Научная статья на тему 'Модель планирования продаж продукции строительной отрасли (на примере индивидуального домостроения)'

Модель планирования продаж продукции строительной отрасли (на примере индивидуального домостроения) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТИЮВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ / МОДЕЛЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ / БЮДЖЕТНАЯ МОДЕЛЬ КОМПАНИИ / ПЛАН-ФАКТ АНАЛИЗ / ДИНАМИКА В БЮДЖЕТИРОВАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косяков Антон Павлович

Рассматривается проблема бюджетирования и подходы к бюджетированию применительно к отрасли индивидуального деревянного домостроения. Приводится модель бюджетирования с учетом временных лагов применительно к отрасли индивидуального деревянного домостроения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the budgeting problem and approaches to the budgeting process in conformity with the branch of individual wooden housing construction. Time logs are taken into account in the model

Текст научной работы на тему «Модель планирования продаж продукции строительной отрасли (на примере индивидуального домостроения)»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст] : учебник / О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с.

2. Максименко, А.А. Организационная культура: системно-психологические описания [Текст] / А.А. Максименко. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. - 386 с.

3. Николенко, Н.П. Менеджмент человеческих

ресурсов [Текст] / Н.П. Никоненко. - СПб.: Страховое ревю, 2004. - 354 с.

4. Стеклова, О.Е. Организационная культура [Текст] : учеб. пособие / О.Е. Стеклова. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 127 с.

5. Шейн, Э.Г. Организационная Культура и лидерство [Текст] / Э.Г. Шейн. - СПб.: Питер, 2001. - 389 с.

УДК 330.4 + 332.852.2

А.П. Косяков

МОДЕЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОДАЖ ПРОДУКЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМОСТРОЕНИЯ)

Для современного промышленного предприятия бюджетирование - это система согласованного управления отдельными его подразделениями на основе систематической обработки экономической информации в условиях динамично изменяющегося бизнеса. При этом основная задача бюджетирования заключается в повышении эффективности работы хозяйствующего субъекта на основании целевой ориентации и координации всех событий, охватывающих изменение хозяйственных средств предприятия и их источников, выявления рисков и снижения их уровня, а также повышения гибкости функционирования экономического субъекта.

Процесс разработки бюджета промышленного предприятия всегда связан с преодолением ряда трудностей и решением сложных задач, таких как планирование продаж на будущий период, планирование ресурсов и мощностей, управление материальными потоками и т. д. Зарубежная практика показывает, что высокий агрегированный положительный эффект возможен только тогда, когда процесс разработки каждого отдельного бюджета предприятия рассматривается не как отдельная независимая за-

дача, а как составная часть процесса разработки общего бюджета компании, подчиненная единой рыночной стратегии компании. Прежде всего это касается разработки бюджета продаж компании на будущий период.

По оценкам специалистов, из-за того, что малые отечественные предприятия не уделяют должного внимания бюджетированию своей деятельности, они теряют за год до 20 % своей прибыли. Это говорит о том, что бюджетирование должно стать неотъемлемой частью деятельности любой компании и при этом занимать одно из приоритетных мест в ее деятельности. По нашему мнению, такая ситуация объясняется тем, что бюджетирование деятельности на большинстве отечественных предприятий до сих пор рассматривается как некоторая локальная обособленная задача, не являющаяся частью производственного процесса компании, в то время как необходим интегрированный подход к управлению процессом производства и процессами, связанными с анализом деятельности предприятия - бюджетированием.

Важным моментом при планировании деятельности предприятия является адекватная оценка уровня производственных запасов

и планируемых заказов. Изучив заказы и запасы на планируемый период, мы сможем спланировать деятельность предприятия на будущий период, спрогнозировать необходимые для дальнейшей деятельности экономические показатели, такие как прибыль, рентабельность производства и т. д., а также определить, какие инвестиции в производство и на сторону нам необходимы и когда мы сможем их осуществить.

Данная особенность делает задачу разработки бюджета компании, с одной стороны, многовариантной и трудной, с другой - позволяет определить оптимальный уровень запасов и заказов для конкретного предприятия на будущий период.

Бюджетирование помогает оптимизировать финансовые потоки, заранее определив критические периоды в деятельности компании и необходимость внешнего финансирования. С помощью бюджетирования можно обнаруживать наиболее уязвимые места в управлении и во-

время принимать необходимые управленческие решения.

Методология бюджетирования представляет собой некоторый набор правил, по которым строится система. Компания, исходя из особенностей своего бизнеса, определяет, какими методами можно воспользоваться.

Внедрение бюджетирования идет по двум направлениям:

- разрабатывается основной, или мастер-бюджет, компании, который представляет собой систему комплексного бюджетного планирования всей деятельности и зависит от бизнес-процессов [4, с. 90];

- строятся бюджеты структурных подразделений и консолидированные бюджеты, состав которых зависит от организационной структуры компании.

Схематически технологию бюджетирования можно представить следующим образом (рис. 1).

Создание модели бюджетирования

Планирование на основе бюджетирования

Сбор фактических данных (в том же формате, что и планирование)

Коррекция модели бюджетирования

Коррекция бизнес-процессов

Рис. 1. Порядок бюджетирования [4, с 111]

Таким образом, на основе выделенных стратегических целей формируется модель бюджетирования (т. е. либо основной бюджет компании, либо бюджеты структурных подразделений).

Процесс разработки бюджетов может быть разделен на две составные части:

1. Подготовка операционного бюджета. Этот бюджет называется текущим, периодическим. Он показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции организации. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений организации [2, с. 109].

Операционный бюджет включает бюджеты: продаж; коммерческих расходов; производства; производственных запасов; прямых затрат на материалы; прямых затрат на оплату труда; общепроизводственных расходов; общехозяйственных расходов; прибылей и убытков.

2. Подготовка финансового бюджета. Этот бюджет представляет собой план, в котором

отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования.

Схематически порядок составления бюджетов (этапы) может быть приведен в следующей форме (рис. 2).

Недостатком данных подходов к бюджетированию является то, что они не рассматривают бюджетирование деятельности предприятия в динамике, т. е. бюджетирование происходит только в рамках замкнутого периода, без учета влияния предыдущего периода на планируемый.

Как правило, предприятия отрасли индивидуального деревянного домостроения - это мелкие и средние хозяйства, но также встречаются и достаточно крупные, поэтому модель должна быть применима к предприятиям данной отрасли независимо от их размера.

Одной из основных особенностей рассматриваемого в данной статье деревянного домостроения является работа по заказу. Это означает, что вся выпускаемая предприятием продукция (срубы домов) всегда реализуется полностью, без отгрузки данной продукции на склад. Но часто

Бюджет себестоимости реализованной продукции

Бюджет движения Бюджет денежных

денежных средств расходов

Бюджет баланса

Рис. 2. Последовательность формирования бюджетов

предприятия индивидуального деревянного домостроения не только производят срубы, но еще и другую продукцию, например пиломатериал, который может отгружаться на склад. Таким образом, для планирования деятельности предприятия было бы целесообразно использовать типовую модель планирования деятельности производственного предприятия от продаж продукции. Но для строительной отрасли, в частности индивидуального деревянного домостроения, характерно то, что планирование закупки сырья и непосредственно сама закупка происходят в одном периоде (периоде , - 1), а производство из закупленного сырья - в следующем (периоде ,). Эти оба условия позволяют прийти к выводу, что для планирования деятельности предприятия индивидуального деревянного домостроения лучше всего использовать измененную с учетом временного лага типовую модель бюджетирования деятельности производственного предприятия (см. рис. 3). Как видно из данной модели, на себестоимость, а значит, и на цену выпускаемой продукции в текущем периоде , влияет объем средств компании в периоде , - 1, а также качество и эффективность работы отдела продаж в предыдущем периоде, так как продукция изготавливается по индивидуальному заказу, а задача отдела продаж убедить клиента в периоде ,- 1 работать именно со своей компанией в периоде ,.

Следующим фактором, определяющим уровень спроса продукции компании, является уровень доходов населения страны или региона (в зависимости от рынка продаж продукции компании). Чем выше доходы населения, тем больше будут заказывать домов у любой компании, так как строительство дома является достаточно затратным.

На российском рынке индивидуального деревянного домостроения существует достаточно большое количество компаний, выпускающих идентичную друг другу продукцию, но имеющую и некоторые отличия: срубы из оцилинд-рованного бревна; срубы из бревна ручной рубки; срубы из конусованного бревна; срубы из бревна «под рубанок» и др.

Также на объем продаж продукции компании индивидуального деревянного домострое-

ния влияют сезонность и фаза экономического цикла.

Предприятия рынка индивидуального деревянного домостроения в своем большинстве являются коммерческими организациями. Как известно, цель любой коммерческой организации -получение максимальной прибыли. Значит, можно записать выражение

И, = ТЯ, - ТС, ^ тах,

где , - период планирования; П, - прибыль компании в периоде ,; ТЯ, - доход компании в периоде ,; ТС, - общие затраты компании в периоде ,.

В общем случае: ТЯ, = О, ц,,

где О1 - количество реализованной продукции в периоде ,; ц, - цена реализации продукции в периоде ,;

ТС, = ЕС, + УС,,

где ЕС, - фиксированные затраты компании в периоде ,; УС, - переменные затраты компании в периоде ,;

УС, = О, • V,,

где V, - удельные затраты на единицу продукции в периоде .

Одной из особенностей отрасли является то, что основная продукция (срубы домов) делаются под заказ и продаются сразу, т. е. не лежат на складе. Таким образом, для определения переменных издержек в периоде можно брать количество реализованной продукции в периоде .

Предприятия отрасли индивидуального деревянного домостроения, как правило, выпускают несколько видов продукции, это значит, что доход предприятия будет определяться как сумма дохода по каждому виду продукции:

ТЯ=X о„ • ц,,,

е = 1

где п - количество видов выпускаемой продукции; ц е - цена е-го вида продукции в периоде ; О е - количество произведенного и проданного е-го вида продукции в периоде .

Бюджет коммерческих расходов V -1)

Финансовые бюджеты ^- 1)

Бюджет коммерческих расходов

V)

Бюджет управленческих расходов

V)

Бюджет продаж

V )

Бюджет производственной себестоимости реализованной продукции V -1)

Бюджет

производственных

запасов

С )

Бюджет производства

С )

Бюджет общепроизводственных накладных расходов

V)

Бюджет прямых затрат на материалы

V )

Бюджет фиксированной заработной плать

V)

Бюджет нефиксированной заработной плать

ч. (*)

Бюджет производственной себестоимости реализованной продукции V )

Бюджет заработной плать

V )

ч

Инвестиционный бюджет

V)

Финансовые бюджеты ^)

Бюджет прибылей и убытков

V)

V_>

Прогнозный баланс

V)

Бюджет движения денежных средств

V )

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Модель планирования деятельности предприятия строительной отрасли

Для максимизации прибыли можно использовать любой из следующих способов:

TR, ^ max; TC, ^ min;

TRt ^ max, TCt ^ min.

Как видим, последний вариант будет наилучшим.

П, = Qt • ц, - (FCt + Qt • v;) = Qt (ц, - v;) - FC,; Q (ц, - v) - fc;

\FC, = const

■Q,(ц, -v,)^max.

Очевидно, чтобы предприятие было безубыточным, разница между ценой единицы продукции и переменными затратами на единицу продукции должна быть не меньше, чем фиксированные затраты на единицу продукции.

Максимальный выпуск продукции компании всегда можно определить с помощью максимально возможной загрузки производства. Обозначим максимальный выпуск продукции в периоде t как b max t •

Qt (ц - Vt) ^ max;

Q < b ;

^t ~ max t >

Цt - vt < FCt

Q, Q,

ц, - V FCI Если утверждение —-< —не выполня-

о, о,

ется - это означает, что предприятие будет убыточным.

Встает проблема: как определить ц, и V,? Итак, г), где г - некоторый уровень рентабельности производства, причем ц,^,; г) должна быть определена в бюджете продаж в периоде ,; V, можно определить только при сформированном бюджете продаж в периоде ,.

Общие затраты на единицу продукции вычислим следующим образом:

ТС FC

ТС1 = —^ = V, + ^,

О, о,

где ТС,1 - общие затраты на единицу продукции.

Очевидно, что проблемы определения затрат и цены продукции будут иметь решение при известном Ог . Как же определить Ог ?

За основной критерий примем возможность компании организовывать сортировку леса, что означает закупку леса всех диаметров подряд (не отборного). Цена такого леса соответственно будет ниже цены отборного леса.

Если у компании нет возможности организовать сортировку, то это означает, что компания закупает только отборный лес под конкретный заказ, тогда вся проблема определения о, сводится к планированию заказов (бюджета продаж) в периоде ,. Это можно сделать, взяв заказы, например, осенью на зиму и весну и после определенного периода больше их не брать. Такой принцип работы подходит для компаний, которые только начинают развиваться, но таких меньшинство.

Предположим, что у компании есть возможность организовать сортировку леса, т. е. закупать лес всех диаметров подряд:

Р0 = (Р01, Р02, ..., Р0п) - вероятность попадания определенного диаметра леса.

Компания не может производить количество продукции больше максимально возможного:

О, < Ьшах,, Ьшах, - максимальный выпуск продукции в периоде ,.

Количество закупаемого сырья (леса) опре-

делим как дс, =-

П, - il,

где i, - некоторый про-

цент прибыли (определяемый самой компанией), который компания планирует потратить на закупку сырья в планируемом периоде t; цлес -цена на лес в планируемом периоде t.

Qt = Яс tft ,

где prt - производительность в периоде t; prt можно увеличить только за счет увеличения производственных мощностей или за счет использования инновационных технологий. Иными словами, prt без внешнего вмешательства остается в периоде t неизменным - const.

Яс tPrt < bmax t.

Лес, который не идет в срубы, уходит в распиловку, т. е. распиливается на пиломатериал и продается:

П

Количество леса диаметра , в периоде , определим как Яе , pg.

Таким образом, при планировании продаж срубов необходимо руководствоваться количеством леса необходимых диаметров.

Срубы продавать выгоднее, чем пиломатериал, так как рентабельность их продажи составляет примерно 30-40 %, а рентабельность производства и продажи пиломатериала - 1520 %.

Исходим из того, что все закупаемое сырье диаметрами от к до п будет использоваться в срубах, т. е. только крупных и средних диаметров:

^ - количество сырья, используемого на срубы;

м

Яе, - количество сырья, используемого на пиломатериал.

п к -1

Яе, = С + Яе"; ^ = Яе, £ Р, ; Я", = Яе , £ Р1 .

g = к 1 = 1

По факту планируемое сырье на срубы может использоваться не полностью, т. е. существует некоторый остаток, который является случайной величиной 4 .

Таким образом, яе, = Яесрфакт +1, + Яем,,

где Яс? ^ - количество фактически использованного сырья на срубы.

Остаток в дальнейшем пускаем на пиломатериал, соответственно получаем:

ЯУ фак1 = Яем, + 5, .

Количество продаваемой продукции в виде срубов

ОГ = ЯсР (1 - р<р),

где рж^ - коэффициент количества производственных отходов со срубов, которые нельзя пустить в распиловку (на пиломатериал).

В идеале = 0, но по факту такое невозможно. По факту рц>,р ~ 25-30 %.

Получаем:

ОС =

Яе, £ Р,

(1 - р<р ) =

П, - ,1

цГ

£ р,

(1 - р<р).

Коэффициент производственных отходов от производства пиломатериалов, по факту, р^;м = 40-45 %.

ОГ = Ясм, (1 - Р<) =

Яе, £ Р1

(1 - р<) =

П, - ^ £ Р1

¡г

ц, 1=1

1=1 (1 - р<).

Соответственно, бюджет продаж можно спланировать следующим образом:

ТВ, = ТЩР + ТЩ =

П, - ,1

лес ц, , = к

£ р,

(1 - Р<р )цср +

П ¡к -1 ,-1 Р

лес ^^ Р1 . ц, 1 = 1

(1 - Р< )цм

где цср, цм - цена единицы продукции соответственно в виде срубов и пиломатериала; ТВсР, ТВм - общий доход предприятия от производства и продажи соответственно срубов и пиломатериала.

П, -1 - величина вычисляемая, так как планирование на следующий год происходит в конце текущего года, когда прибыли и убытки компании уже просчитаны. Соответственно компании необходимо определить коэффициент i для планирования бюджета продаж.

Для максимизации прибыли компании необходимо увеличивать объем выпуска продукции до максимально возможного. Таким образом, получаем равенство О, = Ьшах,.

Коэффициент i находим, решив вышеприведенное уравнение.

Если i > 1, это означает, что для максимизации выпускаемой продукции компании необходимо закупить сырье на всю прибыль периода , - 1 и взять кредит в размере П, - ^ -1).

Подводя итоги, следует отметить, что бюджетирование для компании является необходимым процессом в деятельности любого ее предприятия. Для каждого предприятия используется своя модель бюджетирования, но при совпадении определенных условий деятельности компании модели бюджетов таких компаний могут совпадать.

Таким образом, предложена модель бюджетирования, которая может применяться на различных предприятиях строительной отрасли, независимо от их размеров, в том числе и на предприятиях индивидуального деревянного домостроения. Особенностью данной модели является зависимость текущего периода плани-

рования от предыдущего периода, т. е. динамичность бюджетирования.

Для определения бюджета продаж в строительной отрасли - деревянном домостроении предлагается использовать вероятностный подход для расчета количества необходимого сырья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев, А. Особенности бюджетной модели компании [Электронный ресурс] / А. Афанасьев. -Режим доступа: http://www.bupr.ru/7litra/bujet/budj.htm (Дата обращения: 10.12.2010 г.).

2. Глущенко, В.В. Финансы. Финансовые политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск-менеджмент. Ценные бумаги. Страхование [Текст] / В.В. Глущенко, И.И. Глущенко. - Железнодорожный, Моск. обл.: Крылья, 2009. - 416 с.

3. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика [Текст] : учеб. пособие для вузов / В.Е. Гмурман. - 6-е изд. - М.: Высш. шк., 2009. - 479 с.

4. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии [Текст] : учебник / В.А. Горемыкин, Э.Р. Бугу-лов, А.Ю. Богомолов. - М.: Филинъ, 2009. - 328 с.

5. Джай К. Шим. Основы коммерческого бюджетирования [Текст] : пер. с англ. / Джай К. Шим, Джойл Г. Сигел. - СПб.: Азбука, 2001. - 496 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2008. - 424 с.

7. Коласс, Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы [Текст] : учеб. пособие : пер. с франц / Б. Колас; под ред. проф. Я.В. Соколова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. - 576 с.

8. Сапожников, Е.И. Особенности бюджетирования в российских организациях [Электронный ресурс] / Е.И. Сапожников // Финансовый менеджмент. - 2003. -№ 6. - Режим доступа: http://www.finman.ru/ агйе1ев/2003/6/708.Мт1 (Дата обращения: 13.12.2010 г.)

УДК 338.32.053.4, 658.78.07

А.Е. Радаев

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ОБОРОТНЫХ ЗАПАСОВ В ЦЕПИ ПОСТАВОК ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В современных экономических условиях, предполагающих развитие промышленных предприятий на основе принципов «тощего» производства и «тощих» цепей поставок, все большую значимость приобретают проблемы, связанные с образованием и хранением запасов в пределах всего производственного процесса, начиная от материалов и полуфабрикатов, поступающих на производство, и заканчивая гото-

вой продукцией, вывозимой с территории предприятия [2]. При этом одной из наиболее важных задач, решаемых в рамках организации производственных процессов на промышленных предприятиях, является задача минимизации количества оборотных запасов. Для эффективного решения данной задачи необходимо прежде всего детально изучить процессы движения и преобразования материальных потоков в пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.