ничная, экономическая, оборонно-промышленная, военная сферы, а также сферы науки, технологии, образования, здравоохранения и здоровья нации, культуры, экологии. Следовательно, в границы области национальной безопасности полностью входят следующие виды безопасности - международная, государственная и общественная, а точнее - показатели, их определяющие. Другие виды безопасности могут входить в область национальной безопасности только лишь за счет использования одного и того же показателя или их группы. Но так как качественные (и тем более количественные) характеристики национальной безопасности являются динамичными (это следует из наличия в Стратегии временной шкалы), то таких показателей может и не быть.
Таким образом, в границах национальной безопасности находятся три вида безопасности: международная, общественная и государственная. Для экономической безопасности, равно как и для других видов, что следует из контекста Стратегии, предусмотрена собственная область защиты, не
входящая в область национальной безопасности. Однако это не исключило использование сил обеспечения национальной безопасности для противодействия угрозам экономической безопасности.
Подводя итог, отметим, что проведенный анализ отражает основные черты, свойственные процессам эволюции государственного регулирования национальной и экономической безопасности в нашей стране. В проанализированных правовых актах нашли отражение результаты исследований проблем безопасности, прежде всего - экономической и национальной, проводившихся в нашей стране в последние десятилетия. Тем не менее, остается много терминологических неточностей и некорректностей в формулировках правовых актов, наличие которых усложняет решение практических вопросов обеспечения безопасности РФ в экономической сфере, обострившихся в период мирового кризиса [7]. В этой связи необходима активизация дальнейших исследования в предметной области экономической безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон РФ от 5 марта 1992 г № 2446-1 "О безопасности" // Российская газета. 1992. 6 мая.
2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г № 1300 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. 29 дек. № 52. ст. 5909.
3. Указ Президента РФ "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" от 10.01.2000 № 24 // Российская газета. 2000. 18 янв.
4. Указ Президента РФ "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" от 29.04.96 г. № 608 // Российская газета. 1996. 14 мая.
5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 09.09.2000 г. № Пр-1895) // Российская газета. 2000. 28 сент.
6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 53 // Информационно-справочная система КонсультантПлюс // http://base.consultantm/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;bas е=^;п=87685.
7. Плотников В.А. Глобальные проблемы социально-экономического развития и нейтрализации рисков экономической безопасности периода экономического кризиса // Экономика и управление. 2009. № 3/6.
УДК 338.4:621
Синюшин П.С.
разработка мер противодействия потенциальному взаимодействию с теневой экономикой в регионе
В России продолжается реформирование экономики и финансовой сферы, в связи с чем происходят изменения и экономической политики государства. Составной частью этого процесса является построение новой системы, которая
невозможна без эффективно действующего механизма противодействия теневой экономике [1], что, в свою очередь, обусловлено наличием большого числа недобросовестных хозяйствующих субъектов, которые, игнорируя российское
Экономическая безопасность -►
законодательство, препятствуют осуществлению экономических реформ и втягивают законопослушные ("белые") хозяйствующие субъекты без их согласия в теневую деятельность.
Следует отметить, что в связи с мировым финансовым кризисом появляются новые проявления теневых экономических процессов [2]. Поэтому деятельность официальных органов и, прежде всего, органов по противодействию теневой экономике, по выявлению и нейтрализации экономических преступлений должна быть максимально эффективной.
В период мирового финансового кризиса в России ощутимо сокращается поступление средств в бюджет страны, и становится очевидным, что механизм реализации фискальной политики нуждается в усилении [3]. Вышеперечисленное обусловлено тем, что еще недостаточно окрепший российский рынок освоили не только законопослушные предприниматели, но и те, кто не привык и не хочет соблюдать законы. Последние как раз и формируют индустрию теневого бизнеса. Несмотря на принимаемые на законодательном уровне меры по противодействию теневой экономике, ситуация продолжает оставаться сложной и актуализируется в виде экономической и правовой проблем.
Изменения, отмеченные в последнее время в структуре и динамике теневой сферы, свидетельствуют о том, что криминальное проникновение в экономику страны носит все более организованный и профессиональный характер: растет уровень и качество интеллектуального обеспечения этого вида противоправной деятельности, идет интенсивный поиск и реализация новых способов совершения экономических преступлений.
Государство в результате незаконных действий таких субъектов теряет миллионы и миллиарды рублей, которых не хватает бюджету государства для решения экономических и социальных проблем [4]. Кроме того, незаконно нажитые капиталы становятся подпиткой преступного мира, усиливают инфляционные процессы, способствуют росту социальной напряженности в обществе.
Организация эффективной системы защиты экономики и честного законопослушного хозяйствующего субъекта является одной из наиболее актуальных проблем современности, решение которой для многих стран мира - чрезвычайно важная задача [5].
Важную роль в снижении теневых процессов в сфере экономической деятельности играет комплекс мер по защите законопослушных хозяйству-
ющих субъектов. В связи с этим нами предложены мероприятия по защите предпринимателя - хозяйствующего субъекта, который не желает взаимодействовать с теневой экономикой и законно работает на рынке ("белый" хозяйствующий субъект). Данные мероприятия разработаны для защиты хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность на территории конкретного региона - Рязанской области.
1. Создание Рабочей группы по защите "белого" хозяйствующего субъекта, в которую должны войти представители Министерства экономического развития по Рязанской области, Комитета региональной безопасности, а также рязанских предпринимателей.
Главная задача рабочей группы - работа по защите хозяйствующего субъекта, не желающего работать по правилам теневой экономики и готового платить все налоги, и посредством этого обеспечение защищенности экономики региона.
2. Создание Регионального антикоррупционного комитета, работа которого должна быть открытой и публичной. Антикоррупционный комитет необходимо создать из представителей областной и городской дум, что позволит усовершенствовать деятельность по противодействию коррупции в субъектах РФ на качественно новом уровне. К задачам антикоррупционного комитета отнесем следующие:
способствовать тому, чтобы деятельность органов государственной власти в регионе и на местах была прозрачной и понятной;
разработка законопроектов, направленных на устранение условий, способствующих коррупции;
осуществление контроля над проведением экономической политики региона через общественные организации;
осуществление мониторинга коррупции в регионе, и др.
3. Создание Регионального консультационного центра для предпринимателей, который будет бесплатно консультировать как физические, так и юридические лица на предмет: как начать свой бизнес? как получить кредит? как улучшить деятельность фирмы? как выстроить более практичную и жизненную стратегию защиты хозяйствующего субъекта от взаимодействия с теневой экономикой? как оптимизировать налоговую политику? и т. д. Консультантами по видам экономической деятельности будут представители государственных органов, компетентных
в вопросах защиты хозяйствующих субъектов. Координацию данной деятельности осуществляет администрация города.
4. Создание баз данных - "черных списков". К настоящему времени у представителей ДЭБ по Рязанской области и налоговых органов имеется объемный массив информации о деятельности теневых экономических субъектов, которую просто невозможно учесть с помощью электронных документов или файлов Excel. Количество "проверенных" хозяйствующих субъектов давно исчисляется сотнями, при этом "белые" хозяйствующие субъекты никак не отличаются от теневых. Хотя именно "белые" субъекты предоставляют региону финансовые ресурсы для проведения экономической политики.
На поиски информации о недружественных субъектах для ведения бизнеса "белый" хозяйствующий субъект тратит большую часть своего времени. Необходим более удобный, эффективный и надежный способ доступа и хранения информации о теневом секторе экономики. Поэтому разработка базы данных будет самым правильным способом систематизации нужной информации и сведения ее в так называемые черные списки.
Критерии попадания в "черный список": обвинения представителей организации в экономических или налоговых преступлениях; попытки неуплаты налогов по данным ИМФНС; непредставление налоговых деклараций в уполномоченные органы за 1 год; оформление более 10 юридических лиц на одно лицо, не представляющих налоговых деклараций или предоставляющих декларации по ставке налога "ноль"; большой дневной оборот по расчетному счету, обнуление его к концу банковского дня; регистрация фирм на подставных лиц по потерянным паспортам.
Если говорить предметно, то оптимально спроектированная база данных позволяет быстро и без особых усилий ответить на такие вопросы: возможно ли работать с данным партнером? какие хозяйствующие субъекты надежны? какая категория клиентов может принести проблемы с правоохранительными органами и смежными структурами? и др. Предполагается, что информация, находящаяся в базе данных "черный список", будет реализовываться на платной основе, через электронные платежи в Интернете.
5. Создание web-сайта в режиме реального времени, кураторами которого будут ДЭБ и МИФНС по Рязанской области. Следует отметить, что данный сайт необходим прежде всего правоохранительным органам и смежным структурам.
Ведь именно через него представители государственных служб могут прояснить ситуацию в области и спроектировать алгоритмы защиты от взаимодействия с теневой экономикой, а также смогут получить дополнительную информацию об экономических правонарушениях.
6. Создание специальных детективных агентств, основной задачей которых является обеспечение экономической защищенности бизнеса, своевременное выявление источника угрозы, предупреждение или пресечение противоправных действий. При этом необходимо предусмотреть наделение агентств дополнительными правами для экономического анализа партнера.
Комплекс услуг по обеспечению защиты бизнеса включает:
консультации по юридическим вопросам, представление интересов в суде и правоохранительных органах, работа по конкретным гражданским и уголовным делам;
проведение мероприятий направленных на выявление намерений и возможных готовящихся противоправных действий со стороны конкурентов и иных лиц;
персонального куратора; предоставление услуг по сбору информации о фирмах (наименование, организационно-правовая форма, дата регистрации, уставной капитал, виды деятельности, юридический адрес, руководители, учредители, сотрудники, подлинность документов, подписей и др.).
7. Создание конкурсов с выделением определенных льгот экономическим субъектам, которые работают "открыто" (белая зарплата, социальный пакет, уплата налогов). Например, конкурс "Открытый предприниматель Рязанщины 2010" будет проведен правительством Рязанской области, Министерством экономического развития совместно с администрацией г. Рязани, Рязанской торгово-промышленной палатой и общественными объединениями предпринимателей. Основные задачи конкурса: выявление субъектов предпринимательства, добившихся наибольших успехов в своей деятельности на законной основе; систематизация опыта работы лучших предприятий бизнеса без взаимодействия с теневой экономикой - для дальнейшего распространения и привлечения широких слоев населения к предпринимательской деятельности; формирование благоприятного общественного мнения о предпринимателях Рязани.
Победителям конкурса на льготных условиях предоставляется право на участие в выставочно-
4-
ярмарочных мероприятиях, публикацию материалов об их деятельности, выпускаемой продукции и оказываемых услугах в печатных и электронных средствах массовой информации, специализирующихся на вопросах поддержки предпринимательства, а также ведение бизнеса без проверок в течение трех лет.
8. Создание "Рязанского исследовательского центра теневой экономики" для ускоренного внедрения в экономику региона научных разработок, проведения полного инновационного цикла научно-исследовательских работ по изучению теневой экономики. Кроме того, центр должен осуществлять координацию научной деятельности по реализации региональных программ.
9. Создание единого информационного центра между представителями всех структур, отвечающих за экономическую защищенность региона. Это позволит "белому" хозяйствующему субъекту получать оперативную информацию о функционировании теневой экономики, аналитические отчеты и прогнозы развития защиты. Кроме того, станет доступна информация, необходимая для принятия решений по вопросам партнерства с экономическими субъектами, размещению объектов экономической и социальной инфраструктуры [6].
К задачам единого информационного центра следует отнести:
прогнозирование социальных последствий и экономического эффекта от внедрения программ по защите хозяйствующих субъектов;
детализацию полученной информации о технологиях, базовых организационных принципах деятельности теневых субъектов;
формирование и координацию деятельности исполнительной власти региона.
Предоставление информации будет осуществляться на платной и бесплатной основах, в зависимости от полноты и качества информации.
10. Создание межрегиональных центров по обмену опыта для обеспечения координации методической, практической и научно-исследовательской деятельности, направленной на реализацию мероприятий по повышению эффективности мониторинга экономической безопасности и своевременного внедрения новых методов исследований теневой экономики. Центр также может оказывать организационную, методическую и практическую помощь в вопросах защиты хозяйствующего субъекта от взаимодействия с теневой экономикой на межрегиональном уровне.
Основные задачи Рязанского межрегионального центра:
Экономическая безопасность -►
обеспечение функций межрегионального центра по надзору в сфере защиты хозяйствующего белого субъекта от теневой экономики, исследования и оценки основных показателей экономической безопасности региона, ведение работ по улучшению работы и обеспечению функционирования государственной системы контроля и учета за деятельностью официальных органов по противодействию теневой экономики на межрегиональном уровне;
апробация и внедрение новых методов защиты от объектов внешней среды и внутренней по показателям защищенности на межрегиональном уровне;
проведение исследований теневой экономики по различным показателям на межрегиональном уровне.
11. Создание центров по обучению руководителей, главных бухгалтеров, менеджеров. Недостаточный уровень образованности специалистов может спровоцировать ускоренное движение фирмы в область теневого сектора экономики [7]. В целях организации повышения квалификации необходимо сформировать программы обучения в экономических областях и смежных специальностях на платной основе. В целом курсы подготовки руководителей, главбухов и менеджеров должны быть ориентированы на индивидуальный подход, предусматривающий разницу в уровне подготовки слушателей, предметную область и т. д.
Представленные выше меры по защите "белого" хозяйствующего субъекта на региональном уровне также разделяются на два вида: поддержка бизнеса и бесплатная общественная помощь. В связи с этим следование по пути принятия комплекса компенсирующих и стимулирующих мер, последовательностью их реализации и адаптацией относительно реального состояния региональной экономики во многом предопределяет успех по защите экономики. В ином случае регион может столкнуться с проблемой, когда теневые экономические отношения будут легализованы и заставят "белый" экономический субъект уйти в тень, что приведет к деформации всей региональной экономики и существенной потере конкурентных преимуществ.
В заключение отметим, что сегодня, когда Россия переживает сложный период мирового финансового кризиса, действия всех уровней власти должны максимально способствовать оздоравли-ванию экономических отношений в обществе, что должно реализоваться в виде открытой и честной предпринимательской деятельности во всех отраслях экономики государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фролов Д. Анализ теневой экономики: институциональный подход // Экономист. 2008. № 9. С. 65-71.
2. Андреев Н.М., Завидов Б.Д Новое об экономических преступлениях. И.: ПРИОР, 2008.
3. Материалы семинара "Серая экономика: причины возникновения и пути преодоления" / Институт национальной стратегии. М., 2008.
4. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М.: Дело, 2007.
5. Голованов М.Н. Теневая экономика и легализация преступных доходов. СПб.: Питер, 2008.
6. Эриашвили Н.Д., Артемьев Н.В. Теневая экономика. М.: ЮНИТИ-Дана, 2008.
7. Латов Ю.В. Теневая экономика. М.: Норма, 2006.