Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ НЕПУБЛИЧНЫМИ АКЦИОНЕРНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ НА ОСНОВЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИХ СОБСТВЕННОСТИ'

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ НЕПУБЛИЧНЫМИ АКЦИОНЕРНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ НА ОСНОВЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИХ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непубличное акционерное общество / непубличное хозяйственное общество / трансформация собственности / организационно-правовая форма / модель управления / субъекты собственности. / non-public joint stock company / non-public business company / transformation of ownership / organizational and legal form / management model / ownership subjects.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сироткин В. А.

В статье описана процедура разработки модели управления непубличными акционерными обществами в промышленности на территории Хабаровского края. Процедура разработки модели управления базируется на реализации шести основных теоретических положениях, которые имеют достаточно тесную связь с практическими мероприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сироткин В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a Management Model for Non-Public Joint-Stock Companies Based on the Transformation of Their Ownership

The author describes the procedure for developing a management model for non-public joint-stock companies in industry in Khabarovskiy Krai. The procedure for developing a management model is based on the implementation of six main theoretical propositions that have a fairly close connection with practical measures.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ НЕПУБЛИЧНЫМИ АКЦИОНЕРНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ НА ОСНОВЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИХ СОБСТВЕННОСТИ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

иг

УДК 005.65.67

В. А. Сироткин

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ НЕПУБЛИЧНЫМИ АКЦИОНЕРНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ НА ОСНОВЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИХ СОБСТВЕННОСТИ

Сироткин В. А. - соискатель кафедры ЭиМ, Высшей школы менеджмента ТОГУ, e-mail:bossoniks@mail.ru

В статье описана процедура разработки модели управления непубличными акционерными обществами в промышленности на территории Хабаровского края. Процедура разработки модели управления базируется на реализации шести основных теоретических положениях, которые имеют достаточно тесную связь с практическими мероприятиями.

Ключевые слова: непубличное акционерное общество, непубличное хозяйственное общество, трансформация собственности, организационно-правовая форма, модель управления, субъекты собственности.

Введение

Непубличные акционерные общества (далее НАО) представляют собой одну из новых систем управления организациями, определенных гражданским законодательством Российской Федерации. В статье рассматривается содержание преобразований систем управления непубличных хозяйственных обществ (далее НХО) в системы управления НАО в промышленных видах деятельности в целях усиления реализации промышленной политики Российской Федерации на территории Хабаровского края. Научной новизной статьи выступает особый подход к разработке модели управления НАО на основе трансформации собственности данной организационно-правовой формы НХО.

© Сироткин В. А., 2023

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

Теоретические основы

Содержание теоретических основ новой модели управления НАО на основе трансформации их собственности структурировано по следующим основным положениям.

Положение первое. Реорганизация состава субъектов собственности в НАО. Основной характеристикой этого состава выступает появление субъекта собственности нового типа. Новый тип субъекта собственности в НАО принципиально отличается от типов субъектов собственности, которые формируют другие элементы собственности в реорганизуемых НХО. Во-первых, этот субъект собственности не может быть физическим лицом, каким бы ни был уровень его финансового состояния. Во-вторых, этот субъект собственности значительно отличается функционально от старых субъектов собственности, которые входили в структуру управления уставным/акционерным капиталом, ранее существовавшего НХО. Главным функциональным отличием этого субъекта собственности выступает его возможность не только провести финансовое оздоровление НХО, но и создать условия для реального вовлечения НХО в реализацию современной промышленной политики РФ и любого субъекта федерации. В-третьих, новым субъектом собственности НАО может выступать государство через свои учреждения определенного вида. Специфика этих учреждений заключается в том, что они в отличие от участия государства в уставном капитале НАО имеют интересы и приоритеты одинаковые по своей экономической природе с интересами и приоритетами частных акционеров. Это позволяет избежать конфликтов между государственными учреждениями - акционерами и частными акционерами, а также подавлять государством интересы и приоритеты частных акционеров. Как показывает практика, к таким государственным учреждениям, гармонизирующим свои интересы с интересами частных акционеров, относятся государственные автономные учреждения (далее - ГАУ).

Положение второе. Права и финансовые возможности ГАУ позволяет позиционировать единообразие его интересов с интересами частных акционеров в получении дохода в виде дивидендов на акции. Для ГАУ, как потенциального акционера реорганизуемых НХО, исходные характеристики его деятельности заключаются в следующем. Во-первых, ГАУ действует в сфере промышленности и входит в состав государственных фондов развития промышленности. Во-вторых, данное учреждения должно входить в инфраструктуру поддержки деятельности промышленных организаций. В-третьих, организационно-правовая форма ГАУ не дублирует деятельность других государственных учреждений в организационно-правовой форме фондов, которые по своему содержанию являются некоммерческими организациями и не могут участвовать в акционерном капитале НАО.

При формировании порядка обмена долей участников ООО на акции НАО нами предлагается внести изменения в структуру субъектов собственности

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

НАО путем привлечения в состав участников общества наиболее значимых институтов развития в области промышленных видов экономической деятельности, а также для реализации современной промышленной политики Российской Федерации на территории Хабаровского края. На основании вышеизложенных общих характеристик реорганизации ООО в НАО, размещение их акций с привлечением институтов развития в области промышленных видов экономической деятельности может быть осуществлено через реализацию следующих механизмов. Во-первых, институты развития могут стать акционерами НАО с приобретением контрольного пакета акций. Во-вторых, институты развития могут стать акционерами НАО в качестве преобладающих акционеров посредством выкупа акций НХО у участников общества, обменявших доли участия в уставном капитале ООО на акции после преобразования его в НАО.

Под институтами развития в области промышленных видов экономической деятельности, которые, по нашему мнению, подлежат обязательному включению в число преобладающих акционеров НАО в промышленности на территории Хабаровского края, относятся федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития» (далее -Фонд развития промышленности, ФРП), публичное акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ) и т.д. Для НАО в промышленности на территории Хабаровского края особое значение имеет привлечение ФРП в качестве преобладающего акционера и драйвера современной промышленной политики РФ.

ФРП основан для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения. ФРП предлагает льготные условия софинансирования проектов в промышленности, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение, создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий. Для реализации новых промышленных проектов ФРП предоставляет целевые займы по ставке 1%, 3% и 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 750 млн рублей, стимулируя приток инвестиций в реальный сектор экономики [1].

ФРП способствует диверсификации реального сектора экономики, повышению конкурентоспособности отечественного промышленного производства, созданию новых производств и модернизации существующих, форсированному импортозамещению и наращиванию высокотехнологичного экспорта. ФРП регулярно запускает новые целевые программы финансирования и улучшает условия предоставления льготных займов, делая их более выгодными для промышленного бизнеса тех компаний, которые готовы создавать новые производства, осуществлять прямые инвестиции в реальный сектор экономики нашей страны.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

ФРП оказывает поддержку, на основе включения в свои программы, средним промышленным предприятиям, действующим в отраслях обрабатывающей промышленности, в которых имеется значительная зависимость от импорта. В настоящее время, ФРП стал полноценным институтом развития. Программы ФРП помогают российским промышленникам реализовывать проекты по производству импортозамещающей продукции, зачастую не имеющей отечественных аналогов, что позволяет локализовать производство в стране и конкурировать на отечественном рынке с иностранными компаниями.

Положение третье. Функциональное назначение ФРП в структуре управления НАО. Для ФРП можно обозначить следующие параметры функционального назначения. Как субъект собственности НАО для реализации поставленных целей, ФРП, по нашему мнению, должен владеть контрольным пакетом акций. Это означает, что в результате реорганизации НХО в НАО должна быть проведена не только организационно-правовая работа по перераспределению акций в пользу ФРП путем совершения соответствующих сделок, но и приведение в соответствие учредительных документов. Реализация перераспределительных механизмов в отношении акций НАО в пользу ФРП и наделение его представителя статусом обладателя контрольного пакета акций предполагает изменение роли держателя контрольного пакета акций в органах управления НАО, таких как собрание акционеров, правление, совет директоров, ревизионная комиссия, генеральный директор. Изменение роли ФРП в органах управления НАО осуществляется в направлении усиления его экономической роли и значимости. В собрании акционеров это усиление проявляется в формировании повестки очередных и внеочередных собраний акционеров, определении стратегии развития конкретного НАО и приоритетных направлений деятельности, утверждении результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также выборе иных органов управления, разработке и утверждении новых внутренних документов НАО. В этих условиях, ФРП становится драйвером развития НАО через реализацию современной промышленной политики, а также источником формирования экономической власти в обществе.

Положение четвертое. Трансформация субъектов собственности НАО на основе появления в системе его управления преобладающего собственника в лице ФРП воздействует на трансформацию форм реализации собственности в НАО. Трансформация последних заключается в том, что через положительные изменения таких показателей как чистая прибыль, прибыль до налогообложения, прибыль от продажи, валовая прибыль и т д., формы реализации собственности НАО приобретают все более реальный характер соответствия своему институциональному содержанию. Данный вид трансформации форм реализации собственности в НАО имеет количественный характер, определяющийся только положительными изменениями показателей форм реализации. Вместе с тем, трансформация форм реализации в НАО имеет качественное содержание, которое заключается в том, что каждая форма реализации формируется в

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

системе взаимосвязи с другими формами. Система форм реализации заключается в следующем: под воздействием ФРП, как бенефициарного держателя акционерного капитала, форма реализации собственности наемного персонала выражается в увеличении его заработной платы; форма реализации миноритарных акционеров - в увеличении размеров дивидендов и капитализации пакета акций каждого миноритария; форма реализации собственности НАО как хозяйствующего субъекта - в увеличении стоимости акционерного капитала в целом и занятии на соответствующих рынках доминирующего положения.

Между вышеперечисленными формами реализации собственности НАО с приходом в структуру управления ФРП изменяется взаимосвязь между этими формами. Одним из направлений этой взаимосвязи является установление приоритетности отдельных форм над другими и формирование различной динамики изменений этих форм в различных экономических условиях. Как правило, определяющей формой реализации собственности НАО выступает увеличение стоимости акционерного капитала НАО и формирование его доминирующих положений на рынках. Даже при наличии соответствующих антимонопольных законов, ФРП, как господствующий субъект собственности стремится установить универсальность определяющей формы реализации собственности и в любых условиях стремится обеспечить ее реальность. Ближайшей к этой форме реализации выступает увеличение размеров дивидендов и капитализация пакета акций каждого миноритария. Данная форма зависит от универсальной формы реализации собственности, но ее положительная динамика уступает динамике универсальной формы. Дальнейшая логика взаимосвязей форм реализации устанавливает, что наиболее зависимой формой реализации собственности выступает заработная плата персонала НАО.

Положение пятое. Трансформация объектов собственности НАО. На основании появления нового субъекта собственности НАО в лице ФРП, а также трансформации форм реализации собственности, изменения затрагивают и объекты собственности НАО. Основными направлениями воздействия ФРП на политику НАО через реализацию проектов в области трансформации объектов собственности выступают: внедрение передовых технологий, модернизация производства комплектующих изделий, разработка новой высокотехнологичной продукции, цифровизация действующих производств.

Главным назначением указанных проектов, по которым ФРП, как преобладающий акционер НАО, оказывает значительное воздействие на трансформацию объектов собственности выступает воздействие новой материально-технической политики НАО на формирование новых технологий и появление новых организаций, как новых объектов и субъектов в системе элементов собственности НАО. Как было представлено в существующей модели управления НХО, имело место деформация субъектов собственности обществ, которая определяла и влияла на деформацию отношений и экономических прав соб-

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

ственности. В свою очередь, вышеуказанные деформации отдельных элементов собственности отрицательно влияют на систему управления НХО. В разрабатываемой нами модели управления НАО на основе трансформации элементов их собственности взаимодействие между этими элементами, а также воздействие их на состояние и развитие системы управления осуществляются по принципу «все наоборот».

Во-первых, в экономике НАО новый субъект собственности в лице ФРП принципиально изменяет отношения присвоения и отчуждения с точки зрения их экономического содержания и субъектам собственности. Вместо преимущественной торговли объектами собственности новая система субъектов собственности рассматривает соответствующие им объекты, как наиболее существенные условия совершенствования производственных процессов. В результате завершения этих процессов, купля-продажа-результатов производства представляют собой закономерные выражения отношений присвоения и отчуждения.

Во-вторых, система субъектов собственности в НАО под воздействием ФРП развивают отношения присвоения и отчуждения не на основе спекулятивных взаимодействий между субъектами собственности в НХО, а на основе возмездного участия новых субъектов собственности в производственном процессе НАО. На наш взгляд, это также подтверждает преимущественное положительное воздействие новых субъектов собственности не только на отношения присвоения и отчуждения, но и на развитие экономического содержания соответствующих форм реализации собственности НАО.

Как свидетельствует практика, отношения присвоения и отчуждения в новой модели управления НАО также отражаются на масштабах производства и структуре конечного производительного потребления продукции общества участниками производственного процесса: от трудовой деятельности наемного персонала общества до размеров капитализации НАО в целом. Другими словами, трансформация субъектов собственности НАО отражается на экономическом содержании отношений присвоения и отчуждения посредством ликвидации разрывов в этих отношениях и устранении внеэкономического господства одних субъектов собственности над другими. Ряд авторов, исследуя оптимизацию структуры собственности и ее форм на микроуровне, делают аналогичные выводы [2,3].

Положение шестое. Развитие структуры управления НАО. Представленные выше блоки новой функционально-структурной модели управления НАО после реорганизации таких организационно-правовых форм НХО, как ООО, ЗАО, АО позволяют выделить основные характеристики модели управления НАО.

Разработка модели управления НАО устраняет внутренние противоречия управления, имеющиеся в ООО, ЗАО, АО между управлением уставным/акционерным капиталом и системой управления производством. Как отмечает В.Г.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

Рощупкин, наличие таких противоречий, как показывает практика, приводит к обострению производственных отношений между участниками/акционерами обществ, с одной стороны, и наемным персоналом, включая менеджеров производственных предприятий, с другой [4]. Разрешение этих противоречий превращает борьбу за внутреннюю среду реорганизуемых предприятий в главную цель их функционирования. При разработке новой модели управления НАО появляются новые элементы собственности обществ, среди которых особое место занимают представители ФРП. Новые элементы собственности НАО реорганизуют его экономическую основу, которая в полной мере формирует соответствие между целями функционирования обществ и целями промышленной политики РФ и его регионов. По мнению О.Е. Рязановой, такое подключение системы управления НАО к реализации целей промышленной политики позволяет определить формирование новых целей развития обществ [5].

Кроме того, новая модель управления НАО, сформированная на основе консолидации ее элементов предполагает развитие структуры самой модели управления на основе организации новых функциональных отделов НАО, к которым следует отнести отделы управленческого учета, технический и инвестиционный отдел. Вышеперечисленные преимущества новой модели управления НАО предполагают, что одним из важнейших направлений реализации курса на обеспечение новой промышленной политики будет являться реализация комплекса мероприятий, основными из которых выступают: развитие структуры и компетенций органов управления НАО и совершенствование порядка принятия ими решений; разработка новых внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества по вопросам повышения эффективности его инвестиционных программ, а также программ повышения операционной эффективности и сокращения расходов.

Выводы

Таким образом, предлагаемый порядок разработки новой модели управления НАО в промышленности Хабаровского края на основе трансформации их собственности имеет следующие организационно-экономические преимущества по сравнению с фактической моделью управления НХО.

По своей экономической направленности модель управления НАО представляет собой такую организационно-экономическую структуру, которая в состоянии обеспечить соответствие любой организационно-правовой формы юридического лица целям, задачам и механизмам современной промышленной политики не только на территории Хабаровского края, но и Российской Федерации.

Впервые в экономической литературе и хозяйственной практике формирование новой модели управления НАО, как организационно-экономической структуры, основано на разработке новой системы взаимодействия элементов

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

собственности обществ, функционирующих в сфере добывающих и обрабатывающих производств на территории Хабаровского края.

Библиографические ссылки

1. Отчет // Фонд развития промышленности: сайт. URL: https://frprf.ru/search/index. (дата обращения: 08.03.2023).

2. Павлов К. В. Оптимальная структура форм собственности и форм хозяйствования в развитой рыночной экономике // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. 2007. № 2. С. 6-12.

3. Полтерович В. М. Об управлении структурой собственности // Журнал новой экономической ассоциации. 2013. № 4. С. 177-183.

4. Рощупкин В. Г. Особенности российской модели совета директоров акционерного общества // Право: история, теория, практика : материалы III Меж-дунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). СПб. : Свое изд-во,

2015. С. 66-69. URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/142/8332/ (дата обращения: 26.07.2023).

5. Рязанова О. Е. Управление интегрированной корпорацией в рамках реформы корпоративного контроля / О. Е. Рязанова, А. В. Желтенков // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Экономика.

2016. № 4. С. 97-106.

Title: Development of a Management Model for Non-Public Joint-Stock Companies Based on the Transformation of Their Ownership

Authors affiliation:

Sirotkin V. A. - Oniks Ltd, Khabarovsk, Russian Federation.

Abstract: The author describes the procedure for developing a management model for non-public joint-stock companies in industry in Khabarovskiy Krai. The procedure for developing a management model is based on the implementation of six main theoretical propositions that have a fairly close connection with practical measures.

Keywords: non-public joint stock company, non-public business company, transformation of ownership, organizational and legal form, management model, ownership subjects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.