Научная статья на тему 'Разработка механизма формирования и совершенствования системы управления затратами на предприятиях Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги'

Разработка механизма формирования и совершенствования системы управления затратами на предприятиях Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
609
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ / ЭЛЕМЕНТНЫЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД / СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК / КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрьева Л.В., Лоскутова Н.И.

В статье рассмотрены вопросы управленческого учета как одного из наиболее действенных способов повышения эффективности управления затратами на опыте предприятий Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги, дан единый комплексный подход к классификации формирования и учета затрат в номенклатуре доходов и расходов по основным видам деятельности ОАО «РЖД».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка механизма формирования и совершенствования системы управления затратами на предприятиях Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

УДК 657.4

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЮЖНО-УРАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

I*

Л. В. ЮРЬЕВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления в промышленности

E-mail: lv_yurieva@mail. ru Нижнетагильский технологический институт (филиал) Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Н. И. ЛОСКУТОВА,

старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин E-mail: natali_Loskut@mail. ru Челябинский институт путей сообщения (филиал) Уральского государственного университета путей сообщения

В статье рассмотрены вопросы управленческого учета как одного из наиболее действенных способов повышения эффективности управления затратами на опыте предприятий Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги, дан единый комплексный подход к классификации формирования и учета затрат в номенклатуре доходов и расходов по

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

основным видам деятельности ОАО «РЖД».

Ключевые слова: система управления затратами; функциональный, элементный и организационный подход; себестоимость перевозок; калькулирование, бюджетирование.

1 ■ альнейшее повышение эффективности I I использования всех видов экономических У И ресурсов и развития железнодорожных предприятий неразрывно связано с формированием системы стратегического управления затра-

тами, которая является рыночным механизмом и расширяет возможности субъектов рынка для выбора более точных и обоснованных решений по всем направлениям управленческой деятельности. Вот почему важно раскрыть основные принципы и подходы к построению управленческого учета в современной системе управления затратами на исследуемых предприятиях железнодорожного транспорта Челябинского отделения ЮжноУральской железной дороги (ЮУЖД).

Современные предприятия, видом экономической деятельности которых являются железнодорожные перевозки, функционируют в условиях высокой сложности, неопределенности и динамичности окружающей социально-экономической среды. Для того чтобы выжить в этой среде, предприятиям ОАО «РЖД» необходимо постоянно развиваться, совершенствоваться и адаптироваться к быстро меняющимся требованиям рынка, формируемым в условиях современной экономики инновационного типа. В условиях рыночной экономики перед предприятиями железнодорожного транспорта встает проблема гибкого и быстрого реагирования на изменчивость рыночной среды. В то же время необходимо осуществлять формирование долговременной конкурентной политики и стратегии развития дочерних зависимых предприятий, филиалов и их структурных подразделений.

Система управленческого учета выступает одним из наиболее действенных способов, призванных повысить эффективность управления затратами ОАО «РЖД». Дальнейшее повышение эффективности использования всех видов экономических ресурсов и развития железнодорожных предприятий неразрывно связано с формированием территориальными филиалами, дочерними предприятиями ОАО «РЖД» системы стратегического управления затратами, которая является рыночным механизмом и расширяет возможности субъектов рынка для выбора более точных и обоснованных решений по всем направлениям управленческой деятельности.

На любом предприятии железнодорожного транспорта всегда имеются резервы снижения затрат. Предприятие, являясь многоэлементным образованием, делится в зависимости от применяемого основания (признака) деления на различные множества элементов (подсистем). К таким подсистемам

можно отнести стратегическое управление затратами организации, которое включает объект и субъект управления. Объектом стратегического управления затратами являются собственно затраты предприятия, процесс их формирования и снижения. Субъектом стратегического управления затратами выступают руководители и специалисты предприятий железнодорожного транспорта, т. е. управляющая система.

Роль системы стратегического управления затратами не ограничивается функциями традиционного управленческого учета, задачей которого является обеспечение руководства железнодорожного предприятия внутренней информацией с целью обоснования управленческих решений.

Для решения поставленных вопросов, по мнению авторов, необходимо расширить требования к учетным системам относительно затрат, например, необходимо иметь в виду:

• соответствующую квалификацию персонала;

• техническую вооруженность (например, единую корпоративную автоматизированную систему управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР) на базе SАР/R-3 продукта, который позволяет руководству ОАО «РЖД» отслеживать все финансовые операции дочерних предприятий, подразделений, отдельных работников);

• соответствующую оплату труда;

• ожидаемые условия;

• эффект, приносимый учетной системой, и т. д. Управление затратами представляет собой

комплексную организационно-экономическую систему мер, направленных на эффективное использование всех видов потенциалов, включая ресурсный и производственный, а также оптимизацию элементов структуры затрат в целях максимизации экономического эффекта от перевозочного процесса. Современная система управления затратами построена на принципах управленческого учета и развития информационных автоматизированных систем. К основным принципам управления затратами ОАО «РЖД» на современном этапе развития можно отнести:

• внедрение системы управленческого учета затрат на всех уровнях управления ОАО «РЖД»;

• расширение информационной и методической базы обеспечения управленческого учета расходов и доходов;

единый комплексный подход к классификации, формированию и учету затрат в номенклатуре доходов и расходов по основным видам деятельности ОАО «РЖД»; ведение раздельного учета доходов и расходов и разработка на этой базе методических подходов и рекомендаций для обоснования уровня затрат;

совершенствование информационной базы на основе внедрения модуля «Контроллинг» ЕК АСУФР в соответствии с принципами управленческого учета и методикой распределения затрат;

развитие информационных систем автоматизированного управления, позволяющих вести

мониторинг затрат и результатов в режиме реального времени; • совершенствование форм учета и отчетности на основе раскрытия взаимосвязи основных экономических понятий в системе управленческого учета и т. д.

В процессе исследования рассмотрено формирование управленческого учета в системе управления затратами (СУЗ) на предприятиях Челябинского отделения ЮУЖД, во-первых, как механизма реализации конкурентной стратегии на рынке, во-вторыщ как результата формирования и реализации устойчивых ориентиров в области системы управления затратами. Концептуальная модель формирования СУЗ на железнодорожном транспорте представлена на рис. 1.

1. Определение цели построения системы управления затратами на предприятиях железнодорожного транспорта

1.1. Реализация конкурентной стратегии на предприятиях железнодорожного транспорта

2. Постановка задач построения системы в рамках выбранной цели

2.1. Обеспечить снижение себестоимости услуг по перевозкам грузов и пассажиров в результате воздействия на затраты (оптимизация затрат) 2.2. Обеспечить гибкость, динамичность и эффективность процессов управления затратами в перевозочном процессе

* 1 Г

3. Разработка основных компонентов реализации поставленных задач

3.1. Построение базовой модели СУЗ

3.2. Дифференциация частных целей

3.3. Разработка организационно-функциональной схемы

4. Исследование условий и факторов, влияющих на выбор форм и методов управления затратами

4.1. Определение уровней 4.2. Определение 4.3. Определение динамики

управления в соответствии с стратегического типа показателей,

частными целями их предприятия характеризующих

интеграции финансовое состояние

▼ предприятия

5. Построение ситуационной модели управления затратами

6. Выбор критерия эффективности управления затратами с позиции реализации конкурентной стратегии предприятия

6.1. Описание критерия конкурентоспособности услуг

6.2. Описание вариантов управления затратами

Рис. 1. Концептуальная модель формирования СУЗ на предприятиях железнодорожного транспорта

Модель охватывает все теоретико-методические разработки: интеграцию инструментов управления затратами в зависимости от уровня управления, построения базовой и организационно-функциональной модели формирования системы стратегического управления затратами; разработку ситуационной модели шести типов управления затратами; выбор оценки эффективности применения данных разработок.

Характерной чертой СУЗ является тщательный анализ внешней бизнес-среды, в которой предприятия железнодорожного транспорта осуществляют свою деятельность (при проведении данного анализа должны быть учтены стратегическая позиция предприятия на транспортном рынке услуг, дифференциация услуг данного предприятия, а также представлена цепь затрат рассматриваемого предприятия). Процесс формирования и развития СУЗ необходимо исследовать с позиций системного подхода [2, 3].

Системный подход позволяет научно обосновать и решать проблемы формирования и функционирования системы управления затратами. С позиций системного подхода управление затратами необходимо рассматривать как систему. Данный подход позволяет создать целую комплексную модель, отражающую процесс формирования (организации) и функционирования СУЗ как единого целого, не разделяя на отдельные части. Исходя из сущности понятия «система» (взаимосвязь, целостность и взаимодействие), можно выделить три определяющих аспекта системного подхода: функциональный, элементный и организационный (рис. 2).

Функциональный аспект предполагает изучение и определение функций, которые должны выполняться СУЗ и соответствующими подсистемами. Для функциональных подсистем должен определяться состав выполняемых процессов, операций или решаемых ими задач. Четкое определение функций позволяет создать структуру (подразделение), определить состав специалистов, необходимых для выполнения поставленных задач. Элементный аспект предусматривает исследование и построение объекта как системы, установление его элементного (компонентного) состава, что необходимо для обеспечения целостности СУЗ при ее проектировании (построении).

Организационный аспект предполагает установление структуры системы, определение ясной и точной цели для каждой структурной части, реализацию задач в соответствии с функциональным назначением части. Обеспечение взаимосвязи и единства указанных трех аспектов системного подхода при формировании или совершенствовании структурных частей системы позволяет упорядочить и упростить ее организацию и управление, достичь целостности частей и приобретения ими качественно новых свойств.

Построение базовой модели функционирования СУЗ основано на использовании известной модели «вход - выход», отражающей сущность перевозочного процесса. Все эти аспекты СУЗ должны способствовать достижению главной цели стратегического управления затратами.

Главной целью стратегического управления затратами является повышение конкурентоспособности предприятий железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг посредством обеспечения условий для наиболее объективного анализа эффективности деятельности предприятия и предоставления информации для разработки и поддержания реальной, ясной и эффективной стратегии. С позиций управления затратами модель «вход - выход» может быть представлена в расширенном виде, отражая сущность экономики транспортных услуг, основные объекты воздействия в рассматриваемой системе, а также факторы внешней и внутренней среды предприятий железнодорожного транспорта, определяющие характер, направленность и результативность осуществляемых управленческих воздействий.

Функциональная структура СУЗ (см. рис. 2) [1]. В перечень функций системы входит координация, планирование, контроль, учет и регулирование уровня затрат на таких стадиях стратегического управления, как уточнение бизнес-идеи в структурных подразделениях; выражение стратегических задач и планов действий в конкретных затратных показателях; анализ действующей стратегии; анализ конкурентоспособности предприятия по затратам; выявление стратегических альтернатив по интеграции в бизнес-пространство; обеспечение согласованности планов подразделений железнодорожных предприятий; контроль за показателями эффек-

Внешняя среда

Управляющее воздействие + -

Объект - имущество организации (финансовые, материальные и нематериальные ресурсы), источники его формирования; хозяйственные процессы; управленческие решения, затраты на оказание услуг

Главная цель СУЗ - управление затратами с точки зрения стратегической перспективы, обеспечивающее планирование, организацию и регулирование, учет, контроль, анализ, оптимизацию, прогнозирование и оценку уровня затрат на стадиях формирования, реализации контроля и регулирования стратегии принимаемых решений

Рис. 2. Базовая модель СУЗ на предприятиях железнодорожного транспорта

Субъект управления - руководители и специалисты (финансовых, бухгалтерских, плановых служб, материально-технической службы (МТС), управления персоналом, инвестициями и имуществом, отделом по сбытовой деятельности и контролю за договорами) железных дорог, отделений дорог, структурных подразделений

Элементная Организацион-

Функциональная структура структура ная структура

1. Координация, планирование, контроль, оптимизация, 1. Кадровое 1. Руководитель

прогнозирование и регулирование уровня затрат на всех обеспечение. службы

стадиях управления структурными подразделениями с целью 2. Информационное стратегического

дальнейшей консолидации в целом по ОАО «РЖД» с обеспечение. управления

использованием модуля контроля СО «Контроллинг». 3. Оптимизация затратами

2. В области управленческого учета - сбор и обработка финансовых потоков. (Управления

информации, разработка и ведение системы внутреннего 4. Техническое осна- железной дороги).

учета, унификация методов и критериев в оценке щение.

деятельности организации и ее структурных подразделений 5. Правовое 2. Сотрудники

через анализ затрат. обеспечение службы

3. Анализ действующей стратегии по уровню и структуре стратегического

затрат. управления

4. Анализ конкурентоспособности предприятий по затратам затратами (3-4

в перевозках грузов и пассажиров, определение человека).

возможностей их оптимизации.

5. Выявление стратегических альтернатив по интеграции в 3. Руководители и

бизнес-пространство и анализ применения альтернативных специалисты

технологий. служб центров

6. Координация процесса обмена информацией по времени ответственности

и содержанию на различных уровнях управления через по местам

затратные показатели. возникновения

7. Обеспечение единого методологического подхода к затрат

формированию системы планирования, установлению (финансовых,

планирования в информации по временным этапам и бухгалтерских,

уровням. плановых,

8. Контроль за показателями эффективности деятельности материально-

предприятий и степенью достижения стратегических целей технических,

на основе информации о затратах. управления

9. Определение необходимости изменения стратегии кадрами и др.)

предприятий на основе информации о затратах с целью

принятия решений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возмущающее воздействие

тивности деятельности данных предприятий и степенью достижения стратегических целей на основе информации о затратах; определение по результатам оценки эффективности необходимости изменения стратегии предприятия на основе информации об уровне и структуре затрат.

Элементная структура СУЗ. Для выполнения данной функции системы необходимо выделить следующие элементы:

• кадровое обеспечение - рабочая группа из 3-4 человек, которая представляет собой аналитическую службу, а также специалисты центров ответственности, осуществляющие сбор первичной информации;

• информационное обеспечение - документы внешней и внутренней отчетности предприятия железнодорожного предприятия, информация о затратах, показателях деятельности, данные, отражающие деятельность конкурентов;

• финансовое обеспечение - денежные средства на выплату заработной платы специалистам аналитической службы, на проведение мероприятий, связанных с реализацией функций -задач СУЗ;

• техническое обеспечение - компьютерная техника, оргтехника, средства для оборудования рабочих мест специалистов аналитической службы;

• правовое обеспечение - внутренние правовые акты, распоряжения, приказы по предприятию.

Организационная структура СУЗ. Данная структура на предприятии включает в себя не только аналитические показатели и выводы. В системе главную роль играют люди, которые занимаются стратегическим анализом затрат, потоками информации между подразделениями предприятия и доведением ее от подчиненных до руководителя.

При создании службы СУЗ на предприятии необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к ней:

• служба СУЗ должна иметь возможность получать необходимую ей информацию из других подразделений предприятия, таких как бухгалтерия, финансовый отдел, планово-экономический отдел, служба маркетинга, служба сбыта, служба материально-технического снабжения;

• должна обладать полномочиями в организации с помощью других служб сбора дополнительной информации, требуемой ей для анализа и выводов;

• иметь возможность внедрения новых процедур сбора аналитической информации на постоянной основе и быстро доводить информацию до сведения высшего руководства предприятия;

• быть независимой от иных служб предприятия, в том числе и финансово-экономических. Для эффективной работы и определения

ответственности людей, занимающихся стратегическим анализом затрат, необходимо создать специальное структурное подразделение - службу стратегического управления затратами. Данная служба может входить в структуру отдела стратегического планирования на предприятии. СУЗ органично вписывается в существующую организационно-экономическую среду и представляет собой результат взаимодействия объектов этой среды. Организационно-функциональная модель СУЗ, предполагающая создание службы управления затратами, представлена на рис. 3.

К основным функциям службы управления затратами относятся: информационное обеспечение СУЗ (ЕК АСУФР с ее модулями: SD «Сбыт», ММ «Материалы», СО «Контроллинг», FM «Финансовый менеджмент», 1М «Учет инвестиций»); принятие управленческого решения; управляющее воздействие; учет параметров состояния системы; анализ хозяйственной ситуации (причин создавшегося положения) и сравнение вариантов возможных решений для повышения эффективности предприятий железнодорожного транспорта.

Качество реализации плана системы управления затратами оценивается соотношением достигнутых результатов и поставленных целей. Результативность определяется уровнем развития объекта управления, который отслеживается путем сопоставления достигнутых и плановых показателей, характеризующих состояние объекта.

В качестве базы для анализа были выбраны три предприятия Челябинского отделения ЮУЖД (ТЧ-2, ПЧ-7, ШЧ-4). Полученные в результате анкетирования основные сведения приведены в таблице [1].

Рис. 3. Организационно-функциональная модель создания СУЗ на предприятиях железнодорожного транспорта

Анализ системы управления затратами на предприятиях Челябинского отделения ЮУЖД

Перечень вопросов на основании Ответ на вопрос

анкеты ТЧ-2 ПЧ-7 ШЧ-4

Используется ли на предприятии СУЗ? Да Да Да

Применяемые виды планирования на Оперативное и краткос- Оперативное и крат- Оперативное и крат-

предприятии? рочное косрочное косрочное

Перечислите применяемые методы Нормативный Нормативный Нормативный

планирования

Применение бюджетирования Да Да Да

Качество нормативно-правовой базы, База обновляется регу- База обновляется База обновляется вре-

используемой на предприятии лярно время от времени мя от времени

Периодичность пересмотра нормативов Один раз в год Один раз в год или реже Один раз в год или реже

Своевременность предоставления поль- Информация предоставля- Информация предо- Информация предо-

зователям необходимой информации ется регулярно ставляется не всегда регулярно ставляется не всегда регулярно

Место возникновения затрат на пред- Центры затрат и предпри- Центры затрат Центры затрат

приятии ятие в целом

С какой периодичностью производится Производится регулярно Производится регу- Производится регу-

выявление причин отклонений факти- лярно лярно

ческих затрат от нормативных?

Применяются ли меры воздействия в Материальное и админис- Материальное воз- Административное

случае обнаружения негативных от- тративное воздействие действие воздействие или

клонений фактических показателей от никакое

нормативных?

Какие методы стимулирования исполь- Доплаты и надбавки, пре- Премирование Премирование

зуются на предприятии? мирование, награждение ценными подарками

Существует ли система линейных и Да Да Да

функциональных связей руководителей,

ответственных за управление затратами?

Программное обеспечение, используе- ЕК АСУФР ЕК АСУФР ЕК АСУФР

мое для управления затратами

Методы учета затрат, используемые на Нормативный Нормативный Нормативный

предприятии

Полнота учета затрат На всех местах выполнения операций Выборочно Выборочно

Временной период использования на По окончании периода По окончании пери- По окончании периода

предприятии по учету затрат ода

Автоматизация затрат Учет полностью автомати- Учет полностью авто- Учет полностью авто-

зирован матизирован матизирован

Достоверна ли предоставляемая инфор- Предоставляемая инфор- Предоставляемая Предоставляемая

мация? мация полностью досто- информация не всегда информация не всегда

верна достоверна достоверна

Своевременна ли предоставляемая Информация предоставля- Информация предо- Информация предо-

информация? ется своевременно ставляется своевременно ставляется своевременно

Анализ затрат на предприятии Анализ по статьям и эле- Анализ по статьям и Анализ по статьям и

ментам затрат, по видам элементам затрат, по элементам затрат, по

деятельности видам деятельности видам деятельности

Оценка СУЗ на предприятии Отлично Отлично Отлично

В качестве респондентов выступали ведущие экономисты экономических отделов исследуемых предприятий, что позволяет говорить о высокой надежности полученных результатов. На первый вопрос о существовании на предприятиях СУЗ утвердительный ответ «да» является положительной тенденцией. Основное внимание было уделено способам учета затрат и системам их управления. Нормативный метод учета затрат, используемый на данных предприятиях, применяется на отечественных предприятиях различных видов экономической деятельности. Его сущность заключается в следующем: отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями. Обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования. Фактическая себестоимость перевозок является одним из основных оценочных показателей эффективности и качества работы железнодорожного транспорта (ОАО «РЖД»), дорог (филиалов ОАО «РЖД») и структурных подразделений и рассчитывается по расходам, связанным с основной производственной деятельностью. Себестоимость перевозок определяется делением суммы эксплуатационных затрат (Е) на объем перевозок (Р1), выраженный соответственно по грузовым перевозкам в тонно-километрах нетто, по пассажирским - в пассажиро-километрах, в среднем - в приведенных тонно-километрах.

Е

С = — (коп./10ед),

где С - себестоимость перевозок;

Е - эксплуатационные затраты;

Р1 - объем перевозок.

Рассчитывается себестоимость перевозок на трех уровнях управления - в целом по сети, железными дорогами и в отделениях железных дорог.

В организациях, отличающихся относительной стабильностью технологических процессов, норма затрат изменяется редко, поэтому плановая себестоимость мало отличается от нормативной. В этом случае вместо нормативных калькуляций можно использовать плановые.

Система стандарт-кост (нормативный метод) считается эффективным инструментом управленческого контроля за затратами. С точки зрения

контроля за эффективностью переменные затраты требуют большего внимания в отличие от постоянных затрат, которые начисляются равными суммами за одинаковые промежутки времени. В связи с этим в странах с рыночной экономикой с 1953 г. широко используется система учета условно-переменных затрат (система директ-костинг). Особенностью данной системы является планирование себестоимости продукции, работ и услуг только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и при контроле за себестоимостью принимаются за стандартные затраты. На исследуемых предприятиях используется система стандарт-кост. Анализ методов управления затратами на предприятиях выявляет множество факторов. Но наряду со специфическими методами есть общие проблемы снижения затрат, связанные с совершенствованием организации технологического процесса производства, работ, услуг и управления; выработкой мер по углубленному изучению спроса на перевозки, совершенствованию системы планирования, калькулирования, широкому использованию ЭВМ, повышению квалификации кадров. Как признает руководство исследуемых предприятий, важнейшей функцией управленческого учета является планирование будущей деятельности. На практике планирование деятельности данных предприятий на определенный период заключается в установлении целей и путей их реализации, а также ресурсного обеспечения. При этом планирование реализуется путем разработки комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных показателей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым структурным подразделением организации. В зависимости от сроков и содержания планирование делится на стратегическое (перспективное) и текущее (оперативное) планирование. Кроме того, на исследуемых предприятиях используется краткосрочное планирование, сроком до года с разбивкой по кварталам и месяцам. Краткосрочное планирование неразрывно связано с бюджетированием. Его можно охарактеризовать как процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью бюджетов и экономических показателей, позволяющих определить вклад каждого подразделения

и каждого менеджера в достижение общих целей. Бюджетирование направлено на решение задач распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации в целях достижения намеченных результатов деятельности железнодорожных предприятий. При изменении условий функционирования предприятий, как правило, используется метод непрерывного составления бюджетов (скользящее бюджетирование). С их помощью достигается решение конкретных задач. В результате исследования было отмечено следующее: на каждом из исследуемых предприятий применяется оперативное планирование. Что касается бюджетирования, то оно применяется также на всех предприятиях, поскольку местом возникновения затрат является не только предприятие в целом, но и центры затрат и центры ответственности.

Целями бюджетного планирования на исследуемых предприятиях являются:

• оценка предстоящих затрат (по элементам) по периодам (месяц, квартал, год);

• текущее планирование деятельности организации;

• своевременное выполнение плановых заданий деятельности организации по статьям, элементам затрат и видам деятельности. Бюджетирование способствует реализации

двух важнейших функций управления затратами: планирования и контроля. В то же время с помощью бюджетов достигается координация работы всех функциональных подразделений организации, т. е. деятельность различных центров ответственности объединяется в единое целое, достигается оптимальное соотношение централизации и децентрализации управления затратами. Результатом использования планирования является система управления по отклонениям на исследуемых предприятиях. По мере выявления отклонений текущих данных затрат от заложенных затрат в бюджеты и их оперативного анализа производится целенаправленное воздействие с целью нормализации положения. Чаще всего на практике применяется материальное или административное воздействие.

На исследуемых предприятиях применяется единое программное обеспечение ЕК АСУФР, поскольку существуют единая система и методика

учета затрат (по видам деятельности и тарифным составляющим), что позволяет в режиме реального времени централизованно анализировать данные затраты по всем структурным подразделениям и в целом по территориальным филиалам (железным дорогам) и принимать управленческие решения. Больше внимания в последнее время уделяется повышению квалификации кадров. Практикуется как получение высшего образования (в некоторых случаях второго), так и краткосрочные курсы повышения квалификации на базе факультета повышения при Челябинском институте путей сообщения. Исследование теоретического и практического опыта управления затратами показывает понимание поиска резервов снижения затрат в сфере транспортных перевозок как одного из важнейших условий устойчивого положения на рынке транспортных услуг. Существующие методы планирования, учета, анализа и прогнозирования уровня затрат не стали еще активными инструментами управления ими и требуют совершенствования. Считаем, управление затратами должно носить характер оперативного, регулирующего, требующего непосредственной увязки с оперативным управлением основным транспортным производством, поскольку именно в этом процессе происходят нарастание затрат и формирование уровня себестоимости перевозок. Наиболее значимыми затратами в формировании себестоимости перевозок являются затраты на оплату труда и приобретение сырья и материалов, энергии, топлива. В настоящее время нет единой методики, позволяющей показать непосредственное влияние управления затратами на эффективность оказываемых транспортных услуг, качественно и количественно оценить это влияние. При существующих подходах к управлению затратами линейные руководители, от которых в значительной степени зависит процесс накопления затрат, практически отчуждены от этой сферы деятельности. В этой связи нарушается логическая цепочка в установлении зависимости уровня затрат от рыночной конъюнктуры, в частности, от прогноза рыночных цен на оказываемые транспортные услуги. Углубление содержания задач управления затратами, возрастание их масштаба и важности в условиях развития рынка транспортных услуг столь значительны, что возникает необходимость выделения управления затратами в самостоятельную специфическую

функциональную подсистему управления предприятием. Для дальнейшего анализа необходимо выделить основные показатели СУЗ как в общем, так и по отдельным подсистемам.

Список литературы

1. Лоскутова Н. И. Методологический подход к управлению затратами на железнодорожном

транспорте // Глобальный кризис и инновационное развитие экономической и социальной сфер. Сб. мат. рег. и научно-практ. конф. РГТЭУ. Челябинск, 2010. С.208-212.

2. Томпсон А. Л., Формб И. Д. Экономика. М.: ЗАО «Бином», 1998. 544 с.

3. Тренев Н. Н. Стратегическое управление: учеб. для вузов. М.: Приор, 2002. 285 с.

Л

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.