Научная статья на тему 'Концепция развития малокомплектных школ России'

Концепция развития малокомплектных школ России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1139
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ / CONCEPT / UNGRADED SCHOOL / STATE EDUCATIONAL POLICIES / WAYS OF MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухов Валерий Владимирович

Дана характеристика концептуальных основ модернизации сельских малокомплектных школ России на основе комплексного анализа состояния данного типа образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обухов Валерий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF UNGRADED SCHOOLS IN RUSSIA

The article characterizes the conceptual basis for modernization of rural ungraded schools in Russia based on a comprehensive analysis of this type of educational institution.

Текст научной работы на тему «Концепция развития малокомплектных школ России»

УДК 377

В. В. Обухов

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ РОССИИ

Дана характеристика концептуальных основ модернизации сельских малокомплектных школ России на основе комплексного анализа состояния данного типа образовательного учреждения.

Ключевые слова: концепция, малокомплектная школа, государственная образовательная политика, направления модернизации.

Концепция развития малокомплектных школ (МКШ) определяет основные направления и общие принципы развития малокомплектных школ, проведения единой государственной политики по вопросам модернизации малокомплектных сельских школ.

Наиболее существенной геотерриториальной и социально-экономической спецификой системы образования региональных образовательных систем (РОС) России является увеличение удельного веса малокомплектных сельских школ.

Под малокомплектной сельской школой понимается общеобразовательное учреждение без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, расположенное в сельском или приравненном к нему населенном пункте, в котором предусматривается объединение классов в разновозрастные классы-комплекты в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

В соответствии с Законом «Об образовании» создание и управление образовательными учреждениями (ОУ) относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, так же как и организация профессионального роста педагогов и менеджеров. Вместе с тем развитие малокомплектных сельских школ является важнейшим условием формирования муниципальных образовательных систем, региональной системы в целом, что является неотъемлемой частью осуществления государственной образовательной политики на региональном уровне. Главным целевым ориентиром, определяющим направления и механизмы развития малокомплектных школ, является достижение высокого качества, доступности и эффективности общего образования для граждан, проживающих в сельской местности.

Актуальность оптимизации и развития МКШ определяется следующими положениями:

1. В условиях продолжающегося демографического снижения контингента детей усиливаются тенденции появления все большего количества школ с неполным комплектом классов и малой численностью обучающихся, увеличения объемов избыточных «мощностей» в сети общеобразовательных учреждений.

2. В преобладающем числе малокомплектных ОУ сохраняется традиционная конструкция учеб-

ных планов, консервируются традиционные учебные программы; недостаточно концентрируется внимание на результатах обучения и воспитания, наблюдается тенденция снижения качества базового образования в среднем звене, усугубляется ситуация неравенства стартовых условий для детей дошкольного возраста на момент зачисления в начальное звено ОУ ввиду отсутствия доступности дошкольного образования.

3. За прошедшее десятилетие региональными, муниципальными органами управления, общественностью, педагогическими работниками была проведена большая работа по преодолению данных тенденций, способствующих увеличению численности МКШ, но преобладание слабой пространственной доступности образовательных учреждений определило низкую степень реструктуризации сельских малокомплектных школ в рамках сетевого взаимодействия, все финансово-экономические возможности которой были использованы до настоящего времени. Все это обусловливает необходимость поисков внутренних ресурсов МКШ для удовлетворения полных потребностей всех участников образовательного процесса.

4. В МКШ значительно повышаются уровни финансовых затрат, гарантирующих качественное и доступное образование.

5. Хронические проблемы состояния педагогических кадров области требуют реализации комплексных мер межведомственного характера, в том числе апробации новых моделей комплектования кадров в МКШ.

Малочисленность и малокомплектность как специфические черты РОС России способствовали формированию следующих противоречий между:

- потребностями развития инновационного сектора экономики регионов в современном образовании и недостаточным уровнем качества образовательных услуг, предоставляемых малокомплектными сельскими школами (как в силу специфики их деятельности, так и по причинам слабой концентрации внимания на результатах обучения и воспитания; сохранения традиционной конструкции педагогического процесса, в том числе и слабой степени использования педагогических технологий, в том числе и информационных);

- потребностями субъектов образовательного процесса в широком спектре образовательных услуг и низкой степенью включения МКШ в муниципальные образовательные сети, что способствует сохранению локального образовательного пространства отдаленных сельских поселений, тормозит как введение обязательного полного среднего образования, так и отдельных его уровней (предшкольного, профильного, допрофессионального и др.);

- потребностями во внедрении эффективных нормативно-правовых условий деятельности региональной и муниципальных образовательных систем и слабой степенью возможности перехода МКШ на нормативно-подушевое финансирование, что способствует консервации и дальнейшему ухудшению состояния материально-технической и учебно-методической баз малокомплектных ОУ;

- потребностями в педагогических кадрах, готовых к осуществлению учебно-воспитательного процесса в условиях полидисциплинарности, интегра-тивности, межпредметности, использованию разновозрастных технологий обучения, и низкой квалификацией учителей, деятельность которых направлена на поддержание традиционной модели обучения.

Решение данных противоречий позволит резко повысить качество общего образования и полностью сформировать муниципальные образовательные сети, муниципальные системы в частности, региональную образовательную систему в целом.

Целью оптимизации деятельности и развития малокомплектных сельских школ является создание условий для формирования современных образовательных моделей малокомплектных сельских образовательных учреждений, ориентированных на реализацию образовательных услуг, обладающих высокой степенью качества, доступности, эффективности, в рамках сетевых, муниципальных, региональной образовательных систем Томской области.

Задачи оптимизации деятельности и развития малокомплектных сельских школ:

- формирование новых организационно-педагогических моделей МКШ, повышение качества образовательных услуг, предоставляемых малокомплектными сельскими школами путем модернизации педагогического процесса;

- включение МКШ в муниципальные образовательные сети в рамках формирования открытого (в том числе и информационного) образовательного пространства;

- внедрение эффективных нормативно-правовых условий деятельности МКШ в целях улучшения состояния материально-технической и учебнометодической баз.

Оптимизация деятельности и развитие МКШ должны обеспечить следующие предполагаемые результаты.

В области реализации требований качества образования: формирование инновационных вариативных моделей МКШ, ориентированных на качественное, доступное, эффективное образование, педагогический процесс которых сформирован на принципах комплексности, интегративности, вариативности образовательных услуг, разновозрастной технологичности; формирование комплексного компетентност-ного содержания образования в рамках реализации РБУПа-2004 при его финансовом обеспечении на основе совершенствования методики расчета субвенций с учетом особенностей и специфики МКШ; внедрение современных педагогических технологий в целях повышения качества образования в МКШ (комплексных, разновозрастных, модульных, интегральных, информационных и других); создание организационно-педагогических механизмов пред-школьного образования, предпрофильной подготовки, профильного обучения в условиях МКШ как условий формирования единого образовательного пространства Томской области; интеграция образовательных ресурсов и расширение образовательного пространства обучающихся за счет новых механизмов формирования учебных планов, образовательных и учебных программ; реализация образовательных потребностей обучающихся, местного сообщества и регионального рынка труда.

В области реализации требований доступности: формирование сети начальных общеобразовательных школ в каждом населенном пункте Томс -кой области; формирование современной нормативно-правовой базы деятельности различных видов МКШ; разработка для каждой МКШ программ развития, стратегических планов ОУ, согласованных с местным сообществом и муниципальными органами власти; развитие образовательных округов (муниципальных образовательных сетей различного вида), учитывающих внешние и внутренние образовательные заказы в своей деятельности и эффективно функционирующие в рамках современной нормативно-правовой и финансово-экономической базы; формирование концентрированной ресурсной базы развития МКШ в условиях образовательных округов (финансово-экономической, материально-технической (в том числе и для подвоза обучающихся), учебно-методической (в том числе и новых учебно-методических комплексов для МКШ).

В области реализации требований эффективности: разработка и внедрение нормативно-правовой основы деятельности МКШ; разработка и апробация моделей нормативного и нормативно-подушевого финансирования МКШ; разработка и апробация моделей ресурсного обеспечения - подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогов и менеджеров МКШ (в том числе в рамках дистан-

ционного образования); модели материально-технического и учебно-методического обеспечения.

Достижение данных результатов возможно только за счет использования дополнительных внешних ресурсов.

Развитие малокомплектных сельских школ РОС России может проводиться по следующим направлениям:

1. Повышение качества образовательных услуг, предоставляемых малокомплектными сельскими школами путем модернизации педагогического процесса, что предполагает:

- разработку и внедрение вариантов базисного учебного плана (2004, 2009) при его финансовом обеспечении на основе совершенствования методики расчета субвенций с учетом особенностей и специфики МКШ;

- развитие содержания образования в рамках формирования специализированных программ и учебно-методических комплексов, основанных на принципах комплексности, интеграции и межпред-метности научного знания;

- обоснование, апробацию и внедрение моделей разновозрастного обучения (включающих комплексные, разновозрастные, модульные, интегральные и др. образовательные технологии);

- формирование моделей управления качеством образования в МКШ на основе компетентностного подхода в рамках региональной и муниципальных систем.

2. Повышение доступности образовательных услуг в МКШ путем включения в муниципальные образовательные сети путем:

- создания новых моделей ОУ и оптимизации механизмов управления МКШ;

Обухов В. В., профессор, ректор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: rector@tspu.edu.ru

- разработки и создания различных моделей муниципальных образовательных сетей (в рамках различных моделей муниципальных образований) при обязательном включении МКШ, в том числе и локальных сетей МКШ, а также механизмов ресурсного обеспечения их деятельности (в том числе нормативно-правовых);

- создания условий для организации подвоза учащихся, обеспечения их жизнедеятельности в условиях интернатов;

- в рамках формирования открытого информационного образовательного пространства разработка и внедрение моделей нормативно-правового обеспечения процессов информатизации общего образования, непрерывного педагогического образования в области информационных компьютерных технологий, дистанционного образовательного пространства, совершенствования технической базы и программного обеспечения, управления образованием на основе информатизации, кадрового обеспечения процессов информатизации.

3. Повышение эффективности образовательных услуг в МКШ через:

- разработку и внедрение нормативно-правовой основы деятельности МКШ;

- разработку и апробацию моделей нормативного и нормативно-подушевого финансирования МКШ;

- разработку и апробацию моделей ресурсного обеспечения: модели подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогов и менеджеров МКШ (в том числе в рамках дистанционного образования); модели материально-технического и учебно-методического обеспечения.

Материал поступил в редакцию 23.08.2010.

V V Obukhov

THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF UNGRADED SCHOOLS IN RUSSIA

The article characterizes the conceptual basis for modernization of rural ungraded schools in Russia based on a comprehensive analysis of this type of educational institution.

Key words: concept, ungraded school, state educational policies, ways of modernization.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. fâyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

E-mail: rector@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.