Научная статья на тему 'Разработка моделей описания предметной области предприятия в социальных и экономических системах'

Разработка моделей описания предметной области предприятия в социальных и экономических системах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
189
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ARIS / МЕТОДОЛОГИЯ / ORGANIZATIONAL CHART / COMMUNICATIONS DIAGRAM / VALUE-ADDED CHAIN DIAGRAM / CAUSE-AND-EFFECT DIAGRAM / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Романова Е.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З.

Любой анализ состояния предметной области начинается с выстраивания соответствия бизнес-процессов бизнес-стратегии организации. Наличие общего семантического и синтаксического описания результатов такой работы важное условие. Существующие сейчас информационные средства моделирования позволяют всесторонне рассматривать складывающуюся структуру работ на предприятии или в организации. Статья посвящена анализу диаграмм методологии ARIS на примере cause-and-effect diagram, value-added chain diagram, communications diagram, organizational chart. Приведены новые подходы к их разработке, шаблоны, которые позволят аналитикам и проектировщикам проводить эффективный анализ предметной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Романова Е.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of models to describe the subject of the enterprise in the field of social and economic systems

This article analyzes the ARIS methodology diagram of an example of diagrams: Cause-and-Effect Diagram, Value-added Chain Diagram, Communications diagram, Organizational Chart. Present new approaches to the development of diagrams, templates that allow analysts and designers to carry out an effective analysis of the subject area. Any study begins with an analysis of business processes and their compliance with business strategy as a whole. Of special importance is the presence of a common language perception of the current and final results of this work to make an informed management decision. The basis for the efficient management of the organization is a formalized description of its business processes, which is necessary for the analysis of «bottlenecks», the transfer of accumulated skills, standardization activities, audits, benchmarking. If business processes are not regulated, which means that work is being done on the basis of established rules and regulations, which are kept in the minds of employees. If such an arrangement is inevitable loss of various types of resources: financial, material, labor, time, and others. The company has an effective method of regulation is the most important factor in the success of any project.

Текст научной работы на тему «Разработка моделей описания предметной области предприятия в социальных и экономических системах»

Е. В. Романова, Московский технологический университет, e.romanova@itsmforum.ru Т. Б. Новикова, канд. пед. наук, доцент, МГТУ им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск, tglushenko_2184@mail.ru Л. З. Давлеткиреева, канд. пед. наук, доцент, МГТУ им. Г. И. Носова,

г. Магнитогорск, ldavletkireeva@mail.ru

Разработка моделей описания предметной области предприятия в социальных и экономических системах

Любой анализ состояния предметной области начинается с выстраивания соответствия бизнес-процессов бизнес-стратегии организации. Наличие общего семантического и синтаксического описания результатов такой работы — важное условие. Существующие сейчас информационные средства моделирования позволяют всесторонне рассматривать складывающуюся структуру работ на предприятии или в организации. Статья посвящена анализу диаграмм методологии ARIS на примере cause-and-effect diagram, value-added chain diagram, communications diagram, organizational chart. Приведены новые подходы к их разработке, шаблоны, которые позволят аналитикам и проектировщикам проводить эффективный анализ предметной области.

Ключевые слова: ARIS, методология, organizational chart, communications diagram, value-added chain diagram, cause-and-effect diagram.

Введение

Любое обследование компании начинается с анализа бизнес-процессов, их соответствия стратегии развития бизнеса в целом. Особую значимость приобретает наличие общего языка восприятия текущих и окончательных результатов такой работы для принятия взвешенного управленческого решения. Основа эффективного управления организацией — формализованное описание ее бизнес-процессов, необходимое для анализа «узких мест», передачи накопленных навыков, стандартизации деятельности, проведения аудитов, бенчмар-кинга [1-5]. Если бизнес-процессы не регламентированы, значит, работа ведется на основе устоявшихся в умах сотрудников норм и правил. При такой организации работы неизбежны потери различных видов ресурсов:

финансовых, материальных, трудовых, временных и др.

Наличие в компании эффективной методики регламентации — важнейший фактор успеха любого проекта. Многие годы для аналитиков, проектировщиков, постановщиков задач таким языком являются методологии моделирования бизнес-процессов IDEF0, IDEF3, DFD, диаграммы К. Исикавы, дерево отказов, еЕРС и др. В данной статье мы подробнее остановимся на диаграммах organizational chart, communications diagram, value-added chain diagram, cause-and-effect diagram [6-8].

Модели описания предметной области

Карта целей (cause-and-effect diagram) BSC предназначена для построения стратегических

ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА / JOURNAL OF APPLIED INFORMATICS

[ Vol. 11. No. 6 (66). 2016 ] _

Рис. 1. Шаблон «Стратегическая карта для предприятия, которое производит собственную

продукцию»

Fig. 1. Template «strategic map for the company, which manufactures its own products»

карт. С помощью данной диаграммы можно описать различные стратегии компании исходя из требуемого количества перспектив. На сегодняшний день данная диаграмма — одна из наиболее популярных [9-13]. Нами проведено исследование, в результате которого были разработаны шаблоны «Стратегическая карта для предприятия, которое производит собственную продукцию» (рис. 1) и «Стратегическая карта для предприятия, которое закупает и перепродает продукцию» (рис. 2).

Рассмотрим подробнее пример модели стратегической карты на рис. 3.

Далее рассмотрим диаграмму бизнес-процессов верхнего уровня (value-added chain diagram — VAD), которая является прототипом классического DFD-стандарта и используется для описания бизнес-процессов верхнего уровня. Дополнительным отличием данной и других процессных моделей является то, что информационные и материальные потоки на схеме VAD изображаются не стрелками, а объектами. При этом для каждого типа потока используется свой объект [14; 15]. На модели VAD методоло-

гии ARIS в отличие от классического подхода также используются логические связи между работами, позволяющие отобразить логическую последовательность выполнения работ (рис. 4). В данной статье приводится усовершенствованный пример разработки диаграммы VAD по результатам исследований, проведенных в области моделирования.

Далее рассмотрим усовершенствованный пример разработки диаграммы взаимодействия (communications diagram — CD). CD отображает следующие взаимодействия: между сотрудниками рассматриваемого отдела; между сотрудниками рассматриваемого отдела и сотрудниками других отделов; между сотрудниками рассматриваемого отдела и отделами или компаниями; между отделами; между компаниями и т. д. Примеры диаграммы CD представлены на рис. 5 и 6.

Далее перейдем к рассмотрению организационной диаграммы (organizational chart — ОС). OC — схема иерархии отчетности, которая обычно используется для отображения отношений между сотрудни-

Рис. 2. Шаблон «Стратегическая карта для предприятия, которое закупает и перепродает продукцию»

Fig. 2. Template «strategic map for the company, which buys and resells the products»

Рис. 3. Модель BSC Fig. 3. Model BSC

Рис. 4. Диаграмма VAD Fig. 4. Diagram VAD

Рис. 5. Диаграмма CD (вариант а)

Fig. 5. Diagram CD (variant а)

Рис. 6. Диаграмма CD (вариант б)

Fig. 6. Diagram CD (variant b)

ками, должностями и группами. Организационные диаграммы могут быть как простыми схемами, как показано на следующем примере, так и большими и сложными на основе сведений из внешнего источника данных. Фигуры организационной диаграммы могут отображать основные сведения, например имя и должность, или подробные сведения, например отдел и учетный отдел. К фигурам организационной диаграммы можно даже добавлять рисунки. Рассмотрим усовершенствованный пример разработки ОС на рис. 7.

Заключение

Материал, представленный в данной статье, может быть апробирован в деятельности аналитиков, проектировщиков,

Рис. 7. Диаграмма ОС Fig. 7. Diagram ОС

разработчиков, что непосредственно облегчит работу по обследованию предметной области.

Список литературы

1. Петеляк В. Е. Структура результатов интеллектуальной деятельности вузов, вкладываемых в уставной капитал малых инновационных предприятий // Современные проблемы науки и образования: материалы LI Внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ; Министерство образования и науки Российской Федерации; ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» / под ред. М. Г. Абрамзона, Н. И. Платонова. Магнитогорск: изд-во Магнитогорского гос. ун-та, 2013. С. 117-118.

2. Курзаева Л. В., Овчинникова И. Г., Белоусова И. Д. К вопросу о формировании требований к результатам обучения ИТ-специалистов в системе непрерывного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С. 174.

3. Курзаева Л. В. Опыт разработки адаптивной системы управления качеством профессионального образования (на примере отрасли ИТ) // Новые информационные технологии в образовании. Мат-лы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. С. 460-465.

4. МахмутоваМ. В. Интеграция традиционной и дистанционной технологий обучения в образовательной среде подготовки специалиста в университете // Электротехнические системы и комплексы. 2015. № 1 (26). С. 43-47.

5. Давлеткиреева Л. З. Профессиональная подготовка будущих ИТ-специалистов в рамках информационно-предметной среды: учеб.-метод. пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2006. — 86 с.

6. Назарова О. Б. Реализация принципа преемственности в построении учебных курсов специальности Прикладная информатика (в экономике) на основе Case-технологий // Фундаментальные исследования. 2007. № 6. С. 46.

7. Масленникова О. Е. Информационная система управления как ядро информационной инфраструктуры современного образовательного учреждения // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2010. № 8. С. 47-51.

8. Назарова О. Б.,Масленникова О. Е., Новикова Т. Б., Давлеткиреева Л. З. Преемственность дисциплин кафедры по направлению «Прикладная информатика» и межпредметная координация как фактор повы-

шения эффективности образовательного процесса // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Мат-лы 73-й международной научно-технической конференции; под ред. В. М. Ко-локольцева. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. Т. 2. № 1. С. 145-148.

9. Гаврилова И. В, Новикова Т. Б., Петеляк В. Е, Назарова О. Б., Агдавлетова А. М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах // Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 247-251.

10. Назарова О. Б, Масленникова О. Е, Давлеткиреева Л. З. Формирование компетенций специалиста в области информационных систем с привлечением вендоров // Прикладная информатика. 2013. № 2 (44). С. 49-56.

11. Назарова О. Б. Компетентность преподавателя при организации процесса компьютерной подготовки школьников на основе принципа преемственности // Научные труды SWorld. 2008. Т. 18. № 1. С. 29-33.

12. Давлеткиреева Л. З., Назарова О. Б. Методические механизмы эффективности подготовки ИТ-специалистов вуза при переходе от процесса обучения к учению с применением комплекса профессионально-направленных задач // Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сб. избранных трудов VI Международной научно-практической конференции; под ред. проф.

B. А. Сухомлина. М.: ИНТУИТ. РУ. 2011. № 7.

C. 133-140.

13. Келейникова В. А., Романова Е. В. Построение информационно-аналитических систем на основе BSC и KPI // Экономика, статистика, информатика. Вестник УМО. 2008. № 3. С. 68-72.

14. Масленникова О. Е. Анализ современного состояния исследований по проблеме разработки региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров // Современные информационные технологии и ИТ-образование: Сб. избранных трудов IX Международной научно-практической конференции; под ред. проф. В. А. Сухомлина. М.: ИНТУИТ. РУ 2014. № 10. С. 639-650.

15. Требования к выпускной квалификационной работе студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)»: методические рекомендации (Назарова О. Б., Масленникова О. Е., Махмутова М. В., Белоусова И. Д., Давлеткиреева Л. З., Попова И. В., Новикова Т. Б., Удотов А. С.) // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 3. С. 13-14.

References

1. Peteljak V. E. Struktura rezul'tatov intellektual'noj dejatel'nosti vuzov, vkladyvaemyh v ustavnoj capital malyh innovacionnyh predprijatij [The structure of intellectual property of universities invested in the authorized capital of the small innovative enterprises]. Materialy of 41 Vnutrivuzovskoj nauch. konf. Prepoda-vatelej MaGU «Sovremennye problemy nauki i obra-zovanija» — Proc. 41th Int. scientific conf. of teachers MaSU «Modern problems of science and education». Ed. by M. G. Abramzona, N. I. Platonova. Magnitogorsk, Magnitogorsk State University Pabl., 2013, pp. 117-118.

2. Kurzaeva L. V., Ovchinnikova I. G., Belousova I. D. K voprosu o formirovanii trebovanij k rezul'tatam obu-chenija IT-specialistov v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija [On the formation of the requirements for the results of the training of IT specialists in the system of continuing professional education]. Sovremennye Problemy Nauki i Obrazovani-ja, 2013, no. 4, p. 174.

3. Kurzaeva L. V. Opyt razrabotki adaptivnoj sistemy up-ravlenija kachestvom professional'nogo obrazovanija (naprimereotrasli IT) [Experience in developing adaptive control system of quality of vocational education (for example, the IT industry)]. Materialy 8Mezhdun-arodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Novye in-formacionnye tehnologii v obrazovanii» — Proc. 8th International Scientific and Practical Conf. «New information technologies in education». Ekaterinburg, 2015, pp. 460-465.

4. Mahmutova M. V. Integration of traditional and distance learning technologies in the educational environment of specialist training at the university. Jelek-trotehnicheskie Sistemy i Kompleksy — Electrotechni-cal systems and complexes. Magnitogorsk, Publishing house of Nosov Magnitogorsk State Technical University, 2015, pp. 43-47 (in Russian).

5. Davletkireeva L. Z. Professional'naja podgotovka budushhih IT-specialistov v ramkah informacionno-predmetnoj sredy: ucheb.-metod. posobie [Professional training of future IT professionals within the information-subject environment: a training textbook]. Magnitogorsk, MaGU Pabl., 2006. 86 p.

6. Nazarova O. B Realizacija principa preemstvennosti v postroenii uchebnyh kursov special'nosti prikladnaja informatika (v jekonomike) na osnove Case-tehnologij [The implementation of the principle of continuity in building courses in Applied Informatics (in economy) based on the Case]. Fundamental'nye Issledovanija, 2007, no. 6, pp. 46.

7. Maslennikova O. Y. Information management system as the information infrastructure kernel of modern ed-

ucational institution. Vestnik Komp'juternyh i Informa-cionnyh Tehnologij—Herald of computer and information technologies. Scientific, technical and production monthly journal, 2010, no. 8, pp. 47-51 (in Russian).

8. Nazarova O. B., Maslennikova O. E., Novikova T. B., Davletkireeva L. Z. Preemstvennost' discipline kafedry po napravleniju «Prikladnaja informatika» I mezhpred-metnaja koordinacija kak factor povyshenija jeffek-tivnosti obrazovatel'nogo processa [The succession of disciplines in «Applied Computer Science» and interdisciplinary coordination as a factor in increasing the efficiency of the educational process].Materialy 73 mezh-dunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konf. «Aktual'nye problemy sovremennoj nauki, tehniki i obrazovanija» [Proc. 73rd International Scientific Conference «Actual problems of modern science, technology and education»]. Ed. by. V. M. Kolokoltseva. Magnitogorsk: Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova Pabl., 2015, vol. 2, no. 1, pp. 145-148.

9. Gavrilova I. V., Novikova T. B., Peteljak V. E., Nazarova O. B., Agdavletova A. M. Sovershenstvovanie metodov postroenija prichinno-sledstvennyh diagram dlja reshenija zadach upravlenija v organizacionnyh sistemah [Improved methods for constructing causal diagrams to solve problems in the management of organizational systems]. Fundamental 'nye Issledovanija, 2015, vol. 2, no. 8, pp. 247-251.

10. Nazarova O. B., Maslennikova O. E., Davletkiree-va L. Z. Forming IT-professional competence with a help of vendors. Prikladnaya Informatika — Journal of Applied Informatics, 2013, no. 2, pp. 49-56 (in Russian).

11. Nazarova O. B. Kompetentnost' prepodavatelja pri orga-nizacii processa komp'juternoj podgotovki shkol'nikov na osnove principa preemstvennosti [Competence of teachers in the organization of computer training school based on the principle of continuity]. Nauchnye Trudy SWorld, 2008, vol. 18, no. 1, pp. 29-33.

12. Davletkireeva L. Z., Nazarova O. B. Metodicheskie me-hanizmyj effektivnosti podgotovki IT-specialistov vuza pri perehode ot processa obuchenija k ucheniju s prim-eneniem kompleksa professional'no-napravlennyh za-dach [Methodical mechanisms for effective training of IT professionals in the transition from university education to the teaching process using a set of professionally-designed tasks]. Sbornikizbrannykh trudov 6Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovre-mennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie» [Proc 9th International scientific-practical conf. «Modern information technology and IT education»]. Ed. by V. A. Suhomlina, Moscow, INTUIT. RU Pabl., 2011, no. 7, pp. 133-140.

13. Keleynikova V. A., Romanova E. V. Postroenie infor-matsionno-analititcheskih system na osnove BSC i KPI

[Construction of information-analytical systems on the basis of BSC and KPI]. Economic, statistic, informatics. Vestnik UMO, 2008, no. 3, pp. 68-72.

14. Maslennikova O. E. Analiz sovremennogo sostojanija issledovanij po probleme razrabotki regional'noj mod-eli individual'noj traektorii professional'nogo razvitija bakalavrov I magistrov [An analysis of the current state of research on the development of a regional model of professional development individual trajectory of bachelors and masters]. Sbornik izbrannykh trudov 9Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovre-mennye informacionnye tehnologiii IT-obrazovanie» [Proc 9th International scientific-practical conf. «Mod-

ern information technology and IT education»]. Ed. by V. A. Suhomlina, Moscow, INTUIT. RU Pabl., 2014, no. 10, pp. 639-650.

15. Trebovanija k vypusknoj kvalifikacionnoj rabote stu-dentov special'nosti 080801 «Prikladnaja informatika (v jekonomike)»: metodicheskie rekomendacii [Requirements for the final qualifying work of the students of specialty 080801 «Applied Informatics (in Economics)»: guidelines]. Nazarova O. B., Maslennikova O. E., Mahmutova M. V., Belousova I. D., Davletkireeva L. Z., Popova I. V., Novikova T. B., Udotov A. S. Mezhdun-arodnyj Zhurnal Jeksperimentalnogo Obrazovanija, 2010, no. 3, pp. 13-14.

E. Romanova, Moscow Тechnoloдical University, Moscow, Russia, e.romanova@itsmforum.ru T. Novikova, PhD in Pedagogical, Associate Professor; Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia, tglushenko_2184@mail.ru

L. Davletkireeva, PhD in Pedagogical, Associate Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia, ldavletkireeva@mail.ru

Development of models to describe the subject of the enterprise in the field of social and economic systems

This article analyzes the ARIS methodology diagram of an example of diagrams: Cause-and-Effect Diagram, Value-added Chain Diagram, Communications diagram, Organizational Chart. Present new approaches to the development of diagrams, templates that allow analysts and designers to carry out an effective analysis of the subject area. Any study begins with an analysis of business processes and their compliance with business strategy as a whole. Of special importance is the presence of a common language perception of the current and final results of this work to make an informed management decision. The basis for the efficient management of the organization is a formalized description of its business processes, which is necessary for the analysis of «bottlenecks», the transfer of accumulated skills, standardization activities, audits, benchmarking. If business processes are not regulated, which means that work is being done on the basis of established rules and regulations, which are kept in the minds of employees. If such an arrangement is inevitable loss of various types of resources: financial, material, labor, time, and others. The company has an effective method of regulation is the most important factor in the success of any project.

Keywords: ARIS, methodology, organizational chart, communications diagram, value-added chain diagram, cause-and-ef-fect diagram.

About authors:

E. Romanova, Honorary Worker of Higher Education T. Novikova, PhD in Pedagogical, Associate Professor L. Davletkireeva, PhD in Pedagogical, Associate Professor For citation:

Romanova E., Novikova T., Davletkireeva L. Development of models to describe the subject of the enterprise in the field of social and economic systems. Prikladnaya Informatika — Journal of Applied Informatics, 2016, vol. 11, no. 6 (66), pp. 25-32 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.