Научная статья на тему 'Разработка методики принятия решений в сфере управления малым бизнесом'

Разработка методики принятия решений в сфере управления малым бизнесом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
425
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка методики принятия решений в сфере управления малым бизнесом»

Н.В. Брюханова

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ

Принятие решений - процесс, представляющий собой определение цели и программы действий в каждый данный момент управления.

В настоящее время качественное управленческое решение невозможно без предварительного его моделирования. Возможности моделирования многообразны, но зависят от различных обстоятельств, в том числе от ресурсов, которыми обладает лицо, принимающее решение (ЛИР), и от степени его информированности, от того, какая проблема имеет место: структурированная или слабоструктурированная.

В общем случае модель задачи принятия решений в терминах проблемной ситуации является множеством

R= { D, А, ^ и, у ieI },

где у ieI - предпочтения, заданные на множестве стратегий;

А = {ш}, i е1 = {1,2,...,т}. Для вероятностных задач (задач с риском) вместо V учитывается вероятность Р(у).

Принятие решений по управлению малым бизнесом как сектором экономики региона - это сложный многоаспектный процесс, протекающий в условиях риска и неопределенности. Ведь малый бизнес - это рискованное мероприятие по определению. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта (решения), в том числе связанных с ними затратах и результатах. Кроме того, неопределенность в связи с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий характеризуется понятием риска. Поэтому целесообразно рассмотреть метод принятия решений в условиях риска и неопределенности.

Так, для решения проблем и принятия решений в сфере малого бизнеса, где имеется разумно ограниченное число альтернатив или вариантов стратегии для выбора между ними; где то, что может случиться, с полной определенностью не известно; где результаты принятого решения зависят от того, какая именно выбрана альтернатива и какие события в действительности имеют место, предлагается использовать платежную матрицу. Это одна из моделей статистической теории решений, которая может оказать помощь в выборе одной из нескольких стратегий развития малого предпринимательства. Она особенно полезна, когда необходимо установить, какая стратегия в наибольшей мере будет способствовать достижению целей. Платеж представляет собой денежное вознаграждение или полезность, являющиеся следствием конкретной стратегии в сочетании с конкретными обстоятельствами. Если платежи представить в форме таблицы (или матрицы), мы получаем платежную матрицу. Слова «в сочетании с конкретными обстоятельствами» очень важны, чтобы понять, когда можно использовать платежную матрицу и оценить, когда решение, принятое на ее основе, скорее всего, будет надежным. В самом общем виде матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически совершаются. Если такое событие или состояние природы не случается на деле, платеж неизбежно будет иным.

Платежной матрицей называется матрица, на пересечении i-й строки и/-го столбца которой стоит значение критерия для/-й альтернативы в случае наступления /'-го события.

Элементы платежной матрицы в процессе принятия решения обычно рассматривают как выигрыши игрока. Поэтому, если в качестве критерия рассматриваются проигрыши игрока (убытки, издержки и т. д.), в платежной матрице перед ними ставится знак минус.

В общем случае, когда существует т сценариев дальнейшего развития событий (состояний природы) Еь Е2, ..., Е/, ..., Ет и п допустимых альтернатив Л1, А2, ., Л/, ., Лп, платежную матрицу изображают как в табл. 1.

Таблица 1

Общий вид платежной матрицы

События (состояния природы) Альтернативы

Ai a2 An

El aii a12 a1n

E2 a21 a22 a2n

E am1 am2 amn

Строки и столбцы платежной матрицы следует понимать следующим образом:

i-я строка матрицы содержит значения критерия для всех альтернатив в случае реализации i-го сценария развития событий Б,;

j-й столбец матрицы содержит все возможные значения критерия в случае выбора j-й альтернативы Aj.

При моделировании процесса принятия решений надо иметь четкое представление о базисных элементах моделей, которыми являются:

• ситуация принятия решения;

• время для принятия решения;

• ресурсы, необходимые для реализации решения;

• ресурсы, которыми располагают организация или ЛПР;

• система управляемых факторов;

• система неуправляемых факторов;

• система связей между управляемыми и неуправляемыми факторами;

• альтернативные варианты решений;

• система критериев (оценочная система) для оценки результатов принимаемых решений.

Критерий (criterion) - это правило или признак, на основании которого производится оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов, явлений, процессов. Выбор критерия - одна из злободневных и сложных задач управления малым бизнесом. От выбора критерия (системы критериев) зависит, каким образом будут сравниваться различные реализации поведения системы. Выбор различных критериев приводит к качественно различным решениям, а, следовательно, и стратегиям управления.

Для поддержки принятия решений по управлению малым бизнесом, облегчения методологических трудностей и снижения психологических барьеров эксперта или ЛПР предлагается разработать методику принятия решений, которая даст возможность формализовать процесс порождения вариантов решений на основе уже имеющихся данных; ранжировать критерии и давать критериальные оценки физическим параметрам, влияющим на решаемую проблему с тем, чтобы система поддержки решений могла оценить варианты решений с точки зрения их полезности; использовать формальные процедуры прогнозирования последствий принимаемых решений; выбрать варианты, приводящие к решению проблемы 136

(иногда наилучший, или единственно возможный). Учитывая то, что состояние и развитие малого бизнеса характеризуется как количественными, так и качественными параметрами, методику анализа и принятия решений в сфере малого бизнеса рекомендуется разработать на основе когнитивного моделирования, позволяющего работать с такими параметрами и дополнить ее другими методами на разных стадиях исследования и принятия решений. Для этого была разработана когнитивная модель механизма взаимодействия малого бизнеса с внешней средой (рис. 1).

Рис. 1. Укрупненная когнитивная модель механизма взаимодействия малого бизнеса с внешней средой

Сценарии, полученные в результате анализа модели механизма взаимодействия малого бизнеса с внешней средой, могут служить альтернативами для принятия решений. Как было отмечено выше, для принятия решений по управлению малым предпринимательством целесообразно воспользоваться моделью типа платежной матрицы. Поэтому представим выявленные альтернативы развития исследуемого сектора экономики следующим образом (табл. 2).

Полезность каждой из предложенных альтернатив была оценена группой экспертов в составе руководителей и ведущих специалистов Управления экономики Администрации г. Таганрога; преподавателей и научных сотрудников кафедры экономики и кафедры государственного и муниципального права и управления Таганрогского государственного радиотехнического университета; руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые опирались на результаты, полученные в ходе проведения анализа когнитивной модели механизма взаимодействия малого бизнеса с внешней средой региона.

Таблица 2

Матрица принятия решений по управлению малым бизнесом

№ п/п

Альтернативы (сценарии)

Сценарии в ПСКМ

Уровень инфляции

низкий высокий

Развиваются крупные предприятия ^4=+1)

Развиваются объекты инфраструктуры, увеличивается количество бизнес-инкубаторов, банки предоставляют кредиты субъектам малого предпринимательства ^3=+1)

Федеральные органы проводят активную политику по поддержке малого предпринимательства ^15=+1)

Развивается наука и инновации, региональные органы проводят правильную политику в регионе ^2=+1, ql6=+1)

Создаются отраслевые центры малых предприятий

10

1

6

4

2

8

5

3

7

4

4

6

2

5

4

При оценке полезности учитывались скорость развития процессов, количество управляющих воздействия, экономический и социальный эффект (улучшение инвестиционного климата, рост доходов бюджета и уровня жизни населения), и использовалась следующая шкала [1; 10]:

• количество малых предприятий быстро растет, экономический и социальный эффект достигается достаточно быстро, количество управляющих воздействий минимально (9; 10);

• рост количества предприятий происходит с меньшими темпами, при этом экономический и социальный эффект достигаются достаточно быстро, количество управляющих воздействий минимально (7; 8);

• рост количества предприятий происходит с меньшими темпами, при этом экономический и социальный эффект достигаются, но количество управляющих воздействий возрастает (5; 6);

• рост количества предприятий происходит достаточно медленно, при этом экономический и социальный эффект достигаются не сразу, количество управляющих воздействий минимально (3; 4);

• рост количества предприятий происходит достаточно медленно, при этом экономический и социальный эффект достигаются не сразу, но количество управляющих воздействий значительно возрастает (1; 2).

Возможность наступления каждого события будем считать равновероятной.

Воспользуемся наиболее универсальным подходом для выбора оптимальной стратегии - критерием максимизации математического ожидания полезности, при котором выбирается стратегия, обеспечивающая максимальную ожидаемую оценку.

и = 0,54+0,54 = 5;

и2 = 0,5^8+0,5^5 = 6,5;

и3 = 0,5^7+0,5^4 = 5,5;

и4 = 0,5^6+0,5^2 = 5,5;

и5 = 0,5^10+0,5^4 = 7;

и0 = тах{и,} = 7, при а°.

Таким образом, опираясь на результаты исследования, проведенные с помощью разработанной методики анализа и принятия решений в сфере малого бизнеса, а также на классическую модель принятия решений - платежную матрицу принятия решений по управлению малым бизнесом, целесообразно выбрать 5-ю стратегию, т. е. создать специализированные отраслевые центры малых предприятий, когда количество малых предприятий растет достаточно быстро, обеспечивая бюджетный и социальный эффект.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брюханова Н.В. Экономико-математические методы принятия решений в сфере управления малым бизнесом на основе когнитивного моделирования: Дис. ... канд. экон. наук. - Ростов-на-Дону, 2006. - 187 с.

2. Горелова Г.В., Радченко С.А., Колесникова Н.В. Когнитивное моделирование как инструментарий исследования состояния и развития малого бизнеса в регионе // Системный анализ в проектировании и управлении / Труды Х Международной науч.-практ. конф. Ч. 1. - СПб.: Изд-во политех. ун-та, 2006. - С. 215-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.