Научная статья на тему 'Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности розничной торговой организации и их экономическое обоснование'

Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности розничной торговой организации и их экономическое обоснование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
901
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖ / ШИРОТА АССОРТИМЕНТА / ТОРГОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корытова Виктория Евгеньевна, Гарбуз Семён Александрович

В статье рассматриваются мероприятия, предложенные на основе проведенном авторами статьи анализе экономической ситуации на рынке и количественном исследовании посетителей розничных торговых сетей. Мероприятия предложены для повышения конкурентоспособности торговой организации на примере гипермаркета «Магнит» путем расширения ассортимента, повышения рентабельности продаж и качества торгового обслуживания покупателей. Предлагается улучшить данные показатели с помощью открытия отдела собственного производства пиццы и приобретения кассовой системы самообслуживания покупателей. Приводится экономическое обоснование эффективности проведения данных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности розничной торговой организации и их экономическое обоснование»

УДК 339.37

Корытова Виктория Евгеньевна

магистрант кафедры маркетинга и коммуникаций Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики [email protected]

Гарбуз Семён Александрович

магистрант кафедры прикладной биотехнологии Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики [email protected]

Viktoriya E. Korytova

student of the Department of Marketing and Communications National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics [email protected]

Semen A. Garbuz

student of the Department of Applied Biotechnology National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics [email protected]

Разработка мероприятий

по повышению

конкурентоспособности

розничной торговой

организации

и их экономическое

обоснование

Development of

measures to improve the competitiveness a retail organization and their economic justification

Аннотация. В статье рассматриваются мероприятия, предложенные на основе проведенном авторами статьи анализе экономической ситуации на рынке и количественном исследовании посетителей розничных торговых сетей. Мероприятия предложены для повышения конкурентоспособности торговой организации на примере гипермаркета «Магнит» путем расширения ассортимента, повышения рентабельности продаж и качества торгового обслуживания покупателей. Предлагается улучшить данные показатели с помощью открытия отдела собственного производства пиццы и приобретения кассовой системы самообслуживания покупателей. Приводится экономическое обоснование эффективности проведения данных мероприятий.

Ключевые слова: конкурентоспособность, розничная торговля, экономическая эффективность, рентабельность продаж, широта ассортимента, торговое обслуживание.

Annotation. This article discusses the activities proposed on the basis of the author's article analyzing the economic situation in the market and quantitative research visitors retail chains. Measures proposed to improve the competitiveness of the trade organization for example, hypermarket «Magnit» by expanding the range, improve the profitability of sales and the quality of customer service shopping. It is proposed to improve these figures by opening a department of its own production of pizza and the acquisition of the cash system of self-service customers. We present feasibility study of the effectiveness of these measures.

Keywords: competitiveness, trade, economic efficiency, return on sales, assortment breadth, trading service.

В современных рыночных условиях особое значение приобрело повышение конкурентоспособности предприятия. В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы значительно усилилась конкуренция. Данная тенденция вызвана как внутренними факторами развития торговли, так и активным проникновением на российский рынок зарубежных компаний. Однако, несмотря на ежегодное увеличение розничного торгового оборота России в 2015 году наблюдалось снижение темпов роста данного по-

казателя по сравнению с темпом роста 2014 года на 6,65 % (2014 г. - 111,27 %, 2015 г. - 104,63 %). Похожая ситуация наблюдалась по Республике Башкортостан - снижение темпов роста на 7,81 % на 2015 г. Причиной данной тенденции может являться снижение реальных денежных доходов населения (в 2015 г. по сравнению с 2014 г. показатель снизился на 4 %), которое привело к падению его покупательской способности, что отразилось на финансовом положении организаций следующим образом: рост за-

пасов торговых организаций, снижение рентабельности, увеличение убытков и др. [3].

В подобной экономической ситуации для любой торговой компании крайне необходимо сохранять свои конкурентные позиции с помощью проведения целесообразных мероприятий. Данные мероприятия, предложенные авторами статьи, могут быть проведены для повышения таких показателей конкурентоспособности, как рентабельность продаж и качество торгового обслуживания покупателей.

Прежде чем внедрять мероприятие для розничной сети в целом, необходимо проверить его экономическую эффективность на примере одного магазина. Рассмотрим мероприятие по повышению конкурентоспособности путем увеличения рентабельности продаж на примере ги-пермаркета «Магнит», находящегося в городе Уфа. Данное мероприятие предполагает открытие в гипермаркете собственного отдела производства пиццы, являющейся одним из блюд, которые пользуются достаточно большим спросом у потребителей (по результатам исследования журнала «РестораторШеф» было выявлено,

Затраты на

что за 9 месяцев 2015 года люди стали заказывать пиццу чаще на 6 %, а результаты исследования «Индексбокс Маркетинг» показали на 2015 год рост рынка пиццы на 2,1 %), вследствие чего предполагается, что производство данного продукта при небольших затратах принесет стабильный доход [1], [4].

По проведенному авторами статьи исследованию конкурентоспособности розничных торговых сетей в виде опроса было выявлено, что респонденты считают ассортимент гипермаркета «Магнит» недостаточно широким, по сравнению с его главными конкурентами - «О'кей», «Ашан», «Лента». По пятибалльной шкале «Магнит» получил оценку 3,6 балла, «О'кей» - 4,5, «Ашан» -4,4, «Лента» - 4,1. Вследствие чего открытие отдела собственного производства поможет не только повысить рентабельность торгового предприятия, но и увеличить широту предлагаемого ассортимента.

Приготовление пиццы состоит из нескольких этапов, на каждом из которых требуется соответственное оборудование (табл. 1) [2].

Таблица 1

ие оборудования, руб.

Наименование Стоимость

Печь для изготовления 2 пицц 27 930

Мукопросеиватель для просеивания и рыхления муки 25 824

Тестомес для замеса теста 30 230

Тестораскаточная машина для раскатки теста для пиццы 40 000

Доп. оборудование (стеллаж, слайсер, формы для пиццы и т.д.) 26 016

Итого 150 000

Стоимость необходимого оборудования составит начинки, сбор пиццы и ее выпечку. Помимо затрат

около 150 000 руб. Данный базовый комплект на оборудование необходимо также учесть расхо-

обеспечивает приготовление основы для пиццы и ды на сырье для изготовления пиццы (табл. 2).

Таблица 2

Материальные затраты на производство пиццы

Наименование На единицу продукции, руб. Количество в год, шт. На весь объем за год, руб.

Пицца с мясом 195 7 300 1 423 500

Пицца с грибами 149 7 300 1 087 700

Пицца с овощами 140 7 300 1 022 000

Пицца с колбасой 154 7 300 1 124 200

Всего затрат - 29 200 4 657 400

Общие материальные затраты на производство Расчет общей суммы затрат и прибыли за год

4 видов пиццы при изготовлении 29 200 штук за представлен в таблице 3.

год составят примерно 4 657 400 рублей.

Таблица 3

Общие затраты на изготовление пиццы и прибыль от ее реализации

Наименование затрат Сумма в год

1 2

Материальные затраты, руб. 4 657 400

Стоимость оборудования с учетом амортизации, руб. 50 000

Прочие затраты (электроэнергия, оплата труда и т.д.), руб. 527 763

Общая сумма затрат, руб. 5 235 163

1 2

Выручка от продаж пиццы с мясом, руб. 2 138 900

Выручка от продаж пиццы с грибами, руб. 1 642 500

Выручка от продаж пиццы с овощами, руб. 1 533 000

Выручка от продаж пиццы с колбасой, руб. 1 686 300

Общая сумма выручки, руб. 7 000 700

Прибыль от продаж (за минусом затрат), руб. 1 765 537

Сумма чистой прибыли (эффект), руб. 1 412 429,7

Общая сумма затрат за первый год составит около 5 235 163 руб. Выручка при установлении цены (с 50 % наценкой) за реализацию одной пиццы: с мясом - 293 руб., с грибами - 225 руб., с колбасой - 231 руб., с овощами - 210 руб. составит 7 000 700 руб. Преимущества мероприятия заключаются в низкой себестоимости реализации пиццы и простом процессе приготовления. Экономический эффект состоит в росте чистой прибыли на 1 412 429,7 рублей.

Далее рассмотрим мероприятие по повышению конкурентоспособности путем улучшения качества торгового обслуживания, одним из показателей которого является скорость обслуживания. По данным проведенного авторами опроса было выявлено, что покупатели в основном не удовлетворены работой касс в магазинах «Магнит» (наименьший показатель по сравнению с конкурентами - «Ашан», «О'кей», «Лента», «X5 Retail Group»). Вследствие чего для повышения скорости обслуживания предлагается внедрение кассовой системы самообслуживания, при использовании которой покупатели могут самостоя-

тельно оплатить товары, освобождая при этом торговый персонал. Данные кассы удобны для покупателей с небольшим количеством товаров, имеют понятный интерфейс и аудио-визуальные подсказки. Стоимость данного оборудования в сумме с прочими затратами (доставка, установка, тех. обслуживание и т.д.) составит около 1 000 000 рублей. Заработная плата одного кассира в год составляет примерно 300 000 рублей. Следовательно, при сокращении кассира экономия денежных средств составит 300 000 рублей.

Также необходимо учесть случаи отказов покупателей, планирующих приобрести в магазине небольшое количество товаров (в среднем на сумму 250-300 руб.) от совершения покупки из-за большой очереди на кассу. По данным опроса было выявлено среднее количество отказов от покупки - около 3100 чел. в год. Следовательно, годовая потеря выручки магазина может составить около 868 000 руб. При установке кассы данная сумма превратится в дополнительную выручку от продаж. Рассчитаем эффект от реализации мероприятия (табл. 4).

Таблица 4

Расчет затрат и прибыли, руб.

Наименование Сумма в год

Стоимость оборудования с учетом амортизации 266 667

Прочие затраты 200 000

Экономия финансовых ресурсов 300 000

Общая сумма затрат с учетом экономии фин. ресурсов 166 667

Дополнительная выручка от продаж 868 000

Прибыль за минусом затрат 701 333

Сумма налога на прибыль 140 267

Сумма чистой прибыли (эффект) 561 067

Сумма чистой прибыли от реализации данного мероприятия составит 561 067 рублей. Использование кассы самообслуживания позволит не только снизить время обслуживания покупателей, что повлияет на повышение качества торгового обслуживания, но и повысить товарооборот предприятия.

Общий экономический эффект от предложенных мероприятий составит 1 993 497 рублей. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что предложенные мероприятия можно рекомендовать к внедрению в гипермаркет «Магнит», так как с их помощью возможно увеличить показатели, необходимые для повышения конкурентоспособности предприятия.

Литература:

1. Журнал «Ресторатор Шеф» [Электронный ресурс]. иЯ1_: http://restorator.chef.ru/adaptaciya (дата обращения: 11.11.2016).

2. Интернет-магазин оборудования для ресторанов, кафе, столовых, пищевых производств и

Literature:

1. «The Restaurateur Chef» magazine [electronic resource]. URL: http://restorator.chef.ru/adaptaciya (reference date: 11/11/2016).

2. The Internet-shop equipment for restaurants, cafes, cafeterias, food production and shops «Klen-

магазинов «KlenMarket» [Электронный ресурс]. URL: http://www.klenmarket.ru/ (дата обращения: 21.11.2016).

Market» [Electronic resource]. URL: http://www. klen-market.ru/ (reference date: 11/21/2016).

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http:// www. gks.ru/ (дата обращения: 08.11.2016).

4. Хасанов А. Российский рынок замороженной пиццы продолжает рост вопреки спаду реальных доходов населения / «Индексбокс Маркетинг» [Электронный ресурс]. URL: http://www.indexbox.ru/ (дата обращения: 16.11.2016).

3. Federal State Statistics Service [electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/ (reference date: 11/08/2016).

4. Khasanov A. Russian market of frozen pizza continues to grow despite the decline in the real incomes of the population / «Indeksboks Marketing» [Electronic resource]. URL: http://www.indexbox.ru/ (reference date: 11/16/2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.