Научная статья на тему 'Разработка методического подхода к оценке социально-экономической эффективности участия государства в реализации инновационных проектов строительства'

Разработка методического подхода к оценке социально-экономической эффективности участия государства в реализации инновационных проектов строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Городнова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка методического подхода к оценке социально-экономической эффективности участия государства в реализации инновационных проектов строительства»

Международный научный журнал «Инновационная наука»

5. С. Полоцкая «Финансовая астрология: этика и философия бизнеса» -http://www.financialastrology.ru/art/serafima.htm

6. Журнал «Астрология» (№2, 1999), ред. Владимир Копылов

7. Merriman, Raymond "Stock Market Timing", 2011 год

8. Р. Мэрриман «Солнце, Луна и рынок Серебра: секреты трейдера Серебром», 2006 год

9. Р. Мэрриман «Книга Золота: астрология циклов цен на Золото» (TheGoldBook: GeocosmicCorrelationsToGoldPriceCycles), 1982 год

10. Р. Мэрриман «Рыночныециклы: Основы» (Merriman on Market Cycles: The Basics), 1994.

11. Динамика индекса РТС на сайте Московской биржи - http://moex.com/ru/index/RTSI/

© М.Г. Ананидзе, 2015

УДК 339.97:005

Н.В. Городнова

Д.э.н., доцент

Высшая школа экономики и менеджмента Уральский федеральный университет Г. Екатеринбург, Российская Федерация

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА

Аннотация

Существующая нормативно-правовая база РФ позволяет региональным органам государственной власти предоставлять земельные участки под инновационные строительные проекты, реализуемые государственно-частным партнерством. В настоящей статье предложен методический подход к оценке эффективности участия государства и частного инвестора в проектах комплексного освоения территорий.

Ключевые слова

Инновация, урбанистика, девелопмент, государственно-частное партнерство, управление,

эффективность.

Сегодня в условиях финансового кризиса и экономических санкций в России в улучшении жилищных условий нуждается порядка 60 % граждан [5. С. 67]. Сложившаяся рыночная цена за квадратный метр, для большинства из них делает приобретение собственной квартиры или дома практически невозможным, эффект от развивающегося ипотечного кредитования также нивелируется постоянным ростом цены. Особо следует отметить неэффективность реализации системы ипотеки на фоне резкого роста курса иностранных валют по сравнению с национальной денежной единицей.

Наиболее эффективный вариант стабилизации цены на жилье - это наращивание объемов строительства жилья. Точечная застройка, практикуемая в большинстве российских городов, эту задачу не решает. Альтернативой ей должны стать инновационные проекты

119

№ 1 - 2/ 2015

комплексного освоения территорий (КОТ), которые не реализовывались в России со времен массового строительства советского периода.

Основная идея заключается в создании благоприятных условий для частного строительного бизнеса, которому стало бы выгодно решение всех вопросов инженерного обеспечения земельных участков при государственном участии и гарантированном праве на их дальнейшую застройку. Государство при этом снижает финансовую нагрузку на бюджеты, предоставляя государственные гарантии и уменьшая риски при реализации приоритетных национальных проектов и программ.

Комплексное освоение территории в современной научной и практической деятельности воспринимается как устоявшееся понятие градообразующего элемента территории и входит в систему проектных заданий формирования объектов.

Комплексное освоение территорий в России стало актуальным по следующим причинам:

• резервы «уплотнительной застройки» в крупных городах практически исчерпаны;

• на рынке появились крупные инвесторы, способные осваивать обширные территории;

• наличие внутри исторического центра множества градостроительных и инфраструктурных ограничений (недостаток электрических мощностей, ветхость инженерных сетей) подталкивают инвесторов на окраины;

• более низкая стоимость земли вне центра города.

Проект комплексного освоения территории предполагает создание новой, привлекательной городской среды обитания, которая обеспечивается за счет выработки комплексного и сбалансированного градостроительного решения (жилье, инфраструктура, работа, социальная сфера, отдых) и его реализации на определенном земельном участке. Благодаря тому, что строительство осуществляется на большой, свободной от существующих объектов территории, проектные работы могут быть реализованы без ограничений, задаваемых возможностями существующей инфраструктуры, при строительстве инженерных сетей и недвижимости используются самые современные технологические решения и инновационные материалы. По сути, проекты комплексного освоения территории предусматривают строительство нового города или района в соответствии с современными тенденциями в урбанистике.

В ходе исследования участия государства в строительстве было выявлено, что на текущий момент на территории России осуществляет свою деятельность ряд государственночастных партнерств, осуществляющих строительство в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (см. табл. 1).

Таблица 1

Проекты комплексного освоения территорий в сфере жилищного строительства

Название компания Город Название проекта Площадь застройки, га Объем строительства млн. м2 Срок реализации, лет Объем инвестиций млрд. руб.

Industrial Building Corporation Санкт- Петербург Данных нет 150 1,0 8 1

Внешторгбанк Чувашия Новый город Данных нет 0,8 6 1

Шанхайская заграничная Объединенная инвестиционная компания Санкт- Петербург Балтийская жемчужина 205 1,74 Данных нет 2

120

Международный научный журнал «Инновационная наука»

Балтрос Санкт- Петербург Славянка 280 1,8 5 2,3

Нафта-Москва Московская область Рублево-Архангельское 420 2,7 Данных нет 3

Продолжение таблицы 1.

Calko Московская область Большое Домодедово Данных нет 12,0 10 10

Ренова- СтройГруп Екатеринбург Академический 1300 10,0 15 400

Инвестиционный проект «Академический» (г. Екатеринбург), является самым масштабным как по объемам инвестиций, по площади строительства, так и по срокам реализации. Данный проект является практически единственным, строительство объектов по которому не прекращается в связи с развернувшимся кризисом. Проект «Академический» является крупнейшим строительным проектом России и Европы, а также первым проектом КОТ, уникальным по своему качеству и масштабу, который поддерживается Г осударственной Думой РФ и Полномочным представителем Президента в УрФО [1, 2, с.1, 3]. Данный проект представляет собой результат интеграции мирового опыта в сфере комплексной застройки жилья и коммерческих объектов, «адаптацию международных стандартов проектирования и строительства к отечественным традициям и создание уникальных новых городских районов и объектов комплексной застройки»1.

Аналитиками отмечается, что комплексная застройка способна существенно увеличить темпы вводимого жилья и объем предложения на рынке, а значит, положительно повлиять на цены [6].

Инфраструктуре в программах КОТ уделено особое внимание: обеспеченность парковочными местами, детскими садами, предприятиями бытового обслуживания, школами, транспортом и услугами ЖКХ должна быть значительно лучше, чем в существующих районах, как в качественном, так и в количественном плане. Достичь такого эффекта удастся, во-первых, за счет масштаба (чем больше «пятно застройки», тем меньше издержки на создание инфраструктуры в расчете на метр, а значит, на жителя), во-вторых, благодаря активному участию в проектах государства. В отличие от традиционного девелопмента, где вся инфраструктурная нагрузка по большому счету ложится на инициатора проекта, концепция КОТ предусматривает поддержку проекта органами государственной власти всех уровней, причем не только организационную, административную, политическую, но и финансовую. Другими словами, речь идет о реализации механизма государственно-частного партнерства [4]. Кроме того, комплексный подход под силу только крупному инвестору, готовому взять на себя проблемы по обеспечению больших территорий транспортными и инженерными коммуникациями. Вариантами государственно-частного партнерства при комплексном освоении территорий могут стать передача земельных участков в аренду, заключение контрактов на строительство и концессии (долгосрочное право пользования).

По мнению автора, только комплексный подход позволит развивать новые районы максимально сбалансировано, сочетая в них социальные, жилые и коммерческие функции.

1 Материалы заседания Полпредства по УрФО, посвященного строительству района «Академический» в г. Екатеринбурге, 24 июня 2009 г.

121

№ 1 - 2/ 2015

В табл. 2 приведен сравнительный анализ комплексного освоения территории в сравнении с традиционными видами девелопмента.

Таблица 2

Комплексное освоение территории и традиционные виды девелопмента: сопоставительный анализ

Точечная застройка Комплексное освоение территории (КОТ)

Разрозненные проекты Комплексность, синергетический эффект присутствия различных участков рынка недвижимости

Перегруженная инфраструктура Строительство независимой новой инфраструктуры, выгодное позиционирование района застройки

Расположение в пределах городской черты, перегруженность транспортом, невозможность реализовать целостную концепцию Экологичная направленность района, перевод жилой и коммерческой недвижимости за пределы города

Взаимоотношения с органами государственной власти, разрешительная документация Государственная поддержка проекта и предоставление государственных гарантий

Неэффективное управление территориями Эффективное управление территориями

Несомненным достоинством территорий, развивающихся комплексно, является их самодостаточность, оптимизация транспортной модели дает возможность доступа к важным общественным узлам, приводит к перераспределению нагрузки с основных магистралей на второстепенные - жителям не нужно ехать в другую часть города, чтобы сделать покупки, обратиться за медицинской помощью, отдохнуть.

При комплексном освоении земель, как правило, соблюдается сбалансированная функциональность застройки, максимальное разнообразие видов недвижимости, развитость социально-бытовой и культурной инфраструктуры. Преимуществом комплексных кварталов также является предсказуемость для потребителей и инвестора, наличие транспортной и социальной инфраструктуры повышает ликвидность проекта, а также рыночную стоимость объекта жилой недвижимости. Система взаимодействия участников проекта при комплексном освоении территорий существенно меняется. Формализуются финансовые отношения, усложняются юридические и нормативные процедуры. В условиях торгов четко регламентированы обязанности сторон, описаны объекты расселения, указаны сроки выполнения этапов работ, определены санкции в случае нарушения договорных условий.

Основным преимуществом участия в проектах комплексной застройки является тот факт, что девелоперу предоставлены широкие возможности для разработки и воплощения архитектурно-планировочных решений на единой большой территории. Сегодня в крупных проектах многофункциональной застройки используется мастер-планирование, выполняемое, как правило, зарубежными специалистами. Одна из важнейших задач, которые стоят перед разработчиками мастер-плана - совмещение экономических целей девелопера и ожиданий общества, поскольку необходимо создать городскую структуру, которая будет понятной, удобной и достаточно устойчивой для последующего развития. Структурирование проекта должно вестись таким образом, чтобы он был выгоден даже в случае частичного осуществления. Комплексное освоение территорий всегда физически, экономически и социально трансформирует территорию, на которой ведутся работы, а это требует осуществления значительных инвестиций на стадии предевелопмента.

122

Международный научный журнал «Инновационная наука»

В число наиболее важных проблем, которые необходимо учитывать при реализации комплексного проекта, входит «встраивание» проекта в существующую окружающую среду. Это и экологический аспект (оценка загрязнения, планы санации, подтверждение экологической безопасности), и вопрос организации общественного пространства. Немаловажным является процесс формирования «персоналии», то есть ярко выраженной индивидуальности проекта, сообщающей ему дополнительную ценность. Для девелопера в проекте комплексного освоения существуют и другие сложности. Прежде всего, комплексное освоение территорий начинается с работы на инженерно неподготовленном земельном участке, на котором отсутствуют коммуникации и каких-либо согласования по ним. Поэтому в начале работ необходимо провести всесторонний анализ рынка от выбора участка и особенностей градостроительных условий (изучить генеральных план, планируемое развитие транспортной и инженерной инфраструктуры) до анализа инженерного обеспечения и транспортной доступности. На основе проведенной работы следует разрабатывать концепцию застройки выбранного участка и готовить технические условия подключения к инженерным сетям, формирования улично-дорожной сети.

При реализации крупных проектов экономически целесообразно строительство собственной генерации за счет инвесторов. Необходимость обеспечить застраиваемую территорию социальными учреждениями также существенно удорожает проект. При адекватной финансовой поддержке проектов со стороны государства данный отрицательный момент менее значим, однако, вследствие длительных сроков осуществления проекта, рыночные (системные) риски снизить практически невозможно. К таким рискам могут быть отнесены: насыщение рынка, снижение спроса и цен на квартиры, изменение нормативной базы, изменение потребительских предпочтений или экологической ситуации в районе застройки. Для того чтобы проекты КОТ активнее развивались, необходимо создание нормативной базы, которая четко определит стандарты разделения ответственности между инвесторами и государством. Необходимо определить, какую часть затрат на создание инфраструктуры берет на себя инициатор проекта, какую - федеральный, областной и муниципальный бюджеты. Это разделение ролей должно быть по максимуму стандартизировано, чтобы компании, которые захотят выйти на рынок с проектом КОТ, четко представляли себе, на какую помощь со стороны государства они могут рассчитывать, соответственно более четко просчитывали затраты на проект[7].

Выявленные проблемы должны быть учтены при разработке теоретических и методологических основ формирования и эффективного управления деятельностью государственно-частных партнерств в инвестиционно-строительной сфере. Следует обратить особое внимание на проблемы взаимодействия государства и строительных компаний, осуществляющих свою деятельность в рамках приоритетных инвестиционных проектов по строительству доступного и комфортного жилья, а также учесть наличие центростремительных сил раздробленность строительных организаций в настоящий период. В этой связи необходима разработка к формированию интегрированных структур в инвестиционно-строительной сфере, учитывающий наличие строительных компаний государственной формы собственности, а также участие государства в приоритетных инвестиционных проектах и программах.

На рис. 1 представлен новый методический подход к оценке эффективности управления государственно-частными партнерствами в инвестиционно-строительной сфере при реализации проектов комплексного освоения территорий. Ниже приводятся методики оценки эффективности управления государственно-частными партнерствами при реализации крупных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий.

1. Индикативная оценка вариантов системы управления ГЧП, характеризующихся пятьюиндикаторами (И): стоимость (С), энергоэффективность (Э), оперативность (О),

123

№ 1 - 2/ 2015

устойчивость (У) и информативность (И). Введем качественные значения этих критериев: С -большая, средняя, малая; Э - высокая, низкая; О - достаточная, недостаточная; У - высокая, низкая; И - полная, ограниченная.

Рисунок 1 - Методический подход к оценке эффективности деятельности государственно-частного

партнерства в инвестиционно-строительной сфере

В целях выбора формы управления деятельностью ГЧП все множество критериев объединим в подмножества, по которым методом экспертных оценок определим их предпочтительности (И) таким образом, чтобы сумма всех (И) была равна единице.

2. Определение обобщающего показателя оценки, который определен как индекс оценки эффективности (ИОЭ), включают сумму значений индикаторов, по которому один вариант лучше (И+) или равноценен другому (И):

ИОЭ = И+ + И=, ИОЭ ^ max (1)

Сравнение индексов оценки эффективности позволяет сделать вывод о том, какая модель управления предпочтительнее в заданных условиях.

Автором разработан алгоритм оценки эффективности деятельности ГЧП методом свертывания множества критериев в целевую функцию, который представлен на рис. 2. Алгоритм состоит из следующих шагов.

1. Составление перечня показателей эффективности, которые объединяются в группы: I-я группа - Система управления государственно-частного партнерства. 2-я группа - Особенности взаимодействия с государством. 3-я группа - Экономические показатели. 4-я группа - Влияние на социально-экономическое развитие региона. 5-я группа - Информационно-инновационная фаза развития. Далее каждый показатель, получает значимость внутри группы, к которой он относится.

2. Определение частной значимости показателей внутри группы осуществляется экспертно по предлагаемой шкале в диапазоне от 1,0 до 2,0. Приоритет одного показателя над другим определяется долей единицы. После того, как выделены группы и составляющие их частные критерии, а также определена их частная значимость, для двух вариантов системы управления оцениваются по балльной системе от 1 до 10.

124

Международный научный журнал «Инновационная наука»

Рис. 2. Алгоритм оценки эффективности управления государственно-частным партнерством

Нормирование абсолютных значений каждого показателей. Лучшее значение принимается за 1,0, худшее - за долю единицы (пропорционально абсолютным значениям соответствующих пар критериев)

125

№ 1 - 2/ 2015

Чу

Xij= ----------- рост абсолютного значения улучшает управление (2)

max (qj

min (qy)

Xij= ----------- рост абсолютного значения ухудшает управление (3)

qij

где Xij- нормированное значение определенного показателя; qij— его абсолютное значение.

Нормированное значение некоторых частных критериев может лежать в диапазоне от 0

до 1,0.

4. Получение нормированного показателя с учетом его значимости. Умножением нормированного значения каждого частного на его значимость gij получаем

Xij = xi/'^gi/(4)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Xij— нормированное значение показателя с учетом его значимости.

5. Определение интегрального показателя по группе. Сложением всех величин Ху-в пределах каждой группы получаем значение интегрального показателя для каждой группы критериев (К)

К = IX (5)

6. Нормирование интегрального показателя группы для двух систем управления: лучшее значение принимается за единицу, худшее - за долю единицы

К

КТ= ---------- (6)

max (Kj)

где KjH - нормированный интегральный показатель группы.

7. Расчет обобщающего показателя эффективности системы управления корпоративной структурой 1ку путем сложения Квсех групп для разных вариантов системы управления.

1кУ = 1К(7)

Таким образом, предложенная методический подход и алгоритм оценки эффективности деятельности и управления ГЧП позволяет каждому участнику:

1. Осуществлять количественную оценку и анализ эффективности управления.

2. Своевременно определять необходимые управленческие решения.

3. Определить возможный экономический эффект от реализации принимаемых

управленческих решений.

4. Осуществлять постоянный государственно-частный мониторинг эффективности

деятельности и управления ГЧП.

5. Оценить эффективность участия государства в разработке и реализации проектов

комплексного освоения территорий.

Представленный подход является основой для разработки программного продукта «Оценка эффективности управления интегрированными структурами с государственным участием», авторские права зарегистрированы [5]. Программа позволяет автоматизировать расчеты эффективности управления ГЧП, при этом определять согласованность экспертного мнения через расчет коэффициентов конкордации и конкордации Кендалла, осуществлять постоянный автоматизированный мониторинга эффективности управления ГЧП и социально-

126

Международный научный журнал «Инновационная наука»

экономической эффективности участия государства в инновационных проектах освоений территорий.

Список используемой литературы:

1. «Академический» не «встроился» в проект «Доступное жилье» [Текст] // Информационное агентство ЕАН, 7 сентября 2009 г. Режим доступа : http://www.eqnews.ru/print.php?pid=48480.

2. Антонов С. Виктор Вексельберг экономит на подряде [Текст] / С. Антонов, А. Моторина, О. Сичкарь// «Коммерсантъ». - 2009. - № 22-П (4077). - С.1.

3. В Госдуме образована депутатская группа по поддержке проекта «Академический» [Текст] / Режим доступа : http://dkvqrtql.ru/ekх/news/13557633.Краснодарский край намерен развивать технологии, наработанные в «Академическом».

4. Государственная Дума поддерживает проект «Академический» [Текст] /Режим доступа : http://www.urqlstroyinfo.ru/?id=27&news=128. http://dkvqrtql.ru/ekx/news/10329853.

5. Городнова Н.В. Оценка эффективности управления корпоративными

структурами (программа для ЭВМ) [Текст] / Н.В. Городнова, В. З. Хайкин ; заявитель и патентообладатель Н. В. Городнова, В. З. Хайкин (RU), регистрация в Реестре программ для ЭВМ 24 сентября 2009 г.; заявл. 27.07.2009; 24.09.2009. Официальный бюллетень Роспатента «Программы для ЭВМ, БД, ТИМС» № 4 (69) (2 часть) 2009. Стр. 410. — 69 с. : ил.

Свидетельство и государственной регистрации программы для ЭВМ № 2009615287.

6. Подробности: проект «Академический» - самый выигрышный [Текст] / Режим доступа : http://national.invur.ru/index.php?id=928.

7. Уралинформбюро, 5 октября 2009 г. [Текст] / Режим доступа : http ://dkvartal. ru/ekx/news/13557633.

© Н.В. Городнова, 2015

УДК 336

Л. E.Зернова

К.э.н., доцент. Институт экономики и менеджмента Московский государственный университет дизайна и технологии,

г. Москва, Российская Федерация М.Фарзаниан

Магистрант. Институт экономики и менеджмента Московский государственный университет дизайна и технологии,

г. Москва, Российская Федерация

РОССИЯ И ИРАН: ВЛИЯНИЕ САНКЦИИ НА БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ СТРАНЫ

Аннотация

Стабильное финансовое состояние государства определяется уровнем развития его экономики. Банковская система - это своеобразное отражение экономических тенденций и финансовых кризисов. В связи с этим вопросы, касающиеся экономических санкций, приобретают особую значимость в современных условиях, где взаимозависимость экономик различных стран связана с формированием экономического пространства. Санкция может быть менее эффективна в условиях глобализации. Эффективность введения торговых санкций

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.