Научная статья на тему 'Lms Moodle в сетецентрическом обучении'

Lms Moodle в сетецентрическом обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LMS / MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брезгунова Инесса, Максимов Сергей

В статье рассматриваются образовательные онлайн-платформы LMS, которые подходят для размещения учебников и создания учебных курсов, а также предлагают образовательные инструменты и услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брезгунова Инесса, Максимов Сергей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LMS MOODLE in Web-Based Education

The article discusses an on-line educational software platform that is suitable for posting tutorials and creating a full-scale training course as well as offering educational tools and services.

Текст научной работы на тему «Lms Moodle в сетецентрическом обучении»

LMS MOODLE

Эффективное использование сетевых технологий в учебном процессе требует соответствующей квалификации педагогических работников. Такая квалификация включает знание имеющихся (в сети) электронных образовательных ресурсов (ЭОР), умение адаптировать их к целям и задачам обучения, а в случае необходимости и разрабатывать недостающие учебные модули и блоки. Последнее умение приобретается большей частью в результате практического изучения той или иной сетевой программной платформы, пригодной для размещения готовых учебных материалов (чаще в виде гиперссылок на соответствующие интернет-ресурсы), создания полномасштабного учебного курса, а также способной предлагать педагогические инструменты и сервисы. В настоящее время такие программные платформы категорируются как Learning Management Systems (LMS) - системы управления обучением.

Для изучения возможностей большинства LMS можно воспользоваться готовыми открытыми решениями, что позволяет уменьшить затраты на внедрение сетевых технологий в учебный процесс, адаптировать имеющиеся ресурсы к целям и задачам обучения, упростить обмен информационными ресурсами, облегчить взаимопонимание разработчиков и пользователей. Современные LMS, как правило, не предъявляют особых требований к базовым аппаратным и про-

граммным средствам конечных потребителей и при этом предоставляют широкие возможности информационного обеспечения и организации обучения - простые и понятные не только специалистам в области ИТ.

LMS — это серверные приложения, работающие по технологиям Web 2.0 и расположенные как на учебных серверах учебного заведения, так и предлагаемые крупными сетевыми организациями и/или образовательными проектами как готовые услуги. Выбор того или иного варианта определяется экономическими возможностями, инженерно-техническим (кадровым) потенциалом учебного заведения и, в конце концов, его образовательной политикой. Готовые LMS-услуги с хостингом ЭОР на внешнем сервере позволяют существенно снизить материально-технические затраты на локальное развертывание и поддержание LMS в работоспособном состоянии. Чаще всего к таким решениям не готово руководство из-за боязни утраты контроля над «собственными» ЭОР учебного заведения. Заметим, однако, что почти все электронные ресурсы, как и большинство традиционных, имеют компилятивный, открытый характер. При их хостинге на платформах LMS обычно имеются также ограничения на объем бесплатно размещаемых ЭОР (за большие объемы взимается плата, которая, однако, чаще всего является достаточно символической — эти затраты всегда следует сравнивать с альтерна-

м

Инесса Брезгунова,

доцент кафедры информационных технологий в образовании Республиканского института высшей школы, кандидат педагогических наук

Сергей Максимов,

заведующий кафедрой информационных технологий в образовании РИВШ, кандидат технических наук, доцент

тивои — стоимостью содержания собственной LMS).

В Республиканском институте высшей школы (РИВШ) для изучения технологий организации и информационного обеспечения сетевого обучения начиная с 2003 г. используется свободная LMS Moodle [4]. Многолетняя практика работы в этой среде показала, что это легко настраиваемая, надежная система, а главное — эффективно изучаемая за короткий период времени (программа рассчитана на 72 академических часа).

LMS Moodle разработана под эгидой ЮНЕСКО, распространяется бесплатно как проект Open Source с лицензией GNU GPL (разрешается копировать, модифицировать и распространять программный код). Уже создано 16 основных версий системы с сохранением преемственности снизу вверх. LMS Moodle постоянно совершенствуется и послужила прототипом для многих современных LMS, которыми пользуется множество учебных заведений во всем мире. По сути, это одна из «стандартных» мировых LMS. Загрузка последних версий Moodle доступна с сайта https://moodle.org.

Как серверное приложение LMS Moodle — многоплатформенная система (с любым программным обеспечением, поддерживающим язык PHP, сервер базы данных MySQL и веб-сервер Apache). Клиенты LMS Moodle, работающие через веб-интерфейс, могут использовать любой доступный браузер - Internet Explorer, Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera и др.

Рассмотрим ЬМ8 МооШе с академической точки зрения, то есть в понятиях и категориях организации и информационного обеспечения современного учебного процесса.

Клиенты-пользователи сетевой учебной платформы на базе ЬМ8 МооШе могут быть отнесены (зарегистрированы) к одной из следующих категорий: администратор, преподаватель-разработчик курса, преподаватель-тьютор, студент, гость.

Администратор, подобно диспетчеру деканата, осуществляет управление базами данных пользователей, учебных курсов и их разделов, резервными копиями ЭОР. Преподаватель - разработчик курса создает электронные ресурсы курса, организует, осуществляет обучение, используя педагогический инструментарий ЬМ8 МооШе (тезаурусы, задания, тесты и др.). Преподаватель-тьютор проводит занятия, но не может вносить коррективы в контент курса. Студенту доступно лишь обучение с обратной связью: просмотр учебных материалов, участие в форумах и чатах, выполнение тестов, заданий, занятий, просмотр своих оценок. Гостю позволяется обычно только выборочный просмотр некоторых ЭОР с целью ознакомления.

Курс — основная учебная единица в ЬМ8 МооШе. Система допускает несколько форматов представления учебного контента, основные из них — недельный и тематический. Первый подходит для привязки курса к реальному расписанию занятий, второй — для создания интерактивных электронных учебников без фиксации сроков обучения. В любом случае курс разбивается на элементарные блоки-разделы (учебные недели или темы). С каждым из них связываются определенные ЭОР и педагогические инструменты (элементы).

Типовой компонентный состав строения курса, создаваемого в ЬМ8 МооШе, представлен на рис.

Для подготовки учебных текстов в МооШе в ряде случаев не требуется никакого дополнитель-

Информационные технологии

ного программного обеспечения. Так, внутренние инструменты Moodle позволяют разрабатывать ресурсы типа «Текстовая страница» (текст с минимальным форматированием: преобразование веб-адресов в ссылки, смайликов — в графические эквиваленты), «Веб-страница» (отформатированный текст с таблицами, изображениями, гиперссылками и др.) и «Пояснение» (текст, который расположен непосредственно на главной странице курса). Есть также возможность вставки в учебный текст формул, подготовленных с использованием синтаксиса ТеХ.

Уже готовые ЭОР, созданные и сохраненные в виде файлов, например текстового процессора Microsoft Word, электронных таблиц Microsoft Excel, программы подготовки презентаций Microsoft PowerPoint и др., размещаются в курсе еще проще — они копируются в базу данных LMS Moodle с помощью ее встроенных сервисов — «Ссылка на файл или веб-страницу» или «Ссылка на каталог», если ЭОР представлены несколькими тематическими файлами. Необходимо лишь помнить о том, что для просмотра таких материалов клиентам может понадобиться дополнительное программное обеспечение. Поэтому по возможности не следует использовать учебные файлы, созданные в специфических малораспространенных программных продуктах. Ресурсы большого информационного объема, например полные видеолекции, необходимо размещать на внешних серверах (например, в облачных хранилищах), так как LMS Moodle, как и большинство подобных систем, имеет определенные ограничения на размер загружаемых файлов.

В рамках любого электронного курса вполне допустимы корректные, с точки зрения педагогической этики, ссылки на внешние сайты с ЭОР других авторов, реализуемые через сервис «Ссылка на файл или веб-страницу». Однако при этом преподавателю необходимо

Г Курс Moodle 1

1 Ресурсы Элементы

1 1 1 1

Создаются

средствами

Moodle

Веб-страница

Пояснение

Создаются вне

Moodle

Ссылка на файл или веб-страницу

Ссылка на каталог

Рабочая тетрадь

■■■■■■■ Организация индивиду-

Тест

ального общения

Опрос «^подаватель -студент»

Лекция Форум

Организация Чат совместной деятельности «препода-Wiki ватель ------- студенты»

Глоссарий

периодически их тестировать, поскольку внешний ресурс может изменить адрес или контент, или прекратить существование.

ЬМ8 МооШе создавалась как среда для деятельностного обучения, ее идеология построена на принципах социального конструктивизма [1, 2]. Поэтому эффективный курс на этой платформе (и на большинстве других ей подобных!) может и должен содержать элементы, которые нацелены на взаимодействие обучаемых с преподавателем, попарно друг с другом или в группах. Это образовательные форумы, чаты, электронные уроки, семинары, составление глоссариев, а также такие формы контроля, как тесты, задания, опросы. Собственно, работа с такими элементами и именно в таких формах оценивается, в конечном счете, системой или преподавателем курса.

Учебная деятельность в ЬМ8 МооШе может быть организована как индивидуальная или как групповая. Для первой используется электронная почта, а также элемент «Рабочая тетрадь», где обучаемый может делать записи, доступные только преподавателю курса. Объявления, групповые консультации или дискуссии в асинхронном режиме можно проводить с помощью директории

Рис. 1.

Компоненты курса Moodle

о

X X

5

X

1 эти хостинги на данный момент не принимают новых регистрантов, загруженные курсы доступны

Таблица. Хостинг курсов Moodle

о

X X

5

X

«Форум». Общаться и дискутировать в режиме реального времени позволяет «Чат». Заметим, что с педагогической точки зрения в нем целесообразнее беседовать малыми группами, поскольку общение с большим количеством участников достаточно сложно организовывать, контролировать и направлять.

Для работы с рефератами, курсовыми используют элемент «Задание». Здесь же можно поставить задачу с требованием подготовить ответ в электронном виде в определенном формате. Загруженные студентом файлы доступны для просмотра, рецензирования и проверки преподавателем.

Для выяснения реакции студентов на качество организации, подбора тем, контента и т.п. можно применять элемент «Опрос», позволяющий задать вопрос с выбором одного или нескольких заранее сформулированных ответов.

Одной из важнейших составляющих любой формы обучения является контроль знаний. В сетевом курсе на платформе ЬМ8 МооШе он реализуется с помощью педагогического элемента «Тест», который может содержать вопросы различных типов: закрытые с единичным или множественным выбором, альтернативные, открытые, вопросы на соответствие и др. При этом возможен случайный их выбор при предъявлении одного и того же теста разным студентам - таким образом, каждый из них отвечает на свой уникальный набор вопросов. За счет такой выборки осуществляется проверка знаний по всему предмету.

Групповые учебные действия (проекты) в курсе могут быть организованы с использованием элемента «*ШкЬ> - совместная работа с документами, при составлении глоссария (связывание термина с его определением в учебном ресурсе или в его элементе), по рецензированию словарной статьи.

Специфической для многих электронных систем, в том числе и для ЬМ8 МооШе, является подсистема контроля логов — отчетов об активности пользователей (журнала регистрации времени посещения курса, просматриваемых элементов и др.). Этот сервис также эффективен для оценки качества ЭОР и учебного процесса в целом.

По мнению большинства педагогических работников, повысивших в Республиканском институте высшей школы квалификацию по образовательным программам «Разработка электронных учебных материалов для дистанционного обучения» и «Технологии разработки электронных учебных материалов», ЬМ8 МооШе может применяться в существующих формах обучения и реально способствует внедрению современных образовательных инноваций [3].

Отметим, что крупными сетевыми интернет-компаниями и образовательными проектами массово развиваются и предлагаются сервисы, предоставляющие свободный доступ к МооШе-подобным ЬМ8, размещенным на удаленных серверах. Часть их мощности выделяется на хостинг - собственно функционирование сетевой учебной платформы, а часть (дискового пространства) предоставляется разработчику для хранения ЭОР.

«Платой» за использование такого рода сервисов может быть размещение рекламных баннеров в курсе или требование открытого доступа к ЭОР. Например, в хостинге LMS Moodle на сервере европейского образовательного проекта Socrates преподавателей просят не удалять и не скрывать созданные курсы, так как «знания являются наследием всего человечества». Список адресов (далеко не полный) и характеристик хостинга LMS Moodle, где возможна самостоятельная регистрация преподавателей и студентов, представлен в табл. [S].

Как альтернативу LMS Moodle можно использовать и другие сетецентрические LMS с открытым доступом, которые представлены, например, на Google Web Store. Так, система Haiku (www.myhaikuclass.com) также обладает достаточно широким спектром возможностей: создание ЭОР посредством внутренних инструментов системы, загрузка готовых файлов, средства общения, форумы, задания, тесты и др. В случае, если преподаватель занял незначительный объем дискового пространства и регистрирует сравнительно небольшое количество пользователей (до 2 Гб и до 37S пользователей не более чем в S курсах), доступ к системе является бесплатным. В противном случае взимается небольшая сумма (от S до 30 долл. в месяц в зависимости от объема и массовости курса).

В любом случае, изучение широко распространенной LMS Moodle дает педагогическим работникам неоценимый опыт создания собственных ЭОР и позволяет им успешно конкурировать на расширяющемся рынке инновационных образовательных услуг.

Литература

1. Pedagogy - MoodleDocs. http://docs.moodle.org/25/en/ Pedagogy#Interactíon_between_tools, 21.07.2013.

2. Андреев A.B., Андреева C.B., Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. - Таганрог, 2008.

3. Максимов СИ. К сетецентрическому обучению // Наука и инновации. 2013, №8.

4. Программная платформа LMS Moodle: учеб.-метод. пособие / И.В. Брезгунова, СИ. Максимов, В.М. Шульганова; под ред. СИ. Максимова. - Мн., 2010.

5. Moodle News. - http://www.moodlenews. com/col lectíons/hostíng/21.07.2 013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.