Научная статья на тему 'Разработка методики урока для развития у школьников навыков командной работы. Проект из реальной жизни'

Разработка методики урока для развития у школьников навыков командной работы. Проект из реальной жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
782
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ЗАДАЧ / РАБОТА В КОМАНДЕ / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панюкова Александра Анатольевна, Дударева Валентина Ивановна

В статье обсуждаются вопросы развития у школьников навыков коллективной работы над проектом, формирования информационной культуры. Разработана методика проведения уроков «Проект из реальной жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка методики урока для развития у школьников навыков командной работы. Проект из реальной жизни»

Панюкова А.А.1, Дударева В.И.2

хГБОУ Школа с углубленным изучением иностранных языков №1354, Москва, Россия 2 Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ УРОКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ. ПРОЕКТ ИЗ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждаются вопросы развития у школьников навыков коллективной работы над проектом, формирования информационной культуры. Разработана методика проведения уроков «Проект из реальной жизни».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Информационные технологии, технологии решения организационных задач, работа в команде, средняя школа, начальная школа.

Panyukova A.A.1, Dudareva V.I.2

1 School with advanced study of foreign languages языков №1354, учитель информатики и физики,

Moscow, Russia 2 South Ural State University, Chelyabinsk, Russia

DEVELOPMENT OF LESSON METHODS FOR THE EXTENSION OF SCHOOLCHILDREN TEAMWORK SKILLS. A PROJECT REAL LIFE

ABSTRACT

The paper considers the problems of extension of schoolchildren teamwork skills during development of a project. The paper also considers the questions of information culture forming. The methods for lessons "Real-life project" is developed.

KEYWORDS

Information technologies, technologies of solving the organization problems, team work, secondary school, primary school.

Если говорить о развитии компетенций, связанных с применением информационных технологий в реальнои жизни, то чаще всего речь заходит о навыках команднои работы. Профессиональная деятельность в области информационных технологии - чаще всего проектная, т.к. обладает определенными сроками, целью, и направлена на создание какого-то продукта, оказания услуги, или получение нового знания. Однако, в образовательном процессе проектная деятельность в области информационных технологии чаще всего индивидуальна. Для адаптации полученных знании к использованию их в реальнои жизни, для реализации собственных проектов и идеи предлагается урок в форме тренировочнои команднои игры, в основу которои входит заполнение проектнои документации и планирование стадии реализации проекта. Данныи урок (или серия уроков) может проводиться с определеннои периодичностью, с разным уровнем проработки концепции, с разным количеством времени отведенного на выполнение тех или иных задач. Задание построено таким образом, чтобы помимо развития навыков планирования, навыков командои работы, развить прикладные пользовательские компетенции в области информационных технологии, например, работу с электронными таблицами [1].

1. Цель уроков как получение конечного результата - приобретение опыта в управлении проектами, профориентация, социальная адаптация, развитие навыков команднои работы, развитие ИКТ-компетенции.

2. Задачи как пути реализации цели урока/занятия

Требуется подготовить проектную документацию по организации некоторого мероприятия (тематика определяется исходя из специализации класса, последних событии в жизни класса и школы и т.п.), которое реально могло бы произоити. Допустим, что срок планирования - один месяц. Бюджет - 1 000 000 некоторых условных единиц, состав команды произволен (в рамках бюджета). В результате ожидается, что происходит:

• формирование умении самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационнои проблемы. Стимулирование познавательнои деятельности постановкои

проблемных вопросов и задании;

• закрепление навыков заполнения и редактирования электронных таблиц, работы с формулами;

• развитие логического мышления, умения делать выводы;

• развитие умения применять информационные технологии для оформления работ и решения задач в соответствии с современными требованиями;

• развитие навыка анализировать информацию, сортировать ее для решения заданнои задачи. Воспитание информационнои культуры;

• при применении анализа ситуации достижение и дополнительные эффектов, учащиеся получают коммуникативные навыки; формируют умения, позволяющие эффективно взаимодеиствовать и принимать коллективные решения.

3. Планируемые результаты

Проектная документация (в виде заполненных трех таблиц (см. табл. 3-5)), содержимое которых согласовано между собои. В результате учащиеся учатся распределять роли, планировать собственную деятельность и деятельность других участников проекта.

Предметные

Овладение алгоритмами и технологиями решения организационных задач и расчетов. Уровень - понимание, обоснованное применение операции.

Регулятивные

Определение последовательности завершающих операции с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности деиствии.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств решения задачи. Совместные деиствия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля.

Умение находить информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

Коммун икативные

Умение вести сотрудничество с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Умение провести самооценку и организовать взаимопомощь.

Метапредметные

Навыки команднои работы, взаимоответственности, моральнои и профессиональнои поддержки, отработана способность к анализу и контролю каждого этапа урока.

4. Перечень оборудования кабинета к уроку/занятию

Компьютеры (по одному на каждого ученика), интерактивная доска, секундомер (или компьютер, настроенныи на отображение обратного отсчета времени), мобильныи телефон.

5. Структура уроков/занятий

Урок 1 (Работа над проектом)

1. Актуализация знании (Что такое проект?)

2. Постановка задачи

3. Деление на группы

4. Совместная работа над проектами

5. Постановка задачи для ДЗ

6. Как защитить проект? (просмотр видеопримера)

Урок 2 (День инвестора)

1. Приветствие, актуализация условии защиты.

2. Постановка задачи для слушателеи.

3. Выступления команд (2 минуты - выступление, не более 2 вопросов из зала)

4. Знакомство с технологиеи РНскеге [3] (если дети не знакомы), голосование после каждого выступления.

5. Подведение итогов

6. Рефлексия

6. Содержание этапов урока/занятия

Урок 1 (Работа над проектом)

1. Что такое проект?Актуализация знаний

Проект - это временное деиствие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов. Любои проект, в т.ч. школьньш, предполагают достижение однои из этих целеи.

2. Постановка задачи

Представьте, что вы сотрудники компании, у которои заказали организацию и проведение некоторого мероприятия. Это является основным видом деятельномти вашеи деятельности, вы

профессионалы. Бюджет - 1 000 000 (денежные единицы зависят от задачи, класса, ситуации и т.п.), срок исполнения проекта - месяц. Необходимо спланировать деятельность части коллектива вашей компании, команды, задеиствованнои в данном проекте.

Шаблон для заполнения проектнои документации (см. таблицы 1-3) расположен по адресу

[2].

Таблица 1. Общая информация о проекте

< Общая информация

з Название вашей компании

Заказчик или инвестор

(ком/ проект нужен кто за нега будет платить или кто в него будет вкладывать деньги)

5 е Цель

(зачем проект заказчику или инвестор/, какую задгну или проблем/ да решает)

& Команда проекта

Перечислите должности сотрудников вашей компании, которые непосредственно ЗДут заняты вашим проектам

9 Я» Прочие отделы

Перечислите отделы вашей компании взаимодействовать с которыми вы будете, т вай проект для них не является основным ввдом деятельности

12 Внешн ие участи кн

Пюдг и/или компании и организации, которых вы привлекаете для реализации вашего проекта на возмездной или безвозмездной основе.

13

14 Заполнил ! !

Таблица 2. График реализации проекта

График проекта

1 Команда проекта \ рабочие дни 1 2 3 4 5 6 7 8 3 10 11 12 13 14 15 16 17 18 13 20 21 22 23 24 25 26 27 28 23 30

3

4

5

6

7

е

9

10

1!

12

13

11 Заполнил

Требования к заполнению.

• Все участники команды принимают участие в заполнении со своего компьютера, однако фаил должен получиться 1 на всю команду. Приветствуется использование облачных сервисов в процессе работы.

• Фрагменты документации, заполняемые разными участниками команды, должны быть согласованы между собои по смыслу.

• В графике проекта отмечается количество рабочих часов в день на участника, Необходимо добавить колонку с подсчетом суммарного количества часов, и значение из этои колонки должно автоматически отображаться на странице с бюджетом. Все вычисления на странице бюджета должны выполняться с помощью электроннои таблицы, а не вручную.

• В качестве участников, заказчиков, названия вашеи компании и т.п. могут быть использованы как вымышленные люди, компании и организации, так и реальные, однако это должно быть уместно по смыслу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3. Расчет бюджета проекта

1 Бюджет проекта

2 Расходы на оплату труда Должность Рабочее время, ч Ставка. р;ч Стоимость

3 Участник 1

4- Участник 2

5 Участник 3

в Участник 4

7 Участник 5

а Участник 6

9 Участник 7

1Q

11 Материальные расходы

12 Материал ы

13 СуВгтод рядчики

14 Риски

15 Премия

16

17 Итого

Стоит отметить, что на заполнение этих бланков опытными командами тратится менее 5 минут. Если работа выполняется в первый раз, или темы и специфика мероприятии лежат в областях, в которых ученики имеют мало жизненного опыта, то выполнение задания может быть оставлено на дом или на следующии урок.

3. Деление на группы (тест Белбина)

Можно распределить детеи в группы на основании их командных ролеи (собрать наиболее сбалансированные группы, или, наоборот, однотипные, чтобы стимулировать развитие менее выраженных ролеи). Одна команда - 3 человека (возможны варианты из 2 человек или 4, если количество учеников не кратно 3) [2](см. таблицы 4-5).

На заполнение и автоматизацию вычислении требуется 10-15 минут. Тест может выполняться один раз в полгода или год, также его можно давать по завершении учебного проекта для рефлексии.

4. Совместная работа над проектами

Учитель - консультант.

5. Постановка задачи для домашнего задания:

Часть 1:

На самом деле 1 000 000 (единицы на усмотрение учителя и/или команды) у вас нет, но вы его можете получить. На следующем уроке нужно будет выступить со своим проектом перед потенциальными инвесторами или заказчиками (в зависимости от специфики проекта), которыми являются весь класс и учитель.

Длительность выступления - 2 минуты.

Количество слаидов - не более 5, порядок любои:

1. Идея проекта (что делаете?)

2. Проблема (какую задачу решает проект? Зачем он?)

3. Ход решения (Основные этапы)

4. Почему это выгодно? (Фин.часть, откуда прибыль или выгода)

5. Кто вы? (Наша команда, компания и т.п.)

Каждая дополнительная минута выступления, а также каждыи дополнительныи слаид стоят 200 000 (от тои суммы, которую вы можете получить, а можете не получить).

Презентации в виде слаидов может и не быть. Можно использовать любои другои демонстрационньш материал или не использовать вообще. Цель выступления - убедить инвестировать в ваш проект, либо убедить заказчика выбрать именно вашу организацию для реализации его задачи.

Часть 2:

Доделать проектную документацию (таблица в Excel).

Часть 3:

Подготовить текстовое описание проекта. Такое, чтобы у человека, просматривающего проектную документацию, не возникало вопросов, что и зачем нужно. Объем - любои, которыи позволит ответить на поставленную задачу.

Все работы сдаются в специальную папку на облачном сервере (например, Google Disk), презентации демонстрируются оттуда напрямую.

Таблица 4. Тест Белбина

А Б С

В каждом блоке расставить баллы от 2 доЮе некоторых изпунктоЕ. которые, как еы считаете, вам подходят.

1 Задача Например, если еы считаете, что из предложенных вариантов Еам подходит только един, то стаЕите Есе 10 очков ему. Если е рэеной степени подходят деэ ote ета. тс стаЕите им по 5 очксе и т.д. Возможны любые варианты. глаЕнсе, чтобы сумма была раЕна 10.

3 Бтак 1

4 Балл <л 2 за 10 Вопрос

5 10 Я думаю. что я могу быстро воспринимать и использовать ноЕые возможности

в 11 Я легко объединяюсь е группы с людьми разныхтипое

7 12 Одно из моих достсинстЕ - придумывать нсеыё идеи

В 13 Я могу привлечь других людей, чтобы достичь общую цель

9 14 Я могу эффективно доеодить дела до конца сам

ш 15 Я не готов терять популярность реди достижения большей цели

11 16 Я чуЕотвую, что получится, а что нет

12 17 Я легко мог,гсбсснсЕать любые действия, так. что это не Еызсеет негатиЕа

13 О

14 Блок 2

15 20 Я неуютно себя чувствую при ксллектиЕнсм обсуждении

1в 21 Я псе ерю убедительным суждениям, даже если не знаю позиции друтх

17 22 Я люблю много говорить ео время обсуждений

13 23 Мне сложно поддержать с энтузиазмом те х, с кем я в группе

18 24 Некоторые считают, что ядейстЕую слишком агрессивно, когда надо, наконец, что-то сделать

20 25 Мне сложно быть лидером, потому что я слишком сильно пытаюсь присл^ ^ИЕаться к другим

21 26 У меня есть склонность настолько увлекаться своими идеями, что я забыеаю. что происходит Еокруг

22 27 Другие считают, что я слишком боюсь рисковать

23 О

24 Бток 3

30 Я могу хорошо влиять на других, не оказыЕая на них сильного даЕления

26 31 Мое ' ш= стое чувство" предохраняет меня от сшибок

27 32 Ради достижения цели, я гстсе ускорять события, не тратя Еремя на обсу;вдения

28 33 От меня всегда можно ожидать чего-то оригинального

20 34 Я всегда гютсе поддержать хорошее, Еыпсдное предложение

30 35 Я постоянно слежу за ноЕинками/новостями етой области, которая меня интересует

31 36 Яд'/маю. что мои способности к сценке ситуации могут помочь в принятии праЕильных решений

32 37 На меня Есегда можно положиться на завершающем атапе работы

33 О

6. Как выступить перед аудиторией?

Внимание на содержимое презентации и речи, жесты, интонации [4].

Для классов, плохо воспринимающих англиискии на слух, можно включить версию, озвученную на русском языке.

Урок 2 (защита)

1. Приветствие, актуализация условии защиты.

2. Постановка задачи для слушателеи.

У вас есть 1 000 000, но он не ваш. Он компании, от лица которои вы деиствуете, бюджетным и т.п. - в общем, вам надо будет отчитаться за его вложение. Вы можете использовать его не более 1 раза. У вас нет задачи выбрать лучшую команду и передать деньги еи. У вас есть задача выбрать 1 команду, которая может гарантировать результат, которыи интересен источнику ваших средств.

У вас есть 500 000 личных средств. Вы можете вложить их в какую-нибудь команду целиком, частично, или вообще не вложить ни в кого.

После каждого выступления 2 вопроса задается из аудитории (если временнои регламент позволяет, лучше больше).

3. Выступления команд (2 минуты - выступление, не более 2 вопросов из зала).

4. Знакомство с технологиеи РНскеге [3] (Первыи вопрос пробныи, если учащиеся не знакомы с системои).

Голосование проводится после каждого выступления.

Таблица 5. Тест Белбина (продолжение)

ш Елок 4

35 40 Я искренне желаю узнать своих одноклассников получше

38 41 Я не боюсь ни спорить с другими, ни оставаться е меньшинстве

37 42 Если предложение плохое, я обычно мог/объяснить почему

зв 43 Я могу хорошо еыпслнить что угодно ради достижения большой общей цели

39 44 Я чаете наношу нестандартные решения

4а 45 Я стремлюсь все доводить до соЕершенстЕа

41 45 Я петое привлекать для решения сеоих задач не только одноклассников

42 47 Несмотря на тс, что я слушаю есе точки зрения, мне не сложно принять решение

43 0

44 Бюк 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45 50 Мне нраЕится наблюдать за тем, что происходит, и придумывать. что бы такого е це можно было бы сделать

46 51 Мне интересно находить практические решения

47 52 мне приятно чуЕствсЕать. что я положительно елияю на отношения в классе

46 53 При работе е группе я часто сильно елияю на принимаемые решения

40 54 Я открыт дня сбцения с людьми, которые мсг.т предложить что-то новенькое

5а 55 Я могу убеждать людей сделать так, как я скажу

51 56 Я хорошо себя чувствую дома, когда я могу уделить максимум Енимания заданию

52 57 Я люблю работать с тем. что стимулирует воображение

53 О

54 Б-10К 6

55 50 Я откладываю дело на время и размышляю над проблемой

56 61 Я потов взаимсдейстесвэтьс теми, кто с большим знт\ зиазмом относится к задаче

57 52 Я пытаюсь упростить задание для себя, передавая его части другим

55 63 Я Есегда Есе делаю Еовремя

ЕВ 64 Я Есегда спокоен

63 65 Даже если есе против меня, я двигаюсь к цели

61 66 Я мсгу езять Есе е сеси руки, если группа не прогрессирует

62 67 Я могу начать обсуждение, чтобы е егю ходе придумать новые идеи для |^шения задачи

63 о

64 Еток 7

65 70 Если мне кто-то мешает е достижении цели - я скажу ему об зтом

66 71 Другие монрт говорить, что я слишком сильно Есе пытаюсь спланировать, а надо бы больше полагаться на интуицию

67 72 Я мог,'настолько уЕлечься проверкой сшибок, что мог,' не закончить работу в срок

65 73 Мне быстро есе надоедает, и я ожидаю, что кто-то меня заинтересует

ее 74 Мне трудно начать решать задачу, если я не вижу четкую цель

73 75 Мне трудно объяснить суть задачи

71 76 Я могу тре бсЕнть от других тс, чтс не мог,'сделать сам

72 77 Мне трудно высказывать Есем непопулярное мнение

73 о

А Б с о Е ¥ <5 н 1

1 ^правлен ей Мотиватор, вдо\нов нтель, формирователь Исполнитель Генератор гай, креахльшнк Дипломат, исследователь ресурсов \pinm:, оценшик Командный игрок, ноллвстнввех, миротворец Тот, 1/го доеодпт дела до конца

2

3 г

1 3

5 4

В 5

б

в 7

3 О О О О О О О О

10

11 У ка:кдого человека наиболее выражены 1-3 роли. Команда сбалансирована дня достижения результзтатс[да, когда е ней представлены все

роли.

Примеры вопросов:

1. Вложили бы 1 000 000 в реализацию проекта? А Да

В Нет

2. Сколько личных денег вложили бы? А 500 000

B 200 000 C 100 000 D 0

3. Ваше положительное решение основано на том, что: A Они принесут прибыль

B Они справятся с поставленной задачей C У них социально-значимая идея D Мое решение не положительно

4. Порекомендовали бы вы эту компанию своим родственникам и друзьям? (Выберите диапазон по 10-и бальнои шкале)

(В идеале вопрос разбить на две части или еще каким-то образом инициировать полное разбиение шкалы) A 9-10 B 7-8 C 6-5

D 5 и ниже

5. Хотели бы вы с ними сотрудничать? A Да, как с независимои компаниеи

B Да, как с отделом своеи компании C Я бы взял некоторых к себе на работу D Нет

6. После всех выступлении:

На что бы вы потратили остаток от 500 000? A Образование/развитие сотрудников/себя B Компенсация дефицита бюджета C Оставил себе D Я распределил всю сумму

При недостатке времени можно ограничиться вопросами 1, 2, 4.

5. Подведение итогов

Предварительные итоги можно увидеть сразу же с помощью сервиса Plickers. Вопрос, которыи характеризует качество выступления на самом деле - 4. Он позволяет абстрагироваться от привычных ролеи в классе, высоких целеи, собственных стереотипов относительно расходования средств.

Окончательные итоги озвучиваются на следующем уроке после анализа голосов (обычно замечается перерасход средств детьми), а также анализа проектнои документации независимым экспертом.

6. Рефлексия

Почему тот или инои проект набрал больше средств?

Помогли ли дополнительные минуты/слаиды в достижении целеи?

Почему вас не хотят рекомендовать родственникам или друзьям?

7. Инструкции к выполнению домашнего задания (см. Урок 1, п.5).

8. Описание достигнутых результатов по каждому уроку. Урок 1

Планируемые результаты были достигнуты.

1. Сформировано четкое понимание необходимости планирования деятельности, делегирования задач между собои.

2. Владение некоторыми приемами и технологиями, облегчающими процесс планирования.

3. Расширение знании о видах деятельности, профориентация.

4. Умение выстраивать отношения внутри команды для достижения общеи цели.

5. Умение провести самооценку и самоанализ. Урок 2

Планируемые результаты были достигнуты.

1. Улучшен навык публичного выступления.

2. Умение принимать решения в условиях неопределенности, умение распределить средства в условиях неопределенности.

3. Умение провести самооценку и самоанализ. Рефлексия педагога

Урок 1. Google Sheets

Недостатки: организация доступа, не у всех детей могут быть необходимые аккаунты. Достоинства: возможность совместной работы над одной задачей с использованием нескольких компьютеров одновременно.

Удобство доступа из класса с разных компьютеров и из дома.

Урок 2. Технология Plickers:

Проблемы:

1. Большая нагрузка на телефон (если проводить более 1 урока подряд и не перезагружать приложение, память на телефоне заканчивается и становится сложно управлять вопросами на экране);

2. Много времени тратится на считывание информации (решение ребенком принимается существенно быстрее), особенно при желании просканировать все ответы гарантированно;

3. Возможно случаиное повторное считывание ответа, если код случаино попадает в

камеру.

Достоинства:

1. Вовлечение аудитории

2. Таина голосования

3. Невозможность исправить ответ после того, как вопрос принят. Варианты решения:

Можно использовать чат-боты для сбора результатов. Также это может подразумевать возможность получения более развернутого отклика. Вариант использования компьютеров не рассматривается, если они стоят по периметру. Взаимодеиствуя с компьютером, внимание учеников фокусируется основнои своеи частью не на выступающем. Предполагаемые минусы:

Фокус внимания не на слушателе, аудитория не ощущает себя как единое целое.

Литература

1. Плаксин М.А. «Суперкомпьютеры» VS «Параллельное программирование», «Параллельное программирование», VS «Совместная деятельность», Как изучать тему «Параллельные вычисления» в средней школе// Современные информационные технологии и ИТ-образование: Т. 1 (№11), 215. - С. 302-809.

2. https://goo.gl/XcpRwJ

3. https://plickers.com

4. http://tedxtalks.ted.com/video/How-to-sound-smart-in-your-TEDx

References

1. Plaksin M.A. «Superkomp'yutery» VS «Parallel'noe programmirovanie», «Parallel'noe programmirovanie», VS «Sovmestnaya deyatel'nost'», Kak izuchat' temu «Parallel'nye vychisleniya» v srednej shkole// Sovremennye informacionnye tekhnologii i IT-obrazovanie: T. 1 (№11), 215. - S. 302-809.

2. https://goo.gl/XcpRwJ

3. https://plickers.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. http://tedxtalks.ted.com/video/How-to-sound-smart-in-your-TEDx

Поступила 21.10.2016

Об авторах:

Панюкова Александра Анатольевна, учитель информатики и физики, ГБОУ Школа с углубленным изучением иностранных языков №1354, 3meandme@gmail.com;

Дударева Валентина Ивановна, к.т.н., доцент кафедры математического и компьютерного моделирования, ЮжноУральский государственный университет, г.Челябинск, vdvd12@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.