Научная статья на тему 'Обучение будущих учителей информатики применению облачных сервисов'

Обучение будущих учителей информатики применению облачных сервисов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
125
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение будущих учителей информатики применению облачных сервисов»

• Google Sites;

• Google Docs;

• Google Drive;

• Picasa;

• Youtube.

Все разделы электронной учительской и электронные портфолио педагогов создаются при помощи сервиса GoogleSites. Сервис GoogleDocs позволяет в режиме онлайн создавать и редактировать документы, в том числе - коллективно. Размещаемые в разделах материалы (тексты, презентации, электронные таблицы, архивы и т. д.) хранятся в GoogleDrive, там же настраиваются права доступа к каждому из документов. Для размещения материалов с большим количеством иллюстраций целесообразно использовать фотохо-стингPicasa, а для размещения видеоматериалов - Youtube.

И. А. Лебедева

Обучение будущих учителей информатики применению облачных сервисов

Информационно-коммуникационные технологии занимают значимое место в профессиональной деятельности педагога, поэтому очень важно еще на стадии подготовки будущих учителей информатики научить пользоваться доступными программными средствами для представления своих методических разработок в Сети, для общения с родителями и учащимися, для организации совместной деятельности педагога и учащихся.

Термин «облако» (cloud) используется как метафора, в основе которой лежит традиционное схематическое изображение сети Интернет в виде облака, или как образ сложной инфраструктуры, за которой скрываются все технические детали.

Облачное хранилище данных - модель онлайн-хранилища, в котором данные хранятся на многочисленных, распределённых в сети серверах, предоставляемых в пользование клиентам, в основном третьей стороной. С точки зрения клиента, облако - это один большой, виртуальный сервер.

Примерами облачных хранилищ данных являются:

• Dropbox (https://www.dropbox.com/),

• Wuala (http://www.wuala.com/),

• Диск Google (https://drive.google.com/),

• SkyDrive (http://skydrive.com/),

• Яндекс.Диск (http://disk.yandex.ru/),

142

• SugarSync (https://www.sugarsync.com/) и др.

Наиболее полный спектр возможностей такого хранилища включает:

• пространство для хранения файлов;

• неограниченный доступ к данным, в том числе, многопользовательский с разграничением прав;

• средства создания и редактирования документов;

• встраивание хранящихся документов в web-страницы и электронные письма.

Диск Google - это облачное хранилище данных с возможностью общего доступа.

Каждому пользователю бесплатно предоставляется 15 ГБ дискового пространства. При необходимости администратор может увеличивать объем до 16 ТБ на пользователя по цене от 4 долларов в месяц. Объем хранящегося файла не должен превышать 10 ГБ, на тип файлов ограничение не накладывается.

Диск Google позволяет просматривать в браузере более 30 типов файлов, включая видео, а также документы Adobelllustrator и Photoshop, даже если на устройстве пользователя не установлено соответствующее программное обеспечение.

Если устройство потеряно, украдено или повреждено, резервная копия данных хранится в облаке Google. Диск Google обеспечивает безопасность и надежность.

Документы Google - это приложение Диска Google, представляющее собой пакет продуктов, предназначенный для создания различных документов, работы над ними вместе с другими пользователями в режиме реального времени и хранения документов и других файлов в Интернете, с возможностью получить доступ к документам и файлам с любого компьютера в любой точке мира, если он подключен к Интернету.

Документы Google дают возможность создавать в режиме онлайн-редактирования файлы следующих видов: Документ, Презентация, Таблица, Форма, Рисунок.

Документ - аналог текстового документа MicrosoftWord. В документах можно применять обычное для текстовых редакторов форматирование, а также оформлять различные объекты: списки, таблицы, формулы, изображения, колонтитулы, комментарии, проверять орфографию.

Презентация является аналогом презентации MicrosoftPowerPoint. У пользователя есть возможность создавать презентации, состоящие из слайдов, вставляя в них изображения, таблицы и блок-схемы, а также настраивать эффекты перехода между слайдами и добавлять анимации в слайд.

143

Редактор таблиц - это многофункциональный инструмент для работы с таблицами, подобный табличному процессору MicrosoftExcel. Доступны стандартные функции по форматированию текста и ячеек, вставке формул и диаграмм, есть возможность автоматического сбора, обработки и публикации данных.

Форма - онлайн-форма для проведения опросов и анкетирования через Интернет. Статистика и результаты заполнения формы будут представлены в виде электронной таблицы, доступной для редактирования и анализа. Можно создавать тесты, но без учета правильных ответов, правильность ответов придется проверять «вручную».

Редактор Рисунков по своим функциям сходен с инструментами рисования MicrosoftWord. При построении изображений используются линии, фигуры текстовые поля, таблицы, различные типы линий и заливки.

Созданные с помощью Документов Google файлы хранятся на Диске Google с учетом версий, могут быть упорядочены и предоставлены другим пользователям для совместного доступа.

Для синхронизации хранилища с одной из папок на устройстве пользователя и быстрого доступа к Документам Google устанавливается приложение «Google Диск». Устройством может быть как компьютер с операционной системой Windows Vista, Windows XP, Windows 7, Windows 8, Mac OS X 10.6 (SnowLeopard), 10.7 (Lion), так и мобильное устройство или планшет на базе Android, iPhone и iPad с iOS 5.0 и выше.

Для любого объекта на Диске Google владельцем учетной записи устанавливается один из параметров доступности:

• к объекту имеет доступ только владелец;

• объект доступен пользователям, у которых есть ссылка;

• объект общедоступен в Интернете.

Совместная работа в данном сервисе дает возможность просматривать и редактировать документы одновременно с другими пользователями, а также отслеживать изменения, которые они вносят. Для организации совместной работы владелец учетной записи назначает пользователям роли Редакторов, Читателей или Комментаторов.

На наш взгляд, в подготовку будущих учителей информатики необходимо включить обучение применению сервиса Диск Google, что даст им возможность решения следующих задач:

1) задачи хранения и управления объектами Диска Google;

2) задачи создания и редактирования файлов различных видов;

3) задачи организации совместной работы с объектами Диска Google.

Приведем темы лабораторных работ.

144

1) создание аккаунта Google;

2) создание документов;

3) настройка совместного доступа;

4) ввод, редактирование и форматирование текста;

5) вставка изображений, работа с таблицами;

6) рисунок в Документе;

7) перевод документа на другой язык;

8) подготовка презентаций;

9) создание таблицы;

10) деловая графика;

11) создание формы;

12) создание рисунка.

Возможные образовательные маршруты:

• полный, включающий все перечисленные темы;

• ознакомительный, включающий темы 1,2, 3 и 4.

Обучение применению сервиса Диск Google возможно в рамках

следующих дисциплин: «Компьютерные сети, Интернет

и мультимедиа-технологии», «Информационные

и коммуникационные технологии в образовании», «Компьютерные и технологии в образовании», «Элементы дистанционного обучения», «Технология создания электронных учебных материалов», «Информационные технологии», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Использование дистанционных образовательных технологий в обучении».

Н. С. Майкова, В. С. Федотова

Возможности использования геоинформационных технологий для управления качеством земельных ресурсов с целью совершенствования земельных платежей

На современном этапе наибольшее внимание уделяется оценке земли как объекта недвижимости. В теории (А.А. Варламов, М.А. Сулин, А.С. Чешев, И.П. Фесенко) и практике (В.Н. Гончаров, Н.В. Зось-Киор, С.С. Репин, О.В. Спесивый) развиваются три направления такой оценки: рыночная, кадастровая, нормативные показатели стоимости земли (нормативная цена земли; выкупная цена земельных участков; нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных целей и др.)

Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.