МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
УДК 331.103.4 JEL: J44
DO110.25513/1812-3988.2017.3.79-87
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ КАРЬЕРЫ
М.А. Бабичева, В.В. Карпов13
a Омский автобронетанковый инженерный институт (Омск, Россия) ь Омский научный центр СО РАН (Омск, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 31 мая 2017 г.
Дата принятия в печать 25 июня 2017 г.
Ключевые слова
Начальный этап карьеры, компетенции преподавателя вуза, профессиональное становление, структура компетенций, профессиональная адаптация
Аннотация. Представлены результаты анализа определений профессиональных компетенций педагога, проведенного с целью выявления из совокупности применяемых в текущей практике подходов к определению и классификаций компетенции педагога тех, которые свойственны начальному этапу освоения профессии. Для полноты и корректности исследования было определено понятие начального этапа карьеры преподавателя вуза. Исследование базировалось на основании теоретических подходов к определению начального этапа карьеры, дополненных применяемыми на практике и закрепленными в законодательстве параметрами, определяющими понятие начинающего преподавателя. Также дополнительно рассмотрены различные подходы к определению понятия «компетенция» касаемо преподавателей вузов. В ходе конкретизации и уточнения категорий, используемых в текущем исследовании, авторами была сформулирована проблема, состоящая в недостаточной изученности компетенций преподавателей вузов, находящихся на начальном этапе карьеры, для решения которой был проведен анализ имеющейся научной практики по рассматриваемому вопросу путем сопоставления ряда подходов, определяющих компетенции педагога. В результате анализа были определены основные компетенции преподавателя вуза на начальном этапе карьеры, составлена и предложена структура компетенций.
PROFESSIONAL COMPETENCES OF A UNIVERSITY TEACHER AT THE INITIAL STAGE OF CAREER
M.A. Babicheva, V.V. Karpovb
a Omsk Tank-Automotive Engineering Institute (Omsk, Russia) b Omsk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (Omsk, Russia)
Article info
Received May 31, 2017
Accepted June 25, 2017
Keywords
Initial stage of the career, competence of the university teacher, professional development, structure of competences, professional adaptation
Abstract. The article analyzes the definitions of the teacher's professional competencies. The purpose of the analysis was to identify from the set of current approaches to the definition and classification of the competence of the teacher of those that are inherent in the initial stage of mastering the profession. For completeness and correctness of research by the authors the concept of the initial stage of career of the teacher of high school has been defined. The study was based on theoretical approaches to determining the initial stage of a career. The authors has supplemented the theoretical studies on the definition of the initial stage of the career, applied in practice and fixed in the legislation parameters defining the concept of a beginner teacher. Also the authors have additionally considered different approaches to the definition of the concept of "competence" concerning teachers of universities. In the course of concretizing and clarifying the categories used in the current study, the author formulated the problem of insufficient knowledge of the the competencies of university teachers who are at the initial stage of their careers. To solve the problem of current research, the authors analyzed the available scientific practice on the issue under consideration. The analysis was carried out by comparing a number of approaches that determine the competence of the teacher. As a result of the analysis, the main competencies of the university teacher at the initial stage of the career were determined, a structure of competences has been drawn up and proposed.
© М.А. Бабичев, В.В. Карпов, 2017
Введение. Понятие «компетенция» на сегодняшний день является одним из наиболее изучаемых параметров работника. Проблема оценки компетенции и определения структуры данного понятия изучается в рамках многих научных направлений. С экономической точки зрения термин «компетенция» является элементом системы управления персоналом и характеризует качество сотрудника. В сфере высшего образования качество труда преподавателя во многом определяется компетенциями, полученными в момент начального этапа карьеры. Проблема текущего исследования заключается в недостаточности работ, посвященных компетенциям преподавателей вузов на начальном этапе карьеры. Данное обстоятельство связано с тем, что именно на начальном этапе работы у преподавателя формируются профессиональные и социальные навыки адаптации в новой профессиональной среде. Также компетенции начального этапа карьеры позволяют преподавателю сформировать должный объем умений и навыков, необходимых для развития на последующих этапах. Современным вузам, работающим в условиях высокой конкуренции, необходимо максимально эффективно организовывать процесс работы для того, чтобы обеспечить поддержание качества образования, а также разработку и реализацию новых научных исследований преподавателей. Поэтому необходимо максимальное раскрытие человеческого потенциала, позволяющее специалисту продвинуться в выбранном им профессиональном направлении.
Обзор литературы. Несмотря на то, что понятие «компетенция» как качество рабочей силы рассматривается в современной литературе достаточно активно, на сегодняшний день нет единого мнения, дающего определение компетенции в полном объеме [1-3]. Отрасль и сфера применения понятия накладывают требования на содержание термина «компетенция» [4]. Д.А. Иванов определяет понятие «компетенция» как то, на что претендуют, или то, что назначается как должное быть достигнутым [5, с. 11]. Помимо определения компетенции с точки зрения привитого сотруднику качества, в науке также рассматривается прикладной аспект - движущая сила или мотив, который ведет к развитию работника [6, с. 169]. Прикладной аспект компетенции имеет существенное значение. Характерна в этом отношении позиция Е.А. Боярского и С.М. Коломий-
ца, которая задействует внепрофессиональные навыки, характеризующие конкретную личность [7, с. 9]. Можно заметить, что компетенция - это то, что порождает умение, действие, а также возможность индивида устанавливать связь между знанием и ситуацией.
Актуальность проблемы развития компетенций на начальном этапе карьеры педагога определяется социальными, культурными и профессиональными факторами. В исследованиях Е.А. Климова рассматриваются проблемы формирования личности профессионала [8].
Указанные авторы придерживаются позиции, что профессиональная деятельность влияет на систему отношений личности.
Становление человека как субъекта труда, а также последующая трансформация личности в профессионала под влиянием процесса профессионального обучения представлено в работах В.А. Бодрова, Э.Л. Голубевой, К.М. Гу-ревича, Э.Ф. Зеера, П.А. Климова, Н.В. Кузьминой [9, с. 574; 10].
Э.Ф. Зеер определяет профессиональное становление как процесс развития и саморазвития личности, включая в структуру профессионального становления такие процессы, как самопроектирование профессионально ориентированных видов деятельности [11, с. 8].
Авторы настоящего исследования предлагают обратиться к специфике рассматриваемой сферы деятельности для определения начального этапа карьеры преподавателя вуза, рассматривая его как совокупность временного и функционального аспекта этапов профессионального становления.
Рассмотрим временной аспект начального этапа становления преподавателя вуза. Следует считать, что ограничение этого этапа конкретными возрастными рамками не в полной мере отражает сложившуюся на рынке труда ситуацию с данным периодом в образовательной сфере. Поэтому предлагается применить к определению сроков начального этапа карьеры временные границы аттестационных мероприятий. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 г., устанавливает периодичность данного испытания один раз в пять лет. Кроме того, отмечается, что аттестации не подлежат работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет. Базируя свое
предположение о временном аспекте начального этапа карьеры преподавателя вуза на основе текущей нормативной базы об аттестационных мероприятиях начинающих сотрудников, предлагается ограничить начальный этап карьеры преподавателя вуза 2 годами стажа в занимаемой должности.
Предлагается рассмотреть функциональный аспект профессионального становления. Исходя из анализа определений профессионального становления, следует заметить, что профессиональное становление являет собой процесс преобразования личности, сопровождающийся формированием и развитием устойчивых качеств и свойств на основе овладения профессиональными знаниями.
Таким образом, весь процесс профессионального становления не может выступать начальным этапом карьеры, поскольку включает в себя более широкие границы как во временном, так и в компетентностном контексте. Исходя из целостности процесса, предлагается определить такие этапы профессионального становления, как формирование профессиональных намерений, профессиональная подготовка, адаптация к профессиональной деятельности, осуществление самостоятельной профессиональной деятельности. Завершение начального этапа карьеры преподавателя происходит в результате формирования и освоения необходимых компетенций. Предлагается провести анализ компетенций, необходимых преподавателю вуза на начальном этапе карьеры.
Анализ компетенций преподавателей вузов на начальном этапе карьеры. В связи с усложнением внутрипроизводственных научно-технических, экономических и социальных отношений, в литературе обращается внимание на профессиональные компетенции работников. В общих чертах компетенции работников можно определить как совокупность личностных характеристик, мотиваций, которые связываются с высокопрофессиональной деятельностью.
В настоящем исследовании предлагается рассмотреть вопрос компетенций преподавателя вуза на начальном этапе карьеры. Методологической основой исследования являются действующие наработки и выводы относительно вопроса компетенций. Методика текущего исследования состоит в комбинации выработанных подходов к анализу компетенций независимо от сферы профессиональной деятель-
ности, с условием корректировки путем учета специфики профессии преподавателя вуза.
Для выявления компетенций, необходимых преподавателю вуза на начальном этапе карьеры, следует произвести анализ компетенций, свойственных преподавателю вуза в целом на протяжении всего карьерного пути [12; 13].
Определение профессиональных компетенций педагога является важным элементом управления вузом. Детализация, систематизация и последующая оценка компетенций определяют следующие группы целей:
1. Формирование инструмента для эффективного отбора претендентов на должность преподавателя. Определение уровня требований, ранжирование и оценка компетенций в процессе найма сотрудников. Данный инструмент необходим для повышения качества отбора кандидатов на должности и уменьшения числа ошибочных решений при приеме на работу.
2. Модернизация системы оплаты труда. Оценка и ранжирование компетенций дает возможность на основе достигнутого уровня уменьшить субъективные факторы при установлении стимулирующих выплат и надбавок к заработной плате.
3. Создание инструмента для оценки обоснованности формирования групповых и индивидуальных планов развития на основе анализа уровня компетентности.
4. Повышение имиджевой оценки учебного заведения. Вуз получает инструмент, позволяющий показать обществу, какие компетенции выпускников находятся в приоритете у рассматриваемого учебного заведения. Соответственно, данный инструмент способен определить объем соответствующих требований к своему преподавательскому составу [14, с. 29-31].
Авторы настоящей статьи полагают, что в представленном определении не уделено должного внимания этическим компетенциям педагога. Для учета этической стороны вопроса рассмотрения сущности понятия «компетенция» следует обратиться к работам С.А. Ситникова, который предлагает разделение этических, методологических, информационных и коммуникативных аспектов компетенции на блок мотивации, операциональной деятельности и рефлексивный блок [15].
Прикладной характер данной модели определен относительно юридических специалистов и студентов юридического факультета
и не может дать характеристику структуры компетенций преподавателя вуза либо иной сферы деятельности. По мнению авторов текущего исследования, определенная адаптация данной
Ведущая роль отводится этической компетенции. Причина в том, что чувство повышенной ответственности за последствия своих социальных действий - неотъемлемый атрибут профессиональной готовности педагога. Приоритеты в педагогической деятельности должны гармонировать с приоритетом долга, совести и сознания, а в целом профессионально ориентированная деятельность должна подчиняться существующим в обществе моральным нормам.
Информационная компетенция отражает современное состояние педагога, в котором он трудится. Преподаватели должны стремиться к обеспечению оптимальных условий для полного удовлетворения информационных потребностей обучаемых на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.
Коммуникативная компетенция в предлагаемом контексте имеет достаточно специфический смысл. Коммуникация рассматривается как форма профессиональной деятельности,
модели применительно к компетенциям преподавателя способна представить взаимодействие различных видов компетенций в сфере образования (табл. 1).
которая максимально способствует становлению и воспитанию обучаемых.
Предлагается провести отбор компетенций, необходимых для развития профессионализма преподавателя на начальном этапе карьеры. В табл. 1 описаны три блока компетенций: операционный, мотивационный и рефлексивный. Для выявления компетенций педагога на начальном этапе карьеры предложено провести дополнительное структурирование и отбор компетенций с учетом приоритета в рассмотрении начального этапа карьеры преподавателя.
Операциональный блок компетенций не является основным для развития на начальном этапе карьеры преподавателя вуза. Данное обстоятельство обусловлено тем, что компетенции блока являются либо уже приобретенными качествами в период подготовки к профессии преподавателя, либо приобретаемыми в процессе осуществления всей педагогической деятельности. Авторами предлагается качества операционного блока представить в виде двух групп (табл. 2).
Таблица 1
Структура профессиональной компетенции педагога
Группа компетенций Параметры компетенции
Мотивационный блок Операциональный блок Рефлексивный блок
Этическая компетенция Приоритет социальных профессиональных тактик Педагогический опыт, полученный ранее Принятие передаваемого знания как ценности социальной жизни
Методологическая компетенция Потребность в интеграции в целостной картине профессии Опыт интерпретации профессиональных ситуаций; креативное мышление Отношение к окружающей действительности как к единому целому
Информационная компетенция Самостоятельность в определении и использовании источников профессионально значимой информации Способность критически подходить к профессионально значимой информации Глубокое знание изучаемых и смежных дисциплин
Коммуникативная компетенция Стремление к максимально возможной бесконфликтности профессионально значимых действий при одновременной потребности в карьерном росте Соответствие вербального аппарата профессиональной специфике коммуникации; риторическая грамотность Следование принятым в профессиональном сообществе нормам
Таблица 2
Операционный блок компетенций педагога
Группы компетенций Приобретенные компетенции Приобретаемые компетенции
Этическая компетенция - Педагогический опыт, полученный ранее
Методологическая компетенция Креативное мышление Опыт интерпретации профессиональных ситуаций
Информационная компетенция - Способность критически подходить к профессионально значимой информации
Коммуникативная компетенция Соответствие вербального аппарата профессиональной специфике коммуникации; риторическая грамотность -
Приобретенные компетенции, такие как креативное мышление, риторическая грамотность и особенности вербальной коммуникации, являются качествами личности и индивидуальны для каждого преподавателя. Одной из главных задач системы образования является подготовка грамотного специалиста. Поэтому справедливо предположить, что развитием данных компетенций преподаватель был обеспечен в момент получения среднего и высшего образования.
Такие компетенции, как опыт преподавания и интерпретация профессиональных ситуаций, могут быть достигнуты преподавателем исключительно эмпирическим путем в процессе всей педагогической деятельности. Данные компетенции являются приобретаемыми. Их развитие на первоначальном этапе карьеры не может быть окончательно достигнуто. Их на-
Результаты исследования. Авторами настоящей статьи предлагается совмещение классификации А.А. Дульзон и О.М. Васильевой с распределением компетенций на мотиваци-онные и рефлексивные блоки, с учетом деления блоков на группы этических, методологических, информационных и коммуникативных
личие необходимо преподавателю, но приобретение должно происходить постепенно, уступая место развитию компетенций мотивацион-ного и рефлексивного блоков.
А.А Дульзон и О.М. Васильевой рассмотрена структура компетенций преподавателя вуза без уточнения этапа, на котором находится работник. Ученые разделяют компетенции преподавателя вуза на три группы:
• компетенции, характеризующие человека как личность, субъект деятельности и общения;
• компетенции, обеспечивающие социальное взаимодействие человека и социальной сферы;
• компетенции, обеспечивающие деятельность человека [14].
Авторы предлагают единую схему распределения компетенций педагога (табл. 3).
направлений. Анализ, выполненный авторами путем сопоставления представленных подходов к определению компетенций преподавателя вуза, позволит выявить основные компетенции педагога на начальном этапе карьеры. Результатом анализа можно считать разделение компетенций преподавателя вуза на на-
Таблица 3
Компетенции преподавателя вуза [14]
Компетенции, характеризующие человека как личность, субъект деятельности и общения Компетенции, обеспечивающие социальное взаимодействие человека и социальной сферы Компетенции, обеспечивающие деятельность человека
Компетенции здоровьесбережения Компетенции в общении Компетенция познавательной деятельности
Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире Компетенции социального взаимодействия в сфере личной жизни Профессиональные компетенции
Компетенции интеграции и развития в социально-гражданской сфере Компетенции социального взаимодействия с обществом Компетенции управления информацией
Компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития Компетенции социального взаимодействия с коллективом
чальном этапе карьеры на две группы. Первую группу составляют компетенции, обеспечивающие социальное взаимодействие человека и социальной сферы. Во вторую группу необходимо включить профессиональные компетенции, которые отражают уровень профессиональных знаний педагога и его научной подготовки.
Стоит заметить, что первая группа предлагаемой классификации соответствует второй группе в классификации А.А. Дульзон и О.М. Васильевой, а вторая - одной из ключевых составляющих третьей группы предложенной ими классификации. В предлагаемой структуре компетенций преподавателя на начальном этапе карьеры не представлены компетенции, характеризующие человека как лич-
Сформированная структура демонстрирует набор компетенций, необходимых для развития у преподавателя на начальном этапе карьеры. Для обоснования соответствия данных компетенций рассматриваемому этапу карьеры целесообразно провести анализ по первой и второй группам компетенций.
Составляющей первой группы компетенций является компетенция приоритета социальных профессиональных тактик. Данная компетенция необходима начинающему преподавателю в связи с требованием повышенной продуктивности сотрудника. Повышенные требования к продуктивности связаны с одновременным процессом профессиональной деятельности и профессиональной, социальной адаптации преподавателя на начальном этапе карьеры. Следующей компетенцией данной группы является компетенция в принятии передавае-
ность, субъект деятельности и общения. Это обстоятельство обусловлено тем, что данный блок компетенций не имеет прямого отношения к деятельности на начальном этапе карьеры. Кроме того, данную группу компетенций следует отнести к универсальным компетенциям, свойственным работникам без применения к этапу карьеры и профессиональной деятельности. Рассмотренные направления компетенций можно распределить путем отнесения этической и информационной группы соответствующих компетенций. Таким образом, компетенции преподавателя на начальном этапе карьеры могут быть представлены в виде табл. 4, учитывающей предлагаемые блоки и группы компетенций.
мого знания как ценности социальной жизни. Данная компетенция ставит перед начинающим преподавателем задачу принятия на себя максимальной социальной ответственности. Компетенция является специфичной для данного вида деятельности в силу того, что в процессе преподавания происходит обмен и передача преподавателем информации социальным группам. Компетенция важна на этапе начала карьеры и профессионального становления, так как формирует мировоззрение на профессию преподавателя. Завершают данную группу компетенций стремление к максимально возможной бесконфликтности профессионально значимых действий при одновременной потребности в карьерном росте и компетенция следования принятым в профессиональном сообществе нормам. Данные компетенции необходимы преподавателю вуза на начальном этапе карь-
Таблица 4
Структура профессиональной компетенции педагога на начальном этапе карьеры
Группы компетенций Параметры компетенции
Мотивационный блок Рефлексивный блок
л а а Этическая компетенция Приоритет социальных профессиональных тактик Принятие передаваемого знания как ценности социальной жизни
& « а (D С Коммуникативная компетенция Стремление к максимально возможной бесконфликтности профессионально значимых действий при одновременной потребности в карьерном росте Следование принятым в профессиональном сообществе нормам
сз а а ^ & Информационная компетенция Самостоятельность в определении и использовании источников профессионально значимой информации Глубокое знание изучаемых и смежных дисциплин
а о н m Методологическая компетенция Потребность в интеграции в целостной картине профессии Отношение к окружающей действительности как к единому целому
еры. Совокупность данных качеств и компетентное владение ими позволит работнику закрепиться на начальном этапе карьеры и обеспечить себе возможность осуществления перехода на следующий этап развития карьеры в оптимальные для данной профессии сроки.
Ко второй группе компетенций, необходимых преподавателю вуза на начальном этапе карьеры, относится самостоятельность в определении и использовании источников профессионально значимой информации. Данное качество необходимо к освоению на начальном этапе карьеры, так как деятельность преподавателя в современной системе образования предполагает непрерывное профессиональное развитие, как с точки зрения карьерного роста, так и с позиции профессиональных знаний. Умение корректно и своевременно использовать необходимый источник информации позволит преподавателю преодолеть начальный этап карьеры и послужит инструментом дальнейшего профессионального развития. Следующей компетенцией данной группы является глубокое знание изучаемых и смежных дисциплин. Данная компетенция необходима преподавателю в связи с требованиями, предъявляемыми современной системой образования к преподавательским кадрам. Обстоятельство можно объяснить модернизацией российской системы образования и присоединением нашей страны к Болонскому процессу, направленному на повышение качества подготовки специалистов. В текущих условиях государственных стандартов образования состоялся перенос акцента на результаты обучения. Таким образом, произошла смена знаниевой парадигмы образования на компетентностную. Концепция предполагает формирование комплексной характеристики готовности выпускника принять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности [16]. В связи с приведенными изменениями в системе образования возросла важность роли межпредметных связей в процессе обучения. Таким образом, владение необходимым уровнем знаний смежных предметов необходимо педагогу в вузе на начальном этапе карьеры для соответствия современным требованиям к профессии. Также ко второй группе компетенций относятся компетенция потребности в интеграции в целост-
ной картине профессии и компетенция отношения к окружающей действительности как к единому целому. По мнению авторов, предлагаемые компетенции необходимы преподавателю вуза на начальном этапе карьеры, так как данный набор качеств формирует у преподавателя вуза отношение к профессии как неотъемлемой части не только образовательного учреждения, но и образовательной системы в целом, приводя к осознанию социальной роли профессии в обществе.
Заключение. В работе проведен анализ различных подходов к определению структуры профессиональной компетенции педагога. В ходе анализа были определены основные компетенции преподавателя вуза на начальном этапе карьеры. Основой для определения структуры профессиональных компетенций педагога на начальном этапе карьеры является разделение компетенций на мотивационный и рефлексивный блоки. Итоговая классификация отражена в табл. 4. Результатом анализа является определение восьми компетенций, необходимых для преподавателя на начальном этапе карьеры:
1) приоритет социальных профессиональных тактик;
2) принятие передаваемого знания как ценности социальной жизни;
3) стремление к максимально возможной бесконфликтности профессионально значимых действий при одновременной потребности в карьерном росте;
4) следование принятым в профессиональном сообществе нормам;
5) самостоятельность в определении и использовании источников профессионально значимой информации;
6) глубокое знание изучаемых и смежных дисциплин;
7) потребность в интеграции в целостной картине профессии;
8) отношение к окружающей действительности как к единому целому.
Компетенции исследованы на предмет соответствия текущим требованиям к профессии путем соотнесения с современным образовательным стандартом. Совокупность компетенций разделена на две группы, которые в своей структуре имеют мотивационный и рефлексивный блоки.
Литература
1. Герш М. В. Компетенция персонала // Отдел кадров коммерческой организации. - 2015. -№ 4. - Доступ из справ.-правовой базы «Гарант».
2. Субетто А. И. От квалиметрии человека - к квалиметрии образования (генезис). - М., 1993. - 248 с.
3. Смирнова А. М. Профессиональные компетенции работников крупных промышленных предприятий // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - № 124. - 370-374.
4. Миронова А. А. Модульно-компетентностный подход как основа управления качеством профессиональной подготовки // Новые информационные технологии в образовании : материалы VI междунар. науч.-практ. конф. (12-15 марта 2013 г., Екатеринбург) / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. -Екатеринбург, 2013. - С. 364-366.
5. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий : учеб.-метод. пособие. - М. : АПКиППРО, 2008. - 101 с.
6. Фирер А. В. О соотношении понятий «компетентность» и «компетенция» // Ом. науч. вестн. - 2012. - № 1. - С. 169-172.
7. Боярский Е. А., Коломиец С. М. Компетенции: от дифференциации к интеграции // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 1. - С. 8-11.
8. Климов Е. А. Введение в психологию труда : учеб. для вузов. - М. : Культура и спорт : ЮНИТИ, 1998. - 350 с.
9. Боликова Л. Ю., Шурыгина Ю. А. Сущность понятия «профессиональное становление личности» в современном знании // Изв. ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 573-575.
10. Ревякина Е. Н. Развитие личности в процессе профессионализации // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2010. - № 5. - С. 427-437.
11. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., пере-раб., доп. - М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. - 336 с.
12. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
13. Компетенции академического и административного персонала университета и инновационная деятельность / О. Б. Томилин и др. // Университетское управление. - 2007. - № 1. - С. 51-59.
14. Дульзон А. А., Васильева О. М. Модель компетенций преподавателя вуза // Управление качеством образования. - 2009. - № 2. - С. 29-37.
15. Ситников С. А. Модель формирования ключевых компетенций будущих юристов // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. «Педагогика». - 2009. - № 3. - С. 81-86.
16. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, янв. 2014 г.). - СПб. : Заневская площадь, 2014. - С. 74-76.
References
1. Gersh M.V. Kompetentsiya personala [Competence of the Personnel]. Otdel kadrov kommer-cheskoi organizatsii, 2015, no. 4, available at "Garant" . (in Russian).
2. Subetto A.I. Ot kvalimetrii cheloveka - k kvalimetrii obrazovaniya (genezis) [From the quali-metry of man to the qualimetry of education (genesis)], Moscow, 1993, 248 p. (in Russian).
3. Smirnova A.M. Professional Competences of the Employees in Large Industrial Enterprises. Iz-vestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, 2010, no. 124, pp. 370-374. (in Russian).
4. Mironova A.A. Modul'no-kompetentnostnyi podkhod kak osnova upravleniya kachestvom pro-fessional'noi podgotovki [Modular-Competence Approach as a Basis for Quality Management of Professional Training], in: Novye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii [New Information Technologies in Education], Materials of the VI International Scientific and Practical Conference, March 12-15, 2013, Yekaterinburg, 2013, pp. 364-366. (in Russian).
5. Ivanov D.A., Mitrofanov K.G., Sokolova O.V. Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii. Prob-lemy, ponyatiya, instrumentarii [Competence approach in education. Problems, concepts, tools], Moscow, APKiPPRO publ., 2008, 101 p. (in Russian).
6. Firer A.V. About correlation between such terms as "competence" and "competency". Omsk Scientific Bulletin, 2012, no. 1, pp. 169-172. (in Russian).
7. Boyarsky E.A., Kolomiets S.M. Kompetentsii: ot differentsiatsii k integratsii [Competence: from differentiation to integration]. Higher Education Today, 2007, no. 1, pp. 8-11. (in Russian).
8. Klimov E.A. Vvedenie v psikhologiyu truda [Introduction in the psychology of work], Moscow, Kul'tura i sport publ., YuNITI publ., 1998, 350 p. (in Russian).
9. Bolikova L.Ju., Shurygina J.A. The essence of a term "personal professional formation" in modern knowledge. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Be-linskogo, 2011, no. 24, pp. 573-575. (in Russian).
10. Revyakina E.N. Razvitie lichnosti v protsesse professionalizatsii [Personality Development in the Process of Professionalization]. Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera, 2010, no. 5, pp. 427-437. (in Russian).
11. Zeer E.F. Psikhologiya professii [Psychology of professions], 2nd ed., Moscow, Akademi-cheskii proekt publ., Yekaterinburg, Delovaya kniga publ., 2003, 336 p. (in Russian).
12. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competences - a new paradigm of the result of education]. Higher Education Today, 2003, no. 5, pp. 3442. (in Russian).
13. Tomilin O.B., Kochugaev P.N., Sukcharev L.A., Masserova N.N. Competences of academic and administrative University staff and innovative activity. University Management: Practice and Analysis, 2007, no. 1, pp. 51-59. (in Russian).
14. Doulzon A.A., Vasil'eva O.M. Competency model of university teachers. University Management: Practice and Analysis, 2009, no. 2, pp. 29-37. (in Russian).
15. Sitnikov S.A. Essensese and structure of key jurisdictions of future jurists. Bulletin of the Moscow Region State University. Series "Pedagogics ", 2009, no. 3, pp. 81-86. (in Russian).
16. Vasilyeva T.S. FGOS novogo pokoleniya o trebovaniyakh k rezul'tatam obucheniya [Federal state educational standards of a new generation on the requirements for learning outcomes], in: Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire [Theory and Practice of Education in the Modern World], Materials of the IV International Scientific Conference (St. Petersburg, January 2014), St. Petersburg, Zanevskaya ploshchad publ., 2014, pp. 74-76. (in Russian).
Сведения об авторах
Бабичев Михаил Александрович - преподаватель
кафедры технологии производства
Адрес для корреспонденции: 644098, Россия, Омск,
14 Военный городок, 119
E-mail: [email protected]
Карпов Валерий Васильевич - д-р экон. наук, профессор, председатель
Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск,
пр. К. Маркса, 15/1
E-mail: [email protected]
Для цитирования
Бабичев М. А., Карпов В. В. Профессиональные компетенции преподавателя вуза на начальном этапе карьеры // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». -2017. - № 3 (59). - С. 79-87. - 001: 10.25513/18123988.2017.3.79-87.
About the authors
Babichev Mikhail Alexandrovich - lecturer of the Department technology
Postal address: 119, 14th Voennyi gorodok, Omsk, 644098, Russia E-mail: [email protected]
Karpov Valeriy Vasilievich - Doctor of Economic sciences, Professor, Chairman Postal address: 15/1, K. Marksa pr., Omsk, 644024, Russia
E-mail: [email protected]
For citations
Babichev M.A., Karpov V.V. Professional competences of a university teacher at the initial stage of career. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 3 (59), pp. 79-87. DOI: 10.25513/1812-3988.2017.3.79-87. (in Russian).