УДК 004.75
Шухман А.Е., Болодурина И.П., Полежаев П.Н., Ушаков Ю.А., Легашев Л.В.
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия
СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОСТУПА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММНЫМ ПРОДУКТАМ НА БАЗЕ ОБЛАЧНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
АННОТАЦИЯ
Статья описывает концепцию и реализацию регионального центра коллективного доступа к образовательным программным продуктам на базе облачных технологий (РКЦД). Учащиеся получают доступ через Интернет к виртуальному рабочему столу с установленным программным обеспечением. Разработанный сервис предоставляется по облачному принципу и экономически выгоден для образовательных учреждений, которым не требуется обновлять компьютерное оборудование и закупать дорогостоящее программное обеспечение.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Облачные вычисления; удаленный доступ к программному обеспечению; коллективное использование программного обеспечения; информационные технологии в образовании.
Shukhman A.E., Bolodurina I.P., Polezhaev P.N., Ushakov Yu.A., Legashev L.V.
Orenburg State University, Orenburg, Russia
CREATION OF REGIONAL CENTER FOR SHARED ACCESS TO EDUCATIONAL SOFTWARE BASED ON CLOUD TECHNOLOGY
ABSTRACT
The paper describes the concept and implementation of regional center for shared access to educational software based on cloud technology (RCSA). Students are provided the access via Internet to remote desktop with needed software. Developed service is provided as cloud DAAS. This service is profitable for educational institutions due to they are no need to update hardware and to buy software.
KEYWORDS
Cloud computing; remote access to software; shared use of software; IT in education.
В современных тяжелых экономических условиях из-за серьезного повышения цен на компьютерную технику и недостаточного финансирования организаций общего образования темпы обновления школьного парка компьютеров являются очень низкими. Так в Оренбургской области за 2012 код обновлено всего 5,7% от общего количества компьютеров. При сохранении порядка финансирования для полного обновления компьютеров потребуется 17,5 лет. При этом в современных условиях срок службы персонального компьютера до морального устаревания составляет 5 лет. Таким образом, при сохранении традиционной ориентации школ на использование собственны вычислительных ресурсов необходимо увеличение финансирования как минимум в 3,5 раза.
Другои проблемои информатизации общего образования является недостаточным уровень оснащения школ платными программными продуктами в связи с высокои стоимостью лицензии. Покупка платных лицензии экономически необоснованно, поскольку специализированные программные продукты (например, графические редакторы Adobe) используются лишь небольшую долю от общего времени эксплуатации компьютеров в учебном процессе.
Чаще всего, в системе общего образования предполагается использование открытых бесплатных программных продуктов для операционнои системы Linux. Однако администрирование Linux довольно трудоемко, требует высокои квалификации технического персонала. Кроме того, открытые продукты обычно обладают урезанным функционалом или не удовлетворяют приемлемому уровню качества.
Таким образом, традиционная схема использования программных продуктов приводит к
риску снижения уровня информатизации общего образования, ухудшению качества подготовки школьников в области современных информационных технологии.
Решением проблемы может стать использование облачных технологии, предполагающих виртуализацию и перенос вычислительных ресурсов в центры обработки данных поставщиков облачных услуг. Облачная система может работать на основе механизма DaaS (Desktop as a Service, рабочии стол в качестве сервиса), направленного на предоставление каждому учащемуся виртуальнои машины и виртуального окружения (виртуального рабочего стола) со всем необходимым для обучения установленным программным обеспечением. Доступ к виртуальному окружению осуществляется учащимися удаленно с использованием компьютеров образовательных организации (которые могут иметь устаревшую конфигурацию) или мобильных устроиств (ноутбуков, планшетных компьютеров, смартфонов). Однако в этом случае организация также должна закупить или арендовать необходимое программное обеспечение.
Альтернативньш механизм предполагает предоставление удаленного доступа к конкретному программному продукту с использованием модели SaaS (Software as a Service). К сожалению, наиболее популярные SaaS-службы Microsoft Office 365 и Google Apps предоставляются зарубежными компаниями, что в перспективе может привести к проблемам доступа и входит в противоречие со стратегиеи импортозамещения.
Для сокращения издержек наиболее выгодно организовать совместное использование всеми образовательными организациями региона типовых программных конфигурации, включающих лицензии на платные продукты. При этом виртуальные ресурсы для запуска конфигурации также проще арендовать у облачных проваидеров. Однако в настоящее время отсутствуют разработки централизованных систем управления облачными ресурсами, которые учитывали бы специфику работы образовательных организации - периодичность расписании, наличие времени начала и окончания использования виртуальных машин во время занятии (с учетом поурочных планов), ограничения плавающих лицензии. Поэтому разрабатываемые решения будут иметь принципиальную новизну в сравнении с существующими разработками.
Рассмотрим существующие решения для образовательных целеи, использующие облачные технологии для предоставления удаленного доступа к виртуальным окружениям и ПО.
Национальным исследовательскии университет ЮУрГУ разработал облачную образовательную платформу «Персональным виртуальныи компьютер» [1]. Данныи проект реализует механизм EaaS (Education as a Service) и представляет собои электронныи образовательным ресурс, доступ к которому осуществляется удаленно с устроиства пользователя. Доступ к виртуальным рабочим столам происходит на базе готового решения посредством платного импортного программного обеспечения Citrix Xen Desktop, имеющего значительную стоимость и не позволяющего контролировать ограничения плавающих лицензии.
В статье [2] Bo Wang и HongYu Xing описаны приложения облачных вычислении в системе образования Китая. Реализация механизма SaaS (Software as a Service), при использовании облачных приложении Google Appsи Zoho Office, позволяет учащимся получать доступ к офисным пакетам, библиотекам и облачным ресурсам с персонального компьютера, на котором установлена операционная система Linuxи Web-браузер Firefox. Указанное программное обеспечение относится к открытому ПО, следовательно, образовательнои организации не надо беспокоиться об установке платного программного обеспечения, обеспечивать поддержку и обновление ПО, а также своевременно закупать дорогостоящее оборудование. Предложенная система не позволяет получать удаленныи доступ к обычным настольным приложениям, не адаптированным под облачные модели, и их лицензионные ограничения.
Статья [3] Shinichiro Kibe, Teruaki Koyama и Minoru Uehara предлагает два вида реализации схемы DaaS (Desktop as a Service) - удаленныи рабочии стол для одного или группы пользователей Разработанные авторами статьи продукты поддерживают различные операционные системы (CentOS, Ubuntu, Windows и MacOSX). При увеличении количества пользователеи возрастает нагрузка на облачную систему. Для решения этои проблемы авторы предложили ограничения по ролям для удаленных рабочих столов и сессионные ограничения на использование таких рабочих столов. В дальнеишем авторы планируют описать подходы, которые позволят снизить стоимость использования образовательного облака при увеличении числа активных пользователеи. В отличие от решении авторов статьи, в рамках нашего проекта предлагаются разработки по эффективному распределению нагрузки пользователеи на виртуальные машины, а также поддержка плавающих лицензии.
Совершенно другои подход предложен Justin Cappos, Ivan Beschastnikh, Arvind Krishnamurthy и Tom Anderson в статье [4]. Здесь описывается разработанная облачная вычислительная образовательная платформа Seattle. Данная платформа зависит от ресурсов, которыми поделился
пользователь программного обеспечения. Он имеет возможность установить Seattle на свои персональный компьютер и использовать программное обеспечение этой платформы, задействуя часть вычислительных ресурсов компьютера с возможность выполнения программ других пользователей в песочницах.
Идея использования обычных компьютеров, вместо высокопроизводительных серверов, для построения облачных образовательных систем представлена в работах [5-6]. Основнои недостаток [5] - низкая производительность, в том числе подсистемы ввода/вывода, связанная с доступом к дисковым образам виртуальных машин.
В работе [7] предлагается использовать ресурсы проваидеров облачных услуг для создания образовательных облаков нескольких высших учебных заведении. Авторы рассматривают только услуги IaaS, PaaS и SaaS, отставив за рамками предоставление услуги рабочего стола в качестве сервиса - DaaS-услуг (Desktop as a Service), кроме того, они не описывают никаких деталеи возможнои реализации.
Ранее нами были разработаны [8-10] концепция региональных образовательных ресурсных центров на базе облачных центров обработки данных, эффективные алгоритмы планирования виртуальных машин и виртуальных окружении учащихся. Разработка предполагает развертывание собственного центра обработки данных (ЦОД) с программно-конфигурируемои сетью, что является не очень эффективным решением в экономическом плане, т.к. потребуются значительные затраты на закупку, настроику, обновление оборудования. Также часть ресурсов, например, по ночам, когда нет занятии или в выходные дни, будет простаивать, что отрицательно скажется на стоимости владения ЦОД.
Более эффективное решение предлагается в рамках данного проекта - использование ресурсов одного из существующих отечественных облачных проваидеров, предлагающих гибкую систему оплаты. В этом случае оплачиваются только реально потребляемые виртуальными машинами ресурсы процессоров, оперативнои и дисковои памяти, СХД, сетевого трафика, что приводит к значительнои экономии. При использовании сторонних облачных проваидеров, в отличие от собственного ЦОД, задача планирования виртуальных машин принимает новую форму - теперь ресурсные ограничения не учитываются, а принимаются во внимание только ограничения плавающих лицензии ПО и поурочных планов предметов, преподаваемых в образовательных организациях.
Отечественные проваидеры облачных DaaS-услуг (Desktop as a Service, рабочии стол в качестве сервиса) не позволяют гибко управлять набором ПО, разворачиваемом в виртуальных машинах виртуальных классов, а также не предоставляют возможность планировать запуск и остановку виртуальных окружении по расписанию. Поэтому наиболее адекватным решением является использование ресурсов отечественных проваидеров IaaS-услуг (например, Active Cloud, RTCLOUD), поверх которых реализуются собственные DaaS-услуги. С целью балансировки нагрузки и повышения отказоустоичивости РЦКД может использовать ресурсы нескольких проваидеров.
Основными пользователями системы являются:
а) учащиеся, осуществляющие подключение к виртуальным машинам виртуальных классов и работу с виртуальными окружениями, которые содержат платное и бесплатное ПО для уроков;
б) администраторы образовательных организации, отвечающие за создание и конфигурирование виртуальных классов (указание предметов и поурочных планов с необходимым ПО), составление расписания их работы, создание профилеи учащихся;
в) глобальньш администратор системы, решающии задачи на уровне всего РЦКД, включая: управление учетными записями, лицензиями, образами, дисками, сервисами и их обслуживанием.
Виртуальныи класс представляет собои группу виртуальных машин, запущенных в них служб терминалов/контеинеров, которые реализуют необходимое виртуальное окружение, содержащее ПО и материалы для учебных занятии. Доступ к виртуальному классу осуществляется удаленно через сеть Интернет с физических компьютеров учащихся или школьных классов.
Для каждого виртуального класса задается список предметов, для которых он используется. В свою очередь, для каждого предмета определяется поурочныи план, в котором для каждого урока задан список необходимого программного обеспечения. Также известен максимальным размер виртуального класса.
При создании виртуального класса администратором образовательнои организации он выбирает базовыи дисковыи образ (с однои из версии ОС Windows или с дистрибутивом Linux) и отмечает на портале самообслуживания список необходимого программного обеспечения, которое должно быть доступно в виртуальных окружениях учащихся. Далее формируется дисковыи образ виртуального класса на основе базового образа с автоматическои установкои необходимого ПО.
В рамках данного проекта предлагается следующая структура РЦКД (рис. 1).
Все виртуальные узлы системы делятся на служебные, работающие всегда (или только в рабочее время, для экономии) и рабочие, запускаемые из заранее подготовленных образов по расписанию. К группе служебных узлов относятся виртуальные машины (виртуальные сервера):
а) Виртуальньш сервер доступа - предоставляет портал самообслуживания, через которьш пользователи взаимодеиствуют с РЦКД. Поддерживает протокол SSL для безопасного подключения через VNC или RDP туннели к виртуальным машинам виртуальных классов, а также использует обратныи прокси-сервис nginx для доступа к ним и распределения нагрузки на экземпляры служебных узлов.
б) Виртуальныи сервер обслуживания системы - осуществляет составление расписания запуска виртуальных машин виртуальных классов в соответствии с пожеланиями образовательных организации и лицензионными ограничениями на используемое ПО. Согласно расписанию, перед началом каждого урока виртуального класса, он использует конфигурацию (шаблон) виртуальных машин и дисковыи образ, созданные администратором образовательного учреждения, и запускает нужное количество виртуальных машин. По окончанию занятия он их останавливает.
Учащийся
- Запускклиента удаленного доступа
- Работа с виртуальным окружением
Рис.1. Общая структура РЦКД
Для реализации данных функции сервер взаимодействует с интерфейсом управления облаком проваидера, но не напрямую, а используя собственным промежуточным API. Это позволяет не привязываться к специфичному API проваидеров облачных услуг, также дает возможность использовать одновременно различных проваидеров с отличающимся API (в этом случае под каждого проваидера реализуется отдельным промежуточныи API с общим интерфеисом, при этом остальные программные модули РЦКД не меняются). Виртуальныи сервер обслуживания системы также взаимодеиствует с виртуальным сервером лицензии и программ с целью первоначальнои подготовки необходимых дисковых образов.
в) Виртуальныи сервер БД - хранит все информацию, относящуюся к РЦКД. В частности, здесь сохраняется текущее расписание, информация об учете использования ресурсов (биллинг), сведения службы каталогов LDAP, используемые для авторизации пользователеи в РЦКД и проверки их прав доступа к различным компонентам системы.
г) Виртуальныи сервер хранилища - предоставляет собственное пользовательское
хранилище данных, а также шлюз доступа к СХД проваидера (через промежуточным API). Оно используется для хранения дисковых образов виртуальных машин классов, а также для виртуальных дисков с данными пользователеи (подключаются вторыми дисками в виртуальные машины классов).
д) Виртуальныи сервер лицензии и программ - содержит сервер лицензии, которым управляет активациеи лицензии, а также сервисами плавающих лицензии для конкретных программ. Он также содержит сервис развертывания программ, которым используется для автоматическои установки программ на дисковые образы при создании или изменении конфигурации виртуального класса администратором образовательнои организации. Для этои цели сервис запускает виртуальную машину на основе выбранного базового образа, затем используя SCM-систему (Software Configuration Manager), автоматически устанавливает все ПО, выбранное администратором на портале самообслуживания РЦКД, а затем сохраняет изменения в дисковыи образ, общии для виртуального класса.
К рабочим виртуальным узлам относятся виртуальные классы, которые представляют собои группы виртуальных машин с виртуальным окружением, включающим необходимые для образовательного процесса программы и материалы. Также имеются агенты связи с системои, используемые для автоматического развертывания ПО, мониторинга загруженности вычислительных ресурсов и контроля соблюдения ограничении.
Описанная общая структура РЦКД может быть охарактеризована следующим образом:
- виртуальные служебные узлы работают независимо от типа виртуализации и облачного гипервизора (для повышения переносимости);
- у каждого виртуального служебного узла может быть несколько экземпляров с целью обеспечения эффективности их работы;
- виртуальные служебные узлы поддерживают синхронизацию с виртуальным сервером обслуживания системы независимо от его физического месторасположения, используя имя DNS;
- вся информация о расположении и параметрах узлов, расписании запуска, состоянии задач, образов и дисков содержится в базе данных, которая реализована в виде отдельного виртуального сервера с целью повышения масштабируемости и надежности;
- точкои входа в систему является виртуальныи сервер доступа, выполняющии две основные функции - реализацию портала самообслуживания и реализацию сервера доступа пользователеи к протоколам удаленного рабочего стола через Web-шлюз;
- для реализации лицензионных ограничении предназначен виртуальныи сервер лицензирования, использующиися для активации преднастроенных образов операционных систем и программного обеспечения (включая плавающие лицензии);
- для слежения за загрузкои системы, соблюдением правил лицензирования и ограничении проваидера на каждои запущеннои виртуальнои машине работает агент управления в виде отдельнои программы, связывающеися с сервером облуживания и сервером лицензирования;
- доступ к программному обеспечению пользователи получают через протоколы удаленного рабочего стола (VNC, RDP, X11);
- программным или браузерныи клиент доступа к удаленному приложению перенаправляются перенаправляться на экземпляр виртуальнои машины, ассоциированным с текущим расписанием клиента.
На рисунке 2 показана схема доступа клиентов к облачным приложениям. С помощью специального приложения или браузера клиент подключается к обратному прокси-сервису nginx, которыи перенаправляет запрос в зависимости от его типа либо на портал самообслуживания, либо на NoVNC-шлюз, которым позволяет по протоколу HTTPS передавать полноценным удаленным экран VNC, RDP и X11. Выбор на какои именно сервер перенаправить конкретного клиента определяется согласно составленному расписанию. Эти сведения хранятся в базе данных.
На самих рабочих серверах установлены VNC сервера, позволяющие работать с фреим-буфером и транслировать только одно окно приложения. Это дает возможность однооконным приложениям работать с несколькими пользователями на одном сервере практически без увеличения накладных расходов.
Поскольку данная система должна обладать высокои производительностью в пиковые часы и экономить ресурсы во время простоя экземпляры виртуальных машин запускаются только по расписанию, составленному на основе заявок администраторов образовательных организации (например, учителеи информатики).
В рамках проекта созданы алгоритмы планирования уроков виртуальных классов на основе интеллектуальных методов: генетических алгоритмов и имитации отжига [11-12], которые могут:
- составлять расписание работы виртуальных классов с учетом времени начала и окончания
отдельных уроков в образовательных организациях и пожелании преподавателей, ведущих предметы с использованием данных классов;
- учитывать лицензионные ограничения на ПО, одновременно используемое при проведении уроков в нескольких виртуальных классах различных образовательных организации (максимальное количество одновременно работающих экземпляров ПО при плавающих лицензиях, а также обычные лицензии).
Виртуальный сервер 1
Пользователь 1
Пользователь 2
Рис.2. Схема подключения пользователей РЦКД
Пример составленного расписания работы РЦКД на рисунке 3. Здесь каждыи пользователь подключается к своеи виртуальнои машине, которая предоставляется только ему на время урока.
Основная ось показывает время, на неи отмечены временные промежутки - интервалы времени, когда проводятся уроки. В пределах полосы каждого интервала времени возможно проведение нескольких уроков разными образовательными организациями. При этом для каждого урока может требоваться различное количество виртуальных машин, также в соответствии с темои урока указывается ПО, которое будет использоваться (возможно указание нескольких программ). Согласно указанному ПО под каждыи урок автоматически подбирается наиболее оптимальная конфигурация виртуальнои машины в соответствии с требованиями ПО (по процессору, оперативнои памяти, жесткому диску), что позволяет оптимизировать расходы на оплату ресурсов проваидеров облачных услуг.
В каждыи момент времени контролируется соблюдение лицензионных ограничении платного ПО, в частности, ограничения по максимальному количеству экземпляров одновременно работающих программ при использовании плавающих лицензии.
Пунктирнои линиеи показан график среднеи загруженности процессоров виртуальных машин. При описанном подходе, когда на одну виртуальную машину приходится один пользователь, процессор виртуальнои машины будет загружаться время от времени и в основном также простаивать. Поэтому в дальнеишем мы предлагаем использовать технологии серверов терминалов/контеинеров, которые позволяют на однои виртуальнои машине запускать одновременно программы различных пользователей Это повысит загруженность вычислительных ресурсов, и снизит расходы перед облачным проваидером.
С целью защиты информации в РЦКД необходима разработана технология, которая учитывает специфику работы РЦКД:
а) функционирование в публичных облачных системах одного или нескольких облачных проваидеров;
б) наличие множества подключающихся удаленно не квалицированных пользователе^
в) совместное использование ресурсов виртуальных машин несколькими пользователями через службу терминалов или контейнеры;
г) наличие доступа пользователеи к Интернет из виртуальных машин. Возможные цели потенциальных атакующих:
а) использование ресурсов РЦКД в своих целях - для организации ботнетов, спам-сервисов, анонимных прокси-сервисов, хранения нелегитимнои информации и пр.;
б) кража лицензии на ПО;
в) блокировка работы РЦКД в собственных целях.
100 % 0%
20 виртуальных машин
Школа А
8 виртуальных машин
Школа Б
8 виртуальных
Школа Д
' \ ' \
Средн
12 виртуальных машин
Школа А
5 виртуальных машин
Школа А
10 виртуальных
Школа Д
а грузка,выгаислител ьн ых
ресур
10 виртуальных машин
Школа А
8 виртуальных
Школа В
10 виртуальных машин
Школа К
сов РЦКД
9.00 - 9.45 Лицензии
©
X 28 из 40 X 8 из 20
52 виртуальные машины
10.00 - 10.45 Лицензии
| 12 из 20 Х5-бесплатно
65 виртуальных машин
17.00 - 17.45 Лицензии
МаШсаа X 10 из 10
Время
X 20 из 40
42 виртуальные машины
машин
машин
машин
я
Рис.3. Расписание работы РЦКД на один день
Также имеется высокая вероятность заражения виртуальных машин компьютерными вирусами, возможны хулиганские деиствия самих пользователеи.
Планируется разработать систему защиты информации РЦКД, включающую систему SIEM (Security Information and Event Management - Управление информацией и событиями безопасности), которая агрегирует информацию из разных источников и на основе статистического анализа или использования сигнатурных правил выявляет потенциальные угрозы и атаки. Система SIEM подключается к следующим источникам (средствам защиты РЦКД): антивирусы, DLP (Data Link Prevention - системы предотвращения утечек конфиденциальнои информации), IDS (Intrusión Detection System - системы обнаружения вторжении), межсетевые экраны, журналы работы облачных сервисов, гипервизоров виртуальных машин, ОС и программ внутри виртуальных машин, сведения о загруженности вычислительных ресурсов. Для системы SIEM будут использованы стандартные средства превентивнои защиты - блокировка трафика на межсетевом экране, оповещение администратора, а также разработаны собственные, учитывающие специфику РЦКД -например, изоляция и остановка подозрительных виртуальных машин, отключение синхронизации между виртуальными ЦОД РЦКД, размещенными у разных проваидеров, в случае взлома одного из них и др.
Предусмотрено активное использование криптографических средств защиты информации:
а) шифрование сведении в БД РЦКД - применение симметричных алгоритмов;
б) шифрование информации пользователей передаваемои через Интернет - применение защищенных протоколов SSL/TLS;
в) шифрование информации, передаваемои между виртуальными ЦОД РЦКД - организация VPN-соединении.
Отказоустоичивость системы может быть обеспечена за счет использования нескольких виртуальных ЦОД РЦКД, размещаемых у различных проваидеров, а также за счет стандартных механизмов облачных систем.
Важнои особенностью проекта является предоставление учителям готовых конфигурации виртуальных машин со всем необходимым программным обеспечением, рекомендуемым в учебно-методических комплексах по школьным предметам. В рамках проекта разработаны типовые конфигурации для изучения предмета «Информатика» в 7-11 классах на основе рекомендованных Министерством образования и науки РФ учебников, входящих в федеральным перечень.
Таким образом, широкое внедрение единого регионального центра коллективного доступа к образовательным программным продуктам на базе облачных технологии будет иметь значительным социальным эффект - обеспечит удаленныи доступ через интернет всем учащимся школ Оренбургскои области к практически любому ПО, необходимому в учебном процессе, что положительным образом скажется на качестве образования. Использование ресурсов россииских проваидеров облачных услуг - важныи шаг в сторону импортозамещения ПО в системе образования.
Региональныи центр коллективного доступа к образовательным программным продуктам позволит значительно снизить затраты школ и Министерства образования на закупку и установку импортных компьютеров и платных программных продуктов. Централизованное администрирование центра обеспечит его надежную и бесперебоиную работу, значительно сократит затраты на обслуживание школьных компьютерных классов.
Исследования выполнены при финансовой поддержке Министерства образования Оренбургской области (грант № 37 от 30 июня 2016 г.), РФФИ (проекты № 16-07-01004,1647-560335), Президента Российской Федерации, стипендии для молодых ученых и аспирантов (СП-2179.2015.5).
Литература
1. Костенецкий П.С., Семёнов А.И., Соколинский Л.Б. Создание образовательной платформы "Персональный виртуальный компьютер" на базе облачных вычислений // Научный сервис в сети Интернет: экзафлопсное будущее: Труды международной научной конференции (19-24 сентября 2011 г., г. Новороссийск). М.: Изд-во МГУ
- 2011. - С. 374-377.
2. Bo Wang, HongYu Xing The Application of Cloud Computing in Education Informatization // IEEE International Conference on Cloud Computing Technology and Science - 2011. - P. 2673-2676.
3. Shinichiro Kibe, Teruaki Koyama, Minoru Uehara The Evaluations of Desktop as a Service in an Educational Cloud // 15th International Conference on Network-Based Information Systems - 2012. - P. 621-626.
4. Justin Cappos, Ivan Beschastnikh, Arvind Krishnamurthy, Tom Anderson Seattle: A Platform for Educational Cloud Computing // SIGCSE'09, March 3-7 - 2009. - P. 111-115.
5. Kibe S., Uehara M., Yamagiwa, M. Evaluation of Bottlenecks in an Educational Cloud Environment // 2011 Third International Conference on Intelligent Networking and Collaborative Systems. - 2011. - P. 520-525.
6. Ercan, T. Effective use of cloud computing in educational institutionss //Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2010.
- Т. 2. - №. 2. - P. 938-942.
7. Mathew, S. Implementation of Cloud Computing in Education-A Revolution // International Journal of Computer Theory and Engineering. - 2012. - Т. 1. - №. 5. - P. 6.
8. Konnov A.L., Legashev L.V., Polezhaev P.N., Shukhman A.E. Concept of Cloud Educational Resource Datacenters for Remote Access to Software // Proceedings of 11th International Conference on Remote Engineering and Virtual Instrumentation (REV), Polytechnic of Porto (ISEP) in Porto, Portugal from 26-28 February 2014. - 2014. - P.246-247.
9. Polezhaev P., Shukhman A., Konnov A. Development of educational resource datacenters based on software defined networks // Proceedings of 2014 International Science and Technology Conference "Modern Networking Technologies (MoNeTec)", Moscow, Russia, 2014. - P. 133-139.
10. Полежаев П.Н., Ушаков Ю.А., Поляк Р.И., Миронов А.П. Применение методов муравьиной колонии в разработке эффективных алгоритмов маршрутизации и обеспечения QoS для корпоративных программно-конфигурируемых сетей // Интеллект. Инновации. Инвестиции, 2014. - №4. - C. 106-113.
11. Болодурина И.П., Легашев Л.В., Полежаев П.Н. Имитационная модель облачного ресурсного центра // Интеллект. Инновации. Инвестиции, 2016. - №2. - С. 113-116.
12. Bolodurina I.P., Legashev L.V., Polezhaev P.N., Shukhman A.E., Ushakov Y.A. Request generation and intelligent scheduling for cloud educational resource datacenter // Proceedings of 8th International Conference on Intelligent Systems - 2016
- P. 747-752.
References
1. Kostenetskiy P.S., Semenov A.I., Sokolinskiy L.B. Sozdanie obrazovatel'noy platformy "Personal'nyy virtual'nyy komp'yuter" na baze oblachnykh vychisleniy // Nauchnyy servis v seti Internet: ekzaflopsnoe budushchee: Trudy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (19-24 sentyabrya 2011 g., g. Novorossiysk). M.: Izd-vo MGU - 2011. - P. 374377.
2. Bo Wang, HongYu Xing The Application of Cloud Computing in Education Informatization // IEEE International Conference on Cloud Computing Technology and Science - 2011. - P. 2673-2676.
3. Shinichiro Kibe, Teruaki Koyama, Minoru Uehara The Evaluations of Desktop as a Service in an Educational Cloud // 15th International Conference on Network-Based Information Systems - 2012. - P. 621-626.
4. Justin Cappos, Ivan Beschastnikh, Arvind Krishnamurthy, Tom Anderson Seattle: A Platform for Educational Cloud Computing // SIGCSE'09, March 3-7 - 2009. - P. 111-115.
5. Kibe S., Uehara M., Yamagiwa, M. Evaluation of Bottlenecks in an Educational Cloud Environment // 2011 Third International Conference on Intelligent Networking and Collaborative Systems. - 2011. - P. 520-525.
6. Ercan, T. Effective use of cloud computing in educational institutionss //Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2010.
- Т. 2. - №. 2. - P. 938-942.
7. Mathew, S. Implementation of Cloud Computing in Education-A Revolution // International Journal of Computer Theory and Engineering. - 2012. - Т. 1. - №. 5. - P. 6.
8. Konnov A.L., Legashev L.V., Polezhaev P.N., Shukhman A.E. Concept of Cloud Educational Resource Datacenters for Remote Access to Software // Proceedings of 11th International Conference on Remote Engineering and Virtual Instrumentation (REV), Polytechnic of Porto (ISEP) in Porto, Portugal from 26-28 February 2014. - 2014. - PP.246-247.
9. Polezhaev P., Shukhman A., Konnov A. Development of educational resource datacenters based on software defined networks // Proceedings of 2014 International Science and Technology Conference "Modern Networking Technologies (MoNeTec)", Moscow, Russia, 2014. - PP. 133-139.
10. Polezhaev P.N., Ushakov Yu.A., Polyak R.I., Mironov A.P. Primenenie metodov murav'inoy kolonii v razrabotke effektivnykh algoritmov marshrutizatsii i obespecheniya QoS dlya korporativnykh programmno-konfiguriruemykh setey // Intellekt. Innovatsii. Investitsii, 2014. - №4. - C. 106-113.
11. Bolodurina I.P., Legashev L.V., Polezhaev P.N. Imitatsionnaya model' oblachnogo resursnogo tsentra // Intellekt. Innovatsii. Investitsii, 2016. - №2. - P. 113-116.
12. Bolodurina I.P., Legashev L.V., Polezhaev P.N., Shukhman A.E., Ushakov Y.A. Request generation and intelligent scheduling for cloud educational resource datacenter // Proceedings of 8th International Conference on Intelligent Systems - 2016
- pp. 747-752.
Поступила: 11.10.2016
Об авторах:
Шухман Александр Евгеньевич, заведующии кафедрои геометрии и компьютерных наук Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент, [email protected];
Болодурина Ирина Павловна, заведующии кафедрои прикладнои математики Оренбургского государственного университета, доктор технических наук, профессор, [email protected];
Полежаев Петр Николаевич, преподаватель кафедры компьютернои безопасности и математического обеспечения информационных систем Оренбургского государственного университета;
Ушаков Юрий Александрович, заведующии сектором информационных технологии Центра информационных технологии Оренбургского государственного университета, кандидат технических наук, доцент;
Легашев Леонид Вячеславович, аспирант, заведующии лабораториями кафедры геометрии и компьютерных наук Оренбургского государственного университета.