Научная статья на тему 'Разработка методологии оценки и мониторинга открытых данных в Российской Федерации'

Разработка методологии оценки и мониторинга открытых данных в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
открытые (государственные) данные / государственная власть / органы местного самоуправления / государственный портал / open (state) data / state power / local self-government bodies / state portal

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аркадий Ильич Уринцов, Ольга Валентиновна Староверова, Екатерина Сергеевна Свиридова

В данной статье рассмотрено определение открытых данных. Описаны результаты, ожидаемые от использования опубликованных открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления. Выявлены проблемы публикации данных и работы с ними. Определены основные подходы к проведению мониторинга и оценки востребованности открытых данных, такие как исследование зарубежного опыта, анкетирование и анализ. Описан зарубежный опыт в сфере использования и развития открытых данных. Рассмотрен доклад счетной палаты Российской Федерации «Открытость государства в России-2020», рассмотрены итоги и рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Аркадий Ильич Уринцов, Ольга Валентиновна Староверова, Екатерина Сергеевна Свиридова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a methodology for assessing and monitoring open data in the Russian Federation

This article discusses the definition of open data. Describes the results expected from the use of published open data by government and local governments. The problems of publishing data and working with them have been identified. The main approaches to monitoring and assessing the demand for open data, such as the study of foreign experience, questionnaires and analysis, have been identified. The foreign experience in the use and development of open data is described. The report of the Accounts Chamber of the Russian Federation “Openness of the State in Russia-2020” was considered, the results and recommendations were considered.

Текст научной работы на тему «Разработка методологии оценки и мониторинга открытых данных в Российской Федерации»

Государственная служба и кадры State service and personnel. 2021 Научная статья

УДК 004.891.2; ББК 32.97

DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-110-114

2021. № 5. С. 110-114. No. 5. P. 110-114.

ISSN 2312-0444 (print) ISSN 2312-0444 (print)

NIION: 2012-0061-05/21-101 MOSURED: 77/27-008-2021-05-300

Разработка методологии оценки и мониторинга открытых данных

в Российской Федерации1

Аркадий Ильич Уринцов1, Ольга Валентиновна Староверова2, Екатерина Сергеевна Свиридова3

1 РЭУ имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия aurintsoff@gmail.com

2 РЭУ имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия staroverova05@mail.ru

3 Центр экспертно-аналитических и информационных технологий Счетной палаты РФ, Москва, Россия, katja-sviridova2013@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрено определение открытых данных. Описаны результаты, ожидаемые от использования опубликованных открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления. Выявлены проблемы публикации данных и работы с ними. Определены основные подходы к проведению мониторинга и оценки востребованности открытых данных, такие как исследование зарубежного опыта, анкетирование и анализ. Описан зарубежный опыт в сфере использования и развития открытых данных. Рассмотрен доклад счетной палаты Российской Федерации «Открытость государства в России-2020», рассмотрены итоги и рекомендации.

Ключевые слова: открытые (государственные) данные, государственная власть, органы местного самоуправления, государственный портал

Для цитирования: Уринцов А. И., Староверова О. В., Свиридова Е. С. Разработка методологии оценки и мониторинга открытых данных в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 110-114. ЭО!: 10.24411/2312-0444-2021-5-110-114.

Original article

Development of a methodology for assessing and monitoring open data in the Russian Federation

Arkady I. Urintsov1, Olga V. Staroverova2, Ekaterina S. Sviridova3

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, aurintsoff@gmail.com

2 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, staroverova05@mail.ru

3 Center of Expert-Analytical and Information Technologies of the Accounting Chamber of the Russian

Federation, Moscow, Russia, katja-sviridova2013@yandex.ru

Abstract. This article discusses the definition of open data. Describes the results expected from the use of published open data by government and local governments. The problems of publishing data and working with them have been identified. The main approaches to monitoring and assessing the demand for open data, such as the study of foreign experience, questionnaires and analysis, have been identified. The foreign experience in the use and development of open data is described. The report of the Accounts Chamber of the Russian Federation "Openness of the State in Russia-2020" was considered, the results and recommendations were considered.

Keywords: open (state) data, state power, local self-government bodies, state portal

For citation: Urintsov A. I., Staroverova O. V., Sviridova E. S. Development of a methodology for assessing and monitoring open data in the Russian Federation // State service and personnel. 2021. (5): 110-114. (In Russ.). DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-110-114.

Введение

Законодательство Российской Федерации определяет относящимся к опубликованию в форме открытых данных следующие сведения: о деятельности государственных органов и органов

местного самоуправления; информация, собираемая, хранимая, обрабатываемая или публикуемая в рамках реализации полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или иными информационно-аналитически-

© Уринцов А.И., Староверова О.В., Свиридова Е.С., 2021.

№ 5/2021

ми организациями, публикующими собственные открытые данные на территории РФ [8].

Открытые государственные данные (открытые данные) - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации, а также информационно-аналитическими организациями, участвующими в публикации собственных открытых данных на территории Российской Федерации, которая подлежит размещению в сети Интернет в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат), и может свободно использоваться в любых соответствующих закону целях любыми лицами независимо от формы ее размещения (простая совокупность сведений, база данных и т.д.)» [4, 5, 6].

Создание и поддержание условий, позволяющих получать максимальный международный, экономический, политический и социальный эффект от использования открытых данных и является основной целью размещения общедоступной информации в сети Интернет в форме открытых данных [1, 2, 3].

Однако из-за публикации государственными органами открытых данных на различных информационных ресурсах появилась проблема разрозненности данных для потенциальных потребителей. Еще одной важной проблемой является сложность обеспечения мониторинга и анализа открытых данных, а также степени актуализации в разрезе постоянно увеличивающегося количества источников. Решением данного вопроса является использование единого портала, позволяющего получать обратную связь от потребителей информации по предложениям и замечаниям и передавать напрямую ведомству, ответственному за публикацию данных. Следует отметить то факт, что основным показателем ценности открытых данных является проявляющаяся в широком использовании электронных сервисов конечными пользователями, такими как граждане, бизнес-сообщество, научные организации, некоммерческие организации [11, 14, 16].

Рассмотрим методические подходы к проведению мониторинга и оценки востребованности открытых данных. Первый из них, это исследование зарубежного опыта, включающего в себя анализ опубликованных наборов (тематики и количество) и статистику по публикациям и скачи-ваниям. Из зарубежного опыта более 23 госу-

дарств в сфере развития открытых данных известно, что создание единых национальных порталов открытых данных является одним из перспективных способов решения проблем унификации и доступности наборов открытых данных, а также способов их формирования и публикации. Популяризация открытых данных также решается созданием единых национальных порталов.

Передовыми странами, развивающих порталы открытых данных являются занимает Великобритания (data.gov.uk) и США (data.gov), на чьих порталах фиксируется сотни тысяч обращений к различным наборам данных. Двигателем развития этих стран в сфере открытых данных можно назвать высокий приоритет проектов на уровне руководства страны, развитая система подготовки и публикации данных, а также исторически сформировавшийся подход создания сообщества разработчиков сервисов и приложений на основе открытых данных [18, 19].

Проанализировав ведущие зарубежные практики, можно выделить следующие задачи создаваемых национальных порталов:

■ Обеспечение централизованного подхода формирования и публикации государственных данных;

■ Создание и развитие публичного репози-тория, предоставление онлайн сервисов для получения и обработки информации органами власти в машиночитаемом виде;

■ Интеграция накопленных наборов данных посредством связывания данных (Linked Data);

■ Предоставление платформы, позволяющей аккумулировать предложения, комментарии от конечных пользователей, что в свою очередь ведет к созданию условий, необходимых для массового сотрудничества;

■ Организация методической и правовой поддержки в вопросах использования открытых данных;

Второй подход к проведению мониторинга и оценки востребованности открытых данных является проведение опросов и анкетирования, в том числе адресные опросы потребителей открытых государственных данных с целью выявления приоритетных наборов данных, опросы в сети интернет и опросы с использованием механизмов социальных сетей.

Следующие подходы заключаются в следующем:

■ Анализ статистической информации, собранной на официальных сайтах органов государственной власти;

■ Анализ поисковых запросов ведущих поисковых систем, с целью выявления часто запрашиваемых фраз (yandex.ru, google.com);

№ 5/2021

■ Получение и анализ результатов в виде перечней фактически и потенциально востребованных наборов данных и тематик [20].

На основе ежегодного экспертного доклада счетной палаты Российской федерации «Открытость государства в России-2020» можно оценить открытость государства и отдельных ФОИВ. В докладе выделена проблема открытости и прозрачности ряда ведомств, которые обеспечивают национальную безопасность и работают с большими массивами секретной информации. Анализ, проведенный специалистами счетной палаты охватывает 72 федеральных органа исполнительной власти (ФОИВ) — 21 федеральное министерство и 51 ведомство из числа служб, агентств и управлений. Исследование проводиться по трем направлениям: открытость информации, открытые данные и открытый диалог. Авторы использовали несколько методов сбора данных с их последующей экспертной оценкой: мониторинг официальных сайтов и социальных сетей; анализ полноты и качества опубликованных наборов данных; запросы информации в разной форме и с разным статусом, содержательная оценка ответа на запросы, анализ открытой информации о работе общественных советов при ФОИВ.

По итогам анализа каждому рассмотренному ведомству присвоен рейтинг, обозначаемый трехбуквенным сочетанием. По каждому из трех вышеуказанных направлений организация относится к одной из трех категорий — А, В или С, где А означает высокую степень открытости, В — среднюю, а С — низкую. В результате проведенного анализа сформирован рейтинг открытости российских ФОИВ. Из общего перечня в 72 ведомства ни одно ведомство не получило оценку ААА, а ФОИВ с высокой степенью открытости признаны только три: Минэнерго России, Росмо-лодежь и Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).

Больше половины российских ФОИВ относятся к категории низкого уровня открытости (38 из 72). Наиболее низкие результаты органы власти демонстрируют в вопросах взаимодействия: так, низкие оценки по направлению «Открытость информации» вызваны неудовлетворительной работой по информационным запросам от граждан и от журналистов. По направлению «Открытый диалог» лишь одно ведомство (ФАС России) получило высшую оценку [9].

Заключение

Таким образом, широкое использование открытых данных, публикуемых органами государственной власти, органами местного самоуправления позволяет сократить расходы в рамках их

полномочий за счет автоматизируемых инструментов портала не менее чем на 20% . Для увеличения вовлеченности использования открытых данным есть необходимость повысить позиции РФ в рейтинге по уровню раскрытия информации в форме открытых данных, формируемом Open Knowledge Foundation (http://okfh.org/) —- не менее чем до 5 позиции в рейтинге, а также занять устойчивые позиции и войти в топ топ-10 стран по индексу открытости государств.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных»;

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 1187-р «О перечнях общедоступной информации, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных»;

7. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 149 «Об утверждении требований к техническим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации в сети «Интернет» в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования»;

8. Концепция открытых данных, одобренная решением подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг при Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления от 13 декабря 2012 г. № 11 (далее - Концепция открытых данных).

9. «Открытость государства в России- 2020» [Электронный ресурс]:, URL: https://ach.gov.ru/ upload/pdf/0tkrytost-2020.pdf

№ 5/2021

10. Уринцов А.И., Староверова О.В. Некоторые тенденции информатизации общества. Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 4. С. 125—128.

11. Уринцов А И. Анализ методов и инструментария оперативной адаптации субъекта экономики / А.И. Уринцов, О.В. Староверова, И.В. Павлековская // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5. С. 157—162.

12. The impact of digital transformation of the Russian economy on knowledge management processes / I. Pavlekovskaya, A. Urintsov, O. Staroverova, Y. Nefedov // Proceedings of the European Conference on Knowledge Management, ECKM, Padua, 06—07 сентября 2018 года / Editors scientific: Bolisani Ettore, Di Maria Eleonora, Scarso Enrico. — Padua: Academic Conferences and Publishing International Limited Reading, 2018. P. 677—684.

13. Evaluation indicators of knowledge management in the state service / N. Dneprovskaya, A. Urintsov, N. Komleva, O. Staroverova // Proceedings of the 19 th European Conference on Knowledge Management, ECKM 2018, Padua, 06— 07 сентября 2018 года / Edited by Dr Ettore Bolisani, Dr Eleonora Di Maria, Dr Enrico Scarso. Padua: Academic Conferences and Publishing International Limited, 2018. P. 182—189.

14. Павлековская, И. В. Влияние научно-технического прогресса на развитие информационного общества / И. В. Павлековская, О. В. Староверова, А. И. Уринцов // Вестник экономической безопасности. 2017. № 3. С. 212—217.

15. Dneprovskaya, N., Shevtsova, I., Bayaskala-nova, T., and Lutoev, I. (2016), Knowledge Management Methods in Online Course Development. In J. novo^6, & A. Jancarik (Eds.), Proceedings of the 15th European Conference on e-Learning - ECEL 2016 (pp. 159—165).

16. Afanasev M., Dneprovskaya N., Kliachin, M. and Demidko, D. (2018) Digital Transformation of the Knowledge Management Process. In E. Bolisani, E. Di Maria and E. Scarso (Eds.), Proceedings of the 19th European Conference on Knowledge Management — ECKM 2018 Vol.1 (pp.18). Padova, Italy: Academic Conferences and Publishing International Limited.

17. Nefedov, Y., Pavlekovskaya, I. and Afanasev, M. (2018) Change in Knowledge Representation in the Digital Economy In E. Bolisani, E. Di Maria and E. Scarso (Eds.), Proceedings of the 19th European Conference on Knowledge Management — ECKM 2018 Vol.1 (pp.589-594). Padova, Italy: Academic Conferences and Publishing International Limited.

18. Dneprovskaya, N., Urintsov, A., Komleva, N. and Staroverova, O. Evaluation Indicators of Knowledge Management in the State Service. In E. Bolisani, E. Di Maria and E. Scarso (Eds.), Proceedings of the 19th European Conference on Knowledge Management — ECKM 2018 Vol. 1 (pp. 182 —189). Padova, Italy: Academic Conferences and Publishing International Limited.

19. Pavlekovskaya,I., UrintsovA., Staroverova, O. and Nefedov, Y. (2018) The Impact of Digital Transformation of the Russian Economy on Knowledge Management Processes In E. Bolisani, E. Di Maria and E. Scarso (Eds.), Proceedings of the 19th European Conference on Knowledge Management — ECKM 2018 Vol.2 (pp.677-684). Padova, Italy: Academic Conferences and Publishing International Limited.

20. Komleva N, Dneprovskaya N., Vnukova T. (2018) «Content Evaluation in Knowledge Management Systems», European Conference on Knowledge Management Volume One. pp.399—406.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 No. 601 "On the main directions of improving the public administration system";

2. Federal Law of July 27, 2006 No. 149-FZ "On Information, Information Technologies and Information Protection";

3. Federal Law of the Russian Federation of February 9, 2009 No. 8-FZ "On providing access to information on the activities of state bodies and local self-government bodies";

4. Decree of the Government of the Russian Federation of November 24, 2009 No. 953 "On providing access to information on the activities of the Government of the Russian Federation and federal executive bodies";

5. Decree of the Government of the Russian Federation of July 10, 2013 No. 583 "On providing access to publicly available information on the activities of state bodies and local authorities in the information and telecommunications network" Internet "in the form of open data";

6. Order of the Government of the Russian Federation of July 10, 2013 No. 1187-r "On lists of publicly available information posted on the Internet in the form of open data";

7. Order of the Ministry of Communications and Mass Media of the Russian Federation of June 27, 2013 No. 149 "On approval of requirements for technical, software and linguistic means necessary for posting information on the Internet in the form of open data, as well as to ensure its use ";

№ 5/2021

8. The concept of open data, approved by the decision of the subcommittee on the use of information technology in the provision of state and municipal services under the Government Commission for the implementation of information technology in the activities of state bodies and local governments dated December 13, 2012 No. 11 (hereinafter — the Concept of open data).

9. «Openness of the state in Russia — 2020» [Electronic resource] :, URL: https://ach.gov.ru/ upload/pdf/0tkrytost-2020.pdf

10. Urintsov A.I., Staroverova O.V. Some trends in the informatization of society. Education. The science. Scientific personnel. 2016. No. 4. Pp. 125—128.

11. Urintsov, AI Analysis of methods and tools for operational adaptation of an economic entity / AI Urintsov, OV Staroverova, IV Pavlekovskaya // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 5. S. 157—162.

12. The impact of digital transformation of the Russian economy on knowledge management processes / I. Pavlekovskaya, A. Urintsov, O. Staroverova, Y. Nefedov // Proceedings of the European Conference on Knowledge Management, ECKM, Padua, 06—07 сентября 2018 года / Editors scientific: Bolisani Ettore, Di Maria Eleonora, Scarso Enrico. — Padua: Academic Conferences and Publishing International Limited Reading, 2018. P. 677—684.

13. Evaluation indicators of knowledge management in the state service / N. Dneprovskaya, A. Urintsov, N. Komleva, O. Staroverova // Proceedings of the 19th European Conference on Knowledge Management, ECKM 2018, Padua, 06— 07 сентября 2018 года / Edited by Dr Ettore Bolisani, Dr Eleonora Di Maria, Dr Enrico Scarso. Padua: Academic Conferences and Publishing International Limited, 2018. P. 182—189.

14. Pavlekovskaya, IV Influence of scientific and technological progress on the development of the information society / IV Pavlekovskaya, OV Staroverova, AI Urintsov // Bulletin of economic security. 2017. No. 3. S. 212—217.

15. Dneprovskaya, N., Shevtsova, I., Bayaskala-nova, T., and Lutoev, I. (2016), Knowledge Management Methods in Online Course Development. In J. Novotnö, & A. Jancarik (Eds.), Proceedings of the 15 th European Conference on e-Learning — ECEL 2016 (pp. 159—165).

16. Afanasev, M., Dneprovskaya, N., Kliachin, M. and Demidko, D. (2018) Digital Transformation of the Knowledge Management Process. In E. Bolisani, E. Di Maria and E. Scarso (Eds.), Proceedings of the 19th European Conference on Knowledge Management — ECKM 2018 Vol.1 (pp.18). Padova, Italy: Academic Conferences and Publishing International Limited.

17. Nefedov, Y., Pavlekovskaya, I. and Afa-nasev, M. (2018) Change in Knowledge Representation in the Digital Economy In E. Bolisani, E. Di Maria and E. Scarso (Eds.), Proceedings of the 19th European Conference on Knowledge Management — ECKM 2018 Vol.1 (pp.589-594). Padova, Italy: Academic Conferences and Publishing International Limited.

18. Dneprovskaya, N., Urintsov, A., Komleva, N. and Staroverova, O. Evaluation Indicators of Knowledge Management in the State Service. In E. Bolisani, E. Di Maria and E. Scarso (Eds.), Proceedings of the 19th European Conference on Knowledge Management — ECKM 2018 Vol.1 (pp.182-189). Padova, Italy: Academic Conferences and Publishing International Limited.

19. Pavlekovskaya,I., Urintsov,A., Staroverova, O. and Nefedov, Y. (2018) The Impact of Digital Transformation of the Russian Economy on Knowledge Management Processes In E. Bolisani, E. Di Maria and E. Scarso (Eds.), Proceedings of the 19th European Conference on Knowledge Management — ECKM 2018 Vol.2 (pp.677-684). Padova, Italy: Academic Conferences and Publishing International Limited.

20. Komleva N., Dneprovskaya N., Vnukova T. (2018) «Content Evaluation in Knowledge Management Systems», European Conference on Knowledge Management Volume One pp. 399—406.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 23.11.2021; одобрена после рецензирования 25.1 1.2021; принята к публикации 26.1 1.2021.

The article was submitted 23.1 1.2021; approved after reviewing 25.1 1.2021; accepted for publication 26.1 1.2021.

№ 5/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.