УДК 374.1
Минина И.В., Петухова Т.П.
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия
ОБ ОПЫТЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ
ШКОЛЫ
АННОТАЦИЯ
В статье представлен опыт функционирования Университетской компьютерной школы. Приведена краткая характеристика дополнительной образовательной программы «Основы современных компьютерных технологий» и ее методического обеспечения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Дополнительное образование детей; информационное образование школьников; информационная образованность; дополнительное lT-образование; современные компьютерные технологии.
Minina I.V., Petukhova TP.
Orenburg State University, Orenburg, Russia
ABOUT THE EXPERIENCE OF THE FUNCTIONING OF THE UNEVERSITY SCHOOL
ABSTRACT
The article presents the experience of the functioning of University computing school. Brief description of the additional educational program "the Basics of modern computer technology" and its methodological support.
KEYWORDS
Additional education of children; school education; information education; further lT-education; modern computer technology.
Реализация Концепции дополнительного образования детеи [4], Концепции общенациональное системы выявления и развития молодых талантов [5], Государственнои программы «Развитие образования на 2013-2020 гг.» [1] и ряда других стратегических документов в области образования актуализировала проблему теории и практики дополнительного образования детеи.
Дополнительное образование детеи сегодня рассматривается как важнеишая составная часть единого образовательного пространства, как открытое вариативное образование, миссия которого заключается в более полном обеспечении права личности на развитие и свободньш выбор различных видов деятельности, способствующих личностному и профессиональному самоопределению детеи и подростков [4].
Дополнительное образование молодежи не стоит рассматривать как подготовку к жизни или освоение основ профессии. Оно является основои непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности, пронизывая все уровни образования [4].
В настоящее время активно создаются и развиваются различные виды учреждении дополнительного образования детеи, которые отличаются рядом специфических особенностей центры, школы дополнительного образования, Дворцы (Дома), клубы, станции, детские парки и прочее. Вместе с тем существенным ресурсом развития дополнительного образования детеи обладают образовательные организации высшего образования.
Отметим, что в условиях развития информационного общества особую значимость представляют такие характеристики личности выпускника школы как умение креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, быть мотивированным на инновационную деятельность, способным на информационно-познавательную деятельность, осознавать ценность образования и науки, а также стремиться к самообразованию в течение всеи своеи жизни [7]. Таким образом, актуальным является формирование информационнои
образованности школьника [7] как в рамках школьных образовательных программ, так и с помощью программ дополнительного образования. В настоящее время университеты и институты активно предоставляют свою базу для практическои реализации проектов технически одаренных школьников в робототехнике, создании моделеи беспилотных летательных аппаратов, IT-сфере и т.д. [2].
Безусловно, что формирование и развитие информационнои образованности ученика начинается в среднем звене общеобразовательнои школы и продолжается на протяжении всего срока обучения. Как правило, в рамках школы основные функции по развитию информационнои образованности школьника возложены на школьную дисциплину «Информатика и ИКТ». В ряде школ для развития информационнои образованности используется ресурс элективных курсов.
Подобная информационная подготовка школьников не всегда позволяет учитывать личностные приоритеты, интерес и выбор учащихся в изучении тои или инои информационнои технологии и не дает возможности в полнои мере реализовать проектную деятельность учащихся в области информационных технологии. В связи с этим особую актуальность приобретает дополнительное IT-образование детеи.
В 2005 году в Оренбургском государственном университете решением ученого совета была создана Университетская компьютерная школа (УКШ) на правах сектора центра довузовскои подготовки «Абитуриент». Основнои целью УКШ является реализация дополнительного IT-образования детеи. Деятельность университетскои компьютернои школы определяется уставом университета и Положением об Университетскои компьютернои школе.
УКШ является распределеннои и представлена сетью базовых площадок, которые функционируют в образовательных учреждениях общего образования, имеющих с университетом договор о сотрудничестве. За 10 лет функционирования Университетскои компьютернои школы базовые площадки были реализованы в 17 школах города Оренбурга и Оренбургскои области. Такая форма получения школьниками дополнительного образования позволяет реализовывать принцип доступности образования даже для самых отдаленных от областного центра раионов, а также принцип «образование на месте обитания» [3], т.е. ученики имеют возможность получить дополнительное IT-образование, находясь в своеи школе или посещая рядом расположенную школу. Занятия на базовои площадке УКШ проводят, как правило, учителя данного образовательного учреждения, которые принимаются на работу в Университетскую компьютерную школу по совместительству. Для учителеи, работающих в УКШ, проводятся методические семинары, а также реализуется постоянное консультационное сопровождение преподавателями Оренбургского государственного университета.
В первьш период существования УКШ (2005 - 2011 гг.) был разработан учебньш комплекс для дополнительного трехлетнего IT-обучения учащихся 5-9 классов, включающии в себя комплект рабочих тетрадеи для учащихся, методическое пособие для учителя и электронныи сборник практических задании. Учащиеся знакомились с основными устроиствами компьютера, изучали принципы работы в операционнои системе семеиства Windows, возможности пакета MS Office, основы сети Интернет и Web-технологии, а также основные инструменты компьютернои графики. Авторы включили материалы, имеющие краеведческии, практико-ориентированныи и познавательныи характер. Основнои целью данного образовательного комплекса было формирование компьютернои грамотности у обучающихся, как совокупности знании и умении, позволяющих им использовать ЭВМ в своеи учебнои деятельности и повседневнои жизни.
В этот период особо значимым и актуальным было обучение основам компьютернои грамотности учеников 5-7 классов, так как в рамках школьнои программы, согласно федеральному базисному учебному плану [14], в 5-7 классах не отводилось часов на информатику. Информатика и информационно-коммуникационные технологии, направленные на обеспечение всеобщеи компьютернои грамотности, изучались в III-IV классах в качестве учебного модуля и с VIII класса -как самостоятельным учебныи предмет [14]. В связи с этим данная дополнительная программа оказалась особо востребованнои.
В 2010 были утверждены новые федеральные образовательные стандарты для среднеи школы [17], согласно которым в среднем звене школы появилась образовательная область «Математика и информатика». В учебном плане основного общего образования на изучение курса информатики теперь стало отводиться в VII-IX классах по 1 часу в неделю с общим количеством часов - 105 часов. Курс информатики основнои школы теперь стал частью непрерывного курса информатики, которыи включал в себя также пропедевтическии курс в начальнои школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). Таким образом, возникла необходимость пересмотра дополнительных образовательных программ для среднего звена в области информационнои подготовки школьников таким образом, чтобы содержание
предмета «Информатика и ИКТ» не дублировалось в дополнительной образовательной программе.
Другой не менее важнои причинои пересмотра программы дополнительного образования в рамках УКШ и соответствующего еи методического обеспечения было то, что базовым программным обеспечением, на основе которого ранее строился курс УКШ, было проприетарное программное обеспечение. В конце 2010 года в школах закончился срок аренды лицензионных ключеи проприетарного программного обеспечения из комплекта «Первая помощь».
В последнее годы актуальным становится применение свободного программного обеспечения в образовании, использование которого в школьнои практике активно поддерживается на государственном уровне программами внедрения [16]. Такои интерес к свободному программному обеспечению был обусловлен, в первую очередь, необходимостью решения проблемы использования лицензионного программного обеспечения, а также снижения зависимости от зарубежных производителеи. В декабре 2010 года было опубликовано распоряжение Правительства Россиискои Федерации о плане перехода всех государственных учреждении на использование свободного программного обеспечения [15]. Легальное распространение свободного программного обеспечения на домашние компьютеры учителеи и школьников предоставляет широкие возможности для организации дополнительного образования и позволяет учащимся осуществлять выбор компьютерных технологии в соответствии со своими интересами и возможностями.
Вместе с тем заметим, что учебники по информатике пока еще в большинстве своем основываются на использовании среды Windows. Все это потребовало разработки нового методического обеспечения курса «Информатика и ИКТ», а также обучения учителеи работе с новыми программными продуктами.
В связи с этим в 2012 году для обучения в УКШ была разработана новая дополнительная образовательная программа «Основы современных компьютерных технологий» и комплекс методического обеспечения, основанный на использовании в обучении рекомендованных видов свободного программного обеспечения.
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на обучение учащихся 5-7 классов. Выбор этои возрастнои категории обусловлен несколькими причинами. В первую очередь, это связано с тем, что на сегодняшнии день именно в среднеи возрастнои группе (11-14 лет) наиболее высок интерес, как со стороны учеников, так и со стороны родителеи к получению дополнительного образования. Это подтверждают многочисленные опросы и исследования. Согласно данным мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ [6] в возрастнои структуре контингента обучающихся в учреждениях дополнительного образования набольшую долю составляют школьники младшего и среднего звена (65% от общеи численности). Другои, не менее значимои причинои, является недостаточное количество часов, отводимое на освоение информатики и ИКТ в 5-7 классах (1 час в неделю).
Разработанная для обучения в УКШ дополнительная образовательная программа «Основы современных образовательных технологии» рассчитана на трехлетнее обучение. Ее основнои целью является развитие информационнои грамотности и создание предпосылок для формирования информационнои образованности школьников [7]. Данная дополнительная образовательная программа ориентирована на решение следующих задач:
• формирование у учащихся глубоких и прочных знаний в области информационных технологий;
• формирование представлении о способах и алгоритмах информационнои деятельности в типовых и нестандартных ситуациях;
• формирование представлении об общих принципах использования информационных технологии в процессе информационнои деятельности;
• формирование ценностного отношения к информационным технологиям как эффективному средству решения поставленных задач;
• создание условии для развития стремлении учащихся к получению новых знании в сфере информационных технологии;
• содеиствие процессам самопознания и саморазвития личности;
• создание условии для самоопределения учащихся в будущем профессиональном выборе;
• развитие творческих способностей познавательного интереса, логического мышления;
• развитие эмоционально-волевои сферы.
Вместе с тем данная программа позволяет выявить среди учащихся наиболее заинтересованных и одарённых детей, готовых к реализации исследовательских проектов в
области информационных технологий или междисциплинарных проектов с активным применением компьютерных технологий.
Согласно дополнительной образовательной программе «Основы современных компьютерных технологии» в первые два года обучающие получают навыки работы в нескольких операционных системах (Linux, Windows), изучают возможности обработки различных видов информации с помощью офисных приложений пакета OpenOffice.org (графический редактор Draw, программа для создания презентаций Impress, текстовый редактор Writer, табличный процессор Calc), учатся верстать газетные публикации с помощью программы Scribus, строить векторные изображения в программе Inkscape, осваивают различные программы для Интернет, а также получают базовые навыки программирования в системе программирования Кумир. Освоение данных разделов программы формирует у учащихся представления о способах и методах обработки информации различного типа, о принципах организации и хранения информации на компьютере, а также простейшие навыки организации учебной информационной деятельности с использованием изученных ими программ общего назначения.
На третьем году обучения учащиеся учатся структурировать и обрабатывать большие объемы информации средствами системы управления OpenOffice.org Base, осваивают основы Web-технологий с помощью программы Quanta Plus, изучают возможности создания и обработки растровых изображений средствами графического редактора GIMP, познают основы 3D-моделирования в программе Blender, средствами программы Geogebra моделируют решение геометрических и алгебраических задач, продолжают осваивать основы программирования в среде Кумир. Выполнение в процессе обучения большого количества упражнений, заданий и задач с помощью самого широкого спектра свободного программного обеспечения позволяет сформировать у обучающихся целостное представление о возможностях и общих принципах использования информационных технологий, ценностное отношение к информационным технологиям как эффективному средству решения учебных и повседневных задач, а также развить познавательный интерес к освоению новых информационных технологий.
В качестве методической поддержки данной дополнительной образовательной программы преподавателями Оренбургского государственного университета, Оренбургского педагогического университета, а также ведущими учителями школ и лицеев г.Оренбурга было разработано учебное пособие «Основы современных компьютерных технологий», представленное в пяти частях [8, 9, 10, 11] и рабочие тетради для каждого года обучения [12, 13].
Каждая часть учебного пособия представляет собои совокупность уроков (учебных занятии). Материал учебного занятия состоит из трех взаимосвязанных частеи: теоретических сведении на тему занятия, упражнении репродуктивного уровня и задании реконструктивного и творческого уровня. В первои части урока учащиися знакомится с кратким теоретическим материалом о возможностях и основах работы с тем или иным программным средством. Далее во второи части каждого урока на основе полученных знании учащемуся предлагается письменно ответить на вопросы и тесты в рабочих тетрадях. В заключительнои части урока для получения учеником практических навыков решения задач средствами информационных технологии и закрепления полученных умении представлены практические задания для выполнения их за компьютером. Следует отметить, что задачи пособия в большинстве своем имеют практико-ориентированныи и межпредметныи характер.
Например, при изучении раздела «Работа с текстовым редактором OpenOffice.org Writer» учащиеся в течение нескольких практических занятии учатся оформлять собственное портфолио. По окончании изучения всех материалов данного раздела для учащихся УКШ организуется конкурс на лучшее портфолио.
При изучении темы «Работа с программои для создания презентации OpenOffice.org Impress» учащимся на практическом уроке предлагается выполнить следующее задание.
Задание. Создаите презентацию, моделирующую одноименную телевизионную передачу «Своя игра» [10, 12].
Далее учащимся объясняются следующие правила игры:
1. Игра должна состоять из двух раундов: синего и красного.
2. Каждьш раунд содержит 25 вопросов, разделенных на 5 тем (5 вопросов по каждои теме). Вопрос темы имеет свою «стоимость» — от 100 до 500 очков. Чем выше «цена» вопроса, тем он, как правило, сложнее. В качестве тем для синего и красного раунда можно использовать следующие.
Синии раунд:
Информатика 100 200 300 400 500
Литература 100 200 300 400 500
Окружающии мир 100 200 300 400 500
География 100 200 300 400 500
Русскии язык 100 200 300 400 500
Красный раунд:
Все о животных 100 200 300 400 500
В мире птиц 100 200 300 400 500
Чудеса природы 100 200 300 400 500
Головоломки 100 200 300 400 500
Русские пословицы и поговорки 100 200 300 400 500
3. Кроме этого в игре должны встречаться следующие сектора:
• «Кот в мешке»: вопрос должен быть передан любой другой команде;
• «Вопрос-аукцион»: команды назначают «цену» вопроса, и отвечает та команда, которая назначит наибольшую «цену» за вопрос;
• «Счастливый случай»: команда получает указанную сумму баллов и продолжает игру;
• «Несчастный случай»: команда штрафуется на указанную сумму баллов и право хода переходит к соперникам;
Алгоритм работы презентации. При выборе вопроса из любои категории, должен открываться слаид с вопросом, на котором должны быть предусмотрены возможность посмотреть подсказки и правильныи вариант ответа.
Дизаин оформления слаидов игры учащиеся выбирают самостоятельно. Пример оформления титульного слаида даннои игры одного из учащихся представлен на рисунке 1.
Информатика 100 200 300 400 500
Литература 100 200 300 400 500
Математика 100 200 300 400 500
Окружающий мир 100 200 300 400 500
География 100 200 300 400 500
Рис.1 Пример оформления титульного слайда игры учащимся УКШ Чистяковым Никитой, 7 класс
С помощью созданнои презентации учащиеся проводят игру среди своих одноклассников.
Заметим, что в пособии имеются задачи краеведческого характера, которые позволяют учащемуся получить дополнительные знания о своем крае. Например, при изучении раздела «Работа с табличным процессором OpenOffice Са1с» учащемуся предлагается следующее задание.
Задание. Используя возможности сети Интернет, получите дополнительные сведения о реках Оренбуржья. На основании полученных сведении составьте таблицу длин рек Оренбургскои области и определите общую длину всех рек, самую длинную реку, самую короткую реку, среднюю длину рек [10, 12].
При изучении раздела «Верстка публикации в программе Scribus» учащиеся выполняют практические задания для освоения навыков верстки газеты или буклета. Конечным результатом таких задании являются созданные средствами программы Scribus газеты класса, буклеты о своеи
школе, о своем городе. Пример тематического буклета об истории некоторых известных улиц города Оренбурга, оформленного учащимися УКШ средствами программы Scribus, представлен на рисунке 2.
Из истории названий современных улиц Оренбурга
Пса него же отвели участки двух небольших кварталов, где теперь драли i мческий театр и шюо.та ЛЬ 30. Расширением дворового места резиденции военного губернатора перекрыли южный конец улицы Почювой (современная улица Про-.iriapi'Kul. выходившей li>r,u иа набережную. Перемычка в ю время была всего 45 метров. теперь же на всём ирошжс-нни до улицы М. Горького e¿ iK существует. Посте, почт целый век. изменений в планировке не производили Изменения начались в п. и усилились после Великой 0|счествси-
ной войны. Но южная половина крепости окагалась с mí мало затронутой ко времени занесения Оренбурга в список исторических городов в 1970 году К сожалению, в последние годы се восточная сгороиа и юго-восточный учасгок подвергнись значительным изменениям, структур* последнего практически уничтожена
Несмотря на то, что изначально улиц в городе было срив-ншельно немного, упорядоченности в их названиях не было, встречались одноименные переулки, например. Торговые. Отсутствию надлежащего порядка способсiвовало и то, что вирреотоидсицию адресовали иа имя домовладельца без указания улицы н номера дома. Об -»том свидетельствует тот факт, что когда в I860-IX6I гг. нужно было составить план города с указанием названий улиц, землемер Никулин производи.! там. где не было надписей, «дознание в натуре»», причём оно проводилось «при содействии депутатов и старожилых лкхтеП» Так устанавливалось «натуральное наименованием улиц. Только в IR77-I879 гг. в связи с предстоящей «всеобщей Имперской переписью населения» в городе была проведена нумерация домов с разделением на четную и нечетную стороны
В целом наименования улиц в XIX веке менялись редко, значительно больше изменений било в первые полвека существования города Можно отмстить, что среди названий улиц не било имён писателен, художников, музикантов. учених; кроме Мастерского переулка не было названий, связанных с производством. В списке 1891 гада в историческом центре Оренбурга насчитывается 41 улица, 5 из них названы именами царя и губернаторов. Л по церквям и мечети, Л по торговле. 12 катваний связано с миром военных и чиновников. В •том отразились не только особенности города, но и военно-бюрократический. феодально-буржуазный самодержавный строй. В большинстве случаев одновремешю была тесная связь имени с конкрешой улицей.
Рис.2. Тематический буклет «Из истории названий современных улиц Оренбурга», оформленный учащимися
УКШ
Учитывая, что одной из активных форм получения новых знаний в области информационных технологий и приобретения опыта самостоятельного их применения является учебно-исследовательская деятельность, в рамках реализуемой дополнительной образовательной программы предусмотрены разделы по организации проектной деятельности. В учебном пособии представлены задания, ориентированные на подготовку обучающихся к будущей исследовательской деятельности, а также предложены примерные темы исследовательских работ. Например, после изучения тем по обработке информации средствами табличных процессоров учащиеся выполняют следующие проекты:
1. «Расчет мировых запасов пресной воды»
2. «Сколько стоит путешествие по Золотому кольцу России?»
3. «Многонациональное Оренбуржье»
4. «Подсчёт количества белков, жиров, углеводов и энергетической ценности в суточном питании школьника".
В учебном пособии достаточно подробно представлена постановка задачи для выполнения исследовательского проекта.
Задание. «Многонациональное Оренбуржье» [10, 12].
Постановка задачи:
«В рамках данного проекта проанализируите национальныи состав населения Оренбургскои области, в табличном виде представьте информацию о десяти самых многочисленных национальностях Оренбуржья, данные по численности каждои национальности, процент от общего числа населения Оренбургскои области. Необходимую информации можно наити на саите http://ru.wikipedia.org/wiki/Население_ОренбургскоИ_области.
По результатам анализа построите диаграммы, отображающие:
- долю каждои национальности в общем числе проживающих в Оренбуржье;
- прирост русскоязычного населения Оренбуржья, начиная с 1959 года.
По результатам своего исследования создаите презентацию, в которои в теоретическои части расскажите о десяти самых многочисленных национальностях Оренбургскои области, их традициях, обычаях, в практическои части представьте результаты своих табличных расчетов.
В текстовом редакторе создаите документ и напишите в нем ответы на следующие вопросы:
Город Оренбург основан 19 (30) апреля 1743 года. Изначально он строился как горол-крсиость и как опорный пункт линий крепостей по Яику. Самаре и Сакмарс. охранявших юго-восточную границу России. Одновременно город должен был служить центром хозяйствсипоокономичссюго общения с народами Востока, что предполагало ведение торговли. Поэтому город носил и военный, и торговый характер: тут были казармы, артиллерийский двор, пороховые погреба, военные учреждения и таможня, гостиный и меновой дворы. Эти особенности отразились и в названиях улиц (Штабекал. Солдатская. Гостинодворская. Торговая).
Город и крепость строились одновременно. Строительство города шло но «регулярному» плану, го есть Оренбург был спланирован по новим на то время принципам строительства н реконструкции населенных пунктов, начало которым было положено Пефом I.
Эти принципы предусматривали слиноврсменносгь планирования и осуществления плана, геометрически правильную планировку, преимущественно по прямой сетке, обоггагсльное наличие центральной площади с административными учреждениями, симметричное размещение комплексов здании и ряд других особенностей
Благодаря своему вслузцему значению. Оренбург строился по плану, разработанному на месге. в основу которого легли тс же принципы, но применённые более гибко.
Так, административный центр расположили не иа главной площади, а у реки, в начале главной улицы, что совпадало со старинным рамешением центра русских городов, нет сим-
метрии в размещении торговой части. Всё по придавало Оренбургу свой, ему одному присущий художественный образ, делало его индивидуальным
Центр современного Оренбурга во многом сохранил без изменений старинную планировку.
Тогда в Оренбурге было 25 улиц, из них сквозных толь*» 10. Улицы представлялись просто перегороженными и носили само название, хотя между ними было по 6 кварталов перпендикулярного направления. Вероятно, »то свидетельствухт о том. что .ш проектировщиков и начальства такой приём был прерыванием одной и той же улицы. Например, современные переулки Ивановский и Почтовый составляли одну улицу -Унгсрофицерскую.
Серьезной трудностью было именование улии. что бито связано, как указывает В.В Дорофеев, с тем, что они появлялись «на пустом месте, не связанном ещё с киикрешыми событиями или людьми».
Первые изменения в планировочной структуре города произошли при восстановлении города после пожара 1786 года. когда пострадало более 2/3 застройки. Тогда, в конце XVII начале XIX вв.. вместо двух улиц, разделённых кварталами, образовалась одна Введенская (современная улица 9-го января). и к западу ог Гостиного двора оставили учасгок под рыночную площадь. Затем, в 1830-е годы, в период значительного улучшения застройки и благоустройства города при военном губернаторе В А. Перовском, слились в один два квартала к востоку от современной улицы Кобозева между Ивановским переулком н улицей Ленинской, где развивалось открытое в 1825 году Неплюсвскос училище.
1. Как называлась тема вашего исследовательского проекта?
2. Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? В каких областях?
3. Что в работе над проектом было наиболее интересным? Почему?
4. Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
5. Ваши ощущения от выполненнои работы?
6. Замечания и предложения на будущее (себе, одноклассникам, учителям).
7. Какую оценку вы бы поставили себе за работу над данным проектом? Сохраните документ. В названии фаила укажите свою фамилию и год обучения в УКШ.
Отправьте этот документ на электронную почту своему учителю».
Дополнительной образовательной программой предусмотрено выполнение итоговой выпускной работы в виде творческого (исследовательского) проекта. Исследовательские проекты, выполненные в рамках УКШ, учащиеся представляют на конференциях различного уровня. За последние три года они представляли свои проекты на таких конкурсах и конференциях как городская конференция «Интеллектуалы XXI века», областной дистанционный конкурс «Компьютер и Ко», областной этап ежегодной всероссийской олимпиады научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и молодёжи по проблемам защиты окружающей среды «Созвездие», научно-практическая конференция студентов Оренбургского государственного университета.
Обучающиеся УКШ имеют зачетные книжки, в которые в конце каждого учебного полугодия учитель выставляется зачеты или оценки по результатам изучения разделов дополнительной образовательной программы. По итогам успешного окончания Университетской компьютерной школы обучающемуся выдается документ образца, установленного Оренбургским государственным университетом.
Обучение в УКШ способствует развитию логического и творческого мышления обучающихся, позволяет им получить опыт активнои и разностороннеи информационнои деятельности согласно их возрасту и индивидуальным потребностям.
Для учителеи, работающих по программам УКШ, консультационное сопровождение, осуществляемое опытным преподавателем университета, а также работа методических семинаров представляют собои непрерывное повышение педагогическои квалификации.
Администрация школы, являющеися базовои площадкои УКШ, получает регулярную методическую помощь со стороны университета, а также возможность позиционировать свое образовательное учреждение как школу-партнера университета.
Развитая сеть базовых площадок УКШ дает университету возможность формировать собственныи контингент абитуриентов для соответствующих направлении подготовки.
Литература
1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы: [утверждена постановлением Правительства РФ 15 апреля 2014 г. N 295]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/2690/Ыe/1170/Госпрограмма_Развитие_образования.pdf
2. Доклад Министра образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанова на заседании Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации. 16 мая 2016 года. Режим доступа: http://dopedu.ru/64-gosudarstvennaya-politika-v-sfere-dop-obrazovaniya/609
3. Карпенко, М.П. Телеобучение. [Текст] / М.П.Карпенко. -М.: СГА, 2008. - 800с.
4. Концепция развития дополнительного образования детей: [утверждена распоряжением Правительства РФ 4 сентября 2014 г. № 1726-р]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
5. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: [утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 г.] Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/3451
6. Куприянов Б.В. Учреждения дополнительного образования детей. Данные статистики и мониторинга экономики образования / Б.В.Куприянов [и др.]// Вопросы образования. - 2013. - №2. - Стр.209.
7. Минина И.В. Теоретические основы формирования информационной образованности старшеклассника / И.В.Минина, Т.П.Петухова // Инновационные технологии в образовании: теория и практика: [коллективная монография] / Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - гл.7. - С.145-176
8. Минина И.В. Основы современных компьютерных технологий: учебное пособие для поступающих в высшие учебные заведения / И. В. Минина [и др.]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Оренбург: Университет, 2013 Ч. 1. - 2013. - 290 с.: ил. - ISBN 978-5-4417-0278-2. - Библиогр.: с. 290.
9. Минина И.В. Основы современных компьютерных технологий: учебное пособие для поступающих в высшие учебные заведения / И. В. Минина [и др.]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Оренбург: Университет, 2013, Ч.2. - 2013. - 227 с. - ISBN 978-5-4417-0329-1
10. Минина, И. В. Основы современных компьютерных технологий [Электронный ресурс]: учебное пособие для поступающих в высшие учебные заведения / И. В. Минина, А. В. Прилепина, Т. Ю. Спивак; М-во образования и науки
Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Ч. З. -Электрон. текстовые дан. (1 файл: Kb). - Оренбург : ОГУ, 2014. -Adobe Acrobat Reader S.O
11. Минина, И. В. Основы современных компьютерных технологий: учебное пособие для поступающих в высшие учебные заведения / И. В. Минина, Р. А. Байрамгалиев, Е. Д. Першина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Ч. 4.. - Оренбург : ОГУ, 2014. -Adobe Acrobat Reader S.O
12. Минина И.В. Основы современных компьютерных технологий [Электронный ресурс] : рабочая тетрадь 2: методические указания для поступающих в высшие учебные заведения / И. В. Минина [и др.]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т".
- Оренбург: ОГУ, 2014
13. Минина И.В. Основы современных компьютерных технологий [Электронный ресурс] : рабочая тетрадь 1: методические указания для поступающих в высшие учебные заведения / И. В. Минина [и др.]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т".
- Оренбург: ОГУ, 2014.
14. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1З12. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=125935
15. О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011 - 201S годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 2299-р. Режим доступа: httpY/minsvyaz.ru/ru/documents^^S/
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 октября 2007 г. №1447-р // Российская газета. 2007. №4500 (0)
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 г. № 1897]. Режим доступа: http: //минобрнауки.рф/Документы/9З8
References
1. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii "Razvitie obrazovaniya" na 201З - 2020 gody: [utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva RF 15 aprelya 2014 g. N 295]. Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/documents/2690/file/1170/Gosprogramma_Razvitie_obrazovaniya.pdf
2. Doklad Ministra obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii D.V. Livanova na zasedanii Komissii pri Prezidente po monitoringu dostizheniya tselevykh pokazateley sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii. 1б maya 201б goda. Rezhim dostupa: http://dopedu.ru/64-gosudarstvennaya-politika-v-sfere-dop-obrazovaniya/609
3. Karpenko, M.P. Teleobuchenie. [Tekst] / M.P.Karpenko. -M.: SGA, 2008. - 800s.
4. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey: [utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF 4 sentyabrya 2014 g. № 1726-r]. Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru
5. Kontseptsiya obshchenatsional'noy sistemy vyyavleniya i razvitiya molodykh talantov: [utverzhdena Prezidentom RF З aprelya 2012 g.] Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/documents/3451
6. Kupriyanov B.V. Uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey. Dannye statistiki i monitoringa ekonomiki obrazovaniya / B.V.Kupriyanov [i dr.]// Voprosy obrazovaniya. - 201З. - №2. - Str.209.
7. Minina I.V. Teoreticheskie osnovy formirovaniya informatsionnoy obrazovannosti starsheklassnika / I.V.Minina, T.P.Petukhova / / Innovatsionnye tekhnologii v obrazovanii: teoriya i praktika : [kollektivnaya monografiya] / Krasnoyarsk: Nauchno-innovatsionnyy tsentr, 2011. - gl.7. - S.145-176
8. Minina I.V. Osnovy sovremennykh komp'yuternykh tekhnologiy: uchebnoe posobie dlya postupayushchikh v vysshie uchebnye zavedeniya / I. V. Minina [i dr.]; M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii, Feder. gos. byudzhet. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya "Orenburg. gos. un-t". - Orenburg: Universitet, 201З&. 1. - 201З. - 290 s.: il. - ISBN 978-S-4417-0278-2. - Bibliogr.: s. 290.
9. Minina I.V. Osnovy sovremennykh komp'yuternykh tekhnologiy: uchebnoe posobie dlya postupayushchikh v vysshie uchebnye zavedeniya / I. V. Minina [i dr.]; M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii, Feder. gos. byudzhet. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya "Orenburg. gos. un-t". - Orenburg : Universitet, 201З, Ch.2. - 201З. - 227 s. - ISBN 978-5-4417-0З29-1
10. Minina, I. V. Osnovy sovremennykh komp'yuternykh tekhnologiy [Elektronnyy resurs]: uchebnoe posobie dlya postupayushchikh v vysshie uchebnye zavedeniya / I. V. Minina, A. V. Prilepina, T. Yu. Spivak; M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii, Feder. gos. byudzhet. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya "Orenburg. gos. un-t". - Ch. З. -Elektron. tekstovye dan. (1 fayl: Kb). - Orenburg: OGU, 2014. -Adobe Acrobat Reader S.O
11. Minina, I. V. Osnovy sovremennykh komp'yuternykh tekhnologiy: uchebnoe posobie dlya postupayushchikh v vysshie uchebnye zavedeniya / I. V. Minina, R. A. Bayramgaliev, E. D. Pershina; M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii, Feder. gos. byudzhet. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya "Orenburg. gos. un-t". - Ch. 4.. - Orenburg : OGU, 2014. -Adobe Acrobat Reader S.O
12. Minina I.V. Osnovy sovremennykh komp'yuternykh tekhnologiy [Elektronnyy resurs] : rabochaya tetrad' 2: metodicheskie ukazaniya dlya postupayushchikh v vysshie uchebnye zavedeniya / I. V. Minina [i dr.]; M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii, Feder. gos. byudzhet. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya "Orenburg. gos. un-t". - Orenburg: OGU, 2014
13. Minina I.V. Osnovy sovremennykh komp'yuternykh tekhnologiy [Elektronnyy resurs] : rabochaya tetrad' 1: metodicheskie ukazaniya dlya postupayushchikh v vysshie uchebnye zavedeniya / I. V. Minina [i dr.]; M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii, Feder. gos. byudzhet. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya "Orenburg. gos. un-t". - Orenburg: OGU, 2014.
14. Ob utverzhdenii federal'nogo bazisnogo uchebnogo plana i primernykh uchebnykh planov dlya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy Rossiyskoy Federatsii, realizuyushchikh programmy obshchego obrazovaniya [Elektronnyy resurs]: prikaz Minobrazovaniya RF ot 9 marta 2004 g. N 1З12. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=125935
15. O plane perekhoda federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti i federal'nykh byudzhetnykh uchrezhdeniy na ispol'zovanie svobodnogo programmnogo obespecheniya na 2011 - 2015 gody [Elektronnyy resurs]: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2010 g. № 2299-r. Rezhim dostupa: http://minsvyaz.ru/ru/documents/3165/
16. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 18 oktyabrya 2007 g. №1447-r / / Rossiyskaya gazeta. 2007. №4500 [0)
17. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya: [utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii 17.12.2010 g. № 1897]. Rezhim dostupa: http: //minobrnauki.rf/Dokumenty/938
Поступила: 12.10.2016
Об авторах:
Минина Ирина Викторовна, заведующий сектором «Университетская компьютерная школа» центра довузовской подготовки «Абитуриент» Оренбургского государственного университета, [email protected];
Петухова Татьяна Петровна, директор научно-методического центра развития образования Оренбургского государственного университета, кандидат физико-математических наук, доцент, [email protected].