РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
УДК 371.2
В. И. Сушилова
МКШ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
В статье анализируется специфика региональной образовательной системы Томской области - малокомплек-тность образовательных учреждений и их инфраструктурные характеристики.
Ключевые слова: МКШ, инфраструктурные характеристики региональной образовательной системы.
В настоящее время проблема модернизации МКШ для РФ в целом, Томской области в частности является наиболее актуальной. Это связано с рядом противоречий в развитии современных региональной и муниципальных образовательных систем между:
- потребностями развития инновационного сектора экономики региона в современном образовании и недостаточным уровнем качества образовательных услуг, предоставляемых малокомплектными сельскими школами (как в силу специфики их деятельности, так и по причинам слабой концентрации внимания на результатах обучения и воспитания; сохранения традиционной конструкции педагогического процесса, в том числе и слабой степени использования педагогических технологий, в том числе и информационных);
- потребностями субъектов образовательного процесса в широком спектре образовательных услуг и низкой степенью включения МКШ в муниципальные образовательные сети, что способствует сохранению локального образовательного пространства отдаленных сельских поселений, тормозит как введение обязательного полного среднего образования, так и отдельных его уровней (предшкольного, профильного, допрофессионального и др.);
- потребностями во внедрении эффективных нормативно-правовых условий деятельности региональной и муниципальных образовательных систем и слабой степенью возможности перехода МКШ на нормативно-подушевое финансирование, что способствует консервации и дальнейшему ухудшению состояния материально-технической и учебно-методической баз малокомплектных ОУ;
- потребностями в педагогических кадрах, готовых к осуществлению учебно-воспитательного процесса в условиях полидисциплинарности, интегратив-ности, межпредметности, использованию разновозрастных технологий обучения, и низкой квалификацией учителей, деятельность которых направлена на поддержание традиционной модели обучения.
Решение данных противоречий позволит резко повысить качество общего образования и полностью сформировать муниципальные образовательные сети, муниципальные системы в частности, региональную образовательную систему в целом.
Для решения указанных противоречий в течение 2006-2009 гг. ТГПУ совместно с Департаментом общего образования Томской области проводил комплексный мониторинг МКШ и их социально-экономического окружения.
При значительном внимании различных структур (органов власти, ученых, методистов и др.) к МКШ само понятие до сих пор весьма дисскусионно, в регионах РФ существуют различные определения данного вида ОУ, что обусловливает и необходимость изучения самого феномена, и соответственно разработки самой методики исследования.
Разработка методики социально-педагогического исследования «Методика мониторинга состояния МКШ с точки зрения социально-экономического окружения, кадровых и инфраструктурных характеристик» проходила в два этапа. Первый этап (июнь-октябрь 2009 г.) - разработка методики и проведение комплексного исследования проблем малокомплектных школ (все 100 %) для определения понятия МКШ Томской области и присвоения статуса МКШ отдельным ОУ!
Второй этап (ноябрь-декабрь 2009 г.) - анализ результатов исследования социально-экономического окружения МКШ, его кадрового и материально-технического обеспечения. В результате реализации второго этапа исследования были сделаны следующие выводы.
С начала 90-х годов в Томской области сложилась неблагоприятная демографическая ситуация: происходит уменьшение численности населения за счет естественного убывания. В 2000-е гг. общий прирост населения в Томской области достиг отрицательной отметки.
В условиях продолжающегося демографического снижения контингента детей с середины 1990-х гг.
отмечалась тенденция появления избыточных «мощностей» в сети общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. По результатам социогеографических исследований была разработана Программа по реструктуризации сети образовательных учреждений Томской области, согласно которой на территории Томской области с 1996 по 2009 годы закрыто 102 школы, реорганизована 81 школа, ликвидировано путем слияния 10 школ, открыто 4 образовательных учреждения и 3 пришкольных интерната. Это позволило не допустить снижения количества обучающихся, приходящихся на одного учителя, и обеспечило оптимальный уровень финансовых затрат.
Принципы реализации региональной политики по развитию сети ОУ представлены в системе нормативно-правовых и инструктивно-методических актов и направлены на преодоление рисков, связанных с дальнейшим развитием региональной образовательной сети:
- существующая региональная образовательная сеть не в полной мере удовлетворяет образовательные запросы населения и в своей внутренней структуре недостаточно отражает общественную составляющую;
- состояние муниципальных образовательных систем не всегда соответствует образовательным потребностям и финансовым возможностям муниципалитетов, их демографической и территориальной специфике;
- переход на подушевое финансирование и введение новой системы оплаты труда в условиях территориальной удаленности и малокомплектности общеобразовательных учреждений могут оказаться социально болезненными и объективно снизят качество образования;
- существующая образовательная сеть не в полной мере может обеспечить успешную реализацию перспектив социально-экономического развития Томской области.
С учетом обозначенных рисков и объективно существующих проблем в 2001 г. был разработан проект Концепции реструктуризации сети образовательных учреждений на основе создания образовательных округов в сельских районах Томской области. Проект Концепции одобрен распоряжением Губернатора от 26.07.02 № 315-р.
При характеристике социально-экономического окружения МКШ Томской области было установлено, что Томская область входит в состав Сибирского федерального округа Российской Федерации1. В состав области входят 16 районов, 6 городов (Томск, Северск, Стрежевой, Асино, Колпашево, Кедровый). Область расположена в среднем течении р. Оби в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины и
1 На основании справки Центра государственной статистики Томской области.
занимает площадь 316. 9 тыс. кв. км. Томск расположен на правом берегу реки Томи в 60 км от впадения ее в реку Обь. Климат умеренно-континентальный, циклический. Общая численность населения Томской области, по данным на 01.01.02 г., составляет 1060.4 тыс. человек, в Томске - 483.9 тыс. человек. В исследовании участвовало 13 муниципальных образований (МО). Материалы Томского района являются неполными.
На основании классификации расселенческих структур (А. П. Груздев) (отдаленные и сохраняющие традиционные сельскохозяйственные функции в сочетании с отраслевым природопользованием; находящиеся в буферной зоне городов с высокоинтенсивным сельским хозяйством при очевидном влиянии города; эволюционизирующиеся в рамках перехода сельских населенных пунктов в агрорекреационные поселения; отмирающие «дистрофные» населенные пункты, утратившие прежние хозяйственные функции) все районы Томской области можно разделить на три группы: пригородные, центральные, отдаленные. При этом в пригородных МО преобладают второй-третий типы расселения, в центральных - третий-второй, а в отдаленных - первый-четвертый. Кроме того, все районы можно разделить и по уровню развития производства. Из 16 районов Томской области десять территорий являются недотационными, шесть - дотационными. Это в первую очередь сельскохозяйственные и лесные районы Томской области.
Количество проживающих в 13 МО составляет 298 178 человек, из них 29 351 - пенсионеры, 61 288 -дети, 10 564 - официально безработные. В целом количество трудоспособного населения составляет всего 52 %, из них маргинализировано от 50 до 70 % населения (согласно разным подсчетам (В. А. Андреев и др.)).
В то же время доля детского населения в МО Томской области (ТО) достаточна, обуславливает необходимость функционирования ОУ для предоставления различных образовательных услуг. Увеличение количества населения за счет мигрантов также маловозможно. ТО является малопривлекательной для переселенцев как с точки зрения климата, так и экологии. Из 12 МО отрицательные показатели демонстрировали 8 МО, незначительные положительные сдвиги - 4 МО. Отличается только Парабельский район (более чем в три раза) за счет открытия новых месторождений и рабочих мест.
Необходимо отметить, что при этом проектирование и планирование количества рабочих мест в МО Томской области занимают незначительное место. Наиболее активными в этой позиции являются Мол-чановское, Колпашевское, Кожевниковское МО.
При анализе социально-экономического состояния МО необходимо затронуть размеры заработной платы. Средняя заработная плата (ЗП) по МО составила в целом 12 073 руб., что является ниже прожиточного минимума в ТО. Достаточный рост заработной
платы осуществлялся в 9 МО ТО (особенно в Александровском районе (нефть)), наиболее низкая заработная плата в сельскохозяйственных районах ТО -Кожевниковском, Первомайском.
Одним из актуальнейших направлений развития региональной системы образования Томской области стала реструктуризация ОУ, находящихся в сельской местности. В рамках настоящего исследования было выявлено, что почти все возможности внешней реструктуризации были исчерпаны. В 13 обследованных МО имеется 469 поселений, только в каждом втором имеется ОУ (всего 235).
При этом наиболее оптимальным финансирование ОУ со стороны МО является в Бакчарском районе (около 10 %). Нерационально используются финансы в Кожевниковском и Томском районах, что говорит о низком уровне реструктуризации сети ОУ, большом количестве МКШ (соответственно 45.74, 49.2 %).
Таким образом, к началу XXI в. Томская область достаточно типична для более чем двух третей субъектов Российской Федерации:
- специфическое географическое положение (центр Западной Сибири, место расположения - наибольшее в мире Васюганское болото);
- климат - резкоконтинентальный;
- уровень развития социальной инфраструктуры в целом по региону - низкий;
- ведущий тип поселения - преобладание сельских поселений, далеко расположенных друг от друга;
- плотность населения - 3.5 человека на 1 кв. км;
- экономика Томской области основана на нефтяной и газовой промышленности, делаются удачные попытки формирования инновационного сектора экономики на базе мощной инфраструктуры вузов Томска;
- 40 % МО - дотационные;
- коэффициент умственного развития населения -на уровне высших показателей РФ.
Все МКШ ТО можно разбить на две большие группы: начальные и группа основных и средних ОУ. Это связано с моделью формирования субвенций для различного вида ОУ. На основании Закона ТО о субвенциях (на 2009 г.) можно определить 51 малокомплектную НОШ в населенных пунктах с численностью населения, не превышающей 3000 человек, где обучается в 2009 г. 480 детей. Однако прогнозное количество школьников начальных МКШ в 2010 г. будет составлять уже 604 человека.
На основании анализа Закона о субвенциях на 2009 г. можно сделать вывод о том, что средняя наполняемость школы (или класса-комплекта) 9.41 человека (по сравнению с 2007 г. - 7.88 детей).
На основании комплексного исследования Закона ТО о субвенциях 2009 г. стало возможным формирование таблицы «МКШ ТО» (краткая характеристика - табл. 1).
Для составления полного анализа МКШ Томской области использован Закон ТО о субвенциях (2009
г.), где были разработаны различные коэффициенты для формирования бюджетов МКШ.
Ведущими моделями сельских МКШ стали ООУ, соединявшие свойства малокомплектности, малочисленности и даже отдаленности (последний признак был характерен для более трети всех сельских школ). Так, в процессе модернизации системы общего образования (2002-2010 гг.) стали явочным путем формироваться различные варианты разновозрастной МКШ, что и обусловило необходимость выделения особенностей организационно-педагогической структуры малокомплектного общеобразовательного учреждения, связанного с наполняемостью классов (по М. П. Гурьяновой - с предельно малой, малой, низкой наполняемостью учащихся, с разновозрастным составом начальной школы; с наполняемостью от 10 школьников и выше). Все это позволяет определить две модели МКШ: модель МКШ разновозрастного и частично разновозрастного обучения.
Изменения дидактической системы (т. е. объединение классов, создание новых разновозрастных учебных планов и др.), имевшие практический характер, потребовали конкретных научных поисков по обоснованию разновозрастного содержания образования и способов его реализации. В этой связи необходима характеристика основных теоретических предпосылок, определенных нами как исходные при моделировании разновозрастной модели сельской малокомплектной школы: формирование содержания образования на основе межпредметности, комплексности и интегративности; использование технологий разновозрастного обучения (РВО); обоснование механизмов функционирования МКШ.
Межпредметность как базовый принцип формирования содержания образования имеет мощное обоснование в современной науке с позиций психологии, педагогики и методики обучения. В отечественной дидактике на основе общности учебно-познавательных целей различных учебных предметов обосновывалась объективная необходимость отражать в учебном познании реальные взаимосвязи объектов и явлений природы и общества, подчеркивались мировоззренческая и развивающая функции МПС, их положительное влияние на формирование истинной системы научных знаний и общее умственное развитие ученика, разрабатывалась методика скоординированного обучения различным учебным предметам, предпринимались попытки готовить учителя к осуществлению МПС на практике.
Интегративность как явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления потребовала анализа с педагогической и психологической позиций. Основная цель обучения на интегративной основе - это формирование целостного представления об окружающем мире, что, безусловно, влечет за собой качество образова-
ния. Психофизиологическое обоснование механизма овладения знаниями и процесса их интеграции нам
Т аблица 1
Малокомплектные школы Томской области
Муници- пальное образование МКШ всего (включая НОШ) МКШ Потребность в подготовке и переподготовке кадров Наличие педкласса/ желание его открыть
Н О Ш О О Ш С О Ш
Александров- 6 1 2 3 + +
ский район
Асиновский 11 4 3 4 + +
район
Бакчарский 10 2 2 6 + +
район
Верхнекет- 8 4 2 2 + +
ский район
Зырянский 17 4 10 2 + +
район
Каргасок- 16 2 10 4 + +
ский район
Кожевников- 22 9 11 2 + +
ский район
Колпашев- 14 2 8 4 + +
ский район
Кривошеин- 9 3 6 + +
ский район
Молчанов- 6 2 1 3 + +
ский район
Парабель- 8 3 1 4 + +
ский район
Первомай- 15 4 4 7 + +
ский район
Тегульдет- 8 4 2 2 + +
ский район
Томский 18 5 5 8 + +
район
Чаинский 11 5 5 1 + +
район
Шегарский 12 4 2 6 + +
район
Северск 1 - 1 - -
Томск 1 - 1 - - -
Всего 183 51 72 60 - -
представляется возможным на основе двух психологических концепций - теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я.Гальперин. А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина) и ассоциативно-рефлекторной природы умственной деятельности (Е. Н. Кабанова-Меллер, Н. А. Менчинская, Ю. А. Самарин).
Указывая на комплексность как принцип формирования содержания образования, следует сказать, что при организации обучения в МКШ возникает потребность в комплексных формах - комплексных обобщающих уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях, имеющих межпредметное содержание, требующих коллективного решения учебных проблем, вопросов в сочетании с индивидуальными заданиями с учетом познавательных интересов и склонностей учащихся в разных предметных областях.
Анализ существующей литературы, описывающей технологию РВО, показал, что в практике работы отечественных и зарубежных школ сложились определенные подходы к организации совместной деятельности детей разного хронологического возраста. Данные подходы достаточно полно описаны в исследованиях Л. В. Байбородовой. Многие отечественные и зарубежные ученые отмечают, что в ситуации полного или частичного отказа от традиционной классноурочной системы в полной мере реализуются права ребенка на овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются ему в жизни. В процессе создания разновозрастной группы становится возможным взаимообучение как важный аспект педагогического регулирования межвозрастного взаимодействия, а также использование возможностей межличностного общения для развития социального опыта подростков, сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Рассматривая достоинства и недостатки разновозрастного обучения, мы пришли к выводу о том, что для качественного функционирования современных сельских МКШ использование технологий разновозрастного обучения является наиболее целесообразным.
Обоснование механизмов функционирования МКШ стало возможным при анализе работ Л. В. Байбородо-вой, М. А. Балабана, Я. А. Берегового, Е. Л. Бережковской, С. В. Белова, Г. А. Горбунова, Е. А. Глуховской, Е. Е. Лушникова, Т. Е. Милехина, Н. М. Платонова, А. А. Смирновой, Г. В. Сорвачева, Г. Я. Шишмаренкова, И. В. Шманева и других. Очевидно, что формирование разновозрастного содержания образования обусловливает необходимость разработки новых организационных форм, в том числе и разновозрастного обучения сельских школьников. На наш взгляд, перспективной является организация обучения в МКШ с использованием таких форм, как разновозрастная группа (РВГ) и разновозрастной класс-комплект (РВКК).
Таким образом, систематика МКШ может быть сформирована по следующим показателям: общее
число учащихся, количество классов-комплектов, наполняемость классов, возможность сетевого взаимодействия, коэффициент развития учебно-материальной базы, количество ставок согласно учебному плану. На основании данной систематики можно предложить разделить все МШК на две группы: разновозрастного обучения (14.8 % от всего числа ОУ Томской области), частично разновозрастного обучения (29.6 %).
Статья выполнена при финансовой поддержке проекта № 3858 «Научно-методическое обеспечение совершенствования содержания и разработка образовательным программ дополнительного образования учителей малокомплектной сельской школы (МКШ) в условиях введения ФГОС нового поколения» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)».
Сушилова В. И., зам. начальника управления образования.
Администрация Зырянского района Томской области.
Ул. Советская, 10, с. Зырянское, Томская область, Россия, 636850.
Материал поступил в редакцию 10.12.2009
VI. Sushilova
FEW COMPLEMENT SCHOOLS OF TOMSK REGION: SOCIO-ECONOMIC SURROUNDING, INFRASTRUCTURAL CHARACTERISTICS
The article analyses the specificity of Tomsk regional educational system - few complement educational establishments and their infrastructural characteristics.
Key words: few complement schools, infrastructural characteristics of regional educational systems
Department of Education, Administration of Zyrianski District of Tomsk Region.
Ul. Sovetskaya,10, s. Zyrianskoe, Tomskaya oblast, Russia, 636850.