Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ТУРИСТСКО-ПРИКЛАДНОМ МНОГОБОРЬЕ'

РАЗРАБОТКА МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ТУРИСТСКО-ПРИКЛАДНОМ МНОГОБОРЬЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пешеходный туризм / туристско-прикладное многоборье / биомеханический анализ / техническая подготовленность / hiking / tourist-applied all-around / biomechanical analysis / technical preparedness

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

В статье на основе качественного и количественного биомеханического анализа соревновательных действий студентов-спортсменов Белорусского государственного университета физической культуры (БГУФК) в процессе преодоления дистанций на соревнованиях по туристско-прикладному многоборью (дистанции 3-го класса сложности) с применением разработанной балльной шкалы оценок были сформированы модельные характеристики технической подготовленности студентов-спортсменов, разработана формула уровня технической подготовленности (УТП), а также разработан «показатель технической подготовленности» (ПТП), отражавший соотношение времени выполнения конкретного технического элемента к общему времени преодоления технического этапа при формализации этих пропорций в процентных показателях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MODEL CHARACTERISTICS OF TECHNICAL PREPAREDNESS OF ATHLETES IN THE TOURIST-APPLIED ALL-AROUND

In the article, based on a qualitative and quantitative biomechanical analysis of the competitive actions of student-athletes of the Belarusian State University of Physical Culture (BSUFC) in the process of overcoming distances at competitions in the tourist-applied all-around (distances of the 3rd class of complexity) using the developed scoring scale, model characteristics of the technical readiness of studentathletes were formed, a formula for the level of technical preparedness (USP), as well as the "indicator of technical preparedness" (TTP) has been developed, reflecting the ratio of the execution time of a specific technical element to the total time to overcome the technical stage when formalizing these proportions in percentage terms

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ТУРИСТСКО-ПРИКЛАДНОМ МНОГОБОРЬЕ»

УДК 615.8+796.012.424.6:611.728.3(043)

РАЗРАБОТКА МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ТУРИСТСКО-ПРИКЛАДНОМ

МНОГОБОРЬЕ

Е. С. Семенов, аспирант,

А. А. Михеев, д-р пед. наук, д-р биол. наук, профессор,

Учреждение образования «Белорусский государственный университет

физической культуры»

Аннотация

В статье на основе качественного и количественного биомеханического анализа соревновательных действий студентов-спортсменов Белорусского государственного университета физической культуры (БГУФК) в процессе преодоления дистанций на соревнованиях по туристско-прикладному многоборью (дистанции 3-го класса сложности) с применением разработанной балльной шкалы оценок были сформированы модельные характеристики технической подготовленности студентов-спортсменов, разработана формула уровня технической подготовленности (УТП), а также разработан «показатель технической подготовленности» (ПТП), отражавший соотношение времени выполнения конкретного технического элемента к общему времени преодоления технического этапа при формализации этих пропорций в процентных показателях.

Ключевые слова: пешеходный туризм, туристско-прикладное многоборье, биомеханический анализ, техническая подготовленность.

DEVELOPMENT OF MODEL CHARACTERISTICS OF TECHNICAL PREPAREDNESS OF ATHLETES IN THE TOURIST-APPLIED ALL-AROUND

E. S. Semenov, A. A. Mikheev,

Education Institution «Belarusian State University of Physical Culture»

Abstract

In the article, based on a qualitative and quantitative biomechanical analysis of the competitive actions of student-athletes of the Belarusian State University of Physical Culture (BSUFC) in the process of overcoming distances at competitions in the tourist-applied all-around (distances of the 3rd class of complexity) using the developed scoring scale, model characteristics of the technical readiness of student-athletes were formed, a formula for the level of technical preparedness (USP), as well as the "indicator of technical preparedness" (TTP) has been developed, refecting the ratio of the execution time of a specific technical element to the total time to overcome the technical stage when formalizing these proportions in percentage terms.

Keywords: hiking, tourist-applied all-around, biomechanical analysis, technical preparedness.

Введение

Спортивная дисциплина «Туристско-прикладное многоборье» (ТПМ) в технике пешеходного туризма (ТПТ) является бурно развивающейся спортивной дисциплиной и является самым массовым видом среди ТПМ [1-5]. Средняя численность участников соревнований по ТПМ в технике

пешеходного туризма, на дистанциях 3 класса сложности в чемпионатах Республики Беларусь составляет в среднем до 80 спортсменов среди мужчин и до 60 - среди женщин. В настоящее время подготовка спортсменов в ТПМ осуществляется в различных спортивных организациях по имеющимся программам [6-14]. В результате образовательного процесса у студентов должны быть сформированы компетенции профессионального тренера по виду спорта «Туризм спортивный» спортивная дисциплина «Туристско-прикладное многоборье» в технике пешеходного туризма. Соответственно, разрабатывая программу физической и технической подготовки студентов необходимо придерживаться алгоритма, при котором сначала выполняется анализ движений сначала преодоления технических этапов, затем конкретного технического приема, после этого выбираются упражнения и затем разрабатывается динамика нагрузок в рамках определенной последовательности развития мышечных групп, периодизация и т. д.

Метод и материалы

Для решения задач исследования были избраны следующие методы: анализ и обобщение литературных данных, педагогическое наблюдение с видеофиксацией соревновательной деятельности, анализ соревновательных упражнений, метод экспертных оценок, методы математической статистики.

Анализ преодоления спортсменами дистанций на соревнованиях по «Туристско-прикладному многоборью» (техника пешеходного туризма) в виде спорта «Туризм спортивный» показал, что на дистанциях 3-го класса сложности чаще всего используются 8 технических этапов:

- переправа по бревну методом «горизонтальный маятник» (с организацией перил);

- подъем по вертикальным перилам;

- навесная переправа;

- спуск по вертикальным перилам (с организацией перил);

- подъем по наклонной навесной переправе;

- спуск по наклонным перилам (с организацией перил);

- спуск по наклонной навесной переправе (с организацией перил и дополнительной страховки);

- переправа методом «вертикальный маятник».

На первом этапе исследования была выполнена видеофиксация преодоления технических этапов спортсменами мужского и женского пола на чемпионате Республики Беларусь (58 мужчин и 42 женщин).

На основании полученных видеоматериалов было выполнено определение времени преодоления этапов, времени выполнения отдельных технических элементов (прикрепление к перилам, передвижение в опасной зоне, открепление от перил).

Метод экспертных оценок

Применялся метод непосредственной оценки уровня технической подготовленности (балльный метод). Диапазон изменения характеристик объекта разбивался на отдельные интервалы, каждому из которых приписывалась определенная оценка (балл) от 1 до 10. Эксперт помещал каждый из анализируемых объектов в определенный интервал, то есть приписывал балл, тем самым определяя степень обладания объекта изучаемым свойством. Метод позволял давать одну и ту же оценку различным объектам (помещать их в один и тот же интервал). Таким образом можно было сравнивать и давать адекватную оценку уровня технической подготовленности в начале и в конце эксперимента отдельно у испытуемых КГ

и ЭГ, сравнивать между собой данные двух групп, а также сопоставлять показатели мужчин и женщин.

Исследование проводилось поэтапно в соответствии с поставленными задачами на базе учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры», г. Минск, Республика Беларусь, в период с 2022 по 2024 годы. В эксперименте приняли участие студенты мужского и женского пола, разделенные на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. В каждую из групп вошли по 25 мужчин и по 10 женщин одинакового уровня технической подготовленности, которая определялась методом экспертной оценки (балльный метод).

Эксперимент проводился на протяжении 2 семестров. Занятия по технической подготовке проводились 2 раза в неделю по 3 академических часа в рамках учебной дисциплины «Специальная профессиональная подготовка» (СПП) по виду спорта «Туризм спортивный» (спортивная дисциплина «Туристско-прикладное многоборье» в технике пешеходного туризма).

Испытуемые КГ занимались в соответствии с действующей образовательной программой, испытуемые ЭГ - по экспериментальной программе, которая отличалась увеличенным на 30 % объемом специальной физической подготовки. Экспериментальная программа физической подготовки студентов-спортсменов БГУФК отличалась тщательной разработкой периодизации и обоснованием тренировочного процесса в годичном цикле, который совпадал с календарными сроками образовательного процесса. В экспериментальной программе, рассчитанной на 2 семестра, обозначены 4 этапа подготовки с четко определенным объемом тренировочной нагрузки на каждом из этапов - количеством тренировочных занятий (часов), отводимых для развития того или иного физического качества. В программе определена интенсивность тренировочных нагрузок, регламентируемая по уровню ЧСС. Рекомендованы средства и методы, которые студенты-спортсмены могут использовать в тренировочном процессе для развития двигательных способностей на каждом из этапов подготовки.

Результаты и обсуждение

В результате анализа для оценки уровня технической подготовленности (УТП) студентов-спортсменов при преодолении технических этапов на личных дистанциях 3-го класса сложности была разработана следующая формула (1):

УТП (ВВТДтт - ВВТДтах) / 10 = Б, (1)

где ВВТДтп - худшее время выполнения технического действия (с);

ВВТДтах - лучшее время выполнения технического действия (с);

8 - интервал ранжирования - 1 балл.

Проведенный анализ позволил разработать модельные характеристики технической подготовленности студентов-спортсменов при преодолении соревновательных дистанций (технических этапов). За основу модели, дающей представление о степени подготовленности спортсменов к выполнению II разряда, была принята система балльных оценок (таблица 1), в которой наихудший по времени результат преодоления технического этапа оценивался на 1 балл, а наилучший - на 10 баллов. В соответствии с предложенной моделью, возможность выполнения квалификационных требований II разряда появлялась у спортсмена при уровне результатов, оцениваемых на 7 баллов и выше.

Таблица 1 - Модельные характеристики технической подготовленности студентов-спортсменов при преодолении технических этапов на основе балльных оценок_

Название технического этапа Пол Оценка в баллах

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Время преодоления технического этапа, с

Переправа по бревну методом «горизонтальный маятник» (с организацией перил) м 101,4 92,8 84,2 75,6 67,0 58,4 49,8 41,2 32,6 24,0

ж 98,1 91,2 84,2 77,3 70,4 63,5 56,5 49,6 42,7 35,8

Подъем по вертикальным перилам м 56,0 51,0 46,0 41,0 36,0 31,0 26,0 21,0 16,0 11,0

ж 57,4 52,9 48,3 43,8 39,2 34,6 30,1 25,5 20,9 16,4

Навесная переправа по горизонтальным перилам м 64,6 58,2 51,8 45,4 39,0 32,6 26,2 19,8 13,4 7,0

ж 54,8 49,6 44,4 39,2 34,0 28,8 23,6 18,4 13,2 8,0

Спуск по вертикальным перилам (с организацией перил) м 161,2 145 128,7 112,5 96,2 80 63,7 47,5 31,2 15,0

ж 148,4 133,6 118,8 104,0 89,1 74,3 59,5 44,7 29,8 15,0

Подъем по наклонной навесной переправе м 69,5 63 56,5 50 43,5 37 30,5 24 17,5 11,0

ж 191,7 172,3 153,0 133,7 114,3 95,0 75,7 56,3 37,0 17,7

Спуск по наклонным перилам (с организацией перил) м 274,5 249 223,5 198 172,5 147 121,5 96 70,5 45,0

ж 271,5 248,0 224,5 201,0 177,5 154,0 130,5 107,0 83,5 60,0

Спуск по наклонной навесной переправе (с организацией перил и доп. страховки) м 201,2 184,4 167,6 150,8 134,0 117,2 100,4 83,6 66,8 50,0

ж 190,5 175,5 160,6 145,6 130,7 115,8 100,8 85,9 70,9 56,0

Переправа методом «вертикальный маятник» м 13,8 12,6 11,4 10,2 9,0 7,8 6,6 5,4 4,2 3,0

ж 16,5 15,0 13,5 12,0 10,5 9,0 7,5 6,0 4,5 3,0

На основе данных анализа был разработан «показатель технической подготовленности» (ПТП). Этот показатель отражал соотношение времени выполнения конкретного технического элемента к общему времени преодоления технического этапа при формализации этих пропорций в процентных показателях. Уровень технической подготовленности оценивался по 10-балльной шкале. Общая оценка выставлялась в соответствии со временем, затраченным студентом-спортсменом на преодоление технического этапа. ПТП позволил определить наиболее слабые технические действия (к которым относятся организация перил, движение спортсмена в опасной зоне, снятие перил) в процессе преодоления технических этапов с дальнейшей коррекцией процесса подготовки.

Ниже приведен пример применения ПТП для оценки уровня технической подготовленности в тренировочном процессе спортсменов-студентов.

Технический этап: «Переправа по бревну методом горизонтального маятника» (с организацией перил) спортсменами мужского пола.

Оценка технической подготовленности - 1 балл.

ПТП: 44-23-33.

Вышеприведенный ряд цифр означает, что 44 % общего времени преодоления этапа спортсмен затрачивал на организацию перил, 23 %

времени затрачивалось на передвижение спортсмена в опасной зоне этапа, 33 % времени уходило на снятие перил.

При оценке технической подготовленности в 10 баллов.

ПТП: 22-9-70.

Аналитический вывод: улучшение соревновательного результата произошло за счет организации перил и движения спортсмена в опасной зоне. Очевидно, что в тренировочном процессе уделялось недостаточно внимания отработке техники снятия перил. Тренировка элемента «снятие перил» является существенным резервом повышения соревновательного результата.

В таблицах 2 и 3 приводятся данные расчетов ПТП при преодолении технических этапов.

Таблица 2 - Данные ПТП при преодолении технических этапов (мужчины)

Технический этап Время преодоления, с Оценка, балл ПТП

1 2 3

Переправа по бревну методом горизонтального маятника (с организацией перил) 101,4 1 44 23 33

67,0 5 42 21 37

24,0 10 22 9 70

Подъем по вертикальным перилам 56,0 1 21 71 8

36,0 5 22 71 8

11,0 10 22 67 11

Навесная переправа по горизонтальным перилам 64,6 1 21 71 8

39,0 5 22 70 8

7,0 10 29 57 14

Спуск по вертикальным перилам (с организацией перил) 161,2 1 41 17 42

96,2 5 40 17 43

15,0 10 25 17 58

Подъем по наклонной навесной переправе 69,5 1 31 46 23

43,5 5 30 48 22

11,0 10 14 72 14

Спуск по наклонным перилам (с организацией перил) 274,5 1 24 21 55

172,5 5 24 20 56

45,0 10 20 15 65

Спуск по наклонной навесной переправе (с организацией перил и доп. страховки) 201,2 1 36 22 41

134,0 5 36 21 43

50,0 10 31 13 57

Переправа методом вертикального маятника 13,8 1 56 19 25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9,0 5 53 21 26

3,0 10 33 33 34

Примечание: ПТП 1 - организация перил, ПТП 2 - передвижение спортсмена в опасной зоне этапа, ПТП 3 - снятие перил.

Таблица 3 - Данные ПТП при преодолении технических этапов (женщины)

Технический этап Время преодоления, с Оценка, балл ПТП

1 2 3

Переправа по бревну методом горизонтального маятника» (с организацией перил) 98,1 1 29 25 47

70,4 5 27 23 50

35,8 10 17 11 71

Подъем по вертикальным перилам 57,4 1 22 51 27

39,2 5 22 52 26

16,4 10 18 64 18

Навесная переправа по горизонтальным перилам 54,8 1 27 57 16

34,0 5 22 67 11

8,0 10 29 57 14

Спуск по вертикальным перилам (с организацией перил) 148,4 1 55 6 38

89,1 5 54 7 39

15,0 10 31 15 54

Подъем по наклонной навесной переправе 191,7 1 34 39 27

114,3 5 34 40 26

17,7 10 30 50 20

Спуск по наклонным перилам» (с организацией перил) 271,5 1 20 31 49

177,5 5 19 29 52

60,0 10 15 21 64

Спуск по наклонным перилам» (с организацией перил) 190,5 1 43 15 42

137,0 5 41 15 44

56,0 10 33 13 54

Переправа методом вертикального маятника 16,5 1 27 19 54

10,5 5 28 21 52

3,0 10 34 33 33

ПТП позволил определить в баллах наиболее слабые технические элементы (к которым относятся организация перил, движение спортсмена в опасной зоне, снятие перил) у спортсменов мужского и женского пола в процессе преодоления технических этапов. Анализ полученных показателей ПТП дал возможность вносить обоснованные изменения в тренировочный процесс.

В связи с тем, что образовательный процесс студентов БГУФК, обучающихся по направлению специальности 1-89 02 01-01 «Спортивно-туристская деятельность (спортивный и рекреационный туризм)» связан с освоением техники выполнения соревновательных упражнений, то на основе проведенного анализа планируется разработать программу подготовки студентов-спортсменов в ТПМ в технике пешеходного туризма на этапе начальной подготовки (1-2-й курс).

Выводы

1. На основе анализа соревновательных действий студентов-спортсменов Республики Беларусь в процессе преодоления дистанций на соревнованиях по туристско-прикладному многоборью на дистанциях 3-го класса сложности

с применением разработанной балльной шкалы оценок были сформированы модельные характеристики технической подготовленности студентов-спортсменов, разработан «показатель технической подготовленности» (ПТП), отражавший соотношение времени выполнения конкретного технического элемента к общему времени преодоления технического этапа при формализации этих пропорций в процентных показателях.

2. Полученные в результате исследования данные позволят внести необходимые коррективы в учебную программу по дисциплине «Специальная профессиональная подготовка», а именно: сформировать план учебно-тренировочной работы со студентами в разделе физической подготовки и разработать тематический план для студентов 1-го и 2-го курса дневной формы получения образования по учебной дисциплине.

Список использованных источников

1. Башан, Н. А. Современные подходы к организации и проведению туристских слетов и соревнований по туристскому многоборью / Н. А. Башан,

A. В. Шигаев // Science Time. - № 1 (25). - 2016. - С. 33-35.

2. Макаров, В. М. Подготовка спортсменов в туристском многоборье горного и пешеходного видов на этапе начального совершенствования с применением технических средств : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 /

B. М. Макаров. - Тула, 2016. - 179 с.

3. Махов, В. И. Методика развития специальной выносливости туристов-многоборцев на этапе углубленной специализации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. И. Махов. - Белгород, 2016. - 182 с.

4. Булаев, М. А. Подготовка спортсменов-турмногоборцев в условиях западной Сибири с использованием закрытых помещений / М.А. Булаев // Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. - 2002. -№ 3 (43). - С. 38-40.

5. Махов, В. И. Разработка методики проблемного обучения для юных спортсменов в процессе занятий туристским многоборьем / В. И. Махов, Ф. И. Собянин, И. И. Махов // Культура физическая и здоровье. - 2008. -№ 2 (16). - С. 25-28.

6. Махов, В. И. Экспериментальное обоснование методики развития специальной выносливости туристов-многоборцев на этапе углубленной специализации / В. И. Махов // Культура физическая и здоровье. - 2011. -№ 5 (35). - С. 46-48.

7. «Туристское многоборье»: рабочая программа для учр. доп. образов. социально-педагогической направленности / сост.: М. А. Ковнацкая [и др.]; Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр туризма и краеведения. - Новочеркасск, 2019. - 26 с.

8. Специальная профессиональная подготовка : типовая учеб. программа для высш. учеб. по учебной дисциплине для специальности 1-89 02 01 «Спортивно-туристская деятельность (по направлениям)» / сост. : В. Е. Подлисских [и др.] // Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск : БГУФК, 2021. - 49 с.

9. Ерманок, В. А. Туристско-прикладное многоборье в технике пешеходного туризма: программа обьединения по интересам. туристско-краеведческий образовательная область: туризм / В. А. Ерманок. - Минск, 2018. - 27 с.

10. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «Спортивный туризм» [Электрнный ресурс] - Режим доступа:

http://miass-vertikal.ru/programmy-i-annotacii-k-programmam.html. - Дата доступа: 03.12.2023.

11. Кейзеров, К. В. Туристско-прикладное многоборье : программа объединения по интересам. туристско-краеведческий образовательная область: туризм / К. В. Кейзеров. - Бобруйск, 2022. - 24 с.

12. Специальная профессиональная подготовка: типовая учеб. программа для высш. учеб. по учебной дисциплине для специальности 1-89 02 01 «Спортивно-туристская деятельность (по направлениям)» / сост.: В. Е. Подлисских [и др.]; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск : БГУФК, 2022. - 51 с.

13. Виды подготовки в спорте : учеб.-метод. пособие / Е. И. Иванченко. -Минск : БГУФК, 2014. - 261 с.

14. Теория и практика спорта : пособие : в 3 ч. / Е. И. Иванченко. - 3-е изд., стер. - Минск : БГУФК, 2021. - Ч. 2 : Виды спортивной подготовки. - 295 с.

13.03.2024

УДК 159.91

МОДЕЛЬ ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ

ПЕРИОДЕ

Е. М. Степанова, Е. С. Булынко,

Государственное учреждение «Республиканский научно-практический

центр спорта»

Аннотация

В статье представлена модель психофункционального состояния юных спортсменов-футболистов в соревновательном периоде, построенная на основании результатов психофизиологической диагностики и оценки биоэлектрической активности сердца (вариабельность сердечного ритма). Представленная в статье модель позволяет оценить психофизиологическую и функциональную подготовленность юных спортсменов в соревновательном периоде, а также спрогнозировать вероятность срыьва деятельности.

Кл^юч^ев^1^е слова: психофизиология, вариабельность сердечного ритма, психофункциональное состояние.

MODEL OF PSYCHOFUNCTIONAL STATE OF YOUNG TEAM SPORTS ATHLETES IN THE COMPETITIVE PERIOD

E. M. Stepanova, E. S. Bulynko,

Public Institution «Republican Scientific and Practical Center of Sports»

Abstract

The article presents a model of psycho-functional state of young athletes-football players in the competitive period, based on the results of psychophysiological diagnostics and assessment of bioelectrical activity of the heart (heart rate variability). The model presented in the article allows to assess the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.