Научная статья на тему 'Разработка модели компетенций научно-педагогических работников вуза'

Разработка модели компетенций научно-педагогических работников вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВУЗ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / COMPETENCES / MODEL OF COMPETENCES / COMPETENCE APPROACH / UNIVERSITY / SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васецкая Наталья Олеговна

В статье показана необходимость смены образовательной парадигмы, основанная на обновлении методологии современного образовательного процесса посредством интеграции науки, образования и производства как стратегии развития инновационной экономики. С данным процессом является актуальным вопрос о формировании соответствующих компетенций научно-педагогических работников вуза, представленных профессорско-преподавательским составом и научными работниками. Рассмотрены понятия «компетенция» и «компетентностный подход», сформулированные ведущими учеными данной проблематики, такими как Р.И. Акмаева, А.А. Дульзон, В.Н. Гуров, Г.М. Зараковский и др. Представлена авторская модель компетенций, разработанная для научно-педагогических работников высшей школы, представляющая собой совокупность личностных, социально-этических и профессиональных компетенций работников. Особое внимание уделено анализу профессиональных компетенций работников, представленных общеобразовательными компетенциями, компетенциями в области образовательной, методической и научно-исследовательской деятельности. Профессиональные компетенции в соответствии с принципами системного анализа детализированы до третьего уровня, однако степень детализации следует планировать в зависимости от целей предполагаемого применения и специфики организации, в которой данный метод будет применен. Построение и использование модели компетенций научно-педагогических работников является эффективным инструментом в вопросах построения системы оценки научно-педагогических работников высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васецкая Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF A COMPETENCE-BASED MODEL OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL EMPLOYEES OF THE UNIVERSITY

The article shows the need to change the educational paradigm, based on the update of the methodology of the modern educational process through the integration of science, education and production as a strategy for the development of innovative economy. With this process is relevant to the formation of the relevant competencies of scientific and pedagogical staff of the University, presented by the teaching staff and researchers. The concepts "competence" and "competence approach", formulated by leading scientists on this issue, such as R. I. Akmaev, A. A. Dulzon, V. N. Gurov, G. M. Zurakowski etc. the author's competency model, designed for scientific and pedagogical workers of higher school, which is a combination of personal, socio-ethical and professional competencies. Special attention is paid to the analysis of professional competences of employees represented by General education competences, competences in the field of educational, methodological and research activities. Professional competencies in accordance with the principles of system analysis are detailed to the third level, but the degree of detail should be planned depending on the intended application and the specifics of the organization in which this method will be applied. The construction and use of the model of competence of scientific and pedagogical workers is an effective tool in the construction of the system of evaluation of scientific and pedagogical workers of higher school.

Текст научной работы на тему «Разработка модели компетенций научно-педагогических работников вуза»

экономические науки

Васецкая Наталья Олеговна РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ...

УДК 338.012

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ ВУЗА

© 2018

Васецкая Наталья Олеговна, кандидат физико-математических наук, начальник отдела, старший научный сотрудник, докторант

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (195251, Россия, Санкт-Петербург, улица Политехническая, 29, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье показана необходимость смены образовательной парадигмы, основанная на обновлении методологии современного образовательного процесса посредством интеграции науки, образования и производства как стратегии развития инновационной экономики. С данным процессом является актуальным вопрос о формировании соответствующих компетенций научно-педагогических работников вуза, представленных профессорско-преподавательским составом и научными работниками. Рассмотрены понятия «компетенция» и «компетентностный подход», сформулированные ведущими учеными данной проблематики, такими как Р.И. Акмаева, А.А. Дульзон, В.Н. Гуров, Г.М. Зараковский и др. Представлена авторская модель компетенций, разработанная для научно-педагогических работников высшей школы, представляющая собой совокупность личностных, социально-этических и профессиональных компетенций работников. Особое внимание уделено анализу профессиональных компетенций работников, представленных общеобразовательными компетенциями, компетенциями в области образовательной, методической и научно-исследовательской деятельности. Профессиональные компетенции в соответствии с принципами системного анализа детализированы до третьего уровня, однако степень детализации следует планировать в зависимости от целей предполагаемого применения и специфики организации, в которой данный метод будет применен. Построение и использование модели компетенций научно-педагогических работников является эффективным инструментом в вопросах построения системы оценки научно-педагогических работников высшей школы.

Ключевые слова: компетенции, модель компетенций, компетентностный подход, вуз, научно-педагогические работники.

THE DEVELOPMENT OF A COMPETENCE-BASED MODEL OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL

EMPLOYEES OF THE UNIVERSITY

© 2018

Vasetskaya Natalia Olegovna, PhD, Head of Department, senior researcher Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (195251, Russia, St.Petersburg, street Polytechnicheskaya, 29, e-mail: [email protected])

Abstract. The article shows the need to change the educational paradigm, based on the update of the methodology of the modern educational process through the integration of science, education and production as a strategy for the development of innovative economy. With this process is relevant to the formation of the relevant competencies of scientific and pedagogical staff of the University, presented by the teaching staff and researchers. The concepts "competence" and "competence approach", formulated by leading scientists on this issue, such as R. I. Akmaev, A. A. Dulzon, V. N. Gurov, G. M. Zurakowski etc. the author's competency model, designed for scientific and pedagogical workers of higher school, which is a combination of personal, socio-ethical and professional competencies. Special attention is paid to the analysis of professional competences of employees represented by General education competences, competences in the field of educational, methodological and research activities. Professional competencies in accordance with the principles of system analysis are detailed to the third level, but the degree of detail should be planned depending on the intended application and the specifics of the organization in which this method will be applied. The construction and use of the model of competence of scientific and pedagogical workers is an effective tool in the construction of the system of evaluation of scientific and pedagogical workers of higher school.

Keywords: competences, model of competences, competence approach, University, scientific-pedagogical employees.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Развитие и создание инновационной экономики знаний, наукоемких технологий и высокотехнологичных производств становятся общемировой тенденцией развития современного общества. Глобализация рынков, интенсивное развитие информационно-коммутационных технологий (далее - ИКТ) и наукоемких компьютерных технологий (далее - НКТ), необходимость решения междисциплинарных сверхсложных «мега-задач», тесное взаимодействие фундаментальных и прикладных исследований оказывают определяющее влияние на трансформацию роли кадров в обществе и промышленности и требуют новых парадигм образовательной деятельности.

Появление и развитие форсированными темпами новых технологий, таких как ИКТ, НКТ, нано- и биотехнологий, создание с применением нанотехнологий новых функциональных и smart-материалов, сплавов, композитных структур и т. д. требуют от современного специалиста владение более широким спектром ключевых компетенций по сравнению с теми навыками и умениями, которые он получает в результате освоения узкоспециализированных традиционных образовательных дисциплин.

Основным условием формирования новой парадигмы образования является обновление методологии современного образовательного процесса на основе инте-

грации науки, образования и производства как стратегии развития инновационной экономики [1-9]. Развитию инновационного образования должно способствовать обучение кадров через решение реальных задач промышленности посредством выполнения НИР, НИОКР и пр., создания интеграционных образовательных структур (базовых кафедр, объединенных лабораторий, научно-исследовательских комплектов) [10], использовании достижений современной науки и техники в образовательном процессе. В связи с этим, постановка вопроса о развитии необходимых компетенций научно-педагогических работников вуза, представленных профессорско-преподавательским составом и научными работниками, является как никогда актуальной.

Появление компетентностного подхода в России связывают с ее участием в Болонском процессе и началом разработки национальных рамочных структурны квалификаций, основанных на компетенциях. В российской системе образования компетентностной подход обозначен в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» [11] и является основой ФГОС третьего поколения, как объективно отражающий полученные знания, умения и навыки, которые могут быть применены для решения конкретных задач профессиональной деятельности. При выборе подходов к понятию «компетенции» разработчики образовательных стандартов остановились на терми-

б!

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3(24)

Vasetskaya Natalia Olegovna THE DEVELOPMENT ...

economic sceinces

нах, используемых европейскими экспертами в результате выполнения многолетнего международного проекта «Настройка образовательных структур в Европе».

Рассмотрим деятельность научно-педагогического работника вуза, что позволит определить набор профессиональных компетенций, необходимых для эффективной реализации его деятельности. Ученые, исследующие проблему формирования и развития профессиональных компетенций работников вуза делают акцент на том, что деятельность преподавателя является многогранной, многофункциональной и представляет собой совокупность коррелирующих компонентов, предполагающих наличие необходимых профессиональных компетенций.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ научных работ зарубежных и российских ученых, занимающихся проблемами «компетенций» и «компетентностного подхода», таких как Р.И. Акмаева, А.А. Дульзон, В.Н. Гуров, Г.Э. Белинская, Г.М. Зараковский, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др., показал, что единого мнения по данной проблематике не существует [12-16]. Однако, все исследователи, изучающие вопрос компетенций, обращают внимание на их нетривиальный и разноплановый характер.

Г.М. Зараковский определяет компетенцию как «систему знаний, умений, навыков и устойчивых свойств индивида, позволяющая ему успешно выполнять деятельность по решению определенных профессиональных задач» [7].

По мнению Р.И. Акмаевой компетенции формируют профиль преподавателя, состоящий из общих и профессиональных компетенций, создающих его дополнительную стоимость, и могут выступать индикаторами человеческого капитала [8].

С точки зрения В.Н. Гурова, компетентностный подход лежит в основе модернизации системы высшего образования, поэтому данные понятия необходимо рассматривать в качестве ключевых категорий при анализе развития высшей школы [9].

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью настоящей статьи является разработка модели компетенций научно-педагогических работников вуза, которая представляете собой набор компетенций, описывающий ключевые знания, умения, навыки, поведение и другие характеристики, с целью подготовки кадров для инновационной экономики страны.

Сформулируем понятия «компетенция» и «компе-тентностный подход», которые по мнению авторов наиболее объективно описывают процесс подготовки кадров в вузе.

Компетенции можно определить как совокупность измеряемых характеристик и качеств, необходимых для достижения высоких результатов в различных областях деятельности, в частности в процессе подготовки высококвалифицированных кадров.

Компетентностный подход - это этап в подготовке высококвалифицированных кадров, позволяющий определить набор компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В общем виде компетентностная модель научно-педагогических работников вуза представляет представлена на рисунке 1. Разработанная модель представляет собой совокупность блоков компетенций, содержащих в своей основе компетенции верхнего (первого) уровня, характеризующих личностные и профессиональные качества.

В качестве компетенций первого уровня, без которых человек не может успешно взаимодействовать с современным обществом, были приняты:

- личностные компетенции, характеризующие человека как индивидуума;_

- социально-этические компетенции, характеризующие взаимодействие с социальной сферы;

- профессиональные компетенции, характеризующие профессиональную деятельность человека.

Под личностными и социально-этическими компетенциями понимается способность работника совмещать жизненные ценности, теоретические знания, практические навыки и индивидуальные особенности, обеспечивать реализацию профессиональной деятельности на основе общепринятых моральных норм.

Компетеншш научно-пчагогпческш работников вуза

Первый уповенъ компетенций

Личностные Социально этические Профессиональные

Втораg '.Tossfít компетениий

I

задаче - убеждать.

добиваться

Рисунок1 - Модель компетенций научно-педагогических работников вуза

* Составлено автором

Профессиональная компетентность определяется опытом работы и личностными характеристиками работника, его стремлением к реализации потенциала, творческому отношению к делу.

На основании анализа работ авторов, занимающихся данной проблематикой, и собственного опыта авторами выделены следующие уровни профессиональных компетенций научно-педагогических работников вуза, представлено в таблице 1.

В соответствии с принципами системного анализа каждая компетенция лобового уровня может быть разложена на единичные показатели до необходимой степени детализации и выражена количественно вследствие оценивания этих показателей.

Вопрос о степени детализации противоречив, так как разработанная система показателей не должна быть громоздкой в практическом использовании. Поэтому степень детализации необходимо предполагать в зависимости от целей и задач планируемого применения. Детализация определённых компетенций может быть доведена, например, до третьего, а степень детализации других компетенций необходимо планировать до более высокого уровня. Впоследствии с помощью привлеченных экспертных групп решается вопрос о включении в состав компетентностной модели дополнительных компетенций, отобранный с помощью оценочных шкал. После того, как отбор компетенций произведен, проводится экспертная оценка весов компетенций и их ранжирование.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Построение и использование модели компетенций научно-педагогических работников является эффективным инструментом формирования направлений обучения работников, который позволяет максимально эффективно определять

экономические науки

Васецкая Наталья Олеговна

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ...

дальнейшие направления развития, что способствует достижению эффективности в вопросах подготовки кадров. Модель компетенций играет важную роль в оценке потенциала работников, позволяя определять слабые и сильные стороны кадрового резерва организации.

Таблица 1 - Уровни профессиональных компетенций научно-педагогических работников вуза

Первый уровень

Профессиональные компетенции

Второй уровень

тельные компетенции

компетенции в области образовательной деятельности

компетенции в области методической деятельности

компетенции в области научно-исследовательской деятельности

Третий уровень

- умение осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями организации (вуза) и с занимаемой должностью;

- навыки в поиске, анализе и представлении информации;

- готовность и способность к карьерному росту, самоорганизации и саморазвитию;

- умение разрабатывать образовательный процесс в соответствии с компетентностной подходом;

- способность к формированию у обучающихся заинтересованности и мотивации в профессиональной деятельности;

- умение в процессе преподавания интегрировать теоретическую и практическую составляющие образовательных курсов;

- умение конструировать содержание учебных курсов;

- умение применять способы и формы организации образовательного процесса;

- владение грамотной профессиональной речью;

- умение излагать материал в зависимости от уровня подготовки обучающихся;

- умение выстаивать адекватное взаимодействие с обучающимися;

- обладание профессионально-педагогической индивидуальностью.

- умение разрабатывать учебно-методический комплекс дисциплины в соответствии с компетент-ностной моделью;

- готовность дополнять учебно-методический комплекс дисциплины актуальными результатами разработок в области науки и практическими результатами;

- умение разрабатывать и внедрять в образовательный процесс новые формы обучения (дистанционное, онлайн-обучение, смарт-обучение);

- готовность участвовать в работе научно-методических объединений на разных уровнях (вуз, регион, страна);

- способность разрабатывать современные учебно-методические материалы к семинарам, лабораторным занятиям, учебной и производственной практике.

- способность определять фундаментальные характеристики научного исследования;

- умение качественно представлять результаты научных исследований профессиональному экспертному сообществу (участие в конференциях, научных семинарах, публикация статей);

- способность определять перспективность направления исследования;

- способность внедрить результаты научных исследований и разработок в образовательную деятельность, экономические и производственные сферы (коммерциализация разработок);

- способность осуществлять научное руководство в подготовке магистрантов, аспирантов докторантов, соискателей;

- умение организовывать научно-исследовательскую деятельность студентов.

* Составлено автором

Степень детализации модели компетенций должна быть определена в соответствии с целями и задачами ее использования. Дальнейшее исследование предполагает формирование полного перечня компетенций научно-педагогического работника высшей школы. Также планируется выделение показателей качества, позволяющих оценить каждую компетенцию, используя привлечение экспертов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Окрепилов В.В. Интеграция академической и вузовской науки в инновационном процессе. Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехнического университета. 2010. N° 110. С. 20-23.

2. Денисова, О.В., Ситникова С.Е. Основные факторы и направления роста спроса на знания в условиях инновационной экономики. Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 6 (25). С. 89.

3. Glukhov V.V., Papich L., Vasetskaya N.O. Principles of organization of smart-university at personnel training for "Industry 4.0". Инновации. 2017. № 11 (229). С. 83-87.

4. Рыжиков С.Н. Стратегическое управление профессиональной образовательной организацией. Методы и модели. Т. 1. М.: Русайнс, 2017. 269 с.

5. Желнина Е.В. Наука и образование как факторы

инновационнои активности промышленных предприятий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 74-78.

6. Алехина М.А., Федосеев В.М. Математика в системе многоуровневого инженерного образования: актуализация интеграции с техническими науками // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 58-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Шакина Н.А. Оценка адекватности направлений финансирования отраслей науки заявленным государством национальным приоритетам научно-технического развития // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 120-127.

8. Якунин В.Н. Особенности развития университетской науки на современном этапе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 35-38.

9. Сысоева Ю.Ю. Эффективность образовательной услуги организаций высшего образования // Вестник НГИЭИ. 2015. № 5 (48). С. 92-95.

10. Васецкая Н.О., Клочков Ю.С. Интегрированные инновационные научно-образовательные структуры как инструмент подготовки профессиональных кадров в области инженерно-технического образования. Санкт-Петербург: Изд-во ООО «БМВ и К», 2017. 159 с.

11. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. 23.07.2013) г. Москва URL: httpV^^^/node^/ backlinks (Дата обращения 08.08.2018)

12. Зараковский Г.М., Савченко В.И. Психофизиологический анализ мотивации достижения и избегания в трудовой деятельности. // Физиология человека. 1989. Т. 15. № 1. С. 81-90.

13. Акмаева, Р. И. Возможности и проблемы реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2010. №1. С. 123-130.

14. Гуров В. Н., Резванова И. Ю. Компетенции преподавателей вуза: мнения студентов // Высшее образование в России. 2009. № 12. С. 143-146.

15. Васильев В.Л., Ахметшин Э.М., Устюжина О.Н. Компетенции педагога современного университета: вызовы инновационной экономики // Педагогическое образование в изменяющемся мире. Сборник научных трудов III Международного форума по педагогическому образованию. 2017. С. 106-115.

16. Дульзон А.А., Васильева О.М. Методологические проблемы разработки модели компетенций преподавателя вуза // Образование и наука. 2009. № 7 (64). С. 22-30.

17. Путилова А.В. Компетентностный подход при проектировании образовательного процесса, как механизм повышения качества образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 53-56.

18. Андросова Л.А., Мананникова Ю.В. Компе-тентностный подход в системе высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 46-51.

19. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3 (8). С. 19-21.

20. Катуржевская О.В. Реализация компетентностно-го подхода в профессиональной подготовке будущего педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 64-67.

21. Найниш Л.А., Голубинская Т.В., Горбунова В.С. Личности преподавателя технического вуза 21 века // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 112-116.

22. Кустов Ю.А. Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов // Азимут научных ис-

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3(24)

63

Vasetskaya Natalia Olegovna

THE DEVELOPMENT ...

economic sceinces

следований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 50-53.

23. Третьяк И.Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 130-132

Статья поступила в редакцию 28.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.