УДК 372.881.111.1
Doktorov A.A., 10h-grader, Specialized Educational and Scientific Center, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: hairontv@gmail.com
Sidorova A.A., student, Institute of Foreign Philology and Regional Studies, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: aita6813@gmail.com
Dmtrieva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: oksanadm2006@mail.ru
DEVELOPMENT OF A MOBILE APPLICATION FOR LEARNING ENGLISH BASED ON THE TALE OF KOLYMANA. The task of the research is to develop a mobile app for English learners from the age of 7 to 12, which is based on a self-written fairytale about polar bear Kolymana. This fairytale will bring attention to problems of the Arctic region of the Republic Sakha (Yakutia), like the change of climate and consequent extinction of rare animals. The hypothesis of the research is laid on the idea that the new app will help children not only improve their English level, but will also expand their knowledge on problematic topics. In the study, there is a survey on the usage of language learning mobile apps among school students of Republic Sakha (Yakutia). Future mobile app's analogs are analyzed due to their contents and features. Thanks to this, the researchers are able to find peculiarities of their mobile app for English learners. It is decided that the app would consist of a fairytale reading mode, games for self-checking and a user's dictionary.
Key words: mobile application, English, development, Arctic, problems of Arctic region, tale of Kolymana, rare animals, climate change
А.А. Докторов, ученик 10 класса Специализированного учебно-научного центра - Университетского лицея Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: hairontv@gmail.com
А.А. Сидорова, студент, институт зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: aita6813@gmail.com
О.Н. Дмитриева, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: oksanadm2006@mail.ru
РАЗРАБОТКА МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ СКАЗКИ О КОЛЫМАНЕ
Целью данного исследования является разработка мобильного приложения для изучающих английский язык в возрасте от 7 до 12 лет, основанного на сказке собственного сочинения о белой медведице Колымане. Эта сказка привлечет внимание к таким проблемам Арктического региона Республики Саха (Якутия), как изменение климата и связанное с этим исчезновение редких животных. Гипотеза исследования заложена в том, что новое приложение поможет детям не только повысить уровень владения английским языком, но и расширит их знания по проблемным темам Арктики. В ходе исследования был проведен опрос по использованию мобильных приложений для изучения языков среди школьников Республики Саха (Якутия). Затем были проанализированы будущие аналоги мобильных приложений по их содержанию и функциям. Благодаря этому мы смогли найти особенности нашего мобильного приложения для изучающих английский язык. Было решено, что приложение будет состоять из режима чтения сказок, игр и упражнений для самопроверки и пользовательского словаря.
Ключевые слова: мобильное приложение, английский язык, сказка, разработка, Арктика, редкие животные, изменение климата
В нынешнее время владение иностранным языком является не только популярной тенденцией, а требованием современного мира. Если в начале этого столетия люди не часто оказывались в ситуации, где надо взаимодействовать с помощью иностранных языков в повседневной жизни, то сейчас все изменилось благодаря непрерывному процессу глобализации. По этой причине изучение иностранных языков - обязательная часть образовательных программ школ по всему миру Несмотря на то, что в российской системе образования уделяется большое количество академических часов на изучение иностранных языков, оказывается так, что предоставляемого количества часов обучающимся может быть недостаточно. Причины возникновения таких ситуаций могут быть различны. Например, у обучающегося возникает высокий интерес к языку по сравнению с одноклассниками либо, наоборот, обучающийся не успевает за одноклассниками. В таком случае начинается поиск дополнительных материалов и различных способов для более углубленного освоения языка.
На сегодняшний день одним из новейших способов изучения иностранных языков является использование информационных технологий, которые отлично внедряются в нашу повседневную жизнь. Поэтому значительно выросла степень популярности языковых мобильных приложений, которые могут обучать с нулевого уровня владения языком, давать дополнительные материалы для чтения, объяснять грамматический материал и др. В дополнение, такие языковые приложения могут быть направлены на какую-либо определенную тематику Данная статья посвящена актуальной проблеме создания педагогических программных средств. Создание мобильного приложения для изучения иностранного языка является вызовом современной жизни.
Следуя от вышесказанного, было решено создать мобильное приложение по изучению английского языка на основе сказки о белой медведице Колыма-не, которая рассчитана на школьников начальных классов. Новизной работы является сказка о белой медведице Колымане, на основе которой создается это мобильное приложение. Тема Арктики, затронутая в сказке актуальна как в Республике Саха (Якутия), так и по всему миру Тем самым приложение будет направлено не только на повышение уровня английского языка, но и на проблему изменения климатических условий районов Арктики и исчезновения арктических животных, т. е. данное приложение имеет междисциплинарный подход в обучении языкам. Практическая значимость исследования заключается в том, что новое приложение поможет детям не только повысить уровень владения английским языком, но и расширит их знания по проблемным темам экологического содержания. Приложение может быть использовано как вспомогатель-
ное средство учащимися начальных классов при изучении английского языка. В ходе исследования был проведен опрос по использованию мобильных приложений для изучения языков среди школьников Республики Саха (Якутия). Затем были проанализированы будущие аналоги мобильных приложений по их содержанию и возможностям. Благодаря этому мы смогли найти особенности нашего мобильного приложения для изучающих английский язык. Было решено, что приложение будет состоять из режима чтения сказок, игр для самопроверки и пользовательского словаря.
Гипотеза исследования заключается в том, что созданное мобильное приложение для изучения английского языка будет эффективным не только для улучшения иноязычных навыков, но и полезным для расширения общего кругозора детей, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) и России.
Цель исследования: анализ существующих мобильных приложений и разработка мобильного приложения для изучения английского языка на основе сказки о Колымане.
Задачи:
1. Провести опрос среди обучающихся общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия) с целью выявления потребности использования мобильных приложений для изучения языков.
2. Провести анализ по выявлению преимуществ и недостатков среди существующих мобильных приложений по изучению иностранных языков.
3. Разработать прототип приложения на основе сказки о Колымане.
Методы исследования: анализ теоретической литературы, сравнительный
метод для выявления наиболее удобных мобильных приложений для изучения языка, экспериментальный метод с созданием собственного приложения с целью проверки гипотезы.
Прежде всего, определимся с термином «мобильное приложение». Под мобильными приложениями будем понимать программы, созданные специально для мобильных телефонов, смартфонов, коммуникаторов, планшетных ПК и других. Мобильные приложения разрабатываются с учетом конкретной платформы, например, IOS, Android, Windows Phone [1].
Также в открытых источниках приводятся такие понятия, как «Мобильное приложение - это программное обеспечение, функциональный веб-продукт, который специально разрабатывается на основе возможностей современных гаджетов»; «Мобильное приложение (калька с англ. «Mobile application») или приложение для мобильных устройств, также может встречаться в обиходе под
названиями сетевое приложение, онлайн- или офлайн-приложение, приложение для смартфона - программное изделие, разновидность прикладного программного обеспечения, предназначенная для работы на смартфонах, планшетах и других мобильных (портативных, переносных, карманных) устройствах».
Среди основных типов мобильных приложений выделяют мобильные веб-приложения, нативные приложения и гибридные приложения.
Веб-приложения. Это программы, которые можно открывать через браузер без установки на устройство. Они представляют собой адаптированные веб-сайты, которые открываются через браузеры. Пользователь не скачивает приложение и не хранит его на своем устройстве. Если его «скачивают», скорее всего, речь идет о том, что оно добавляется в закладки браузера. Одним из самых распространенных подвидов считают PWA - прогрессивные веб-приложения, которые, по сути, являются нативными приложениями внутри браузера. Сложно выделить примеры, чтобы не ошибиться. Разные источники приводят в пример Google Maps, программы Microsoft Office. Они могут быть многостраничными и одностраничными. Есть много веб-приложений с разными функциями: образовательные, корпоративные, коммерческие, программы для автоматизации и упрощения работы.
Преимущества:
- не требуют настроек под операционную систему, что делает разработку быстрой и менее дорогой;
- не требуют загрузки и не занимают место на устройстве пользователя;
- не требуют обновлений, поэтому в теории их проще поддерживать со стороны разработчика, и опять же - пользователю не надо устанавливать никакие обновления, чтобы работать с площадкой.
Недостатки:
- веб-приложения зависят от браузера. И функции, которые доступны в одном браузере, могут не поддерживаться в другом. Это означает, что пользовательский опыт будет отличаться;
- веб-приложения не работают без подключения к Интернету
Нативные приложения. Это программы, которые разрабатываются под
определенную операционную систему - Android или iOS. Они быстрые, стабильные многофункциональные и удобные для пользователя, так как полностью адаптированы под систему смартфона и написаны на ее естественном языке для изучения иностранных языков с помощью мобильных приложений. Когда мы говорим о мобильных приложениях, чаще всего имеем в виду именно нативные. Pokemon Go, Spotify и многие другие являются именно нативными приложениями.
Преимущества:
- высокая производительность (скорость работы и надежность). Это связано с тем, что приложение создается для каждого ОС с учетом его особенностей. В итоге это обеспечивает пользователю позитивный опыт взаимодействия;
- имеют доступ к устройству пользователя и таким функциям, как Bluetooth, списки контактов, камера, NFC и другие. Это тоже упрощает и улучшает пользовательский опыт;
- Adjust упоминает, что нативные приложения еще и более безопасны с точки зрения защиты данных пользователя.
Недостатки:
- стоимость разработки. Нативное приложение нужно разрабатывать отдельно для каждой ОС, а потом поддерживать его. Все это требует расходов;
- нативные приложения занимают место в памяти устройства пользователя, причем с каждым новым обновлением это занятое место может расти.
Гибридные приложения. Они разрабатываются на кросс-платформенных фреймворках, таких как React Native, Flutter, Xamarin. То есть около 70% кода подходит для обеих операционных систем. Разработчикам остается только дописать небольшую часть кода для Android/iOS.
Преимущества:
- более бюджетная и быстрая разработка по сравнению с нативными;
- более быстрая загрузка - это хорошее преимущество для пользователя и возможность улучшения пользовательского опыта;
- возможность взаимодействия с ОС устройства.
Недостатки:
- все равно не такая хорошая производительность, как у нативных приложений [2].
Теме использования современных информационных технологий на занятиях английского языка посвящено много работ. Среди них встречаются исследования по эффективности изучения иностранных языков через мобильные приложения. Например, в своем исследовании Корнейчук Д.В. приходит к выводу, что такие мобильные приложения ускоряют и улучшают процесс изучения иностранного языка. Кроме того, при постоянном использовании приложения вырабатываются устойчивые языковые шаблоны, правила грамматики и навыки общения английского языка [3].
В другом исследовании отмечается то, что, несмотря на наличие ряда преимуществ у мобильных приложений, которые используются в образовательных целях, стоит учитывать технические и психосоциальные факторы. Технические факторы заключаются в том, что мобильные устройства подходят для всех видов учебной активности, но при использовании могут возникнуть различные техни-
ческие проблемы. Психосоциальные факторы заключаются в смешении частной жизни и работы/обучения [5].
В итоге, изучение иностранных языков через мобильные приложения считается одним из наиболее эффективных существующих методов. Однако данный метод обладает несколькими недостатками.
Для определения популярности использования мобильных приложений в изучении иностранных языков был проведен опрос среди учащихся Республики Саха (Якутия) с 5 по 11 класс. Всего было опрошено 44 человека. Результаты анкетирования показали, что 77,3% опрошенных пользуются языковыми приложениями. Среди используемых приложений респондентами чаще всего были названы Duolingo, LinguaLeo, Memrise, Quizlet. Кроме того, большая половина школьников (52,3%) находит такой способ изучения языков возможно эффективным, а остальные 43,2% опрошенных - полностью эффективным. Среди плюсов языковых мобильных приложений указываются такие критерии, как удобство, экономия времени, наличие игрового элемента, индивидуальный подход к обучению, мобильность. Однако есть и минусы: низкое качество изучаемого материала, наличие опечаток и рекламы, платный контент
Если провести общий анализ рынка мобильных приложений Google Play Market, то, по данным сайта statista.com от февраля 2022 г, самыми популярными приложениями для изучения английского языка являются:
- Duolingo - 8,6 млн скачиваний;
- Cake - 1,8 млн скачиваний;
- Lingokids - 1,73 млн скачиваний;
Вышеперечисленные языковые мобильные приложения рассчитаны на изучение английского языка с нулевого уровня владения. Однако в них не найдены упражнения, направленные на развитие навыков чтения англоязычных текстов. Следовательно, данные приложения больше способствуют расширению лексического запаса пользователей и запоминанию грамматических конструкций и языковых шаблонов.
В ходе поиска аналогов для создаваемого цифрового продукта «Сказка о Колымане» были найдены и проанализированы следующие приложения:
- Readable: Read English Stories;
- EWA: Learn English & Spanish;
- Beelinguapp: Bilingual Stories.
Среди преимуществ Readable: Read English Stories можно выделить большое количество историй, рассчитанных на разные уровни владения языком, наличие встроенного словаря и игрового элемента для повторения незнакомой лексики. Недостатками приложения являются малое количество текстов в бесплатном доступе и высокая цена платного контента.
В мобильном приложении EWA: Learn English & Spanish можно прочесть адаптированные тексты из английской классической литературы, что выделяет его среди конкурентов. Однако в нем возможно изучение только английского и испанского языков. Также пользователи часто жалуются на неудобный интерфейс и отвлекающие иллюстрации.
Приложение Beelinguapp: Bilingual Stories предлагает пользователям режим разделенного чтения сразу на двух языках. Кроме того, есть возможность прослушать текст во время чтения. Среди минусов приложения пользователи выделяют частые случаи технических неполадок.
Благодаря проведенному анализу существующих аналогов был составлен прототип мобильного приложения «Сказка о Колымане» - это сказка о белой медведице, которая была найдена совсем маленькой на севере Якутии.
Автором сказки является Айтал Саввинов, ученик средней общеобразовательной школы № 26 г Якутска, участник проекта по созданию данного приложения. Белый медведь - символ Арктики - находится на грани исчезновения из-за глобального потепления, вследствие чего сокращается ледовый покров Северного Ледовитого океана.
Цель данной сказки - обратить всеобщее внимание на данную проблему. В 2008 году белый медведь был объявлен исчезающим видом, и его занесли в Красную книгу. На сегодняшний день в мире осталось около 26 000 белых медведей в разных широтах. Предполагается, что к 2060 году численность животных существенно сократится, если мы не предпримем никаких мер. Основные причины исчезновения белых медведей, как об этом уже было сказано выше, - это быстрое сокращение ледового покрова Северного Ледовитого океана. Лед для медведя - это необходимое условие существования, потому что только со льда он может добывать свою основную пищу - тюленей.
Создание мобильного приложения на основе данной сказки на английском языке с его переводом на русский язык поможет обратить внимание на проблему исчезновения белых медведей, а также сформировать бережное отношение к этим животным. В сказке отражается образ жизни белых медведей в дикой природе и в зоопарках.
Главный герой сказки - это белая медведица Колымана, которая обитает сейчас в зоопарке Орто Дойду недалеко от города Якутска.
Учитывая то, что целевая аудитория продукта - это обучающиеся начальных классов, приложение состоит из режима чтения, игрового режима и словаря, дополняемого самими пользователями.
На рис. 1-2 изображены пользовательский режим чтения, на рисунках 3-4 - сказка о Колымане на английском языке с переводом на русский.
< Coty mark's Chiwmood ft
Part 1
On» upon a Dm» In №* Hann MkJ a patar bear wdoae nam* mi Su*jchara. H* was cMwrtui ana сиппя. Ив»' fclTOWh* (H^MiH WW limtw-urtg h4* fcar-*j» nncl
P^^fl Sfl^W- ^r1
nwrtw MH nanwd Khiücirfsrtii, her
Опт sunny day Sutuachanai luUw Sbangi iw it hunllng Sukwchana and h«r matt* haw mri* >g *of him (c- a <*oy. »ал
Dou£hi#> örtd rattW «w mt&r abfjui MiiQftffi fl-Uw^ BÖ «we iq took (or Nrn.
Детство Колыманы &
Честь 1
Сулус LMk^b^^^^
мл с«жр* мвдродоца по имени Су.тусчл JHa. Су. веселая. жизнерадостна». С наела «* мама пела ей рчииыо пмии и очень любим подви «»м^* игры, Маму Сдосчммы J№K Л 0>ш
1MW Kwtrns,
В один «чэеяржиый Д^ь u'fy поиил на окоту. Супусчаана с мамой жддои отца одн^ день, второй« тктмй и та»: оa>*i наделю. Очи оч«» волмемштжь и пошли НСЫТЬ OTU*.
Изучайте английский язык с помощью сказок
Ваш профиль
Дор»«1 были мелбг ыя и когда они дошли до берега, встретили Чайку.
liiijn тимшъы мтасмъг******
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Ра
ги
игре;
Wtiv did titriflf
no to НТО NOfthT
СД*Л1й Праангшм»
My nflfne
What do« Colynena say?
Гсоюмлет
a IB
mm
ь
Соимдтд«
<
Рис. 5 Рис. 6
Игровой режим состоит из послетекстовых упражнений, рассчитанных на п роверку понимания прочитанного отрывка текста. Также есть возможность сопоставления иноязычной лексики и его перевода. Игровой режим с лексическими и грамматическими упражнениями можете посмотреть на рис. 5-8.
В качестве языка программирования был выбран Java, который подходит для написания кода мобильного приложения. Среда программирования - Android Studio.
В заключение следует отметить, что мобильные приложения в качестве средства изучения английского языка признаны эффективными многими исследованиями [6; 7]. Среди преимуществ такого средства обучения выделяют удобство использования и экономию времени при повторении изученного материала. Также многие авторы отмечают, что игровая форма закрепления лексики поможет легче запомнить слова и совместить обучение с развлечением. Данный тип приложения поможет увеличить словарный запас у учеников и закрепить правила грамматики [8].
Но, несмотря на преимущества использования новых технологий для изучения языка, следует учесть, что самым важным при их применении является то, как мы используем эти технологии. И, как справедливо отмечает А.Н. Пузатых, мобильные приложения для изучения языка служат лишь вспомогательным сред-
Рис. 7 Рис. 8
ством, которое учащиеся могут использовать для дополнительной практики, и оно не может в полной мере заменить процесс полноценного изучения языка [9].
Поиск аналогов создаваемого мобильного приложения привел к выделению трех лидеров среди пользователей Google Play Market: Readable: Read English Stories, EWA: Learn English & Spanish, Beelinguapp: Bilingual Stories.
С учетом проведенного опроса и анализа аналогов приложений был создан макет разрабатываемого нами приложения «Сказка о Колымане». В зависимости от возраста целевой аудитории создаваемого продукта мобильное приложение будет направлено на развитие навыков чтения и обогащение словарного запаса по теме «Арктика» с игровыми элементами по проверке понимания прочитанного текста. Данное приложение будет разрабатываться с помощью языка программирования Java и среды разработки Android Studio и предназначено для учащихся, желающих работать с мобильными приложениями для улучшения английского языка, также для учащихся, интересующихся биологией, а именно - исчезающими видами животных. На данный момент подготовлен макет мобильного приложения Colymana, в котором представлен его интерфейс и функционал. Код приложения находится на стадии разработки. В ближайшее время планируется разработка настоящей версии приложения и создание иллюстраций по сюжету сказки.
Библиографический список:
1. Соколова В.В. Разработка мобильных приложений: учебное пособие. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2014. Available at: http://znanium. com/bookread2.php?book=701720
2. Виды мобильных приложений: BYYD. Available at: https://www.byyd.me/ru/blog/2021/12/mobile-apps-types/
3. Корнейчук Д.В. Мобильные приложения как прогрессивный элемент изучения английского языка. Актуальные вопросы современности глазами молодых исследователей: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2018: 67-70.
4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Москва, 2002.
5. Касаткина Н.Н. Использование мобильных технологий в изучении иностранных языков. Ярославский педагогический вестник. 2016; № 4.
6. Фомин М.А., Садовиков Н.Е., Жидков В.И. Цифровые технологии как инструмент повышения мотивации к изучению иностранного языка. Обществознание и социальная психология. 2022; № 8-2 (38): 34-39.
7. Простова Е.А., Буяковская И.А. Мобильные приложения как современные средства преподавания английского языка. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2019; № 4 (61): 155-159.
8. Арчибасов Д.Б. Разработка мобильного приложения для помощи в изучении английского языка с элементами игрофикации. МНСК- 2018: Информационные технологии: Материалы 56-й Международной научной студенческой конференции. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2018: 65-66.
9. Пузатых А.Н. DUOLINGO: мобильное приложение для изучения иностранного языка. Вопросы педагогики. 2020; № 10-1: 176-181.
References
1. Sokolova V.V. Razrabotka mobil'nyh prilozhenij: uchebnoe posobie. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo politehnicheskogo universiteta, 2014. Available at: http://znanium.com/ bookread2.php?book=701720
2. Vidy mobil'nyh prilozhenij: BYYD. Available at: https://www.byyd.me/ru/blog/2021/12/mobile-apps-types/
3. Kornejchuk D.V. Mobil'nye prilozheniya kak progressivnyj 'element izucheniya anglijskogo yazyka. Aktual'nye voprosy sovremennosti glazami molodyh issledovatelej: sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 67-70.
4. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam. Moskva, 2002.
5. Kasatkina N.N. Ispol'zovanie mobil'nyh tehnologij v izuchenii inostrannyh yazykov. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2016; № 4.
6. Fomin M.A., Sadovikov N.E., Zhidkov V.I. Cifrovye tehnologii kak instrument povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka. Obschestvoznanie i social'naya psihologiya. 2022; № 8-2 (38): 34-39.
7. Prostova E.A., Buyakovskaya I.A. Mobil'nye prilozheniya kak sovremennye sredstva prepodavaniya anglijskogo yazyka. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v pedagogicheskom obrazovanii. 2019; № 4 (61): 155-159.
8. Archibasov D.B. Razrabotka mobil'nogo prilozheniya dlya pomoschi v izuchenii anglijskogo yazyka s 'elementami igrofikacii. MNSK- 2018: Informacionnye tehnologii: Materialy 56-j Mezhdunarodnoj nauchnoj studencheskoj konferencii. Novosibirsk: Novosibirskij nacional'nyj issledovatel'skij gosudarstvennyj universitet, 2018: 65-66.
9. Puzatyh A.N. DUOLINGO: mobil'noe prilozhenie dlya izucheniya inostrannogo yazyka. Voprosy pedagogiki. 2020; № 10-1: 176-181.
Статья поступила в редакцию 20.02.23
УДК 378
Ivanova M.M., teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: m.m.ivanova13@gmail.com
DISCUSSION AS A TOOL FOR ENHANCING COMMUNICATION SKILLS IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING. Studying a problem of interaction between participants in a discussion form of communication in a foreign language makes it possible to determine a number of conditions under which it is possible to achieve a set of learning objectives. Successful implementation of intercultural communication can be achieved through systematic work on speech situations. The article discusses the main elements, features and stages of discussions in face-to-face and remote formats based on authentic and simulative types of communication, since they provide the recreation of those situations and communicative acts that affect the intensity of students' interaction in the future. The obtained data will help build the language environment in foreign language classes in higher educational institutions at all stages of education, both in person and distantly.
Key words: discussion, foreign language, communication skills, distance learning
М.М. Иванова, преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: m.m.ivanova13@gmail.com
ДИСКУССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ АКТИВИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Изучение проблемы взаимодействия участников дискуссионной формы общения на иностранном языке позволяет определить ряд условий, при которых возможно достижение поставленных учебных задач. Успешное осуществление межкультурной коммуникации может быть достигнуто путём систематической работы над речевыми ситуациями. В статье рассмотрены основные элементы, особенности и этапы проведения дискуссий в очном и дистанционном форматах на основе аутентичного и симулятивного типов общения, так как именно они обеспечивают воссоздание тех ситуаций и коммуникативных актов, которые влияют на интенсивность интеракции учащихся в будущем. Полученные данные помогут выстраивать языковую среду на занятиях по иностранному языку в высших учебных заведениях на всех этапах обучения, как очно, так и дистанционно.
Ключевые слова: дискуссия, иностранный язык, коммуникативные навыки, дистанционное обучение
В настоящее время современные учебные заведения ставят перед собой одну из сложнейших задач - научить студентов свободно и бегло говорить на иностранном языке. Разумеется, данная задача возможна только при выполнении таких условий, как качественное преподавание, грамотная обучающая литература, сильная мотивация студентов. Актуальность данной темы обусловлена тем фактом, что после выхода на мировую арену Россия и ряд зарубежных стран установили достаточно прочные отношения, что, в свою очередь, вызвало спрос на навыки коммуникации на иностранном языке с целью соответствия международным стандартам [1]. Таким образом, основной задачей в процессе обучения студентов иностранному языку является значительная самостоятельность устного выражения мыслей, что достигается путем проведения дискуссий и создания речевых ситуаций, наиболее приближенных к реальным. Стоит особо подчеркнуть, что роль преподавателя в процессе дискуссии чрезвычайно важна, поскольку он должен не только исправлять ошибки учащегося, но и научить прислушиваться к мнению своего оппонента, а также отстаивать свою точку зрения. Необходимо иметь достаточный уровень квалификации, обладать
опытом обучения дискуссии и говорению, знать сильные и слабые стороны студентов.
Целью данной статьи является постановка целей и задач обучения коммуникативным навыкам на иностранным языке в высшей школе; определение эффективности дискуссии как методического приема, способствующего формированию коммуникативных навыков, а также классификация основных виды и этапов проведения дискуссии. Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
- проанализировать общие теоретические данные о предмете исследования;
- изучить роль педагога в процессе обучения коммуникативным навыкам в формате дискуссии;
- проанализировать возможности проведения дискуссий в онлайн- и офлайн-формате.
Актуальность данного исследования заключается в том, что дискуссия как современно организованная групповая форма полилогической коммуникации