Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК'

КАЧЕСТВО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ / СПРОС / ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА / TRANSPORT / PASSENGER TRANSPORTATION / PERFORMANCE INDICATORS / QUALITY OF SERVICE / DEMAND / ECONOMY / MANAGEMENT / EVALUATION SYSTEM (ASSESSMENT SYSTEM) / INTEGRATED QUALITY INDICATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косолапова А.А., Лешковцева В.А.

В статье рассматривается тенденция развития междугородных автобусных перевозок с 2005г. по 2018г. с целью оценки уровня состояния междугородных автобусных перевозок в настоящее время и предлагается методика оценки качества транспортного обслуживания населения при организации междугородных автобусных перевозок для повышения качества транспортного обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF PUBLIC TRANSPORT SERVICES IN THE ORGANIZATION OF THE INTERCITY BUS TRANSPORTATION

The article deals with the development trend of intercity bus transportation since 2005. by 2018 in order to assess the level of long-distance bus transport at the present time and the proposed method of assessing the quality of transport services in the organization of intercity bus transport to improve the quality of transport services.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК»

УДК 656.025.6

Косолапова А.А.

студент 4 курса Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)

Россия, г. Москва Лешковцева В.А.

студент 4 курса Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)

Россия, г. Москва

КАЧЕСТВО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ

ПЕРЕВОЗОК

Аннотация: в статье рассматривается тенденция развития междугородных автобусных перевозок с 2005г. по 2018г. с целью оценки уровня состояния междугородных автобусных перевозок в настоящее время и предлагается методика оценки качества транспортного обслуживания населения при организации междугородных автобусных перевозок для повышения качества транспортного обслуживания.

Ключевые слова: транспорт, пассажирские перевозки, показатели функционирования, качество обслуживания, спрос, экономика, управление, система оценки, комплексный показатель качества.

Kosolapova A.A. 4th year student

Moscow automobile and road state technical University (MADI)

Russia, Moscow Leshkovtseva V.A. 4th year student

Moscow automobile and road state technical University (MADI)

Russia, Moscow

THE QUALITY OF PUBLIC TRANSPORT SERVICES IN THE ORGANIZATION OF THE INTERCITY BUS TRANSPORTATION

Abstract: the article deals with the development trend of intercity bus transportation since 2005. by 2018 in order to assess the level of long-distance bus transport at the present time and the proposed method of assessing the quality of transport services in the organization of intercity bus transport to improve the quality of transport services.

Keywords: transport, passenger transportation, performance indicators, quality of service, demand, economy, management, evaluation system (assessment system), integrated quality indicator.

Введение

Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 11.06.2014) была утверждена «Транспортная стратегии Российской

Федерации на период до 2030 года». [1] Она подразумевает формирование единого транспортного пространства, территориальной целостности страны и повышение мобильности населения. Развитие междугородных автобусных перевозок - это один из возможных вариантов решения данных задач.

Проанализировав тенденцию развития междугородных автобусных перевозок можно определить пользуется ли данный вид автобусного сообщения спросом у потребителей и какие меры необходимо предпринять, чтобы данный вид автобусного сообщения стал более популярным и привлекательным.

Тенденции развития междугородных автобусных перевозок с 2005г. по 2018г.

На рисунке 1 отображено общее количество перевезенных пассажиров автобусным транспортом с 2005 г. по 2018 г., а также количество пассажиров, перевезенных в междугородном сообщении за указанный период.

Анализируя данную диаграмму можно сделать вывод, что общее количество пассажиров, перевезенных автобусным транспортом, за все время исследования уменьшалось. Исключение составляет 2007 год, когда общее количество перевезенных пассажиров увеличилось по отношению к предыдущему году на 0,4%. В 2018 году общее количество перевезенных пассажиров автобусным транспортом уменьшилось на 30% по сравнения с 2005 годом.

Количество пассажиров, перевезенных в междугородном сообщении, вело себя не так стабильно, как общее количество перевезенных пассажиров автобусным транспортом. С 2005 г. по 2009 г. мы видим тенденцию к снижению общего количества перевезенных пассажиров автобусным транспортом в междугородном сообщении. 2010 год стал максимальным по количеству перевезенных пассажиров (184 408,5 тыс. чел.). Далее мы также видим тенденцию к снижению общего количества перевезенных пассажиров в междугородном сообщении до 2015 года. В 2016 количество пассажиров, перевезенных в междугородном сообщении, увеличилось, но незначительно. С 2017 года мы также видим тенденцию к снижению общего количества перевезенных пассажиров в междугородном сообщении.

о

X X

<11

ш оВ

О)

о. си

т

о

а: <и си

ю

о

Количество перевезенных пассажиров

, 14795 14718

11554 11296 11184

11176

4000

129.7

т

X

300 ы X <и т

280 X <и т X ^

260 <и т

<и 5

240 р си ^ X

с си

220 со

о ю

200 р о о

180 =* та и

и о

160 и (И с X д о

140 о т р о

1-

120 и Ф >

Т д

100 ^ с; <и

о 2

!

Годы

-Общее количество перевезенных пассажиров автобусным транспортом

-Количество пассажиров, перевезенных автобусным транспортом в междугородном сообщении

Рисунок 1- Количество пассажиров, перевезенных автобусным

транспортом

На рисунке 2 отображен общий пассажирооборот автобусного транспорта и пассажирооборот автобусного транспорта в междугородном сообщении с 2005 г. по 2018 г.

Общий пассажирооборот автобусного транспорта достиг своего максимального значения в 2008 году и составил 152,1 млн. пасс. - км. Начиная с 2009 года общий пассажирооборот автобусного транспорта из года в год уменьшался. В 2018 году общий пассажирооборот автобусного транспорта уменьшился на 20% по сравнению с максимальным значением в 2008 году.

а.

о

о

X

и >

ю о

о

.

о ю о о

.

и и

3

ю

о

160 140 120 100 80 60 40 20 0

Пассажирооборот автобусного транспорта

149.9 152-1

24 22 20 18 16 14 12 10

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Годы

Ш Общий пассажирооборт автобусного транспорта • Пассажирооборот междугородного автобусного транспорта

.........Poly. (Общий пассажирооборт автобусного транспорта )

.........Poly. (Пассажирооборот междугородного автобусного транспорта )

о

X

и >

ю

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Im

П5 g

I *

т и

cl (В

О с Ор

О х

^ 5

z i И

о П! Ю Q, О I-

о

Ор

Рисунок 2 - Пассажирооборот автобусного транспорта

График пассажирооборота автобусного транспорта в междугородном сообщении схож с графиком количества пассажиров, перевезенных в междугородном сообщении. С 2005 года по 2009 год идет снижение пассажирооборота, в 2010 году междугородний пассажирооборот автобусного транспорта принимает максимальное значение 20,5 млн. пасс. -км. С 2011 года до 2015 идет снижение пассажирооборота, в 2016 году замечен рост междугородного пассажирооборота, но он незначительный. К 2018 году пассажирооборот междугородного автобусного сообщения также снижается.

Число междугородных автобусных маршрутов и количество выполненных междугородных автобусных рейсов с 2005 г. по 2018 г. отображено на Рисунке 3.

Число маршрутов, количество выполненных рейсов

X Л X X

X

^

о с л ш

о

9 8 7

6543 6 5 4 3 2 1

2000 0 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Годы

—•—Число маршрутов междугородного автобусного сообщения —•—Число выполненных междугородных рейсов

Рисунок 3 - Число маршрутов, количество выполненных рейсов

Так же, как количество перевезенных пассажиров в междугороднем сообщении и пассажирооборот междугородного сообщения, число выполненных междугородных рейсов и число маршрутов резко возросло в 2010 году.

Все графики построены с использованием данных статистических сборников «Транспорт в России 2018» [4] и «Транспорт и связь в России 2016» [5]Федеральная служба государственной статистики.

Рост всех показателей в 2010 году на междугородном автобусном сообщении связан с финансово - экономическим кризисом в России 2008 -2010 годов. Люди стали выбирать экономически более выгодные виды транспорта, пересели с личных автомобилей на общественный транспорт.

После 2010 года, когда ситуация в стране стабилизировалась, показатели на междугородном автобусном сообщении стали снижаться, люди стали выбирать другие виды транспорта, более комфортные для поездок. В связи с этим необходимо разработать систему показателей оценки качества междугороднего автобусного сообщения, которая оценивает каждый междугородный маршрут в отдельности и дает комплексный показатель качества маршрута.

Методика оценки качества транспортного обслуживания населения при организации перевозок.

Для повышения качества международных автобусных перевозок необходимо разработать систему показателей оценки качества

транспортного обслуживания населения, которая должна предусматривать выполнение следующих этапов:

- разработка анкеты для опроса экспертов;

- разработка анкеты для опроса пассажиров;

- обоснование репрезентативной выборки респондентов опроса;

- организация проведения анкетирования экспертов и пассажиров;

- статистический анализ анкетного опроса.

В результате проведения всех перечисленных этапов были выявлены значимые показатели качества транспортного обслуживания (Рисунок 1), которые необходимо использовать для оценки в междугородном автобусном сообщении.

В таблице 1 приведены формулы и значения, по которым можно вычислить каждый из предложенных показателей качества.

Уровень качества транспортного обслуживания населения при организации междугородных автобусных перевозок определяется по формуле:

КО =

Б

Б.

х 100%

где

Рисунок 4 - показатели качества транспортного обслуживания населения при организации междугородных автобусных перевозок.

Таблица 1

Оценка показателей транспортного обслуживания_

№ п/п Показатель транспортного обслуживания Оценка показателя

1 Размещение автовокзалов и автостанций удобное с точки зрения связи с другими видами транспорта , фав и ас связ. кразм. „ фав и ас ГОСТ 33062-2014

2 Доступность автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения: , фав и ас мгн. кав,ас.мгн „ фав и ас СНиП 35-01-2001

3 Доступность транспортных средств для маломобильных групп населения: , фтс.мгн. ктс.мгн „ фтс ГОСТ Р 51090-2017

4 Оснащенность автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов , фоснащ.ав,ас. коснащ.ав,ас „ фав,ас

5 Возможность предварительного приобретения билетов, электронных билетов: кпок.билета _ 0 или 1

6 Коэффициент соблюдения расписания маршрутов регулярных перевозок , фрейс расп красп „ „ фрейс

7 Температура в салоне транспортных средств Дрейс.темп. = (Дконд.* Дней>20 + Дотопл.* Дней<5 + Дней<20 и>5)* 100

8 Оснащенность транспортных средств средствами информирования пассажиров , фоснащ.тс. коснащ.тс „ фтс

9 Уровень шума в салоне транспортных средств Дтсшум = 100 (О/о) ГОСТ 335 55-2015

10 Уровень вибрации в салоне ТС Дтсвибр = 100 (О/) ГОСТ Р 55 855-2013

11 Уровень концентрации пыли и отработавших газов в салоне ТС Дтс о.г. = 100 (%) фтс ГОСТ 33554-2015

12 Соблюдение норм вместимости , фрейс вм. квм. „ „ фрейс.

13 Экологичность Дэко - ^ ЭК0* 100 (%)

14 Превышение установленного заводом -производителем срока службы ТС ЧТСфакт срок>уст срок.,. Дсрок чтс 100 (ОТ)

15 Антитеррористическая безопасность

- проведена ли оценка уязвимости автовокзалов, автостанций коценка ав,ас 0 или 1

- проведена ли оценка уязвимости транспортных средств, используемых для междугородных автобусных перевозок. коценка тс _ 0 или 1

Бн - количество набранных баллов, посчитанное суммированием баллов, присвоенных показателям,

Бм - максимальное возможное количество баллов, равное: 135 По итогам расчетов формируется вывод о качестве транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в междугородном сообщении. (Таблица 2)

Таблица 2

Оценка качества транспортного обслуживания_

Интервальные значения КО Качество транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в междугородном сообщении

КО < 30% Неудовлетворительное

30% < КО <50% Минимальное

50% < КО <80% Среднее

КО > 80% Высокое

Заключение

Таким образом, повышение качества междугородних перевозок позволит сделать автобусные перевозки конкурентоспособными по сравнению с остальными видами транспорта, сделает их более привлекательными с точки зрения использования, повысит мобильность населения.

Повышение качества междугородних перевозок может быть использовано не только на автобусном транспорте. Для анализа качества на других видах транспорта необходимо внесение корректировок согласно особенностям транспорта и инфраструктуры.

Использованные источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 11.06.2014) <О Транспортной стратегии Российской Федерации>

2. Спирин И.В. Организация и управление автомобильными пассажирскими перевозками. 5 изд. М.: Академия, 2010. 400 с.

3. Гудков В.А., Миротин Л.Б., Вельможин А.В. Пассажирские автомобильные перевозки . М.: Горячая линия - Телеком , 2006. 448 с.

4. Статистический сборник «Транспорт в России 2018». Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/transp18.pdf (дата обращения: 21.01.2019).

5. Статистический сборник «Транспорт и связь в России 2016». Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/transp-sv16.pdf (дата обращения: 21.01.2019).

6. Фролов К. В. Формирование показателей и нормативов качества городских автобусных перевозок: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2005. 156 с.

References

1. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 22.11.2008 N 1734-r (red. ot 11.06.2014) <O Transportnoj strategii Rossijskoj Federacii>

2. Spirin I.V. Organizacija i upravlenie avtomobil'nymi passazhirskimi perevozkami. 5 izd. M.: Akademija, 2010. 400.

3. Gudkov V.A., Mirotin L.B., Vel'mozhin A.V. Passazhirskie avtomobil'nye perevozki . M.: Gorjachaja linija - Telekom , 2006. 448

4. Statistical collection "Transport in Russia 2018". Federal state statistics service URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/transp18.pdf (date of application: 21.05.2019).

5. Statistical collection "Transport and communication in Russia 2016". Federal state statistics service URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/transp-sv16.pdf (date of application: 21.05.2009).

6. Frolov K. V. Formirovanie pokazatelej i normativov kachestva gorodskih avtobusnyh perevozok: dis. kand. jekon. nauk: 08.00.05. M., 2005. 156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.