Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК'

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ / СПРОС / ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА / TRANSPORT / PASSENGER TRANSPORTATION / PERFORMANCE INDICATORS / QUALITY OF SERVICE / DEMAND / ECONOMY / MANAGEMENT / EVALUATION SYSTEM (ASSESSMENT SYSTEM) / INTEGRATED QUALITY INDICATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивченков Г.О., Груздев К.Э.

В статье рассматривается методика оценки качества транспортного обслуживания населения при организации междугородных автобусных перевозок с целью повышения качества транспортного обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF METHODS OF ASSESSING THE QUALITY OF PUBLIC TRANSPORT SERVICES IN THE ORGANIZATION OF THE INTERCITY BUS TRANSPORTATION

The article examines the methodology for improving the quality of intercity bus transportation by creating indicators for assessing the quality of intercity bus transport.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК»

УДК 656.025.6

Ивченков Г. О. студент 2 курса магистратуры

Груздев К.Э. студент 2 курса магистратуры Московский автомобильно-дорожный государственный

технический университет (МАДИ)

Россия, г. Москва

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Аннотация: в статье рассматривается методика оценки качества транспортного обслуживания населения при организации междугородных автобусных перевозок с целью повышения качества транспортного обслуживания.

Ключевые слова: транспорт, пассажирские перевозки, показатели функционирования, качество обслуживания, спрос, экономика, управление, система оценки, комплексный показатель качества.

Ivchenkov G. O.

2nd year master's student of the Moscow automobile and road state

technical University (MADI) Russia, Moscow Gruzdev K.E.

2nd year master's student of the Moscow automobile and road state

technical University (MADI) Russia, Moscow

DEVELOPMENT OF METHODS OF ASSESSING THE QUALITY OF PUBLIC TRANSPORT SERVICES IN THE ORGANIZATION OF THE

INTERCITY BUS TRANSPORTATION

Abstract: The article examines the methodology for improving the quality of intercity bus transportation by creating indicators for assessing the quality of intercity bus transport.

Keywords: transport, passenger transportation, performance indicators, quality of service, demand , economy, management, evaluation system (assessment system), integrated quality indicator.

Введение

Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 11.06.2014) была утверждена «Транспортная стратегии Российской Федерации на период до 2030 года». [1] Она подразумевает формирование единого транспортного пространства, территориальной целостности страны и повышение мобильности населения. Развитие междугородных автобусных перевозок - это один из возможных вариантов решения данных задач.

На период 2010 года КТОП (качество транспортного обслуживания

пассажиров) находилось на неудовлетворительном уровне. Доля перевозок пассажиров с полным соблюдением требований к их качеству в среднем не превышало 25 %. Недостатки КТОП определяются не только нехваткой необходимых финансовых ресурсов. Они имеют системный характер, поскольку традиционные цели и критерии оценки эффективности, организация управления пассажирскими перевозками исходят из достижения лишь количественных конечных результатов. [2]

Для повышения КТОП предусматривают комплекс мер, направленных на стимулирование высококачественной работы перевозчика, включая создание целевых установок на качество, настройку механизма управления качеством, адекватную структурно-функциональную организацию системы управления перевозками пассажиров, предупреждение попадания на рынок перевозок недобросовестных перевозчиков, разделение возникших монополий и государственное регулирование естественных монополий. [3]

Актуальность работы

Современный период развития России характеризуется ростом мобильности населения. Об этом свидетельствуют следующие данные: если в 2008 году количество рейсов на междугородних автобусных перевозках составило 5,6 млн. ед., то к 2018 году значение данного показателя возросло до 7,8 млн. ед. (по данным Росстата). Тенденция к увеличению пассажиропотока, а как следствие и к увеличению числа рейсов междугородних автобусных перевозок, связана, главным образом, с выбором населением более экономически - выгодных видов транспорта.

Важным показателем пассажирских перевозок автомобильным транспортом является качество услуг, предоставляемых населению. [4] В данной работе будет разработана система показателей качества междугородных автобусных перевозок.

Объектом исследования работы являются междугородные автобусные перевозки.

Предметом работы является система показателей качества междугородных автобусных перевозок.

Целью работы является повышение качества междугородных автобусных перевозок за счет создание системы показателей качества на междугородных автобусных маршрутах.

Для достижения данной цели выделяю следующие задачи:

1. Анализ методов повышения эффективности международных автобусных перевозок в Российской Федерации и за рубежом.

2. Анализ существующих показателей качества обслуживания пассажиров на междугородних автобусных перевозках в Российской Федерации и за рубежом.

3. Анализ методов (методик) влияния характеристик подвижного состава на показатели качества междугородних автобусных перевозок.

4. Разработка методики оценки удовлетворенности пассажиров качеством междугородних автобусных перевозок.

5. Разработка методики повышения качества междугородних автобусных перевозок под влиянием внешних и внутренних факторов.

6. Совершенствование системы показателей качества междугородних автобусных перевозок.

7. Расчет экономического эффекта от внедрения предложенной методики.

Методика оценки качества транспортного обслуживания населения при организации перевозок.

Для повышения качества международных автобусных перевозок необходимо разработать методику оценки качества транспортного обслуживания населения, которая должна предусматривать выполнение следующих этапов:

- разработка анкеты для опроса экспертов;

- разработка анкеты для опроса пассажиров;

- обоснование репрезентативной выборки респондентов опроса;

- организация проведения анкетирования экспертов и пассажиров;

- статистический анализ анкетного опроса.

В результате проведения всех перечисленных этапов были выявлены значимые показатели качества транспортного обслуживания (Рисунок 1), которые необходимо использовать для оценки в междугородном автобусном сообщении.

В таблице 1 приведены формулы и значения, по которым можно вычислить каждый из предложенных показателей качества.

Уровень качества транспортного обслуживания населения при организации междугородных автобусных перевозок определяется по формуле:

б

КО = х 100%

Бм ,

где

Рисунок 1 - показатели качества транспортного обслуживания населения при организации междугородных автобусных перевозок.

Таблица 1

_Оценка показателей транспортного обслуживания_

№ п/п Показатель транспортного обслуживания Оценка показателя

1 Размещение автовокзалов и автостанций удобное с точки зрения связи с другими видами транспорта . Оав и ас связ. кразм. - фав и ас ГОСТ 33062-2014

2 Доступность автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения: . фав и ас мгн. кав,ас.мгн = фав и ас СНиП 35-01-2001

3 Доступность транспортных средств для маломобильных групп населения: . фтс.мгн. ктс.мгн = Зтс ГОСТ Р 51090-2017

4 Оснащенность автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов . фоснащ.ав,ас. коснащ.ав,ас = фав,ас

5 Возможность предварительного приобретения билетов, электронных билетов: кпок.билета = 0 или 1

6 Коэффициент соблюдения расписания маршрутов регулярных перевозок . Орейс расп красп = ——р— фреис

7 Температура в салоне транспортных средств Дрейс.темп. = (Дконд.* Дней>20 + Дотопл.* Дней<5 + Дней<20 и>5)* 100

8 Оснащенность транспортных средств средствами информирования пассажиров . фоснащ.тс. коснащ.тс =- Зтс

9 Уровень шума в салоне транспортных средств Дтсшум = ^ шум* 100 (%) ГОСТ 33555-2015

10 Уровень вибрации в салоне ТС Дтсвибр = ^ вибр* 100 (%) ГОСТ Р 55855-2013

11 Уровень концентрации пыли и отработавших газов в салоне ТС Дтс о.г. = 100 (%) ГОСТ 33554-2015

12 Соблюдение норм вместимости . фрейс вм. квм. =- фрейс.

13 Экологичность Дэко = ^р* 100 (%)

14 Превышение установленного заводом-производителем срока службы ТС Дсрок = ЧТСфакт срок>уст срок.,. ^^ ЧТС (%)

Бн - количество набранных баллов, посчитанное суммированием баллов, присвоенных показателям,

Бм - максимальное возможное количество баллов, равное: 135 По итогам расчетов формируется вывод о качестве транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в междугородном сообщении.

Таблица 2

Оценка качества транспортного обслуживания_

Интервальные значения КО Качество транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в междугородном сообщении

КО < 30% Неудовлетворительное

30% < КО <50% Минимальное

50% < КО <80% Среднее

КО > 80% Высокое

Заключение

Таким образом, повышение качества междугородних перевозок позволит сделать автобусные перевозки конкурентоспособными по сравнению с остальными видами транспорта, сделает их более привлекательными с точки зрения использования, повысит мобильность населения.

Повышение качества междугородних перевозок может быть использовано не только на автобусном транспорте. Для анализа качества на других видах транспорта необходимо внесение корректировок согласно особенностям транспорта и инфраструктуры.

Использованные источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 11.06.2014) <О Транспортной стратегии Российской Федерации>

2. Спирин И.В. Организация и управление автомобильными пассажирскими перевозками. 5 изд. М.: Академия, 2010. 400 с.

3. Гудков В.А., Миротин Л.Б., Вельможин А.В. Пассажирские автомобильные перевозки . М.: Горячая линия - Телеком , 2006. 448 с.

4. Тетцоева Е. М. Повышение качества международных автобусных перевозок: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2011. 258 с.

5. Фрисс Ю.В. Повышение эффективности междугородных автобусных перевозок в условиях рынка транспортных услуг: дис. канд. техн. наук: 05.22.10. Краснодар, 2002. 191с

6. Фролов К. В. Формирование показателей и нормативов качества городских автобусных перевозок: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2005. 156 с.

References:

1. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 22.11.2008 N 1734-r (red. ot 11.06.2014) <O Transportnoj strategii Rossijskoj Federacii>

2. Spirin I.V. Organizacija i upravlenie avtomobil'nymi passazhirskimi perevozkami. 5 izd. M.: Akademija, 2010. 400.

3. Gudkov V.A., Mirotin L.B., Vel'mozhin A.V. Passazhirskie avtomobil'nye perevozki . M.: Gorjachaja linija - Telekom , 2006. 448

4. Tetcoeva E. M. Povyshenie kachestva mezhdunarodnyh avtobusnyh perevozok: dis. kand. jekon. nauk: 08.00.05. M., 2011. 258

5. Friss Ju.V. Povyshenie jeffektivnosti mezhdugorodnyh avtobusnyh perevozok v uslovijah rynka transportnyh uslug: dis. kand. tehn. nauk: 05.22.10. Krasnodar, 2002. 191.

6. Frolov K. V. Formirovanie pokazatelej i normativov kachestva gorodskih avtobusnyh perevozok: dis. kand. jekon. nauk: 08.00.05. M., 2005. 156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.