Научная статья на тему 'Стратегический анализ деятельности предприятия на основе когнитивного подхода'

Стратегический анализ деятельности предприятия на основе когнитивного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ / КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ / КОГНИТИВНАЯ КАРТА / ИМПУЛЬСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карастелкина Наталия Алексеевна

Предложена методология проведения стратегического анализа на основе когнитивного подхода. Представлены когнитивные карты и когнитивные модели взаимодействия туристского предприятия с внутренней и внешней средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карастелкина Наталия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodology of carrying out of the strategic analysis on the basis of cognitive approach is offered. The cognitive maps and cognitive models of interaction of the tourist enterprise with internal and external factors of the environment are presented

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ деятельности предприятия на основе когнитивного подхода»

-►

Конкурс

всероссийский конкурс студенческих научных работ

Министерство образования и науки ежегодно проводит открытый конкурс на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам среди студентов в высших учебных заведениях Российской Федерации.

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет - ведущий вуз по направлениям 07 (Системный анализ, проектирование, управление и обработка информации) и 57 (Проблемы развития высшего образования).

В данном журнале публикуется две статьи победителей - участников конкурса 2008 года.

Н.А. Карастелкина, студентка 5-го курса Научный руководитель к.э.н, доцент Е.В. Жертовская Таганрогский технологический институт Южного федерального университета Работа удостоена медали по направлению 07

УДК 007:65.01

стратегический анализ деятельности

предприятия на основе когнитивного подхода

Стремительное развитие туризма в нашей стране, обусловленное многими факторами, в том числе отменой лицензирования деятельности туристских организаций, повлекло за собой невероятное усиление конкуренции. В этой связи, в последнее время особую важность принимают проблемы стратегического управления туристским предприятием в условиях формирующегося рынка туристских услуг [3].

Однако не существует стратегии, единой для всех компаний. Поэтому стратегический анализ -один из ключевых аналитических элементов стратегического управления, поскольку в зна-

чительной мере определяет стратегические возможности и выбор стратегии развития компании, позволяет частично снять неопределенность при принятии стратегических решений.

Стратегический анализ деятельности туристского предприятия на основе когнитивного подхода для планирования и разработки стратегического поведения туристского предприятия в современных условиях является инновационным инструментом, позволяющим разработать стратегию его дальнейшего развития.

Для проведения стратегического анализа туристского предприятия осуществлен сбор не-

4

Научно-технические ведомости СПбГПУ 3' 2011 Информатика. Телекоммуникации. Управление

обходимой информации, в совокупности характеризующей его состояние, выявлены внешние и внутренние факторы, влияющие на его формирование и перспективное развитие. Систематизация полученной информации позволяет провести комплексную оценку потенциала туристского предприятия и анализ системы управления этим потенциалом.

Проведен анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование и перспективное развитие туристского предприятия [2]. Для того чтобы сделать выводы о том, на ка-

кие факторы способно оказать продуктивное влияние импульсное воздействие на состояние предприятия, с помощью программного обеспечения разработана программная система когнитивного моделирования, построена когнитивная карта взаимодействия туристского предприятия (рис. 1).

На основе когнитивной карты, приведенной на рис. 1, разработана когнитивная модель ситуации и когнитивная карта взаимодействия туристского предприятия с внешней средой, а на ее основе - когнитивная модель взаимодействия

1 г 1

Управление Управление оборотными

Управление привлеченным капиталом

з 1

1 1 средс твами

1 г к

Уровень управления ф инанс о вы ми резервами

Система расчетов (наличные/ безналичные) 1

к т

1 М г т к 1 Управление собственным

активности и рентабельности

капиталом

г ' Г | - 1

к 1 и

1 Г ' Уровень бюджетирован я Управление заемным

Рекламная политика

1 и 1 капиталом

к \ к

А с сортиментна 1 я туристского -в

политика управления ТП 1 к

1 А * ч- г ▼

Планир ование потребности в трудовых ресурсах пт т 7 Ценовая

Подбор и отбор — по ли тика

персонала

Условия труда персонала

Обучение и развитие персонала

1 1

1 Потенциал ТП Мотивация труда персонала

Трудовые ресурсы |

Т 1 А 1 1

-

Туристские ресурсы

тегия ■Ля

развития потенциал г Л Т -4- к

предприя тия Объем продаж

к 1 к к —

1 1

- Ассортимент услуг

структура управления Налоговые льготы

Сезонность

Уровень качеств услуг а Территориальная

политика

Имидж ТП

Рис. 1. Когнитивная карта «Взаимодействие факторов внешней среды»

4

Конкурс

Л-Я Б обл.

я политика в обл. тур.

инфляции

колебания

Антикризисные

ЭГП города

Рис. 2. Когнитивная модель взаимодействия туристского предприятия с внешней средой

туристского предприятия с внешней средой, показанная на рис. 2.

Когнитивные карты и модели отражают влияние наиболее важных факторов и возможных взаимосвязей между ними. Причем состояние самого предприятия ясно просматривается через призму системы внутренних факторов, а комплексные взаимосвязи - через влияние внешних факторов на туристское предприятие.

Разработанная когнитивная модель (рис. 2) позволяет использовать технологию когнитивного анализа для исследования взаимовлияния факторов. Для математического описания модели строятся соответствующие ей матрицы смежности, а затем с помощью программной системы когнитивного моделирования (ПС КМ) проводятся основные этапы когнитивного анализа.

Формирование списка приоритетных проблем развития туристского предприятия - основа для проведения стратегического анализа его деятельности. Именно выявление проблем позволяет выработать механизмы и стратегию их ликвидации.

Практически все проблемы возникают вследствие отсутствия комплексного подхода к стратегическому развитию предприятия и системе

управления туристским предприятием (отсутствие системного подхода): отсутствия действенной стратегической политики и механизма ее реализации [4].

Когнитивный подход предусматривает проведение сценарных исследований на основе проверки модели взаимодействия туристского предприятия и его внутренних и внешних факторов [1].

Рассматривается сценарий развития туристского предприятия без наличия (влияния) стратегии развития, что позволяет получить обоснование необходимости разработки Концепции стратегического поведения туристского предприятия на определенном этапе моделирования и подтверждает непротиворечивость связей в анализируемой модели.

Формирование сценариев, моделирующих основные управленческие воздействия (разработка которых производится на основании ранее выявленных приоритетных проблем развития туристского предприятия по результатам SWOT-анализа), осуществляется по подготовленному протоколу моделирования. В протоколе последовательно задаются активизирующие вершины, в которые вносятся векторы управляющих воздействий.

4

Научно-технические ведомости СПбГПУ 3' 2011 Информатика. Телекоммуникации. Управление

Все сценарии, полученные в результате анализа, могут служить альтернативами для стратегического управления дальнейшим развитием туристского предприятия. Для выбора рационального варианта стратегического поведения следует воспользоваться моделью типа платежной матрицы [5].

Целесообразно также использовать такое правило оценки математического ожидания полезности выбранной стратегии, как принцип максимизации математического ожидания полезности -принцип принятия рациональных решений.

Таким образом, опора на результаты исследования возможного развития туристского предприятия позволяет выбрать какую-либо одну конкретную стратегию, т. е. разработать концепцию

стратегического поведения туристского предприятия на основе импульсного воздействия по таким конкретным направлениям, как, например, «территориальная политика», «антикризисные меры», «условия труда персонала» и «позиционирование туристского продукта» [5].

На основе стратегического анализа деятельности туристского предприятия с помощью когнитивного подхода можно сделать вывод о том, что эффективность функционирования предприятия может быть достигнута путем реализации разработанной Концепции стратегического поведения. Именно эти основные моменты в системе функционирования предприятия являются рычагами, воздействуя на которые можно добиться осуществления поставленных руководством целей и достижения желаемых результатов.

список литературы

1. Горелова, Г.В. Когнитивный анализ и моделирование устойчивого развития социально-экономических систем [Текст] / Г.В. Горелова, Е.Н. Захарова, Л.А. Ги-нис. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2005. -288 с.

2. Жертовская, Е.В. Разработка комплексной методики выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса в социально-экономической системе: Дис. ... канд. эк. наук [Текст] / Е.В. Жертовская. -Ростов-на-Дону, 2007. -27 с.

3. Моисеева, Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой [Текст] / Н.К. Моисеева. -М.: Финансы и статистика, 2007. - 208 с.

4. Планирование на предприятии туризма: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. Е.И. Богданова. -СПб.: Бизнес-пресс, 2003. -288 с.

5. Пьявченко, О.Н. Методы и алгоритмы моделирования развития сложных ситуаций [Текст] / О.Н. Пьявченко, Г.В. Горелова, А.В. Боженюк [и др.]. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. -157с.

Г.С. Ежевская, студентка 5-го курса Научный руководитель д.т.н, профессор А.А. Денисов Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Работа удостоена медали по направлению 07

УДК 303.052

совершенствование модели управления

муниципальным образованием

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Определение информационных потребностей лица, принимающего решение (ЛПР)

Понятие о необходимой информации можно получить, основываясь на структуре целей и функций объекта, вычленив те из них, которые

глава администрации (руководитель) возлагает на себя. Очевидно, что все задачи руководитель выполнять не может, поэтому часть функций он перекладывает на своих подчиненных: начальников отделов, ответственных секретарей, начальников ЖЭУ района, директоров школ и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.