Научная статья на тему 'Профессиональные стандарты в сфере информационных технологий как руководство к действию'

Профессиональные стандарты в сфере информационных технологий как руководство к действию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1897
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / РАБОТОДАТЕЛИ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATION TECHNOLOGY / PROFESSIONAL STANDARDS / EDUCATIONAL STANDARDS / EMPLOYERS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Татьяна Федоровна, Муравьев Сергей Александрович

В статье обосновывается актуальность создания профессиональных стандартов для сферы информационных технологий (ИТ). Приведен перечень профессиональных ИТ-стандартов, объединенных в шесть групп. Выявлены стороны, заинтересованные в утверждении профессиональных стандартов, а также их ожидания и предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Татьяна Федоровна, Муравьев Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STANDARDS IN THE IT SECTOR AS A GUIDE TO ACTION

The article describes the importance of establishing professional standards for the IT sector. It also provides with a list of professional standards for the IT sector, united in six groups. The authors identify stakeholders in the adoption of professional standards, as well as their expectations and proposals.

Текст научной работы на тему «Профессиональные стандарты в сфере информационных технологий как руководство к действию»

УДК/UDC 378:004

Т. Ф. Лебедева, С. А. Муравьев T. Lebedeva, S. Muravyov

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

PROFESSIONAL STANDARDS IN THE IT SECTOR AS A GUIDE TO ACTION

В статье обосновывается актуальность создания профессиональных стандартов для сферы информационных технологий (ИТ). Приведен перечень профессиональных ИТ-стандартов, объединенных в шесть групп. Выявлены стороны, заинтересованные в утверждении профессиональных стандартов, а также их ожидания и предложения.

The article describes the importance of establishing professional standards for the IT sector. It also provides with a list of professional standards for the IT sector, united in six groups. The authors identify stakeholders in the adoption of professional standards, as well as their expectations and proposals.

Ключевые слова: информационные технологии, профессиональные стандарты, образовательные стандарты, работодатели, сфера образования.

Keywords: information technology, professional standards, educational standards, employers, education.

Информационные технологии (ИТ) — одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики. Разработка, производство и аппаратного, программного обеспечения (ПО), и систем безопасности остаются наиболее приоритетными задачами внутри ИТ-сектора. Инновации в ИТ-отрасли задают новые технологии и практики фактически для всех отраслей экономики, поэтому возникает большое количество межотраслевых задач. Их развитие напрямую влияет на качество жизни населения, экономическую эффективность бизнеса и государства, а также способствует возникновению новых форм коммуникации и социализации. Ключевыми технологическими трендами в ИТ-индустрии являются:

• облачные технологии и проектирование виртуальных пространств и интерфейсов для взаимодействия с ними;

• автоматизация интеллектуальных задач;

• увеличение объема передаваемых данных и моделей для их обработки (большие данные, bigdata);

• развитие человеко-машинных интерфейсов, «интернет-вещей» [5].

К числу факторов, препятствующих инновационному развитию российской индустрии ИТ, эксперты относят ситуацию на рынке труда. Риск нехватки квалифицированных специалистов, необходимость конкурировать за отечественные кадры с мировыми игроками и высокая мобильность персонала серьезно подрывают инновационный потенциал российских ИТ-компаний. В совокупности с приближающимся демографическим провалом 1990-х годов и сокращением расходов на образование дефицит кадров может стать угрозой для развития отрасли [5].

В концептуальном правительственном документе «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года» [4] отмечаются факторы, ограничивающие развитие ИТ в России:

• обострившийся в последние годы дефицит кадров;

• недостаточный уровень подготовки специалистов;

• недостаточно высокая популярность профессий ИТ-отрасли.

В стратегии указывается, что возрастает востребованность на рынке труда специалистов по внедрению решений, основанных на ИТ, на производстве и в бизнесе в целом, а также по поддержке таких решений и специалистов по направлениям: системная архитектура, управление продуктом, управление проектами, интернет-маркетинг [4].

Следующим документом, принятым Правительством РФ в сфере ИТ, является план мероприятий («дорожная карта») [3]. В разделе III «Развитие системы подготовки и повышения квалификации специалистов отрасли

информационных технологий» предлагается разработать профессиональные стандарты в указанной области, а также выполнить модернизацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для подготовки кадров в соответствии с профессиональными стандартами отрасли.

Всеми сторонами, заинтересованными в инновационном развитии объектов отраслей экономики, признается факт серьезного дефицита квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий. Также просматривается тенденция увеличения количества профессий и должностей, требующих «гибридных» знаний и навыков, то есть относящихся как к ИТ, так и к другим областям деятельности, требующей автоматизации.

Многие работодатели считают, что вузы и профессиональные образовательные организации (ПОО) готовят не тех ИТ-специалистов, которые нужны ИТ-компаниям и ИТ-отделам предприятий и организаций различных отраслей.

Вузы и ПОО руководствуются категориями ФГОС. Работодатели оперируют строками своих штатных расписаний, в которых названия должностей, как правило, не имеют ничего общего с названиями образовательных программ, которые разрабатываются учебными заведениями в соответствии с тем или иным ФГОС. Собственные системы классификации специалистов имеют кадровые агентства. Унифицировать требования к отечественным ИТ-специалистам и помочь вузам и работодателям найти общий язык призваны профессиональные стандарты в области ИТ.

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Профессиональный стандарт разрабатывается на основе макета профессионального стандарта, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и вступает в силу после утверждения их приказом Минтруда. Информацию о профстандартах можно получить на сайте Национального агентства развития квалификаций (http://www.nark-rspp.ru).

В соответствии с «дорожной картой» [3] предполагается, что вузы при разработке основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) в сфере ИТ будут учиты-

вать содержимое тех или иных официальных профессиональных стандартов. Вузы в соответствии со статьей 96 «Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ» федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на добровольной основе могут также пройти профессионально-общественную аккредитацию своих ОПОП. В сфере ИТ такой аккредитующей организацией является Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) — одна из разработчиков профстандартов.

Коллективы разработчиков профстандар-тов в сфере ИТ несомненно знакомились с зарубежным опытом. В странах ЕС в соответствии с требованиями Еврокомиссии к компетенциям в настоящее время всех ИТ-специалистов делят на шесть основных групп: «Управление бизнесом», «Управление технологиями», «Проектирование», «Разработка», «Сервис и обслуживание», «Поддержка». В каждой из этих групп выделяют от трех до пяти категорий специальностей, которые в сумме представляют собой 23 европейских ИКТ-профиля [2].

В таблице 1 приведены объединенные в шесть групп ИКТ-профили стран ЕС и ИТ-специальности в соответствии с разработанными и разрабатываемыми в настоящее время российскими профессиональными стандартами.

Специфичной кадровой проблемой ИТ-отрасли и одним из самых узких мест системы подготовки остаются недостаточный приток абитуриентов на ИТ-направления и их недостаточная подготовка в области информационных технологий в системе общего образования.

Качество подготовки ИТ-специалистов часто не соответствует запросам бизнеса. Профессиональные стандарты представляют собой сферу пересечения интересов:

• работодателей (РО), которые выступают непосредственными заказчиками системы профессионального образования;

• учащихся/студентов, работников (Р), получающих соответствующий образовательный ресурс для построения деловой карьеры и обеспечения своего будущего;

• сферы образования (О), включающей профессиональное образование (среднее, высшее, курсы повышения квалификации);

• государства (й) в лице министерств образования и науки, труда и социальной защиты, государственных инспекций труда, органов

Таблица 1

Виды ИТ-специалистов

Группа ИКТ-профили стран ЕС ИТ-специальности в российских профессиональных стандартах

Управление бизнесом Руководитель ИТ-подразделения ИТ-директор Менеджер по управлению ИТ-ресурсами Руководитель проектов в области информационных технологий

Управление технологиями Менеджер по качеству ИТ Менеджер по информационной безопасности бизнеса Менеджер ИТ-проектов Менеджер сервисной службы в ИТ Менеджер по информационным технологиям Руководитель разработки программного обеспечения Менеджер продуктов в области ИТ

Проектирование Бизнес-аналитик Системный аналитик Архитектор информационных систем Системный архитектор Системный аналитик Архитектор программного обеспечения Системный программист Специалист по большим данным

Разработка Программист Специалист по мультимедиатехнологиям Специалист по тестированию Программист Технический писатель (специалист по технической документации в области информационных технологий) Разработчик Web- и мультимедийных приложений Специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов Специалист по тестированию в области информационных технологий

Сервис и обслуживание Администратор баз данных Системный администратор Специалист по телекоммуникационным технологиям Технический ИТ-специалист Специалист сервисной службы в ИТ Администратор баз данных Системный администратор информационно- коммуникационных систем Специалист по информационным системам Специалист по администрированию сетевых устройств информационно-коммуникационных систем Специалист по информационным ресурсам Специалист по интеграции облачных приложений Специалист по технической поддержке информационно-коммуникационных систем

Поддержка Менеджер по продажам в ИТ ИТ-тренер Консультант в ИТ Специалист по информационной безопасности Менеджер по продажам информационно-коммуникационных систем Специалист по интернет-маркетингу

исполнительной власти и местного самоуправления, формирующих и реализующих эффективную кадровую политику.

Ниже представлена схема связи всех заинтересованных в профессиональных стандартах сторон (рис.).

Каждая из представленных сторон ожидает от разработки и утверждения профессиональных стандартов решения каких-либо своих проблем. Намерения, ожидания и предложения сторон представлены в таблице 2.

Остановимся более подробно на некоторых проблемах взаимодействия сторон RD, Р и О. С точки зрения работодателей, персонал фирмы (работники) должен быть достаточно подготовлен и настроен для того,

Рис. Взаимодействие сторон, заинтересованных в профессиональных стандартах

Таблица 2

Взаимодействие сторон, заинтересованных в профессиональных стандартах

Связи Намерения, предложения, ожидания, пожелания

RD Профстандарты дают внятно сформулированные внутренние требования к должностям в области ИТ

R Профстандарты нужны для управления собственной карьерой, они помогают лучше понять различия в выполнении трудовых функций на разных квалификационных уровнях

O Профстандарты предоставляют информацию, необходимую для создания качественных образовательных стандартов ВО и СПО, различных учебных программ

G Профстандарты полезны при формировании политики в области занятости населения

RD-R Оценка качества профессиональной деятельности ИТ-специалистов в соответствии с требованиями российской экономики

Формирование кадровой политики при организации обучения и аттестации работников, определении трудовых функций, установлении систем оплаты труда

Адекватное соотношение результатов обучения работника с квалификационным уровнем при приеме на работу

R-RD Прохождение по направлению работодателя профессионального обучения, ориентированного на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций — определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий (https://www.eg-online.ru/article/315024/)]

RD-O Выстраивание системы оценки качества обучения в соответствии с требованиями работодателей

O-RD Повышение качества образования за счет формирования образовательных программ с учетом мнения работодателей

Расширение спектра программ дополнительного профессионального образования по заказам работодателей

RD-G Проведение признаваемой государством профессиональной аккредитации образовательных программ для того, чтобы убедиться, что образовательный процесс соответствует профстандартам и гарантирует качество подготовки выпускников

G-RD Приглашение к участию в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных (ФГОС) и профессиональных стандартов

R-O Формирование гибкой образовательной траектории обучения независимо от образовательного учреждения и уровня диплома

Возможность выбора во время обучения по образовательной программе конкретной профессии, ознакомление с заданными квалификационными требованиями к должностям и, соответственно, возможность выбора дисциплин (из цикла «по выбору» и факультативных), тем курсовых и выпускных квалификационных работ

Подготовка в образовательных учреждениях с учетом новых профессиональных стандартов позволит работнику меньше тратить времени на свою адаптацию к новому месту работы

O-R Повышение познавательной активности обучающихся посредством разработки сборников практико-ориентированных заданий [1], включающих трудовые функции конкретных должностей

R-G Защита прав работника по вопросам соответствия занимаемой должности, выполнения конкретных трудовых функций, права на повышение квалификации

G-R Повышение заинтересованности абитуриентов в выборе профессий в сфере ИТ посредством формирования социального заказа на подготовку специалистов

G -O Формирование заданий на разработку ФГОС ВО и СПО, образовательных программ, соответствующих профстандартам

O-G Стимулирование заинтересованности работодателей в различных видах сотрудничества с учебными заведениями по разработке и наполнению учебных программ

чтобы обеспечивать требуемое качество продукции (услуг). В современной экономике наряду с товарным и финансовым рынками активно действует рынок труда. Рынок труда, с одной стороны, выдвигает повышенные требования к работникам, а с другой — должен бы унифицировать эти требования, определяя тот профессиональный уровень, которому они должны соответствовать. Эту задачу должны решить профессиональные стандарты. Но востребованные рынком труда компетенции характеризуются детальностью. В частности, в них определяется состав тех технологий, окружений, языков, приложений, инструментов и прочего, чем необходимо владеть для решения конкретных производственных задач, а также необходимый уровень владения этими средствами. Описание востребованных рынком труда компетенций фактически нашло свое отражение в языке «резюме».

Чтобы проиллюстрировать язык, на котором работодатели формулируют реально востребованные практикой компетенции, исходящие из выполняемых проектов и задач, приведем типичные примеры, взятые из списка вакансий популярного сайта http://kemerovo. zarplata.ru/.

Примеры Программист

Кемерово

Умение писать сложные запросы; опыт внедрения ПО. от 18 000 руб.

• высшее образование и стаж работы 1-3 года;

• полный рабочий день;

• полная занятость. Требования:

• опыт работы с PHP, MySQL, MS SQL Server, Java Script, HTML, CSS;

• желателен опыт работы с ExtJS;

• умениенастраиватьАрас1пе;

• опыт работы с системами контроля версий;

• опыт системного администрирования

Разработчик ПО от 45 000 руб.

• высшее образование и стаж работы 1-3 года;

• полный рабочий день;

• полная занятость. Обязанности:

• разработка программного обеспечения.

Знания и навыки:

Обязательно

• опыт работы с ООП;

• опыт работыс Java (Spring, Hibernate);

• опыт работы с реляционной СУБД;

• знание SQL.

Желательно:

• PL\SQL;

• знание Delphi;

• опыт использования систем контроля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

версий (GIT, SVN, CVS или другие);

• опыт разработки отчетов (JasperReport,

FastReport или другие).

Претендентам на вакантные должности предлагается пройти ряд тестовых заданий по запрашиваемым ИТ.

Для выпускников вузов существенными ограничениями являются требования «стаж работы 1-3 года», опыт использования конкретных информационных систем и технологий, которых существует огромное множество. Например, в профессиональном стандарте «Специалист по информационным системам» для пятого квалификационного уровня (высшее образование) в разделе Необходимые знания можно выделить следующие соответствующие обобщенные знания: теория баз данных, современные объектно ориентированные языки программирования, языки современных бизнес-приложений. В учебном заведении, как правило, изучают общие положения по конкретным разделам знаний и на практике (лабораторных работах) знакомятся с двумя, тремя конкретными языками программирования или системами управления базами данных. Приобрести знания по другим конкретным ИТ выпускник может посредством самостоятельного изучения, используя различные интернет-ресурсы или окончив авторизованные учебные курсы, программы обучения для которых разрабатывают, как правило, компании-производители программного и аппаратного обеспечения. Но обучение на таких курсах платное и порой (в зависимости от курса) не дешевое. Так, целый ряд стандартных 40-часовых курсов Microsoft стоит около 500 долларов, например, стоимость обучения в учебном центре «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана (http://www.specialist.ru) по программе «Администрирование баз данных SQLServer 2016» - 27 990 руб.

Поскольку информационных технологий, и, соответственно, курсов по их освоению

очень много, то у работника должна быть сильная мотивация на самостоятельное обучение по дополнительному профессиональному модулю, курсу. Поэтому работник заинтересован пройти профессиональное обучение по востребованным работодателем технологиям за его счет. Этим же обусловлено и большинство претензий работодателей к вузам и ПОО по поводу неподготовленности их выпускников к выполнению трудовых действий должностей, связанных с конкретными ИТ.

Учебным заведениям сегодня крайне необходимо, чтобы работодатели не только рецензировали их ОПОП и рабочие программы дисциплин, участвовали в заседаниях государственных экзаменационных комиссий, но и помогали с приобретением лицензий на востребованные программные продукты, с обучением преподавателей на авторизованных учебных курсах по освоению этих продуктов, с разработкой рабочих программ

по перспективным прорывным направлениям в сфере ИТ.

1. Лебедева Т. Ф., Ткаченко Н. А. Диаграммы циклической причинности для исследования эффективности познавательной деятельности студентов. // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 201 5. — № 3. — С. 99-105.

2. Митин В. А. Европейская классификация ИТ-специалистов // PC Week/RE = Компьютерная неделя. — 2015. — №4 (881).

3. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий» : распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2602-р.

4. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.11.2014 г. № 2036-р.

5. Сценарии инновационного развития и глобализации российской отрасли информационных технологий : отчет, подготовленный EY по заказу РБК [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nusventune.ru/nu/ programm/analytics/docs/scenarii_innov_razv.pdf.

УДК/UDC 37 А. И. Мухина

A. Muhina

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF RESEARCH COMPETENCE DEVELOPMENT OF TEACHER

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты развития исследовательской компетентности педагогов. Составлен обзор имеющихся по данной теме исследований, раскрывающих различные подходы к изучению исследовательской компетентности педагогов, даны ее определения, структура, этапы формирования, уровни, мотивационные ориентации и критерии сформированности. Рассмотрена проблематика развития исследовательской компетентности у педагогов дошкольных организаций.

The article describes theoretical and practical aspects of teacher's research competence development. There is an overview of studies on this subject, which is about different approaches of teacher's research competence study, determination of research competence, its structure, formation stages, levels, motivational

orientations, criteria of its formation. Also, the article addresses the problems of development competence of teachers in pre-school organizations.

Ключевые слова: исследовательская компетентность педагога, развитие исследовательской компетентности.

Keywords: research competence of the teacher, structure, teacher's research competence development, formation stages, criteria.

В процессе жизнедеятельности каждый человек стремится к самореализации, в том числе в профессиональной сфере. Значимым фактором становится достижение успеха в этой деятельности. Успех как признание в обществе высокого качества деятельности и достижений человека является существенной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.