National Psychological Journal, 1 (9), 83-88.

Makarov, K.O. (2015) Regulation of activities in the provision of psychological assistance and the provision of psychological services in the light of the drafting of the Federal Law «On Psychological Assistance to the Population in the Russian Federation». [Sovremennoe pravo], 12, 71-81.

Margolin, G. Ethical and Legal Considerations in Marital and Family Therapy. Retrieved from: https://pdfs.semanticscholar.org/1c70/b4bac5ada9dd1605 2eed4cd1c50536f2c384.pdf

Maysak, N.V. (2005) Legal foundations of the work of a psychologist: manual. Astrakhan, 119.

Mishchenko, I.N. (2014) The basic directions of perfection of preparation of the modern military psychologist. [Pravo v Vooruzhennykh Silakh], 5, 118-120.

Mokhov, A.A. (2015) Legal regimes of economic activity and self-regulation of entrepreneurial or professional activity. [Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika], 4, 9-14.

Mutual evaluation of regulated professions Overview of the regulatory framework in the health services sector - psychologists and related professions. Retrieved from: http://slideplayer.com/slide/7629184/

Petrov, D.A. (2013) The institutionalization of self-regulation: the current state and prospects. [Konkurentnoe pravo],4, 14-17. Putilo, N.V. (2017) Public services: between doctrinal understanding and practice of normative consolidation (10 years later). [Zhurnal rossiyskogo prava], 8, 81-92.

Ragusea, S.A. Is It Ethics or Law? Retrieved from: https://nationalpsychologist.com/2015/05/is-it-ethics-or-law/102875.html

Savosina, N.G. (2010) Organizational and legal issues of psychologist's practice in customs agencies. [Tamozhennoe delo], 2, 13-16.

Sukhanov, E.A. & Sannikova, L.V. (Eds.) (2011) Service industry: civil-law regulation. Collected papers. Moscow, Infotropik Media, 240.

Wassenaar, D.R. (1998) A History of Ethical Codes in South African Psychology: An Insider's View. September 1, 1998. Retrieved from: http://journals. sagepub.com/doi/abs/10.1177/008124639802800303?journalCode=sapc

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Для цитирования: Голиченков А.К., Белицкая А.В., Барабанщикова В.В., Вайпан В.А., Давидян Г.М., Зинчен-ко Ю.П., Молотников А.Е., Тимофеева Л.Н., Шойгу Ю.С. Современное состояние правового регулирования психологической помощи // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). - С. 141-150. doi: 10.11621/ npj.2018.0113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.