Научная статья на тему 'Разработка методики проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности'

Разработка методики проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
885
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / РОСФИННАДЗОР / FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY / CONTROL / ROSFINNADZOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волчкова М. А.

При проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности необходимо осуществлять ряд контрольных действий, проверить конкретные документы, сделать определенные корректные выводы. В данный момент нет документа, который бы содержал порядок (методику) проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности. В данной статье предложена разработанная автором методика проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности, которая может быть использована при осуществлении как ведомственного, так и вневедомственного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE METHODS OF THE UNDERTAKING THE CHECK TO FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY

When undertaking the check to financial and economic activity necessary to realize the row checking action, check the documents, do the certain correct findings. At present no document, which contained the order (the methods) of the undertaking the check to financial and economic activity. This article contains the check offered by designed author methods undertaking to financial and economic activity, which can be used at realization as departmental, so nondepartamental control.

Текст научной работы на тему «Разработка методики проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности»

оритетов бюджетной политики республики. Остается нерешенной проблема возврата сельхозорганизациями задолженности по ранее полученным ими возвратным бюджетным средствам. При этом у шести администраций муниципальных районов имеются прямые долги перед бюджетом Республики Башкортостан в сумме 122,6 млн. рублей, в том числе просроченная задолженность - 29,6 млн. рублей. В условиях складывающейся финансово-экономической ситуации задержки возврата выделяемых бюджетных средств осложняют возможность своевременного финансирования запланированных мероприятий по государственной поддержке агропромышленного комплекса, включая капитальные вложения.

В системе антикризисных мер расходы на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Республики Башкортостан в целом за 2009 год сокращены на сумму 522,8 млн. рублей при предусмотренном соглашениями уровне сокращения плановых назначений в сумме 473,2 млн. рублей.

Среди ключевых целей 2010 года - использование механизмов,

ориентированных на результат, в том числе программно-целевого метода планирования и финансирования. Необходим отход от сметного финансирования. Нужно ориентироваться не только на использование бюджетных средств, но и на достижение результата всеми средствами, которые находятся в распоряжении государства и местного самоуправления, в том числе на методы регулирования. Также необходимо четкое закрепление ответственности за результаты.

В рамках перехода от финансирования бюджетных учреждений по смете к финансированию по конечному результату необходимо создать систему управленческого учета в разрезе государственных и муниципальных услуг, научно обосновать технологию такого финансирования, определить объем государственных и муниципальных услуг, создать методику расчета их стоимости. Одновременно прорабатываются мероприятия, связанные с реструктуризацией бюджетного сектора и оптимизацией действующей сети учреждений, что тоже подразумевает необходимость формирования перечней услуг, оказываемых различными учреждениями.

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ФИНАНСОВОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Волчкова М.А., соискатель Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

При проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности необходимо осуществлять ряд контрольных действий, проверить конкретные документы, сделать определенные корректные выводы. В данный момент нет документа, который бы содержал порядок (методику) проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности. В данной статье предложена разработанная автором методика проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности, которая может быть использована при осуществлении как ведомственного, так и вневедомственного контроля.

Ключевые слова: финансово-хозяйственная деятельность, контроль, Росфиннадзор.

DEVELOPMENT OF THE METHODS OF THE UNDERTAKING THE CHECK TO FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY

Volchkova M., The applicant, Nizhny Novgorod State Architectural University

When undertaking the check to financial and economic activity necessary to realize the row checking action, check the documents, do the certain correct findings. At present no document, which contained the order (the methods) of the undertaking the check to financial and economic activity. This article contains the check offered by designed author methods undertaking to financial and economic activity, which can be used at realization as departmental, so nondepartamental control.

Keywords: financial and economic activity, control, Rosfinnadzor.

В теории и практике осуществления проверок по организационным признакам выделяют несколько видов контроля, таких как ведомственный и вневедомственный, внутрихозяйственный и аудиторский, и при этом единой нормативной базы не существует, то каждому ведомству и органу государственной власти, наделенному полномочиями по осуществлению контроля, в том числе и финансового, приходится создавать свои документы, регламентирующие порядок проведения проверок.

Так, например, для работников Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор) приказом Минфина России от 04.09.2007 № 75н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (далее - Регламент № 75н). Регламент № 75н определяет порядок осуществления Федеральной службой финансовобюджетного надзора непосредственно или через территориальные органы Росфиннадзора последующего финансового контроля только за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности путем проведения ревизий и проверок.

Для каждого органа государственной власти, наделенного полномочиями по осуществлению финконтроля в субъекте РФ или в муниципальном образовании, принимается свой документ, регламентирующий порядок проведения проверок.

Внутри министерств и ведомств (агентств, служб) при осуществлении контроля за правильностью расходования средств разрабатываются свои документы в соответствии с приказом Минфина России от 25.12.2008 № 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля».

Организации (учреждения, предприятия) также могут осуществлять контроль за правильностью и эффективностью использования денежных и материальных ресурсов, используемых при осуществлении ими финансово-хозяйственной деятельности. Ими могут быть разработаны внутренние документы, регламентирующие порядок проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности внутри данной организации (учреждения, предприятия).

По нашему мнению, отсутствие единой нормативной базы приводит к различным подходам к проведению проверок и ревизий, а также трактовкам и классификации нарушений законодательства.

На многие вопросы проверяющему приходится отвечать самому, поскольку, не существует методики проведения проверок, содержащей основные положения, такие как часто встречающие нарушения, рекомендуемые процедуры проверки, источники информации и другие.

Данный факт объясняет необходимость создания методики проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций (учреждений, предприятий).

Для проверки каждого направления бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности автор рекомендует предусмотреть отдельные разделы методики проведения проверок.

На взгляд автора методика должна включать в себя следующие моменты:

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 5

1. Перечень основных нормативных документов.

2. Задачи проверки.

3. Источники информации (первичные документы по разделу учета; регистры синтетического и аналитического учета и отчетность).

4. Описание контрольных процедур и методов сбора доказательств, применяемых при проверке.

5. Общие моменты, на которые ревизору следует обратить внимание, при проведении проверки.

6. Классификатор возможных нарушений.

Перечень основных нормативных документов включает законы, приказы по ведению бюджетного учета, методические указания, инструкции финансовых и налоговых органов и другие, которыми должен руководствоваться ревизор при проверке соответствующего раздела учета.

Перечень первичных документов приводится по каждому разделу учету, что позволяет ревизору сделать вывод о состоянии первичного учета в учреждении (применяются ли типовые формы первичных документов, как оформлены документы). Регистры аналитического и синтетического учета и отчетности должны удовлетворять утвержденным законодательством Российской Федерации требованиям к оформлению форм.

Описание контрольных процедур для выявления возможных нарушений или злоупотреблений по соответствующему разделу учета необходимы для ускорения процесса проведения поверки. Все процедуры строятся по единой схеме и включает в себя:

- цель проведения контрольной процедуры;

- перечень средств (первичные документы, регистры аналитического и синтетического учетов клиента, нормы, нормативы и различная справочная информация), необходимых для выполнения процедуры;

- описание техники исполнения процедуры;

- описание формы представления результатов проведенной процедуры.

Методы сбора доказательств, применяемые при проверке, являются типовыми (наблюдение за инвентаризацией или участие в ней, наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций, устный опрос, получение письменных подтверждений, проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц, проверка документов клиента, проверка арифметических расчетов, проведение анализа).

Классификатор возможных нарушений содержит наиболее часто встречающиеся нарушения по соответствующим разделам учета.

В заключении отметим, что использование методики проведения проверки позволит сократить временные затраты проверяющих на выбор процедур проведения проверки, документов, которые необходимо проверить в конкретном случае, а также на поиск оснований для трактовки выявленных нарушений. Кроме того, единая методическая база, закрепленная законодательно на территории государства сможет уменьшить затраты органов исполнительной власти, министерств и ведомств, организаций (учреждений, предприятий) на разработку своих рекомендаций по проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности.

Литература:

1. Аудит: учебное пособие / под ред. И.Н. Богатой; М-во образования РФ. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 253 с.

2. Аудит: Учебник./ Под ред. Подольского В.И. — М.: Юни-ти, 2006.

3. Ивашкевич В.Б. Практический аудит. Учебное пособие -М.: Магистр, 2010 - 286 с.

СТОИМОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Комиссарова Л. И., ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ», к.э.н., доцент кафедры «МЭ и МБ»

В статье рассматриваются вопросы эффективности инвестиций компании, рассматривается понятие бизнеса как взаимосвязанной системы с государством и средой, обосновывается преимущество использования стоимости компании в качестве критерия оценки инвестиционной привлекательности перед другими часто применяемыми критериями.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, бизнес, инвестор.

COST AS AN EFFECTIVE CRITERION OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF ENTERPRISES

Komissarova L., FGOU VPO «Financial Academy under the RF Government », Ph.D., assistant professor of the chair «ME and MB»

The article examines the investment performance of the company, considers the notion of business as a coherent system with the state and the environment, justified the benefit of using the company’s value as a criterion for assessing the investment attractiveness over other commonly used criteria.

Keywords: investment attractiveness, business, investor.

Для того, чтобы определять максимальную эффективность инвестиционного решения, введено понятие инвестиционной привлекательности предприятия. Исследование различных точек зрения на его трактовку позволило установить, что в современных условия нет единого подхода к сущности этой экономической категории. К одной из наиболее распространенных точек зрения относят сопоставление инвестиционной привлекательности с целесообразностью вложения средств в интересующее инвестора предприятие, которая зависит от ряда факторов, характеризующих деятельность субъекта. Определение хотя и корректное, но достаточно размытое, и не дает оснований рассуждать об оценке.

В статье Н. Зайцевой1 приведены следующие определения инвестиционной привлекательности:

• «инвестиционная привлекательность - совокупность объек-

тивных признаков, свойств, средств и возможностей, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции» (определение Л. Валинуровой и О. Казаковой);

• «инвестиционная привлекательность - оценка эффективности использования собственного и заемного капитала, анализ платежеспособности и ликвидности (аналогичное определение - структура собственного и заемного капитала и его размещение между различными видами имущества, а также эффективность их использования (точка зрения Л. Гиляровской, В. Власовой и Э. Крылова и других);

• «инвестиционная привлекательность (с точки зрения дохода и риска) - наличие дохода (экономического эффекта) от вложения средств при минимальном уровне риска»;

Таким образом, становится очевидным, что вне зависимости от используемого экспертом или аналитиком подхода к определению чаще всего термин инвестиционная привлекательность используют для оценки целесообразности вложений в тот или иной объект, выбора альтернативных вариантов и определения эффективности размещения ресурсов.

Для дальнейшего анализа в настоящей статье раскроем поня-

1 Н. Зайцева. Как оценить инвестиционную привлекательность - Журнал «МДМ. Банки и деловой мир» №12 за 2007 год

6 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.