Научная статья на тему 'Разработка методики и инструментальных средств оценки инвестиционной привлекательности телекоммуникационной компании'

Разработка методики и инструментальных средств оценки инвестиционной привлекательности телекоммуникационной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салютина Т. Ю., Рабовская Л. С.

Основной задачей оценки инвестиционной привлекательности телекоммуникационной компании является выявление доходности и риска инвестирования. На практике инструментом принятия инвестиционного решения служит составление рейтинга отобранной группы компаний на основе сравнения каждого рассчитанного показателя компании с такими же показателями условной лучшей компании, показатели которой принимаются за эталон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка методики и инструментальных средств оценки инвестиционной привлекательности телекоммуникационной компании»

11 декабря 2011 г, 0:25

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Разработка методики и инструментальных средств оценки инвестиционной привлекательности телекоммуникационной компании

Основной задачей оценки инвестиционной привлекательности телекоммуникационной компании является выявление доходности и риска инвестирования На практике инструментом приштия инвестиционного решения служит составление рейтинга отобранной группы компаний на основе сравнения каждого рассчитанного показателя компании с такими же показателями условной лучшей компании, показатели которой принимаются за эталон.

Салютина Т.Ю.,

кз.н., профессор, МТУ СИ

Ра 6о века я Л.С,

оспираит МТУ СИ

Под инвестиционной привлекательностью мы понимоем интегральную характеристику объекта инвестирования с позиций перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков.

Оценка инвестиционной привлекательности телекоммуникационной компании — процесс, основанный во многом на субъективных оценках и опыте аналитиков и экспертов. Основной задачей такой оценки является выявление доходности и риска инвестирования. Большинство инвесторов стремятся к оптимизации соотношения риск/доходность. В процессе оценки рассматриваются следующие факторы, характеризующие компанию и оказывающие влияние на доходность и риск, связанные с инвестированием капитала:

— привлекательность продукции (услуг);

— информационная привлекательность;

— кадровая привлекательность, или качество корпоративного управления;

— инновационная привлекательность;

— финансовая привлекательность.

Привлекательность услуг связи компании, предоставляемых ею, для любого инвестора определяется их конкурентоспособностью на рынке. В этом плане для телекоммуникационных компаний важным показателем является доля предоставляемых ею услуг на региональном рынке.

Информационная привлекательность компании определяется ее внеииим имиджем, на который существенно влияют деловые и социальные коммуникации. Ценность информационной компоненты инвестиционной привлекательности постоянно возрастает.

Кадровая привлекательность компании, равно как и качество корпоративного управления, характеризуется:

— деловыми качествами руководителей и команды топ-менеджеров;

— качеством (уровнем образования и опытом практической работы) кадрового ядра;

— соблюдением норм и правил корпоративных отношений.

Обобщающим критерием инвестиционной привлекательности

кадрового ядра компании является удельный вес и динамика роста количества высококвалифицированных специалистов, структурой совета директоров компании — долей независимых членов совета.

Инновационная привлекательность телекоммуникационной компании — важная составляющая инвестиционной привлекательности, так как многие инвесторы связывают перспективы капитало-

вложений именно с нововведениями. Она определяется на основе оценки эффективности инвестиций в инновации. Для оценки инновационной привлекательности необходим отбор системы показателей, прямо или косвенно характеризующих инновационную деятельность компании.

Финансовая привлекательность компании — центральное звено инвестиционной привлекательности. Для любого инвестора она заключается в получении стабильного экономического эффекта от финансово-хозяйственной деятельности. Критерии финансовой привлекательности — показатели, характеризующие финансовое положение компании (рентабельность, ликвидность, финансовая устойчивость и платежеспособность) и уровень ее деловой активности.

Оценка инвестиционной привлекательности компании, начиная от выбора состава исходных данных и заканчивая способом их учета при получении рейтинговой оценки, базируется на применении методов экспертных оценок.

Получение экспертных оценок является весьма ответственным делом: от организации этой работы во многом зависит результат оценки инвестиционной привлекательности.

Для оценки инвестиционной привлекательности необходимо выполнить следующее:

— отбор системы показателей, прямо или косвенно характеризующих деятельность компании — объекта возможного инвестирования;

— выбор метода расчета рейтинговой оценки компаний;

— дифференцированное ранжирование компаний на основе группировки выбранных показателей и определение мест по их рейтинговым оценкам;

— выбор общего критерия для проведения анализа результатов рейтинга и принятие решения об инвестировании — выбор объекта инвестирования.

В соответствии с предварительным решением инвестора определяется сфера приложения капитала — группа компаний, действующих в избранной сфере телекоммуникационных технологий. Важно, чтобы компании, образующие такую группу, были однотипны по структуре акционерного капитала, содержанию и объему предоставляемых услуг, условиям функционирования и другим параметрам, характеризующим их похожесть.

На следующем шаге принятия решения должны быть определены те направления деятельности компаний, которым инвестор придает наибольшее значение, — экономическая эффективность, положение на фондовом рынке, инновационная деятельность и/или качество корпоративного управления. Затем, в соответствии с выбранным направлением деятельности компаний, организуется поиск и сбор исходной информации.

Оценка инвестиционных рисков не может быть выполнена без тщательного анализа данных, характеризующих деятельность компаний в интересующих инвестора областях.

20

Т-Сотт, #12-2010

Наиболее полным набором официальной исходной информации по всем предприятиям России на сегодняшний день обладает регулярно обновляемая база данных Системы комплексного раскрытия информации и новостей СКРИН, размещенная в сети Интернет (www.skrin.ru). Поскольку эта база располагает сведениями обо всех предприятиях страны, и содержаи^эяся в ней информация систематизирована и организована по единым правилам то для инвестора отпадает необходимость в предварительной сложной и трудоемкой обработке данных для того, чтобы привести их к виду, пригодному для сравнения (единьй порядок чисел для показателей одного вида, характеризующих деятельность различных компаний, единая размерность однотипных показателей и тд).

Еще одним важным преимуществом БД СКРИН является то, что в ней предусмотрено представление данных в формате файлов MS Excel (jds) — это позволяет использовать данные для компьютерной обработки без их существенной переработки.

Разумеется, не все показатели, принятые в качестве исходных данных для исследования инвестиционной привлекательности, равнозначно влияют на ее оценку. Поэтому обязательным является проведение экспертной оценки значимости (вклада) каждого показателя при расчете интегрального параметра или значимости параметров для итоговой оценки инвестиционной привлекательности с применением одного из указанных выше экспертных методов.

Результаты экспертной оценки вкладов составляющих элементов на итоговые расчеты назовем коэффициентами значимости. Они характеризуют "веса" каждого показателя при расчете составляющих параметров оценки и "веса" параметров при расчете итоговой оценки инвестиционной привлекательности. Коэффициенты значимости показателей устанавливаются как доли от единицы (в процентах или в абсолютных величинах), прин*мая за единицу сумму всех коэффициентов, учитываемых при оценке интегрального параметра. При этом если нужно исключить из расчета какой-либо показатель, достаточно придать его коэффициенту значимости значение ноль.

Расчет параметра "экономическая эффективность", по сравнению с остальньмц является д вухступенчатым после расчета интегральных оценок рентабельности, ликвидности деловой активности, финансовой устойчивости и платежеспособности им для расчета значения параметра также присваиваются коэффициенты значимости.

В том же порядке присваиваются коэффициенты значимости параметрам эффективность, положение на фондовом рынке, инновационная деятельность и качество корпоративного управления, необходимые для расчета оценки инвестиционной привлекательности.

Направленность действия показателей и параметров характеризует то, как тот или иной показатель воздействует на промежуточную или окончательную оценку — увеличивает или уменьшает ее значение, то есть показателю или параметру присваивается соответствующий знак. Это осуществляется умножением значения показателя или параметра на ♦l или -1.

Рейтинговая оценка отобранной группы компаний выполняется путем сравнения каждого рассчитанного показателя компании с такими же показателями условной лучшей компании, показатели которой принимаются за эталон. При этом в качестве эталона могут быть использованы как наилучшие значения показателя, так и разность между наилучшим и наихудшим значениями показателя одного вида для группы компаний или среднеарифметическое показателей такой группы. В некоторых случаях в качестве эталона принимают значения показателей, рекомендованные мировой или российской практикой для успешной работы компании (иногда их называют отраслевыми), которые не всегда могут быть максимальными или минимальными.

Благодаря такому приему исключается влияние субъективного мнения экспертов относительно положения той или иной компании, так как точками отсчета оценки компании являются значения показателей, сложившиеся в отрасли или, по крайней мере, в отобранной группе однотипных компаний — на рынке однотипных услуг.

Наибольшее распространение получила методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки организаций. Алгоритм расчета оценки инвестиционной привлекательности телекоммуникационных компаний с использованием некоторых приемов, изложенных в этой методике, включает следующую последовательность действий.

1. Исходные данные представляются в виде матрицы | У-1 — таблицы, где в строках находятся номера показателей (/■ 1, 2, 3,..., п), а в графах — номера компаний (/ = 1, 2, 3,..., т).

2. В столбец таблицы пт*-1 вносится эталонное значение / -го показателя У .

эп

3. Исходные показатели нормализуются в отношении эталонного значения по формуле:

>гУг*'

где У- — нк показатель, характеризующий деятельность /-й компании; УИ1 — эталонное значение ко показателя, которое в зависимости от вьбранного способа расчета рейтинговой оценки может принимать следующий вид

тахУ — лучшее из ряд а представленных показателей для т компаний. Здесь под лучшим понимается наибольшее значение, если показатель имеет прямое воздействие на итоговую оценку (например, прибыль), или наименьшее — при обратном воздействии (себестоимость ус/тут);

Уф, — среднее значение (рассчитывается как среднеарифметическое т значений);

Урекомендованная мировой или российской практикой величина показателя для успешной работы компании;

УГтхЮ(-УП1Г1 — разность между наибольшим и наименьшим значениями показателя. В последнем случае формула (1) примет вид

n-IVvvj/(vlaj

(2)

4. Вычисляется значение рейтинговой оценки для каждой /-й компании отобранной группы по формуле:

=(1/*„*,р1(1-у1;)! +*,<1 -у,,); +... +А-Д1 ->■„)*!. (3)

где к), к2, <Сз,...Дп — коэффициенты значимости ных показателей, величина которых определяется методом экспертной оценки.

Здесь следует иметь в виду следующее: если учитьеаемый показатель имеет обратную направленность действия (У < 0), его нормированное значение также должно быть отрицательньм (у~< 0), то есть (1 - у~) > 1.

Сомножитель (1 /кпк) в формуле (3) введен для того, чтобы исключить влияние разных подходов экспертов при назначении коэффициентов значимости для различных групп показателей: в одном случае это могут быть доли единицы или проценты, в другом — произвольные цэлые или дробные числа и тд Это связано С тем ЧТО мы вынуждены рассчитывать вначале рейтинговые оценки по показателям рентабельности, ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости и платежеспособности компаний, затем по по луче н-

T-Comm, #12-2010

21

ным таким образом параметрам вычислить оценку их эффективности. На следующем шаге аналогичным образом рассчитываются рейтинговые оценки по параметрам положения компаний на фондовом рынке, их инновационной деятельности, качества корпоративного управления. В завершение на основе рассчитанных параметров вычисляется итоговая оценка инвестиционной привлекательности компаний. При этом на каждом этапе расчетов может быть применена любая система присвоения весовых значений коэффициентам значимости, которая не повлияет на итоговый результат.

5. На завершающем этапе компании упорядочиваются (ранжируются) в порядке возрастания рейтинговой оценки. При таком подходе наивысший рейтинг будет иметь компания, получившая минимальную оценку, рассчитанную по формуле (3).

Однако в нашем случае, когда мы имеем дело с многофакторным и многоступенчатым расчетом рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности, изложенный порядок действий может относиться к каждому этапу расчетов. То есть вначале в изложенном порядке рассчитываем каждый параметр эффективности компании, затем, приняв полученные параметры за показатели У, проводим в том же порядке расчет рейтинговой оценки эффективности компании. Таким же образом проводим расчет рейтинговых оценок положения компаний на фондовом рынке, инновационной деятельности и качества корпоративного управления. При расчете рейтинговой оценки инвестиционной ПривЛеКОТеЛЬНОСТИ КОМЛОНИЙ ИСЛОЛЬЗувТСЯ тот же алгоритм, при этом в качестве показателей У выступают параметры эффективности, положения на фондовом рынке, инновационной деятельности и качества корпоративного управления. Разумеется, на каждой ступени расчета соответствующим множествам показателей и параметров, участвующим в расчете, придаются свои "веса" (коэффициенты значимости).

Выводы

Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности во многом зависят от того, какую цель преследует инвестор, принимая решение о приобретении активов той или иной телекоммуникационной компании.

На объеме и порядке инвестирования может сказаться также отношение инвестора (его принадлежность) к телекоммуникационной отрасли и глубина знаний в области инвестирования, личных качеств инвестора — готов ли он рисковать или вынужден быть осторожным, если он является институционально* инвестором и представляет интересы вкладчиков инвестиционного фонда, и тд Очевидно, определяющим для таких инвесторов является рост стоимости вложений и минимальный риск.

Важным этапом прединвестициониых исследований является оценка инвестиционных рисков, которая не может быть выполнена без тщательного анализа данных, характеризующих деятельность компаний в интересующих инвестора областях.

Наиболее полным набором официальной исходной информации по всем предприятиям России на сегодняшний день обладает регулярно обновляемая база данных Системы комплексного раскръ»-тия информации об эмитентах и профессиональных участниках фондового рынка (СКРИН), размещенная в сети Интернет. Не все показатели, принятые в качестве исходных данных для исследования инвестиционной привлекательности, равнозначно влияют на ее оценку. Поэтому обязательным является проведение экспертной оценки значимости (вклада) каждого показателя при расчете интегрального параметра или значимости параметров для итоговой оценки инвестиционной привлекательности. Таку*а образом, в результате экспертньсх оценок устанавливаются коэффициенты значимости показателей и параметров оценки.

Практическим инструментом принятия инвестиционного решения служит составление рейтинга отобранной группы компаний на основе сравнения каждого рассчитанного показателя компании с такими же показателями условной лучшей компании, показатели которой принимаются за эталон.

22

Т-Сотт, #12-2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.