Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ПО РЕГУЛЯРНЫМ МЕЖДУГОРОДНЫМ МАРШРУТАМ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ПО РЕГУЛЯРНЫМ МЕЖДУГОРОДНЫМ МАРШРУТАМ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
157
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспорт / пассажир / автобус / маршрут / город / население / перевозка / клиент / скорость / остановка / transportation / passenger / bus / route / city / lounging / departure / client / visitor / stop

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Конгар-Оол В. В.

В данной статье были рассмотрены актуальные вопросы, стоящие перед муниципальным унитарным предприятием «Кызылгортранс», являющимся перевозчиком в регулярном междугородном сообщении в Республике Тыва. Проанализировано текущее состояние перевозок пассажиров по регулярным междугородным маршрутам и транспортной обеспеченности населенных пунктов. Уровень транспортного обслуживания отображают показатели транспортной обеспеченности населенных пунктов. Основные показатели: показатели густоты маршрутной сети, обеспеченности населения путями сообщения и обобщающий показатель. Анализ маршрутной сети междугородных перевозок Республики Тыва показал, что большинство населенных пунктов не обслуживаются для удовлетворения пассажирских корреспонденций. В таких населенных пунктах, как Тоора-Хем и Мугур-Аксы наблюдается недостаточное транспортное обслуживание, так как эти крупные населенные пункты, входят в перечень труднодоступных населенных пунктов, автомобильные дороги в данных населенных пунктах создают проблемы для выполнения транспортных работ. На основании вышеизложенных совершенствование перевозок пассажиров по регулярным междугородным маршрутам актуально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PASSENGERS TRANSPORTATION ON REGULAR INTERCITY ROUTES OF THE REPUBLIC OF TUVA

The paper discusses the topical issues facing the Municipal Unitary Enterprise of Kyzylgortrans, which is a carrier in regular intercity traffic in the Republic of Tuva. It also presents an analysis of the current state of passenger transportation on regular intercity routes and transport provision of settlements. The level of transport services is reflected in the indicators of transport provision of settlements. Main indicators are of the density of the route network, the provision of the population with communication routes and a generalizing indicator. Analysis of the route network of intercity transportation in the Republic of Tuva shows that most of the settlements are not served to satisfy passenger correspondence. In such settlements as Toora-Khem and MugurAksy, there is insufficient transport service, since these large settlements are included in the list of hard-to-reach settlements, roads in these settlements create problems for carrying out transport work. Based on these factors, the improvement of passenger transportation on regular intercity routes is urgent.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ПО РЕГУЛЯРНЫМ МЕЖДУГОРОДНЫМ МАРШРУТАМ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

УДК 656.02

doi 10.24411/2221-0458-2020-10047

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ПО РЕГУЛЯРНЫМ МЕЖДУГОРОДНЫМ МАРШРУТАМ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Конгар-оол В.В.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия

IMPROVEMENT OF PASSENGERS TRANSPORTATION ON REGULAR INTERCITY ROUTES OF THE REPUBLIC OF TUVA

V.V. Kongar-ool Tuvan State University, Kyzyl, Russia

В данной статье были рассмотрены актуальные вопросы, стоящие перед муниципальным унитарным предприятием «Кызылгортранс», являющимся перевозчиком в регулярном междугородном сообщении в Республике Тыва. Проанализировано текущее состояние перевозок пассажиров по регулярным междугородным маршрутам и транспортной обеспеченности населенных пунктов. Уровень транспортного обслуживания отображают показатели транспортной обеспеченности населенных пунктов. Основные показатели: показатели густоты маршрутной сети, обеспеченности населения путями сообщения и обобщающий показатель. Анализ маршрутной сети междугородных перевозок Республики Тыва показал, что большинство населенных пунктов не обслуживаются для удовлетворения пассажирских корреспонденций. В таких населенных пунктах, как Тоора-Хем и Мугур-Аксы наблюдается недостаточное транспортное обслуживание, так как эти крупные населенные пункты, входят в перечень труднодоступных населенных пунктов, автомобильные дороги в данных населенных пунктах создают проблемы для выполнения транспортных работ. На основании вышеизложенных совершенствование перевозок пассажиров по регулярным междугородным маршрутам актуально.

Ключевые слова: транспорт; пассажир; автобус; маршрут; город; население; перевозка; клиент; скорость; остановка

The paper discusses the topical issues facing the Municipal Unitary Enterprise of Kyzylgortrans, which is a carrier in regular intercity traffic in the Republic of Tuva. It also presents an analysis of the current state of passenger transportation on regular intercity routes and transport provision of settlements. The level of transport services is reflected in the indicators of transport

provision of settlements. Main indicators are of the density of the route network, the provision of the population with communication routes and a generalizing indicator. Analysis of the route network of intercity transportation in the Republic of Tuva shows that most of the settlements are not served to satisfy passenger correspondence. In such settlements as Toora-Khem and Mugur-Aksy, there is insufficient transport service, since these large settlements are included in the list of hard-to-reach settlements, roads in these settlements create problems for carrying out transport work. Based on these factors, the improvement of passenger transportation on regular intercity routes is urgent.

Keywords: transportation; passenger; bus; route; city; lounging; departure; client; visitor; stop

На сегодняшний день транспорт -одна из ключевых отраслей народного хозяйства, поэтому дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его четкости и надежности во многом зависит трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроения людей, их работоспособность.

Основным видом транспорта в Республике Тыва является автомобильный транспорт. Междугородные перевозки пассажиров обеспечивают регулярную связь сельского населения со столицей -городом Кызыл. Для их осуществления организованы автобусные маршруты регулярных сообщений.

Междугородные пассажирские

перевозки имеют свои особенности и проблемы. Они отличаются от городских перевозок меньшим количеством пассажиров, существенным увеличением их числа в весенне-летний период,

большими расстояниями поездок, менее частыми остановками для посадки-высадки пассажиров, увеличенными интервалами движения.

В целях сокращения убыточных маршрутов на автомобильном транспорте проводится оптимизация маршрутной сети. Вся междугородная маршрутная сеть Республики Тыва обслуживается МУП «Кызылгортранс» и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров. Для оптимизации междугородных перевозок выполняются исследования и анализ существующего уровня организации пассажирских перевозок с оценкой положительных сторон и выявления недостатков.

Основным критерием эффективности маршрутной сети является удовлетворение и совпадение интересов предприятия и клиентов. Таким образом, при организации междугородной маршрутной сети проводятся мероприятия, направленные на повышение качества транспортного

обслуживания населения, а именно удовлетворения пассажирских корреспон-денций, своевременности поездок, регулярного транспортного обслуживания населенных пунктов. Помимо удовлетворенности пассажирских корреспонденций, технико-эксплуатационные и экономические показатели маршрутной сети являются важными показателями [3].

Республика Тыва - субъект Российской Федерации, который граничит с Монголией (на юге), а также с 5 субъектами Российской Федерации: Республикой Алтай, Республикой Хакасия, Красноярским краем, Иркутской областью и Республикой Бурятия.

Общая площадь республики - 168 604 км2.

В сельском хозяйстве Республики Тыва в значительно большей степени развита отрасль животноводства, чем растениеводства. Животноводство Тувы в первую очередь представлено овцеводством и скотоводством. Свиноводство и птицеводство в республике менее развито.

Посевные площади в регионе заняли 27,2 тыс.га [1].

В Республике Тыва 17 муниципальных районов, 2 городских округа (столица республики Кызыл и город Ак-Довурак), Городские округа

подразделяются на 4 городских поселений и 120 сельских поселений.

Рис. 1. Административная карта Республики Тыва 1 - Бай-Тайгинский район; 2 - Барун-Хемчикский район; 3 - Дзун-Хемчикский район; 4 - Каа-Хемский район; 5 - Кызылский район; 6 - Монгун-Тайгинский район; 7 - Овюрский район; 8 - Пий-Хемский район; 9 -Сут-Хольский район; 10 -Тандынский район; 11 - Тере-Хольский район; 12 - Тес-Хемский район; 13 -Тоджинский район; 14 - Улуг-Хемский район; 15 - Чаа-Хольский район; 16 - Чеди-Хольский район; 17 -

Эрзинский район

Как видно из рисунка 1.2 около нуждается в транспортных связях с половины населения Республики Тыва центром республики - г. Кызыл. распределено по сельской местности и

Сельское население 46%

Городское население 54%

Рис. 1.2. Процентное соотношение сельского и городского населения Республики Тыва

Согласно Уставу автомобильного транспорта, к междугородным автомобильным перевозкам относятся такие, которые осуществляются за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км. Большая неравномерность по сезонам года -квартальной и месячной, а также высокая их неравномерность по дням недели (месяца) являются характеристиками междугородных перевозок пассажиров. Данная неравномерность возникает в основном из-за увеличения

пассажиропотоков в субботние, воскресные и особенно в праздничные и предпраздничные дни. Автобусные, а в некоторых случаях и таксомоторные маршруты осуществляют междугородную перевозку пассажиров по регулярным сообщениям. Для этих целей население

может использовать личные автомобили, а иногда автомобили-такси с городских стоянок или по предварительным заказам

[3].

На территории Республики Тыва обеспечивается связь сельского населения со столицей республики посредством только автомобильного транспорта регулярными междугородными автобусными маршрутами. Такие перевозчики: МУП «Кызылгортранс», ИП Монгуш В.К., ИП Вьюшин М.М., ИП Суглай-оол Б.И.

По состоянию на февраль 2020 года число регулярных междугородних автобусных маршрутов составляет 8 единиц.

Средняя протяженность автобусных маршрутов междугородного сообщения составляет 199,12 км. Средняя эксплуатационная скорость - 47,82 км/ч.

Общая протяженность дорог в междугородном сообщении составляет около 1593 км. Дороги V и IV категорий, преимущественно гравийного покрытия.

Обследование пассажиропотоков и расчет транспортных корреспонденций показали, что междугородная маршрутная

Междугородные автобу

сеть Республики Тыва характеризуется низким пассажиропотоком между г. Кызыл и сельскими населенными пунктами республики и нуждается в оптимизации в вопросах транспортной обеспеченности ряда населенных пунктов.

Таблица 1.1

маршруты Республики Тыва

Наименование маршрута Путь маршрута Протяженность маршрута, км

Кызыл-Эрзин Кызыл-оз.Чедер-Победа-Балгазын-Кызыл-Арыг-Куран-Шуурмак-Самагалтай-Бай-Даг-Эрзин 232

Кызыл-Ак-Довурак Кызыл-Усть-Элегест-Баян-Кол-Ийи-Тал-Хайыракан-Шагонар-Арыг-Узю-Ак-Дуруг-Чадаана-Чыраа-Бажы-Шекпээр-Кызыл-Мажалык-Ак-Довурак 304

Кызыл-Чадан Кызыл-Усть-Элегест-Баян-Кол-Ийи-Тал-Хайыракан-Шагонар-Арыг-Узю-Ак-Дуруг-Чадаана 220

Кызыл-Сарыг-Сеп Кызыл-Суг-Бажы-Бурен-Хем-Кундустуг-Бояровка-Сарыг- Сеп 89

Кызыл-Суг-Аксы Кызыл-Суг-Аксы 256

Кызыл-Тээли Кызыл-Тээли 342

Кызыл-Туран Кызыл-Суш-Уюк-Туран 74

Кызыл-Бай-Хаак Кызыл-Бай-Хаак 76

Итого по маршрутам 1593

Анализ маршрутной сети позволил выявить маршруты с высокой степенью дублирования «Кызыл-Чадан», «Кызыл-Суг-Аксы» и «Кызыл-Ак-Довурак», «Кызыл-Тээли», оптимизация которых позволит решить проблему транспортной обеспеченности пунктов, в частности, Хову-Аксы и Хандагайты. Мероприятия по совершенствованию маршрутной сети представляют собой объединение идентичных маршрутов, а также

Библиографический список

1. Ларин, О. Н. Организация пассажирских

перевозок : учебное пособие. - Челябинск : ЮУрГу, 2005.-104 с. - Текст : непосредственный.

организацию и создание новых маршрутов в населенные пункты Хову-Аксы (в котором предложение превышает потребность в транспортных передвижениях) и Хандагайты, (с недостаточной транспортной обеспеченностью).

Наиболее эффективным являются автобусы, относящиеся к классу малой вместимости, соответствующие существующему пассажиропотоку [8].

2. Горев, А. Э. Транспортная инфраструктура : учебное пособие / А. Э. Горев, Э. Д. Бондарева, А. И. Солодкий. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2017 - 290 с. - Текст : непосредственный.

3. Численность населения Республики Тыва на 1 января 2019 года : Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. - URL: http://krasstatgks.m(дата обращения: 01.12.2020). - Текст : электронный.

4. Гудков, В. А. Пассажирские автомобильные перевозки : учебник / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Вельможин, С. А. Ширяев ; под редакцией В. А. Гудкова. - Москва : Горячая линия - Телеком, 2004. - 448 с. - Текст : непосредственный.

5. Организация МУП "Кызылгортранс" : каталог организаций «Лист-Орг». - URL: htts://list-org.com (дата обращения: 01.12.2020). - Текст : электронный.

6. О республике : официальный портал Республики Тыва. - URL: http://gov.tuva.ru (дата обращения: 01.12.2020). - Текст : электронный.

7. Об утверждении перечня труднодоступных населенных пунктов на территории Республики Тыва : Постановление Правительства Республики Тыва №120 от 12 марта 2008 года // Справочная правовая система «КонсультантПлюс в Республике Тыва». - URL: https://consruva.ru (дата обращения: 01.12.2020). -Текст : электронный.

8. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта : федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2020). - Текст : электронный.

References

1. Larin O. N. Organizacija passazhirskih perevozok : uchebnoe posobie [Organizing passengers transportation]. Chelyabinsk, Ural State Law University, 2005, 104 p. (In Russian)

2. Gorev A. Ye., Bondareva Ye. D., Solodky A. I. Transportnaja infrastruktura : uchebnoe posobie [Transportation infrastructure: tutorial]. Saint-

Petersburg, Saint-Petersburg State University of Architecture and Construction, 2017, 290 p. (In Russian)

3. Chislennost' naselenija Respubliki Tyva na 1 janvarja 2019 goda : Upravlenie Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Krasnojarskomu kraju, Respublike Hakasija i Respublike Tyva [Population of the Republic of Tuva as of January 1, 2019: Department of the Federal State Statistics Service in Krasnoyarsk Region, Republic of Khakassia and Republic of Tuva]. Available at: http://krasstat.gks.ru (access date: 01.12.2020).

4. Gudkov V. A., Mirotin L. B., Vel'mozhin A. V., Shiryaev S. A. Passazhirskie avtomobil'nye perevozki : uchebnik [Passengers transportation]. Moscow, Goryachaya liniya - Telekom Publ., 2004, 448 p. (In Russian)

5. Organizacija MUP "Kyzylgortrans": katalog organizacij «List-Org» [Municipal Unitary Enterprise of Kyzylgortrans]. Available at: htts://list-org.com (access date: 01.12.2020). (In Russian)

6. O respublike : oficial'nyj portal Respubliki Tyva [About the Republic: official portal of the Republic of Tuva]. Available at: http://gov.tuva.ru (access date: 01.12.2020). (In Russian)

7. Ob utverzhdenii perechnja trudnodostupnyh naselennyh punktov na territorii Respubliki Tyva : Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Tyva №120 ot 12 marta 2008 goda [On approval of the list of hard-to-reach settlements on the territory of the Republic of Tuva: Resolution of the Government of the Republic of Tuva No. 120 by 12, March, 2008]. SPS Consultant-Plus. Available at: https://consruva.ru (access date: 01.12.2020). (In Russian)

8. Ustav avtomobil'nogo transporta i gorodskogo nazemnogo jelektricheskogo transporta : federal'nyj zakon ot 08.11.2007 № 259-FZ [Charter of road transport and urban land electric transport: federal law by 8, November, 2007]. SPS Consultant Plus. Available at: http://www.consultant.ru (access date: 01.12.2020). (In Russian)

Конгар-оол Валерия Вячеславовна - старший преподаватель, Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия, e-mail: ondar4645@mail.ru,

Valeria V. Kongar-ool - Senior Lecturer, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: ondar4645@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.11.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.