Научная статья на тему 'Разработка модели планирования и бюджетирования на примере предприятия отрасли индивидуального деревянного домостроения ООО ПСК «Усадьба»'

Разработка модели планирования и бюджетирования на примере предприятия отрасли индивидуального деревянного домостроения ООО ПСК «Усадьба» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
600
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ / МОДЕЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ / БЮДЖЕТНАЯ МОДЕЛЬ КОМПАНИИ / ПЛАН-ФАКТ АНАЛИЗ / BUDGETING / ACTIVITY PLANNING / COST PRICE ACCOUNTING / PLANNING AND BUDGETING MODEL / BUDGETARY MODEL OF THE COMPANY / THE PLAN-FACT THE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Файзрахманов Р. А., Косяков А. П.

В статье рассматривается проблема бюджетирования и подходы к бюджетированию применительно к отрасли индивидуального деревянного домостроения. Приводятся модели бюджетирования и калькулирования себестоимости продукции на предприятиях домостроительной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Файзрахманов Р. А., Косяков А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the model of planning and budgeting (by the example of the industry of individual wooden house Ltd. KTC "Usadba")

The problem of budgeting and approaches to budgeting with reference to branch of individual wooden housing construction is considered in article. Models of budgeting and production cost prices calculation at the enterprises of house-building branch are resulted.

Текст научной работы на тему «Разработка модели планирования и бюджетирования на примере предприятия отрасли индивидуального деревянного домостроения ООО ПСК «Усадьба»»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Экономика Вып. 4(30)

УДК 519. 8:332. 02: 694

Разработка модели планирования и бюджетирования на примере предприятия отрасли индивидуального деревянного домостроения ООО ИСК «Усадьба»

Р. А. Файзражманев, д.эец профессор А. П. Космков, аспирант

Пермский государственный технический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29

В статье рассматривается проблема бюджетирования и подходы к бюджетированию применительно к отрасли индивидуального деревянного домостроения. Приводятся модели бюджетирования и калькулирования себестоимости продукции на предприятиях домостроительной отрасли.

Ключевые слова: бюджетирование, планирование деятельности, калькуляция себестоимости, модель планирования и бюджетирования, бюджетная модель компании, план-факт анализ.

Среди существующих способов конкуренции на рынке готовой продукции самыми распространенными являются улучшение качества продукции, снижение цен на продукцию, послепродажный сервис и многие другие. Для снижения цен на продукцию на предприятиях используются план-факт анализ производства и анализ себестоимости продукции..

План-факт анализ производства также еще называют бюджетированием или планированием и анализом деятельности предприятия. Бюджетирование - это планирование, контроль и управление финансовой деятельностью организации на основе принимаемых бюджетов.

Цена продукции, если предприятие не занимается демпингом, не может быть ниже себестоимости продукции. Анализ себестоимости продукции позволяет определить затраты, которые можно сократить с целью дальнейшего снижения цены на продукцию.

Бюджетирование и анализ себестоимости продукции очень тесно взаимосвязаны в процессе управления финансовой

деятельностью предприятия, таким образом, бюджетирование и анализ себестоимости продукции рассматривают, как правило, как одно целое и называют бюджетированием.

Проблема внедрения бюджетирования сама по себе не нова. В условиях формирования рыночной экономики на смену «центру», который все планировал и распределял, пришел рынок. Теперь предприятие само планирует

свою деятельность, ориентируясь на его запросы. Если раньше планирование осуществлялось в основном в натуральных показателях, то теперь актуальным становится планирование в стоимостных показателях. Советскими экономистами был накоплен положительный опыт в области нормирования и калькуляции затрат, определения лимитов ресурсов. Этот опыт нужно перенимать, тем более что многие возникающие сегодня компании значительно отстают в этой области от бывших советских госпредприятий. Но функцию планирования необходимо осуществлять теперь самим. Госплан уходит все дальше в историю и предприятия становятся самоуправляемыми, без эффективного планирования и контроля за исполнением планов. Увеличившаяся важность планирования как функции управления предприятием выводит бюджет в число основных инструментов управления [4].

«Бюджет является центральным моментом всего процесса планирования и управления» [3]. В связи с этим многие коммерческие организации пытаются «изобрести велосипед», т.е. свою собственную технологию управления финансами, и, не имея фундаментальных знаний, методом проб и ошибок, в конце концов, так и не достигают желаемой цели. Бюджетирование движения денежных средств предназначено для решения проблем с неплатежеспособностью, но как раз оно мало используется отечественными предприятиями. Так, известен случай, когда

© Р.А. Файзрахманов, А.П. Косяков, 2009

после презентации инвестиционного проекта (и его прогнозируемой эффективности) руководители высшего звена попросили объяснить (в терминах рентабельности) смысл следующих показателей эффективности проекта: NPV (Net Present Value — чистая дисконтированная стоимость), IRR (irregular Revenue Rate — внутренняя норма доходности проекта). Данный пример лишний раз подтверждает незначительное использование БДДС (бюджета движения денежных средств) отечественными менеджерами на практике [4].

Как правило, процесс формирования бюджета начинается с составления бюджета

продаж. На основании этого бюджета определяется производственная программа предприятия, а также потребность в производственных мощностях, персонале, сырье и материалах, рассчитываются затраты на содержание обслуживающих подразделений. На следующем этапе формируются бюджет себестоимости производимой продукции, закупок и другие бюджеты, входящие в состав операционного бюджета. На основе данных операционного бюджета создается финансовый бюджет. Классическая бюджетная модель, которая приводится в большинстве публикаций на данную тему, представлена на Рис. 1 [6].

Рис. 1 Классическая бюджетная модель компании

Предложенная модель достаточно универсальна, однако она требует адаптации к конкретной компании. Рассмотрим, какие основные факторы влияют на бюджетную модель компании, работающей в сфере индивидуального деревянного домостроения.

Факторы, влияющие на бюджетную модель компании

Можно выделить основные факторы, которые делают систему бюджетирования каждого предприятия уникальной [5]:

• ограничения, влияющие на деятельность компании (объем сбыта, производственные мощности и т. д.);

® размер предприятия и система управления.

Ограничения, влияющие на деятельность компании

Построение бюджетной модели компании должно начинаться с учета наиболее значимых ограничений, определяющих результаты деятельности. К таким ограничениям относят: 4 существующий на рынке объем платежеспособного спроса на продукцию;

* производственные мощности;

® наличие квалифицированного

персонала;

* доступность сырья и материалов;

* требования сотрудников и владельцев компании.

Данные ограничения существенно влияют на бюджетную модель компании, т.к. они позволяют определить, как будет начинаться планирование деятельности компании: от объемов производства или от объемов продаж. Требования сотрудников и владельцев компании могут определять состав себестоимости продукции. Так же, в зависимости от того, что понимается в компании под инвестиционным бюджетом, бюджетная модель может быть представлена в различных вариантах. Таким образом, классическая бюджетная модель компании может претерпеть существенные изменения.

Рассмотрим одну из компаний отрасли индивидуального деревянного домостроения ООО ПСК «Усадьба». Существующий на рынке объем платежеспособного спроса на продукцию существенно превышает предложение продукции данной компании. В связи с этим производственные мощности компании работают на пределе своих возможностей. Еще одной особенностью отрасли в целом является то, что изготовление деревянного дома - это достаточно длительный во времени процесс, что, в свою очередь, также влияет на работу

компании. Исходя из этих факторов, планирование начинается с учетом возможных объемов производства. Под бюджетом инвестиций, в данном случае, следует понимать не обновление производственных мощностей (это относят к бюджету общепроизводственных расходов), а увеличение производственных мощностей, например: покупка нового оборудования, открытие новых цехов.

Под бюджетом коммерческих расходов следует понимать те накладные расходы, которые служат продвижению продукции на рынке, например реклама, и доставку продукции до конечного покупателя. Компания «Усадьба» занимается, в том числе, и производством продукции на экспорт, поэтому у нее возникают таможенные расходы, которые также следует относить к коммерческим расходам.

В деревянном домостроении лучше всего применять зимний лес - лес, заготовленный в зимний период. Таким образом, при планировании запасов сырья следует учитывать сезонность заготовки сырья. А этот фактор, в свою очередь, находит отражение в себестоимости продукции.

Каждый деревянный дом является, в своем роде, уникальным продуктом, т.к. дом по одному и тому же проекту может изготавливаться из разных пород дерева (сосны, ели, кедра, лиственницы). Так же бревна для разных домов могут иметь разные диаметры. Все эти факторы находят свое отражение в бюджете производственных запасов.

Таким образом, с учетом данных ограничений, бюджетная модель компании ООО «ПСК Усадьба» может быть представлена на Рис. 2

Размер компании и система управления

Непосредственное влияние на бюджетную модель предприятия оказывает его размер. Для более детального планирования крупные компании могут составлять отдельные бюджеты по определенным видам затрат с большим удельным весом в себестоимости продукции. Например, большинство крупных фирм формируют бюджет налогов, в то время как небольшие предприятия планируют налоговые платежи в составе других бюджетов. Также могут составляться такие виды бюджетов, как бюджет затрат на энергоресурсы, бюджет затрат на оснастку и т. д.

Для того чтобы система бюджетирования на предприятии была эффективным инструментом управления, она должна отражать специфику бизнес-процессов компании и ее деятельности.

Бюджет производственных запасов

Г

Бюджет производства

V.

Бюджет продаж

Бюджет коммерческих расходов

Ж

Бюджет управленческих расходов

Бюджет общепроизводственных накладных расходов

Бюджет прямых затрат на материалы

V

Бюджет прямых трудозатрат

V

г

Бюджет себестоимости реализованной продукции

Бюджет прибылей и убытков

Прогнозный баланс

Г

Бюджет движения денежных средств

Рис. 2. Бюджетная модель ООО "ПСК Усадьба"

Руководитель сталкивается с необходимостью управлять уникальным предприятием, а для этого нужен уникальный инструмент управления. Кроме того, следует учитывать, что любая бюджетная модель будет неэффективна, если в компании отсутствует четкая структура разделения полномочий, то есть неизвестно, кто и за какие бизнес-процессы отвечает. В таком случае к внедрению бюджетирования можно переходить лишь после реорганизации бизнес-процессов в компании.

Для корректной реализации модели бюджетирования на любом предприятии необходимо знать, как связаны между собой структурные подразделения предприятия в процессе планирования деятельности. Общая схема планирования деятельности предприятия представлена на Рис.3.

Цеха и подразделения составляют свои заявки затрат на год и передают их в планово-экономический отдел (ПЭО).

ПЭО агрегирует и распределяет данные из полученных заявок, также передает часть данных в финансовый отдел

ПЭО и финансовый отдел составляют годовые бюджеты и передают их на рассмотрение вышестоящему руководству.

Руководство предприятия может либо принять (утвердить), либо отклонить данные бюджеты.

Если бюджеты утверждены, то на этом планирование бюджетов на год заканчивается, т.е. предприятие пытается следовать данным бюджетам; так же в течение года возможны некоторые корректировки основных бюджетов предприятия

Если бюджеты были отклонены, то они отправлялись обратно в ПЭО, а затем из ПЭО в цеха отправлялись заявки на исправление планируемых данных

Потребность "в материалах

Цеха и подразделения

Отклоненные заявки

Отклоненный бд Р

Заявки планирования затрат

Отклоненные бюджеты

Отклоненный БДДС

4—

^Утвержденные бюджеты

Рис. 3 Связь между структурными подразделениями предприятия в процессе планирования

Не последнее место в бюджетировании и планировании занимает бюджет себестоимости продукции. Анализ себестоимости позволяет:

• узнать в какую сумму денег обходится производство продукции;

® узнать какие минимальные цены за продукцию следует выставлять предприятию;

• проанализировать возможность изменения затрат на производство, а это значит, и управлять предприятием.

Рассмотрим модель расчета себестоимости продукции на крупном предприятии по местам возникновения затрат.

Для применения данной модели на предприятии должны существовать следующие предпосылки:

• предприятие достаточно крупное;

• на предприятии существует достаточно большое количество подразделений;

• 1 МВЗ§§ может производить только 1 вид продукции (оказывать 1 вид услуг);

• подразделения используют продукцию других подразделений для производства своей продукции.

Модель калькулирования

себестоимости по местам возникновения затрат на предприятии

Введем такие понятия, как «Заявка» и

«Заказ».

Заявка - затраты, в случае когда МВЗ-получатель * и МВЗ-отправитель'1' совпадают, т.е. МВЗ оказывает услуги самому себе.

Заказ - затраты, в случае когда МВЗ-получатель и МВЗ-отправитель не совпадают, т.е. МВЗ оказывает услуги другому подразделению.

Себестоимость единицы продукции легко определить по формуле

г.

р.

1 £) ' где (1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р) - себестоимость единицы произведенной продукции;

б,- - количество произведенной продукции;

У; - совокупные затраты MBЗi по ьму подразделению Предприятия, иначе говоря, это количество произведенной продукции в денежном выражении,

/ = 1,и,

п - количество МВЗ.

Требуется рассчитать сумму совокупных затрат по МВЗ, а также сумму совокупных затрат по элементам затрат.

А,- ~ собственные затраты МВЗ;,

- доля из базы распределения затрат

МВЗ

т

МВЗ - место возникновения затрат - структурное подразделение предприятия или его часть, деятельность которого (которой) послужила непосредственной причиной возникновения затрат. В случае выполнения внутренних заказов в качестве МВЗ признается подразделение-исполнитель работ, а не подразделение, для которого они выполняются

*** МВЗ-получатель - МВЗ, для которого заказываются те или иные материалы или услуги; т МВЗ-заказчик (МВЗ-отправитель) - МВЗ, которое заказывает те или иные материалы или услуги для МВЗ-получателя;

® доля затрат, которая ушла с МВЗ] на МВЗ;

г

21

'12

'22

А

2 ^ 1п

'яя у

.(2)

(2) - матрица базы распределения затрат, где по столбцам - МВЗ-получатели, а по строкам - МВЗ-отправители. Рассчитывается на основании заказов. Порядок и принцип расчета базы распределения определяются по-своему на каждом предприятии и описаны в стандарте калькулирования себестоимости для данного конкретного предприятия:

=1. (3)

Составим систему уравнений для расчета совокупных затрат гю каждому МВЗ:

г, = 4+

. (4)

1 = 1 ,П

В системе уравнений . (4) п уравнений и п неизвестных, значит, можно решить данную

систему уравнений относительно Y¡ (/ = 1, п ) методом Гаусса.

Таким образом, получили У; -совокупные затраты по МВЗ 1-го подразделения Предприятия.

Далее требуется рассчитать сумму затрат по элементам и статьям затрат. Для этого составим модифицированную систему уравнений:

( т \ п -\

¥, =

Л №М , (5)

/ ~ 1, п

где ЕСк - собственные затраты по к-му элементу затрат.

В системе уравнений, (5) также п уравнений и п неизвестных, значит, эту систему можно также решить методом Гаусса

относительно 7г (/ = 1, п).

Решая данную систему уравнений, находим суммы по элементам затрат:

Г

ес;

Л

)

I -1, п

\к=1

где ЕС^ - сумма затрат по к-щ элементу затрат = [собственные затраты +

затраты, оказанные др. МВЗ]А (по к-му элементу затрат).

Таким образом, были рассчитаны общая сумма совокупных затрат по заданному МВЗ, сумма совокупных затрат по элементам затрат.

Себестоимость всей продукции данного вида определяется как совокупные затраты по данному МВЗ, т.к. цеха производят по одному виду продукции.

Подводя итоги, следует отметить, что бюджетирование в компании является необходимым процессом в деятельности любого предприятия. Для каждого предприятия используется своя модель бюджетирования, но при совпадении определенных условий деятельности компании, модели бюджетов таких компаний могут совпадать.

Типовая модель бюджетирования, без существенных изменений в модели, может применяться на большинстве предприятий отрасли индивидуального деревянного домостроения. Данная модель позволяет предприятиям качественно и продуктивно планировать свою деятельность, а также управлять своими расходами, а значит, и управлять своей деятельностью.

Таким образом, в статье предложена модель бюджетирования, которая может применяться на многих предприятиях, в том числе и не только на предприятиях индивидуального деревянного домостроения, при совпадении накладывающихся

ограничений, а именно:

• существующего на рынке объема платежеспособного спроса на продукцию;

® производственных мощностей;

® наличия квалифицированного

персонала;

• доступности сырья и материалов.

На крупных предприятиях

планированием деятельности предприятия занимаются, как правило, все его подразделения, но основная нагрузка ложится на планово-экономический и финансовый отделы. Таким образом, на крупных предприятиях целесообразно использовать автоматизированные системы планирования и бюджетирования.

Для расчета себестоимости на предприятиях используют какие-либо математические модели. Одной из таких моделей является модель калькулирования себестоимости по местам возникновения затрат. Данную модель можно использовать на различных предприятиях, где есть несколько подразделений. Для использования данной модели расчета себестоимости продукции целесообразно использовать компьютерные технологии.

Бюджетирование - это планирование, контроль и управление финансовой деятельностью организации на основе принимаемых бюджетов. Для реализации бюджетирования на предприятиях в современных условиях необходимо использовать компьютерные средства, в частности автоматизированные системы планирования и бюджетирования.

Библиографический список

1. Аверин В.И. Избранные главы к системному анализу. Пермь, 2005

2. Добровольский Е. Бюджетирование: шаг за шагом. СПб.: Питер,2008

3. Джай К. Шим, Джойл Г. Сигел: Основы коммерческого бюджетирования; пер, с англ. СПб.: Азбука, 2001. 496 с,

4. Сапожников Е.И. Особенности бюджетирования в российских организациях // Финансовый менеджмент №6. 2003. и.Е: http://www.fmman.ru/articles/2003/6/708.htmi

5. Афанасьев А. Особенности бюджетной модели компании/ и.КЬ: http://www■bupr■щ/?litra/buiet/budi■htm

6. Молвинский А. Типичные ошибки при построении систем бюджетирования/ II.К1: http://www.finanalis.ru/litra/32S/2304.htmi

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.