Научная статья на тему 'Малокомплектность как специфика региональной образовательной системы Томской области'

Малокомплектность как специфика региональной образовательной системы Томской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / FEW COMPLEMENT SCHOOLS / INFRASTRUCTURAL CHARACTERISTICS OF REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сушилова В. И., Пушкарева Т. Г.

В статье анализируется специфика региональной образовательной системы Томской области малокомплектность образовательных учреждений и их инфраструктурные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сушилова В. И., Пушкарева Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNGRADED SCHOOLS IN TOMSK REGION: SOCIAL AND ECONOMIC CONTEXT, INFRASTRUCTURAL CHARACTERISTICS

The article analyses the specificity of Tomsk regional educational system ungraded educational establishments and their infrastructural characteristics.

Текст научной работы на тему «Малокомплектность как специфика региональной образовательной системы Томской области»

УДК 371.2

В. И. Сушилова, Т. Г. Пушкарева

МАЛОКОМПЛЕКТНОСТЬ КАК СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье анализируется специфика региональной образовательной системы Томской области - малокомп-лектность образовательных учреждений и их инфраструктурные характеристики.

Ключевые слова: малокомплектная школа, инфраструктурные характеристики региональной образовательной системы.

В настоящее время проблема модернизации малокомплектных школ (МКШ) для России в целом, Томской области в частности, является наиболее актуальной. Это связано с рядом противоречий в развитии современных региональной и муниципальных образовательных систем между:

- потребностями развития инновационного сектора экономики региона в современном образовании и недостаточным уровнем качества образовательных услуг, предоставляемых малокомплектными сельскими школами (как в силу специфики их деятельности, так и по причинам слабой концентрации внимания на результатах обучения и воспитания; сохранения традиционной конструкции педагогического процесса, в том числе и слабой степени использования педагогических технологий, в том числе и информационных);

- потребностями субъектов образовательного процесса в широком спектре образовательных услуг и низкой степенью включения МКШ в муниципальные образовательные сети, что способствует сохранению локального образовательного пространства отдаленных сельских поселений, тормозит как введению обязательного полного среднего образования, так и отдельных его уровней (предшкольного, профильного, допрофессионального и др.);

- потребностями во внедрении эффективных нормативно-правовых условий деятельности региональной и муниципальных образовательных систем и слабой степенью возможности перехода МКШ на нормативно-подушевое финансирование, что способствует консервации и дальнейшему ухудшению состояния материально-технической и учебно-методической баз малокомплектных образовательных учреждений (ОУ);

- потребностями в педагогических кадрах, готовых к осуществлению учебно-воспитательного процесса в условиях полидисциплинарности, ин-тегративности, межпредметности, использованию разновозрастных технологий обучения, и низкой квалификацией учителей, деятельность которых направлена на поддержание традиционной модели обучения.

Решение данных противоречий позволит резко повысить качество общего образования и полно-

стью сформировать муниципальные образовательные сети, муниципальные системы в частности, региональную образовательную систему в целом.

Для решения указанных противоречий в течение 2006-2009 гг. Томский государственный педагогический университет совместно с Департаментом общего образования проводил комплексный мониторинг МКШ и ее социально-экономического окружения.

При значительном внимании различных структур (органов власти, ученых, методистов и др.) к МКШ само понятие до сих пор весьма дисскусион-но, в регионах России существуют различные определения МКШ, что обусловливает и необходимость изучения самого феномена и, соответственно, разработки самой методики исследования.

Разработка методики социально-педагогического исследования «Методика мониторинга состояния МКШ с точки зрения социально-экономического окружения, кадровых и инфраструктурных характеристик» проходила в два этапа. Первый этап (июнь - октябрь 2009 г.) - разработка методики и проведение комплексного исследования проблем малокомплектных школ (все 100 %) для определения понятия МКШ Томской области и присвоения статуса МКШ отдельным ОУ.

Второй этап (ноябрь - декабрь 2009 г.) - определение методики и проведение исследования социально-экономического окружения МКШ, его кадрового и материально-технического обеспечения. В результате реализации второго этапа исследования были сделаны следующие выводы.

С начала 90-х годов в Томской области сложилась неблагоприятная демографическая ситуация: происходит уменьшение численности населения за счет естественного убывания. В 2000-е гг. общий прирост населения в Томской области достиг отрицательной отметки.

В условиях продолжающегося демографического снижения контингента детей с середины 1990-х годов отмечалась тенденция появления избыточных «мощностей» в сети общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. По результатам социогеографических исследований была разработана Программа по рест-

руктуризации сети образовательных учреждений Томской области, согласно которой на территории Томской области с 1996 по 2009 гг. закрыто 102 школы, реорганизована 81 школа, ликвидировано путем слияния 10 школ, открыто 4 образовательных учреждения и 3 пришкольных интерната. Это позволило не допустить снижения количества обучающихся, приходящихся на одного учителя, и обеспечило оптимальный уровень финансовых затрат.

Принципы реализации региональной политики по развитию сети ОУ представлены в системе нормативно-правовых и инструктивно-методических актов и направлены на преодоление рисков, связанных с дальнейшим развитием региональной образовательной сети:

- существующая региональная образовательная сеть не в полной мере удовлетворяет образовательные запросы населения и в своей внутренней структуре недостаточно отражает общественную составляющую;

- состояние муниципальных образовательных систем не всегда соответствует образовательным потребностям и финансовым возможностям муниципалитетов, их демографической и территориальной специфике;

- переход на подушевое финансирование и введение новой системы оплаты труда в условиях территориальной удаленности и малокомплектности общеобразовательных учреждений может оказаться социально болезненным и объективно снизит качество образования;

- существующая образовательная сеть не в полной мере может обеспечить успешную реализацию перспектив социально-экономического развития Томской области.

С учетом обозначенных рисков и объективно существующих проблем в 2001 г. был разработан проект Концепции реструктуризации сети образовательных учреждений на основе создания образовательных округов в сельских районах Томской области. Проект Концепции одобрен распоряжением Губернатора от 26.07.02. № 315-р.

При характеристике социально-экономического окружения МКШ Томской области было установлено, что Томская область входит в состав Сибирского федерального округа России1. В состав области входят 16 районов, 6 городов (Томск, Се-верск, Стрежевой, Асино, Колпашево, Кедровый). Область расположена в среднем течении р. Оби в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины и занимает площадь 316.9 тыс. км2. Томск расположен на правом берегу реки Томи в 60 км от впадения ее в реку Обь. Климат умеренно-континентальный, циклический. Общая численность насе-

ления Томской области, по данным на 01.01.02 г., составляет 1 060.4 тыс. человек, в Томске - 483.9 тыс. человек.

В исследовании участвовало 13 муниципальных образований (МО). Материалы Томского района являются неполными. Можно предположить, что количество нетрудоспособного населения составляет примерно 52 %, т. е. 34 254 человека (так же примерно, как в других пригородных и центральных районах Томской области). В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

На основании классификации расселенческих структур (А. П. Груздев) (отдаленные и сохраняющие традиционные сельскохозяйственные функции в сочетании с отраслевым природопользованием; находящиеся в буферной зоне городов с высокоинтенсивным сельским хозяйством при очевидном влиянии города; эволюционизирующиеся в рамках перехода сельских населенных пунктов в агрорекреационные поселения; отмирающие «дис-трофные» населенные пункты, утратившие прежние хозяйственные функции) все районы Томской области можно разделить на три группы: пригородные, центральные, отдаленные. При этом в пригородных МО преобладают второй-третий типы расселения, в центральных - третий-второй, а в отдаленных - первый-четвертый. Кроме того, все районы можно разделить и по уровню развития производства. Из 16 районов области 10 территорий являются недотационными, 6 - дотационными, это в первую очередь сельскохозяйственные и лесные районы Томской области.

Таким образом, количество проживающих в 13 МО Томской области жителей составляет 298 178 человек, из них 29 351 человек - пенсионеры, 61 288 - дети, 10 564 человека - официально безработные. В целом количество трудоспособного населения составляет всего 52 %, из них маргинализировано от 50 до 70 % населения (согласно разным подсчетам (В. А. Андреев и др.)).

В то же время доля детского населения в МО Томской области достаточна, обуславливает необходимость функционирования ОУ для предоставления различных образовательных услуг. Увеличение количества населения за счет мигрантов также маловозможно. Томская бласть является малопривлекательной для переселенцев как с точки зрения климата, так и экологии. В анкетировании принимало участие 12 МО, из них с отрицательными показателями - 8 МО, с незначительными положительными сдвигами - 4 МО. Отличается только Парабельский район (более чем в три раза) за счет открытия новых месторождений.

1 На основании справки Центра государственной статистики Томской области.

Необходимо отметить, что при этом проектирование и планирование количества рабочих мест в МО занимают незначительное место. Наиболее активными в этой позиции являются Молчановское, Колпашевское, Кожевниковское МО.

При анализе социально-экономического состояния МО необходимо затронуть размеры заработной платы. Средняя заработная плата по МО составила в целом 12 073 руб., что является ниже прожиточного минимума в области. Достаточный рост заработной платы осуществлялся в 9 МО (особенно в Александровском районе (где производится добыча нефти)), наиболее низкая заработная плата в сельскохозяйственных районах области - Кожев-никовском и Первомайском.

Одним из актуальнейших направлений развития региональной системы образования Томской области стала реструктуризация ОУ, находящихся в сельской местности. В рамках настоящего исследования было выявлено, что почти все возможности внешней реструктуризации были исчерпаны. В 13 обследованных МО имеется 469 поселений, только в каждом втором имеется ОУ (всего 235).

При этом наиболее оптимальным финансирование ОУ со стороны МО является в Бакчарском районе (около 10 %). Нерационально используются финансы в Кожевниковском (45.74%) и Том -ском (49.2 %) районах, что говорит о низком уровне реструктуризации сети ОУ, большом количестве МКШ.

Таким образом, к началу XXI в. Томская область достаточно типична для более чем двух третей субъектов Российской Федерации:

- специфическое географическое положение (центр Западной Сибири, место расположения -наибольшее в мире Васюганское болото);

- остро континентальный климат;

- низкий уровень развития социальной инфраструктуры в целом по региону;

- преобладают сельские поселения, далеко расположенные друг от друга;

- плотность населения - 3.5 человека на 1 км2;

- экономика Томской области основана на нефтяной и газовой промышленности, делаются удачные попытки формирования инновационного сектора экономики на базе мощной инфраструктуры вузов Томска;

- большинство МО - дотационные;

- коэффициент умственного развития населения - на уровне высших показателей России.

Все МКШ Томской области можно разбить на две большие группы: начальные и группа основных и средних ОУ. Это связано с моделью формирования субвенций для различного вида ОУ. На основании Закона Томской области о субвенциях (2009) можно определить 51 малокомплектную НОШ в населенных пунктах с численностью населения, не превышающей 3 000 человек, где обучалось в 2009 г. 480 детей. Однако прогнозное количество школьников НМКШ в 2010 г. будет составлять уже 604 человека.

На основании анализа Закона об субвенциях можно сделать вывод о том, что средняя наполняемость школы (или класса-комплекта) - 9.41 человека (по сравнению с 2007 г. - 7.88 детей).

На основании комплексного исследования, Закона Томской области об субвенциях 2009 г. стало возможным формирование таблицы «МКШ ТО».

Малокомплектные школы Томской области

Муниципальное образование МКШ всего (включая НОШ) МКШ Потребность в подготовке и переподготовке кадров Наличие педкласса/ желание его открыть

НОШ ООШ СОШ

Александровский район 6 1 2 3 + +

Асиновский район 11 4 3 4 + +

Бакчарский район 10 2 2 6 + +

Верхнекетский район 8 4 2 2 + +

Зырянский район 17 4 10 2 + +

Каргасокский район 16 2 10 4 + +

Кожевниковский район 22 9 11 2 + +

Колпашевский район 14 2 8 4 + +

Кривошеинский район 9 - 3 6 + +

Молчановский район 6 2 1 3 + +

Парабельский район 8 3 1 4 + +

Первомайский район 15 4 4 7 + +

Тегульдетский район 8 4 2 2 + +

Томский район 18 5 5 8 + +

Чаинский район 11 5 5 1 + +

Шегарский район 12 4 2 6 + +

Северск 1 - 1 - -

Томск 1 - 1 - - -

Всего 183 51 72 60 - -

Для составления полного анализа МКШ Томской области использован Закон Томской области о субвенциях (2009), где были разработаны различные коэффициенты для формирования бюджетов МКШ.

Ведущими моделями сельских МКШ стали ООУ, соединявшие свойства малокомплектности, малочисленности и даже отдаленности (последний признак был характерен для более трети всех сельских школ). Так, в процессе модернизации системы общего образования (2002-2010) стали явочным путем формироваться различные варианты разновозрастной МКШ, что и обусловило необходимость выделения особенностей организационно-педагогической структуры малокомплектного общеобразовательного учреждения, связанного с наполняемостью классов (по М. П. Гурьяновой - с предельно малой, малой, низкой наполняемостью учащихся, с разновозрастным составом начальной школы; с наполняемостью от 10 школьников и выше). Все это позволяет определить две модели МКШ: модель МКШ разновозрастного и частично разновозрастного обучения.

Изменения дидактической системы (т. е. объединение классов, создание новых разновозрастных учебных планов и др.), имевшие практический характер, потребовали конкретных научных поисков по обоснованию разновозрастного содержания образования и способов его реализации. В этой связи дается характеристика основных теоретических предпосылок, определенных как исходные при моделировании разновозрастной модели сельской малокомплектной школы. Это: а) формирование содержания образования на основе межпредмет-ности, комплексности и интегративности; б) использование технологий разновозрастного обучения (РВО); в) обоснование механизмов функционирования МКШ.

А) Межпредметность как базовый принцип формирования содержания образования имеет мощное обоснование в современной науке с позиций психологии, педагогики и методики обучения. В отечественной дидактике на основе общности учебно-познавательных целей различных учебных предметов обосновывалась объективная необходимость отражать в учебном познании реальные взаимосвязи объектов и явлений природы и общества; подчеркивались мировоззренческая и развивающая функции МПС, их положительное влияние на формирование истинной системы научных знаний и общее умственное развитие ученика; разрабатывалась методика скоординированного обучения различным учебным предметам, предпринимались попытки готовить учителя к осуществлению МПС на практике.

Интегративность как явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновид-

ностям своего проявления потребовало анализа с педагогической и психологической позиций. Основная цель обучения на интегративной основе - это формирование целостного представления об окружающем мире, что, безусловно, влечет за собой качество образования. Психофизиологическое обоснование механизма овладения знаниями и процесса их интеграции нам представляется возможным на основе двух психологических концепций - теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина) и ассоциативно-рефлекторной природы умственной деятельности (Е. Н. Кабанова-Меллер, Н. А. Мен-чинская, Ю. А. Самарин).

Указывая на комплексность как принцип формирования содержания образования, следует сказать, что при организации обучения в МКШ возникает потребность в комплексных формах - комплексных обобщающих уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях, имеющих межпредметное содержание, требующих коллективного решения межпредметных учебных проблем, вопросов в сочетании с индивидуальными заданиями с учетом познавательных интересов и склонностей учащихся в разных предметных областях.

Б) Анализ существующей литературы, описывающей технологию РВО, показал, что в практике работы отечественных и зарубежных школ сложились определенные подходы к организации совместной деятельности детей разного хронологического возраста. Данные подходы достаточно полно описаны в исследованиях Л. В. Байбородо-вой. Многие отечественные и зарубежные ученые отмечают, что в ситуации полного или частичного отказа от традиционной классно-урочной системы в полной мере реализуются права ребенка на овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются ему в жизни. В процессе создания разновозрастной группы становится возможным взаимо-обучение как важный аспект педагогического регулирования межвозрастного взаимодействия, а также использование возможностей межличностного общения для развития социального опыта подростков, сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Рассматривая достоинства и недостатки разновозрастного обучения, мы пришли к выводу о том, что для качественного функционирования современных сельских МКШ использование технологий разновозрастного обучения является наиболее целесообразным.

В) Обоснование механизмов функционирования МКШ стало возможным при анализе работ Л. В. Байбородовой, М. А. Балабана, Я. А. Берегового, Е. Л. Бережковской, С. В. Белова, Г. А. Горбунова, Е. А. Глуховской, Е. Е. Лушникова, Т. Е. Ми-

лехина, Н. М. Платонова, А. А. Смирновой, Г. В. Сор-вачева, Г. Я. Шишмаренкова, И. В. Шманева и других. Очевидно, что формирование разновозрастного содержания образования обусловливает необходимость разработки новых организационных форм, в том числе и разновозрастного обучения сельских школьников. На наш взгляд, перспективной является организация обучения в МКШ с использованием таких форм, как разновозрастная группа (РВГ) и разновозрастной класс-комплект (РВКК).

Таким образом, систематика МКШ может быть сформирована по следующим показателям:

общее число учащихся, количество классов-комплектов, наполняемость классов, возможность сетевого взаимодействия, коэффициент развития учебно-материальной базы, количествово ставок согласно часам учебного плана, учителей, из них ведущих 1, 2, 3, 4, 5 учебных предметов (в том числе одной образовательной области). На основании данной систематики можно предложить разделить все МШК на две группы: разновозрастного обучения (14.8 % от всего числа ОУ Том -ской области), частично разновозрастного обучения (29.6 %).

Сушилова В. И., заместитель начальника.

Управление образования Администрации Зырянского района Томской области.

Ул. Советская, 10, с. Зырянское, Зырянский район, Томская область, Россия, 636850.

Пушкарева Т. Г., заместитель директора.

Томский государственный педагогический колледж.

Ул. Крылова, 12а, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.

Материал поступил в редакцию 25.08.2010.

V I. Sushilova, T. G. Pushkareva

UNGRADED SCHOOLS IN TOMSK REGION:

SOCIAL AND ECONOMIC CONTEXT, INFRASTRUCTURAL CHARACTERISTICS

The article analyses the specificity of Tomsk regional educational system - ungraded educational establishments and their infrastructural characteristics.

Key words: few complement schools, infrastructural characteristics of regional educational systems.

Sushilova V. I.

Department of Education of Zyrianski District Administration of Tomsk Region.

Ul. Sovetskaya, 10, s. Zyryanskoe, Tomsk region, Russia, 636850.

Pushkareva T. G.

Tomsk State Pedagogical College.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ul. Krylova, 12a, Tomsk, Tomsk regon, Russia, 634050.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.