Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ БРЕНДОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА'

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ БРЕНДОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
шкала Харрингтона / конкурентоспособность / брендинг / маркетинговые мероприятия / хореография / стратегия развития вуза / маркетинг образования / имидж бренда. / Harrington scale / competitiveness / branding / marketing activities / choreography / university development strategy / education marketing / brand image.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гузь Владислава Владимировна, Малов Антон Витальевич

Статья посвящена изучению факторов, влияющих на узнаваемость бренда образовательных учреждений высшего образования в области хореографического искусства. Целью статьи является разработка методического подхода к оценке эффективности маркетинговых мероприятий крупнейших хореографических вузов РФ, согласно которого в качестве интегрального показателя используется обобщенная функция Харрингтона. Предлагаемый метод выступает как дополнительный инструмент при оценке конкурентоспособности образовательных учреждений в области хореографии. На основе данной оценки, в целях определения проблем и путей их решения, были предложены мероприятия, которые помогут повысить узнаваемость бренда. В рамках исследования был предложен слоган для ФГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a Methodological Approach to Brand Management of Educational Institutions of Higher Education in the Field of Choreographic art

The article is devoted to the study of factors affecting the brand recognition of educational institutions of higher education in the field of choreographic art. The aim of the article is to develop a methodological approach to assessing the effectiveness of marketing activities of the largest choreographic universities of the Russian Federation, according to which the generalised Harrington function is used as an integral indicator. The proposed method acts as an additional tool in assessing the competitiveness of educational institutions in the field of choreography. On the basis of this assessment, in order to identify problems and ways to solve them, activities that will help to increase brand recognition were proposed. As part of the research, a slogan for the FSBEI VO «Academy of Choreography» was proposed, and recommendations to strengthen the competitive position of the university were developed.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ БРЕНДОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»

УДК / UDC 658.8

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-7325-50-56

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ БРЕНДОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Development of a Methodological Approach to Brand Management of Educational Institutions of Higher

Education in the Field of Choreographic art

Гузь Владислава Владимировна,

студент 4 курса кафедры экономики предприятия, Севастопольский государственный университет; г. Севастополь, Россия, ул. Университетская, 33 Guz Vladislava Vladimirovna,

4th year student of the Department of Business Economics, Sevastopol State University; 33, Universitetskaya st., Sevastopol, Russia vladislava.guz@mail.ru https://orcid.org/0009-0006-2058-2572

Малов Антон Витальевич,

доцент кафедры экономики предприятия, Севастопольский государственный университет; г. Севастополь, Россия, ул. Университетская, 33 Malov Anton Vitalievich,

Associate Professor of the Department of Business Economics, Sevastopol State University; 33, Universitetskaya st., Sevastopol, Russia AntonMalov96@yandex.ru https://orcid.org/0009-0004-9729-5235

Статья посвящена изучению факторов, влияющих на узнаваемость бренда образовательных учреждений высшего образования в области хореографического искусства. Целью статьи является разработка методического подхода к оценке эффективности маркетинговых мероприятий крупнейших хореографических вузов РФ, согласно которого в качестве интегрального показателя используется обобщенная функция Харрингтона. Предлагаемый метод выступает как дополнительный инструмент при оценке конкурентоспособности образовательных учреждений в области хореографии. На основе данной оценки, в целях определения проблем и путей их решения, были предложены мероприятия, которые помогут повысить узнаваемость бренда. В рамках исследования был предложен слоган для ФГБОУ ВО «Академия хореографии», а также разработаны рекомендации по укреплению конкурентных позиций вуза.

Ключевые слова: шкала Харрингтона; конкурентоспособность; брендинг; маркетинговые мероприятия; хореография; стратегия развития вуза; маркетинг образования; имидж бренда.

The article is devoted to the study of factors affecting the brand recognition of educational institutions of higher education in the field of choreographic art. The aim of the article is to develop a methodological approach to assessing the effectiveness of marketing activities of the largest choreographic universities of the Russian Federation, according to which the generalised Harrington function is used as an integral indicator. The proposed method acts as an additional tool in assessing the competitiveness of educational institutions in the field of choreography. On the basis of this assessment, in order to identify problems and ways to solve them, activities that will help to increase brand recognition were proposed. As part of the research, a slogan for the FSBEI VO «Academy of Choreography» was proposed, and recommendations to strengthen the competitive position of the university were developed.

Keywords: Harrington scale; competitiveness; branding; marketing activities; choreography; university development strategy; education marketing; brand image.

Введение (Introduction)

В современных условиях произошла кардинальная трансформация системы образования,стали популяризироваться заочные и дистанционные формы обучения, разрабатываться новые образовательные программы и платформы, на которых они реализо-вываются. Вместе с тем существуют образовательные программы, которые невозможно адаптировать под дистанционную форму

обучения. К таким относятся направления подготовки, которые реализуются в хореографических школах, академиях балета, институтах культуры: «Искусство балета», «Педагогика балета», «Основы хореографического искусства», «Хореографическое исполнительство». Проблема реализации подобных программ заключается в том, что искусная техника движений, умение слышать и двигаться под музыку, работать у станка

и чувствовать свое тело, развивать амплитуду движений, их тонкость и «чистоту» исполнения может вырабатываться только под чутким руководством профессиональных преподавателей, которые в процессе обучения развивают способности студентов и указывают на ошибки, которым необходимо уделять больше внимания. Преподаватели выступают наставниками, которые направляют и поддерживают своих учеников на протяжении

обучения, доносят истинный смысл таких понятий как «искусство», «балет», «классический танец», «музыка».

Обучение мастерству балета включает в себя интеллектуальное и духовное развитие, эстетическое воспитание обучающихся, именно поэтому такие образовательные программы сложно реализовать в дистанционных или заочных формах обучения.

Стоит отметить, что между образовательными учреждениями идет непрерывная борьба за каждого абитуриента. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в рамках ежегодно растущей конкуренции, учебным заведениям приходится разрабатывать все новые идеи для продвижения своего продукта на рынке, делать образовательные программы более уникальными, выстраивать стратегии, которые позволят занять высокие позиции в рейтинге, использовать эффективные маркетинговые инструменты, заниматься изучением существующих трендов.

Вопросы маркетинга в образовательных хореографических учреждениях, театрах и иных культурных учреждений рассматривался отечественными [1, 2] и зарубежными [3, 4] авторами. В литературе недостаточно глубоко рассмотрен вопрос оценивания маркетинговых стратегий хореографических вузов и в целом управление маркетингом учреждения.

Основной целью исследования является разработка методического подхода к оценке эффективности маркетинговых мероприятий крупнейших хореографических вузов РФ.

В рамках достижения цели необходимо провести анализ высших учебных заведений в области хореографического искусства; определить факторы, влияющие на узнаваемость бренда хореографического вуза; оценить эффективность маркетинговых мероприятий крупнейших хореографических вузов РФ; предложить мероприятия для повышения эффективности маркетинговых инструментов.

Материалы и методы (Materials and Methods)

Специфика образовательных услуг заключается в их неосязаемости и несохраняемости, в долгом процессе принятия решения. Это обуславливает особенность их продвижения на рынке: образовательным организациям постоянно необходимо следить за своей репутацией и той информацией, которая передается «по сарафанному радио», поддерживать связи с заинтересованными абитуриентами, заявлять о себе в таком «ярком формате», чтобы это выступало катализатором к росту заинтересованности и желанием учиться в конкретно выбранном учебном заведении.

В рамках статьи было произведено исследование сферы балета: проблем, тенденций и перспектив развития; маркетинговых методов и инструментов продвижения хореографических академий осуществляющих подготовку кадров в сфере культуры и искусства, также разработаны и предложены методы для улучшения имиджа и продвижения ФГБОУ ВО «Академия хореографии» на рынке образовательных услуг. Были ис-

пользованы теоретические и эмпирические методы исследований, такие как: наблюдение, сравнение, измерение, математическое моделирование, опрос, анализ и синтез.

Результаты (Results)

На данный момент в России имеют статус федерального значения пять балетных школ, которые расположены в Москве, Севастополе, Санкт-Петербурге, Перми и Новосибирске: Московская государственная академия хореографии (МГАХ) и три её филиала в Калининграде. Кемерово и Владивостоке, ФГБОУ ВО «Академия хореографии», Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, Пермское и Новосибирское государственные хореографические училища*. Также действуют колледжи, реализующие образовательную программу 52.02.01 «Искусство балета», к ним относятся Саратовский областной колледж искусств, Колледж искусств республики Коми, Казанское, Воронежское хореографические училища и др. Касательно высшей школы, образование по специальности 52.03.01 «Хореографические искусство» можно получить в 25 высших учебных заведениях по стране. Всего в России в вузах проводится обучение по 295 специальностям с общим количеством программ обучения — 17394. Направление «Хореографическое искусство» находится на 217-ом месте в рейтинге всех специальностей**.

В РФ культура возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации

* Рассказываем о ведущих балетных школах федерального значения [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://dzen.rU/a/ YGSdcWTk_FJHVJ08#:~:text=Профессиональная%20карьера%20потребует%20от%20ребенка,Москве%2C%20Санкт-Петербурге%2С%20Перми%20и%20Новосибирске (дата обращения 20.05.2024).

** Вузы России со специальностью хореографическое искусство - 52.03.01 [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://vuzoteka.ru/ вузы/Хореографическое-искусство-52-03-01 (дата обращения 20.05.2024).

общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России. Общий бюджет мероприятий национального проекта составляет 127453,28 млн рублей3*. Развитию балета уделяется особое внимание, с целью воспитания профессионалов с раннего возраста, по поручению Президента РФ Владимира Путина и на основании его указа «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» были построены культурные кластеры в Калининграде, Кемерово, Севастополе и Владивостоке.

В балете, как в отдельном направлении искусства, на сегодняшний день складывается ряд проблем, которые задают новые тенденции и перспективы его развития.

По мнению выдающегося хореографа и балетмейстера Бориса Эйфмана, в России ощущается дефицит кадров, который складывается по причине того, что выпускники академий уходят работать в другие профессии, следовательно, это порождает проблему отсутствия новых идей развития балетного искусства, что в дальнейшем ведет к снижению уровня профессионализма российского балета в целом. Отмечается, что у сотрудников театров, академий, а также артистов низкий уровень заработной платы и пенсий, что также негативно сказывается на развитии данной сферы искусства. В ходе глобализации классический балет утрачивает свою уникальность из-за переориентации на западные тенденции, лишенные той оригинально-

сти и гениальности, которая присуща ему на территории нашей страны. Кроме того, происходит отток солистов театров за границу с целью трудоустройства в более престижных местах. В современном мире элитарность классического балета претерпевает изменения под воздействием механизмов массовой культуры: проведение на телевидении балетных шоу, массовое тиражирование на видеоносителях произведений «высокого» искусства с их доставкой «на дом», использование образов-копий классического балетного искусства в рекламе, наблюдается тенденция к увеличению количества коммерциализрован-ных проектов-постановок.

По мнению экспертов, перспективы развития данной сферы искусства складываются следующие:

1. Русский классический балет в ближайшие десятилетия будет транслятором традиций и духовных основ отечественной культуры,являясь уникальным «национально-культурным брендом» страны.

2. Стилистический плюрализм выявляет перспективу развития русского балета в контексте режиссерского театра и появления новых стилей, форм и направлений балетного искусства.

3. Тиражирование будет происходить в процессе слияния балета с всевозможными формами и проявлениями массовой культуры — СМИ, телевидение, кино и пр.

4. Коммерциализация балетного искусства позволит привлечь дополнительное финансирование, найти спонсоров, реализо-вывать новые проекты, фестивали и конкурсы.

Таким образом, учитывая количество конкурентов, а также складывающиеся проблемы в данной сфере, образовательным организациям следует активизировать свою деятельность по продвижению направлений подготовки в сфере балета, по донесению до обывателей важности и уникальности существования «классического балета», поддержания ее развития. От этого зависит дальнейшее существование «русского балета» как бренда, который известен на весь мир своим характером, манерой, исконностью и неповторимостью исполнения.

ФГБОУ ВО «Академия хореографии» — первая профессиональная балетная школа в г. Севастополе, в которой на данный момент реализуются программы дополнительного предпофессио-нального и среднего профессионального образования, на период 2024 года численность обучающихся составляет 149 человек. К 2030 году, в рамках программы развития академии, запланирован набор студентов на первый курс по программам высшего образования. Цель академии — стать современным многоуровневым международным центром хореографического образования.

К основным задачам, с которыми приходится сталкиваться при разработке успешной стратегии продвижения образовательного учреждения, относятся: создание уникальной айдентики и качественный брендинг, повышение узнаваемости образовательного учреждения, укрепление репутации и улучшение имиджа, повышение уровня доверия к качеству оказываемых услуг и бренду со стороны абитуриентов и международных

3* Паспорт национального проекта «Культура» [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://culture.gov.ru/upload/mkrf/mkdocs2023/ NP_Kurtura.pdf (дата обращения 20.05.2024).

В. Гузь, А. Малов. Разработка методического подхода к управлению брендом образовательных учреждений

вузов, холдингов и небольших предприятий (партнеров), увеличение количества запросов в поисковой строке браузеров и трафика на сайт, стремление предугадать и выявить желания и возможные запросы будущих студентов, получение отзывов [5].

В рамках исследования был определен ряд факторов, которые влияют на узнаваемость бренда хореографических академий. Структура и вес каждого фактора был определен экспертными оценками, среди практикующих экономистов и менеджмента учреждений, деятельность которых напрямую связана с хореографическим искусством. Экспертам предлагалось оценить процент виляния предложенных факторов на узнаваемость бренда хореографических академий, была возможность предложить свой фактор, который влияет на узнаваемость. В опросе приняло участие 14 экспертов, степень согласованности экспертов оценивалась на основе расчета коэффициента конкорда-ции (0,81), который говорит о высокой степени согласованности мнений экспертов и критерия согласованности Пирсона, который составляет 91,23, что говорит о том, что величина не случайная, а потому результаты имеет смысл использовать в дальнейшем исследовании. Были определены следующие веса факторов:

1) количество подписчиков в социальных сетях, вес фактора — 0,12;

2) количество рекламы на ТВ, документальных фильмов, вес фактора — 0,15;

3) объем пожертвований (поддержка мероприятий, движений), вес фактора — 0,13;

4) количество проведенных встреч со знаменитостями, вес фактора — 0,10;

5) качество сайта и поисковая оптимизация, вес фактора — 0,07;

6) продвижение информации в изданиях, которые готовы представить позитивный и достоверный образ бренда / Выпуск собственных журналов, вес фактора — 0,13;

7) объем выездных гастролей, вес фактора — 0,13;

8) проведение экскурсий, дней открытых дверей,вес фактора — 0,10;

9) уникальность и дизайн логотипа, вес фактора — 0,07.

Все количественные данные брались за 2023 год. Были изучены основные формы продвижения образовательных услуг, используемые прямыми конкурентами ФГБОУ ВО «Академия хореографии»: Московской Государственной Академией Хореографии, Академией русского балета имени А. Я. Вагановой, Академией танца Бориса Эйфмана. В рамках изучения социальных сетей образовательных учреждений было выявлено, что социальная сеть ВКонтакте у МГАХ (33,33 тыс. подписчиков) не пользуется популярностью и ведется неактивно: отсутствуют фотоальбомы, «клипы» и видеоматериалы; публикуются только последние новости и события. Академия хореографии (42,67 тыс. подписчиков) в этом направлении работает активнее: публикуются видео с участием учащихся в конкурсах, мероприятиях, в которых академия принимает участие, интервью с учениками, сюжеты и репортажи, снятые местными телевизионными каналами; размещены фотографии сучениками академии, с показа спектаклей на сцене театра. Эталонным является сообщества Академии русского балета А. Я. Вагановой и Академии танца Бори-

са Эйфмана, у которых наибольшее количество подписчиков (79 тыс. и 66,67 тыс. соответственно), и качественное ведение страниц. Академия танца Бориса Эй-фмана является единственным из конкурентов, кто размещает формат «клипов» и набирает высокое количество просмотров.

Те/едгат-канал у всех образовательных организаций не пользуется популярностью для продвижения.

В академии танца Бориса Эйф-мана в 2018 году проходила серия мастер-классов по классическому танцу этуаля Парижской Оперы Жана Гийома Барта, который делился опытом с воспитанниками и преподавателями. В Академии русского балета им. А. Я. Вагановой также проводятся встречи с иностранными звездами балета — с филиппинской примой-балериной Лизой Макуха-Элизаль-де, и Патрицией Маньери из театра Сан-Карло в Неаполе. В московской государственной академии в 2023 году проводились дистанционные мастер-классы от американской танцовщицы и хореографа Марты Грэм. В Академии хореографиипроводятся мастер-классы с мировыми звездами балета — Сергеем Полуниным и Ксенией Рыжковой, в 2021 году была проведена творческая встреча с народным артистом России Андреем Уваровым.

Наиболее качественный сайт с лаконичным дизайном, погружающим в атмосферу балету, удобной навигацией и высокой информативностью разработала Московская государственная академия хореографии.

В ходе исследования было выявлено, что у всех конкурентов, кроме Академии Хореографии, выпускаются периодические издания в формате журналов. МГАХ

занимается изданием журнала «Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование», особое внимание в котором уделяется материалам, связанным с изучением истории, теории, методики и практики хореографического искусства, важным событиям в жизни МГАХ. Академия русского балета А. Я. Вагановой выпускает «Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой», в котором представлены результаты исследований в области искусствоведения и смежных с ним областях гуманитарного знания. Периодическим изданием в академии танца Бориса Эйфмана является журнал «Формула танца».

Логотип Академии хореографии является наиболее оригинальным из всех, так как он напрямую не передает ассоциации с балетом, но в нем заложен подтекст. Он был создан под влиянием картины Эль Лисицкого «Новый человек», геометрические формы логотипа отражают общую форму и очертания здания академии, а общее динамическое движение вперед представляет радость во время танца.

Для расчета интегрального показателя влияния каждого фактора узнаваемости на эффективность маркетинговых мероприятий предлагается использовать шкалу потребностей Харрингтона [6]. На начальном этапе для каждого уровня желательности d был определен диапазон изменения значений количественных показателей, полученных в рамках анализа отчетности организаций и экспертных оценок. Для каждого фактора был построен аппроксимирующий полином и определена желательность признака. Уровни желательности были определены шкалой потребности Харрингтона, значения показателей, которые

соответствуют уровню желательности были определены на основе определения максимальных и минимальных данных по конкретному показателю в образовательных учреждениях в сфере хореографического искусства. Например, для фактора №1 изменение количественных показателей было определен в диапазоне от 30 до 80 тысяч подписчиков (табл. 1), в связи с тем, что минимальное количество подписчиков у МГАХ на уровне 33,33 тыс., а максимальное количество у АРБ им. А.Я. Вагановой на уровне 79 тыс. подписчиков. После определения соответствия частного показателя к уровню желательности с/был рассчитан частный показатель У.

Далее была построена точечная диаграмма (рис. 1), где по горизонтали показаны значения количества подписчиков, а по вертикали — значение частного показателя У. Было построено аппроксимирующее уравнение с коэффициентом детерминации на уровне #"2=0,9752.

Подобные расчеты были проведены для каждого фактора. Подобный метод позволяет привести к общему значению неоднородные данные. Следующим этапом (табл. 2) был определен частный показатель У путем решения уравнения аппроксимирующего полинома. На основе полученных результатов была определена желательность признака сС с поправкой на вес к.

Таблица 1

Средние показатели количества подписчиков для различных уровней

желательности Table 1. Average follower counts for various desirability levels

Уровни желательности d Количество подписчиков, тыс. чел. Частный показатель Y

0,01 30 -1,527179626

0,2 40 -0,475884995

0,21 41 -0,445100958

0,36 50 -0,021420188

0,37 51 0,005764308

0,62 60 0,738069652

0,63 61 0,772113638

0,79 70 1,44510072

0,8 71 1,499939987

0,95 80 2,970195249

у - 0, ЭООбх2 - 0,011х- 2.1443 •

R: = С ,9752

П 1П 7П ЯП _LÍ> ..■•*"' Sil ЛП 7П КП О

4 ь__

Рис. 1. Полиномиальная линия тренда Fig. 1. Polynomial trend line

В. Гузь, А. Малов. Разработка методического подхода к управлению брендом образовательных учреждений ...

Таблица 2

Расчет желательности d признака Table 2. Calculation of desirability of feature d

№ фактора Вес фактора k Академия хореографии МГАХ АРБ им. А.Я. Вагановой АТ Бориса Эйфмана

Y' d dnk Y' d dnk Y' d dnk Y' d dnk

1 0,12 -0,58 0,17 0,81 -1,11 0,05 0,69 2,47 0,92 0,99 1,26 0,75 0,97

2 0,15 0,20 0,44 0,88 0,52 0,55 0,91 1,22 0,74 0,96 0,36 0,50 0,90

3 0,13 -0,97 0,07 0,71 -1,26 0,03 0,63 2,84 0,94 0,99 -1,07 0,05 0,68

4 0,10 -0,60 0,16 0,83 0,36 0,50 0,93 0,93 0,67 0,96 -0,15 0,31 0,89

5 0,07 -0,05 0,35 0,93 1,86 0,86 0,99 1,65 0,83 0,99 1,78 0,84 0,99

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 0,13 -0,81 0,11 0,75 -0,39 0,23 0,83 0,64 0,59 0,93 -0,81 0,11 0,75

7 0,13 -0,88 0,09 0,73 -0,52 0,19 0,80 -0,88 0,09 0,73 0,52 0,55 0,93

8 0,10 0,02 0,37 0,91 1,52 0,80 0,98 1,36 0,77 0,97 1,36 0,77 0,97

9 0,07 1,69 0,83 0,99 1,56 0,81 0,99 1,56 0,81 0,99 1,52 0,80 0,98

На основе полученных данных с помощью средней геометрической был рассчитан обобщенный показатель качества й и построена диаграмма значений показателя для каждого учреждения (рис. 2).

Таким образом можно сделать вывод, что ФГБОУ ВО «Академия хореографии» значительно отстает по ключевым факторам, влияющим на узнаваемость бренда, а значит основными направлениями развития учреждения является стратегическое планирование, направленное на повышение узнаваемости бренда. На основе таблицы 3 и приведённых выше общих рекомендаций будет предложен вариант слогана для Академии хореографии.

На основе изучения существующих слоганов ведущих высших учебных заведений страны, для ФГБОУ ВО «Академия хореографии» был предложен слоган, который описывает сферу деятельности, в которой функционирует образовательная организация, а также упоминается об одном из ее преимуществ — расположении на берегу моря: «Искусство, вдохновленное волной».

В ходе проведенного исследования было выявлено, что у академий хореографии, колледжей и училищ в сфере хореографиче-

ского образования, отсутствуют слоганы, поэтому в процессе разработки бренда также рекомендуется составление слогана, который будет вызывать ассоциацию с конкретной организацией. Правильно сформулированный слоган должен описывать деятельность университета, либо вызы-

вать вопрос, а почему именно такое словосочетание/предложение выбрано для его описания, либо вызывать желание узнать, как можно больше о жизни студентов в университете, вызывать желание стать частью «большой семьи», которая руководствуется схожим девизом в жизни.

79,0

66,7

33,3

42,7

Академия хореографии МГАХ АРБ им. А.Я. Вагановой АТ Бориса Эйфмана

Рис. 2. Диаграмма значений обобщенного показателя качества D Fig. 2. Diagram of values of the generalized quality indicator D

Таблица 3

Примеры слоганов университетов Table 3. Examples of university slogans

Наименование образовательной организации Слоган

Московский Авиационный Институт «МАИ — это не просто вуз, это образ жизни»

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума

Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана «Мужество, Воля, Труд и Упорство»

Севастопольский Государственный Университет «СЕВГУ - море возможностей»

Московский Государственный Институт Международных Отношений «Традиция быть первым»

Высшая Школа Экономики «Не для школы, а для жизни мы учимся»

Российский Университет Дружбы Народов «Знанием объединимся»

Обсуждение (Discussion)

Стоит отметить, что ФГБОУ ВО «Академия хореографии» необходимо заняться разработкой индивидуальной стилизованной ай-дентики, т.е. набора уникальных для каждого бренда элементов, которые сделают его узнаваемым, а также формируют целостное восприятие у потребителей. Наличия одного логотипа недостаточно.

Положительными примерами, которые на практике применяют данный способ продвижения вуза как бренда, являются: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, Московский Авиационный Институт, МГТУ им. Н.Э. Баумана, ВШЭ и др., у которых разработаны брендбуки, которые выпускают сувенирную продукцию. Всё это выступает в качестве долгосрочных инвестиций, так как вуз выпускает эти товары на рынок, а они дальше распространяются по всему миру, и реклама в массах является дивидендами, которые получает организация в лице будущих абитуриентов.

В качестве рекомендаций для ФГБОУ ВО «Академия хореографии» было предложено:

1. Разработать современный сайт с единым лаконичным дизайном и удобным интерфейсом.

2. Более активно продвигать Академию в социальных сетях: создать и обновлять УоиТиЬе-ка-нал, запустить таргетирован-ную рекламу в ВКонтакте, в поисковой системе «Яндекс».

3. Привлекать к сотрудничеству известных людей, заслуженных артистов и профессионалов: с интервалом раз в полгода проводить творческие встречи, организовывать мастер-классы при участии ведущих артистов балета.

4. Организовать сотрудничество на международном уровне с ведущими школами балета.

5. Информировать школьников о существовании Академии хореографии: проводить открытые уроки при участии воспитанников академии.

6. Участвовать в международных танцевальных конкурсах.

7. Проводить флешмобы.

8. Использовать образ ректора академии Сергея Полунина в рекламе.

9. Проводить «подготовительные» курсы по обучению танцам.

Заключение (Conclusion)

В соответствии с задачами исследования был проведен анализ брендов крупнейших хореографических высших учебных заведений РФ. Определены факторы, влияющие на узнаваемость бренда на специфическом рынке, наиболее актуальным из которых является реклама на ТВ, создание различных документальных фильмов о хореографическом образовании и популяризации балета. Немаловажную роль играют спонсорство, организация гастролей и продвижение в социальных сетях. Наименее важными факторами являются качество сайта, уникальность и дизайн логотипа. Бренд образовательного учреждения — это совокупность факторов, которые влияют на его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Процесс поиска и формирования своего стиля, имиджа и работа над репутацией образовательной организации может занять немало времени и сил, но это оправданное вложение, которое сделает организацию более конкурентоспособной на рынке образовательных услуг.

ИСТОЧНИКИ (References)

1. Колякова, И. В. Коммуникативные стратегии продвижения театральных проектов в эпоху «nobrow»: от С. Дягилева до С. Данеляна / И. В. Колякова // Челябинский гуманитарий. - 2020. - № 1(50). - С. 20-27. - DOI 10.24411/ 1999-5407-2020-10102. - EDN KVNHKA.

2. Старынина, Л. Н. Особенности маркетинга в сфере культуры и искусства / Л. Н. Старынина // Актуальные вопросы и достижения науки и образования в XXI веке. - Самара: ООО НИЦ «Поволжская научная корпорация», 2022. -С. 78-84. - EDN XNIYFE.

3. Heyang, T.; Wang, M.; Rowe, N. The battlefield of ballet schools: the commodification of dance education in China // Leisure Studies. - 2021. - Т. 40. - №. 5. - С. 669-681.

4. Luo, M. Building Strategic Marketing Plans for US Ballet Companies. - American University, 2022.

5. Первушина, Е. Управление по связям с общественностью в вузе / Е. Первушина // Высшее образование в России. -2008. - № 11. - С. 83-89. - EDN JVSYUH.

6. Калинский, О. И. Использование функции желательности Харрингтона для качественной оценки деловой репутации (гудвилла) предприятия (на примере российских металлургических заводов) / О. И. Калинский, О. Ю. Михайлова // Бюллетень науки и практики. - 2016. - № 1(2). - С. 25-33. - DOI 10.5281/zenodo.53773. - EDN VHYAAR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.