• Google Sites;
• Google Docs;
• Google Drive;
• Picasa;
• Youtube.
Все разделы электронной учительской и электронные портфолио педагогов создаются при помощи сервиса GoogleSites. Сервис GoogleDocs позволяет в режиме онлайн создавать и редактировать документы, в том числе - коллективно. Размещаемые в разделах материалы (тексты, презентации, электронные таблицы, архивы и т. д.) хранятся в GoogleDrive, там же настраиваются права доступа к каждому из документов. Для размещения материалов с большим количеством иллюстраций целесообразно использовать фотохо-стингPicasa, а для размещения видеоматериалов - Youtube.
И. А. Лебедева
Обучение будущих учителей информатики применению облачных сервисов
Информационно-коммуникационные технологии занимают значимое место в профессиональной деятельности педагога, поэтому очень важно еще на стадии подготовки будущих учителей информатики научить пользоваться доступными программными средствами для представления своих методических разработок в Сети, для общения с родителями и учащимися, для организации совместной деятельности педагога и учащихся.
Термин «облако» (cloud) используется как метафора, в основе которой лежит традиционное схематическое изображение сети Интернет в виде облака, или как образ сложной инфраструктуры, за которой скрываются все технические детали.
Облачное хранилище данных - модель онлайн-хранилища, в котором данные хранятся на многочисленных, распределённых в сети серверах, предоставляемых в пользование клиентам, в основном третьей стороной. С точки зрения клиента, облако - это один большой, виртуальный сервер.
Примерами облачных хранилищ данных являются:
• Dropbox (https://www.dropbox.com/),
• Wuala (http://www.wuala.com/),
• Диск Google (https://drive.google.com/),
• SkyDrive (http://skydrive.com/),
• Яндекс.Диск (http://disk.yandex.ru/),
142
• SugarSync (https://www.sugarsync.com/) и др.
Наиболее полный спектр возможностей такого хранилища включает:
• пространство для хранения файлов;
• неограниченный доступ к данным, в том числе, многопользовательский с разграничением прав;
• средства создания и редактирования документов;
• встраивание хранящихся документов в web-страницы и электронные письма.
Диск Google - это облачное хранилище данных с возможностью общего доступа.
Каждому пользователю бесплатно предоставляется 15 ГБ дискового пространства. При необходимости администратор может увеличивать объем до 16 ТБ на пользователя по цене от 4 долларов в месяц. Объем хранящегося файла не должен превышать 10 ГБ, на тип файлов ограничение не накладывается.
Диск Google позволяет просматривать в браузере более 30 типов файлов, включая видео, а также документы Adobelllustrator и Photoshop, даже если на устройстве пользователя не установлено соответствующее программное обеспечение.
Если устройство потеряно, украдено или повреждено, резервная копия данных хранится в облаке Google. Диск Google обеспечивает безопасность и надежность.
Документы Google - это приложение Диска Google, представляющее собой пакет продуктов, предназначенный для создания различных документов, работы над ними вместе с другими пользователями в режиме реального времени и хранения документов и других файлов в Интернете, с возможностью получить доступ к документам и файлам с любого компьютера в любой точке мира, если он подключен к Интернету.
Документы Google дают возможность создавать в режиме онлайн-редактирования файлы следующих видов: Документ, Презентация, Таблица, Форма, Рисунок.
Документ - аналог текстового документа MicrosoftWord. В документах можно применять обычное для текстовых редакторов форматирование, а также оформлять различные объекты: списки, таблицы, формулы, изображения, колонтитулы, комментарии, проверять орфографию.
Презентация является аналогом презентации MicrosoftPowerPoint. У пользователя есть возможность создавать презентации, состоящие из слайдов, вставляя в них изображения, таблицы и блок-схемы, а также настраивать эффекты перехода между слайдами и добавлять анимации в слайд.
143
Редактор таблиц - это многофункциональный инструмент для работы с таблицами, подобный табличному процессору MicrosoftExcel. Доступны стандартные функции по форматированию текста и ячеек, вставке формул и диаграмм, есть возможность автоматического сбора, обработки и публикации данных.
Форма - онлайн-форма для проведения опросов и анкетирования через Интернет. Статистика и результаты заполнения формы будут представлены в виде электронной таблицы, доступной для редактирования и анализа. Можно создавать тесты, но без учета правильных ответов, правильность ответов придется проверять «вручную».
Редактор Рисунков по своим функциям сходен с инструментами рисования MicrosoftWord. При построении изображений используются линии, фигуры текстовые поля, таблицы, различные типы линий и заливки.
Созданные с помощью Документов Google файлы хранятся на Диске Google с учетом версий, могут быть упорядочены и предоставлены другим пользователям для совместного доступа.
Для синхронизации хранилища с одной из папок на устройстве пользователя и быстрого доступа к Документам Google устанавливается приложение «Google Диск». Устройством может быть как компьютер с операционной системой Windows Vista, Windows XP, Windows 7, Windows 8, Mac OS X 10.6 (SnowLeopard), 10.7 (Lion), так и мобильное устройство или планшет на базе Android, iPhone и iPad с iOS 5.0 и выше.
Для любого объекта на Диске Google владельцем учетной записи устанавливается один из параметров доступности:
• к объекту имеет доступ только владелец;
• объект доступен пользователям, у которых есть ссылка;
• объект общедоступен в Интернете.
Совместная работа в данном сервисе дает возможность просматривать и редактировать документы одновременно с другими пользователями, а также отслеживать изменения, которые они вносят. Для организации совместной работы владелец учетной записи назначает пользователям роли Редакторов, Читателей или Комментаторов.
На наш взгляд, в подготовку будущих учителей информатики необходимо включить обучение применению сервиса Диск Google, что даст им возможность решения следующих задач:
1) задачи хранения и управления объектами Диска Google;
2) задачи создания и редактирования файлов различных видов;
3) задачи организации совместной работы с объектами Диска Google.
Приведем темы лабораторных работ.
144
1) создание аккаунта Google;
2) создание документов;
3) настройка совместного доступа;
4) ввод, редактирование и форматирование текста;
5) вставка изображений, работа с таблицами;
6) рисунок в Документе;
7) перевод документа на другой язык;
8) подготовка презентаций;
9) создание таблицы;
10) деловая графика;
11) создание формы;
12) создание рисунка.
Возможные образовательные маршруты:
• полный, включающий все перечисленные темы;
• ознакомительный, включающий темы 1,2, 3 и 4.
Обучение применению сервиса Диск Google возможно в рамках
следующих дисциплин: «Компьютерные сети, Интернет
и мультимедиа-технологии», «Информационные
и коммуникационные технологии в образовании», «Компьютерные и технологии в образовании», «Элементы дистанционного обучения», «Технология создания электронных учебных материалов», «Информационные технологии», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Использование дистанционных образовательных технологий в обучении».
Н. С. Майкова, В. С. Федотова
Возможности использования геоинформационных технологий для управления качеством земельных ресурсов с целью совершенствования земельных платежей
На современном этапе наибольшее внимание уделяется оценке земли как объекта недвижимости. В теории (А.А. Варламов, М.А. Сулин, А.С. Чешев, И.П. Фесенко) и практике (В.Н. Гончаров, Н.В. Зось-Киор, С.С. Репин, О.В. Спесивый) развиваются три направления такой оценки: рыночная, кадастровая, нормативные показатели стоимости земли (нормативная цена земли; выкупная цена земельных участков; нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных целей и др.)
Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
145