Научная статья на тему 'Разработка модели электронной учительской образовательного учреждения и ее реализация средствами сервисов Google'

Разработка модели электронной учительской образовательного учреждения и ее реализация средствами сервисов Google Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка модели электронной учительской образовательного учреждения и ее реализация средствами сервисов Google»

■ на лабораторных занятиях предоставить студентам необходимую файловую систему для создания ими мультимедиа продуктов и описать технологии их создания.

Студенты бакалавры педагогического образования, получающие профессиональную подготовку в области создания мультимедиа средств учебного назначения согласно предложенной модели должны придерживаться следующего плана действий:

■ четко представлять отличия мультимедиа продукта от иных электронных учебных материалов;

■ выполнить задания по созданию мультимедиа продуктов учебного назначения, выданные преподавателем;

■ выбрать тему для итогового проекта;

■ отобрать файловую систему, которая будет использоваться при подготовке мультимедиа средства;

■ схематично представить будущий мультимедиа продукт, в виде подробно представленных двух модулей - содержательного и технического;

■ подробно описать составные компоненты блоков и технологию работы с ними вне зависимости от программного обеспечения;

■ используя метод аналогий на лабораторных работах создать мультимедиа проект с помощью программного средства не задействованного до этого, относящегося к аналогичным авторским метафорам. Результатом может являться презентация, выполненная в MS Power Point, учебный сайт, созданный с помощью одного из WEB-приложений, мультимедиа продукт, разработанный в программе ToolBook, и др.

Реализация предложенной модели учебного мультимедиа средства позволит бакалаврам образования сформировать профессиональные компетенции в области создания таких средств.

А. В. Койвунен

Разработка модели электронной учительской образовательного учреждения и ее реализация средствами сервисов Google

В современном мире техника и технология развивается так стремительно, что те средства, которые доступны сейчас, еще пару лет назад казались чудом. Меняется мир, меняются возможности, меняются потребности. Так и в сфере образования происходит огромное количество инноваций, внедряются новые технологии. С развитием сети Интернет, созданием огромного количества электронных библиотек, образовательных ресурсов, всевозможных

138

мультимедийных методических пособий и материалов, появлением дистанционного обучения процесс образования переходит на совершенно новый качественный уровень. Стираются пространственные границы: люди могут изучать всевозможные науки, находясь при этом в различных частях света. Стираются временные рамки: лекции могут быть записаны на видео, а материалы будут потом доступны 24/7/365. Таким образом, и привычная всем образовательным учреждениям учительская может быть перемещена в гиперпространство.

Термин «электронная учительская» можно трактовать с различных точек зрения. В данной статье под этим термином будем понимать аппаратно-программный комплекс для обеспечения взаимодействия сотрудников образовательного учреждения при помощи ИКТ.

Способы и средства реализации электронной учительской могут быть совершенно различными, но цель их при этом одна - проекция деятельности реальной учительской в виртуальное пространство для качественного повышения взаимодействия между педагогами и учащимися образовательного учреждения, а так же родителями.

Реализовать электронную учительскую можно несколькими способами. Одним из возможных вариантов реализации электронной учительской является создание на базе образовательного учреждения программно-аппаратного комплекса с выделенным сервером, полностью оборудованными рабочими местами педагогов, организацией беспроводной сети Wi-Fi для взаимодействия сервера с мобильными устройствами и планшетными компьютерами педагогов, установкой необходимого программного обеспечения на сервер для решения поставленных прикладных задач и для обеспечения безопасности работы самой системы. Данный подход является достаточно затратным по времени и финансам.

Другим способом организации электронной учительской может выступать web-сайт, обеспечивающий возможность публикации материалов в сети Интернет с целью повышения качественных показателей образовательного и воспитательного процессов образовательного учреждения. Неоспоримым достоинством данного варианта является тот факт, что практически в каждом образовательном учреждении есть выход в Интернет и компьютерный класс.

Конечно, электронная учительская будет значительно отличаться от реальной, но её проекция в сети может быть очень полезна при организации образовательного процесса. Связь между учениками и учителями будет поддерживаться в сети Интернет и учителя смогут публиковать информацию для учеников, а те, в свою очередь, - будут иметь возможность задавать при необходимости вопросы своим педагогам. Важным преимуществом данного способа

139

реализации электронной учительской является то, что он позволяет организовать общение для большого количества людей: целый класс может обсуждать интересную и важную для всех тему в режиме онлайн. В этом заключается важное отличие web-сайта от педагогических консультаций, использующих сервисы мгновенных сообщений типа ICQ, где общение происходит лишь между двумя людьми.

Электронная учительская должна поддерживать возможность вести электронные портфолио педагогов. Это связано с тем, что с развитием технологий у учителя появляется все больше возможностей для творческой самореализации и обмена опытом с другими учителями своего профиля. Размещая результаты своей профессиональной деятельности на странице своего электронного портфолио, учитель дает возможность пользователям сети оценить свой профессиональный уровень. А положительные отзывы будут являться мощным стимулом для достижения новых творческих горизонтов. При этом важно, чтобы все портфолио были выполнены в едином стиле конкретного образовательного учреждения. Единство стиля - это имидж образовательного учреждения. Пользователь, пришедший на страницу электронной учительской, должен проассо-циировать её с тем учреждением, которому она принадлежит.

Об этом должны будут позаботиться администраторы электронной учительской. Именно они разработают шаблон электронного портфолио, который в дальнейшем и будут использовать все педагоги данного образовательного учреждения.

По мнению автора, основными компонентами электронной учительской должны являться:

• новостная лента - общедоступная часть, где администратор электронной учительской может размещать новостную информацию о деятельности и развитии проекта. Эта часть доступна как зарегистрированным (учителям, родителям учащихся и ученикам), так и незарегистрированным в системе пользователям. При необходимости можно настроить комментирование для обеспечения обратной связи и учёта замечаний по работе системы электронной учительской;

• документы - раздел, содержащий различные учредительные и нормативные документы, расписание занятий, присутственные и приемные дни и часы педагогов. Данный раздел должен быть открытым для всех пользователей, так как в соответствии с действующим законодательством представленная в нём информация должна быть общедоступной;

• внутренняя электронная учительская - закрытый раздел, доступный только авторизованным педагогам образовательного учреждения, так как содержит конфиденциальную информацию;

• список педагогического состава со ссылками на персональ-

но

ные страницы их электронных портфолио. Поскольку электронные портфолио педагогов могут быть представлены в виде отдельных сайтов, целесообразно иметь раздел, который бы позволял с одной страницы получить (посредством гиперссылок) доступ ко всем портфолио. Формирование и публикация данного раздела осуществляется административной группой;

• методический материал по работе с электронной учительской. Материалы данного раздела должны быть доступными всем пользователям сети Интернет.

При реализации предложенной модели электронной учительской может встать выбор между её реализацией в виде отдельного web-сайта и как части web-сайта школы. Автор склоняется к первому способу реализации по нескольким причинам. Первая из них заключается в ограниченном дисковом пространстве, выделяемом для школьного web-сайта и связанными с этим проблемами. Как известно, web-сайты школ часто размещаются на бесплатных хостингах, которые имеют достаточно жесткие ограничения по выделяемому дисковому пространству (обычно - несколько сотен мегабайт). Даже платные хостинги редко предоставляют более четырёх гигабайт пространства за ту сумму, которую образовательное учреждение готово заплатить. При формировании системы электронных портфолио педагогов очень важно, чтобы педагоги сами размещали свои материалы в сети. В случае ограниченности ресурсов хостинга, педагогам дополнительного придется изучать технические моменты, связанные с оптимизацией размещаемых материалов, что значительно увеличит трудозатраты педагогов. Второй причиной является недостаточная защищенность тех систем управления контентом сайта, которые чаще всего используются при разработке и управлении школьными web-сайтами.

В качестве средства реализации web-сайта автор предлагает воспользоваться сервисами системы Google ввиду следующих причин. Средства системы Google предоставляют до 15 гигабайт дискового пространства для одного аккаунта при условии размещения текстовых документов, презентаций, архивов, электронных таблиц и фотографий высокого разрешения. При размещении видео- или фотоматериалов не HD-качества ограничений нет. Также сервисы Google обеспечивают более высокий уровень защиты информации по сравнению с решениями, предлагаемыми большинством CMS. Кроме того, предоставляемый при работе с сервисами GoogleWYSIWYG-редактор позволяет быстро и просто проводить подготовку материалов для публикации в сети, не отвлекаясь на технические моменты.

Система сервисов Google предоставляет следующий набор инструментов:

141

• Google Sites;

• Google Docs;

• Google Drive;

• Picasa;

• Youtube.

Все разделы электронной учительской и электронные портфолио педагогов создаются при помощи сервиса GoogleSites. Сервис GoogleDocs позволяет в режиме онлайн создавать и редактировать документы, в том числе - коллективно. Размещаемые в разделах материалы (тексты, презентации, электронные таблицы, архивы и т. д.) хранятся в GoogleDrive, там же настраиваются права доступа к каждому из документов. Для размещения материалов с большим количеством иллюстраций целесообразно использовать фотохо-стингPicasa, а для размещения видеоматериалов - Youtube.

И. А. Лебедева

Обучение будущих учителей информатики применению облачных сервисов

Информационно-коммуникационные технологии занимают значимое место в профессиональной деятельности педагога, поэтому очень важно еще на стадии подготовки будущих учителей информатики научить пользоваться доступными программными средствами для представления своих методических разработок в Сети, для общения с родителями и учащимися, для организации совместной деятельности педагога и учащихся.

Термин «облако» (cloud) используется как метафора, в основе которой лежит традиционное схематическое изображение сети Интернет в виде облака, или как образ сложной инфраструктуры, за которой скрываются все технические детали.

Облачное хранилище данных - модель онлайн-хранилища, в котором данные хранятся на многочисленных, распределённых в сети серверах, предоставляемых в пользование клиентам, в основном третьей стороной. С точки зрения клиента, облако - это один большой, виртуальный сервер.

Примерами облачных хранилищ данных являются:

• Dropbox (https://www.dropbox.com/),

• Wuala (http://www.wuala.com/),

• Диск Google (https://drive.google.com/),

• SkyDrive (http://skydrive.com/),

• Яндекс.Диск (http://disk.yandex.ru/),

142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.