Научная статья на тему 'Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ОАО «ИСС»'

Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ОАО «ИСС» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
772
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавленцева Е. А., Филько И. В.

Рассматриваются проблемы повышения конкурентоспособности предприятий. Предложены мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности исследуемого предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ОАО «ИСС»»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

а именно, что же еще, помимо кризиса, стало проблемами развития инновационной деятельности в России.

Обычно, главной причиной специалисты называют недостаток финансирования. Как принято говорить -без инвестиций нет инноваций. Однако, по оценкам экспертов, денег на отечественном венчурном рынке в последние годы значительно больше, чем он способен «переварить». И основные проблемы развития высокотехнологичных отраслей лежат сейчас в другой плоскости.

Прежде всего, отсутствует инфраструктура, позволяющая из перспективных разработок выращивать быстроразвивающиеся высокодоходные бизнесы.

Колоссально негативную роль играет и то, что производственные мощности в России не способны производить инновационный продукт. То есть, инвестиционный проект, который смогли довести до стадии производства, фактически замораживается, это влечет за собой использование иностранных производственных мощностей, что для России весьма плачевно.

Еще одной очень важной причиной задержки развития инновационной деятельности в России, по словам президента Дмитрия Медведева, является высоко коррумпированный бюрократический аппарат.

Все вышеперечисленное в совокупности приводит к отставанию России от показателей инновационной активности мировых лидеров, а так же, от показателей России 90-х годов.

В связи с объявленным в стране годом космонавтики хотелось бы отметить, в какой степени пострадала самая эффективная наукоемкая сфера России -космонавтика. Да, мы по-прежнему лидируем в мире по количеству запусков ракет-носителей. Но, большая часть запускаемых ракет - иностранная. Роскосмос зарабатывает главным образом выводом на орбиту иностранных спутников.

Предприятия ракетно-космической промышленности все чаще сталкиваются со старением основных фондов и станочного парка. Так, в прошлом году доля оборудования с возрастом до 10 лет составила всего 2,8 %, а перевалившего 20-летний рубеж - 89 %. [3] Темпы наращивания производственно-технического потенциала отрасли тоже не внушают оптимизма. По

мнению, вице-премьера Роскосмоса, Сергея Иванова, космической отрасли нужен технологический прорыв и инновационная активность, а не одни только структурные преобразования, сбалансированное государственно-частное партнерство, а не «выколачивание» инвестиций и погоня за господдержкой [4].

Несмотря на все сложности кризисного периода, в текущем году на финансирование программ по ракетно-космической промышленности выделено 96,9 млрд руб.: 67 млрд руб. направляются на реализацию Федеральной космической программы и 29,9 млрд руб. -на решение задач федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» [4].

Важность научных исследований и инноваций, бесспорно, очень велика. Организация данной деятельности должна быть тщательно спланирована, организована и продумана до мелочей. Это сложный и требующий большого внимания процесс. Да, Россия отстает от мировых лидеров. Но это не повод сдаваться. У нас есть все основания, чтобы укрепить свои позиции на глобальном рынке космических услуг, а так же поднять свой авторитет в области инновационной деятельности. Главное, чтобы рассуждения на эти, волнующие всех темы, доводились до стадии решительных действий, а не застывали, как 90% зародившихся инновационных проектов, из-за отсутствия достойной инновационной инфраструктуры.

Библиографические ссылки

1. Дежива И. Г. Российская научная политика в условиях кризиса // Социология науки и техники. 2010. № 1. С. 71-79.

2. Разгельдеев А. В., Селезнев П. С. Новые подходы к финансированию инновационной деятельности в России // Финансовый менеджмент. 2010. № 5. С. 127-131.

3. Электронный портал Роскосмоса. Фундаментальные космические исследования. URL: http://www.federalspace.ru.

4. Федеральный портал [Электронный ресурс], Перспективы развития ракетно-космический комплекса России. URL: http://protown.ru.

© Кривошеина А. М., Юрковская Г. И., 2011

УДК 339.137.22

Е. А. Лавленцева Научный руководитель - И. В. Филько Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «ИСС»

Рассматриваются проблемы повышения конкурентоспособности предприятий. Предложены мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности исследуемого предприятия.

В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

В настоящее время на многих российских предприятиях отсутствует целенаправленная, постоянно действующая, научно-обоснованная комплексная система оценки его конкурентоспособности, а также система стратегического управления по взаимосвязанным целям и показателям, что весьма негативно ска-

Секция «Экономика и бизнес»

зывается на эффективности деятельности предприятия в целом.

Формирование высокого уровня конкурентоспособности предприятия зависит не только от его потенциальных возможностей, но и от использования эффективных концепций управления самой конкурентоспособностью. В настоящее время, вопросам и особенностям управления конкурентоспособностью промышленного предприятия уделяется недостаточное внимание, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Это обуславливает актуальность темы исследования и ее практическую значимость для управления предприятием.

Для оценки конкурентоспособности предприятия необходимо провести диагностику состояния конкуренции на рынке. Условия функционирования хозяйствующего субъекта и его конкурентоспособность определяются прошлыми, настоящими и будущими (ожидаемыми) состояниями элементов конкурентной среды и внешней среды макро- и микроуровней. Для принятия тактических решений и получения наиболее полной картины состояния конкуренции фирме необходим количественный анализ конкурентной среды, ее диагностика. После этого можно перейти непосредственно к оценке конкурентоспособности предприятия [1].

Для оценки внешней и внутренней среды ОАО «ИСС» предприятия был проведен SWOT-анализ, в результате которого были выработаны стратегические направления развития, способствующие повышению конкурентоспособности предприятия. Такие как: работа с профильными вузами по обучению студентов и их стажировка на предприятии, а также переобучение и повышение квалификации персонала, анализ рынка поставщиков, с целью поиска комплектующих по более низким ценам, разработка новых технологий специалистами предприятия с привлечением студентов технических вузов региона, техническое перевооружение производства за счет средств федерального бюджета и др. Доля ОАО «ИСС» на российском рынке в среднем за три года равна 58,5 %. Предприятие обладает сильной конкурентной позицией и является лидером отечественного спутникостроения. На мировом рынке средняя доля ОАО «ИСС» за три гола равна 2,1 %. При этом наблюдается динамика роста доли продукции предприятии на мировом рынке производства искусственных спутников Земли.

Проведенный анализ конкурентоспособности продукции позволяет сделать вывод, что на внутреннем рынке ОАО «ИСС» лидером в производстве космических аппаратов. Залогом данного преимущества является качество и сравнительно низкая цена продукции. На мировом рынке продукция ОАО «ИСС» только начинает завоевывать конкурентные позиции, поэтому главной задачей предприятия является развитие своих сильных сторон, таких как хороша репутация фирмы, высокая квалификация работников и использование результатов собственных научно- исследовательских работ, для максимизации эффекта от использования

возможностей рынка. Поскольку категории конкурентоспособности фирмы и конкурентоспособности товара взаимосвязаны, последняя может являться основой для разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия в целом.

В результате проведенных исследований были разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия. Так как предприятие работает с единичными изделиями с высокой добавленной стоимостью и жёсткими сроками изготовления, то на момент поступления заказа оно должно обладать новейшими технологиями, обеспечивающими максимум эффективности производства и полное удовлетворение требований заказчика.

Реализация приоритетных технологий требует реконструкции существующей производственной базы. В связи с этим, для повышения конкурентоспособности необходимо провести обновление оборудования. В частности обновление технической базы цеха механической обработки деталей и изготовления волноводов. В цехе необходимо установить 10 единиц прогрессивного металлорежущего оборудования, общая стоимость которого, включая расходы на доставку и монтаж, составляет 84,5 млн руб.

Для поддержания и развития достигнутого уровня технологического развития необходимо стимулирование научного персонала. При стимулировании можно выделить два направления: обновление вычислительной и копировальной техники, периферийных устройств, сетевого оборудования, средств защиты информации и инвестирование внутренних НИОКР. Объем расходов на информационное обеспечение составляет 12 000 тыс. руб. Затраты на инвестирование внутренних НИОКР составят около 10 млн руб. ОАО «ИСС» сможет осуществить финансирование этих работ средствами из чистой прибыли предприятия.

В результате ввода в эксплуатацию новых станков прогнозируется увеличение объема производства на 114 млн руб. в год, что обеспечивается ростом производительности труда. Рост прибыли от продаж составит 21 млн руб. Финансирование НИОКР в размере 22 млн руб. предположительно обеспечит получение выручки в размере 6 млрд руб. В таком случае рентабельность продаж возрастет на 0,13.

Таким образом, анализ конкурентоспособности предприятия показал, что для сохранения существующей позиции на внутреннем рынке и усиления позиции на мировом рынке спутникостроения ОАО «ИСС» необходимо разработать методологию и на ее основе постоянно проводить анализ конкурентоспособности своей продукции, а также вести мониторинг постоянно меняющихся условий внешней среды.

Библиографическая ссылка

1. Виханский О. С. Стратегическое управление : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Гардарика, 1998.

© Лавленцева Е. А., Филько И. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.