Научная статья на тему 'Разработка механизмов учета особенностей преподавательской деятельности при определении штатной численности образовательных учреждений'

Разработка механизмов учета особенностей преподавательской деятельности при определении штатной численности образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛИЧЕСТВО УЧИТЕЛЬСКИХ СТАВОК / КОЛИЧЕСТВО КЛАССОВ / СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ / ПРЕДМЕТЫ УЧЕБНОГО ПЛАНА / THE NUMBER OF TEACHERS’ RATES / THE NUMBER OF CLASSES / GRADES / SUBJECTS OF THE CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Путинцева Наталья Владимировна

Рассматривается и анализируется механизм определения штатной численности образовательного учреждения, учитывающий такую особенность преподавательской деятельности, как количество учительских ставок, необходимых по каждому предмету учебной программы для школ с различной наполняемостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MECHANISMS OF CONSIDERING PECULIARITIES OF TEACHING ACTIVITY IN THE PROCESS OF DETERMINATION OF THE NUMBER OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

This article describes and analyzes the mechanism for determining the regular number of educational institutions, considering such a feature of teaching, as the number of teachers' rates required for each subject in the curriculum for schools with different occupancy.

Текст научной работы на тему «Разработка механизмов учета особенностей преподавательской деятельности при определении штатной численности образовательных учреждений»

УДК 37.014.542 ББК Ч420.41

ГСНТИ 14.15.07

Код ВАК 13.00.01; 08.00.05

Н. В. Путинцева

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: количество учительских ставок; количество классов; ступень обучения; предметы учебного плана.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается и анализируется механизм определения штатной численности образовательного учреждения, учитывающий такую особенность преподавательской деятельности, как количество учительских ставок, необходимых по каждому предмету учебной программы для школ с различной наполняемостью.

N. V. Рий^веуа

DEVELOPMENT OF MECHANISMS OF CONSIDERING PECULIARITIES OF TEACHING ACTIVITY IN THE PROCESS OF DETERMINATION OF THE NUMBER OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

KEYWORDS: the number of teachers’ rates; the number of classes; grades; subjects of the curriculum.

ABSTRACT. This article describes and analyzes the mechanism for determining the regular number of educational institutions, considering such a feature of teaching, as the number of teachers' rates required for each subject in the curriculum for schools with different occupancy.

В

последние годы в экономике российского образования одним из ключевых направлений является эффективность расходования бюджетных средств. На первый план выходит проблема неэффективных расходов и возможностей их минимизации, что делает актуальным более подробное рассмотрение данного вопроса. В направлении повышения эффективности расходования бюджетных средств в 2009 г. вышло Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. № 322, которым была утверждена методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Данная методика закрепляет перечень показателей для оценки эффективности расходования средств в сфере образования, в частности введен такой показатель, как «численность учащихся, приходящихся на одного работающего в

образовательных учреждениях: на одного учителя, на одного прочего работающего». Основная идея методики состоит в сравнении фактической численности персонала учреждения с нормативной. Нормативная численность определяется посредством целевого значения числа учеников, приходящихся на одного преподавателя. Суммарная заработная плата с начислениями «избыточного персонала» формирует объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами» [і]. В расчет методики введен корректирующий коэффициент сетевых нормативов, который должен учитывать такие особенности, как расселение населения по субъекту РФ и транспортная доступность населенного субъекта РФ. Неэффективные расходы рассчитываются по формуле:

Ol = (Учф х Кс) х (Зпу 2(1 + От) х 12 мес.) : 1000,

Уц

(1)

где Учф — общая численность учителей в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях субъекта РФ (человек); Чу — численность учеников в субъекте РФ (человек); Уц — целевое значение числа учеников, приходящихся на 1 учителя (15 человек); Кс — корректирующий коэффициент

сетевых нормативов; ЗПу — среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителя в субъекте РФ (рублей); От — отчисления от заработной платы. Неэффективные расходы зависят от следующих параметров (рис. 1).

Неэффективные расходы образовательных учреждений

Ф

| Численность учителей в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях субъекта РФ (Учф) |

Ф Ф Ф

Численность учеников в субъекте РФ (Чу)

Коэффициент сетевых

Целевое значение числа учеников,

chita

| | нормативов (Ко) | | приходящихся на 1 учителя (15 человек) (Уц) |

Рис. 1. Параметры зависимости неэффективных расходов

© Путинцева Н. В., 2012

Таким образом, в методике основополагающим фактором оценки эффективности является целевое число учеников, приходящихся на 1 учителя, но данная концепция вызвала множество неоднозначных мнений относительно своей целесообразности. В частности, методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ приведет, по мнению А. С. Гармашовой, эксперта информационного центра «МЦФЭР Ресурсы образования», «не к повышению качества образования (для чего вводился фонд стимулирующих выплат при принятии новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях), а к увеличению нагрузки на одного учителя» [і]. Н. Г. Типенко, директор центра универсальных программ, считает что, «для того чтобы выдержать норму 15 учеников на 1 учителя, придется набирать в классы 27—30 человек. Но по норме Типовых положений предельная наполняемость класса городской школы — 25 человек... корректирующий коэффициент сетевых нормативов применяется только к тем регионам, у которых коэффициент транспортной доступности не равен 0. Таких регионов 36. Для остальных регионов коэффициент расселения, даже преобразован-

ный, не учитывается» [6]. М. Агранович, руководитель центра мониторинга и статистики в образовании ФИРО, отмечает, что самое печальное в нашей системе, что под результативностью понимается число учеников на 1 учителя. С этим подходом в России в конце концов будет по 45 человек в классе.

В настоящее время в образовательных учреждениях обучаются дети 90-х гг., т. е. времени демографического спада, вследствие чего значение количества учеников, приходящихся на 1 учителя, по данной методике является завышенным.

По нашему мнению, численность педагогического штата школы зависит не только от количества учащихся, как это показано в методике, но и от количества педагогических ставок, необходимых для школы и, следовательно, учебных часов по базисному учебному плану. Основой для данных расчетов будет являться базисный учебный план, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г., с дополнениями от 3 июня 2011 г. № 1994 и от 1 февраля 2012 г. № 74.

Основные параметры данного подхода представлены на рис. 2.

________________________Неэффективные расходы образовательных учреждений_______________________

_______________________________________________Ф_______________________________________________

численность учителей в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях субъекта РФ

Ф Ф

Количество ставок на каждой ступени обучения наполняемостью 1 класс

Количество классов в школе

Рис 2. Параметры зависимости неэффективных расходов

В соответствии с данными параметрами произведем расчеты стандартного количества часов, необходимых для школы наполняемостью в 1 класс в каждой параллели. При этом за каждую параллель примем количество классов на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и т. д. ступенях обучения, т. е. 1-е классы школы будут представлять 1-ю параллель, 2-е классы — 2-ю параллель и т. д. Общее количество часов по каждой параллели представим как алгебраическую сумму рекомендованных базисным планом часов по каждому предмету в данной параллели.

Таким образом, получим годовое количество часов для школы наполняемостью 1 класс в каждой параллели. Эти данные необходимы для расчета количества ставок. Основополагающими факторами в данной модели будут являться количество часов в год на каждой ступени обучения, среднее

количество учебных недель в году для классов различных ступеней обучения и количество часов на ставку (оно будет равно 18 часам) [3].

Количество ставок на каждой ступени обучения, т. е. для 1-х, 2-х, 3-х классов и т. д., получим, исходя из данных параметров:

Кст = ----Ч---, (2)

Нг хЧст

где Ч — годовое количество часов на параллели наполняемостью 1 класс; Нг — среднее количество учебных недель в году на параллели, которое может варьироваться от 33-х до 35-ти недель в зависимости от ступени обучения учебного плана [2; 4]; Чст — количество часов на ставку.

Таким образом, зная количество ставок в каждой параллели наполняемостью 1 класс, составим формулу, расчеты по кото-

рой будут отражать количество ставок для школы, наполняемость которой составляет

2, 3 и более классов на каждой из ступеней обучения.

Данная формула будет зависеть от таких параметров, как количество ставок по ступеням обучения и количество классов на каждой ступени обучения. Формула расчетов примет вид:

її

г = ^ ц ххі (3)

ї

где г — общее количество ставок для школы; — — количество ставок в одном і-м классе (1-м, 2-м. 11-м); х; — количество классов на і-й ступени обучения.

Коэффициент — известен. Его значение возможно рассчитать посредством формулы (2). Подставим полученные значения вместо коэффициента — и таким образом получим формулу для количества ставок в целом по школе:

8-го и т. д. классов (география, физика, химия, биология), исходное количество ставок для расчетов будет приниматься равным количеству ставок на ступени его появления.

Формула расчета общего количества ставок для школы с различной комплектацией классов с 5-го по 11-й по параллелям примет вид:

Ео = £ Е1, (6)

где Ро — общее количество ставок по всем предметам учебной программы.

На завершающем этапе исследований целесообразно посмотреть, какое количество педагогических работников необходимо школе с учетом совмещений предметов.

Рассчитаем количество ставок по каждому предмету с 5-го по 11-й класс для школы, комплектация которой представлена в таблице.

Ъ = 1,168Х1 + 1,277*2 + 1,277*3+ 1,333*4 +

+ 1,666*5 + 1,722*6 + 1,889*7 + 1,889*8 +

+ 1,833*9 + 1,667*10 + 1,667*11. (4)

Исходя из данных исследований, зная количество классов в каждой из параллелей школы, рассчитываем общее количество ставок в целом для этой школы.

При этом следует отметить, что знания общего количества ставок для школы с определенной комплектацией каждой из параллелей недостаточно для определения педагогического штата, необходимого школе. Существуют предметы учебной программы, которые возможно совмещать одному учителю, или такие предметы, преподавание которых требует деления класса на подгруппы и, следовательно, количества учителей в удвоенном размере.

Поэтому для более точной информации необходимо рассчитать количество ставок по каждому предмету образовательной программы. Представим расчеты по основной и старшей школе. Исходными данными будет являться количество ставок по учебному предмету для классов на каждой ступени обучения, которое рассчитывается по формуле:

11

Е = £ Ъ X у1, (5)

1

где <■ — количество ставок по определенному предмету учебного плана для школы с различной наполняемостью; = — количество ставок по определенному предмету учебного плана на г-й ступени обучения наполняемостью 1 класс; уг- — количество классов на г-й ступени обучения.

Для таких предметов учебного плана, изучение которых начинается с 6-го, 7-го,

Таблица. Пример комплектации школы

Наименование параллели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Количество классов 2 2 2 3 3 3 2 4 3 2 2

Допустим, школа имеет физико-математический профиль, т. е. предметы «физика», «информатика», «математика» на уровне 10-х, 11-х классов изучаются в большем объеме учебных часов.

С учетом совмещений предметов, близких по своему содержанию, получим, что педагогический штат составит 35 человек.

Рассчитаем необходимое количество учителей для данной школы (за исключением начальной школы) в соответствии с методикой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, исходя из того, что наполняемость каждого класса составляет 25 человек, т. е. целевое значение, указанное в данных методических рекомендациях. Таким образом, комплектация школы (за исключением начальной школы) составляет 475 человек (19 классов х 25 человек). Количество учителей рассчитаем как 475 человек, поделенное на 15 человек (целевое количество учеников, приходящихся на 1 учителя). Следовательно, в соответствии с методикой педагогический штат школы должен составлять 32 человека, а в соответствии с расчетами по педагогическим ставкам необходимо 35 учителей.

По предписаниям модельной методики школе необходимо сократить количество педагогического персонала на 3 человека, что возможно осуществить путем увеличения учебной нагрузки учителей. Но увели-

чение нагрузки в конечном итоге не будет размере. В методике не указано, какие учи-

положительно влиять на улучшение препо- теля-предметники попадут в число избы-

давания. точного персонала, а также не обозначены

Таким образом, необходимый педаго- возможности наглядного определения не-

гический персонал для образовательного эффективных педагогических кадров.

учреждения возможно рассчитать не только Определение педагогического персона-

посредством целевого числа учеников, при- ла для школ с различной наполняемостью

ходящихся на 1 учителя, но и посредством посредством необходимого числа педагоги-

количества учительских ставок для школ с ческих ставок включает большее количе-

различной наполняемостью. Подход к рас- ство расчетов по сравнению с подходом ме-

четам, утвержденный методикой оценки тодики, но в конечном итоге представляет

эффективности деятельности органов ис- наглядные данные по ставкам по каждому

полнительной власти субъектов РФ, не учи- предмету учебного плана для школы, что

тывает особенностей наполняемости шко- упрощает расчет необходимой наполняемо-

лы, т. е. возможность комплектации классов сти педагогического штата.

не по 25 человек, а в несколько меньшем

ЛИТЕРАТУРА

1. ГАРМАШОВА А. С. Повышение эффективности расходов в сфере образования // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2011. № 5.

2. О ВНЕСЕНИИ изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 : приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012. № 74. иКЪ: ЬНр://ес0П0ту/70УгЬ.ги (дата обращения 15.04.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. О МЕРАХ по реализации Указа Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» (вместе с «Методикой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ») : постановление Правительства РФ от 15.04.2009 № 322 (ред. от 04.03.2011). иЯЬ: http://economyZgovrb.ru (дата обращения 15.04.2012).

4. О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников : приказ Министерства образования и науки РФ № 2075 от 24.12.2010. иКЪ: http://document.kremlin.ru (дата обращения: 13.04.2012).

5. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования : приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. № 1312. ИЯЬ: http://document.kremlin.ru (дата обращения 15.04.2012).

6. ТИПЕНКО Н. Г. Оценка неэффективных бюджетных расходов органов исполнительной власти // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2010. №4.

7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования : приказ Минобрнауки РФ от 3 июня 2011 г. № 1994. ИЯЬ: http://news-city.infrussia.htm (дата обращения 22.04.2012).

Статью рекомендует д-р экон. наук, проф. Л. С. В икандт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.