Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ АРБИТРОВ- ЖЕНЩИН'

РАЗРАБОТКА МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ АРБИТРОВ- ЖЕНЩИН Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛЬНЫЙ АРБИТР / ГЛАВНЫЙ СУДЬЯ / АССИСТЕНТ СУДЬИ / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА АРБИТРОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Топорова Анастасия Сергеевна, Блинов Вячеслав Анатольевич

Современный футбол предъявляет высокие требования к проведению соревнований, организации матчей. Ответственность за проведения игры возлагается на главного арбитра и его ассистентов. Несмотря на то, что в правилах игры в футбол нет разделения по гендерному признаку, существенные отличия имеются в мужском и женском футболе. В литературе представлены частично методики физической, теоретической, психологической подготовки арбитров, с акцентом на подготовленности судей мужчин. В этой связи вопрос общей подготовки арбитров-женщин является актуальным на сегодняшний день. Настоящая статья посвящена комплексной проблеме подготовки арбитров-женщин в современном женском футболе. В результате проведенного исследования были выявлены критерии профессиональных качеств профессиональной деятельности арбитров-женщин, на основе которых сформированы модельные характеристики деятельности судьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Топорова Анастасия Сергеевна, Блинов Вячеслав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MODEL CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED FEMALE REFEREES

Modern football places high demands on the conduct of competitions and the organization of matches. The chief referee and his assistants are responsible for the conduct of the game. Despite the fact that there is no gender division in the rules of the game of football, there are significant differences in men's and women's football. The literature partially presents the methods of physical, theoretical, and psychological training of arbitrators, with an emphasis on the training of male judges. In this regard, the issue of general training of female arbitrators is relevant today. This article is devoted to the complex problem of training female referees in modern women's football. As a result of the conducted research, the criteria of professional qualities of professional activity of female arbitrators were identified, on the basis of which the model characteristics of the judge's activity were formed.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ АРБИТРОВ- ЖЕНЩИН»

УДК 796.065.22

РАЗРАБОТКА МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ АРБИТРОВ-

ЖЕНЩИН

Анастасия Сергеевна Топорова, Вячеслав Анатольевич, Блинов, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

Современный футбол предъявляет высокие требования к проведению соревнований, организации матчей. Ответственность за проведения игры возлагается на главного арбитра и его ассистентов. Несмотря на то, что в правилах игры в футбол нет разделения по тендерному признаку, существенные отличия имеются в мужском и женском футболе. В литературе представлены частично методики физической, теоретической, психологической подготовки арбитров, с акцентом на подготовленности судей мужчин. В этой связи вопрос общей подготовки арбитров-женщин является актуальным на сегодняшний день. Настоящая статья посвящена комплексной проблеме подготовки арбитров-женщин в современном женском футболе. В результате проведенного исследования были выявлены критерии профессиональных качеств профессиональной деятельности арбитров-женщин, на основе которых сформированы модельные характеристики деятельности судьи.

Ключевые слова: футбольный арбитр, главный судья, ассистент судьи, модельные характеристики, общая подготовка арбитров.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p442-447

DEVELOPMENT OF MODEL CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED FEMALE REFEREES

Anastasiya Sergeevna Toporova, Vyacheslav Anatolevich Blinov, Siberian State University of

Physical Culture and Sports, Omsk

Abstract

Modern football places high demands on the conduct of competitions and the organization of matches. The chief referee and his assistants are responsible for the conduct of the game. Despite the fact that there is no gender division in the rules of the game of football, there are significant differences in men's and women's football. The literature partially presents the methods of physical, theoretical, and psychological training of arbitrators, with an emphasis on the training of male judges. In this regard, the issue of general training of female arbitrators is relevant today. This article is devoted to the complex problem of training female referees in modern women's football. As a result of the conducted research, the criteria of professional qualities of professional activity of female arbitrators were identified, on the basis of which the model characteristics of the judge's activity were formed.

Keywords: football referee, referee, assistant referee, model characteristics, general training of referees.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире в спорте значительное внимание уделяется проведению соревнований, в частности судейству, особенно в тех видах спорта, в которых отсутствуют объективные критерии оценки работы спортсменов, например в футболе. Футбол - сложный командный вид спорта, обладающий своими законами, историей и национальными традициями. Мы привыкли считать, что «футбол как спортивная игра - это единоборство двух сторон (команд), происходящее в рамках Правил игры, направленное на достижение преимущества, которое оценивается по результатам обусловленной цели игры» (В.Г. Липатов, 2012), но это не совсем так. Существует еще одна команда на футбольном поле -команда арбитров, имеющая также тренера, командную тактику, технические задачи и тд.

В правилах игры нет разделения футбола по гендерному признаку (https://rfs.ru/). Футбольные арбитры работают по единой программе, правилам игры, используют общие

рекомендации по проведению соревнований. Однако, есть и существенное отличие в их профессиональной деятельности. Это мы связываем с технико-тактическими действиями, скоростями, интенсивностью и компактностью игры женских футбольных команд. Поэтому существует необходимость в формировании комплексной модели судейства в женском арбитраже. Стоит отметить, что профессиональная деятельность арбитра состоит из следующих компонентов: теоретической, физической, биологической, психологической подготовки. Проблема общей подготовки арбитров женщин состоит в недостаточном освещении данной проблемы. В литературе представлены частично методики физической, теоретической, психологической подготовки, такие ученые в области футбола как А.Д. Будогосский, Е.А. Турбин, В.Г. Липатов рассматривают вопросы о подготовке судей по футболу, но делая акцент на мужчинах судьях.

Цель: выявление критериев профессиональных качеств футбольного арбитра-женщины.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В данном исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, теоретическое тестирование, педагогическое тестирование, психологические тестирование, биологические методы исследования. Исследование проводилось среди арбитров-женщин от 18-35 лет в количестве 25 человек.

Исследование проводилось в рамках учебно-тренировочных сборов для арбитров-женщин на базе п. Кратово (Московская область), с 9 апреля 2017 по 14 апреля 2018 г., ответственным за организацию выступил Российский футбольный союз. Для каждой категории арбитров были определены свои тесты, с характерной направленностью. Всего 25 испытуемых: 9 главных и 16 ассистентов.

На первом этапе (2015-2016 гг.) путем теоретического исследования и обобщения доступной научной литературы удалось конкретизировать проблему подготовки женщин арбитров в футболе.

На втором этапе (2016-2017 гг.) мы изучили профессиональные качества женщин арбитров, на основе которых была предложена модель арбитра женщины, с учетом игрового амплуа (главный арбитр, ассистент арбитра). Для определения критериев профессионального мастерства проведено педагогическое исследование, включающее в себя испытания по физической подготовленности, теоретической оснащенности, психологической устойчивости.

На основе полученных данных формулировались выводы, разрабатывались практические рекомендации для арбитров женщин (ассистентов арбитра).

Анализ литературы позволил оценить состояние проблемы выбранной темы, определить задачи исследования, сопоставить полученные результаты с уже имеющимися данными, подобрать комплекс тестов для определения профессиональных качеств.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Прежде чем начать формирование комплексной модели по подготовке футбольных арбитров женщин необходимо разделить арбитров по амплуа: главные арбитры и ассистенты арбитров. Для оценки общего состояние главных арбитров и ассистентов арбитров нами было проведено тестирование по всем видам подготовки. Если в части теоретической, психологической подготовки между амплуа различий выявлено не было, то в физической и тактической подготовке имеются существенные отличия, связанные с техникой перемещения по полю, дистанциями, преодоленными за матч.

Для определения физической подготовки арбитров (ассистентов арбитра) используются такие тесты, как FIFA спринт (30м, 40м) тест, FIFA интервальный тест, YO-YO тест, ARIET тест. Тестирование по теории проводилось с помощью официального утвер-

жденного Российским Футбольным Союзом теста «шарады», а также «видеотест». Уро -вень психологической подготовки выявляли с помощью аппаратно-программного комплекса «Спортивный психофизиолог» [1]. В процессе анализа полученных данных нами были определены следующие характеристики, таблицы 2, 3.

После проведения комплексного тестирования по всем компонентам судьям были выставлены оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» (таблицы 2, 3). В основе шкалы оценок стали минимальные требования, нормативы UEFA для подготовки арбитров (таблица 1), адаптированные к требованиям Российского футбольного союза, для обслуживания матчей Первенства России по футболу среди женских команд второго, первого, высшего дивизионов [3].

Таблица 1 - Показатели общей подготовки футбольных арбитров-женщин по данным УЕФА

Параметры арбитров Оценка

(главный, ассистент) Отлично Хорошо Удовлетворительно

Физические способности, (сек)

Тест FIFA (спринт 40м) 6,3 6,4-6,5 6,51-6,6

Тест FIFA (спринт 30м) 4,75 5,05 5,2

Тест FIFA (интервальный) 17'' (75м) - 20'' (25м) 17'' (75м) - 22'' (25м) 17'' (75м) - 24'' (25м).

CODA 10,1 10,7 11,0

Физические способности, (уровни/м)

YO-YO тест 16,6 / 1320 16,2 / 1160 15,5 / 960

ARIET тест 15,5-3 / 1275 14,0-5 / 885 13,5-7 / 690

Теоретические способности, (баллы)

Тест по теории от 7

Видеотест от 7

Психологические способности, (сек)

нет данных

Биологические параметры, (%)

Индекс массы тела <18 <25 <29

Для того чтобы обслуживать Первенство России по футболу среди женских команд второго дивизиона арбитрам необходимо соответствовать минимальному уровню подготовки - «удовлетворительно ». Оценка «хорошо» соответствует критериям для обслуживания матчей Первенства России по футболу среди женских команд первого дивизиона. Для обслуживания матчей Чемпионата России по футболу среди женских команд высшего дивизиона допускаются судьи с оценкой «хорошо», «отлично». Данным принципом мы руководствовались при формировании шкал оценок результатов арбитров.

Для формирования модели главного (ассистентов) арбитра мы провели тестирование по всем профессиональным качествам судей. Результаты представлены в таблице 2.

Исходя из вышесказанного, чтобы соответствовать минимальным требованиям Российского футбольного союза для обслуживания официальных матчей судьям необходимо иметь следующие результаты: преодолевать тест FIFA (спринт) не менее чем за 6,5 секунд, тест FIFA (интервальный) - 17'' (75 м) - 22'' (25м), тест YO-YO 15-7 / 1040 м. Теоретические параметры соответствуют восьми баллам по «шарадам», видеотест. Психологическая готовность: тревожность от 7 до 14 секунд, фрустрация от 8 до 14 секунд, агрессивность от 8 до 14 секунд, ригидность от 8 до 14 секунд, склонность к риску достигает 20 баллов, эффективность работы (Шульте) - более 40 секунд, степень врабатываемости (Шульте) - более 1 секунды. Индекс массы тела соответствует уровня 25-31%.

Промежуточной оценкой в профессиональной деятельности главного арбитра стала отметка «хорошо». Для достижения цели необходимо соответствовать следующим физическим параметрам: тест FIFA (спринт) не менее чем 6,3-6,4 сек, тест FIFA (интервальный) - 17'' (75м) - 22'' (25м), тест YO-YO 15-7 / 1040 м. Теоретические параметры соответствуют девяти баллам по «шарадам», видеотест. Психологическая готовность: тревожность до 6 секунд, фрустрация до 7 секунд, агрессивность до 7 секунд, ригидность

до 7 секунд, склонность к риску достигает 30 баллов, эффективность работы (Шульте) 35,4-38,71сек. Индекс массы тела соответствует уровня 21-24%.

Таблица 2 - Комплексная модель подготовки главного арбитра-женщины_

TT * Оценка

Отлично Хорошо Удовлетворительно

Физические способности, (сек)

Тест FIFA (спринт) 6,2 от 6,3 до 6,4 6,5

Тест FIFA (интервальный) 17'' (75м) - 20" (25м) 17'' (75м) - 22'' (25м) 17'' (75м) - 24'' (25м).

Физические способности, (уровни/м)

YO-YO тест 16-4 / 1240м 15-7 / 1040м 15-3 / 880м

Теоретические способности, (баллы)

Тест по теории 10 9 8

Видеотест 10 9 8

Психологические способности, (сек)

Тревожность до 6 7 до 14 более 15

Фрустрация до 7 8 до 14 более 15

Агрессивность до 7 8 до 14 более 15

Ригидность до 7 8 до 14 более 15

Эффективность работы (Шульте) 31,14 - 35,4 35,4 - 38,71 более 40

Степень врабатываемости (Шульте) - до 1 более 1

Психологические способности, (баллы)

Склонность к риску 30 20 10

Биологические параметры, (%)

Индекс массы тела 14-20 21-24 25-31

Уровень «отлично» достигается, если судья выполняет следующие нормативы: тест FIFA (спринт) не менее чем за 6,2 секунд, тест FIFA (интервальный) - 17'' (75 м) -20'' (25 м), тест 16-4 / 1240 м. Теоретические параметры соответствуют десяти баллам по «шарадам», видеотест. Психологическая готовность: тревожность до 15 секунд, фрустрация до 15 секунд, агрессивность до 15 секунд, ригидность до 15 секунд, склонность к риску достигает 10 баллов, эффективность работы (Шульте) - более 40 секунд. Индекс массы тела соответствует уровня 25-31%.

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что теоретические и психологические показатели соответствуют норме, оценке «хорошо», проблема у судей возникла с физическими способностями спортсменок получившим отрицательные отметки.

Судья ведет матч вместе с ассистентами, которые так же должны соответствовать специальной подготовке, комплексная модель подготовки ассистента арбитра представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Комплексная модель подготовки ассистента судьи женщины

Параметры ассистента судьи Оценка

Отлично | Хорошо | Удовлетворительно

Физические способности, (сек)

Тест ФИФА (спринт) 4,78 5,1 5,2

Тест ФИФА (интервальный) 17'' (75м) - 22'' (25м) 17'' (75м) - 24'' (25м) 17'' (75м) - 26'' (25м)

CODA 10,5 11 11,2

Физические способности, (уровни / м)

ARIET тест 14,5-3 / 1080м 14.0-3 / 820м 14.5-3 / 1080м 13.5-8 / 715м 14.5-3 / 1080м

Теоретические способности, (баллы)

Тест по теории 10 9 8

Видеотест 10 9 8

Психологические способности, (баллы)

Тревожность до 6 7 до 14 более 15

Фрустрация до 7 8 до 14 более 15

Агрессивность до 7 8 до 14 более 15

Ригидность до 7 8 до 14 более 15

Склонность к риску 30 баллов 20 баллов 10 баллов

Параметры ассистента судьи Оценка

Отлично Хорошо Удовлетворительно

Эффективность работы (Шульте) 31,14 - 35,4 35,4 - 38,71 более 40

Степень врабатываемости (Шульте) - до 1 более 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Биологические параметры, (%)

Индекс массы тела 14-20% 21-24% 25-31%

Данные таблицы 3 показывают оценку уровня подготовки ассистентов арбитра по теоретическому, физическому, психологическому, биологическому компоненту. Для обслуживания матчей Первенство России по футболу среди женских команд второго, первого, высшего дивизиона арбитрам необходимо соответствовать минимальному уровню -«удовлетворительно».

ВЫВОДЫ

Таким образом, разработанные нами модели профессиональных качеств (таблицы 2, 3) могут быть использованы для отбора, контроля и планирования тренировочного процесса арбитров (ассистентов арбитра). Так же было установлено, что из 25 арбитров, обслуживающих Чемпионат и Первенство России по футболу среди женщин (первый дивизион, высшая лига), только 9 соответствуют уровню оценки «отлично» комплексной модели арбитров (ассистентов арбитра). Остальные (12 человек) соответствуют уровню «хорошо». Необходимо отметить, что 7 из 12 судей не хватило буквально 2-3 секунды (балла) до высшей отметки, что свидетельствует о высокой подготовленности арбитров-женщин. Такой уровень подготовленности достигается за счет теоретической подготовки, в тоже время потенциал для работы имеется в психологическом и физическом компоненте. Неудовлетворительный результат показали лишь 4 человека, которые впоследствии были не аттестованы. При этом данные свидетельствуют о том, что теоретические и психологические показатели соответствуют норме, оценке «хорошо», проблема возникла с физическими способностями спортсменок получившим отрицательные отметки.

Данные комплексной модели позволяют выявить слабые стороны арбитров (ассистентов арбитра), что даст возможность правильно сформировать учебно-тренировочный процесс для судей женщин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корягина Ю.В. Аппаратно-программный комплекс «Спортивный психофизиолог» / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин // Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем. - 2011. - № 1. - С. 308.

2. Липатов В.Г. Футбол. Третья команда матча / В.Г. Липатов. - Москва : Физкультура и спорт, 2012. - 160 с.

3. Топорова А.С. Особенности деятельности ассистента судьи в женском футболе / А.С. Топорова, А.Ю. Асеева, В.А. Блинов // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации : сборник статей XII Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2020. - С. 131-133.

4. Топорова А.С. Характеристика высокоинтенсивных передвижений главного арбитра в футбольном матче / А.С. Топорова, А.Ю. Асеева, Н.П. Филатова // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта. - 2018. - № 1. - С. 27-29.

REFERENCES

1. Koryagina, Yu.V. and Nopin, S.V. (2011), "Hardware and software complex "Sports psycho-physiologist"", Computer programs. Database. Topologies of integrated circuits, pp. 308.

2. Lipatov, V. G. (2012), Football. The third team of the game, Physical culture and sport, Moscow.

3. Toporova A. S., Aseeva, A.Yu., Blinov, V.A. (2020), "Features of the activity of the assistant referee in women's football", Pedagogy and modern education: traditions, experience and innovations: collection of articles of the XII International scientific and practical conference, Penza, pp. 131-133.

4. Toporova, A. S., Aseeva, A.Yu., Filatova, N. P. (2018), "Characteristics of high-intensity

movements of the referee in a football match", Problems and prospects for the development of physical culture and sports, No. 1, pp. 27-29.

Контактная информация: nt_0708@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.04.2021

УДК 373.291

ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ «КОМПЛЕКСНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Семен Сергеевич Уделов, аспирант, Евгений Витальевич Быков, доктор медицинских наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

Физическое развитие детей является важным компонентом здоровья. Регулирование уровня двигательной активности необходимо для его укрепления, но традиционные формы и методы работы сегодня становятся недостаточно эффективными. Целью работы является изучение влияния авторской программы «Комплексное физическое развитие» (КФР) (программа представлена нами в предыдущих работах) на двигательные качества детей 6-12 лет. Методической основой проведения тренировки является принцип варьирования временем нагрузки и отдыха, длительностью выполнения упражнений и периодом, который отводится на восстановление. Подбор упражнений предполагает соблюдение разнообразия и последовательности в нагрузке на разные группы мышц и системы организма. Дифференцируя количество упражнений, повторов, время выполнения и интервалы отдыха, можно развивать то или иное физическое качество: силу, общую, силовую, скоростную и ско-ростно-силовую выносливость, ловкость. Основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется на каждой «станции»; когда одна группа мышц получает импульс для развития, другая - активно отдыхает.

Результаты исследований показали, что занятия по предложенной методике ведут к существенно более высокому развитию гибкости, силовых и скоростно-силовых качеств детей.

Ключевые слова: дети, здоровье, физическое развитие, двигательные качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p447-452

INDICATORS OF MOTOR QUALITIES OF CHILDREN ENGAGED IN THE AUTHOR'S PROGRAM "COMPLEX PHYSICAL DEVELOPMENT"

Semyon Sergeevich Udelov, the post-graduate student, Evgeny Vitalievich Bykov, the doctor of

medical sciences, professor, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

The physical development of children is an important component of health. Regulation of the level of physical activity is necessary to strengthen it, but traditional forms and methods of work today are becoming insufficiently effective. The aim of the work is to study the influence of the author's program "Complex Physical Development" (CPD) (the program is presented in our previous works) on the motor qualities of children 6-12 years old. The methodological basis for conducting CPD training is the principle of varying the time of load and rest, the duration of exercise and the period that is allocated for recovery. The selection of exercises involves the observance of diversity and consistency in the load on different muscle groups and body systems. Differentiating the number of exercises, repetitions, execution time and rest intervals, you can develop a particular physical quality: strength, general, power, speed and speedpower endurance, agility. The main muscle groups receive a load that changes at each "station"; when one muscle group receives an impulse for development, the other is actively resting.

The results of the research showed that the classes according to the proposed method lead to a significantly higher development of flexibility, strength and speed-strength qualities of children.

Keywords: children, health, physical development, motor qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.