Научная статья на тему 'Разработка методики эффективного управления образовательным процессом'

Разработка методики эффективного управления образовательным процессом Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
251
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / PROFESSIONAL STANDARDS / THE QUALITY OF HIGHER EDUCATION AND MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Абрамов Геннадий Владимирович, Ватутина Мария Николаевна

Управление учебным процессом в вузе строится на основе образовательных и профессиональных стандартов с учетом требований рынка труда. В работе представлена методология, позволяющая проводить анализ разработанных учебных планов на соответствие стандартам и их корректировку с учетом изменяющихся требований рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Абрамов Геннадий Владимирович, Ватутина Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational process management in high school based on the educational and professional standards in accordance with labor market requirements. The paper presents a methodology that allows to analyze developed training plans for compliance with standards and adjustments in response to changing labor market requirements.

Текст научной работы на тему «Разработка методики эффективного управления образовательным процессом»

Разработка методики эффективного управления образовательным процессом

Абрамов Геннадий Владимирович д.т.н., профессор ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» (497) 255-35-76 Agwl@yandex. ru http://www.vsu.ru

Ватутина Мария Николаевна соискатель научной степени ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»

(497) 255-35-76 [email protected] http ://www .vsuet.ru

Аннотация

Управление учебным процессом в вузе строится на основе образовательных и профессиональных стандартов с учетом требований рынка труда. В работе представлена методология, позволяющая проводить анализ разработанных учебных планов на соответствие стандартам и их корректировку с учетом изменяющихся требований рынка труда.

Educational process management in high school based on the educational and professional standards in accordance with labor market requirements. The paper presents a methodology that allows to analyze developed training plans for compliance with standards and adjustments in response to changing labor market requirements.

Ключевые слова

федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, качество высшего образования, управление учебным процессом

federal state educational standards, professional standards, the quality of higher education and management of educational process

Введение

Одной из основных задач современного вуза - эффективное управление учебным процессом. Такое управление должно соответствовать образовательным стандартам, при этом выпускники должны обладать компетенциями профессиональных стандартов быть востребованы рынком труда. При этом стандарты принимаются в разное время и соответственно различаются, а рынок подвержен колебаниям. Но образовательные стандарты предусматривают свободу вуза в формировании учебных планов для более тесного согласования с работодателями. Также ежегодное согласование учебных программ позволяет учитывать и колебания рынка труда. Согласование требований стандартов и рынка сложная и актуальная задача управления, решение которой позволит повысить эффективность учебного процесса вуза.

Вопросами совершенствования управления образовательным процессом, обеспечением качества образования и повышения конкурентоспособности выпускника занимались многие ученые в своих трудах [1-4], такие как Анциферова В.И., Зольников В.К., Логвинов С.И., Николаева М.Н., Романов В.А., Субетто А.И., Сербулов Ю.С., и др. Несмотря на большое количество публикаций, рекомендаций и исследований по теме, не все актуальные стороны вопроса полностью изучены, не решен вопрос о создании гибких управленческих воздействий, на систему обеспечения качества выпускника в процессе обучения, в условиях непостоянства требований к выпускнику.

Схематично взаимодействующие процессы и субъекты можно представить на схеме, представленной на рисунке 1.

Рис. 1. Схема образовательного процесса, где ОП - образовательная программа;

ПС - профессиональные стандарты; ДИ - должностные инструкции; ФГОС -Федеральные государственные образовательные стандарты

Профессиональные стандарты дают всем заинтересованным сторонам:

Работодателям - идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, качество труда работников, получать подготовленных специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли, мотивировать работников к саморазвитию;

Государству - профессиональные стандарты помогают формировать политику в области занятости населения;

Работнику - определять свой профессиональный уровень, основание для повышения квалификации, повышать качество труда;

Системе образования - формировать с учетом профессиональные стандартов проекты федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) всех уровней профессионального образования, программ обучения в системе дополнительного профессионального образования, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями работодателей, активно обновлять содержание ФГОС в соответствии с изменяющимися требованиями к выпускникам [5].

Введение профессиональных стандартов позволяет государству формировать единые требования к образовательному процессу и к рынку труда: образовательная программа по направлению подготовки на основании требований, заложенных во

ФГОС разрабатываются с учетом требований ПС, а также должностные инструкции разрабатываются работодателями согласно требований ПС. Разработка методических рекомендаций от Министерства образования и науки [6] позволяет вузам сформировать комплект документов по образовательным программам с учетом требований профессиональных стандартов. В будущем планируется разработать образовательные стандарты, которые будут включать в себе рекомендованные профессиональные стандарты.

При данном подходе выпускник, если оказался не востребованным на рынке труда, проходит переобучение или повышение квалификации и затем опять направляется на рынок труда.

Недостатком реализации данной схемы является: долгие сроки пересмотра нормативных документов (ФГОС и ПС) - сформированная образовательная программа на основе таких стандартов может устареть к концу обучения студента, так как рынок труда постоянно находится в динамике: меняется спрос и предложение на разные категории работников, появляются новые должности, происходит перераспределение трудовых функций. На основании этого, можно сделать вывод, что необходимы более гибкие механизмы регулирования.

Методология

Для того, чтобы разработать эти механизмы и реализовать их, была разработана методика, включающая в себя:

1. Анализ рынка труда: спрос и предложения.

2. Выявление компетенции из профессионального стандарта относятся к каким должностям, заявленных в ПС: на один квалификационный уровень в профессиональном стандарте может приходится несколько должностей, поэтому необходимо установить какие из компетенций заявленные на данном уровне, относятся к какой должности.

3. Выявление какие из компетенций из профессионального стандарта обеспечиваются компетенциями из ФГОС: нормативные документы, регламентирующие профессиональную подготовку работника - ФГОС и ПС разрабатываются и утверждается в разные временные рамки, в связи с этим необходимо оценить содержат ли уже разработанные ФГОС требования ПС, а также какие компетенции из ФГОС формируют какие компетенции из ПС.

Для реализации пунктов 2 и 3 данной методики был разработан алгоритм оценки, описанный в статье «Методология сравнительной оценки соответствия профессиональных стандартов и стандартов образования с применением нечисловых методов обработки данных [7]», который включал в себя:

■ Разработка экспертных листов;

■ Выбор экспертной группы;

■ Оценка экспертным методом листов;

■ Обработка результатов согласно теории Люсиан;

■ Разработка рекомендаций, согласно классификации компетенций.

4. Сколько зачетных единиц отведено на освоение компетенций: реализация данного пункта стало в четыре шага:

Шаг 1 - Анализ интегральных характеристик учебного плана;

Шаг 2 - Количественное сопоставление циклов и учебных дисциплин (модулей);

Шаг 3 - Количественное распределение дисциплин (модулей) из учебного плана по компетенциям;

Шаг 4 - Распределение зачетных единиц из учебного плана по компетенциям.

На основе данных, полученных входе данных шагов, возможно установить какие дисциплины (модули) формируют какие компетенции из ПС, и, следовательно, сколько зачетных единиц отведено в учебном плане, на формированные этих компетенций.

5. Анализ: кем согласно трем должностям из профессионального стандарта, согласно отведенным зачетным единицам может работать выпускник вуза: на основе полученных результатов можно оценить кем, после окончания вуза сможет работать выпускник.

Таким образом, описанный механизм, является более гибким в случаях, когда меняется нормативная база - ФГОС и ПС. Проведение анализа описанных в пунктах 2 и 3, позволяют разработать управленческие решения, для корректировки учебного процесса с целью повышения востребованности выпускника при изменениях на рынке труда.

Реализация (практическая часть)

Апробация метода была осуществлена для направления подготовки 10.05.03 - «Информационная безопасность автоматизированных систем» по профилю подготовки «Безопасность открытых информационных систем».

Направлению подготовки 10.05.03 - «Информационная безопасность автоматизированных систем», квалификации «специалист», соответствует профессиональный стандарт - «Специалист информационной безопасности». В соответствии с отраслевой рамкой квалификаций относится к третьему уровню или в соответствии с национальной рамкой квалификаций - шестому уровню - таблица 1. В таблице 2 представлены требования к опыту работы, уровню образованию и наличию сертификата, которые заложены в профессиональном стандарте.

Таблица 1

Характеристика третьего квалификационного уровня

Квалификационный уровень Вид трудовой деятельности Рекомендуемые наименования должностей

В соответствии с Национальной рамкой квалификаций В соответствии с отраслевой рамкой квалификаций

Шестой Третий Управление работами по проектированию и внедрению специальных технических и программно-математических средств защиты информации, обеспечению организационных и инженерно-технических мер защиты ИС. Подбор, изучение и обобщение научно-технической литературы, нормативных и методических материалов по техническим Инженер по информационной безопасности Аналитик по информационной безопасности Консультант по информационной безопасности

средствам и способам защиты информации. Разработка вопросов технического обеспечения системы защиты информации, технического обслуживания и сопровождения средств защиты информации, участие в проектировании систем защиты информации, в составлении рекомендаций и предложений по их совершенствованию, по повышению эффективности защиты информации, в написании и оформлении разделов научно-технических отчетов. Анализ и написание документов (регламентов, инструкций и политик) по информационной безопасности.

Таблица 2

_Требования к опыту работы и уровню образования_

Требования к профессиональному образованию и обучению работника:

квалификация «Специалист» по профилю:

"комплексная защита объектов информатизации и обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем",

"информационная безопасность телекоммуникационных систем";

повышение квалификации по программам информационной безопасности._

Необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию:

подлежит добровольной сертификации_

Требования к практическому опыту работы:

высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника по защите информации I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет._

Первым шагом стало исследование рынка труда в области информационной безопасности. Результаты исследования представлены на рисунке 2. Анализ проводился в марте и в августе 2015 года в нескольких областях, таких как Воронежская, Белгородская, Липецкая, Тамбовская, Московская и Ленинградская. На основании чего, был сделан вывод, что наиболее востребованной является должность «специалиста по информационной безопасности», которая, согласно типовым должностным инструкциям, включает в себя все три должности указанных в ПС. Объясняется это тем, что маленькие фирмы не могут позволить себе целый отдел по информационной безопасности. Второе место на рынке труда по востребованности занимает «Инженер по информационной безопасности». Это объяснятся тем, что данная должность содержит в себе основные технические функции по обеспечению информационной безопасности фирмы. Третье место поделили такие должности как «Консультант по информационной безопасности» и «Аналитик по информационной безопасности». Это связанно с тем, что данные должности включают в основном консультационные и аналитические функции, которые в небольшой компании может выполнять начальник отдела по ИБ. Таким образом, можно сделать вывод, что

подготовка выпускника вуза по информационной безопасности, должна включать в себя программу, которая позволила бы обладать в равной мере всем навыками, знаниями и умениями, чтобы стать востребованным на рынке труда.

Количество вакансий март 2015

20

□ Специалист по информационной безопасности

□ Аналитик по информационной безопасности

□ Консультант по информационной безопасности

□ Инженер по информационной безопасности

3

Количество вакансий август 2015

2

0

□ Специалист по информационной безопасности

□ Аналитик по информационной безопасности

□ Консультант по информационной безопасности

□ Инженер по информационной безопасности

Рис. 2. Востребованность по должностям, в области информационной

безопасности

Для анализа требований работодателей, которые заложены в профессиональных стандартах, была проведена сравнительная оценка требований, представленных в профессиональном стандарте и должностных инструкциях. Это второй этап.

Так как в ПС данному квалификационному уровню соответствует три должности, то проанализировав несколько ДИ каждой должности в различных сферах деятельности. По итогам были составлены усредненные ДИ (таблица 3).

Таблица 3

_Должностные функции согласно должности_

Наименования должностей

Усредненные должностные функции

Инженер по информационной безопасности 1. Выполняет работу: 1.1 по проектированию и внедрению специальных технических и программно-математических средств защиты информации, 1.2 по обеспечению организационных и инженерно-технических мер защиты информационных систем, 1.3 исследования с целью нахождения и выбора наиболее целесообразных практических решений в пределах поставленной задачи. 2. Участвует: 2.1 в рассмотрении проектов технических заданий, планов и графиков проведения работ по технической защите информации, 2.2 в разработке необходимой технической документации. 2.3 в проведении аттестации объектов, помещений, технических средств, программ, алгоритмов на предмет соответствия требованиям защиты информации по соответствующим классам безопасности. 3 Проводит: 3.1 сопоставительный анализ данных исследований и испытаний, 3.2 контрольные проверки работоспособности и эффективности действующих систем и технических средств защиты информации, 4. Осуществляет: 4.1 разработку технического обеспечения системы защиты информации, 4.2 техническое обслуживание средств защиты информации, принимает участие: 4.3 в составлении рекомендаций и предложений по совершенствованию и повышению эффективности защиты информации, 4.4 в написании и оформлении разделов научно-технических отчетов. 5 Другое: 5.1 изучает возможные источники и каналы утечки информации. 5.2 составляет и оформляет акты контрольных проверок, 5.3 анализирует результаты проверок 5.4 разрабатывает предложения по совершенствованию и повышению эффективности принимаемых мер.

Аналитик по информационной безопасности 1. Организует аналитическое и методическое обеспечение проведения исследовательских работ. 2. Проводит аналитическую и научно-исследовательскую работу с целью: 2.1 сбора, оценки и анализа получаемой информации 2.2 выработки практических рекомендаций. 3. Осуществляет мониторинг публикаций, в том числе в российских и зарубежных средствах массовой информации, дает им оценку. 4. Составляет необходимую отчетную документацию. 5. Консультирование заказчиков по вопросам защиты информации. 6. Анализ эффективности работы систем 7. Оценка соответствия требованиям законодательства и

международных стандартов по защите информации; 8. Разработка организационно-распорядительной документации: 8.1 Установка параметров правил, включая правила для автоматического отказа. 8.2 Разработка рекомендаций, направленных на ликвидацию выявленных схем ИТ-мошенничества и предотвращение их повторения мошеннических операций (в т.ч. отслеживание новых мошеннических схем, разработка правил противодействия им) 8.3 Создание и актуализация правил мониторинга 8.4 Ведение реестра выявленных мошеннических схем 9. Участие в проектах по разработке системного комплекса решений по предотвращению внешнего и внутреннего мошенничества. 10.1 Взаимодействие с другими подразделениями в части повышения эффективности процесса, 10.2 проведения проверок и расследования инцидентов, связанных с ИТ-мошенничеством (ИТ, Безопасность, Риски, Бизнес и т.п.) 11. Реализация проектов по защите информации (персональные данные); 12. Проведение обследования процессов обработки информации; 13. Контроль работоспособности и управление настройками систем противодействия мошенничеству

Консультант по ИБ 1. обеспечение консультаций по всем аспектам информационной безопасности для эффективность ее в организации 2. выявляет инциденты нарушения информационной безопасности или уязвимости безопасности 3. участвует во внутренних расследований в отношении безопасности с целью разработки рекомендаций 4. проведение аудитов по информационной безопасности, 5. проведение аттестаций объектов информатизации по требованиям безопасности информации, 6. разработка организационно-распорядительной документации, 7. написание экспертных заключений по вопросам соблюдения законодательства по информационной безопасности и организации защиты информации, 8. подготовка обучающих материалов (презентаций) и проведение инструктажей по информационной безопасности.

Квалификационному уровню в профессиональном стандарте относятся двенадцать компетенций (таблица 4). Каждая компетенция содержит в себе разное количество «знать», «уметь» и «владеть».

Таблица 4

Перечень единиц (компетенций) профессионального стандарта_

Шифр Наименование единицы (компетенций) профессионального стандарта

6С_СИБ_1 Организация установки и настройки оборудования технических и программно-аппаратных систем защиты информации

6С_СИБ_2 Обновление программного обеспечения программно-аппаратных комплексов защиты информации

6С_СИБ_3 Поддержание работоспособности технических и программно-аппаратных систем и средств защиты информации

6С_СИБ_4 Управление системой защиты информации организации (подразделения, отдела, предприятия)

6С_СИБ_5 Организация оповещения о критических (чрезвычайных) событиях защиты информации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6С_СИБ_6 Организация обслуживания сложного оборудования систем и средств защиты информации

6С_СИБ_7 Обеспечение приема, монтажа и проведения испытаний технических и программно-аппаратных систем и средств защиты информации

6С_СИБ_8 Участие в разработке регламентов и инструкций по защите информации в организации (подразделении, отделе, предприятии)

6С_СИБ_9 Обеспечение организационно-методической базы для реализации политик и регламентов защиты информации

6С_СИБ_10 Аудит защиты информации в организации и её структурных подразделениях

6С_СИБ_11 Разработка предложений по совершенствованию системы защиты информации

6С_СИБ_12 Организация и контроль ведения технической и отчетной документации

После того, как были систематизированы требования к должностным инструкциям и рассмотрены компетенции из ПС были разработаны матрицы для оценки экспертами. Целью оценки являлось: какие требования из ПС соответствуют, какой должности, а также оценить все ли требования из ПС включены организациями в ДИ. Для оценки воспользовались алгоритмом, описанным в статье [7]. В результаты оценки представлены в таблице 5.

Таблица 5

Объединенная итоговая информация _

Наименование единицы (компетенций) профессионального стандарта Инженер по информационной безопасности Аналитик по информационной безопасности Консультант по информационной безопасности

Организация установки и настройки оборудования технических и программно-аппаратных систем защиты информации + +

Обновление программного обеспечения программно-аппаратных комплексов защиты информации + +

Поддержание работоспособности технических и программно-аппаратных систем и средств защиты информации + + +

Управление системой защиты информации организации (подразделения, отдела, предприятия) + +

Организация оповещения о критических (чрезвычайных) + + +

событиях защиты информации

Организация обслуживания сложного оборудования систем + +

и средств защиты информации

Обеспечение приема, монтажа и

проведения испытании

технических и программно- + + +

аппаратных систем и средств

защиты информации

Участие в разработке

регламентов и инструкций по защите информации в + + +

организации (подразделении, отделе, предприятии)

Обеспечение организационно-

методической базы для

реализации политик и + +

регламентов защиты информации

Аудит защиты информации в

организации и ее структурных + + +

подразделениях

Разработка предложений по

совершенствованию системы защиты информации + +

Организация и контроль

ведения технической и отчетной + + +

документации

На основании полученных результатов, было установлено:

- ДИ «Аналитик по информационной безопасности» не содержат в себе такие единицы из ПС как:

Организация установки и настройки оборудования технических и программно-аппаратных систем защиты информации

Управление системой защиты информации организации (подразделения, отдела, предприятия);

- ДИ «Консультант по информационной безопасности» не содержат в себе такие единицы из ПС как:

Обновление программного обеспечения программно-аппаратных комплексов защиты информации

Организация обслуживания сложного оборудования систем и средств защиты информации

Обеспечение организационно-методической базы для реализации политик и регламентов защиты информации

Разработка предложений по совершенствованию системы защиты информации;

- ДИ «Инженер по информационной безопасности» содержат все указанные в ПС единицы.

Детальный анализ каждой единицы из ПС выявил, что не все «знать», «уметь», «владеть» из каждой единицы профессионального стандарта нашли свое отражение в какой - либо должностной инструкции. Например, такое умение из единицы Организация установки и настройки оборудования технических и программно-аппаратных систем защиты информации - «Управление непосредственными подчиненными» не указанно не в одной из ДИ. В таблице 6 представлены не учтенные «знать», «уметь», «владеть».

Таблица 6

Не учтенные в должностных инструкциях «знать», «уметь», «владеть» из _профессионального стандарта_

Наименование единицы (компетенций) профессионального стандарта Навыки/Знания/У мения

Организация установки и настройки оборудования технических и программно-аппаратных систем защиты информации 1. 1 управление непосредственными подчиненными;

1.2 планирование своей деятельности и работы группы исполнителей;

1.5 комплексный анализ проблем в организации работы по установке и настройке оборудования на предприятии и выявление причин их возникновения;

1.6 создание и поддержка авторитета в среде коллег;

1.7 мотивация партнеров по взаимодействию;

1.8 управление конфликтными ситуациями.

Обновление программного обеспечения программно-аппаратных комплексов защиты информации 2.4 применение инструментальных средств для составления отчетности по результатам проведенного обновления программного обеспечения.

Поддержание работоспособности технических и программно-аппаратных систем и средств защиты информации 3.3 современные методики и виды тестирования ИС;

3.4 форматы описания результатов тестирования.

3.1 чтение проектной документации на разработку технических и программно-аппаратных систем и средств защиты информации;

Управление системой защиты информации организации (подразделения, отдела, предприятия) 4.2 руководящая работа с персоналом организации;

4.1 основы управления, планирования и контроля;

4.2 оценка результатов деятельности;

Организация оповещения о критических (чрезвычайных) событиях защиты информации 5.5 разработка схем оповещения и определение порядка действий при возникновении признаков критических событий информационной безопасности для конкретной информационной системы;

5.3 структура требований к информационным процессам организации со стороны основ. деятельности;

5.4 основы планирования и управления

5.3 формулировка требований к системе оповещения;

5.4 анализ и проведение изменений в существующих документах организации;

Организация обслуживания сложного оборудования систем и средств защиты информации 6.1 управление процессом технического обслуживания сложного оборудования систем и средств защиты информации

6.2 самостоятельное проведение технического

обслуживания сложных систем и средств защиты информации;

6.3 методики и рекомендации от производителя по проведению обслуживания систем и средств защиты информации;

6.2 использование приборов и инструменты для проведения регламентных работ и контроля их эффективности;

6.3 применение инструментальных средств для составления отчетности по результатам выполненных работ.

Обеспечение приема, монтажа и проведения испытаний технических и программно-аппаратных систем и средств защиты информации 7.4 руководство проведением экспертного тестирования и сбором замечаний пользователей информационной системы;

7.2 порядок проведения испытаний средств защиты информации и систем защиты информации в целом;

7.3 область и специфика деятельности организации;

7.3 чтение и понимание проектной документации на разработку защиты информации;

7.4 сбор и фиксация в ходе экспертного тестирования защиты информации замечаний и пожеланий пользователей;

7.5 применение инструментальных средств для составления отчетности по результатам проведенного экспертного тестирования.

Участие в разработке регламентов и инструкций по защите информации в организации (подразделении, отделе, предприятии)

Обеспечение организационно-методической базы для реализации политик и регламентов защиты информации 9.1 планирование внедрения политики информационной безопасности в подразделениях организации;

9.2 контроль внедрения политики информационной безопасности в подразделениях организации;

9.5 методика оценки результатов деятельности.

9.1 составление плана деятельности;

9.2 контроль результатов деятельности;

9.3 обработка и анализ информации, полученной в ходе оценки;

Аудит защиты информации в организации и её структурных подразделениях 10.1 осуществление сбора, обработки и анализа информации;

10.2 владение инструментами проведения аудита информационной безопасности;

10.4 определение способов повышения эффективности защиты информации;

10.6 оформление отчетной документации по результатам аудита информационной

безопасности.

Разработка предложений по совершенствованию системы защиты информации 11.2 разработка предложений по повышению эффективности систем защиты информации предприятия с использованием возможностей штатных средств.

11.2 требования (законодательные, отраслевые регламентированные) к деятельности организации;

11.3 основы планирования и управления проектами;

11.1 проведение комплексного анализа результатов аудита информационной безопасности организации;

11.2 выбор направления и пути решения задач в области защиты информации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.3 формулировка и внесение предложений по совершенствованию систем защиты информации;

11.4 мотивация партнеров по взаимодействию;

11.5 проведение изменений;

Организация и контроль ведения технической и отчетной документации 12.3 владение терминологией в одной или нескольких предметных областях отраслей предприятия;

12.4 выбор оптимального способа решения задач;

Следующим шагом стала сравнительная оценка требований, заложенных в профессиональном стандарте и ФГОС, с целью выявления степени соответствия этих нормативных документов. Чтобы лучше понимать различие требований образовательных стандартов и профессиональных стандартов, необходимо провести сравнительный анализ этих нормативных документов, в результате которого стало возможным разделить компетенции из профессионального стандарта на три категории:

■ новые - компетенции из ПС не нашли своего отражения во ФГОС;

■ эквивалентные - некоторые эксперты считаю, что данные компетенции присутствуют во ФГОС;

■ идентичные - совпадают полностью.

Для визуального восприятия, на основе предложенной классификации были построены графические модели, благодаря которым можно оценить как расположились «навыки», «умения», «знания» из профессионального стандарта относительно нуля. Таким образом, анализ каждой компетенции из ПС, распределение частей компетенций по группам, позволил разработать и заполнить таблицу с рекомендациями для принятия управленческих решений и внесения их в образовательную программу.

Последним шагом стал анализ учебных планов двух вузов, готовящих специалиста по направлению подготовки 10.05.03.

Итогом анализа стало:

- какие дисциплины формируют каждую компетенцию из ФГОС;

- сколько зачетных единиц отводится на формирование каждой компетенции из ФГОС в каждом вузе;

- сколько зачетных единиц из учебного плана отводится на формирование компетенций из ПС в каждом вузе.

На основании полученных результатов стало возможным сделать вывод о том, что учебный план одного вуза более гибок для требований работодателя, не смотря на то, что не все компетенции из ПС не нашли своего отражения во ФГОС. Последнее связанно с более ранним выходом ФГОСа, чем профессионального стандарта. Выход ФГОС нового поколения позволит исключить данный недостаток.

Компенсацией этого недостатка в настоящее время стала возможность «доформировывать» необходимых навыков и умений в процессе производственных практик и внесений изменений в вариативную часть учебного плана, а так же при выполнении творческих заданий на актуальные темы от работодателя.

Анализ и оценка разработки

На основании выше описанных результатов, стало возможным установить, кого из трех специалистов заявленных в ПС готовят вузы. И востребован ли этот выпускник на рынке труда.

В данном исследовании принимали участие пять экспертов, на рисунке 3 представлены диаграммы итогов оценки - сколько каждый эксперт отвел ЗЕ на формирование каждой компетенции (единицы) из ПС в сравнении между двумя

Рис. 3. Результаты оценки

На основе полученных результатов, стало возможным построить ранжированные ряды, представленные на рисунке 4.

Рис. 4. Распределение зачетных единиц по компетенциям из профессионального

стандарта

Из рядов видно, что «учебный план 1» имеет более ровное распределенное ЗЕ по компетенциям (единицам) из ПС. Таким образом, зачетных единиц отводится примерно одинаково на формирование всех навыков по трем должностям из профессионального стандарта.

На рисунке 4 представлены диаграммы по разнице в зачетных единицах по трем должностям, согласно 12 компетенциям (единицам) из профессионального стандарта, по мнению каждого эксперта.

уч. ГП79Н I

уч. гитан II

уч. план I

уч И

2

0

уч. план I

уч.

пйёй II

Рис. 4. Разница по зачетным единицам

Востребованность специалистов по информационной безопасности идет по убывающей: специалист по ИБ, инженер по ИБ, аналитик по ИБ, консультант по ИБ. Анализ диаграмм показал, что учебный план ВУЗ I отводит количество зачетных

единиц на формирование умений и навыков согласно этим данным. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время образовательная программа ВУЗа I отвечает всем требования рынка труда по представленным должностям, и выпускник этого вуза сможет быть востребован и быть конкурентоспособным при трудоустройстве.

Заключение

Применение разработанной методики управления позволит вузам создавать программы профессиональной подготовки выпускника вуза на основе ФГОС, профессиональных стандартов и своевременно вносить корректировку в образовательный процесс при изменениях на рынке труда. Подготовка на основе этих программ даст работодателю уверенность в качестве труда нанятого работника и откроет возможность вузам формировать те компетенции, которые будут востребованы через годы. Так же позволит создать эффективные методы оценки результативности обучения.

Литература

1. Николаева М.Н. Качество образования и управление качеством образования -главные проблемы современной системы высшего образования Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития высшего образования на современном этапе» Электросталь, 2010 с. 2226

2. Субетто А.И. Новая парадигма функционирования образования в XXI веке: к новому качеству содержания образования // Мир науки, культуры, образования -№2 - 2007 с. 72-74

3. Анциферова В.И., Сербулов Ю.С., Зольников В.К. Управление образовательным процессом // Моделирование систем и процессов - №1 - 2006 с. 4-6

4. Логвинов С.И., Романов В.А. Управление образовательным процессом вуза на базе информационных технологий: модельный подход // Научное обозрение. Педагогические науки - №1 - 2016 с. 186

5. Постановление Правительства РФ №23 от 22 января 2013 г. «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов »

6. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Министерством образования и науки РФ 22 января 2015 г. N ДЛ-1/05вн)

7. Абрамов Г.В., Ватутина М.Н. Методология сравнительной оценки соответствия профессиональных стандартов и стандартов образования с применением нечисловых методов обработки данных // Открытое образование - №1 - 2016 с. 410

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.