РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ СОЗДАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПИЩЕВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «RAIMBEK AGRO»
© Ахметова С.О.*, Омарова А.А.#
Алматинский технологический университет, Республика Казахстан, г. Алматы
В статье проанализированы теоретические и практические аспекты построения и разработки систем СМК и НАССР и предложена методика создания интегрированной системы менеджмента качества Компании «Raimbek Agro». Изучены требования международного стандарта ISO 9001:2008 (СТ РК ИСО 9001-2009) и принципов НАССР (СТ РК 1179-2003) и определены степени их совместимости.
Сформулированы требования к интегрированной системе менеджмента качества, базирующейся на принципах международных стандартов ISO серии 9000 и принципов НАССР и предложена концептуальная модель ИСМК. Также установлены области интегрирования систем НАССР и СМК и выбрана аддитивная модель построения интегрированной системы менеджмента качества.
Сформирована сеть процессов интегрированной системы менеджмента качества Компании «Raimbek Agro» на основе проведенной интеграции процессов.
Разнообразие систем менеджмента и используемых при их создании стандартов быстро растет и охватывает различные сферы деятельности. В современных рыночных условиях стабильная и успешная деятельность предприятия определяется рядом факторов, основным из которых является способность удовлетворения потребностей потребителя высококачественной и безопасной продукцией. Таким образом, в настоящее время системы менеджмента представляют собой эффективный инструмент, с помощью которого организации могут оптимально строить свою деятельность в соответствии с современными требованиями, постоянно усиливающимися в условиях конкурентной борьбы. В документах, устанавливающих требования к системам менеджмента, обобщен мировой опыт системного управления качеством, экологией, персоналом, охраной труда и промышленной безопасностью, информационным обеспечением систем и т.д. С помощью этих систем учитываются различные области интересов предприятия и его партнеров, клиентов, государства и общественности.
* Доцент кафедры «Безопасность и качество пищевых продуктов», кандидат технических наук, доцент.
* Магистрант кафедры «Безопасность и качество пищевых продуктов».
Вместе с тем, внедряя международные стандарты на системы менеджмента, предприятия добиваются признания по отдельным аспектам своей деятельности, порождая несогласованность в управлении различными объектами внутри предприятия. В результате становится актуальной задача интегрирования создаваемых систем в единую систему менеджмента, которая направлена на максимальное достижение целей предприятия и выполнение сбалансированных требований всех заинтересованных сторон.
В последнее время решаемые организациями проблемы формирования, развития и совершенствования системы менеджмента качества все в большей мере стали заменяться проблемами построения системы общего менеджмента на основе критериев качества [1]. Обусловлено это тем, что фактически уже нет ни одного аспекта управления организацией, который не был бы непосредственно связан с проблемами качества, поэтому менеджмент качества все в большей мере воспринимается как система критериев, с помощью которых создается и используется, развивается и совершенствуется система менеджмента организации [2].
В настоящее время практикуется создание интегрированных систем менеджмента, основанных на системах менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, социального и этического менеджмента, однако наблюдается отсутствие единого концептуального подхода, а также недостаток методических рекомендаций в данной области, позволяющих внедрять интегрированные системы менеджмента на казахстанских предприятиях.
Особый интерес представляет разработка интегрированных систем менеджмента, учитывающих специфические особенности предприятий конкретных отраслей промышленности, связанные с технологией производства, организацией должных условий выпуска продукции и обеспечения безопасности. Создание таких отраслевых систем менеджмента на сегодняшний день для предприятий пищевой промышленности, которые характеризуются повышенной степенью потенциальной опасности выпускаемой продукции, особенно актуальны. Создание интегрированной системы менеджмента на пищевых предприятиях, базирующейся на международных стандартах ISO серии 9000 и принципах НАССР, способствует обеспечению безопасности пищевой продукции.
Стандарты ISO серии 9000 являются универсальной основой для построения системы менеджмента качества в любой организации, независимо от области деятельности, применяемых технологий, квалификации и количества сотрудников, а также других особенностей [3-4].
Но универсальность стандартов имеет и обратную сторону. Она не позволяет учесть особенности ряда отраслей промышленности, где высоки требования к качеству, безопасности, экологичности, следовательно, в этой ситуации применение требований стандартов ISO серии 9000 оказывается
недостаточным. В связи с этим стандарты приобрели отраслевую специфику и на их основе были разработаны системы стандартов для применения в конкретных отраслях. Использование данных стандартов позволяет создать эффективную систему менеджмента качества в конкретном промышленном секторе [5]. В табл. 1 представлены стандарты, применяемые в пищевой промышленности.
Таблица 1
Система менеджмента качества в пищевой промышленности Международный стандарт ИСО 15161:2001 «Руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001:2008 в пищевой промышленности и производстве напитков»; Международный стандарт ИСО 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности продуктов питания. Требования ко всей цепочке поставки» Обеспечение учета ожиданий потребителей, касающиеся безопасности пищевых продуктов, при разработке системы менеджмента в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2008 Международный стандарт ИСО 15161:2001 охватывает все аспекты качества и дает рекомендации, как интегрировать систему ХАССП в систему менеджмента качества. Стандарт ИСО 22000:2005 динамично объединяет принципы и практику ХАССП с программами предварительных условий, используя анализ рисков для определения стра-тегии, обеспечивающей управление рисками и увязку программ предварительных условий с планом ХАССП Комплексное применение двух стандартов станет для изготовителей эффективным инструментом производства безопасных продуктов питания, отвечающих требованиям законодательства, потребителей и самих изготовителей
Сегодня система менеджмента качества проявляется как наиболее полно разработанная подсистема предприятия, получившая мировое признание благодаря стандартам ISO серии 9000. В связи с этим именно эта подсистема предприятия должна стать концептуальной основой (ядром) для формирования интегрированной системы менеджмента предприятия. При этом методология стандартов ISO серии 9000 может быть использована для формирования других подсистем [6].
Представление о подсистеме менеджмента качества как основы системы менеджмента предприятия согласуется с позицией ряда специалистов, которые утверждают, что сегодня на предприятии не должно быть никакой отдельной системы менеджмента качества, а должна быть единая система менеджмента, базирующаяся на принципах менеджмента качества [7].
В связи с этим модель менеджмента качества должна быть положена в основу модели менеджмента организации, а последняя - интегрировать все остальные системы, действующие в организации, и обеспечивать достижения цели организации: получение удовлетворенности результатами деятельности потребителем, собственниками, персоналом и обществом; обеспечение соответствия продукции установленным требованиям.
Для интегрирования менеджмента качества важно обеспечить эффективное управление процессами, действующими на предприятии. Это обусловлено тем, что качество непосредственно зависит от эффективности этих процессов и составляющих их операций, от организации информационных потоков между процессами и операциями в ходе создания продукции [8].
Таким образом, только путем создания систем менеджмента предприятия, концептуальной основой которого является система менеджмента качества, предприятие может обеспечить достижение своей главной цели - процветания на основе бизнеса через качество.
Каждая отрасль промышленности имеет свои специфические особенности, связанные с технологией производства, требованиями к условиям производства и продукции и т.п., которые необходимо учитывать при проектировании системы менеджмента предприятия [9].
Если безопасность машиностроительной продукции закладывается, в основном, на стадии проектирования, то безопасность пищевой продукции обусловлена производственным процессом. Безусловно, это не означает, что безопасность автомобиля не может быть снижена на стадии производства из-за нарушений технологической дисциплины. Однако для пищевой продукции почти все источники опасности определяются ведением технологического процесса и в гораздо меньшей степени зависят от рецептуры. Если, конечно, заранее рецептура не предусматривала применение в качестве ингредиента ядовитой субстанции. Эти различия роли жизненного цикла продукции также влияют на набор требований к системе менеджмента качества и, как следствие этого, предопределяют необходимость в отраслевых моделях систем менеджмента качества.
Модель НАССР в некотором смысле можно назвать полууниверсальной, поскольку требования к системе менеджмента (в части производства) являются достаточно общими и применимыми к производству любых пищевых продуктов, лекарственных средств и т.п., а требования к отдельным элементам производственного процесса (операциям) специфичны для каждого вида продукции. Эти специфические требования можно определить, используя метод ХАССП, путем анализа критических контрольных точек [10].
Система НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point) - это признанная в мире система обеспечения безопасности продуктов для потребителей путем контроля над факторами риска в течение полного цикла производства и транспортировки пищевых продуктов [11]. Данная система определяет систематический подход к опознаванию возможных рисков химического, физического и биологического (микробиологического) происхождения, их оценке и контролю [12].
Целью НАССР является обеспечение безопасности продуктов для потребителей путем контроля над факторами риска в течение полного цикла производства и транспортировки пищевых продуктов [14].
Компания Raimbek Agro была создана в 2001 году. Основным направлением деятельности является производство молочной продукции. В настоящее время Raimbek Agro является ведущим производителем ультрапастери-лизованного молока в Республике Казахстан. Благодаря особому контролю за чистотой на всех участках производства и высоким требованиям к при-
нимаемому молоку, произведенная продукция хранится в обычных условиях до 6-9 месяцев.
В качестве сырья компанией Raimbek Agro используется только натуральное, цельное, свежее, коровье молоко, соответствующее всем санитар-но-ветеринарным нормам для предприятий по изготовлению данного продукта. Производство молока и сливок осуществляется на современных линиях фирмы Tetra Pak. Текущий объем производства: около 200 тонн продукции в сутки.
Одним из перспективных направлений производства компании Raimbek Agro являются йогуртовые продукты. Производство йогурта осуществляется на оборудовании итальянского производителя Benco Pak. Raimbek Agro -единственный производитель в Республике Казахстан, использующий технологию, позволяющую одновременно формировать стакан для продукта и осуществлять асептический розлив йогурта.
Каждая партия продукции проходит микробиологический контроль в заводской лаборатории, также подлежит сертификации в обязательном порядке. Лаборатория также контролирует весь производственный процесс, используя микробиологические и физико-химические методы анализа и стандартные процедуры для определения качества продукции. Вся продукция проходит процедуру обязательного подтверждения соответствия.
Кроме того, Академия питания РК, СЭС, Комитет по техническому регулированию и метрологии регулярно контролируют производимую продукцию.
Учитывая особую значимость качества продукции для успешного бизнеса, в сентябре 2005 г. руководство Компании Raimbek Agro приняло решение о создании системы менеджмента качества, отвечающей требованиям ИСО серии 9000 версии 2000 года. В 2008 г. Предприятие прошло ресер-тификацию СМК в соответствии с требованиями ИСО 9001-2008. В основе принятия решения о разработке и внедрении СМК лежало желание руководства повысить эффективность работы подразделений предприятия путем пересмотра производственных отношений и взаимодействия отделов, дополнить знания сотрудников предприятия владением современными принципами менеджмента качества.
В условиях складывающейся конкуренции решение руководства было также обусловлено стремлением совершенствовать систему управления организацией в целом, повысить качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, обеспечить более тесное взаимодействие с потребителями и предложить клиентам новые услуги.
Выбрав международные стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года как эффективный механизм управления организацией, на предприятии возникла необходимость применения «процессного подхода» во всех аспектах его деятельности и, в особенности, при принятии управленческих решений [15].
В 2013 г. предприятие разработало, внедрило и поддерживает в рабочем состоянии эффективную систему менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов в соответствии с требованиями стандартов СТ РК ИСО 9001-2009 (ISO 9001:2008) и СТ РК ИСО 22000-2006 (ISO 22000:2005).
Организация работ по созданию ИСМК Выработка стратегии создания ИСМК
Определение и выделение необходимых ресурсов
Сравнительный анализ требований стандартов
Выбор модели ИСМК и определение областей интегрирования
Идентификация и интегрирование процессов СМК и НАССР
Проектирование ИСМК Установление последовательности и взаимодействия идентифицированных процессов
Формирование критериев оценки функционирования процессов ИСМК
Создание системы мониторинга процессов и анализа данных
Разработка проекта по реконструкции предприятия с последующей его валидацией
-► Создание системы документации ИСМК
Разработка ИСМК Обучение сотрудников предприятия
Разработка системы комбинированных аудитов
-►
Внедрение системы документации ИСМК
Внедрение ИСМК -► ь Проведение комбинированных аудитов
Разработка и реализация корректирующих и предупреждающих действий
Валидация проекта по реконструкции предприятия
Проведение сертификационного аудита ИСМК Анализ ИСМК со стороны руководства
Рис. 1. Алгоритм методики создания ИСМК
Авторами разработана методика создания интегрированной системы менеджмента качеством (ИСМК) на пищевом предприятии на примере Компании Raimbek Agro. Первоначально была установлена возможность созда-
ния ИСМК, отвечающей требованиям ISO 9001:2008 (СТ РК ИСО 9001-2009) и принципов НАССР ISO 22000:2005 (СТ РК ИСО 22000-2006), путем анализа структур стандартов. С целью разработки алгоритма создания ИСМК были проанализированы теоретические и практические аспекты построения и разработки систем СМК и НАССР и установлено наличие основных аналогичных процедур, таких как: обследование предприятия для выявления его готовности к созданию рассматриваемых систем; разработка и внедрение документации; обучение персонала; проведение самоинспекции и сертификационного аудита. При построении алгоритма создания ИСМК был сформирован комплекс этапов, учитывающих специфику разработки и внедрения двух рассматриваемых систем (рис. 1).
Базируясь на отраженных в предложенном алгоритме подходах к созданию ИСМК, был разработан инновационный проект построения и внедрения ИСМК в Компании Raimbek Agro, содержащий цель и задачи, мотивы внедрения ИСМК и описание этапов реализации проекта.
* Уполномоченное лицо
* Руководитель производства
* Руководитель ОКК
Гигиена персонала * Расположение и состояние помещений, коммуникаций и оборудо-
Валидация методик измерений
fv Измерение
{ИСМК анализ
улучшения
* Отзыв продукции с рынка
Процессы * Карантин
* Утверждение и ЖЦП
контроль поставщиков * Наличие полных сведений о поставщиках
* Предотвращение перекрестного загрязнения
* Промежуточная и нерасфасован-ная продукция
Рис. 2. Концептуальная модель системы менеджмента, интегрирующая требования СМК и НАССР
Для осуществления интегрирования элементов систем НАССР и СМК провели детальный сравнительный анализ требований стандартов СТ РК ИСО 9001-2009 и СТ РК 1179-2003, включающий оценку степени их соответствия, установлены перекрестные ссылки и построена диаграмма, позво-
ляющая отразить сходство и различие отдельных элементов рассматриваемых стандартов.
Таким образом, объединению данных систем менеджмента в ИСМК способствует близость состава и структуры объектов стандартизации, совместимость ряда элементов и требований к ним.
Создание ИСМК предполагает формирование единой модели, основанной на фундаменте базовых подходов и принципов, заложенных в международных стандартах на менеджмент в рамках разных систем, путем органичного объединения их требований.
Основываясь на перекрестных ссылках и отраженных на диаграмме степенях соответствия требований стандартов, были сформулированы требования к ИСМК. С учетом сформулированных требований была сформирована концептуальная модель системы менеджмента, интегрирующая требования СМК и НАССР (рис. 2).
Выбор способа построения ИСМК осуществляется в зависимости от наличия или отсутствия функционирующей системы менеджмента на предприятии, особенностей систем менеджмента и их направленности на учет требований внешней среды. Учитывая сферу деятельности, размер предприятия Компания Raimbek Agro, законодательные требования и имеющийся опыт в менеджменте, была выбрана аддитивная модель построения ИСМК, которая предусматривает слияние системы НАССР с существующей и результативно функционирующей СМК, принятой за базовую систему. Для создания ИСМК был предложен механизм построения аддитивной модели, представленный на рис. 3.
Рис. 3. Механизм построения аддитивной модели ИСМК
Для реализации механизма построения аддитивной модели необходимо четко определить области интегрирования, представляющие собой совокупность требований рассматриваемых стандартов, характеризующихся наибольшей идеологической близостью. С использованием принципа со-
вмещения элементов в работе установлены области интегрирования, приведенные на рис. 4.
НАСС
СМК
з &
fe?
Рис. 4. Области интегрирования систем СМК и НАССР
процессы, подлежащие пересмотру
-а
• Управление производством;
• Мониторинг и измерение продукции;
• Обеспечение и управление персоналом
процессы, не требующие изменений
-а
Управление документами; Управление СМК; Определение и анализ требований потребителей;
Проектирование и разработка
продукции;
Закупки;
Управление инфраструктурой и производственной средой; Внутренние аудиты
Рис. 5. Формирование состава процессов ИСМК
Одной из основных задач проектирования ИСМК является этап идентификации и интегрирования процессов СМК и НАССР, с последующим установлением последовательности и взаимодействий идентифицированных процессов. В соответствии с установленными областями интегрирования был проведен анализ действующих в Компании «Raimbek Agro» процессов на предмет установления их статуса в ходе создания ИСМК (рис. 5).
Для процессов, подлежащих пересмотру, была проведена поэтапная декомпозиция действовавших в рамках СМК процессов с учетом специфических требований системы НАССР, которые необходимо учесть для полноценного функционирования ИСМК Для вновь создаваемых процессов за базовые были приняты требования стандарта СТ РК 1179-2003, который устанавливает подход к организации такого рода работ и регламентирует последовательность действий. Для процессов, имеющих статус «пересмотр» и «разработка», были также предложены критерии оценки их функционирования и методы измерения. В результате интегрирования процессов создана единая сеть системообразующих процессов, действующих в ИСМК (рис. 6).
Рис. 6. Единая сеть системообразующих процессов ИСМК
Предложенная методика, основанная на слиянии требований систем СМК и НАССР и построении системной модели, позволяет создать интегрированную систему менеджмента качества с учетом специфических отраслевых особенностей пищевых предприятий.
Список литературы:
1. Варжапетян А.Г., Балашов В.М. и др. Менеджмент качества: Принятие решений о качестве, управляемом заказчиком. - М., 2004. - 360 с.
2. David K. Watkins. Reflection on the future of quality // Quality Progress. -January 2006. - Vol. 13, No. 1. - P. 23-28.
3. Свиткин М.З. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 г.: новые шаги в практике менеджмента качества // Стандарты и качество. - 2000. - № 12. -С. 56-60.
4. Ковалев А.И. Менеджмент качества. Многое в немногих словах. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. - 136 с.
5. Шалаев А.П. Отраслевые стандарты на системы менеджмента качества: перспективы развития // Стандарты и качество. - 2006. - № 5. - С. 62-64.
6. Малинин Т.А., Зуев Е.Т., Фомин Г.С. Трансформирование системы менеджмента качества в системы менеджмента предприятия // Пищевая промышленность. - 2003. - № 4. - С. 45.
7. Moller C., Love J., Moller V, Touborg L. Personal quality. The basis of all other quality. - San Francisco: Time Manager International A/S, 1988. - 192p.
8. Версан В.Г. Интеграционное управление качеством. Новые возможности и пути развития. - М.: Изд-во Акад. информации, 1994. - 86 с.
9. Sparling D., Lee J., Howard W. HACCP, ISO 9000 and ISO 14000. International food and agribusiness management. Review. 4. - Murgo Farms Inc., 2001. - P. 67-79.
10. Аронов И.З., Версан В.Г. О моделях систем управления: нужна ли альтернатива моделям МС ИСО серии 9000? Какова стратегия действий в этой области? // Стандарты и качество. - 2003. - № 2. - С. 56-58.
11. СТ РК 1179-2003. Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования.
12. Lunning P.A., Marcelis W. J.F. Food Safety management: a techno-mana-gerial approach. - Wageningen Pers, Wageningen, 2002. - 323p.
13. Hazard control in small and medium size companies. 10 examples of practical applications of dependability // 42 EOQ Proceedings, Paris, 1998. - P. 299-303.
14. Эффективное внедрение НАССР: Учимся на опыте других / Т. Мейес, С. Мортимор; пер. с англ. В. Широкова. - СПб.: Профессия, 2005. - 288 с.
15. Hooper, Jeffrey H. The Process approach to QMS in ISO 9001 and ISO 9004 // Quality Progress. - December 2001. - Vol. 34, No. 12. - P. 70-73.
РАЗРАБОТКА ТИПОВОЙ СХЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА «БИО-С ИМУН+» НА ПРЕДПРИЯТИИ АО «КОМПАНИЯ ФУДМАСТЕР»
© Ахметова С.О.*, Турарова Ж.Н.Ф
Алматинский технологический университет, Республика Казахстан, г. Алматы
В статье представлены пошаговая последовательность этапов работ при разработке схемы обеспечения качества и безопасности продукции
* Доцент кафедры «Безопасность и качество пищевых продуктов», кандидат технических наук, доцент.
* Магистрант кафедры «Безопасность и качество пищевых продуктов».