-►
Конкурс
всероссийский конкурс студенческих научных работ
Министерство образования и науки ежегодно проводит открытый конкурс на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам среди студентов в высших учебных заведениях Российской Федерации.
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет - ведущий вуз по направлениям 07 (Системный анализ, проектирование, управление и обработка информации) и 57 (Проблемы развития высшего образования).
В данном журнале публикуется две статьи победителей - участников конкурса 2008 года.
Н.А. Карастелкина, студентка 5-го курса Научный руководитель к.э.н, доцент Е.В. Жертовская Таганрогский технологический институт Южного федерального университета Работа удостоена медали по направлению 07
УДК 007:65.01
стратегический анализ деятельности
предприятия на основе когнитивного подхода
Стремительное развитие туризма в нашей стране, обусловленное многими факторами, в том числе отменой лицензирования деятельности туристских организаций, повлекло за собой невероятное усиление конкуренции. В этой связи, в последнее время особую важность принимают проблемы стратегического управления туристским предприятием в условиях формирующегося рынка туристских услуг [3].
Однако не существует стратегии, единой для всех компаний. Поэтому стратегический анализ -один из ключевых аналитических элементов стратегического управления, поскольку в зна-
чительной мере определяет стратегические возможности и выбор стратегии развития компании, позволяет частично снять неопределенность при принятии стратегических решений.
Стратегический анализ деятельности туристского предприятия на основе когнитивного подхода для планирования и разработки стратегического поведения туристского предприятия в современных условиях является инновационным инструментом, позволяющим разработать стратегию его дальнейшего развития.
Для проведения стратегического анализа туристского предприятия осуществлен сбор не-
4
Научно-технические ведомости СПбГПУ 3' 2011 Информатика. Телекоммуникации. Управление
обходимой информации, в совокупности характеризующей его состояние, выявлены внешние и внутренние факторы, влияющие на его формирование и перспективное развитие. Систематизация полученной информации позволяет провести комплексную оценку потенциала туристского предприятия и анализ системы управления этим потенциалом.
Проведен анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование и перспективное развитие туристского предприятия [2]. Для того чтобы сделать выводы о том, на ка-
кие факторы способно оказать продуктивное влияние импульсное воздействие на состояние предприятия, с помощью программного обеспечения разработана программная система когнитивного моделирования, построена когнитивная карта взаимодействия туристского предприятия (рис. 1).
На основе когнитивной карты, приведенной на рис. 1, разработана когнитивная модель ситуации и когнитивная карта взаимодействия туристского предприятия с внешней средой, а на ее основе - когнитивная модель взаимодействия
1 г 1
Управление Управление оборотными
Управление привлеченным капиталом
з 1
1 1 средс твами
1 г к
Уровень управления ф инанс о вы ми резервами
Система расчетов (наличные/ безналичные) 1
к т
1 М г т к 1 Управление собственным
активности и рентабельности
капиталом
г ' Г | - 1
к 1 и
1 Г ' Уровень бюджетирован я Управление заемным
Рекламная политика
1 и 1 капиталом
к \ к
А с сортиментна 1 я туристского -в
политика управления ТП 1 к
1 А * ч- г ▼
Планир ование потребности в трудовых ресурсах пт т 7 Ценовая
Подбор и отбор — по ли тика
персонала
Условия труда персонала
Обучение и развитие персонала
1 1
1 Потенциал ТП Мотивация труда персонала
Трудовые ресурсы |
Т 1 А 1 1
-
Туристские ресурсы
тегия ■Ля
развития потенциал г Л Т -4- к
предприя тия Объем продаж
к 1 к к —
1 1
- Ассортимент услуг
структура управления Налоговые льготы
Сезонность
Уровень качеств услуг а Территориальная
политика
Имидж ТП
Рис. 1. Когнитивная карта «Взаимодействие факторов внешней среды»
4
Конкурс
Л-Я Б обл.
я политика в обл. тур.
инфляции
колебания
Антикризисные
ЭГП города
Рис. 2. Когнитивная модель взаимодействия туристского предприятия с внешней средой
туристского предприятия с внешней средой, показанная на рис. 2.
Когнитивные карты и модели отражают влияние наиболее важных факторов и возможных взаимосвязей между ними. Причем состояние самого предприятия ясно просматривается через призму системы внутренних факторов, а комплексные взаимосвязи - через влияние внешних факторов на туристское предприятие.
Разработанная когнитивная модель (рис. 2) позволяет использовать технологию когнитивного анализа для исследования взаимовлияния факторов. Для математического описания модели строятся соответствующие ей матрицы смежности, а затем с помощью программной системы когнитивного моделирования (ПС КМ) проводятся основные этапы когнитивного анализа.
Формирование списка приоритетных проблем развития туристского предприятия - основа для проведения стратегического анализа его деятельности. Именно выявление проблем позволяет выработать механизмы и стратегию их ликвидации.
Практически все проблемы возникают вследствие отсутствия комплексного подхода к стратегическому развитию предприятия и системе
управления туристским предприятием (отсутствие системного подхода): отсутствия действенной стратегической политики и механизма ее реализации [4].
Когнитивный подход предусматривает проведение сценарных исследований на основе проверки модели взаимодействия туристского предприятия и его внутренних и внешних факторов [1].
Рассматривается сценарий развития туристского предприятия без наличия (влияния) стратегии развития, что позволяет получить обоснование необходимости разработки Концепции стратегического поведения туристского предприятия на определенном этапе моделирования и подтверждает непротиворечивость связей в анализируемой модели.
Формирование сценариев, моделирующих основные управленческие воздействия (разработка которых производится на основании ранее выявленных приоритетных проблем развития туристского предприятия по результатам SWOT-анализа), осуществляется по подготовленному протоколу моделирования. В протоколе последовательно задаются активизирующие вершины, в которые вносятся векторы управляющих воздействий.
4
Научно-технические ведомости СПбГПУ 3' 2011 Информатика. Телекоммуникации. Управление
Все сценарии, полученные в результате анализа, могут служить альтернативами для стратегического управления дальнейшим развитием туристского предприятия. Для выбора рационального варианта стратегического поведения следует воспользоваться моделью типа платежной матрицы [5].
Целесообразно также использовать такое правило оценки математического ожидания полезности выбранной стратегии, как принцип максимизации математического ожидания полезности -принцип принятия рациональных решений.
Таким образом, опора на результаты исследования возможного развития туристского предприятия позволяет выбрать какую-либо одну конкретную стратегию, т. е. разработать концепцию
стратегического поведения туристского предприятия на основе импульсного воздействия по таким конкретным направлениям, как, например, «территориальная политика», «антикризисные меры», «условия труда персонала» и «позиционирование туристского продукта» [5].
На основе стратегического анализа деятельности туристского предприятия с помощью когнитивного подхода можно сделать вывод о том, что эффективность функционирования предприятия может быть достигнута путем реализации разработанной Концепции стратегического поведения. Именно эти основные моменты в системе функционирования предприятия являются рычагами, воздействуя на которые можно добиться осуществления поставленных руководством целей и достижения желаемых результатов.
список литературы
1. Горелова, Г.В. Когнитивный анализ и моделирование устойчивого развития социально-экономических систем [Текст] / Г.В. Горелова, Е.Н. Захарова, Л.А. Ги-нис. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2005. -288 с.
2. Жертовская, Е.В. Разработка комплексной методики выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса в социально-экономической системе: Дис. ... канд. эк. наук [Текст] / Е.В. Жертовская. -Ростов-на-Дону, 2007. -27 с.
3. Моисеева, Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой [Текст] / Н.К. Моисеева. -М.: Финансы и статистика, 2007. - 208 с.
4. Планирование на предприятии туризма: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. Е.И. Богданова. -СПб.: Бизнес-пресс, 2003. -288 с.
5. Пьявченко, О.Н. Методы и алгоритмы моделирования развития сложных ситуаций [Текст] / О.Н. Пьявченко, Г.В. Горелова, А.В. Боженюк [и др.]. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. -157с.
Г.С. Ежевская, студентка 5-го курса Научный руководитель д.т.н, профессор А.А. Денисов Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Работа удостоена медали по направлению 07
УДК 303.052
совершенствование модели управления
муниципальным образованием
1. Определение информационных потребностей лица, принимающего решение (ЛПР)
Понятие о необходимой информации можно получить, основываясь на структуре целей и функций объекта, вычленив те из них, которые
глава администрации (руководитель) возлагает на себя. Очевидно, что все задачи руководитель выполнять не может, поэтому часть функций он перекладывает на своих подчиненных: начальников отделов, ответственных секретарей, начальников ЖЭУ района, директоров школ и т. д.