Научная статья на тему 'Разработка механизмов стимулирования инвестиций в проекты освоения месторождений золота Красноярского края'

Разработка механизмов стимулирования инвестиций в проекты освоения месторождений золота Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка механизмов стимулирования инвестиций в проекты освоения месторождений золота Красноярского края»

СЕМИНАР 19

ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА - 99" МОСКВА, МГГУ, 25.01.99 - 29.01.99

А.А. Ашихмин, доц, к.т.н., В.В. Погонин, доц.,

МГГУ КГТА

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ в проекты освоения месторожпении

ЗОЛОТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Социально-экономическое развитие, геополитическое положение и роль России в мировом сообществе в настоящее время и перспективе определяются ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его использования [4]. Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, сложившуюся на мировом рынке драгоценных металлов и имеющую по оценкам большинства специалистов долговременный характер, роль золота для экономического развития РФ в целом и отдельных ее регионов (особенно в условиях финансового кризиса и ожидаемых значительных инфляционных колебаний) остается по-прежнему значительной в силу его ликвидности [2,5,6]. Для целого ряда регионов в РФ добыча и производство золота является крайне важным фактором с позиций формирования бюджета, занятости населения и развития социальной инфраструктуры.

Россия располагает крупной минерально-сырьевой базой золота. По его разведанным запасам она занимает третье место в мире после ЮАР и США. Из учтенных Государственным балансом России запасов золота более половины (52%) сосредоточенно в собственно золоторудных месторождениях. На россыпные месторождения приходится всего 20% запасов, но именно они обеспечивают основной объем (85%) добычи золота [2].

В Красноярском крае сосредоточено 13% запасов и производится 7-9% (от общероссийского уровня) золота, что обеспечивает краю соответственно 3 и 5-8 места среди 30 золотодобывающих регионов России. Значительные за-

пасы и ресурсы металла позволяют обеспечить рост золотодобычи до 2005 года и на перспективу в 22,5 раза.

Валовая потенциальная ценность балансовых запасов золота края достигает более 10 млрд. долл. (с прогнозными ресурсами -более 20 млрд. долл.).

В Красноярском крае до последнего года основной объем золота, как и в России в целом, добывался из россыпей. В 1996г. край впервые добыл свыше 70% золота из коренных месторождений. Золотодобывающая промышленность края одна из относительно стабильно функционирующих отраслей. Стабилизирующим и ускоряющим фактором золотодобывающей промышленности является наращивание производства на Олимпиадинском ГОКе, обеспечивающем более 60% общекраевого металла. Основная золотодобыча края сосредоточена в Нижнем Приангарье, на месторождениях Енисейского кряжа (более 65% от его общекраевого производства).

В настоящее время государственным балансом по Красноярскому краю учтено более 300 месторождений золота, в том числе 28 - рудного золота, остальные -россыпного (данные Красноярск-геолкома). Кроме того балансом не учтен ряд крупных, перспективных рудопроявлений, поскольку на них не проводились разведочные работы и следовательно нет запасов категорий, включая С2, хотя прогнозные ресурсы их значительны (это Боголюбовское, Ведугинское и другие).

В крае выделяется три традиционных рудных района - СевероЕнисейский (северная часть Енисейского кряжа), Южно-

Енисейский (южная часть Енисейского кряжа) и Восточный Саян на юге края. Распределение запасов (В+С1+С2+Забалансовые) коренного и россыпного золота по указанным регионам составляет 59.8, 22.4, 17.8% и 34.9, 48.8, 16.3% соответственно.

Основные золоторудные месторождения Северо-Енисейского района - Советское, Эльдорадо, Полярная звезда, Первенец, рудо-проявления Доброе, Успенское, Ведугинское и другие. В этом же районе размещается самое крупное месторождение края - Олим-пиадинское. В Южно-Енисейском районе размещается ряд сравнительно мелких месторождений и рудопроявлений - Васильевское, Николаевское, Самсон и другие.

В Восточном Саяне известны небольшие месторождения и проявления рудного золота - Ольхов-ское, Медвежье, Констанстинов-ское и другие.

Золоторудные месторождения Енисейского кряжа относятся к двум основным формациям - золото-кварцевой и золотосульфидной и двум типам - первичные и окисленные.

К золото-кварцевой формации относится большая часть мелких месторождений Северо-Енисей-ского и Южно-Енисейского рудных районов. Они характеризуются содержанием золота на уровне 2,5-3,5 г/т (Северо-Енисейский район) и 5-10 г/т (ЮжноЕнисейский район), резко неравномерным его содержанием, простой технологией извлечения золота.

К золото-сульфидным формациям относятся руды Олимпиа-динского месторождения, Бого-любовского, Ведугинского рудо-проявления. Руды упорные, технология извлечения золота из них

4 і 1999

179

значительно сложнее. Значительно упрощается извлечение золота из окисленных руд кор выветривания, которые выделяются на всех трех упомянутых месторождениях.

Рудные месторождения Восточного Саяна, небольшие по масштабам, относятся к золото-сульфидно-кварцевой формации. Рудные тела на этих месторождениях имеют небольшую мощность, сложную морфологию и содержание золота на уровне 10-20 г/т.

Россыпные месторождения как на Енисейском кряже, так и на юге края в значительной мере затронуты отработками прежних лет и процентов на 80 являются техногенными. Часть запасов, числящихся на балансе не являются рентабельными. В северной части кряжа таких запасов около 10% и содержание золота несколько выше, чем в южной части, где подобные запасы могут достигать свыше 30%. Кроме того, в южной части кряжа большая часть россыпей приурочена к пескам с высоким содержанием глины и характеризуется преобладанием мелкого и тонкого золота. На юге края практически все известные россыпи являются техногенными. Остаточные запасы приурочены к бортам долины, целикам или глубоким участкам. Содержание золота здесь в целом ниже, чем на ряже, хотя в отдельных целико-вых россыпях оно поднимается выше 1 г/т. На большую часть всех числящихся на госбалансе запасов (85,4%) выданы добычные или совмещенные лицензии на право недропользования. В том числе пролицензировано 95% запасов рудных месторождений, 65% запасов россыпных месторождений, из них 64,7% запасов для дражной добычи, 65,3% запасов для гидравлической.

В настоящее время в Красноярском крае золотодобычей занимат-ся 19 предприятий, в основном акционерных обществ, большинство из которых - старательские артели.

Рудные месторождения разрабатываются АООТ "Золото" (бывший Северо-Енисейский

ГОК), АО АС "Полюс", Артемов-

178

ским рудником. Остальными

предприятиями добывается только россыпное золото, в основном гидравлическим способом.

Большая часть всей золотодобычи приходится на Енисейский кряж (100% рудного золота; 85% россыпного). Наиболее производительным является АО АС "Полюс", отрабатывающее открытым способом окисленные руды коры выветривания крупнейшего в крае Олимпиадинского месторождения (87% рудного и 1,3% россыпного золота). АООТ "Золото" отрабатывает открытым и подземным способами Советское месторождение в северной части Енисейского кряжа, а также ряд россыпей дражным и гидравлическим способами (11% рудного и 39% россыпного золота).

Остальные горнодобывающие предприятия (АО "СевероАнгарский ГМК", АС "Ангара", "Северная", "Центральная" и другие) разрабатывают только россыпные месторождения. Россыпные месторождения отрабатываются дражным и гидравлическим способами (45 и 55% золота соответственно).

В соответствии с Программой развития золотодобывающей промышленности Красноярского края (базирующейся на основных положениях: Федеральной программы производства золота и серебра в России; Схеме развития и размещения производительных сил Красноярского края; Программе развития и освоения минеральносырьевой базы Красноярского края; Концепции Федеральной программы освоения Нижнего Приангарья в Красноярском крае) схема промышленного освоения известного и перспективного сырьевого потенциала края определяется стратегией ускоренного роста на начальном этапе (до 2005 года) и стабилизации на следующем этапе (более 50 лет) при достижении максимальной золотодобычи.

Целью развития золотодобывающей промышленности края и ее сырьевой базы на период до 2005 года является увеличение объема золотодобычи (до 15% от

общероссийского уровня) при увеличении доходов от эксплуатации золоторудных месторождений и хозяйственной деятельности предприятий.

Специфическими особенностями задач, решаемых для достижения поставленной цели являются: опережающее ускоренное проведение поисков, разведки, освоения и эксплуатации месторождений рудного золота в Нижнем Приангарье; наращивание сырьевой базы золота в районах действующих горнодобывающих производств; поддержание стабильной добычи россыпного золота с последующим ее снижением и переходом на объекты техногенного и природного золота мелких и тонких классов; обеспечение радикального снижения издержек на добычу и производство золота.

В настоящее время основной проблемой развития золотодобывающей промышленности края является поиск источников, разработка и реализация механизмов стимулирования инвестиций в проекты освоения месторождений золота.

Указанные механизмы стимулирования предусматривают использование процедур отбора и сертификации и развивают идею выборочного государственно-коммерческого финансирования наиболее приоритетных проектов [1].

С формальной точки зрения отбор инвестиционных проектов представляет собой процесс поиска результата общей задачи принятия решений, которая сводится к последовательному решению двух задач выбора. Сначала из множества представленных проектов отбираются допустимые по значениям определенного ряда так называемых обязательных критериев. Затем с использованием целого набора так называемых оценочных критериев реализуется выбор на множестве допустимых проектов. Причем, если в рамках первой задачи выбора осуществляется выделение неупорядоченного подмножества проектов, то в рамках второй возможна (в зависимости от ситуации выбора) реализация различных поставок: выделение лучшего или неупорядо-

ГИАБ

ченного подмножества лучших проектов; линейное, частичное или слоевое упорядочение проектов.

Сертификация проектов предполагает решение задачи классификации (неупорядоченного разбиения) с учетом предпочтений инвестиционных проектов, установленных в результате отбора, числа и мощности классов, предусматривающих бюджетную поддержку. Сертификация также сводится к последовательному решению двух задач выбора.

Основой отбора и сертификации инвестиционных проектов является экспертные процедуры оценки по целой совокупности количественных и качественных критериев. Причем, очевидно, что эффективная реализация указанных механизмов возможны только на основе формальных моделей и методов выбора, реализуемых с использованием проблемно-

ориентированных систем поддержки принятия решений и экспертных систем.

Важнейшим аспектом разработки и практической реализации процедуры сертификации проектов является обоснование структуры смешанного (государственно-коммерческого) фи-

нансирования с гибко изменяемой долей бюджетных вложений.

Как уже указывалось выше важнейшими параметрами формальных моделей сертификации является число и мощность классов инвестиционных проектов. Вместе с тем, если число классов и признаки отнесения к каждому классу определяются стратегией промышленного инвестирования в конкретном секторе экономики, то мощность классов (размер бюджетных вложений или льготного кредитования) определяются с учетом вероятности потенциального софинансирования проектов коммерческими структурами (в основном коммерческими банками).

Очевидно, что в реальной ситуации федеральный и/или региональный бюджет ограничен и недостаточен для реализации даже приоритетных инвестиционных проектов. Однако, имеется ряд коммерческих структур заинтересованных в софинансировании проектов при условии выделения для данных проектов бюджетных инвестиций и/или льготного кредитования. Естественно, что размер и вероятность софинансирова-ния зависят от доли государственного (регионального) участия в каждом конкретном проекте определенного сертификационного класса.

Незначительный размер государственной поддержки снижает вероятность и размер софинанси-рования. Необоснованное увеличение поддержки приводит к уменьшению эффективности бюджетных средств и мощности (числа проектов) сертификационных классов.

Следовательно, проблема сводится к обоснованию минимально необходимого размера поддержки проектов каждого сертификационного класса, обеспечивающего достаточную вероятность софи-нансирования и максимально возможную мощность классов по числу проектов с учетом ограниченности общей суммы выделяемых средств поддержки.

Таким образом, разработка механизмов стимулирования инвестиций в проекты освоений месторождений золота Красноярского края предполагает следующие основные этапы:

♦ формирование систем обязательных критериев отбора проектов с учетом сложившейся конъюнктуры рынка золота и минимально возможного уровня конкурентоспособности проектов;

♦ формирование системы оценочных критериев (показателей) проектов и определение структуры предпочтений этих критериев с

учетом отраслевой специфики и региональных особенностей;

♦ формирование системы и критериев классификации проектов с позиций их приоритетности, а также определение мер поддержки проектов каждого класса на основе прогнозной оценки возможности софинансирования коммерческими структурами;

♦ разработка системы формальных моделей условий и принципов отбора и сертификации проектов, а также процедур их реализации в условиях неполноты, неопределенности и нечеткости исходной информации, характерной для подавляющего большинства горнопромышленных проектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашихмин А.А., Погонин В.В. Аспекты разработки механизма стимулирования инвестиций коммерческих структур в горнопромышленные проекты // Деп.рук. - МГГУ, Горный информационно-аналитический бюллетень. №2. 1998

2. Грицаев В.П. Основные направления развития золотодобывающей промышленности России // Минеральные ресурсы России : экономика и управление. №3, 1996. С.8-11.

3. Золотой рынок России: становление и развитие // Материалы практической конференции 13-16 ноября 1996г. -М., 1997

4. Козловский Е.А., Грабчак Л.Г. Минерально-сырьевой потенциал и национальная безопасность России // Известия высших учебных заведений : геология и разведка. №6, 1996. С.3-11.

5. О состоянии минеральносырьевой базы России // Минеральные ресурсы России : экономика и управление. №1, 1996. С.4-12.

6. Розенблюм И.С., Банин В.А. О мерах государственной поддержки добычи и производства драгоценных металлов в Магаданской области // Минеральные ресурсы России : экономика и управление. №4, 1998. С.33-36..

7. Тем Ю.М., Курский А.Н. Закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях // Минеральные ресурсы России : экономика и управление. №3, 1998. С.38-44.

© А.А. Ашихмин, В.В. Погонин

179

Файл: АШ_ПОГ

Каталог: 0:\С диска по работе в универе\01ЛБ_99\01ЛБ4_99\Все

Шаблон:

С :\и sers\Таня\ЛppData\Roaming\Microsoft\Шаблоны\Nor

та1.^Ш

Заголовок: РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ

ИНВЕСТИЦИЙ В ПРОЕКТЫ ОСВОЕНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ЗОЛОТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Содержание:

Автор: Гитис Л.Х.

Ключевые слова:

Заметки:

Дата создания: 09.06.1999 9:50:00

Число сохранений: 3 Дата сохранения: 16.06.1999 19:01:00

Сохранил: Гитис Л.Х.

Полное время правки: 3 мин.

Дата печати: 14.12.2008 20:21:00

При последней печати страниц: 3

слов: 2 171 (прибл.)

знаков: 12 380 (прибл.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.