Научная статья на тему 'Внедрение новых информационных технологий для повышения эффективности деятельности ревизоров (на примере Росфиннадзора)'

Внедрение новых информационных технологий для повышения эффективности деятельности ревизоров (на примере Росфиннадзора) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1325
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОВЕРКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / FINANCIAL CONTROL / CHANGE MANAGEMENT / INFORMATION TECHNOLOGIES / FINANCIAL ACTIVITIES AUDITING / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусева Наталия Михайловна

Рассматривается внедрение новых информационных технологий в деятельность ревизоров как организационное изменение. Обосновывается необходимость использования научных подходов к управлению организационными изменениями в процессе внедрения информационных технологий как средств повышения эффективности контрольно-ревизионной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article claims that actions aimed at improving the system of government financial control, which should be considered as an organizational change. Consequently, for effective performance of such actions it is necessary to base them on the ground of scientific approaches to organizational changes, in particular, on J. Kotter's 8 stages of organizational changes process model. Also general scientific approaches to implementation of information technologies (IT) in organizational activities are considered. Based on the treatment of ITs as a means of organization's main processes effectiveness increasing it is constituted that effective implementation of ITs in government financial control authorities is only possible in case of clear and goal oriented use of ITs as ways to perform control procedures more effectively. ITs implementation should be considered as an organizational change. Actions performed in Federal service of financial and budget control of the Russian Federation (Rosfinnadzor) in order to implement the Fincontrol software and based on J. Kotter's 8 stages of organizational changes process model are described. The Fincontrol software is used as a tool of Rosfinnadzor's auditors in their routine work of auditing and analysis of financial activities of organizations objects of control. A description of the Fincontrol software is presented, process of financial activities auditing, integrated into the Fincontrol software and main document forms, used during audit procedures performed with this software are also described. Step by step description of the Fincontrol software implementation in auditing of organization's financial activities is presented. Also some tables generated (in many cases automatically) during organization's financial activities auditing used for presentation of audit results and further analysis are visualized

Текст научной работы на тему «Внедрение новых информационных технологий для повышения эффективности деятельности ревизоров (на примере Росфиннадзора)»

Н.М. Гусева

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕВИЗОРОВ (НА ПРИМЕРЕ РОСФИННАДЗОРА)

Рассматривается внедрение новых информационных технологий в деятельность ревизоров как организационное изменение. Обосновывается необходимость использования научных подходов к управлению организационными изменениями в процессе внедрения информационных технологий как средств повышения эффективности контрольно-ревизионной деятельности. Ключевые слова: финансовый контроль; организационное изменение; информационные технологии; проверка финансовохозяйственной деятельности; эффективность.

На протяжении ряда лет в Российской Федерации идет работа по реализации задачи повышения эффективности использования бюджетных средств, установленной Бюджетным кодексом [1] и другими руководящими документами (данная цель была провозглашена в рамках Постановления Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению эффективности бюджетных расходов» [2]). Важной новацией является создание в органах исполнительной власти подразделений внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), которые, согласно ст. 270_1 Бюджетного Кодекса РФ [1], осуществляют разработку и контроль соблюдения внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию мер, направленных на повышение результативности (экономности и эффективности) использования бюджетных средств. Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая Российской Федерацией, устанавливает, что «методы контроля следует совершенствовать, опираясь на достижение научно-технического прогресса и техники управления» (ст. 13) [3]. Необходимыми условиями выполнения этого принципа является использование последних достижений науки и дальнейшее научное осмысление процессов деятельности органов государственного управления как распорядителей, государственных и коммерческих организаций как получателей государственных средств.

На необходимость такого подхода указывал еще в XIX в. один из основоположников теории государственного администрирования президента США профессор В. Вильсон: «Наука администрирования будет искать способы улучшения деятельности правительства, сделает его работу менее трудоемкой, приведет в порядок организацию управления» [4. С. 197]. В современную «информационную» эпоху, основной характеристикой которой является производство и широкое распространение знания, рост производительности труда и конкурентоспособности экономических субъектов достигается, прежде всего, благодаря генерированию, обработке и эффективному использованию информации [5]. Поэтому одним из основных путей повышения эффективности деятельности организации является внедрение современных информационных технологий.

Такой подход находит все более широкое применение в развитии государственного администрирования стран Запада. Так, в стратегических документах Евросоюза под «информационным» понимается общество, в котором:

- главным условием благополучия каждого человека и государства в целом становится знание, получен-

ное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней;

- решающую роль играют приобретение, обработка, хранение, передача, распространение, использование знания и информации, в том числе с помощью интерактивного взаимодействия, обеспечивающие его постоянно совершенствующиеся технические возможности.

Специалисты в области информатизации указывают на необходимость четкого обоснования целей и задач применения информационных технологий в организации на основе формулирования определенной проблемы или группы проблем основной деятельности организации и обоснования того, что применение информационных технологий является наилучшим подходом к решению этой проблемы или группы проблем. Так, П.И. Бурак и Б.Г. Медведев указывают, что информационные технологии можно рассматривать с двух точек зрения [6. С. 214]. Первая рассматривает информационные технологии в качестве комплекса программных и технических средств, предназначенных для выполнения разнообразных вычислительных операций, хранения информации в закодированной форме, предоставления и передачи ее от одного или нескольких источников ее получателям. В рамках второго подхода информационные технологии рассматриваются в качестве нового орудия труда, применение которого направлено на повышение эффективности человеческой деятельности в разных отраслях экономики [6. С. 215216]. В настоящее время на рынке имеется значительное разнообразие программных средств и аппаратного обеспечения информационных технологий. Зачастую «информатизация» деятельности учреждений государственного сектора осуществляется в рамках первого подхода, т.е. вначале производится закупка техники и программного обеспечения, позволяющих решать определенные задачи, а лишь затем осуществляется встраивание приобретенных информационных технологий в текущую деятельность учреждения. Подобный подход несет в себе ряд проблем, а именно:

- отсутствие четкого представления о проблемных участках текущей деятельности учреждения и возможностей их решения с помощью приобретаемых информационных технологий;

- отсутствие в приобретаемой информационной технологии необходимых функциональных возможностей;

- невозможность в полной мере реализовать все возможности, предоставляемые в рамках внедряемых информационных технологий из-за отсутствия анализа их соответствия потребностям учреждения и недоучета всех необходимых для успешного внедрения информационных технологий ресурсов организации (например,

необходимость обучения сотрудников использованию информационных технологий);

- невнимание к процессу управления организационными изменениями в данном случае, выражающимися во внедрении информационных технологий в текущую деятельность сотрудников учреждения, что может вызвать неприятие или игнорирование ими закупленных программных средств и аппаратного обеспечения.

В результате при использовании обозначенного подхода внедрение информационных технологий может существенно не повлиять на повышение эффективности деятельности учреждения, а значит, и не решать целевой задачи - повышения эффективности использования государственных средств.

При создании и внедрении информационной технологии автоматизации деятельности ревизоров Федеральной службы финансового бюджетного надзора (Росфиннадзора) мы исходили из второго подхода к информационным технологиям как средству повышения эффективности текущей деятельности ревизора. Поэтому задачи для информатизации и автоматизации были продиктованы проблемами, связанными с осуществлением ревизором обязанностей по проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности

(ФХД) бюджетных организаций.

Мероприятия по повышению эффективности деятельности Росфиннадзора в области финансового контроля, в том числе связанные с внедрением информационных технологий, с точки зрения научного подхода к управлению можно квалифицировать как комплексные организационные изменения. Соответственно, для их удачной реализации потребовалось применение научных подходов к управлению организационными изменениями, изложенных, в частности, в трудах Дж. Коттера.

Так, Дж. Коттер выделяет 8 этапов, которые должна пройти организация для успешного внедрения запланированных изменений [7. С. 31]:

1. Внушение людям ощущения необходимости перемен.

2. Создание команды реформаторов.

3. Видение перспектив и определение стратегии.

4. Пропаганда новой концепции будущего.

5. Создание условий для широкого участия сотрудников в преобразованиях.

6. Получение скорых результатов.

7. Закрепление достигнутых успехов и углубление перемен.

8. Укоренение изменений в корпоративной культуре.

Коттер особо подчеркивает необходимость последовательного прохождения организацией всех указанных этапов, иначе изменение может не «укорениться» [7. С. 34]. Остановимся кратко на мероприятиях, осуществленных в Росфиннадзоре на каждом этапе работы по повышению эффективности деятельности ревизоров по финансовому контролю бюджетных учреждений на основе внедрения информационных технологий (программного продукта «Финконтроль»).

1. Внушение людям ощущения необходимости перемен. На данном этапе осуществляется выявление и обсуждение реальных и потенциальных слабых сторон работы организации и основных перспектив. В деятель-

ности ревизоров были выявлены следующие основные проблемы (на основе личного практического опыта автора статьи и его консультаций с ревизорами центрального аппарата и территориальных управлений Росфин-надзора):

- не существует единого стандарта представления и последующей обработки ревизором информации, получаемой им в процессе проверки;

- производительность труда ревизоров значительно снижена (относительно потенциально возможной) из-за необходимости занесения и обработки им вручную значительного количества информации;

- не вся деятельность по проведению ревизии может быть автоматизирована, т.к. ревизор, во многом, работает по проверке первичных документов.

В свете внедрения в Российской Федерации механизмов аудита эффективности и дальнейшего совершенствования системы государственного контроля необходимо было осуществить мероприятия, направленные на решение вышеуказанных проблем. Важным подтверждением этого являются ожидаемые изменения в характере работе ревизора, заключающиеся в необходимости переключения его внимания с рутинных процедур сбора информации и занесения ее в отчетные формы вручную на анализ итоговых отчетных форм, соотнесения этой информации с целевыми показателями деятельности проверяемой организации для определения степени эффективности использования бюджетных средств.

2. Создание команды реформаторов. Как уже было сказано, в процесс повышения эффективности деятельности ревизоров было вовлечено значительное число специалистов-ревизоров Росфиннадзора, сталкивающихся с вышеуказанными проблемами в своей ежедневной работе. Важнейшим фактором было непосредственное участие руководителя Росфиннадзора и специалистов в области информационных технологий.

3. Видение перспектив и определение стратегии. В результате выполнения двух предыдущих этапов - выявления необходимости перемен и создания команды реформаторов - в 2008 г. руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннад-зор) была поставлена задача разработать программное средство, позволяющее автоматизировать один из участков работы ревизора при проведении проверок ФХД бюджетных учреждений.

На момент постановки задачи (и по сегодняшний день) не существует разработанных и внедренных подобных средств автоматизации, а ревизоры при проведении ревизий используют для облегчения своей работы таблицы Excel, разработанные каждым ревизором под себя самостоятельно. Кроме того, как уже было сказано, далеко не все участки работы ревизора вообще подлежат автоматизации, поскольку большей частью ревизор работает с проверкой первичных документов.

Поэтому мы решили выбрать для автоматизации один из небольших этапов проведения ревизии, который, с одной стороны, можно автоматизировать, а с другой - дает возможность в обозримые сроки пройти путь от разработки алгоритма программы до внедрения. Такой подход позволил сэкономить бюджетные

средства на разработку на первом, самом тяжелом исследовательском этапе.

В качестве такого участка для автоматизации был выбран анализ отклонений кассовых расходов (т.е. платежей) от фактически произведенных затрат в разрезе экономической классификации расходов (зарплата, ЕСН (страховые взносы), связь, транспорт, ОС, материалы и т. п.) с целью обнаружения нарушений, связанных, в том числе, с нецелевым использованием бюджетных средств.

Исходя из выводов, полученных на первом этапе, были определены следующие цели разработки:

- стандартизация проведения проверки ФХД данного участка с обеспечением единого подхода к проверке бюджетной организации;

- исключение субъективных факторов при проведении проверки и обеспечение возможности контроля за работой ревизора;

- облегчение проверки ревизором данного участка ФХД бюджетной организации и обеспечение экономии времени при проведении проверки.

При разработке мы учитывали, что программа проверки должна быть независима от того программного продукта, в котором ведет учет проверяемая организация.

В результате к настоящему времени проведена разработка, тестирование и опытная эксплуатация программного продукта, которому мы дали рабочее название «Финконтроль версия 1.0».

4. Пропаганда новой концепции будущего. Среди задач будущего развития федеральная служба заявляет следующие:

1) Совершенствование системы результативного управления.

2) Совершенствование административных регламентов исполнения Росфиннадзором контрольных и надзорных функций.

3) Повышение информационной открытости (освещение деятельности Росфиннадзора через размещение организационно-методической информации на сайте Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в сети Интернет).

4) Повышение степени автоматизации процессов передачи территориальными управлениями отчетной информации, сбора и обработки Росфиннадзором аналитической информации.

5) Введение новых инструментов (методик) анализа контрольной деятельности.

6) Совершенствование методик планирования деятельности Росфиннадзора и территориальных органов

5. Создание условий для широкого участия сотрудников в преобразованиях. В системе Росфиннадзора организована постоянная система повышения квалификации. Проводятся семинары, тренинги, конференции. Создан методический совет бухгалтеров и финансистов. Работа по повышению квалификации сотрудников и деятельность методического совета направлена на максимально возможный охват всех структурных и территориальных подразделений Росфиннадзора. Безусловным императивом является проведение всех указанных мероприятий не только в столице, но и во всех территориальных управлениях. Таким образом, руководство и специалисты центрального аппарата нахо-

дятся в постоянном рабочем контакте. В результате создается возможность направить деятельность всей службы не только на качественное исполнение текущих обязанностей, но и на совершенствование методологии бухгалтерского учета, аудита эффективности, внедрение современных механизмов финансового контроля, частным примером которых являются рассматриваемые в статье информационные технологии.

Описанная выше организация взаимодействия в рамках Росфиннадзора позволила обеспечить учет пожеланий максимально большого числа сотрудников и, соответственно, минимизировать уровень сопротивляемости, получить всестороннюю поддержку внедрения программы «Финконтроль».

6. Получение скорых результатов. В рассматриваемой ситуации внедрения программы «Финконтроль» одним из основных результатов является оптимизация времени продолжительности проведения проверки, а также экономия расходов на проведение проверок и ревизий.

Безусловно, сразу получить максимальный результат невозможно. На стадии внедрения затрачивается большое количество ресурсов для обучения и апробации программного продукта. Мы отдаем себе отчет, что полностью заменить работу ревизора не сможет ни один программный продукт. Процесс внедрения планомерный и длительный, поэтому на первых этапах получить высокие результаты эффективности применения не удастся. Однако даже на этапе внедрения необходимо отметить следующие позитивные направления. В настоящее время продолжительность плановой проверки в соответствии с Административным Регламентом Росфиннадзора № 75н составляет 45 дней. Применение программного продукта «Финконтроль» позволит сократить сроки проведения проверок в разы. Это возможно в связи с тем, что при предварительном анализе электронных баз возможен «диалоговый режим» и нет необходимости присутствия ревизоров непосредственно на объекте проверки. Это позволит экономить транспортные и другие командировочные расходы. Процесс проверки с использованием программного продукта «Финконтроль» при условии ведения учета на базе программного продукта 1С не имеет разрыва во времени, т.е. начинается сразу. Если учет ведется на базе других программных продуктов, среднее время занесения данных в контрольные таблицы «Эк-сель» (Excel) составляет 1,5 часа. Время проведения тестирования - минуты. Время анализа полученных результатов зависит от полученной информации и необходимости предоставления первичных документов и их проверки. Для того чтобы сделать окончательный вывод о допущенном нарушении, ревизору необходимо провести более глубокий анализ хозяйственных операций проверяемого учреждения. Такой анализ осуществляется на основании первичных документов, представляемых проверяемым учреждением.

Наряду с этим еще раз необходимо подчеркнуть следующие цели внедрения программы «Финконтроль». Это стандартизация проверки, единый подход, исключение субъективных факторов и обеспечение возможности контроля за работой ревизора. Описанное получение скорых и наглядных результатов (сокраще-

ние периода проверки) является важным фактором успешного внедрения изменений, т.к. вселяет во всех сотрудников уверенность в необходимости изменений и убеждает их в правильности протекания процесса внедрения изменений.

7. Закрепление достигнутых успехов и углубление перемен. Опытная эксплуатация показала, что для успешного внедрения программы «Финконтроль» необходимо проведение обучения ревизоров конкретным навыкам работы с ней. Для этого были написаны учебные программы и подробные инструкции по применению внедряемой программы. Обучение прошли около трехсот ревизоров, которые в свою очередь в своих территориальных управлениях системы Росфиннадзора могут квалифицированно подготовить своих коллег для работы с программой «Финконтроль». Как уже было сказано, система внутренних коммуникаций и повышения квалификации Росфиннадзора позволяет этого добиться.

В настоящее время программа «Финконтроль» используется непосредственно самими ревизорами при проверке бюджетных организаций, а также при проведении внутреннего контроля в системе аудита Росфин-надзора.

Для закрепления достигнутых при проведении организационных изменений необходима всесторонняя поддержка сотрудников в процессе их работы с внедряемыми изменениями (в данном случае с программным продуктом). В этой связи нам представляется необходимым создание служебной «горячей линии» консультаций по вопросам работы с программой «Финконтроль» и организации поддержки программного продукта.

В процессе эксплуатации программного обеспечения «Финконтроль» от ревизоров поступали запросы на расширение функциональных возможностей данного программного обеспечения. Поэтому в настоящее время разработано и проходит стадию внедрения программное обеспечение «Финконтроль версии 2.0», использующее для проведения более глубокого анализа финансово-хозяйственной деятельности данные из информационной базы, в которой ведет бюджетный учет проверяемая организация.

8. Укоренение изменений в корпоративной культуре. Как уже говорилось в начале статьи, важнейшей задачей является повышение эффективности использования государственных средств. Эта задача является серьезным вызовом всем органам государственного администрирования и организациям государственного сектора, мотивируя их на всестороннее повышение эффективности своей деятельности, что может потребовать от сотрудников расширения круга их должностных обязанностей. Деятельность Росфиннадзора, в этом смысле, также не исключение, результатом чего явилась разработка и внедрение программного продукта «Финконтроль». Внедрение программы «Финкон-троль» позволит в перспективе повысить ориентацию сотрудников Росфиннадзора на постоянное повышение эффективности расходования государственных средств - усилить роль данного целевого начала в корпоративной культуре. Это становится возможным благодаря автоматизации рутинных процедур, что экономит время и трудозатраты ревизоров и дает им возможность сфокусироваться на анализе полученных

результатов. Поэтому в перспективе планируется не только включение проверки с помощью программы «Финконтроль » в программу проведения ревизий, но и обязательный анализ результатов проверки с точки зрения соблюдения целевого характера расходов государственных средств и эффективности таких расходов.

Выше была обоснована необходимость проведения в Росфиннадзоре организационного изменения - внедрения информационной технологии автоматизации участка процесса проведения ревизии - компьютерной программы «Финконтроль» и описан процесс осуществления такого изменения на основе научного подхода к управлению организационными изменениями. Далее следует описать методику проверки ФХД объекта аудита, на основе которой функционирует программа «Финконтроль».

Объект анализа и принципы проведения анализа

Для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения программным обеспечением «Финконтроль» используются объективные данные из форм годовой бюджетной отчетности проверяемого учреждения:

- «Отчет об исполнении бюджета ГРБС, РБС, ПБС» (ф. 0503127);

- «Отчет о финансовых результатах деятельности» (ф. 0503121);

- «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» и на основе анализа журналов операций и других регистров бюджетного учета (ф. 0503130);

- данные Главной книги бюджетного учреждения, журналы операций.

Данные о допустимых причинах отклонений частично берутся из формы 0503130 «Баланс» (в части остатков НФА). Остальные данные берутся из анализа главной книги и журнала операций проверяемой организации.

Анализ заключается в сравнении суммы отклонений кассовых расходов от фактических расходов с общей суммой допустимых отклонений по каждой статье экономической классификации. Если эти суммы не равны между собой по одной или нескольким статьям экономической классификации, это с высокой степенью вероятности говорит о допущенном нарушении в ведении учета (нецелевое использование бюджетных средств, неверное использование плана счетов бюджетной организации) либо о неверном заполнении форм годовой бюджетной отчетности проверяемой организации. Для того чтобы сделать окончательный вывод о допущенном нарушении, необходим более глубокий анализ хозяйственных операций проверяемой организации.

Разработанная программа предоставляет средства для ввода данных (в том числе средства для их автоматизированной загрузки) и средство для визуализации результатов анализа, а также средства для хранения всех введенных данных и результатов анализа по каждой проверяемой организации в архиве.

Для разработки были использованы программные средства семейства программ 1С. В качестве средства,

обеспечивающего ввод, вывод и хранение информации была использована стандартная программа фирмы 1С «1 С Свод отчетов» версии 2.0 в самой дешевой базовой конфигурации. Для программы «1С Свод отчетов» нами разработан комплект табличных форм для ввода данных, включающий 3 стандартные формы годовой отчетности, поставляемые фирмой «1С», 7 таблиц расшифровок причин отклонений и Итоговая таблица, в которой сводятся все введенные данные и выводится результат проверки по каждой статье ЭКР. Также разработаны процедуры загрузки данных в табличные формы.

Таким образом, разработанная программа представляет из себя комплект внешних отчетов для работы под управлением программы «1С: Свод отчетов» версии 2.0 базовой конфигурации, реализующий алгоритмы проверки соответствия кассовых и фактических расходов и внешние процедуры загрузки данных, позволяющие автоматизировать процесс ввода исходных данных в вышеуказанные табличные формы. Программа «1С: Свод отчетов» с установленным комплектом табличных форм размещается на съемном носителе информации флэш-карте.

Алгоритм работы с программным обеспечением

Порядок работы с программным обеспечением «Финконтроль» прост. Условно его можно разделить на пять последовательных действий:

Действие первое. Перед началом проведения проверки ревизор, используя программное обеспечение, заносит в компьютер соответствующие сведения о проверяемом учреждении:

- наименование учреждения;

- фамилии и наименование должностей руководителей проверяемого учреждения;

- срок начала проверки;

- другую необходимую информацию.

Действие второе. Для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения ревизору нужно получить данные о кассовых расходах, фактически произведенных расходах.

Существует два пути получения этих данных:

1) ревизор получает данные самостоятельно из форм 0503127 «Отчет об исполнении бюджета ГРБС, РБС, ПБС», ф. 0503121 «Отчет о финансовых результатах деятельности», ф. 0503130 «Баланс...», а так же на основе анализа показателей Главной книги, журналов операций и первичных документов;

2) ревизор выгружает из программы «Финконтроль» шаблоны бланков всех форм в формате MS Excel и предлагает их заполнить проверяемому учреждению.

Последний способ получения данных рекомендован для экономии времени при проведении ревизий. В этом случае проверяемому учреждению помимо бланков всех форм предоставляется подробная инструкция по правилам заполнения таблиц расшифровок допустимых причин отклонений.

Список

организаций

Список выгружаемых форм для учреждения, выделенного в списке организаций

Действие третье. Занесение в программу полученных на предыдущем этапе данных о кассовых и фактически произведенных расходах и расшифровок допустимых причин отклонений (заполнение табличных форм программы).

При этом возможны два способа занесения данных:

- вручную;

- автоматическая загрузка из ранее заполненных таблиц Exel (в случае получения данных от проверяемых учреждений вторым способом).

В программе предусмотрена возможность загрузки данных форм 0503127, 0503121 и 0503130 из файлов в формате «1С Свод отчетов, версия формата 1.10» (такие файлы можно получить, если проверяемая организация ведет учет в программе «1С: Бухгалтерия» версии 7.7).

Действие четвертое. Проверка введенных данных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В программе предусмотрена автоматическая проверка данных контрольной таблицы 1 «Расшифровка строк баланса» с данными формы 0503130 «Баланс...».

1С:Предприятие - Свод отчетов, редакция 2: ФГУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" • [Конт

Файл Действия Таблица Операции Справочники Докуиенты Отчеты Сервис Окна Понощь

£ С

т а:::| 131 У м м+ м-

Закрыть

Очистить

Печать

Сохранить

Восстановить

Заполнить

Контроль

Контрольная таблица №1. __________ _________ ___

Расшифровка строк баланса на 101.01.08 < Ед.изм.[^ Т04110^ |2 |~| Дэта: |15.04.08 |ш]

Учреждение

¡Проверяемое учреждение 1

Дополнительные группы строк

]™] Перейти 1 изб > | Добавить | Удалить

(номер счета)

Код расхода по ЭКР На начало года На конец отчетного периода

Ж 1 Л 2 3

221 / Услугм СЕ язи V 12893.85 4512.25

) - -

' . .

. .

- -

- -

. .

. .

- .

- .

ИТОГО: 12893.85 4512.25

При проверке контрольной таблицы №1 были обнаружены ошибки:

Для строки баланса 260 Расчеты по выданным авансам (020600000)) На начало года: по балансу - 0.00, по таблице -12893.85 На конец отчетного периода: по балансу - 0.00, по таблице - 451225

Для строки баланса ()

Н а конец отчетного периода: по балансу - по таблице -

^Регламентированные.,. £] Контрольная таблиц...

Действие пятое. Заполнение Итоговой таблицы и мых отклонений кассовых расходов от фактически на-получение результата - данных о наличии недопусти- численных расходов.

Заполнение Итоговой таблицы осуществляется ав- допустимых отклонений и результаты анализа заносит

томатически на основании данных всех табличных в графу «Комментарий» Итоговой контрольной табли-

форм программы. Далее ревизор проводит анализ не- цы.

1^1 Итоговая контрольная таблица ; = 1 ¡=

© ¡Ї

Закрыгь

Очистить

Печаль

Итоговая контрольная таблица fno cb-127. tfa.130.

йілт

Учреждение__________________

І Дворец культуры

осстанов^ь Заполнить

на 101.01.09 jJ jJ Ед. изм.|руб. Точность |2 [¡J

10.08.0S

Дополнительные группы строк Перейти < | 1 из 1 > | Добавить

Удалить

Код расхода по ЭКР

1

Заработная плата

212 Прочие Еыплаты

213 Начисления на выплаты по оплате труда

221 Услуги связи

222 Транспортные услуги

226 Прочие работы, услуги

241 Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям

242 Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций

251 Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

252 Перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств

253 Перечисления международным организации

Найденные откл он ен ИЯ (гр. 4 - гр. 14) Комментарий

15 16

-41 SO. DO 1000-00 - деньги заказаны по 211, оприходованы в кассу и выплачены по 213; 910-00 - НДФЛ начислен по 226, оплачен по 211; 6090-00 - деньги заказаны из казначейства по 226, задепонированы по 211; 1000+910-6090=-4180

300.00 300-00-деньги заказаны в кассу по 212, выплачены по 340

-1000.00 1000-00 - деньги заказаны по 211, выплачены по 213

-

-

17180.00 910-00 - НДФЛ начислен по 226, оплачен по 211; 6090-00 - деньги заказаны из казначейства по 226, задепонированы по 211; 12000 -оплата по 226, начислено за услуги по 290; -910+1000+12000=17180

Всего по 6 ал а н су с расшифровками

14

£10.00

1500.00

1000.00

-250.00

6000.00

-7087.00

-15000.00

На этом первый этап работы с программным обеспечением «Финконтроль» завершается.

В настоящее время осуществлена разработка еще двух этапов проверки. Этап второй - проверка кассовых

операций. Этап третий - проверка лимитов бюджетных ассигнований. Формирование акта проверки, выявление истинных причин отклонений показателей осуществляются ревизором самостоятельно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению эффективности бюджетных расходов».

3. Лимская декларация руководящих принципов контроля. Принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового

контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 г.

4. Wilson W. The Study of Administration // Political Science Quarterly 2. 1887, June.

5. КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

6. Основы экономики крупного мегаполиса / П.И. Бурак (рук. авт. коллект.) и др. М.: Экономика, 2009.

7. КоттерДж.П. Впереди перемен. М.: Олимп-Бизнес, 2007.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 1 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.