Научная статья на тему 'Модель ключевых компетенций преподавателя вуза, формируемая под влиянием послевузовского образования'

Модель ключевых компетенций преподавателя вуза, формируемая под влиянием послевузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3981
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СКАЧОК / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / THE KEY COMPETENCES / THE STAFF / POST-GRADUATE EDUCATION / EDUCATIONAL JUMP / THE HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходенкова Ольга Павловна

Приведена авторская модель ключевых компетенций, разработанная для преподавателей высшей школы, исследовано влияние дополнительного профессионального и постградуального образования на величину и структуру данных компетенций. Введена в терминологический оборот дефиниция «образовательный скачок». Разработана классификация ключевых компетенций для профессорско-преподавательского состава вузов. На основе проведенного социологического исследования с использованием метода экспертных оценок определены и проранжированы данные компетенции, формируемые под воздействием «образовательных скачков» в рамках послевузовского образования. В составленном рейтинге выявлены лидирующие компетенции. На основе полученных индикаторов по каждой компетенции предложена общая групповая структура ключевых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author"s model of key competences, developed for the staff of higher school is resulted, the influence of additional professional and post-graduate education on the size and structure of the given competences is investigated. The notion «educational jump» is introduced into the terminological system. The classification of key competences for the high school staff is developed. On the basis of the carried out sociological research with the use of a method of expert estimations the data of the competence formed under influence of «educational jumps» within post-graduate education are defined and ranged. In the obtained range the leading competences are revealed. On the basis of the received indicators under each competence the general group structure of key competences is offered.

Текст научной работы на тему «Модель ключевых компетенций преподавателя вуза, формируемая под влиянием послевузовского образования»

ББК 65.32

О. П. Ходенкова

МОДЕЛЬ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА, ФОРМИРУЕМАЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

O. P. Khodenkova

MODEL OF KEY COMPETENCES OF THE HIGH SCHOOL STAFF, FORMED UNDER THE INFLUENCE OF POST-GRADUATE EDUCATION

Приведена авторская модель ключевых компетенций, разработанная для преподавателей высшей школы, исследовано влияние дополнительного профессионального и постградуального образования на величину и структуру данных компетенций. Введена в терминологический оборот дефиниция «образовательный скачок». Разработана классификация ключевых компетенций для профессорско-преподавательского состава вузов. На основе проведенного социологического исследования с использованием метода экспертных оценок определены и проранжированы данные компетенции, формируемые под воздействием «образовательных скачков» в рамках послевузовского образования. В составленном рейтинге выявлены лидирующие компетенции.

На основе полученных индикаторов по каждой компетенции предложена общая групповая структура ключевых компетенций.

Ключевые слова: ключевые компетенции, профессорско-преподавательский состав, послевузовское образование, образовательный скачок, человеческий капитал.

The author's model of key competences, developed for the staff of higher school is resulted, the influence of additional professional and post-graduate education on the size and structure of the given competences is investigated. The notion «educational jump» is introduced into the terminological system. The classification of key competences for the high school staff is developed. On the basis of the carried out sociological research with the use of a method of expert estimations the data of the competence formed under influence of «educational jumps» within post-graduate education are defined and ranged. In the obtained range the leading competences are revealed. On the basis of the received indicators under each competence the general group structure of key competences is offered.

Key words: the key competences, the staff, post-graduate education, educational jump, the human capital.

В связи с реформированием сферы высшего профессионального образования и повышением требований к качеству образовательных услуг, развитие компетенций профессорско-преподавательского состава (ППС) является одной из важнейших социально-экономических задач, решение которой приведет к приросту человеческого капитала высшей школы. Основными задачами исследования являются установление роли компетентностного подхода в послевузовском образовании и определение набора ключевых компетенций ППС вуза, формируемых посредством «образовательного скачка».

Компетенции можно определить как способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Компетенции формируют профиль преподавателя, состоящий из общих и профессиональных компетенций, создающих его дополнительную стоимость, и могут выступать индикаторами человеческого капитала. С точки зрения Р. И. Акмаевой [1], компетентностный подход есть совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. По мнению В. Н. Гурова [2], компетентност-ный подход лежит в основе модернизации отечественной системы образования, поэтому понятия «компетенция», «компетентность» и «компетентностный подход» в последнее время рассматривают в качестве ключевых категорий для исследования педагогических явлений. Компе-тентностный подход противопоставляется знаниевой парадигме образования. В то же время все сильнее ощущается необходимость смены парадигмы «багажа знаний» на парадигму «помощи при поиске своего места в жизни» [3]. Важным требованием, предъявляемым к современному профессионалу, становится его готовность к постоянному самосовершенствованию и профес-

сиональной мобильности. По мнению О. И. Гореловой, сокращая потери рабочего времени преподавателя путем его более полезного использования, обеспечивая гибкость образовательных программ, можно добиться лучшего качества, более чутко реагировать на запросы рынка труда, повысить эффективность работы ППС [4].

Переориентацию образовательного процесса на приобретение компетенций, в основе которых лежат знания и умения, называют компетентностным подходом. Понятие «компетентно-стный подход» получило распространение в начале ХХ1 в. в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. По мнению И. У. Князева, компетентностный подход в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) является одним из важнейших факторов формирования высокопроизводительных кадров в условиях рыночной экономики и предполагает в первую очередь освоение комплекса умений, позволяющих действовать и добиваться положительных результатов в сложных социально-экономических условиях [5].

Мы предполагаем, что в основе профессиональной деятельности лежит структура соответствующих компетенций, которые ППС приобретает посредством послевузовского образования, представленного ДПО и постградуальным образованием, и которые позволяют преподавателю повысить результативность выполнения типичных профессиональных задач и тем самым создавать себе дополнительную стоимость. Следует учитывать, что послевузовское образование носит дискретный характер и прирост человеческого капитала происходит в результате «образовательного скачка», под которым мы подразумеваем прирост количества и качества компетенций обучившегося в системе послевузовского образования, заключающийся в способности индивида к их максимальному применению в профессиональной деятельности.

Принято считать, что внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность. Первое из них включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, а второе соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Следовательно, компетентность преподавателя вуза определяется не только базовым образованием, наличием ученой степени и звания, стажа, но и способностью использовать и применять знания и навыки с целью повышения доходности своей деятельности. Так как пока не существует единой классификации компетенций, мы предлагаем различать общие и целевые компетенции. Под общими компетенциями подразумевается умение действовать во многих видах преподавательской деятельности. Из числа общих компетенций следует выделить ключевые компетенции, которые оказывают непосредственное влияние на доход носителя этих компетенций. Важно отметить, что не существует единого согласованного определения и перечня ключевых компетенций для преподавателей высшей школы. Поскольку компетенции - это прежде всего заказ общества и работодателей к подготовке специалистов, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.

Модель компетенций должна представлять собой по возможности полный ранжированный перечень, описывающий ключевые качества, поведение, знания, умения и другие характеристики, необходимые для достижения стандартов качества и эффективности трудовой деятельности. Исследователи отмечают, что в целом можно выделить два полярных направления в создании моделей компетенций: индивидуализированный подход, сфокусированный на поведении индивида, и коллективный (организационный) подход, направленный на разработку модели компетенций для конкретной организации, увязывающей цели, миссии, ценности, организационную культуру с программами подготовки и развития персонала [6]. Ученые Томского политехнического университета разработали модель компетенций, которая «позволяет выстраивать стратегию развития университета на долгосрочную перспективу, максимально задействуя потенциал нового поколения студентов и выпускников» [7]. Процесс декомпозиции ими был ограничен тремя уровнями. В числе компетенций первого уровня следующие: компетенции, характеризующие человека как личность, субъект деятельности и общения; компетенции, обеспечивающие социальное взаимодействие человека и социальной сферы; компетенции, обеспечивающие деятельность человека. В качестве ключевых компетенций второго уровня ими была принята классификация И. А. Зимней с некоторыми коррективами. Лишь для одной компетенции третьего уровня - «Умения и навыки для успешной работы в избранной сфере профессиональной деятель-

ности» - процесс декомпозиции был доведен до пятого уровня [7]. В зависимости от конкретных целей структура и степень детализации моделей компетенций будут различаться.

Мы при разработке модели компетенций использовали также опыт российских исследователей, описанный в [8-12].

В табл. 1 приведены ключевые компетенции ППС, формируемые под влиянием системы послевузовского образования и добавляющие стоимость человеческому капиталу вуза после «образовательного скачка».

Таблица 1

Ключевые компетенции преподавателя как результаты «образовательных скачков»

Г руппа компетенций Составляющие Результаты

Функциональные Умение работать с информацией. Адаптация к новым ситуациям. Разработка проектов и управление ими. Руководство командой. Мотивация подчиненных, делегирование им полномочий, развитие их потенциала. Использование эффективных профессиональных коммуникаций Релевантное управление информацией с целью эффективной работы команды над проектами. Объективное восприятие, своевременное использование информации с целью достижения результативности проекта в команде

Научно-педагогические Аналитическое мышление. Ясное и логичное изложение материала. Объективная оценка Инновационное видение научной перспективы и ее экстраполяция на формирование у обучающего личности новатора

Личностные Постоянное стремление к самообразованию. Умение работать в команде. Наличие способности к самопрезентации. Умение оперативно принимать управленческие решения. Умение рационально распределять время (1;1те-тапа§етеп1;) Активное стремление к непрерывному профессиональному развитию. Творческая самостоятельность создаёт условия для эффективной самореализации индивидуально-психологических, интеллектуальных возможностей личности в образовательном процессе

Этические Умение соблюдать стандарты этики профессиональной деятельности Умение принять на себя ответственность за результаты деятельности

Разработано автором.

Функциональная группа ключевых компетенций включает гностические (овладение системой знаний, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности) и организаторские умения, реализуемые в профессионально-педагогической сфере.

Группа научно-педагогических компетенций выступает как организационнотехнологическая характеристика и заключается в формировании умений организовать образовательный процесс; совокупность педагогических и профессиональных знаний по специальности.

Личностный компонент (личностные компетенции) представлен такими качествами личности, как рефлексия, гибкость, эмпатичность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность.

Этические компетенции основаны на восприятии и разделении норм поведения высшей школы, поддержании репутации воспитанного человека. Соблюдение делового этикета выступает одним из элементов профессиональной стратегии.

Для оценки влияния «образовательного скачка» на изменение человеческого капитала ППС был проведен социологический опрос на основе анкеты, предназначенной для заполнения аспирантами, магистрами, кандидатами и докторами наук шести вузов г. Астрахани, в том числе лицами, прошедшими подготовку в системе ДНО. Затем, при помощи метода экспертных оценок, были определены и проранжированы ключевые компетенции преподавателей вузов (табл. 2).

По результатам анализа составлен рейтинг компетенций, первое место в котором отдано компетенции «Мотивация подчиненных, делегирование им полномочий, развитие их потенциала». Такая компетенция, как «Постоянное стремление к самообразованию» занимает шестую позицию. На последнем месте осталась компетенция «Ясное и логичное изложение материала».

Таблица 2

Величины индикаторов по методу экспертных оценок

Компетенция Условные обозначения компетенций Экспертный приоритет Величина индикатора

Мотивация подчиненных, делегирование им полномочий, развитие их потенциала V 1 0,125

Умение работать с информацией I 2 0,12

Руководство командой IV 3 0,11

Объективная оценка IX 4 0,1

Аналитическое мышление VII 5 0,092

Постоянное стремление к самообразованию X 6 0,083

Разработка проектов и управление ими III 7 0,075

Умение оперативно принимать управленческие решения XIII 8 0,067

Использование эффективных профессиональных коммуникаций VI 9 0,058

Умение рационально распределять время (time-management) XIV 10 0,05

Адаптация к новым ситуациям II 11 0,042

Умение работать в команде XI 12 0,033

Наличие способности к самопрезентации XII 13 0,025

Умение соблюдать стандарты этики профессиональной деятельности XV 14 0,02

Ясное и логичное изложение материала VIII 15 0,01

В табл. 3 представлены укрупненные показатели индикаторов, сгруппированные по выявленным ранее группам компетенций.

Таблица 3

Структура ключевых компетенций ІІІІС на основе индикаторов

Г руппа целевых компетенций Сумма индикаторов по группе

Функциональные 0,53

Научно-педагогические 0,202

Личностные 0,258

Этические 0,02

Как видно из табл. 3, первое место в структуре компетенций ППС занимает функциональная группа, последнее - этическая группа.

Таким образом, сформированная нами модель компетенций для преподавателей высшей школы находится под сильным влиянием послевузовского образования, в рамках которого развиваются ключевые компетенции, позволяющие при их грамотном применении увеличить величину человеческого капитала вуза и повысить доходность научно-образовательной деятельности, например, за счет более активного участия в грантовых конкурсах.

Модель ключевых компетенций преподавателей, построенная на теоретическом обзоре научных источников, структурном и логическом подходах, а также на методе экспертных оценок, должна быть дополнена системой контроля приобретения компетенций преподавателями в рамках послевузовского образования и апробирована на реализуемых программах дополнительного профессионального и постградуального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акмаева Р. И., Жуков В. М. Возможности и проблемы реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. -2010. - № 1. - С. 123-130.

2. Гуров В. Н., Резванова И. Ю. Компетенции преподавателей вуза: мнения студентов // Высшее образование в России. - 2009. - № 12. - С. 143-146.

3. Фомин В. Н. К трехаспектной модели образовательного процесса // Высшее образование в России. -

2009. - № 12. - С. 127-131.

4. Горелова О. И. Формирование стратегии развития вуза, основанной на потенциале самообучающейся

организации // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2009. - № 4 (81).

5. Князев А. В. Дополнительное профессиональное образование как инновационный инструмент развития компетенций муниципальных служащих: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Краснодар, 2009. - 28 с.

6. Дульзон А. А., Васильева О. М. Модель компетенций преподавателя вуза // Университетское управление: практика и анализ. - 2009. - № 2. - С. 29-37.

7. Компетентностный подход в МГИМО: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inno.mgimo.ru.

8. Матушанский Г. У., Рогов М. Г., Цвенгер Ю. В. Профессионально важные качества преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. - Режим доступа: www.psyedu.ru.

9. Матушанский Г. У., Фролов А. Г., Цвенгер Ю. В. Проектирование модели профессионально значимых качеств преподавателей высшей школы // Педагогическая информатика. - 2001. - № 4. - С. 17-22.

10. Компетенции академического и административного персонала университета и инновационная деятельность / О. Б. Томилин, П. Н. Кочугаев, Л. А. Сухарев, Н. Н. Массерова // Университетское управление. - 2007. - № 1. - С. 53-61.

11. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

12. Фролов Ю. В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 34-41.

Статья поступила в редакцию 30.09.2011

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ходенкова Ольга Павловна - Астраханский государственный университет; аспирант кафедры «Экономика предприятия и предпринимательство»; morskaya130@rambler.ru.

Khodenkova Olga Pavlovna - Astrakhan State University; Postgraduate Student of the Department "Economy of the Enterprise and Business"; morskaya130@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.